Беговые лыжи | Новые фото
  • Елена Вайцеховская

Евгений Уфтиков: «Когда Устюгов узнал, что мы едем в Давос, он сказал: «Забирай всё, что надо, главное, чтобы Савелию это помогло!»

Елена Вяльбе лично отслеживала весь процесс, связанный с пребыванием российских лыжников и специалистов в Европе, а также держала на контроле организацию всех их передвижений и взаимодействие со всевозможными службами. Об этом в интервью RT заявил сервисмен сборной России Евгений Уфтиков. По его словам, успехи Савелия Коростелёва и Дарьи Непряевой на этапах КМ и ОИ — заслуга не только спортсменов, но и огромного числа стоящих за ними людей. Специалист также вспомнил о поступке Сергея Устюгова перед вылетом в Европу, рассказал, как ему помогали осваиваться иностранные коллеги по приезде, и посетовал на нехватку времени для изучения бесфторовых смазок.

— Много раз пыталась представить, каково это — отправиться в Европу в середине декабря, а вернуться в середине марта, пережив Олимпийские игры, целый ряд прочих международных стартов, и в одиночку на протяжении трёх месяцев делать всё то, чем обычно занимается большая сервис‑бригада. Вы ведь, насколько знаю, не планировали эту поездку?

— Всё получилось действительно спонтанно. Мы были в Чусовом на этапе Кубка России; в те же сроки в Давосе должен был начаться этап Кубка мира. И в один из дней после какой‑то гонки — по‑моему, в четверг — мне сказали, что есть вариант поехать в Давос помогать ребятам — готовить им лыжи. Я немножко растерялся: шенгенская виза у меня имелась, но нейтрального статуса не было. Мы подавали на него всей сервис‑бригадой, но никому ответ не пришёл. Тем не менее ночью я вытряхнул из сумки всю «запрещёнку» — вещи со спонсорскими наклейками, всё оборудование, которое могло нести на себе следы фтора, — и с пустой сумкой поехал в аэропорт. В три часа ночи вылетел, в пять утра был в Москве, там меня встретила жена (Наталья Коростелёва. — RT), которая привезла одежду и всё, что могло потребоваться мне для работы, и ближайшим рейсом я вылетел в Европу. Через сутки — и снова в три часа ночи — был в Давосе, в гостинице, где жили Савелий, Даша и Егор Сорин, и фактически сразу после расселения побежал на стадион, понимая, что, конечно же, ничего не успею.

— Отчаяние по этому поводу было сильным?

— Об этом я не думал. Ещё из России позвонил Маркусу Крамеру, спросил его, могу ли рассчитывать на его помощь, если сумею приехать в Давос. Маркус сразу ответил утвердительно, сказал, что с итальянской лыжной федерацией не возникнет никаких проблем, чем сильно, признаться, меня успокоил. Следом я связался с давно знакомыми коллегами из итальянского сервиса. Мало того что у меня не было на стадионе своей кабинки, так её мне и выдать никто не мог бы среди ночи. Итальянцы же в ускоренном режиме помогли мне снять парафин и подготовить лыжи к первой из гонок. На следующий день я уже обжился, поставил свой стол, начал заниматься лыжами сам, а заодно изучать все варианты бесфторовых смазок.

— Нейтральный статус вы получили, уже находясь в Европе?

— Это была целая история. Подтверждение от FIS я получил фактически сразу по прилёте в Давос, но так получилось, что пошлину сразу не оплатили. Письмо от международной федерации с просьбой прислать чек об оплате я получил позже — в самый канун Рождества, когда мы уже переехали в Тоблах к первому этапу «Тур де Ски». Вот тогда мы в панике и стали ломать головы. В профайле FIS у меня статус уже горел зелёным, но Сорин сказал особо не обольщаться по этому поводу: «Твой зелёный сейчас превратится в красный за две секунды».

С нами за столом сидел знакомый итальянец, который пару лет тренировался с группой Сорина; он тоже впал в ступор: «Ребята, сорри, я никогда в жизни не делал международных переводов, так что помочь вряд ли смогу». К тому же Рождество — все банки закрыты. В итоге Савелий отыскал в интернете банк, который должен был работать в этот день ещё полтора часа; мы всё оплатили, я переслал подтверждение в FIS, где меня сразу добавили во все возможные рабочие группы, чтобы я был на связи.

Был и смешной момент. Спортивный директор FIS Сандра Шпиц ещё в Давосе предупредила, что, находясь на Кубке мира, я должен избегать в беседах с другими людьми слова «Россия», то есть крайне желательно вообще никак не упоминать национальную принадлежность. Но когда я пришёл получать ключи от бокса и в графе «страна» указал AIN, люди начали переглядываться: «AIN? Что это такое? Россия? Ну так бы сразу и сказал!»

— С визой, как я понимаю, проблем у вас не было?

— Это тоже интересная история. Документы в консульство я подавал заранее, вместе с группой Юрия Бородавко, но всем дали визу до конца ноября, а мне — до 25 января. Почему так получилось, я объяснить не могу: мистика какая‑то. Но, не случись этого, ни в какую Европу я просто бы не смог поехать.

