Беговые лыжи | Новые фото

Лыжные трассы Москвы: Москомспорт привлекает общественность


Сегодня, 3 ноября, в здании Москомспорта в Милютинском переулке прошло рабочее совещание, посвященное проблемам подготовки лыжных трасс в Москве. На совещании помимо сотрудников Москомспорта были представители департаментов природопользования, ЖКХ и культуры, а также представители лыжной общественности.
Вел совещание А.Н. Пыжов - заместитель руководителя Москомспорта. В президиуме находились представители вышеназванных департаментов, руководители ЦФКиСов по округам, а также президент ФЛГМ Михаил Васильевич Головатов.

В зале было на удивление много лыжников: тренеров, спортсменов, активистов. От Ромашково были Александр Гаврилов и Рауфа Загидуллина, от Битцы Геннадий Бочаров. Были и известный тренер Игорь Усиков, и Лариса Веденина и Татьяна Брысина (Подмазо), и Юрий Масный (член сборной России по ориентированию), и известный журналист и комментатор Андрей Кондрашов. Кстати, Андрей Владимирович раздал присутствующим чиновникам последний номер журнала "Лыжный спорт" №53, главной темой которого по стечению обстоятельств стали именно лыжные трассы Москвы.

Сначала отчитались представители департаментов культуры и ЖКХ, и после этих выступлений стало грустно. Нас опять позвали на очковтирательство. По словам чиновников, по линии ЖКХ только освещенных трасс у нас будет почти 160 километров, а по линии департамента культуры (он отвечает за парки культуры и отдыха) будет добавлено ещё 80 км. Всего же, по их словам, в Москве только их ведомствами будет сделано 600 с лишним километров трасс. Видимо, некоторые улицы перестанут чистить от снега - вот вам и лыжня, причем, освещенная!

Когда стали выступать представители округов, дышать стало легче. В СЗАО теперь лыжных трасс будет всего 7, причем спортивной из этих семи будет считаться только одна! Но зато это будет настоящая трасса в Алешкинском лесу: там будет и ретрак, и снежные пушки, и лыжные мосты, и освещение. Это действительно так, я сам лично побывал на этой трассе, и вскоре на сайте появится фоторепортаж. В ВАО также готовятся к зиме. Там запланировано 24 лыжные трассы, но, как сказал после совещания специалист по подготовке трасс Алексей Полукаров, цифра эта навязанная, и качественно подготовить 24 трассы будет очень и очень сложно. Затем выступил представитель ЮЗАО (это как раз тот округ, в котором находится Битцевский лесопарк и зона отдыха Битца). На этом выступления закончились. Создалось впечатление, будто нам специально дали выслушать только самые благополучные округа, а в остальных дело - швах. Но не могу за это ручаться.

После официальных выступлений А.Н. Пыжов предложил общественности выступить с критикой, и тут был озвучен ряд серьезных вопросов и проблем. От ФЛГМ выступила Ирина Анатольевна Артамонова. Она предложила свою помощь в организации соревнований, а также настоятельно рекомендовала округам делегировать в президиум Федерации по одному представителю, чтобы все вопросы по трассам решались оперативно. Сергей Сергеевич Соковиков выступил с вопросом по регламенту подготовки лыжных трасс - документе, выработанном Москомспортом и циркулировавшим по залу. Кстати, довольно толковые требования, на мой взгляд, и если бы они соблюдались, то Москва была бы просто лыжной меккой. Но дело в том, что эти требования не были согласованы с депатаментом природопользования, что уже привело к эксцессам и конфликтным ситуациям.

Андрей Кондрашов призвал чиновников не гнаться за колчичеством, а облагородить хотя бы те трассы, которые указаны в журнале "Л.С." Этот же призыв стал лейтмотивом выступления Геннадия Богопольского, на общественных началах помогающего развивать лыжные трассы в ЮЗАО. Внимания к трассам "ближайшего замкадья" (то есть Ромашково и Битцы) привлекли Александр Гаврилов и Геннадий Бочаров. В общем, критика имела место, но она была вполне конструктивной. Каждый выступавший к критике обязательно прибавлял свои предложения по решению острых вопросов.

Общее впечатление от собрания осталось положительное. Впервые представителей общественности привлекли к решению проблем лыжных трасс. Но надо сказать, что никаких гарантий того, что наше мнение будет учтено, предоставлено не было. Впрочем устные заверения в этом Пыжов не стеснялся повторять.


А вот какие впечатления остались от собрания у Андрея Кондрашова (ради любопытства можно сравнить их с моими):

"В повестке дня этого совещания в Москомспорте стоял только один вопрос – подготовка лыжных трасс в столице. На моей памяти это – первое совещание, на которое были приглашены так называемые «представители общественности». Собственно главным представителем был господин Головатов, руководитель общественной организации – федерация лыжных гонок Москвы. Остальные, по-настоящему лыжные общественники, подтянулись за руководителями окружных спортдепартаментов и Центров физкультуры и спорта. Судя по регламентной субординации (порядку выступлений, расположению в президиуме и зале) господин Головатов был не последним человеком в формировании списка приглашаемых общественников. Другими причинами не объяснить отсутствие приглашений знаковым общественным персонам, неформальным лидерам московской лыжной общественности. К ним я отношу в первую очередь представителей спортклуба Альфа-Битца, журнала «Лыжный спорт».

