Так получилось, что мы с Андреем Красновым в эти дни разъехались из Москвы на вкатку в двух прямо противоположных направлениях: Андрей проехал на автомобиле около 2.000 км на север, в заполярный Леви, а я – перелетел на 2.000 км южнее, в итальянский Ливиньо. И как-то сама собой родилась идея попробовать сравнить катание в ноябре в этих двух местах. Я накидал вопросы, Андрей ответил на них, а следом уже и я ответил на те же вопросы. И вот что у нас получилось.
Андрей (Леви):
На данный момент в Леви согласно данным официального сайта подготовлено 66 км трасс. За актуальным состояние трасс удобно следить с помощью сервиса InfoGIS. С его помощью можно узнавать, когда и какие петли готовились ретраком и выбирать наиболее интересные маршруты.
Иван (Ливиньо):
В Ливиньо в этом году много снега, так что накатан максимально возможный для здешних мест круг в 25 км + 5-километровый сложный круг уровня Кубка мира имени Марианны Лонги. Итого - 30 км.
Андрей (Леви):
В конце октября на курорте была подготовлена 9-километровая трасса из искусственного снега, но сейчас и на ней естественный снежный покров, высота которого на данный момент около 45 см.
Иван (Ливиньо):
Трасса искусственного снега - около 5 км, она была приготовлена из прошлогоднего пушечного снега и открыта ещё в конце октября. Правда, сейчас её из-за большого количества натурального снега уже не так-то просто отличить от остальных трасс.
Андрей (Леви):
Световой день весьма короток. Окончательно светает около 10 утра, а в районе 3 часов дня по местному времени уже темно. К тому же центр Леви находится с северной – затемненной стороны одноименной сопки, и чтобы увидеть солнышко, надо проехать около полутора десятков километров. Однако, если не полениться, впечатления о сияющего в низких солнечных лучах снега и выкрашенных в оранжевое сосен и елей просто потрясающие.
Иван (Ливиньо):
Продолжительность светового дня в Ливиньо - с 7 утра до пяти часов вечера. То есть световой день здесь на два часа больше, чем в Москве, и на четыре - больше чем в Леви.
Андрей (Леви):
В Леви освещено около 20 км лыжных трасс.
Иван (Ливиньо):
Освещённой лыжной трассы в Ливиньо нет. Думаю, во многом это объясняется значительной продолжительностью светового дня: по большому счёту, все успевают сделать две тренировки по светлому. А если иметь в виду московское время, по которому мы живём, то получается совсем удобно: я выхожу на утреннюю тренировку в 10-00 утра (по местному в 8-00), а на вечернюю - в 17-00 (по местному в 15-00), и меня такой график тренировок вполне устраивает.
Андрей (Леви):
Стоимость авиабилетов до аэропорта Киттиля, который расположен в 15 км от Леви, составляет 15-20 тысяч рублей туда-обратно в зависимости от количества багажа. Что касается путешествия на автомобиле, то оно стало намного проще с появлением платной трассы Москва – Санкт-Петербург. Теперь 1800 км до Леви можно проехать в комфортном режиме менее чем за сутки. Для экономных путешественников есть вариант проехать в Финляндию через Мурманскую область. Он на 300 км длиннее, но зато будет существенная экономия по стоимости топлива. Так, в Финляндии на данный момент дизель стоит 1,4 евро, 95 бензин 1,5-1,6 евро. Делать какие-то расчеты по стоимости бензина не вижу особо смысла, так как его потребление индивидуально для каждого автомобиля. Каждый сам, зная цены и количество километров, может его рассчитать. Минимальная двухнедельная страховка автомобиля обойдется в 2500 рублей. Проезд по платной дороге (в одну сторону) – около 2000 рублей, наличие транспондера его значительно удешевит.
Иван (Ливиньо):
Мы заплатили по 13.000 рублей за авиабилеты туда-обратно (туда - Ютейр, обратно - Победа) + стоимость трансфера - (2 раза по 50 евро) + дополнительно оплатили стоимость перевозки одного 20-килограммового лыжного чехла (2 раза по 50 евро) + заплатили за два такси от Внуково до дома (два раза по 1.000 рублей). Итого - 48.000 рублей на двоих.