— На «Тур де Ски» итальянские сервисмены по‑прежнему продолжали вам помогать?

— Не только они, но и коллеги из Белоруссии, Казахстана. Подходили и предлагали содействие главный тренер сборной США Мэтт Уиткомб, работающий с североамериканцами Нико Бонетти. Сервисмен сборной Словении Мартин, который давно работает в лыжных гонках и имеет огромный опыт, как только увидел меня на стадионе, подошёл сам: «Джонни, если появятся хоть малейшие проблемы с держанием, со скольжением, обращайся, всегда помогу». Потом с такими же словами подошли поляки.

Больше других меня поразил олимпийский чемпион Кристиан Дзордзи — в Валь ди Фиемме даже один из подъёмов трассы его именем назван. Мы с ним были знакомы и раньше, ещё до того, как он начал работать в Андорре, периодически общались, но я совершенно не ожидал, что по ходу «Тур де Ски», а потом и Олимпиады Кристиан сам начнёт приходить ко мне в кабинку, что‑то советовать на каждую погоду, на каждую определённую гонку. А после скиатлона, где Савелий заехал четвёртым, заглянул с вопросом: «Чем мазались?» Услышал, что итальянской смазкой, удивился: «Да ладно? У итальянцев лыжи так не ехали!»

— Я, честно говоря, не решилась вам звонить в январе‑феврале — понимала, что работать приходится чуть ли не круглосуточно.

— Первое время, пока я был один, действительно тяжеловато приходилось. Подъём в 04:30, выход на работу в пять утра. Заканчиваешь в 22:30, а на следующий день всё заново. Но как‑то даже не задумываешься, что жить в таком режиме не слишком нормально, понимаешь, что надо, что никто за тебя эту работу не сделает.

— Как вам удалось попасть на Олимпиаду, если виза заканчивалась в январе?

— Визу мне потом сумели продлить, но для того, чтобы поехать на Игры, она не требовалась. Важно было иметь приглашение от Международного олимпийского комитета. Именно поэтому к нам перед Играми смог присоединиться Дмитрий Пирогов — смазчик Александра Большунова. Изначально планировалось, что работать в Италии будем я и Егор Немтинов — ни у кого больше не было нейтрального статуса. Дима даже успел улететь вместе со всеми на Сахалин, но день спустя статус ему тоже подтвердили.

— Возможность хотя бы ненадолго возвращаться домой у вас была?

— Я приехал после «Тур де Ски» на два дня, правда, сутки из этих двух дней провёл в аэропорту в ожидании вылета: были проблемы с погодой.

— Я спросила об этом из чисто бытового любопытства. Наверняка ведь изначально брали с собой ограниченное количество того, что может понадобиться?

— Благодаря содействию ФЛГР нам постоянно подсылали деньги, расходные материалы. Знаю, что Елена Вяльбе лично отслеживала весь процесс, связанный с нашим пребыванием в Европе, держала на контроле не только организацию всех передвижений, но и огромное количество всевозможных служб, включая бухгалтерию. Если у нас возникал хоть какой‑то вопрос, можно было позвонить в Москву в полночь — и проблемы мгновенно решались. Так что все наши результаты — заслуга не только спортсменов, но и огромного числа людей. Не только тех, кто помогал нам в Европе. Тот же Сорин, несмотря на то что у него не было статуса AIN, прилетел в Давос раньше меня и взял на себя какое‑то немыслимое количество организационных вопросов: бронировал нужные нам отели, обеспечивал транспорт, помогал всем, чем только мог.

— За те четыре года, что вы были лишены возможности выступать на международных соревнованиях, смазочные технологии сильно ушли вперёд?

— Скорее они изменились в связи с отменой фтора. У меня как раз года четыре назад был случай, когда я пробовал вычистить лыжи от фтористого порошка с молибденом. До пяти раз каждую пару вычищал. Знаю, что многие не только лыжи чистили, но и по несколько раз стирали чехлы, протирали крепления, боковинки лыж. Нам же говорили, что даже перевозить в старых фурах лыжи теперь нельзя, потому что везде фтор. Нужны новые фуры, новые дрели, новые станки. А приехали на Кубок мира — у шведов старая фура, у норвежцев — тоже.

С другой стороны, в работе без фтора есть и преимущества. Когда я вернулся с «Тур де Ски» домой, Наталья попросила приготовить лыжи для детей — у них на следующий день были соревнования. А у меня маски нет, которая фтор фильтрует. Приготовил восемь или десять пар — чувствую: потряхивать начинает. Но это нормальное состояние после того, как ты фтором надышишься. Необязательно даже готовить лыжи самому. Такой же эффект, когда лыжи готовит сосед по кабинке, а ты без маски.

— Контроль в плане фтора в Европе был жёстким?

— Перед каждым стартом лыжи проверялись выборочно. А вот после финиша уже все подряд. В FIS за контроль отвечал финн Мика Рантанен. Так, мы с ним друг друга вспомнили — бегали вместе в Финляндии в своё время. Я даже напомнил Мике, где именно. Он очень лояльно относился ко всему. Я же привёз с собой не только все лыжи Савелия, но ещё и лыжи Сергея Устюгова: он сам вызвался помочь, как только узнал, что я еду в Давос. Сказал: «Забирай всё, что надо, главное, чтобы Савелию это помогло».