На встрече всё-таки было больше чиновников, чем общественности. Но и её было немало. Сам я случайно накануне узнал об этом совещании и решил поучаствовать без приглашения также, как и председатель Альфа-Битцы Геннадий Бочаров, как главный редактор сайта журнала «Лыжный спорт» Андрей Краснов. Отдаю должное руководителям Москомспорта: нам не только не препятствовали в присутствии, как бывало в прежние времена, но и дали возможность выступить.

По сути на совещании обменивались мнениями представители разных департаментов, спортивные руководители административных округов, некоторые общественники. Никаких решений не принималось, то есть это было нечто вроде обсуждения протокола о намерениях. Из того, о чем говорилось в течение 1,5 часов, я отметил (по разным причинам) для себя несколько тезисов:

- Выступление представителя департамента ЖКХ, отрапортовавшего о наличии 200 трасс, включая так называемые лыжные маршруты, общей протяженностью 633 км. Из них 157 км освещенных трасс (!). В общем выступление что называется «в лучших традициях».

- Девушка из департамента культуры поведала о 80 прогулочных лыжных маршрутах с освещением в 13 парках столицы. Департамент закупил 5 тыс. пар лыж для проката в этих парковых зонах.

- М.Головатов, президент федерации лыжных гонок Москвы: «Нужно разделять спортивные лыжни и прогулочные. Но я считаю, одно другому не мешает» (цит.). «…Надо встречаться раз в квартал с представителями округов, чтобы был однообразный подход в подготовке трасс, чтобы не делать ошибок» (цит.)

- И.Артамонова, исполнительный директор ФЛГМ
1. Нужно составить карту лыжных трасс Москвы.
2. Надо включить в календарь ФЛГМ соревнования в округах.
3. Надо организовать Кубок лыжных трасс Москвы.
4. Нужно провести конкурс лыжных трасс.
5. Федерация готова проводить семинары по подготовке трасс.
6. Нужно создать новую судейскую бригаду с современным оборудованием.
Федерация может это сделать, только нужны деньги. Помогите федерации.

- Представитель департамента информации поведал, что создается реестр московских трасс. Главное требование к ним – протяженность более 1 км. Разрабатывается специальный сайт-путеводитель по столичным лыжным трассам.

- Еремин, начальник управления физкультурой и спортом ЗАО г.Москвы призвал спортивные власти смелее доверять общественникам работу по подготовке трасс и организации соревнований. Среди общественников очень много настоящих профессионалов.

В целом у меня создалось впечатление, что спортивные власти интуитивно догадываются о том, что лыжный спорт в столице (в широком понимании «спорт» - в первую очередь детский, любительский, физкультурный) держится как раз на этой самой общественности. Отсюда и инициатива такой встречи. Ну и кроме того, надо выполнять наказы мэра, выделившего на благоустройство спортивных сооружений к зиме немалые средства. Ну, что ж, состоявшаяся встреча – сама по себе конструктивная инициатива. А вот, будет ли у неё деловитое продолжение, узнаем совсем скоро".
12 7912 Андрей Краснов 03.11.2011 23:48
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

04.11.2011 00:50
А я соглашусь отчасти с "прогулочными маршрутами" - они очень нужны людям. Зимой в моих Мытищах в погожий выходной людей с лыжами реально больше, чем без лыж (не метафора - мой дом у опушки леса). Но что это за лыжи, и что за люди - им нужен не рельеф, а реально прогулочная лыжня, ни о каком коньке они не слышали, как впрочем и о классике. Они ходят просто по лесу. Но их тысячи, если не десятки тысяч! В отличие от лыжников.  Им нужно, чтобы в парках тропинки не пересекались с лыжнёй и чтобы с ребенком погулять. Ну горка одна-две. Если правительство Москвы будет давать такую возможность, и отлично. Я в Питере в прошлом году каталась в парке Сосновка и у себя в Мытищах - равнина, натоптанная лыжня - зато пешком от дома. Пусть будет и то и другое ;-)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.11.2011 01:20
Лен, понимаешь - для них прогулочная лыжня означает, что можно её не готовить. В той же Финляндии ничто не мешает прогулочным лыжням быть шириной 5-6 метров и готовиться ретраком. А что касается рельефа, то его в Моксве и так днём с огнём не сыщешь, так что за это можно не волноваться.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.11.2011 09:01
Лен, в Европе лыжни делятся не на прогулочные и спортивные, а на голубые (лёгкие), красные (средней сложности) и чёрные (спортивные). Но и те, и другие, и третьи готовятся каждый день ретраком, как правило - оборудованы лыжными мостами и тоннелями в местах пересечения с дорогами, местами отдыха (лыжные кафе, лыжные хижины с дровами, туалетами и мусорными баками), картами-схемами лыжной сетки, стоящими на каждом перекрестке. В Европе нет понятия «натоптанная ногами прогулочная лыжня», для Европы это экзотика. Это можно сравнить с автомобилями: конечно, есть любители погонять по болотам на джипах, но при этом 99% простых людей ездит на машинах по асфальту и только по асфальту. Так и с лыжнями: безусловно, и в Европе есть любители целины, но их - ничтожно малый процент, а остальные катаются даже в самом что ни на есть прогулочном темпе по подготовленным ретраком лыжням, которых там реально много.