Андрей не стал считать стоимость бензина, но мы всё-таки прикинули, во что нам обошлась бы дорога в Леви на нашей машине на двоих (9 литров на сотню, 2.500 км на российском бензине и около 1.700 км - на финском ) + зеленая карта на две недели (2.500) + платные дороги (около 4.000) + одна ночёвка в гостинице в Выборге (два раза по 2.000 рублей). По нашим расчётам в Леви мы съездили бы за 40.000. То есть мы получили вполне сопоставимые цифры в 48.000 (Ливиньо) и 40.000 (Леви). А если иметь в виду, что при поездке в Леви вы кидаете на спидометр своего автомобиля лишних 4.500 км (а это лишние амортизация, обслуживание авто), то получается, по большому счёту, ровно то на то.
Андрей (Леви):
Стоимость и условия проживания очень сильно разнятся. Есть варианты на любой вкус и кошелек. В этот раз мы сняли коттедж на 8 человек за 1500 евро на две недели. В коттедже есть вся необходимая бытовая техника, посудомоечная и стиральная машины, сушильный шкаф для одежды, камин, ну и, конечно, сауна. Коттедж расположен в 100 метрах от лыжни. В нашем коттедже можно жить с питомцами, благодаря чему у нас появилась возможность взять с собой собаку.
Иван (Ливиньо):
Стоимость двухнедельного проживания в апартаментах Bazar Longa на четыре человека (две спальни, общий санузел и кухня) - 475 евро с человека (около 33.000 рублей).
Андрей (Леви):
Катание на трассах курорта бесплатное.
Иван (Ливиньо):
В Ливиньо с этого года катание платное, о чём красноречиво говорят расставленные по трассе тут и там таблички – 22 евро за 6 катальных дней. По сравнению с катанием в том же Вуокатти (на пять дней абонемент там стоит 80 евро) это, как мне кажется, недорого.
Андрей (Леви):
Все трассы в Леви "развязаны" с автомобильными дорогами с помощью небольших тоннелей, поэтому снимать лыжи при переходе дорог нет необходимости.
Иван (Ливиньо):
В долине лыжная трасса развязана с основными транспортными магистралями мостами, но в трёх местах дорогу всё-таки приходится переходить (два раза при движении вверх по долине и один раз – при движении вниз). В морозную погоду большинство лыжников переходит эти дороги, не снимая лыжи, но при нулевой или плюсовой температуре эти дороги становятся грязными и большинство лыжников лыжи уже снимает.
Андрей (Леви):
Среднюю температуру установить невозможно. Первые дни погода была около ноля, слабый минус. Сегодня – минус 15. Резких перепадов температуры в течение дня обычно не случается.
Иван (Ливиньо):
В Ливиньо сейчас стоит классическая альпийская погода: с утра устойчивый морозец (минус пять - семь градусов), днём выходит солнце и столбик термометра переваливает через нулевую отметку, а к вечеру снова холодает. Из-за того, что я тренируюсь два раза в день, я всегда вынужден кататься по немного пасмурной погоде, когда солнце в долину ещё не заглянуло или уже ушло из неё. А Лена катается один раз, всегда - днём, всегда - в солнечных очках, и всегда - на другой мази по сравнению со мной.
Андрей (Леви):
Впечатления просто прекрасные. Настоящий север, море снега, великолепно подготовленные и разнообразные трассы, вкусная еда, много возможностей провести досуг: от катания на горных лыжах или санках-ледянках до похода в аквапарк и катания на оленях или хаски.