— Это какой же у вас был перевес багажа?

— По килограммам не скажу — просто не знаю. Но за один перелёт я заплатил 52 тыс. рублей своих денег, за второй — ещё где‑то 18 тыс. Потом уже к оплате этих расходов подключились спонсоры, Министерство спорта. Но тогда всё делалось настолько экстренно, что согласовывать какие‑то траты было просто некогда.

— Даже представить не берусь, как такое количество инвентаря можно было перевезти в одиночку.

— Это как раз оказалось не так сложно. Но я с ужасом думал, как мы будем улетать обратно. Помимо всего, что в два приёма перевёз в Европу я сам, аналогичный багаж был у Немтинова. Плюс белорусы оставили нам какие‑то свои вещи, потому что улетали сразу после Игр на чемпионат России в Южно‑Сахалинск. Много чего привозил Егор Сорин, который постоянно туда‑сюда летал. Если он не мог взять что‑то сам, находил людей, которые могут. Так что багажом мы обросли капитально.

В итоге приняли решение оставить часть вещей в Европе — планировали весной приехать на фабрику Fischer. Соответственно, я спросил австрийцев, могут ли они забрать часть наших лыж в Рамзау — чехла три‑четыре. Мне ответили, что нет проблем: «Приноси всё прямо к фуре после гонки».

— Кажется, я догадываюсь, что тремя чехлами ваш тогдашний багаж не ограничился.

— Не то слово. Набралось какое‑то бесчисленное количество чехлов, коробок, чемоданов… Я даже Немтинову сказал: «Давай возле фуры всё оставим и быстро убежим, пока австрийцы не успели осознать масштаб бедствия». Но в итоге всё утряслось. И все наши лыжи благополучно приехали в спортивный центр Рамзау, а тот же Савелий поехал на Кубок России с одним чехлом.

— Когда Даша Непряева взяла чужую пару в заключительной олимпийской гонке, это был шок?

— Такое случается, поэтому даже в немецкой команде все отнеслись с пониманием. Ну разве что за исключением одного‑двух человек. Но агрессии не было. Как только мне сообщили, что произошло, я сразу позвонил в FIS — узнать, что делать в этой ситуации. Мне ответили, что в ходе гонки сделать ничего не могут, все разборки будут после. Поэтому, собственно, Даша не сошла. Хотя была в панике, когда поняла на спуске, что лыжи не её. Спрашивала нас на каждом круге, что ей делать. Но что мы могли ответить? «Беги, потом разберёмся».

— Из всех олимпийских гонок какая оказалась для вас наиболее нервной?

— Я уже не первый раз на Олимпийских играх. И до Милана наиболее сильный стресс был связан с Сергеем Устюговым в Пекине. Я, кстати, вообще отказывался, когда Изабель Кнауте и Рето Бургермайстер предложили мне работать с Сергеем.

— Почему?

— Кто был на тот момент он и кто я? Совсем зелёный смазчик, который ещё ничего толком не умеет и не знает. Изабель с Рето тогда, по сути, взяли всю ответственность на себя, мол, мы уверены, что ты сможешь. Вот я и подумал: «Раз вы уверены, тогда ладно».

Как раз работая с Устюговым, я привык к тому, что на каждую гонку он выходит как барин: спокойный, расслабленный. «Джон, ты что, волнуешься? Всё нормально будет!» А перед спринтом в Пекине Сергей не сказал мне ни слова. Я и сам, как только его увидел перед той гонкой, понял, что вообще ничего не надо говорить. Такого лица я не видел у Устюгова ни до, ни после.

Похожая история была в Милане. Если с Сергеем мы были просто хорошими друзьями, Савелий для меня фактически собственный ребёнок. Перед его первой гонкой меня начало трясти уже с вечера. Ночью глаз не сомкнул. Наталья утром звонит, а я говорить не могу. Пока лыжи готовил, немного успокоился. Ну а то, что Савелий заехал четвёртым, — тут уж как смогли. Понятно, что хотелось бы большего.

— На молодёжный чемпионат мира вы с Савелием тоже ездили?

— Да. Там нам невероятно помогли сервисмены и тренеры из сборной Казахстана. Помогали откатывать лыжи, болели, стояли вдоль трассы. Я сразу всех предупредил: когда побежит Савелий, надо максимально расставиться по трассе, поскольку у этого человечка есть особенность — ломать в ходе гонок палки, лыжи, крепления. Всем выдал по одной лыже, по паре палок. Сам стоял на поилке, но тоже на всякий случай взял и лыжу, и палки.

— Мне показалось, что Коростелёв сильно и очень быстро повзрослел за этот сезон.