А в целом есть ощущение, что лёд тронулся. Только нужно понимать, что тронулся лёд и будет двигаться он ровно столько времени, сколько это нужно будет Собянину. Сменится мэр, и снова все заснут вечным сном. Не мешал же Лужков всем этим людям спать много лет подряд. Поэтому нужно использовать этот шанс по максимуму, не думать, что всё решится само собой.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.11.2011 11:06
Соглашусь с Леной - на данном этапе "для масс" нужны именно прогулочные нарезанные лыжни в ближайшем парке. И школьной физкультуре была бы помошь. Было время, когда мои дети просились в Битцу именно из-за лыжни, рельеф им только мешал. Куда легче было бы выбраться в парк (учтем и московские пробки), дети постарше и сами сходить смогли бы.
Отратраченные 5-метровые трассы, мостики.. Боюсь, не завтра и не послезавтра. И дело не только в самих трассах (согласовывать, расширять, готовить..), но и в менталитете населения - как известно, в России есть один запрещающий знак - бетонный блок :(
Европейский уровень подготовки надо обеспечить хотя бы для существующих или заброшенных спортивных трасс.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Общее впечатление от совещания такое: встретились, повидались, пообщались и разошлись. Никаких решений не принято, документов не подписано.

Да, есть определенные позитивные сдвиги - это и регламент ФЛГМ, и никоторые административные моменты организации работы москомспорта.
Очень важный момент, и это заслуга Пыжова - налажен рабочий контакт с департаментом природопользования. Разрешили наконец лыжный модуль в Бутово, а в Тушино давно уже всё согласовано.

Тем неменее, наличие и качество лыжных трасс в парке, округе, еще где-то определяется исключительно местным начальником, его орг.способностями, умением, желанием.

Например, СЗАО, директор центра -  Слободник Сергей Сокольевич - это одна ситуация, 10км трасса под ретрак, расширены лесные участки, возведены мосты, и еще несколько реальных трасс. Его обещаниям, что трасса будет ратрачиться регулярно, я верю.
ЮЗАО - тоже есть уверенность, что всё намеченное сбудется.
А вот возьмем, например, Южный округ, то тут совсем плохая ситуация, ничего хорошего не ожидается. Ни одной спортивной трассы не заявлено, все прогулочные. Ставок нет, буранов нет (по словам начальников) и еще 1000 причин...

А те трассы, которые заявлены в реестре как прогулочные - апроиори по ним вся наша критика будет восприниматься как критикантство.

к сожалению из 4 вопросов только один удалось задать и тот самый незначительный...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.11.2011 21:05
Вести-Cпорт о совещании с Москомспорте (смотреть с 1:40) и о пожаре в зоне отдыха Битца (с 3:40) http://news.sportbox.ru/video/telecast/vesti-sport/spbvideo_NI274412_Moskovskiy-vipusk-za-4-noyabrya  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
07.11.2011 11:11
и все же интересно было бы послушать остальные *АО...)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
07.11.2011 11:49
Ну я ж не говорю, что хорошие трассы не нужны, я говорю что не всё сразу. Пока ещё мы не Финляндия. Большинство людей, не связанных со скиспортом, с кем я говорила о "проблеме Битцы" воспринимают это довольно агрессивно: в России вымирают целые деревни, миллионы брошенных детей, пенсионеры и ветераны войны за чертой бедности, а москвичи желают развлекаться на европейского уровня сооружениях, не выезжая из Москвы и называют отсутствие такой возможности "проблемой". Типа "зажравшиеся уроды". Увы, но реальное отношение именно такое. Если говоришь о спортшколах, детях, то ещё хоть что-то можно объяснить, но для взрослых - извините.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Лена, полностью согласен. Какой-то максимализм: дайте все и сразу...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Подозреваю, что деньги на все это дело выделяются немалые и, если не проявлять максимализм, то как обычно воткнут таблички, а деньги спишут налево.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
"Большинство людей, не связанных со скиспортом, с кем я говорила о "проблеме Битцы" воспринимают это довольно агрессивно .... ...Если говоришь о спортшколах, детях, то ещё хоть что-то можно объяснить, но для взрослых - извините."
вот-вот. Люди "за чертой бедности" находят деньги на водку, но не время на прогулку (без лыж). Априори в России считается, что забота о здоровье - это для богатых, "нам и так сойдет". Очень обидно и очень ... неправильно.
Спасибо за статью и за дела.



Ссылка Рейтинг: 0 0 0
07.11.2011 20:16
Я думаю это скорее отношение к тем, кто переехал жить в Москву :) Ведь если мы уедем, как вольготно станет жить ИИ, покупать квартиры в новостройках станет некому, и все проблемы решатся сами собой ))))))))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0