Иван (Ливиньо):
Мне в Ливиньо пока нравится. Я бы даже сказал – очень нравится. Понятно, что этот год какой-то аномальный и для Ливиньо, и для Леви - снега и тут, и там реально много. Я, например, с 2012 по 2017 годы пять раз подряд ездил на вкатку в Леви, но такого изобилия подготовленных трасс, о каком написал в этом году Андрей, так там ни разу в ноябре и не дождался. Но точно так же я понимаю, что и в Ливиньо 30 км подготовленных трасс из натурального снега бывают в ноябре не каждый год.
Для меня серьёзным минусом Ливиньо является необходимость вкатываться на большой высоте - всё здесь нужно делать мягко, постепенно и очень аккуратно. В Леви всё-таки вкатку можно проводить в куда более комфортных физиологических условиях, и в этом смысле я Андрею немного завидую. А плюсами Ливиньо являются куда более лёгкая и быстрая дорога, продолжительность светового дня, атмосфера курортного европейского городка, возможность приобщиться к миру Висма Ски Классикс и массового открытого марафона Сгамбеда и... солнце. Да-да, солнца в ноябре в Ливиньо (несмотря на самые короткие дни в году) - реально много, и это дарит совершенно иные по сравнению с севером Финляндии ощущения. Но, в общем, я отдаю себе отчёт – хорошо, когда перед тобой стоят муки такого выбора. Гораздо хуже, когда снега нет ни в Москве, ни в Питере, ни в Лахти (как это было со мной, например, зимой 2007-08 годов).
* * *
Кстати, если вы сейчас находитесь в Малиновке, или Сыктывкаре, или Кировске, или на Семинском перевале – напишите нам о своём катании, воспользовавшись предложенным алгоритмом – мы с удовольствием опубликуем ваши отчёты. Будет интересно сравнить условия катания, стоимость транспорта и проживания. Только, наверное, для чистоты эксперимента нужно всё-таки брать в расчёт переезд до места сбора именно из Москвы, чтобы мы могли корректно сравнить цены.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
правда есть ощущение, что слегка подпиаривают Л-о
=
псы
2000 тратить на платные дороги это видимо собирать все подряд не думая
мы проехали неделей ранее и потратили 710р. С транспондером. Без оного было бы 900 типа
(въехали на М11 в Клину)
ппсы
раз так тщательно посчитали переезд, то почему не посчитали стоимость проживания на человека?
еще по проезду - он сопоставим если ехать вдвоем, но можно же и вчетвером (значит в 2р меньше выйдет) и даже больше 4чел - (в зависимости от типа авто)
Так что, как ни крути, дорога до Леви хоть будет и более выматывающей, но обойдется в 1,5 раза дешевле. Плюс на месте ты можешь чувствовать себя человеком и ездить куда надо, а в Ливиньо так не получится - ну, или брать в аэропорту прилета машину в аренду и платить уже за нее + бензин. Ну, и проживание в Леви по этой выкладке тоже в два с половиной раза дешевле (200 евро против 475 евро с человека, то есть примерно 15 евро в день против 35 евро в день, хотя тут тоже раз на раз не приходится)
Так что там 20 тысяч с человека, там еще 10 (а если как малекс предложил, на четверых, то и все 15 тысяч), то копеечка к копеечке наберется лишних тысяч 30 на человека, (а то и все 40) за Ливиньо. То есть в сухом остатке Ливиньо круче и прикольнее, но дороже. А Леви, по большому счету, сопоставим по цене сопоставимыми по комфорту (и гораздо худшими по инфраструктуре итп) условиями внутрироссийской вкатки (понятно, варианты с проживанием в убитых сдаваемых квартирах вдесятером в каком-нибудь богом забытом городке северо-востока страны будут заметно дешевле, но это уже сравнение яблок и апельсинов).
В общем, в сухом остатке Ливиньо круче, но дороже. Если деньги есть, то можно себя побаловать, ибо Италия есть Италия, Альпы есть Альпы, свет и солнце всегда лучше полярной ночи. А если лишних денег нет, то лучше Леви. А если денег совсем нет, то тогда лучше снять убитую квартирку на толпу народа в забытом богом городке северо-востока России.
Домик обошелся в 670 Евро, на первом этаже 3 спальных места, на втором - 7.