— Ну раздолбаем он вообще никогда не был, это я точно могу сказать. Знаю Савелия с его шести лет, и он тогда уже поражал меня тем, что с раннего возраста принимал осознанные решения и делал обдуманный выбор. Прошлой весной, например, задумал подтянуть английский язык, поехал отдыхать в компании с итальянцем, своим приятелем, и сейчас я чётко вижу, что говорить на английском языке он стал гораздо увереннее. Иногда Савелий бывает не слишком внимательным в гонках, но это у всех случается.

— Возвращаясь к Олимпиаде, какую оценку вы поставили бы Савелию?

— Оценивать действия в ходе соревнований — это прерогатива тренера. Я не имею права обсуждать ни физическую форму спортсменов, ни работу, которую они выполняют. А вот себе, как сервисмену, если оценивать по десятибалльной шкале, поставил бы, наверное, шестёрку или семёрку.

— Почему?

— Не хватило элементарного времени, чтобы попробовать все варианты, которые имелись. Возможно, что‑то могло сработать лучше. Поскольку мы не так хорошо были знакомы с бесфтористой смазкой и не знали, как она себя поведёт, на тестирование уходило больше времени, чем обычно.

Это же надо не только лыжи подготовить, но и проехать на них определённое количество километров. Потом ручная накатка, где тоже надо понимать, как она работает от начала и до конца. Нюансов множество. Можно взять две пары одинаковых лыж, нанести одинаковую накатку, но поедут эти лыжи совершенно по‑разному. И вот эта нехватка времени раздражала сильнее всего. Я ж уехал из России, считайте, на одной ноге.

— В каком смысле?

— 16 ноября мне сделали операцию на коленном суставе. В октябре был рецидив старой травмы, нога сильно распухла, поэтому сразу после сбора в Ливиньо я сделал операцию, а через два дня сел на поезд, доехал до Кировска и начал сезон. Доктор настоятельно рекомендовал не вставать на лыжи хотя бы две недели, но такой возможности у меня просто не было. С тех пор я постоянно и на лыжах стою, и катаюсь, и на станке целый день работаю. Сразу после финала Кубка России планирую заняться реабилитацией, чтобы на следующий сезон минимизировать возможные проблемы с ногами.

— После столь сложного сезона нет желания пропустить финал Кубка страны?

— Мне по этому поводу сразу после марафонской гонки в Осло позвонил Сорин: «Сезон закончен, отдыхай!» Но когда услышал, что я к Кубку России уже вовсю готовлюсь, то похвалил: хороший, говорит, настрой. Ну а как иначе? Такая работа…

— После опыта, который вы получили за три последних месяца, работа внутри страны будет прежней или уже другой?

— Давайте мы об этом поговорим после того, как я вернусь из Кировска.

51 41856 Андрей Краснов 26.03.2026 15:22
Рейтинг: +39 +40 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

26.03.2026 15:52
Комментарий скрыт модератором Иван Исаев.
Ух ты!
Фото 2019 года. На заднем плане мой стенд и вещи...8-)

Интервью понравилось. Все перипетии очень ярко представляются.
Ссылка Рейтинг: +19 +19 0
26.03.2026 18:02
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -10 +9 -19
26.03.2026 18:52
Много рассуждений и переживаний на этом сайте о потере былой популярности лыжных гонок в мировом масштабе. И вот единственная практическая мера которая сразу увеличит участие разных стран и индивидуальных спортсменов в кубке мира и других соревнованиях: запрет на какую либо смазку лыж вообще и жесткое ограничение на количество лыж используемых одниом спортсменом за сезон. Что нибудь вроде 4 пар на человека на сезон. На кубке мира каждый сппортсмен просто может сдавать лыжи в начале сезона и они хранятся и перевозятся организованно самим кубком мира. Прощай вакс траки и команды смазчиков. Соревноваться будут спортсмены на силе своих талантов а не правительства стран кто больше денег выделит на команды смазчиков и покупку сотен лыж. Для нишевого спорта очень низкой телевезионной привлекательности продолжать упорствовать в требовании сверх-дорогой и сложной компоненты в спортивном оборудовании это самоубийственная тактика.
Ссылка Рейтинг: +8 +22 -14
26.03.2026 19:04
"— Не хватило элементарного времени, чтобы попробовать все варианты, которые имелись. Возможно, что‑то могло сработать лучше. Поскольку мы не так хорошо были знакомы с бесфтористой смазкой и не знали, как она себя поведёт, на тестирование уходило больше времени, чем обычно."

