Беговые лыжи | Новые фото
Интервью skisport.ru

Александр Большунов: «Тренировки стали более щадящими, поэтому иногда приходится делать что-то сверх плана»

На этой неделе в магазине «Экипион», который находится на недавно реконструированном стадионе «Динамо» в Москве, состоялась автограф-сессия и встреча с болельщиками одного из лидеров сборной России по лыжным гонкам, многократного призера чемпионатов мира и Олимпийских игр Александра Большунова. Редакция «Л.С.» воспользовалась ситуацией, чтобы в преддверии сезона побеседовать с Александром и узнать о его летней подготовке, планах на сезон и многом другом.

«ПЕРЕД МАРАФОНОМ ПОТРАТИЛ МНОГО СИЛ, УБЕЖДАЯ ТРЕНЕРА, ЧТО ДОЛЖЕН ЕГО БЕЖАТЬ»

- Какие сделали выводы из результатов прошлого сезона? Довольны им или нет?

- Конечно, довольны. Хотя небольшой осадок остается до сих пор, но самое главное, что сезон был ровный. Мне удалось избежать больших спадов, а те недоработки, которые были во время чемпионата мира – это чисто технические и тактические аспекты. Совсем чуть-чуть не хватило, чтобы выиграть золотую медаль.

- Можете подробнее рассказать, о чем идет речь.

- К примеру, на скиатлоне я стал расталкиваться ногами после спуска буквально на пару метров позже, чем было нужно. Из-за этого я потерял скорость и в итоге проиграл совсем чуть-чуть. И вот такие моменты были практически в каждой гонке.

Тот же марафон. Если помните, меня на него не ставили, и я очень много энергии потратил накануне, чтобы убедить тренера, что я должен стартовать. Я долго доказывал Юрию Викторовичу, что готов бежать, но в итоге узнал о том, что побегу, только утром в день гонки. Не говоря о том, что мы накануне, не готовясь бежать, провели силовую тренировку… В общем, много ненужной энергии, моральных сил было потрачено, чтобы просто бежать эту гонку, а не спокойно готовиться к ней и думать только о результате.

- У норвежцев против вас постоянно ставили какого-то нового, может быть, более свежего соперника: то Рёте, то Клэбо, то Сундбю, то Холлунна… А у нас в команде все дистанции закрывал один человек…

- Да, причем закрывал по всем параметрам, по всей дистанции (смеется)…

- Нет мысли, что если бы вы сосредоточились либо на дистанциях, либо на спринте, то всё же могли бы взять золото?

- Не соглашусь с этим. Когда я готов, когда я в хорошей форме, я могу хорошо бежать как дистанции, так и спринт. И даже если бежать все шесть гонок, во всех шести я могу бороться за победу. И для себя не вижу преимуществ в том, чтобы подводиться к какой-то одной гонке. Далеко не факт, что в таком случае я бы её лучше пробежал.

- Ну не к одной, а хотя бы не ко всем…

- Да даже если бы я бежал половину программы, то я не считаю, что показал бы лучший результат.

- Почему тогда норвежцы не бегут всю программу? Они слабее вас, физически менее выносливы?

- Нет, просто у них очень сильная команда, и им приходится кого-то ставить на одни гонки, кого-то на другие. Плюс у них заранее распределены роли: сегодня Холлунн убегает, завтра – Рёте, послезавта – Сундбю.

- Но и у нас, вроде бы, неслабая команда…

- Да я и не говорю, что у нас она слабая, но у нас нет такого, чтобы кто-то на кого-то работал и кто-то кому-то помогал.

- А хотелось бы, чтобы так было?

- Конечно, хотелось бы!

- Я часто слышу мнение, что в лыжных гонках невозможна командная тактика. А вы что думаете на этот счет?

- Я считаю, что в лыжных гонках командная тактика имеет смысл, как и в других видах спорта, к слову.

«ПОДГОТОВКА СТАЛА СЛАБЕЕ»

- Что-то изменилось в вашей летней подготовке по сравнению с предыдущим годом?

- Да, для меня она стала слабей.

- Почему? В чем это выражается?

- В тренировках, в чем же еще?!

- Меньше объема, интенсивности?

- Ну, и объем тренировок снизился, и сами они стали какие-то более щадящие.

- То есть вы считаете, что недорабатываете?

- Нет, ну я как бы стараюсь, всё делаю, план выполняю. Но иногда приходится кое-что делать даже и сверх плана.

- Летом вы приняли участие в чемпионате мира по лыжероллерам. Это было вашим желание – там выступить, или вас попросило об этом руководство Федерации?

- Нет, это было моим желанием. И очень удачно получилось, что он попал на конец сбора. Надо было переехать всего 200 км из Эстонии в Латвию: почему было не поучаствовать, тем более, если есть такая возможность.

- А если бы чемпионат проводился не на медленных роллерах, а на скоростных, всё равно бы поехали бежать?

- А он и был на скоростных, хотя нам говорили, что будет на медленных. И классика была быстрая, и конек тоже… По крайней мере, намного быстрее той, на которой мы тренируемся.

- Классическую гонку выиграли, не напрягаясь?

- Почему, не напрягаясь?

- Ну так, по-честному если… Когда догнали Алексея Червоткина, стартовавшего перед вами, поняли, что дело сделано?

