На этой неделе в магазине «Экипион», который находится на недавно реконструированном стадионе «Динамо» в Москве, состоялась автограф-сессия и встреча с болельщиками одного из лидеров сборной России по лыжным гонкам, многократного призера чемпионатов мира и Олимпийских игр Александра Большунова. Редакция «Л.С.» воспользовалась ситуацией, чтобы в преддверии сезона побеседовать с Александром и узнать о его летней подготовке, планах на сезон и многом другом.
- Какие сделали выводы из результатов прошлого сезона? Довольны им или нет?
- Конечно, довольны. Хотя небольшой осадок остается до сих пор, но самое главное, что сезон был ровный. Мне удалось избежать больших спадов, а те недоработки, которые были во время чемпионата мира – это чисто технические и тактические аспекты. Совсем чуть-чуть не хватило, чтобы выиграть золотую медаль.
- Можете подробнее рассказать, о чем идет речь.
- К примеру, на скиатлоне я стал расталкиваться ногами после спуска буквально на пару метров позже, чем было нужно. Из-за этого я потерял скорость и в итоге проиграл совсем чуть-чуть. И вот такие моменты были практически в каждой гонке.
Тот же марафон. Если помните, меня на него не ставили, и я очень много энергии потратил накануне, чтобы убедить тренера, что я должен стартовать. Я долго доказывал Юрию Викторовичу, что готов бежать, но в итоге узнал о том, что побегу, только утром в день гонки. Не говоря о том, что мы накануне, не готовясь бежать, провели силовую тренировку… В общем, много ненужной энергии, моральных сил было потрачено, чтобы просто бежать эту гонку, а не спокойно готовиться к ней и думать только о результате.
- У норвежцев против вас постоянно ставили какого-то нового, может быть, более свежего соперника: то Рёте, то Клэбо, то Сундбю, то Холлунна… А у нас в команде все дистанции закрывал один человек…
- Да, причем закрывал по всем параметрам, по всей дистанции (смеется)…
- Нет мысли, что если бы вы сосредоточились либо на дистанциях, либо на спринте, то всё же могли бы взять золото?
- Не соглашусь с этим. Когда я готов, когда я в хорошей форме, я могу хорошо бежать как дистанции, так и спринт. И даже если бежать все шесть гонок, во всех шести я могу бороться за победу. И для себя не вижу преимуществ в том, чтобы подводиться к какой-то одной гонке. Далеко не факт, что в таком случае я бы её лучше пробежал.
- Ну не к одной, а хотя бы не ко всем…
- Да даже если бы я бежал половину программы, то я не считаю, что показал бы лучший результат.
- Почему тогда норвежцы не бегут всю программу? Они слабее вас, физически менее выносливы?
- Нет, просто у них очень сильная команда, и им приходится кого-то ставить на одни гонки, кого-то на другие. Плюс у них заранее распределены роли: сегодня Холлунн убегает, завтра – Рёте, послезавта – Сундбю.
- Но и у нас, вроде бы, неслабая команда…
- Да я и не говорю, что у нас она слабая, но у нас нет такого, чтобы кто-то на кого-то работал и кто-то кому-то помогал.
- А хотелось бы, чтобы так было?
- Конечно, хотелось бы!
- Я часто слышу мнение, что в лыжных гонках невозможна командная тактика. А вы что думаете на этот счет?
- Я считаю, что в лыжных гонках командная тактика имеет смысл, как и в других видах спорта, к слову.
- Что-то изменилось в вашей летней подготовке по сравнению с предыдущим годом?
- Да, для меня она стала слабей.
- Почему? В чем это выражается?
- В тренировках, в чем же еще?!
- Меньше объема, интенсивности?
- Ну, и объем тренировок снизился, и сами они стали какие-то более щадящие.
- То есть вы считаете, что недорабатываете?
- Нет, ну я как бы стараюсь, всё делаю, план выполняю. Но иногда приходится кое-что делать даже и сверх плана.
- Летом вы приняли участие в чемпионате мира по лыжероллерам. Это было вашим желание – там выступить, или вас попросило об этом руководство Федерации?
- Нет, это было моим желанием. И очень удачно получилось, что он попал на конец сбора. Надо было переехать всего 200 км из Эстонии в Латвию: почему было не поучаствовать, тем более, если есть такая возможность.
- А если бы чемпионат проводился не на медленных роллерах, а на скоростных, всё равно бы поехали бежать?
- А он и был на скоростных, хотя нам говорили, что будет на медленных. И классика была быстрая, и конек тоже… По крайней мере, намного быстрее той, на которой мы тренируемся.
- Классическую гонку выиграли, не напрягаясь?