Все есть, сауна на дровах, лучше, кмк, чем электрическая.
Бензина в Финляндии купил ровно 100 литров.
Снега было 40 см, трасс 60 км, сейчас уже 90.
Ретрачили не каждый день, но после снегопада - обязательно.
Катался один раз в день.
Накатал 380 км (половину с внуком).
Первый раз за все года дорога зашла на ура, вообще без напряга.
Платная дорога хороша.
Может кому пригодится совет - для доступа в Интернет я покупаю в Призме предоплаченную безлимитную месячную симку DNA за 24 евро, вставляю в iPad. В любом месте 4G работает.
1
9л это конечно джип на бензине. Есть машины сильно экономнее
2
кмк москва-леви это 1850км. Т.е. там сразу не сходится! (если имеется ввиду, что там ездить надо, то считайте прокат авто в италии ) кстати, своя тачка под *опой это очень приятно
по финке ехать 925км из них около 700 проедешь на баке из россии
и еще можно взять с собой канистру 10л (раз уж эконом вариант с проездом по раше рассмаатривается) получается, что 1850+1850=3700
из них на финском бензине от силы 1000
3
многие ездят в один присест без ночлега тогда две ночевки в выборге минус
=
короче стоимость поезда завышена и сильно
кататься в темноте не по фану
а по освещенке вполне
=
граница с финкой и с польшей это 2 большие разницы к сожалению
Проживание в Ливиньо (жилье и питание) тоже вполне нормальны, если не шиковать и готовить самим. И если заказывать жилье заранее. Ну или совсем впритык, как было у нас. С питанием мы вдвоем вполне укладывались в 20- евро за день с вином.
Солнце в это время, конечно, шикарное в Ливиньо. Не был в Финляндии осенью, но по зиме в этом плане мне показалось уныло.
Вкатывание на высоте даже при начальном недельном хождении дает хороший отклик в конце декабря и в январе. А если откататься три недели, да еще отбежать Сгамбеду, то это вообще супер.
Моя подруга (лыжный чайник) назвала Ливиньо лучшим местом для активного отдыха по сравнению с разными зимними и даже летними (Мальдивы) местами.
Но это, конечно, сугубо личные впечатления на основе многих поездок в разные лыжные места.
По поводу дороги в Финляндию. Боюсь, что "многие", кто проезжает это расстояние без ночевки - достаточно молодые люди.
Я правда был в 2013 И 2014 годах, но мы прекрасно избегали контролеров.
Что то изменилось?
Особенно за то, что дали ссылку на
Сам собирался в Леви, но на сайте
на границе рб-польша мы стояли через раз по ~4часа
в финку попали за все время всего один раз - утром в день перед длинными выходными
все остальное время 1ч и менее
ну и отношение погранцов совсем другое это если мягко выразиться
В Юллясе этот сервис платный - 10 евро в год (если не ошибаюсь).
Кстати, поскольку трассы с двухсторонним движением, 9 км Андрея в Леви - это туда-сюда.
Алексей, в Финляндии лучше жить в доме, а не в номере.
Я снимал дом за 878 евро за 2 недели (Извините, наврал в первом сообщении, сейчас в телефоне посмотрел смс-ку). Получается 63 евро в день. А в этом доме 10 спальных мест.
Конечно семьей удобнее и дешевле это Финляндия
ради интереса ткнулся в букинг на тему номера на одного в ливиньо
выпал один вариант за 50Е ... в 4.7км от центра
я конечно географию тамошнюю не знаю, но 4.7... да без автомобиля это много
а в центре это 100е и более. т.е. 1400 за 2недели
Если рассматривать семью из 4х человек, то на машине в Лапландию конечно бюджетнее. Билеты на самолёт надо покупать сильно заранее, чтоб такую цену получить, как пишет автор. А решение о поездке в тот же Леви можно принять буквально за 2 недели до.
А центр - это толпы горнолыжников по вечерам, лично мне он не нужен.
а в Ливиньо - всегда?