- Понятное дело, что дело сделано, но надо было дальше бежать, прорабатываться. Догнать и дальше сидеть за спиной отдыхать – тоже неправильно!

- Но на следующей гонке, масс-старте, остались без медалей, финишировали в конце первой десятки. Что случилось?

- Там трасса была очень специфическая – по городским улицам, практически без подъемов. Мы с Червоткиным постоянно шли впереди, работали, но это, к сожалению, было неоправданно. Можно было встать последним в пелотоне и катиться, даже не толкаясь…

- Это опять же к вопросу о командной тактике…

- А вот тут у нас как раз и была задумка вдвоем попытаться убежать, финишировать тоже начали задолго до финишной черты, и в самом финишном створе мышцы были загруженные.

- В прошлом году вы удачно выступили на Всероссийских соревнованиях в Малиновке, а в этом – на аналогичных соревнованиях в Тюмени – не стартовали. С чем это связано?

- Решили дать организму отдохнуть. Мы провели сбор в горах, перед ним участвовали в соревнованиях в Норвегии, и у нас было меньше недели перед следующим горным сбором. Надо было восстановиться, а участие в соревнованиях, возможно, помешало бы этому процессу.

- С вашей точки зрения, должны ли лыжники вашего уровня обязательно участвовать во внутрироссийских стартах?

- Да, все должны участвовать. И мы тоже должны (смеется). Если бы эти соревнования проводились в начале или в конце сбора, мы бы обязательно участвовали, но так как они выпали на межсборье, и как раз между двумя сборами в горах, решили их пропустить.

- А на лыжный чемпионат России в конце марта планируете приехать?

- Конечно, почему нет?!

«ПОТРЕНИРОВАЛСЯ БЫ С НОРВЕЖЦАМИ, ЕСЛИ БЫ БЫЛА ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ»

- Понравились ли вам соревнования в Норвегии? Нравится ли принимать участие в новых форматах, в новых местах?

- В Норвегии всегда всё организовано на высшем уровне, куда бы нас ни приглашали! Тех же болельщиков там огромное количество. И ты понимаешь, что приехал не на роллерах соревноваться, а на тех же лыжах только летом. Интерес у болельщиков и у тех, кто проводит соревнования, просто огромный. По сравнению с остальными стартами – это разные лиги!

- Вызывает ли какие-то эмоции встреча с соперниками, которых не видел с прошлой зимы?

- Да, конечно, скучаешь по ним.

- И по Клэбо?

- И по Клэбо тоже (улыбается).

- Сильно по голове его били?

- Думал, сознание потеряет, а он как-то устоял (смеется).

- Какие новшества замечаете в других командах? Используете ли их потом в своей подготовке?

- Мы с ними не пересекаемся, поэтому ничего и не подглядываем, и не берем.

- В своё время Никита Крюков ездил тренироваться с норвежцами на сбор…

- Я бы, честно говоря, тоже так сделал.

- С кем именно? С Клэбо?

- Да, с той группой, в которой готовятся Клэбо, Сундбю. Сейчас у них все сильные ребята вместе тренируется. Вот с ними бы я и поехал, если бы была такая возможность.

«КАЛЕНДАРЬ КУБКА МИРА В ЭТОМ ГОДУ СБАЛАНСИРОВАННЫЙ»

- Как относитесь к новым форматам соревнований? Как вам масс-старт в гору в финале Тур де Ски?

- Пока ничего не могу сказать на этот счет. Надо сначала до этого момента дожить, пробежать, а потом уже делать какие-то выводы. Понятное дело, что всё будет не так объективно, и не очень ясно, кто каким идет в итоге. К тому же, если ты плохо стартанул, то в гору очень тяжело обгонять!

- И всё-таки, какова на ваш взгляд правильная стратегия этой гонки: идти на полную со старта или отсиживаться до начала подъема, где потом непросто будет обгонять?

- Да там если со старта пойдешь на полную, то можно до конца горы и не добраться… (смеется). Конечно, важно быть в головной части, но если ты завысишь темп, то даже если к началу подъема ты придешь первым, то потом окажешься последним. Но и совсем отставать тоже нельзя – надо найти золотую середину.

- Насколько вам подходит нынешний формат Кубка мира с двумя большими Турами?

- Выводы можно будет делать только после сезона, но на данный момент мне кажется, что календарь достаточно сбалансированный: и по соотношению классики и конька, и спринтов и дистанционных гонок.

- То есть болельщицкие замечания, что календарь в очередной раз сделан «под Клэбо», на ваш взгляд, не соответствуют действительности?

- Нет, ну, гонка на 50 км ведь всего одна… Если бы все по 50 были – тогда другое дело (улыбается).

- Раз уж речь зашла о полтинниках, следите ли за лыжными марафонами Ски Классикс?

- Если честно, нет. Хотя если появляются новости, я читаю, но чтобы прямо следить – то нет.

- А вообще это интересный проект? Хотелось бы самому там побегать?

- Да, есть такое желание, почему бы и нет?

- К чьим советам, кроме советов тренера, прислушиваетесь?

- К своим! Да и из советов тренера всё равно каждый делает свои собственные выводы. Да и опять же все советы нельзя слушать.