- Почему, не напрягаясь?
- Ну так, по-честному если… Когда догнали Алексея Червоткина, стартовавшего перед вами, поняли, что дело сделано?
- Понятное дело, что дело сделано, но надо было дальше бежать, прорабатываться. Догнать и дальше сидеть за спиной отдыхать – тоже неправильно!
- Но на следующей гонке, масс-старте, остались без медалей, финишировали в конце первой десятки. Что случилось?
- Там трасса была очень специфическая – по городским улицам, практически без подъемов. Мы с Червоткиным постоянно шли впереди, работали, но это, к сожалению, было неоправданно. Можно было встать последним в пелотоне и катиться, даже не толкаясь…
- Это опять же к вопросу о командной тактике…
- А вот тут у нас как раз и была задумка вдвоем попытаться убежать, финишировать тоже начали задолго до финишной черты, и в самом финишном створе мышцы были загруженные.
- В прошлом году вы удачно выступили на Всероссийских соревнованиях в Малиновке, а в этом – на аналогичных соревнованиях в Тюмени – не стартовали. С чем это связано?
- Решили дать организму отдохнуть. Мы провели сбор в горах, перед ним участвовали в соревнованиях в Норвегии, и у нас было меньше недели перед следующим горным сбором. Надо было восстановиться, а участие в соревнованиях, возможно, помешало бы этому процессу.
- С вашей точки зрения, должны ли лыжники вашего уровня обязательно участвовать во внутрироссийских стартах?
- Да, все должны участвовать. И мы тоже должны (смеется). Если бы эти соревнования проводились в начале или в конце сбора, мы бы обязательно участвовали, но так как они выпали на межсборье, и как раз между двумя сборами в горах, решили их пропустить.
- А на лыжный чемпионат России в конце марта планируете приехать?
- Конечно, почему нет?!
- Понравились ли вам соревнования в Норвегии? Нравится ли принимать участие в новых форматах, в новых местах?
- В Норвегии всегда всё организовано на высшем уровне, куда бы нас ни приглашали! Тех же болельщиков там огромное количество. И ты понимаешь, что приехал не на роллерах соревноваться, а на тех же лыжах только летом. Интерес у болельщиков и у тех, кто проводит соревнования, просто огромный. По сравнению с остальными стартами – это разные лиги!
- Вызывает ли какие-то эмоции встреча с соперниками, которых не видел с прошлой зимы?
- Да, конечно, скучаешь по ним.
- И по Клэбо?
- И по Клэбо тоже (улыбается).
- Сильно по голове его били?
- Думал, сознание потеряет, а он как-то устоял (смеется).
- Какие новшества замечаете в других командах? Используете ли их потом в своей подготовке?
- Мы с ними не пересекаемся, поэтому ничего и не подглядываем, и не берем.
- В своё время Никита Крюков ездил тренироваться с норвежцами на сбор…
- Я бы, честно говоря, тоже так сделал.
- С кем именно? С Клэбо?
- Да, с той группой, в которой готовятся Клэбо, Сундбю. Сейчас у них все сильные ребята вместе тренируется. Вот с ними бы я и поехал, если бы была такая возможность.
- Как относитесь к новым форматам соревнований? Как вам масс-старт в гору в финале Тур де Ски?
- Пока ничего не могу сказать на этот счет. Надо сначала до этого момента дожить, пробежать, а потом уже делать какие-то выводы. Понятное дело, что всё будет не так объективно, и не очень ясно, кто каким идет в итоге. К тому же, если ты плохо стартанул, то в гору очень тяжело обгонять!
- И всё-таки, какова на ваш взгляд правильная стратегия этой гонки: идти на полную со старта или отсиживаться до начала подъема, где потом непросто будет обгонять?
- Да там если со старта пойдешь на полную, то можно до конца горы и не добраться… (смеется). Конечно, важно быть в головной части, но если ты завысишь темп, то даже если к началу подъема ты придешь первым, то потом окажешься последним. Но и совсем отставать тоже нельзя – надо найти золотую середину.
- Насколько вам подходит нынешний формат Кубка мира с двумя большими Турами?
- Выводы можно будет делать только после сезона, но на данный момент мне кажется, что календарь достаточно сбалансированный: и по соотношению классики и конька, и спринтов и дистанционных гонок.
- То есть болельщицкие замечания, что календарь в очередной раз сделан «под Клэбо», на ваш взгляд, не соответствуют действительности?
- Нет, ну, гонка на 50 км ведь всего одна… Если бы все по 50 были – тогда другое дело (улыбается).
- Раз уж речь зашла о полтинниках, следите ли за лыжными марафонами Ски Классикс?