Ну, а мы продолжаем бегать на фторе, это уже даже не "русское авось".
Ссылка Рейтинг: +4 +11 -7
26.03.2026 19:32
Ну, а мы продолжаем бегать на фторе, это уже даже не "русское авось".
Олег, к безфтору готовятся, просто не спешно)
Ссылка Рейтинг: +4 +7 -3
26.03.2026 20:12
Роскошное интервью с не "замыленным" собеседником. Спасибо!
Ссылка Рейтинг: +25 +26 -1
26.03.2026 20:51
Хорошее интервью, живое. Как-то эту канитель со смазками надо бы упразднить. А то скоро целую лабораторию нужно будет посылать на одного лыжника. Получается выигрывает смазчик, а не лыжник. Это как в фильме -а я вот завтра кашу не доварю или пересолю, посмотрим сколько  они  процентов дадут.
Ссылка Рейтинг: +14 +17 -3
26.03.2026 21:18
Это из фильма "Девчата". Когда в стенгазете прославляли лесорубов, а  повар как бы был ни при чём. Так что, если смазчик обслуживает дома 4-х лыжников и у него есть любимчик, то получается, что при желании можно с одной и той же смазкой подготовить лыжи по-разному. И даже, если стараться смазать одинаково, то всё равно может не получиться. Поэтому нужно отказаться от всех смазок и перейти всем на лыжи одной фирмы.
Ссылка Рейтинг: -5 +7 -12
Получается выигрывает смазчик, а не лыжник.
Как и в Формуле 1, выигрывает команда и гонщик. Было много раз, когда лидер переходил в 5ю или 6 ю команду и ничего не показывал. Как и посредственный гонщик не мог реализовать всю техническую мощь лучшей команды.
Ссылка Рейтинг: +9 +12 -3
26.03.2026 21:59
лыжи Сергея Устюгова: он сам вызвался помочь, как только узнал, что я еду в Давос. Сказал: «Забирай всё, что надо, главное, чтобы Савелию это помогло».
Приличный человек. Для дела не жалко. А ведь мог бы в конце карьеры выставить на аукцион со стартовой ценой в миллион. :)
Поэтому нужно отказаться от всех смазок и перейти всем на лыжи одной фирмы.
И под каждым они будут ехать по разному. Только знаменитые лыжи Устюгова одинаково едут и под Савелием и под Крюковым. ;)
Ссылка Рейтинг: +12 +14 -2
Женя - приятный парень, это давно известно. И Устюгов - приличный человек, тоже не новость.
А вот интервью Елены - замечательное. Спасибо!
Говорил бы с Женей кто-то из обоймы пропагандистов - был бы другой текст, увы.
Нам всем повезло.
Ссылка Рейтинг: +11 +24 -13
Мне вот этот фрагмент понравился: с юмором и с любовью сказано:
Я сразу всех предупредил: когда побежит Савелий, надо максимально расставиться по трассе, поскольку у этого человечка есть особенность — ломать в ходе гонок палки, лыжи, крепления.
Ссылка Рейтинг: +12 +19 -7
27.03.2026 00:59
С другой стороны, в работе без фтора есть и преимущества. Когда я вернулся с «Тур де Ски» домой, Наталья попросила приготовить лыжи для детей — у них на следующий день были соревнования. А у меня маски нет, которая фтор фильтрует. Приготовил восемь или десять пар — чувствую: потряхивать начинает. Но это нормальное состояние после того, как ты фтором надышишься.
"И как один умрём. В борьбе за это ..."
Фтором, конечно, никто не надышался по причине его отсутствия в воздухе. Но и мелкодисперсные фторуглероды (фторкарбоны) при попадании в лёгкие жизнь не продлевают.

В 2020-м я писал: "В большой статье о жертвах ФК смазок (https://www.dagbladet.no/glidens-pris/) есть и трупы, и инвалиды, и мёртворождённые младенцы".
Хотя, конечно понятно, несколько секунд в протоколе детских соревнований всё это перевешивают.

https://www.skisport.ru/news/blog_kondrashov/103539/
Ссылка Рейтинг: +9 +14 -5
27.03.2026 06:58
Хм, самооценка - 7 из 10.
А свидетели утверждают, что лыжи у гаитянина скользили заметно лучше.  
Ссылка Рейтинг: +3 +5 -2
Елена, в очередной раз Вам спасибо за этот отличный и в высшей степени качественный материал.
Интервью читается на одном дыхании, так как по обе его стороны настоящие профессионалы- мастер слова и стиля - с одной, и крутейший сервисмен - с другой.
Ссылка Рейтинг: +15 +19 -4
27.03.2026 07:39
Говорил бы с Женей кто-то из обоймы пропагандистов
А зарплату в RT получает, как же так, Алексей? Двухстульчатая получается?  
Ссылка Рейтинг: +2 +8 -6
27.03.2026 07:46
Отличное интервью, спасибо!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Отличное интервью с человеком, который обычно в тени находиться.
Елена огромное спасибо Вам.
Ссылка Рейтинг: +11 +11 0
27.03.2026 08:53
Говорил бы с Женей кто-то из обоймы пропагандистов - был бы другой текст, увы.
Нам всем повезло.
Ну как сказать.
Интервью на RT вышло 25 марта.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
27.03.2026 11:31
Самое смешное, что когда/если россиян допустят до КМ/ЧМ/ОИ, история со смазками и структурами повторится с нуля, -- а мы не знаем, как готовить без фтора, а какие накатки и шлифовки использовать...?