- А что делает тренер, если вы не выполняете его установку?

- Да такого особо и не бывает, по крайней мере, я не припоминаю, чтобы такое было. Разве что выполнишь какую-то работу, а потом – в дополнение – сделаешь что-то своё. Только так!

- Какие ваши дальнейшие планы?

- Небольшой отдых и тренировки в лыжном тоннеле в Оберхофе. Потом переезжаем уже на настоящий снег в Муонио.

- Вам надо участвовать в отборочных стартах в Рованиеми?

- Да, там все должны отбираться, и я не исключение.

Фото Никиты Царёва

80 21278 Андрей Краснов 18.10.2019 19:49
Рейтинг: +16 +16 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

19.10.2019 00:25
Спасибо Саше за ответы.
А Андрею Краснову спасибо за вопросы, за то что их задали, интересно получилось!
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
Какой улыбчивый парень, приятно смотреть.
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
- Вам надо участвовать в отборочных стартах в Рованиеми?
- Да, там все должны отбираться, и я не исключение.
----------------------------------------------------------
1 отборочные старты-это хорошо,ибо открывают возможность многим лыжникам попасть в национальную команду.
2 отборочные старты -это плохо, ибо заставляют этих же самых спортсменов форсировать свою спортивную форму для успешного попадания в команду.. Что по итогу приводит к провалам после Нового года. Что к примеру и продемонстрировал Вылегжанин в прошлом сезоне. И не только он один
Ссылка Рейтинг: -2 +5 -7
19.10.2019 11:56
Мурманчанка, а вам спасибо за вопросы!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
19.10.2019 13:21
Отчего у Сан Саныча такой провал в тактике на гонках? По моему в детстве он совсем не играл в футбол. Он приучает к маневрам обходам обгонам рывкам , что вроде и не надо лыжнику, но при его уровне это стоит золота. Клебо идеально выбирает тактику к конкретным условиям. В дюсш конечно надо заниматься с детьми больше игровыми видами и не скучно и полезно.
Ссылка Рейтинг: +2 +7 -5
19.10.2019 16:14
Начали сбавлять предсезонную тренировочную нагрузку. В прошлом сезоне была заметна усталость Большунова от большого количества гонок.

Отсутствие стратегии на крупные турниры и плохая оценка текущего функционального состояния спортсменов - самые главные проблемы российского тренерского штаба.
Ссылка Рейтинг: +7 +10 -3
19.10.2019 18:21
Догнать и дальше сидеть за спиной отдыхать – тоже неправильно!
Обьясните мне, ну почему неправильно? Признаюсь, после гонки преследования на прошлом ТдС, где Йоханнес издевался над Устюговым, я не то что хочу, а прям мечтаю посмотреть гонку от наших лидеров в стиле: "Я рюкзак")
Я не дождусь видимо (
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
19.10.2019 19:36
Это тактика паразита. А Большунов и Червоткин - друзья.
Ссылка Рейтинг: -2 +3 -5
19.10.2019 19:47
- Ну, и объем тренировок снизился, и сами они стали какие-то более щадящие.
Наконец то услышали мольбы Седенкова и Ко! :D

- К примеру, на скиатлоне я стал расталкиваться ногами после спуска буквально на пару метров позже, чем было нужно. Из-за этого я потерял скорость и в итоге проиграл совсем чуть-чуть.
Всегда будет это "чуть-чуть", потому, что кто-то: а) пасет и выцеливает жертву, б) хитрее и проворнее жертвы.
Желаю Саше перестать быть легкой добычей для хитрых норвежских лИсов! 8)
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
19.10.2019 20:00
Это тактика паразита. А Большунов и Червоткин - друзья.
Разве так может быть, такая большая сборная и нет ни одного паразита тактически грамотного) Ну ладно не с Червоткиным так, пусть в другой гонке, но разве Большунов так сможет? Я не видела не разу, чтобы он отсиживался. Вылегжанин так умеет, он хитрый и умный, а ещё кто?
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
19.10.2019 20:08
Мурманчанка, это особенно важно на заключительном участке гонки. А туда надо ещё доехать вместе с Большуновым, не отстать от него. И потом, норвежцы этой связке будут мешать всей командой.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
19.10.2019 20:23
Сан Санычу нужно налаживать взаимодействие с Устюговым, а не сторониться друг друга. Тогда и будет толк в масстартах.
Их давно уже стоило определить в одну группу подготовки, да и Ретивых бы там не помешал.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
19.10.2019 20:37
Да, связка Устюгов-Большунов была бы очень мощной! Но кто их подружит, учитывая такой ершистый и непростой харрактер Сергея. Разве, что Елена Валерьевна; жестким и неотвратимым решением(!) 8)
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
19.10.2019 21:46
Кстати, термин тактика "рюкзака" сами норвежцы и придумали. Но рюкзак не выскочит из-за спины и не побежит. А вот паразит - запросто.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
19.10.2019 22:38
Сундбю, не всегда, но довольно часто "тащит". Потому что понимает, что в спринте на стадионе у него шансов маловато. А вот Большунову спринта бояться вроде незачем. Почему не воспользоваться этим своим преимуществом? Может как раз и не придется потом сожалеть, что шесть раз подряд "чуть-чуть не хватило"? )))
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
19.10.2019 22:57
Сундбю весьма силён на финише длинных гонок, так что он не мальчик для битья. Ещё опаснее Рёте. Тактика паразита проста и одновременно эффективна: сильный финишёр прячется за соперником, тратя меньше сил на преодоление сопротивления воздуха. Он следит за физическим состоянием своего соперника и как только видит, что тот подустал делает рывок.
У россиян, по какой-то причине это не получается. То-ли норвежцы дают им понять что недовольны, то-ли россияне опасаются, что тандем догонят другие лыжники, если сушить темп и вставать.
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
19.10.2019 23:41
И ещё раз повторю - важно, что они "едут на россиянах" перед финишем, когда скорости движения максимальны.
А то что тот или иной норвежец разгоняет пелотон в начале или в середине - в данном сучае не важно. У них роль каждого лыжника планируется перед гонкой.
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Сколько бесплатных консультантов.
Ссылка Рейтинг: +11 +17 -6
С кенийцем который токашто на марафоне из двух часов выскочил работало 150 специалистов вот это настоящее шоу !
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
20.10.2019 08:46