- Если честно, нет. Хотя если появляются новости, я читаю, но чтобы прямо следить – то нет.
- А вообще это интересный проект? Хотелось бы самому там побегать?
- Да, есть такое желание, почему бы и нет?
- К чьим советам, кроме советов тренера, прислушиваетесь?
- К своим! Да и из советов тренера всё равно каждый делает свои собственные выводы. Да и опять же все советы нельзя слушать.
- А что делает тренер, если вы не выполняете его установку?
- Да такого особо и не бывает, по крайней мере, я не припоминаю, чтобы такое было. Разве что выполнишь какую-то работу, а потом – в дополнение – сделаешь что-то своё. Только так!
- Какие ваши дальнейшие планы?
- Небольшой отдых и тренировки в лыжном тоннеле в Оберхофе. Потом переезжаем уже на настоящий снег в Муонио.
- Вам надо участвовать в отборочных стартах в Рованиеми?
- Да, там все должны отбираться, и я не исключение.
Фото Никиты Царёва
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
А Андрею Краснову спасибо за вопросы, за то что их задали, интересно получилось!
- Да, там все должны отбираться, и я не исключение.
----------------------------------------------------------
1 отборочные старты-это хорошо,ибо открывают возможность многим лыжникам попасть в национальную команду.
2 отборочные старты -это плохо, ибо заставляют этих же самых спортсменов форсировать свою спортивную форму для успешного попадания в команду.. Что по итогу приводит к провалам после Нового года. Что к примеру и продемонстрировал Вылегжанин в прошлом сезоне. И не только он один
Отсутствие стратегии на крупные турниры и плохая оценка текущего функционального состояния спортсменов - самые главные проблемы российского тренерского штаба.
Я не дождусь видимо (
Желаю Саше перестать быть легкой добычей для хитрых норвежских лИсов! 8)
паразитатактически грамотного) Ну ладно не с Червоткиным так, пусть в другой гонке, но разве Большунов так сможет? Я не видела не разу, чтобы он отсиживался. Вылегжанин так умеет, он хитрый и умный, а ещё кто?Их давно уже стоило определить в одну группу подготовки, да и Ретивых бы там не помешал.
У россиян, по какой-то причине это не получается. То-ли норвежцы дают им понять что недовольны, то-ли россияне опасаются, что тандем догонят другие лыжники, если сушить темп и вставать.
А то что тот или иной норвежец разгоняет пелотон в начале или в середине - в данном сучае не важно. У них роль каждого лыжника планируется перед гонкой.
Обьясните мне, ну почему неправильно?
Победить рюкзачество только один способ - оставить одни разделки. Там рюкзачить смысла нет. Ну если только держаться за тем, кто у тебя уже 30 с или больше выиграл. На финише этого не вернешь.
Ну еще.. маленький баллончик с сероводородом замаскировать за спиной. И потихоньку выпускать... Правилами ФИС это вряд ли запрещено. Кто такую глупость будет в правила включать.
Так можно даже отрыв сделать.
7,8% для скорости бега 10 м/с, 4% - для 6 м/с, 2% – менее 5 м/с. Это существенное количество энергии, а при беге против ветра эти затраты кратно увеличиваются.
При езде на велосипеде со скоростью 40 км/ч, последние 4 в группе из 8 гонщиков, затрачивают на 39% меньше энергии, чем при движении в одиночку.
Допустим.
А остальные 96% на что тратятся?
переваривание пищипреодоление расстояния!Согласно первому закону Ньютона, если спортсмен движется прямолинейно и равномерно, то результирующая всех сил, действующих на него, равна нулю.
С сопротивлением воздуха разобрались, на него уходит 4%.
А остальные 96% куда?
1) Усилие отталкивания стоп от грунта. От величины этого прикладываемого усилия и зависит темп бега
2) на обеспечение работы мышц (до 20% энергии)
3) Преодоление сопротивления воздуха движению + вихревые потоки воздуха (ветер) - (до 40 %)
4) Тепло
5) усилие на преодоление трения лыж по снегу
6) усилие на преодоление пластического сопротивления слоя снега при наезде лыжи (особенно актуально для мягких трасс)
Усилие отталкивания разделяется на усилие отталкивания ног и усилие отталкивания рук
То есть, вы хотите сказать, что бегун, двигающийся равномерно по горизонтали, не подчиняется первому закону Ньютона?
Тогда результирующая сила, действующая на него, не равна нулю?
2) На мышцы - все 100%. Энергообеспечение в спокойном состоянии выносим за скобки.
3) Так 4% или 40%?
4) Вся механическая работа превращается в тепло согласно закону сохранения энергии.
Результирующая сила (если вместо бегуна шарик на стекле) мб равна нулю. Но это как раз и есть условие равномерного движения. Он же не ускоряется..
В любом случае общий ответ - работа, 96%, идет на преодоление различных сил трения как снаружи так и внутри спортсмена. И если трение мы преодолеваем, то не вся механическая работа идет в тепло, а часть идет на перемещение спортсмена на расстояние при действии силы трения (трение это не всегда в тепло, немного и в излучение, в разрыв ковалентных связей, в хим. реакции и тд).
Понял.. Большунов мотивирует не только мощи, но и мозги.
Вы, вот, наблюдали эффект наблюдателя? Когда на нас смотрят, мы почему-то начинаем бежать быстрее. Так где тут Ньютон(?)
На трение в итоге все 100%, но все же сначала через механическую работу.
А велосипедист подчиняется первому закону, если двигается прямолинейно и равномерно? Но он-то силы тоже тратит. Только ли на преодоление сопротивления воздуха?
В общем, моя версия такая.
Бегун тратит силы на следующие вещи (в порядке убывания):
1) Ускорения и торможения движущихся частей тела (рук и ног) относительно своего центра масс. Это самые большие энергозатраты. Чем легче у спортсмена ноги, тем больше его преимущество. См. тонконгих кенийцев и эфиопов.
2) Горизонтальные и вертикальные ускорения и торможения центра масс тела. Чем техника лучше, тем меньше эти колебания и тем экономичнее бег.
3) Сопротивление воздуха, которое растет пропорционально квадрату скорости. Цифра про 2% энергозатрат на скорости 3:20 на км кажется мне правдоподобной. Спасибо Ивану за цифры.
Где-то читал, что КПД бегуна порядка 20%.
Спасибо.
Бегун в спортзале (ветра нет) - потери энергии на сопротивление воздуха 8 % при предельной скорости бега 36 км/ч;
Данные по велосипедистам на улице, судя по всему, при встречном ветре - 40 % при 40 км/ч (разница между ведущим и ведомыми)
Первый лыжник, бегущий к финишу на предельной скорости при сложной ветровой обстановке будет расходовать на 30 % энергии больше: 100% - 20 % (КПД) - 30 % = 50 % (остаётся на все остальные пункты).
Как же хочется, чтобы он помудрел что ли, например как Максим Вылегжанин. У Александра есть всё, чтобы стать звездой лыж.
Двигаясь в неподвижном воздухе со скоростью v, мы сообщаем молекулам встречного воздуха эту скорость, их кинетическая энергия изменяется на величину mv^2/2.
Вот статейка
Или просто картинки в гугле "tacx power speed curve".
Значимыми факторами является возможность спрятаться за чью-то спину на спуске или принять "эффективную" аэродинамическую позу также на спуске. На других участках рельефа движение за спиной имеет скорее психологическое преимущество, причем не всегда и не для каждого.
Но это все любому практикующему лыжнику известно априори и не требует каких-либо научных обоснований. Тем более, что реальная аэродинамика даже менее сложных по форме объектов, чем фигура человека, исследуется экспериментально. Однако, вроде не слыхать, чтобы лыжников "продували" в аэродинамической трубе, как, например, велосипедистов.
А вариант, когда заметает лыжню и первый теряет на "прокатке", тоже не рассматривается?
Ну вы же все (участники дискуссии) реально катаетесь постоянно на лыжах, участвуете в соревнованиях, как можно этого не замечать? К чему эта далекая от жизни теоретизация?
Андрей, Вы привели редкие случаи, хотя и правомерные.
А вот со скепсисом насчет "выкатился за счет аэродинамики на спуске, и что дальше", вряд ли можно согласиться. Даже несколько метров более дальнего выката и более высокой скорости дают вклад в общий результат. В разделке это очевидно. При общем старте сохраняет больше сил, дает возможность отъехать от соперников. А о предфинишном спуске и говорить не стоит.
Кстати, откуда информация, что сила сопротивления воздуха при движении в нем в условиях турбулентности пропорциональна квадрату скорости? Я не слышал о таком законе.
На дистанции 15км (разделка) проигрыш лидеру в 4% составляет
примерно 1мин.30сек .В этот интервал заходят примерно 25 человек.
Столько же лыжников мы видим в лидирующей группе на масстарте
до самого финиша.)))
Веселые картинки, формулы, там же поезд Ineos Элиуд Кипчоге).
А ссылки... Вот одна, например
Естественно, особо строгой науки за такими публикациями не стоит, там всегда есть что критиковать, это просто обобщение результатов наблюдений с попытками наукообразного объяснения. Но подобных интернет-публикаций много.