КМК это они погорячились... рубят сук
Платный сервис о состоянии трасс в Юллясе - это жестоко и для меня говорит о том, что врут даже финны (они же люди - а значит также врут) и скрывают подготовку трасс на время вкатки.
А что в Ливиньо? Где можно отследить готовые (выделенные зелёным или по-итальянски в цветах адзурри) лыжные трассы?
Лично для меня трасса туда-сюда - не трасса!!!
Готов ехать так далеко в замечательную Страну Лаппи, если будут готовятся каждый день не менее 5 разных кольцевых трасс, начиная с ноября!!!
Если есть ссылка на платный сайт по состоянию трасс в Юлляс - сбросьте. На след.год воспользуюсь. Сейчас конечно уже не имеет смысл мониторить - скоро будут готовы все трассы.
Вот ссылка:
Бумажная карта тоже 10 евро стоит, но там текущее состояние не показывают.
Я ее храню как сувенир.
А я вот осенью (до НГ) всегда на работе, конец года, сдача, и потому ни разу за все 25 лет работы в коммерческой фирме на вкатку не ездил. Только на НГ каникулы, в январе.
ЗЫ: вот в этом году В ПЕРВЫЙ РАЗ выберусь в декабре в отпуск - и то вышло так, что место без лыж и снега. Зато тут, в Москве, уже набрал 200+ лыжных км, и надеюсь еще успеть 50-70 до отъезда (Головино и отчасти Волкуша).
Спасибо за обзор, Иван и Андрей!
Алексеи, какие ваши годы. Не считая юношеских лет, до 67 лет вообще на вкатку не ездил, даже когда готовился к КММ и ВЛ. Причина была такая же, как у вас - работа, конец года.
Да и ныне лениво сниматься, наездился в свое время много по работе и спорту.
К тому же опыт показывает, что если поддерживать до снега бесснежный тренинг на хорошем уровне, включая роллеры, то лыжная адаптация проходит быстро.
а в Ливиньо - всегда?
Аналог в Вуокатти (давно читал, могу ошибиться) - трасса бесплатна для живущих в SportHotel. Я не представляю ситуацию, чтобы им это было отказано просто из-за лени или раздолбайства.
Кстати, "сук" - это горнолыжники.
Попробуйте некатающуюся на беговых лыжах супругу затащить в Финку. Мне удалось один раз, больше ни в какую.
В Италию же в любой момент )
Поездка на машине в Леви, Рукку, Куусамо для москвичей, довольно трудное испытание само по себе. Это очень далеко. Я с Питера то, не хочу ехать туда на машине, как себя не жаль и машину, такой пробег подвесить.
По Вуокатти скажу, оно хоть и ближе намного, но цены за проживание явно больше, а цена катания, за куцый круг в 3.5-4 км. абсолютно нелепая 22 евро, что ли с человека,Одно время висел плакат с 26 евро/чел. Как туристическое место все эти центры Финляндии, это ничто.
Для меня самый долгожданный и счастливый момент, когда я в пять утра сажусь в машину, чтобы ехать в Финляндию, потому что впереди две недели совершенно беззаботной и свободной жизни.
Летом кмк варианты возможны, но зимой.. может кто подскажет? Вопрос шкурный )
Я сам люблю прокатиться в Финляндию на машине, но всё хорошо в меру. Подъезжая из Питера, к повороту на Вуокатти, там еще остается км 7, думаешь как хорошо, что не надо пилить дальше, еще типа 230 км до Руки в одну сторону, а смотря погоду в Вуокатти, практически всегда отмечаешь, что в Руке значительно холодней..
В Италии не так холодно, солнечный день длинный, можно гулять хоть со скандинавскими палками, хоть без. Горный воздух пьянит, чего о заполярном не скажешь, он морозит )
Кафешки, ресторанчики, есть где посидеть. Кухня не чета Финке. Вино хорошее и дешевое.
Сыры, прошуто и прочие закуски.
Нравится отношение к русским как к людям второго сорта? Тогда продолжайте и дальше избегать контролеров...
Но зато сырой лосось очень вкусный.
А я люблю больше малолюдные места типа Юлляса, а финны, как мне кажется, совсем не гедонисты - едят, что дают.
Уже неделю как готов километровый круг. Весь из искусственного снега. Трассу готовят ратраком, готовят хорошо - вельвет. Трасса освещенная. Дорога от МКАД до места катания 210км.
Вход на трассу 100руб. в день.
Я живу в Рязани, так что стоимость проживания не знаю.
Кстати, я несколько лет назад был крайне удивлен, насколько Хельсинки подтянулся в плане гастрономии. За несколько лет до этого был там и удивлялся, как же всё скучно и невкусно.
Скандинавская кухня (в этой части Финляндия относится к Скандинавии) сделала большой прорыв.
Может уже начинает подтягиваться и Север страны, не только столица.
Просто в Италии ты можешь идти и по пути встречать кафе и рестораны, особенно летом,когдав по горам ходишь. В Финке лес и лесотундра )
потому и живем так
В Леви мне бывать не приходилось- это очень уж далеко даже из Петербурга на мой вкус. И на нашей Питерской широте мы страдаем от постоянной темноты и сумрачной погоды конца ноября начала декабря. А уж поехать в это время в значительно более тёмные места совсем не хочется.
Поэтому с десяток лет мы ездили в Вуокатти. Не так далеко на север, относительно легко доехать за день из Питера на машине, а в крайнем случае всегда есть искусственная трасса.
Однако много лет было желание съездить на вкатку в Ливиньо.
Особенно оно усилилось в прошлом году, когда до 6 декабря включительно снега не было, а искусственная трасса была не более 3 км! Крутиться по 3х километровому кругу, да ещё с перспективой дикой по цене оплаты-надоело. Из ежегодных минусов в это время добавлю отсутствие солнца в принципе. Если редкий день и будет ясным, то солнце только чиркнет по верхушкам сосен. Плюс частенько в это время года мы попадали или на морозы ниже -20, или в дожди.
Понятно, что в Италии тоже погода может быть разной. Но в этом году мы получили 1,5 метра снега и три пасмурных дня из 12! Солнце для питерского организма просто фантастическое. Самочувствие в этой связи я не могу сравнить ни с чем. Как у нас в апреле.
Что касается трассы и погоды: с 1 по 6 декабря стало холодно и если делать 2 тренировки, выходя в 10 утра по Москве, то это было не -5, а -17 градусов, особенно в верхней части долины до прихода туда солнца. В 17часов по Москве солнце из долины уходит и температура падает стремительно опять. Поэтому над расписанием тренировок стоит подумать. Кататься 2 раза в день как в погребе и сидеть дома при ярком солнце обидно. Чего не хватает привычному к Финляндии лыжнику, так это освещения. Многие катаются с фонарями- например Лагер 157 попадались навстречу с налобными фонариками. Впрочем была такая яркая луна, что нормально и без фонаря.
Лыжня хоть и имеет номинально 30 км, но на самом деле это около 15 км, т.к большую часть встречка идёт рядом. Петля одна с небольшими вариациями. Когда много снега в марте- в Вуокатти поразнообразнее будет. Ты не можешь сегодня отправиться сюда, а завтра туда. Впрочем трасса настолько красива, особенно в верхней части, что это не проблема. Первые 15 км будет подъем, а вторые-спуск. Хотя срезок предостаточно и любую тренировочную работу планировать удобно.
Ну и есть ещё возможность покататься наверху, о которой мало кто задумывается. Подъемники в основном начали работу 30 ноября, однако за неделю до этого уже были откатаны ратраком трассы, в том числе и продольные по вершине хребта соединительные трассы с маленьким уклоном. По ним вполне можно кататься на беговых лыжах, пока нет горнолыжников, уклон маленький, высота-2600-2700. Подняться можно на единственном работавшем подъемнике или пешком. Поработав на высоте 2700 гораздо лучше себя чувствуешь на 1900.