Обьясните мне, ну почему неправильно?
Потому что речь шла о гонке с раздельным стартом. Да, он догнал и контролировал основного конкурента, но ведь кто-то другой теоретически мог наказать за расслабленность.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
20.10.2019 12:20
Бесплатных консультантов много только в хорошем деле. Когда есть на чем повыпендриваться. :)
Победить рюкзачество только один способ - оставить одни разделки. Там рюкзачить смысла нет. Ну если только держаться за тем, кто у тебя уже 30 с или больше выиграл. На финише этого не вернешь.
Ну еще.. маленький баллончик с сероводородом замаскировать за спиной. И потихоньку выпускать... Правилами ФИС это вряд ли запрещено. Кто такую глупость будет в правила включать.
Так можно даже отрыв сделать. :D
Ссылка Рейтинг: 0 +4 -4
20.10.2019 15:33
Победить рюкзачество только один способ - оставить одни разделки. Там рюкзачить смысла нет
Да ужо нет! На разделке в "рюкзачестве" были замечены и Клебо, и Рёте, и (о боже) сам Сундбю. Такшта - "Что хорошо (работает), то хорошо!" ©
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
20.10.2019 17:00
Затраты энергии на преодоление сопротивления воздуха в безветренную погоду:
7,8% для скорости бега 10 м/с, 4% - для 6 м/с, 2%  – менее 5 м/с.  Это существенное  количество энергии, а при беге против ветра эти затраты кратно увеличиваются.
При езде на велосипеде со скоростью 40 км/ч, последние 4 в группе из 8 гонщиков, затрачивают  на 39% меньше энергии, чем при движении в одиночку.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
4% тратятся на преодоление сопротивления воздуха.
Допустим.
А остальные 96% на что тратятся?
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
20.10.2019 17:50
Как-то пристроился за автобусом. На панели есть мгновенный расход. Так даже на скорости 60-70 расход на пару литров возрастал, если выезжать из-за автобуса. За автобусом такое ощущение, что на прицепе. ))) Только немного стремно. Надо близко  к попе автобуса ехать, иначе эффекта нет. А вдруг супостат затормозит? :)
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
20.10.2019 18:12
Дмитрий, остальные 96% тратятся на переваривание пищи преодоление расстояния! :)
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
Иван, а все-таки?
Согласно первому закону Ньютона, если спортсмен движется прямолинейно и равномерно, то результирующая всех сил, действующих на него, равна нулю.
С сопротивлением воздуха разобрались, на него уходит 4%.
А остальные 96% куда?
Ссылка Рейтинг: -3 +1 -4
20.10.2019 19:17
:)  Диссипативные силы. Трение о снег, обогрев организма, скрип суставов - ,глядишь, ничего на дело и не осталось. На ускорение в последнюю горку нет больше сил! :D  (А если серьезно - первый закон И.Ньютона о том, что есть инерциальные системы. А система лыжник-снег инерциальной не является. Снег тормозит и всю идиллию портит.. Вот в космосе другое дело. Толнулся разок и лети до Луны.. Больше толкаться не надо.)
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
20.10.2019 19:31
:D  Иван доходчиво ответил вам