оттуда же
обратить внимание на значение числа Рейнольдса
Хотя все это слабо коррелирует с характером обтекания разных частей тела лыжника-гонщика. Но теория такова.
Кстати, о том что сила лобового сопротивления пропорциональна квадрату скорости набегающего потока, можно прочесть в любом соответствующем букваре.
черным по белому закон Стокса работает в воздухе на скоростях до 1 м/с (понятно, что все приближенно),
дальше коэффициент лобового сопротивления постоянен и имеем квадрат скорости
Вывод закона Стокса - 100500 ссылок с Интернете. И это билет на экзамене по физике на 1-2-м курсе технического ВУЗа.
Работает до 1 м/с? Это зависит от размера обдуваемого обьекта (делюсь знаниями с невеждами).
Для практики Андрей Краснов все уже отчетливо сказал.
Неужели не пробовали ездить против ветра и по ветру? ))
Даже при несильном ветре (2-3 м/с) чувствительная разница есть. Лыжник едет примерно 5 м/с. И если кто-то впереди своей тушкой этот ветер закрывает? Хорошо же.. )))
Про Стокса забавно читать. )) Стокс выполняется для гладкого абсолютно круглого шарика в ламинарном потоке. Т.е. когда Рейнольдс достаточно мал.. Типа когда шарик от подшипника торжественно падает на дно в глицерине. ))
Считаю литературу достоверной.
Путилов К.А. Курс физики Том 1
Государственное издательство физико-математической литературы
Москва, 1963г.
Цитирую.
При малых числах Рейнольдса непосредственное проявление вязкости преобладает над проявлением инерции среды и становится применимым закон Стокса.
А именно, закон Стокса верен, когда число Рейнольдса мало в сравнении с единицей, например равно 1/5 или 1/10 еще меньше.
Число Рейнольдса Re = 2ru/v при заданном значении кинематической вязкости v мало, когда малы размеры тела и скорость движения.
Кинематическая вязкость воздуха при нормальных условиях по порядку величины равна 1/10.
Поэтому для движения в атмосферном воздухе закон Стокса относительно верен, когда произведение радиуса тела на скорость
(выраженные в сантиметрах и в см/сек) не превышает примерно 1/100;
чем меньше будет это произведение ru тем лучше оправдывается закон Стокса.
Считаем
скорость
18 км/ч = 5 м/сек = 500 см/сек
пусть радиус тела (сферы) 25 см
r*u = 500*25 = 12500 > 1/100
Закон Стокса в воздухе работает для падающих пылинок и капелек тумана.
Или для сферы радиусом 25 см и скоростью 0,01/25= 0.0004 см/сек (-это явно не бег или велосипед).
А можно так же доходчиво обосновать вот это для бегуна или лыжника:
"мощность пропорциональна скорости в третьей степени"
в вело на больших скоростях по равнине это основные затраты
в беге и лыжах бог его знает какую долю составляет
На велосипеде: Мощность=Сила лобового сопротивления x скорость.
Трением качения можно пренебречь - оно невелико и от скорости не зависит.
Сила лобового сопротивления пропорциональна квадрату скорости.
Мощность педалирования пропорциональна силе лобового сопротивления.
Поэтому энергозатраты пропорциональны не кубу, а квадрату скорости.
Третья степень добавляется из-за уже набранной скорости.
И кстати, по ссылке в Вики, похоже, про мощность двигателя написано неправильно.
Разница в расходе бензина на скорости 60 км/час и 120 км/час никак не восемь раз.
Такие моменты как "растолкался на 0,5 с позже", "ушёл на спуск не по той лыжне" есть у всех в каждой гонке. Только когда Клэбо роняют в финале кубка мира, он встаёт, догоняет и выигрывает, а у нас всё чуть-чуть да чуть-чуть.
Я не превозношу Клэбо, я о другом. ИМХО, Большунов проигрывает не потому, что где-то растолкался позже, где-то встал раньше. Он не выстраивает гонки, исходя из реалий. Они у него какие-то бесстратегические, неосмысленные. В чём идея всё время вставать первым и тянуть-тянуть-тянуть, а они не отваливаются-не отваливаются-не отваливаются? Это касается и того, как разыгрывать свои козыри в конкретной ситуации.
Написал здесь потому, что тот скиатлон до сих пор сидит занозой в мозгу. Ему [Большунову] судьба вручила золотую медаль - не финишёрская группа (Сундбю, Рёте, Нисканен, какой-то француз), остальные отвалились. Бери, схоронись до финиша. Это норвежцы должны были убегать. Всё наоборот сделал :/