И я согласен с тем, что для демократизации лыжных гонок надо уменьшить разрешенное число лыж на сезон (по три пары на конек и на классику вполне достаточно) и сделать общую смазку перед стартом. Зрителям все равно, если гонка на 20 км будет на минуту дольше. Зато будет меньше смазочного шаманизма, меньше расходов, меньше технического жульничества, и больше спорта и влияния самого спортсмена на результат.
Ссылка Рейтинг: +3 +10 -7
27.03.2026 13:18
Серёга последние лыжи отдал, потому и не выступил на КР и ЧР, не на чем было.  
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Тимур, а кто будет лыжи мазать, свой смазчик или общий? Пусть даже одной смазкой. Или каждый лыжник будет стоять у общего смазчика и говорить ему сколько слоёв положить и какой длины колодку сделать? А на разминке будет подбегать и просить добавить слой?
Я не вижу реализацию такой идеи. А если залёт по держащей мази? Все прилипнут или у всех будет отдача? Счастье такое общее.)))
Ссылка Рейтинг: +11 +13 -2
Тимур, а кто будет лыжи мазать, свой смазчик или общий?
Должен мазать сам лыжник.
И сам будет отвечать в случае фиаско - ни на какой сервис больше вину не свалишь.
У нас же лыжи - спорт индивидуальный? Вот и должен спортсмен индивидуально свой инвентарь готовить.
Ссылка Рейтинг: +12 +13 -1
С Женей познакомился на Сахалине, где они семьёй проводили отпуск лет пять назад. Вообщем до войны. Совершенно открытый для общения человек. Вместе нырял за устрицами на лагуне Бусмэ. Но не об этом. Дорогого стоит его открытость спортсменам. Было лето. Период отпусков. Женя был на постоянном созвоне с Устюговым,, Крюковым и другими. Он им, и они ему. Это характеризует. Когда сервисмен живёт одной жизнью со спортсменами, это полноценная команда. А ещё феноменальная Женина память. Он знает все результаты всех лыжников мира. На всех старта. Проверял лично в интернете. Всех знает по полным именам. Это феномен!  
Ссылка Рейтинг: +18 +18 0
27.03.2026 17:14
Спасибо! Правда очень приятное интервью, атмосферное что ли ..)
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
27.03.2026 21:09
Спасибо Евгению за огромную работу! Если сложить все составляющие быта и тренировок Дарьи и Савелия, труд сервиса, организационные моменты всех уровней, то это такое колоссальное напряжение ощущается, что хочется поклониться ребятам в ноги за результат!
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
А зарплату в RT получает, как же так, Алексей? Двухстульчатая получается?  
Я читатель, Елена - журналист. Лучший спортивный журналист в стране, уже долгие годы.
У меня - всё.
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
Ну как сказать.
Интервью на RT вышло 25 марта.
Не уловил вашу мысль: лично я его там и прочел, с удовольствием. Скиспорт перепечатал позже, со ссылкой на источник.
И? К чему вы клоните? Даже догадок нет... Не надо было его перепечатывать? Или что?
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Должен мазать сам лыжник.
А лучше - и сам их делать себе, в сарае.
Ведь именно так и обстоит дело в самом популярном виде спорта в мире - Ф1? И в его конкуренте по популярности: велошоссе?
Никакого сервиса, всё сам... Потому и миллионные доходы, и куча стран представлена (в веошоссе): из-за того, что они эту гениальную идею реализовали.
Да?
И биатлон - успешный конкурент лыж зимой. И горные лыжи. И прыжки с трамплина (наиболее ТВ-кассовые зимние виды): там все сами себе всё делают. Надо и нам с них пример взять: заживем!!!
Да?
Ссылка Рейтинг: -2 +6 -8
кто-то из обоймы пропагандистов
А Вайцеховская разве не из них? Вполне пропагандистский текст, как по общему впечатлению, так и в деталях. Умелый, спору нет, судя по комментам, ни у кого отторжения не вызвал.
Ссылка Рейтинг: -7 +5 -12
28.03.2026 01:41
Ведь именно так и обстоит дело в самом популярном виде спорта в мире - Ф1?
Самый популярный спорт в мире – Футбол. Ф1 за первой десяткой.

В профессиональной шоссейной велокоманде Мирового Тура из восьми гонщиков обычно работают примерно 6-9 механиков. В сборной Норвегии по л/г, как правило, 20-24 человека обслуживают лыжи и палки команды из 10-12 гонщиков.

В МТБ с самого начала заботились о доступности спорта – «Гонщики не имеют права получать какую-либо техническую помощь во время гонки (в том числе от других гонщиков)».

Увы, популярность л\г ниже никогда не была.
По этому поводу норвежские эксперты считают, что нужно:
1. Эстафеты 2Ж+2М;
2. Только вольный стиль;
3. Прикрыть все мазевые грузовики вместе с их экипажем;
https://www.vg.no/sport/i/0pVWbB/skrekktall-for-herrelangrenn-fra-2019-har-bare-tre-fire-nasjoner-vunnet
QED
Ссылка Рейтинг: +3 +7 -4
28.03.2026 02:06
Алексей Степнов

Любой текст можно считать пропагандой.
У вас вот в комментариях тоже сплошная пропаганда ;)
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
28.03.2026 02:21
Ф-1 можно назвать спортом с большой натяжкой.
Это, скорей, Чемпионат технологий.

А спорт в Ф-1... Кому повезет с командой, тот и победитель. Что здесь от спорта?

Лыжи тоже превратились в некое подобие Ф-1. Поэтому смысл ЛГ как спорта теряется.
Ссылка Рейтинг: +2 +5 -3
28.03.2026 02:25
Но, Ф-1 всегда будет популярной, потому что там "обкатывается" будущее мировой технологии.

А в ЛГ такого нет.

Мое мнение - ЛГ должны стать простым и понятным видом спорта.
Как ЛА, где от качества кроссовок не очень много зависит.
А если зависит, то любой проф. спортсмен их может купить.
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
28.03.2026 02:37
Интервью Замечательное!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
28.03.2026 07:16
Я читатель, Елена - журналист. Лучший спортивный журналист
Вы вроде как-то что-то про репутацию писали, или это другое? Ладно, слив засчитан). А вообще чтобы быть лучшим, надо конкурировать с лучшими, многие из которых, увы, вынужденно покинули страну.  
Ссылка Рейтинг: -7 +1 -8
А Вайцеховская разве не из них?
Нет. Она из журналистов. Цель всех ее текстов, что мне встречались за 36 лет ее работы - раскрыть тему и собеседника (если это интервью). И делает она это отлично!
Иметь при этом какие-то свои взгляды (например, не такие, как у меня) журналисту не запрещается.
У пропагандиста - другие цели. И они с его взглядами, а также с темой и человеком не связаны. И даже если пропагандист как-то совпадает со мной по СВОИМ взглядам - это не делает его журналистом.
Не буду вдаваться в примеры - ты всё и сам знаешь, не хуже меня. Просто у тебя - другое определение в голове: пропагандист - это тот, кто с тобой расходится во взглядах. Это а) не так, и б) просто совсем не так :) : умелый пропагандист свои реальные взгляды весьма профессионально скрывает от читателя или зрителя.  
Ссылка Рейтинг: +2 +5 -3
28.03.2026 10:39
На сайте практически одновременно два весьма познавательных, интересных, живых интервью - С. Смышляев/А. Петухов и Е. Вайцеховская/Е. Уфтиков.
Алексей и Карен, в связи с этим у меня к вам обоим вопрос:
Второе интервью, С. Смышляев/А.Петухов, это пропаганда? И если да, то какие цели она преследовала и насколько, с вашей точки зрения, грамотная?
Вштырило меня вторым интервью сильно, сильнее чем думала: я много лет работала и общалась с министерскими, включая детей министров, и собственно с советником по делам президента - среди них Петуховых не было и быть не могло, умели говорить, умели молчать. Имхо, после таких непосредственных откровенностей мало что кому светит в номенклатурной карьере даже с поправкой "он лыжник, что с него взять"
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
28.03.2026 11:44
Алексей Ильвовский упорно отказывается замечать слона в комнате, и это об'яснимо, рухнет вся конструкция. Замечу только, что если профессионал претендует на что-то большее, например считаться хоть сколько нибудь значимой личностью, то вопрос запаха денег уже под ковёр не заметешь. Конечно, я не считаю обсуждаемого суб'екта пропагандисткой, не соответствует общепринятому определению, но намного ли лучше ли тот человек, который делает вид, что ничего не происходит? Определение таким было дано выше.
Как говорит АИ, у меня-всё.  
Ссылка Рейтинг: -7 0 -7
Галя, с министерскими детьми не общался, бог миловал, но по публичным выступлениям не сказал бы, что они умеют говорить, хотя молчать умеют, возможно, потому что в тени еще активных родителей.
Касательно интервью, то с Петуховым более откровенное и информативное, хотя менее эффективное по части реализации агитационных целей. С одной стороны, тупая лобовая пропаганда со стороны журналиста вопросами специальной направленности, с другой - откровения Петухова, по сути дискредитировавшие государственные институты.
В итервью с Уфтиковым была поставлена цель нормализовать пребывание русских на мировой спортивной арене, по возможности, героизировать. Продемонстрировать самые теплые чувства к русским со стороны "простых европейцев". Статус AIN обесценить вплоть до осмеяния. И в каждой строчке дать понять, что за напряженным трудом наших посланцев всегда стояла, стоит и будет стоять наша Великая Держава, любимая Россия, царица Елена Валерьевна.
Достигла ли Елена Вайцеховская поставленных руководством целей и задач? После коммента
хочется поклониться ребятам в ноги
ответ однозначный - да!
Ссылка Рейтинг: -4 +5 -9
28.03.2026 16:50
Карен, спасибо за ответ. Согласна.
По сути оба интервью - дискредитация.
Петухов - гос. институты.
Уфтиков - статус AIN.
И если в первом случае государство не заметит, Петухов не поймет, т.е. внешние последствия для других несущественны, то во втором случае статуса AIN могут лишить спортсменов и больше не предоставлять, т.к., это явно следует из интервью с Е.Уфтиковым, не выдержан сам принцип ain - отстранённость от государства и его структур.
Ps: в том числе и такую вариативность развития событий я имела ввиду, когда говорила, что для Савелия эта олимпиада может быть единственная по независящим от него причинам...
PPS : оба мужика болтливы😕
Ссылка Рейтинг: 0 +4 -4
28.03.2026 20:32
По этому поводу норвежские эксперты считают, что нужно: 1. Эстафеты 2Ж+2М;
2. Только вольный стиль;
Эти меры - попытка борьбы с последствиями снижения зрелищности л/г. На мой взгляд надо не бороться с последствиями, а инициативно принимать меры по повышению зрелищности. Например, интерес к эстафете можно поднять если расстановку спортсменов по этапам определять публичным жребием. При этом спортивный принцип - сумма слагаемых каждой команды не изменяется, но предсказуемость размывается и интерес повышается. Даже сам жребий становится самостоятельным зрелищем.
Про возможность сделать один из этапов стилем ДП писал ранее.
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
Правильно! И футболистов с хоккеистами по полю расставлять по жребию, включая вратарей, и баскетболистов! И легкоатлетов по дисциплинам. И вообще олимпийские национальные команды по видам спорта. Спортсмен должен быть спортсменом, а не каким-то "лыжником"
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
29.03.2026 01:20
Например, интерес к эстафете можно поднять если расстановку спортсменов по этапам определять публичным жребием
На Олимпиаде 2026 в мужской эстафете стартовало только десять команд. Только 10! Такого никогда не было.
Как жребий увеличит количество команд?
Ссылка Рейтинг: -2 +2 -4
29.03.2026 07:07
Жребий не предназначен для увеличения количества команд. Он для популяризации. Для того, чтобы остановить процесс, чтобы еще меньше не стало.  Если интерес начнёт расти, то число команд со временем увеличится естественным образом.
Предлагаемая мера - лишь один из возможных элементов общей системы повышения зрелищности и интереса к л/г.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
29.03.2026 07:20
Какие ещё существуют рациональные шаги в этом направлении? Давайте порассуждаем.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
29.03.2026 08:34
Прямые аналогии с существенно более популярными футболом, хоккеем и т.п. не уместны по определению.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
На Олимпиаде 2026 в мужской эстафете стартовало только десять команд. Только 10! Такого никогда не было.
Было уже такое. В 1980 стартовало и финишировало 10 команд. команд. https://en.wikipedia.org/wiki/Cross-country_skiing_at_the_1980_Winter_Olympics_%E2%80%93_Men%27s_4_%C3%97_10_kilometre_relay
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Алексей и Карен, в связи с этим у меня к вам обоим вопрос:
Второе интервью, С. Смышляев/А.Петухов, это пропаганда?
Галя, извини - не ходил в эту ветку, не видел твой пост.
Если кратко: интервью - это беседа двух человек, журналиста и героя.
Если говорить про Алексея - нет, он просто говорил в ответ на вопросы то, что реально думает.
Если говорить про автора вопросов - там не было заметно интереса к самому Алексею и его жизни, было ощущение профессионального "вывода" человека на какие-то высказывания, которых он не сделал бы сам никогда в жизни. Простейший пример: мы с ним общались на награждении Ночной гонки в Лужниках, и на самой гонке. Недавно (до ОИ). Он мне ничего такого не сказал ))). Хотя говорили мы не под запись.
А в своей сети он писал не про происки врагов, а про восхищение Нортугом, радость от пребывания с семьей на ОИ, и т.д.

Т.е. из него "не прет наружу" всё то, чем набит этот текст - хотя и не скажу, что он что-то там сказал неискренне.
Мне не так важно, "пропаганда" это или нет со стороны тов. Смышляева: мне просто это НЕИНТЕРЕСНО. Как неинтересны любые "заказные" материалы.
Ничего похожего у Вайцеховской я не увидел.
Могу рассказать потом отдельно, почему.
Тут для Карена упомяну только один факт: все сборники и смазчики очень тепло относятся к ЕВВ. А Вайцеховская еще с 90-х с ней дружит. А сейчас Вяльбе громко "снимали" отовсюду, и Женя хотел сказать в ее адрес теплые (и заслуженные!) слова, так сказать, "поперек тренда". И Вайцеховская его выслушала с пониманием. Это - всё, что я там увидел по этой части.
Иногда слова благодарности человеку, реально горящему своим делом, при всех привходящих - это просто слова благодарности.

Коле Припускову на первой фазе его борьбы с раком помогали трое известных людей, в адрес двух из которых я бы по их другим ДЕЛАМ сейчас (а не словам, как у ЕВВ) сказал что-то только матом.
И тем не менее - они ПРАВДА помогли. Один из них решающим образом, Коля жив сейчас только благодаря его помощи тогда.
И я искренне написал в статье про Колю слова благодарности этим людям.
Готов очно обсудить с Галей и другие нюансы ситуации - ненавижу говорить с завязанным ртом на серьезнейшие темы, а тут иначе нельзя (и хорошо, что нельзя).
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
30.03.2026 23:05
Алексей, спасибо за отклик! На Тазике мб встретимся, поговорим. Я в годовом отчёте сейчас, завтра сдача, конь увалялся, ночь впереди, надо успеть. Хуже сессии, ей-богу!
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
31.03.2026 09:53
Павел Кириловский
В 1980 стартовало и финишировало 10 команд
Спасибо за информацию. Был неправ.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0