1) Усилие отталкивания стоп от грунта. От величины этого прикладываемого усилия и зависит темп бега
2) на обеспечение работы мышц (до 20% энергии)
3) Преодоление сопротивления воздуха движению + вихревые потоки воздуха (ветер) - (до 40 %)
4) Тепло
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
20.10.2019 20:30
Если брать конкретно лыжные гонки, а не бег - к этим пунктам плюсуйте:
5) усилие на преодоление трения лыж по снегу
6) усилие на преодоление пластического сопротивления слоя снега при наезде лыжи (особенно актуально для мягких трасс)
Усилие отталкивания разделяется на усилие отталкивания ног и усилие отталкивания рук
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Алекс, я про бег.
То есть, вы хотите сказать, что бегун, двигающийся равномерно по горизонтали, не подчиняется первому закону Ньютона?
Тогда результирующая сила, действующая на него, не равна нулю?
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
1) Иван, но когда мы бежим под горку, отталкиваться не надо. Однако и в этом случае устаешь.
2) На мышцы - все 100%. Энергообеспечение в спокойном состоянии выносим за скобки.
3) Так 4% или 40%?
4) Вся механическая работа превращается в тепло согласно закону сохранения энергии.
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
20.10.2019 21:14
Первый закон не про то, что если равнодействующая сил нуль, то движение равномерно-прямолинейное. Он про то, что есть системы (инерциальные), где это именно так. Но они редко бывают. Вот и Бегун двигается не инерциальной системе, а постоянно испытывает ускорения-торможения. Все. С этого момента 1 з.Н. в любом виде не выполняется.
Результирующая сила (если вместо бегуна шарик на стекле) мб равна нулю. Но это как раз и есть условие равномерного движения. Он же не ускоряется..
В любом случае общий ответ - работа, 96%, идет на преодоление различных сил трения как снаружи так и внутри спортсмена. И если трение мы преодолеваем, то не вся механическая работа идет в тепло, а часть идет на перемещение спортсмена на расстояние при действии силы трения (трение это не всегда в тепло, немного и в излучение, в разрыв ковалентных связей, в хим. реакции и тд).
Понял.. Большунов мотивирует не только мощи, но и мозги. :D
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
20.10.2019 21:19
Тогда результирующая сила, действующая на него, не равна нулю?
Конечно не равна! Ведь бегун не отвлеченное твердое тело; он есть система, на которую действуют, как внешние силы (давление среды, вязкость/мягкость грунта, погодные условия и прочее), так и внутренние (трение суставов/связок, давление верхней части тела на нижнюю, состояние здоровья, тренированность и прочее). Огульно применять к бегуну Ньютоновские статуты некорректно.
Вы, вот, наблюдали эффект наблюдателя? Когда на нас смотрят, мы почему-то начинаем бежать быстрее. Так где тут Ньютон(?) :D
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Алекс, со многим согласен.
На трение в итоге все 100%, но все же сначала через механическую работу.
А велосипедист подчиняется первому закону, если двигается прямолинейно и равномерно? Но он-то силы тоже тратит. Только ли на преодоление сопротивления воздуха?
В общем, моя версия такая.
Бегун тратит силы на следующие вещи (в порядке убывания):
1) Ускорения и торможения движущихся частей тела (рук и ног) относительно своего центра масс. Это самые большие энергозатраты. Чем легче у спортсмена ноги, тем больше его преимущество. См. тонконгих кенийцев и эфиопов.
2) Горизонтальные и вертикальные ускорения и торможения центра масс тела. Чем техника лучше, тем меньше эти колебания и тем экономичнее бег.
3) Сопротивление воздуха, которое растет пропорционально квадрату скорости. Цифра про 2% энергозатрат на скорости 3:20 на км кажется мне правдоподобной. Спасибо Ивану за цифры.
Где-то читал, что КПД бегуна порядка 20%.
Спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
20.10.2019 22:11
КПД бегуна порядка 20% - это и есть энергообеспечение работы мышц при предельных нагрузках (пункт №2), далее
Так 4% или 40%?
Максимальная скорость лыжника классич. ходом - 31 км/ч, коньковым - 35 км/ч (последний километр до финиша) - смотрим приведенные мной эмпирические данные:
Бегун в спортзале (ветра нет) - потери энергии на сопротивление воздуха 8 % при предельной скорости бега 36 км/ч;
Данные по велосипедистам на улице, судя по всему, при встречном ветре - 40 % при 40 км/ч (разница между ведущим и ведомыми)
Первый лыжник, бегущий к финишу на предельной скорости при сложной ветровой обстановке будет расходовать на 30 % энергии больше: 100% - 20 % (КПД) - 30 % = 50 % (остаётся на все остальные пункты).
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Основная энергия расходуется мышцами, двигающими бедра вперёд-назад, то есть мышцами разгибателями бедра в тазобедренном суставе.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
21.10.2019 07:17
В велосипеде сопротивление воздуха при скорости менее 15 км/ч практически несущественно, при 20 и более сильно нелинейно растет. В лыжах скорость средняя примерно 20, т.о. драфтинг имеет смысл только на спусках. Тем более, что рельеф и ветра не как на шоссе.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Какой же Саша улыбчивый молодой человек.
Как же хочется, чтобы он помудрел что ли, например  как Максим Вылегжанин. У Александра есть всё, чтобы стать звездой лыж.  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Сила сопротивления воздуха в зависимости от скорости растет линейно до скоростей, на которых поток становится турбулентным. Но эта скорость намного выше той, которую можно развить на велосипеде.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
21.10.2019 11:50
мощность пропорциональна скорости в третьей степени
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Станислав, почему линейно?
Двигаясь в неподвижном воздухе со скоростью v, мы сообщаем молекулам встречного воздуха эту скорость, их кинетическая энергия изменяется на величину mv^2/2.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
21.10.2019 12:25
Сила сопротивления в ламинарном потоке пропорциональна квадрату скорости.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Дмитрий, а как же тест Конкони для определения анаэробного порога, при котором пульс растет пропорционально скорости?
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
21.10.2019 13:13
Тест Конкони по мощности, по скорости исключительно из практических соображений, т.к. там всё условно "линейно" даже между АП и ПАНО тоже исключительно из практических соображений.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Ну ради меня можно и закон Стокса отменить.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
21.10.2019 14:41
На самом деле все немного сложнее. Закон Стокса применительно к лыжнику или велосипедисту - это как модель сферической лошади в вакууме - дает примерно ту же достоверность. Закон Стокса применим для вязкой жидкости, которой воздух не является, и малой сферической частице, которой даже бегун не является, не то что лыжник. Я конечно зря написал о ламинарности. Движение уже бегуна не является чисто ламинарным. Зависимость сопротивления воздуха не выражается простой формулой линейной или квадратичной зависимости. Но эмпирически, квадратичный закон ближе к истине чем линейный.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
21.10.2019 15:09
Производители велотренажеров заморачиваются зависимостью скорость-мощность.
Вот статейка https://tacx.com.ua/ru/articles/12/.
Или просто картинки в гугле "tacx power speed curve".
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
У лыжников обтекание вряд ли является  в целом ламинарным. Конечно, отдельные части тела, в зависимости от формы частей тела и одежды, обтекаются по-разному. Но срыв потока и, следовательно, появление турбулентности, происходит и на малых скоростях. Но не думаю, что это как-то достаточно значимо влияет на скорость передвижения одиночного гонщика.
Значимыми факторами является возможность спрятаться за чью-то спину на спуске или принять "эффективную" аэродинамическую позу также на спуске. На других участках рельефа движение за спиной имеет скорее психологическое преимущество, причем не всегда и не для каждого.
Но это все любому практикующему лыжнику известно априори и не требует каких-либо научных обоснований. Тем более, что реальная аэродинамика даже менее сложных по форме объектов, чем фигура человека, исследуется экспериментально. Однако, вроде не слыхать, чтобы лыжников "продували" в аэродинамической трубе, как, например, велосипедистов.  
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
21.10.2019 16:09
2 Александр Соловов: А если рассмотреть ситуацию, когда ветер дует навстречу. При учете сопротивления воздуха в данном случае скорость ветра складывается со скоростью лыжника? Эмпирически, когда ветер дует в лицо, и при движение по равнине, и в пологий, и даже порой в крутой подъем, первые два-три человека в группе лыжников упахиваются, остальные едут прикуривают, даже порой не толкаясь... А вот на спуске-то как раз по большому счету все равно - ну, выкатился ты за счет аэродинамики, и что дальше?
А вариант, когда заметает лыжню и первый теряет на "прокатке", тоже не рассматривается?
Ну вы же все (участники дискуссии) реально катаетесь постоянно на лыжах, участвуете в соревнованиях, как можно этого не замечать? К чему эта далекая от жизни теоретизация?
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
16
Андрей Краснов
Андрей, Вы привели редкие случаи, хотя и правомерные.
А вот со скепсисом насчет "выкатился за счет аэродинамики на спуске, и что дальше", вряд ли можно согласиться. Даже несколько метров более дальнего выката и более высокой скорости дают вклад в общий результат. В разделке это очевидно. При общем старте сохраняет больше сил, дает возможность отъехать от соперников. А о предфинишном спуске и говорить не стоит.  
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
21.10.2019 16:26
Ну я то помню как ехал на Лаппонии-Хиихто несколько километров по озерам навстречу сильному ветру - какова разница между "передвижением одиночного гонщика" или когда передвигаешься в группе. Ни Модест Соловьев ни привлеченный в качестве авторитета Стокс не докажут мне что это одно и то же ;).
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
21.10.2019 16:53
А вот на спуске-то как раз по большому счету все равно - ну, выкатился ты за счет аэродинамики, и что дальше?
Я тоже не понимаю, зачем (тот же) Клебо всегда так делает(?!) :D
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
21.10.2019 18:26
Хорошее интервью, профессиональные вопросы, остаётся только позитив после. Спасибо, что без провокаций)
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Срыв потока, турбулентности... Слышали звон, да не знаете где он. Мотоцикл едет со скоростью 150 км/ч без всякой турбулентности. Человек меньше мотоцикла в поперечнике, ну допустим втрое. Значит как минимум до 50 км/ч лыжник движется в ламинарном потоке. Хотя руки и ноги могут испытывать турбулентное обтекание. 50 км/ч лыжник может развивать только на спуске.

Кстати, откуда информация, что сила сопротивления воздуха при движении в нем в условиях турбулентности пропорциональна квадрату скорости? Я не слышал о таком законе.
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
4% подгонка под ответ)))
На дистанции 15км (разделка) проигрыш лидеру в 4% составляет
примерно 1мин.30сек .В этот интервал заходят примерно 25 человек.
Столько же лыжников мы видим в лидирующей группе на масстарте
до самого финиша.)))
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
22.10.2019 09:31
Как справедливо заметил Александр Соловов, различные части тела обтекаются по-разному. Закон Стокса не относится к фундаментальным законам природы как принцип причинности и законы сохранения. Он сформулирован для идеальной ситуации о чем я писал выше. При скорости лыжника обтекание не является чисто ламинарным но и не полностью турбулентным, поэтому как и большинство явлений природы не вписывается в простые схемы. Квадратичный закон зависимости сопротивления воздуха от  скорости - результат найденный эмпирически, приближенный,  и строгого обоснования естественно не имеет. Получен путем экспериментальных исследований движения велосипедистов, автомобилей и даже бегунов. Все в Гугле. Достоверность на совести авторов, но количество независимых исследований более-менее убеждает в справедливости квадратичной зависимости. Естественно, важную роль играет коэффициент пропорциональности который в свою очередь может зависеть от скорости.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
22.10.2019 09:51
Может кому интересно будет.
Веселые картинки, формулы, там же поезд Ineos Элиуд Кипчоге).
https://link.springer.com/article/10.1007/s12283-017-0234-1
https://twitter.com/bertblocken/status/1133092873338073089
https://twitter.com/BertBlocken
https://twentysix.ru/company/specialized/blog/126519.html
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Ссылки, пожалуйста, на квадратичный эмпирический закон. Вы явно не владеете знаниями в области гидро- аэродинамики, судя по глупостям, написанным в предыдущих комментариях. Турбулентность не увеличивает силу сопротивления, иначе самолёты бы сваливались, попав в турбулентность.
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
22.10.2019 11:19
Сертифицированный редакцией Скиспорт эксперт должен понимать что простые модели почерпнутые из школьных и вузовских учебников не всегда адекватно и точно описывают сложные явления природы. Это касается и гидродинамики с аэродинамикой, иначе обходились бы при проектировании самолетов без аэродинамической трубы. В отличие от электродинамики, где численное решение уравнений Максвелла позволяет получить характеристики антенно-волноводных систем  даже с бОльшей точностью чем эксперимент. Вы просто нахватались всего по верхам не занимаясь видимо реальной исследовательской или конструкторской работой. Это из той же серии как представление о 100% выходе продуктов в химических реакциях.

А ссылки... Вот одна, например
http://diginfo.ru/ru/cycling_rus/na-chto-tratyatsya-silyi-pri-dvizhenii-velosipeda/
Естественно, особо строгой науки за такими публикациями не стоит, там всегда есть что критиковать, это просто обобщение результатов наблюдений с попытками наукообразного объяснения. Но подобных интернет-публикаций много.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
22.10.2019 11:57
http://diginfo.ru/ru/cycling_rus/uluchshenie-aerodinamicheskoy-formyi-velosipeda/
оттуда же
обратить внимание на значение числа Рейнольдса
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
При чем тут числа Рейнольдса, если товарищ сразу написал, что при ламинарном обтекании сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
22.10.2019 12:17
Ну вот, как я писал выше, коэффициент пропорциональности, каковым является число Рейнольдса, в свою очередь очень сильно зависит от скорости.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
22.10.2019 12:49
Ау!! Физики и Химики! Вы что тут устроили базар!! Обсуждайте свои проблемы по физике и химии на других сайтах.
Ссылка Рейтинг: -5 +1 -6
22.10.2019 12:53
Да нет там чисто ламинарного обтекания, не занимайтесь примитивизацией. Лыжник/велосипедист это не маленькая сфера в идеальной жидкости для которой сформулирован закон Стокса.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Я, конечно, лояльно отношусь к разным мнениям. Но г-н Модест, судя по его высказываниям, да еще с апломбом, такой же "эксперт" в аэродинамике, как и в лыжных гонках. Вот уж действительно, слышал звон. Не нужно  отождествлять понятия срыва потока и турбулентности в атмосфере. Да, в турбулентной атмосфере самолет продолжает полет. Но при срыве потока на крыле, обусловленным переходом угла атаки за критическое значение, на верхней поверхности крыла ламинарное обтекание переходит в турбулентное, что ведет к повышению сопротивления и падению подъемной силы. Самолет сваливается  на крыло и переходит в штопор.
Хотя все это слабо коррелирует с характером обтекания разных частей тела лыжника-гонщика. Но теория такова.
Кстати, о том что сила лобового сопротивления пропорциональна квадрату скорости набегающего потока, можно прочесть в любом соответствующем букваре.  
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
22.10.2019 14:00
Курс физики К.А.Путилов том 1 параграфы 53, 54

черным по белому закон Стокса работает в воздухе на скоростях до 1 м/с (понятно, что все приближенно),
дальше коэффициент лобового сопротивления постоянен и имеем квадрат скорости
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Приведите ссылки где есть вывод формулы, согласно которой сила сопротивления в газообразной или жидкой среде пропорциональна квадрату скорости.

Вывод закона Стокса - 100500 ссылок с Интернете. И это билет на экзамене по физике на 1-2-м курсе технического ВУЗа.
Работает до 1 м/с? Это зависит от размера обдуваемого обьекта (делюсь знаниями с невеждами).
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
22.10.2019 15:29
Игорь, эксперт по чтению зарубежной прессы, скорее всего , отличается от эксперта по пониманию зарубежной прессы)))
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
22.10.2019 21:29
Действительно физики-химики, кончайте "ромашка"! :D
Для практики Андрей Краснов все уже отчетливо сказал.
Неужели не пробовали ездить против ветра и по ветру?  ))
Даже при несильном ветре (2-3 м/с) чувствительная разница есть. Лыжник едет примерно 5 м/с. И если кто-то впереди своей тушкой этот ветер закрывает? Хорошо же.. )))
Про Стокса забавно читать. )) Стокс выполняется для гладкого абсолютно круглого шарика в ламинарном потоке. Т.е. когда Рейнольдс достаточно мал.. Типа когда шарик от подшипника торжественно падает на дно в глицерине. ))
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Вот бюджетники - протирают штаны на деньги налогоплательщиков. Реальных знаний - ноль. Зеро.
Ссылка Рейтинг: -4 +1 -5
Единожды наблюдал как самолет оказывался в штопоре то бишь падал вниз по спирали. В основном падают "колом"
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
23.10.2019 09:10
Для особо упертых решил довести дело до конца.
Считаю литературу достоверной.

Путилов К.А. Курс физики Том 1
Государственное издательство физико-математической литературы
Москва, 1963г.
Цитирую.

При малых числах Рейнольдса непосредственное проявление вязкости преобладает над проявлением инерции среды и становится применимым закон Стокса.
А именно, закон Стокса верен, когда число Рейнольдса мало в сравнении с единицей, например равно 1/5 или 1/10 еще меньше.
Число Рейнольдса Re = 2ru/v при заданном значении кинематической вязкости v мало, когда малы размеры тела и скорость движения.
Кинематическая вязкость воздуха при нормальных условиях по порядку величины равна 1/10.
Поэтому для движения в атмосферном воздухе закон Стокса относительно верен, когда произведение радиуса тела на скорость
(выраженные в сантиметрах и в см/сек) не превышает примерно 1/100;
чем меньше будет это произведение ru тем лучше оправдывается закон Стокса.

Считаем

скорость
18 км/ч = 5 м/сек = 500 см/сек

пусть радиус тела (сферы) 25 см

r*u = 500*25 = 12500 > 1/100

Закон Стокса в воздухе работает для падающих пылинок и капелек тумана.
Или для сферы радиусом 25 см и скоростью 0,01/25= 0.0004 см/сек (-это явно не бег или велосипед).
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Знал бы Большунов, чем закончится обсуждение его интервью :)
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
Дмитрий Иж, спасибо.
А можно так же доходчиво обосновать вот это для бегуна или лыжника:

"мощность пропорциональна скорости в третьей степени"
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
23.10.2019 13:36
так это относится к затратам на аэродинамику
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE­%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1­%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1­%D0%B8%D0%BB%D1%8F
в вело на больших скоростях по равнине это основные затраты
в беге и лыжах бог его знает какую долю составляет
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
А вот тут интересно.
На велосипеде: Мощность=Сила лобового сопротивления x скорость.
Трением качения можно пренебречь - оно невелико и от скорости не зависит.
Сила лобового сопротивления пропорциональна квадрату скорости.
Мощность педалирования пропорциональна силе лобового сопротивления.
Поэтому энергозатраты пропорциональны не кубу, а квадрату скорости.
Третья степень добавляется из-за уже набранной скорости.
И кстати, по ссылке в Вики, похоже, про мощность двигателя написано неправильно.
Разница в расходе бензина на скорости 60 км/час и 120 км/час никак не восемь раз.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
24.10.2019 00:00
К примеру, на скиатлоне я стал расталкиваться ногами после спуска буквально на пару метров позже, чем было нужно. Из-за этого я потерял скорость и в итоге проиграл совсем чуть-чуть.
То есть, дело не в том, что Большунов тащил 15 км Рёте и Сундбю, выхолостив свой спринтерский рывок (которым те не обладают) и максимально "уравняв" шансы на финише. Он просто стал расталкиваться на пару метров позже...
Такие моменты как "растолкался на 0,5 с позже", "ушёл на спуск не по той лыжне" есть у всех в каждой гонке. Только когда Клэбо роняют в финале кубка мира, он встаёт, догоняет и выигрывает, а у нас всё чуть-чуть да чуть-чуть.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
25.10.2019 12:42
Только когда Клэбо роняют в финале кубка мира, он встаёт, догоняет и выигрывает, а у нас всё чуть-чуть да чуть-чуть.
У нас просто некому было покричать Сане "Go!", когда Йоханнес упал.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
25.10.2019 23:37
Полуфинал спринта ЧМ 2019 сложился для Клэбо неудачно: ему протоптались по лыжам, из-за чего он потерял скорость и едва не упал. Тем не менее, он прошёл в финал (и не лаки лузером, а с твёрдого второго места). Потом ему надовали по щам и чуть не завалили. После этого он вышел на финал и выиграл.
Я не превозношу Клэбо, я о другом. ИМХО, Большунов проигрывает не потому, что где-то растолкался позже, где-то встал раньше. Он не выстраивает гонки, исходя из реалий. Они у него какие-то бесстратегические, неосмысленные. В чём идея всё время вставать первым и тянуть-тянуть-тянуть, а они не отваливаются-не отваливаются-не отваливаются? Это касается и того, как разыгрывать свои козыри в конкретной ситуации.
Написал здесь потому, что тот скиатлон до сих пор сидит занозой в мозгу. Ему [Большунову] судьба вручила золотую медаль - не финишёрская группа (Сундбю, Рёте, Нисканен, какой-то француз), остальные отвалились. Бери, схоронись до финиша. Это норвежцы должны были убегать. Всё наоборот сделал :/
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума