Беговые лыжи | Новые фото
Репортаж skisport.ru

Марафонец со сломанной рукой

Людям с ограниченными возможностями – посвящается.

Падение

Всё произошло неожиданно, как у всех, кто ломал конечности. После падения с высоты пяти метров мне не удалось даже встать на ноги, пришлось ползком добираться до дома. Основной удар пришелся на правую сторону, рука в запястье была неестественно вывернута, тело в ссадинах и кровоподтеках. На правой ноге ниже колена рваная рана, а на мышце бедра появилось уплотнение, которое болело. За городом у деревенского жителя не так много вариантов, поэтому собравшись с силами направился в ближайшую районную больницу, благо машина на автомате. В приемном покое мне достаточно быстро оказали помощь. Рентген показал только перелом лучевой кости правой руки кистевого сустава. Всё остальное - ушибы. Как сказали утром на следующий день в городской поликлинике, кость вправили неплохо, но вот с гипсом сэкономили, что впоследствии приведёт к смещению не сросшейся костной. В расстроенных чувствах я отправился на больничный. До празднования Нового года оставалась неделя.

За три месяца до травмы

Зимний сезон планировал заранее. Уже в октябре у меня были все регистрации начиная с 12 января по 16 марта 2019 и график был настолько плотным, что гонки были запланированы на каждые выходные. А в третьей декаде январе даже посреди недели такие как Moonlight и Lavazeloppet. Сразу же оговорюсь, что для меня норма пробегать по две гонки, две больших или короткую и длинную. Другой вопрос, что я не бьюсь за призы, а бегаю в своём темпе для удовольствия. Тренировался как обычно и постепенно готовился к соревнованиям.

Раздумья и сомнения

Оценив своё физическое состояние после травмы, я не нашел каких-либо веских причин отказываться от запланированного графика. Конечно, родные и врачи отговаривали меня и просили воздержаться от физических нагрузок. Но вот только не в этот раз думал я. Поэтому первое, что пришлось перестроить после недельного простоя – тренировки. Ходил на длинные расстояния в лес с палкой – типа имитировал, по сугробам. Восьмого января выехал на лыжах, оценил и присмотрелся к своим новым возможностям. И если с коньковым ходом всё было понятно и просто, то с классическим, требовалось время, чтобы научиться забегать в подъёмы с одной палкой. Боль прямой мышцы правой ноги беспокоила и не давала возможность тренироваться в полную силу, поэтому приходилось выбирать щадящие режимы нагрузки. А тем временем появился неприятный дискомфорт на сломанной руке. Вечером этого же дня поехал в больницу, где после сделанного снимка доктор объявил мне, что произошло смещение. Править было уже поздно, поэтому кисть загнули максимально во внутрь наложив новый гипс и зафиксировали руку так, чтобы у меня даже и мыслей её разогнуть не было. И вот опять, отсчёт времени на срастание кости пошёл по-новому. Времени на размышления и сомнения оставалось всё меньше и меньше, поэтому с утра я уже собирал вещи на первый Maraton of Bessans во Францию.

Бессан

Вылетел из Екатеринбурга в 6 часов утра, с двумя короткими пересадками в Москве и Риме. По прилёту в Турин, забрав багаж, прямиком отправился получать забронированную в Budget маленькую Тойоту Ярис на автомате. Без задних мыслей закидываю загипсованную руку на стойку и лихо расписываюсь в документе. Зрачки манегера в этот момент не естественно округляются, а для успокоения своей души он бесцеремонно стучит по моему гипсу. Его голова двигается из стороны в сторону, а лицо искажается кислой гримасой. После чего объявляет, что отказывает мне в выдаче автомобиля. Надо отметить, что помещение в аэропорту Турина, где выдаются прокатные автомобили всех компаний достаточно маленькое и всё происходящее там становится доступным на всеобщее обозрение. Наш диалог был эмоциональным, и мы не стеснялись резких выражений. В какой-то момент уже другой менеджер, Europcar воспользовавшись моей безвыходной ситуацией предложил машину в два раза дороже. Учитывая временной цейтнот, а время подходило к 16 часам и отсутствие других вариантов, мне пришлось согласиться. Именно это обстоятельство позже подтолкнуло разрабатывать альтернативные маршруты и передвигаться бюджетными видами транспорта. Расстояние до Бессана было сравнительно небольшим, но три платных участка дороги на 120 км неприятно удивили, если учесть, что пришлось заплатить за проезд по ним в общей сложности туда и обратно порядка 50 евро. Забегая вперед, скажу прямо, что воздержусь в следующий раз брать в аренду автомобиль в Италии. Заранее читал на форумах про разного рода ухищрения в пунктах проката, вот и у меня удержали сумму по не вполне понятным причинам. В общем прокат авто в Турине – это не тоже самое, что в других городах Европы. В чем удалось убедиться уже через неделю в Мюнхене - на порядок дешевле и сломанная рука не была помехой.

Вечерело достаточно быстро и весь горный отрезок незнакомой дороги от Модана пришлось ехать в темноте.

С жильём мне повезло больше. Я на протяжении нескольких дней букинил интернет, но всё безуспешно - дорого и отдалённо. Написал письмо организаторам и ответ не заставил себя долго ждать. Мне дали адрес хозяина дома в двух километрах от старта, с койкой в общей комнате и с питанием вечером и утром за 50 евро. Добрался до места как раз к ужину, когда все рассаживались. Ужин был вкусным и сытным, один крем суп чего стоил, да и атмосфера за столом в тот вечер была по-настоящему приветливой и располагающей к общению. Мы много шутили и обменивались опытом. А в заключение насыщенного событиями дня, попросив у хозяина садовый секатор, подрезали мне гипс, впившийся своими острыми краями в опухший большой палец

Французский крем суп за ужином
Французский крем суп за ужином
Мои французские друзья
Мои французские друзья
Трасса в Бессане
Трасса в Бессане
Преодоление подъёма
Преодоление подъёма

Погода с утра была пасмурной и относительно теплой. Трассу хорошо укатали, поэтому скольжение было великолепным. Рельеф практически равнинный, состоящий из двух кругов по 22 км с небольшим тягуном в конце. Атмосфера на лыжне царила радостная и дружелюбная. По началу очень волновался и переживал, но выйдя на стартовую поляну и включившись в гонку я уже через полчаса молотил ногами как швейная машинка. Первый раз бежал марафон, по ходу которого разрешается самому определиться с дистанцией, двадцатку или сороковник. Пробежав первый круг и почувствовав, что могу и дальше, отправился на второй. Болельщики всячески поддерживали и подбадривали меня криками – браво, что в свою очередь подстёгивало и ещё больше придавало сил. Сломанная рука имитировала каждое отталкивание и после окончания марафона взмокла под гипсом. Отсутствия второй палки, да ещё при коньковом ходе не оказывало какого-либо существенного влияния. Получив за три часа с небольшим огромное удовольствие от пройденной дистанции и зарядившись энергией, потихоньку после финиша тронулся в обратный путь тем же маршрутом. Было очень важным пробежать этот марафон и посмотреть, как сломанная рука будет ограничивать мои возможности. В итоге, после этой гонки появилась уверенность.

Dolomitenlauf

Дефицита снега прошедшей зимой в Европе не было. Убеждался в этом раз за разом, каждые выходные. Буквально за неделю до старта Dolomitenlauf завалило всё вокруг Обертиллиаха так, что дороги перекрывали. Но к началу соревнований погода наладилась и это давало надежду на благополучные старты. Жильё бронировал на прямую у хозяев, у которых останавливались в прошлом году. Апартаменты оказались выше всяких ожиданий, новые, да и стоимость приятно удивила с учётом позднего выезда, который был для нас бонусом.

Австрия. Зимний пейзаж Обертиллиаха
Австрия. Зимний пейзаж Обертиллиаха

В морозную погоду одевал на сломанную руку обычный носок вместо перчатки.

Австрия. В горочку
Австрия. В горочку

Трассу в этом году организаторы развернули в сторону Картича и пустили в глубь леса с двумя большими затяжными подъёмами, поэтому прошлогодние забеги могут показаться - просто прогулкой. Вторая часть дистанции каждого круга состояла из равнинных участков и спусков, на которых можно было с ветерком прокатиться и отдохнуть после горных восхождений. Суббота началась с классической гонки, и я по ходу движения приспосабливался на ней как мог. Занимая правую сторону и двигаясь вперед, приходилось чаще чем обычно переходить на ёлочку. Вот уж где по-настоящему потрудился на протяжении четырех с лишним часов, потому как на следующий день коньком было намного легче. После двух подряд марафонов я почувствовал, что левая рука затекла, зато ушибленная правая нога разбегалась. Появилось понимание, что бегать классические гонки с одной рукой трудно, так как основная часть нагрузки перераспределяется на ноги. Приведя себя в порядок после финиша, мы не стали задерживаться в Обертиллиахе, а отправились в Венецию. Между следующими стартами у нас было три неполных дня, которые мы решили посвятить прекрасному.

Италия

Поездка в Венецию и Верону между соревнованиями становится для нас уже доброй традицией. В это время года здесь особенно комфортно, в связи с малым наплывом туристов и не высокими ценами. Венеция как всегда прекрасна и никогда нас не разочаровывает. Водные прогулки на вапаретто по Гранд Каналу, мост Риальто, площадь Сан Марко и лабиринты узких улочек, где можно неожиданно для себя заблудиться. Во всем этом многообразии есть что-то живое и подлинное.

Венеция. Мост Риальто
Венеция. Мост Риальто
Венеция. Прогулка на вапаретто по Гранд каналу
Венеция. Прогулка на вапаретто по Гранд каналу

Благодаря Ромео и Джульетте Верона, наверное, может считаться самым романтическим городом в мире. С богатой древней историей, пронизанной атмосферой спокойствия и умиротворения, ну разве что за исключением нескольких кварталов.

Верона. Арена-ди-Верона
Верона. Арена-ди-Верона
Верона. На свидании с Джульеттой
Верона. На свидании с Джульеттой

Moonlight и Lavazeloppet

Встретившись в Вероне с нашими друзьями, мы после обеда все вместе отправились в Сьюзи, где вечером приняли участие в не менее романтической лыжной гонке Moonlight классическим стилем. Старт гонки начинается в восемь часов вечера. Полная луна освещает высокогорную долину Compatsch на высоте 2100 метров, а установленные вдоль лыжной трассы зажженные факелы подсвечивают огненной лентой направление для участников.

Moonlight. Долина Compatsch
Moonlight. Долина Compatsch

На такой высоте могут возникать проблемы с кислородным голоданием, поэтому будьте внимательны к своему организму. Вечером, когда солнце заходит, здесь всегда морозно, как минимум градусов десять-пятнадцать, а то и ниже.

Мероприятие проходит весело и задорно. Девушки в летних костюмах отплясывают на морозе традиционные танцы, а трубачи, как в песне, выдувают медь и извещают о начале гонки.

Moonlight. Задорные пляски
Moonlight. Задорные пляски
Moonlight. Трубачи
Moonlight. Трубачи
Moonlight. Александр Соснин, трубачи и я
Moonlight. Александр Соснин, трубачи и я

В прошлом году после 15 километров у меня осталось чувство неудовлетворенности, поэтому в этот раз на дистанции 30 км удалось ощутить полный спектр эмоций, а сломанная рука только усиливала эффект восприятия. Романтика, да и только. Вернулись домой уже за полночь, чтобы не много поспать.

Moonlight. На трассе
Moonlight. На трассе

А рано утром я уже ехал догоняться той же классикой на гонку Lavazeloppet 17 км. На подъезде к Passo Lavaze открылась ужасающая картина последствий трагедии, которая разыгралась в этих местах в октябре 2018 года. Масштабы урагана поражали воображение. Потребуются годы, чтобы разобрать завалы поваленных деревьев, и десятилетия для восстановления новых лесных массивов.

Погода в этот день была солнечной и морозной, а лыжня просто звенела под лыжами. В спокойном темпе удалось проехать эту дистанцию, а после финиша я с удовольствием поедал вкусные бутерброды с ветчиной. Эта гонка является хорошей тренировкой перед знаменитой Марчалонгой. Что удивительно, заявиться на неё можно и в день старта. Лыжников небольшое количество. Трасса идеального качества с множеством подъёмов и спусков. Ощущения после вечерней и утренней пробежек были замечательными. А через два дня меня ждала не менее увлекательная гонка, о которой мечтал целый год и готовился к ней как на карнавал.

Passo Lavaze. Последствия осеннего урагана
Passo Lavaze. Последствия осеннего урагана

Story

В прошлом году мы специально поехали посмотреть этот забег. Именно тогда я и загорелся желанием принять участие в нём, тем более что регистрация на сайте свободная. Уж очень хотелось проехаться на деревяшках и почувствовать себя лыжником из прошлого. Единственные требования, предъявляемые к участникам – это экипировка и инвентарь 70-х годов и старше. Лыжами Jarvinen олимпийской серии 50-х годов поделился Иван Алыпов. Лена нашла для меня чудом доживший с 80-х годов свитер с вышивкой лыжников на груди. Сосед презентовал голубого цвета лыжные ботинки и бамбуковую палку, а организаторы подарили шапочку и варежки. Мне же оставалось только отрастить бороду. И вот, пожалуйста, перед вами old skier.

Story. На старте с олимпийским чемпионом, трехкратным чемпионом мира Никитой Крюковым
Story. На старте с олимпийским чемпионом, трехкратным чемпионом мира Никитой Крюковым
Story. В подъёмчик
Story. В подъёмчик
Story. В тот же подъём
Story. В тот же подъём
Story. Первые метры дистанции
Story. Первые метры дистанции
Story. На трассе в Предаццо
Story. На трассе в Предаццо
Story. Финиш в Предаццо
Story. Финиш в Предаццо

По ходу дистанции итальянцы бурно поддерживали криками – брависсимо. Передать словами всё, что удалось пережить на этом лыжном карнавале невозможно. Это надо попробовать хотя бы раз, а эмоции будут переполнять вас на протяжении всей дистанции. И вы еще долго будете находиться под впечатлением от этого праздника.

Ну и в заключение этой недельной поездки была знаменитая и популярная Марчалонга со всеми своими прелестями и трудностями. Финиш Марчи поражает своей масштабностью. Эх, умеют же все-таки организовывать в Европе праздники. Вы только представьте - прямая трансляция на большом экране, на котором ведут лидера гонки. Шум пропеллеров зависшего вертолёта над финишной чертой. Море болельщиков и эпическая музыка, которая будоражит всё и всех вокруг.

Кавалезе. На финише Марчалонги
Кавалезе. На финише Марчалонги
Кавалезе. Финиш победителя Марчи
Кавалезе. Финиш победителя Марчи

За неделю проехали на автомобиле две тысячи километров, и немалая часть пути пролегала по горным участкам. Сломанная да к тому же согнутая вовнутрь рука сжимала баранку автомобиля крепче крепкого и мобилизовывала внимание на дороге как никогда. Не могу сказать, что это помогало срастанию костей, наверное - даже наоборот. Расслабиться и отдохнуть удавалось не всегда.

Кавалезе. Редкие минуты отдыха
Кавалезе. Редкие минуты отдыха

Кёниг

В процессе ожидания багажа в аэропорту Мюнхена мы успели познакомиться друг с другом. Групповой билет на поезде для четверых соотечественников из аэропорта до Обераммергау обошёлся нам по 11,5 евро с человека. На обратном пути билет уже стоил 26 евро, потому что не с кем было скооперироваться. Жильё себе забукинил буквально за сутки до вылета: раньше было дороговато, а в отдалении селиться не хотелось. В последний день вывалилось несколько выгодных вариантов, которыми и воспользовался. Получились две эконом ночевки в разных местах Этталя в непосредственной близости от стартовой поляны. Средняя стоимость проживания за ночь составила 42 евро.

Лыжную трассу в Германию в этом году усложнили по сравнению с прошлым годом. Её вернули к традиционному более интересному маршруту через замок Линдерхоф с подъёмами в гору.

Германия. Кёниг. В окрестностях замка Линдерхоф
Германия. Кёниг. В окрестностях замка Линдерхоф
Кёниг. На марафонских трассах
Кёниг. На марафонских трассах
Кёниг. Классический старт
Кёниг. Классический старт

В субботу я с удовольствием пробежал коньковую гонку за три с небольшим часа при относительно теплой погоде. Ночью снежный циклон накрыл огромную территорию в Альпах, и резко похолодало. Буквально в двухстах километрах от нас даже отменили знаменитую итальянскую гонку Toblach-Cortina classic. Мы же в условиях сильного снегопада стартанули. Первую часть дистанции пытался справиться со сцеплением лыж. На второй половине, изрядно подмазавшись на сервисном пункте перед замком Линдерхоф, пришлось бороться с налипанием под колодкой. Это был тихий ужас. Приходилось регулярно останавливаться и соскребать налипший снег. Делать это со сломанной рукой было крайне неудобно. Снег валил и валил, и казалось, что этому не будет конца. За десять километров до финиша, на последнем пункте питания от безысходности взял у волонтёра вторую палку. Но проехав несколько сот метров и ощутив боль в руке оставил эту затею и поставил её в сугроб. Кое-как добрался до финиша за шесть с половиной часов. Это мой антирекорд на 48 км дистанции. Конечно, у меня бывали трудные гонки, но такого - никогда. Гордиться тут не чем, но я рад что не бросил, а боролся до самого конца. И боролся то в общем - с самим с собой.

Кёниг. Где-то посередине пути. Очень тяжело
Кёниг. Где-то посередине пути. Очень тяжело

После финиша, отдохнув и перекусив на скорую руку, отправился в сторону вокзала. Уже на станции я был удивлён, узнав, что поезда по погодным условиям отменены. Через двадцать минут посчастливилось уехать на автобусе на узловую станцию Мурнау, а уже оттуда на поезде в аэропорт Мюнхена, где и ожидал своего вылета.

Трансжура

Во Францию я летел без какого-либо намёка на проживание. Первый раз не смог ничего забронировать. Хотя рассматривал различные варианты и даже пытался найти что-нибудь через друзей лыжников. Но всё было очень далеко, а машину брать не хотелось. Из аэропорта Женевы можно без проблем добраться до Кюра на поезде, с пересадкой в Нионе. Билет стоит 24 швейцарских франков. А оттуда пешком за 30 минут дойти до Ле Руса. Этот план я реализовал на обратном пути, когда возвращался домой, а в этот раз из аэропорта Женевы в Ле Рус меня любезно подвезли наши ребята, с которыми познакомился в самолете.

Франция. Трансжура. Маршрут в Ле Рус
Франция. Трансжура. Маршрут в Ле Рус

Получив стартовый пакет и побродив безрезультатно в поисках ночлега, я забрел в информационный центр. Объяснил и обозначил сотруднице свои финансовые возможности. Уже через тридцать минут девушка вручила мне записку для менеджера отеля в Моресе, который находился в десяти минутах езды на автобусе. Как позже удалось выяснить, мне с моей сломанной рукой предоставили скидку: 62 евро за две ночи с завтраками. Повезло.

Регистрировался осенью на 25 классикой и 48 коньком, так как по отзывам на форумах трасса не из легких. С утра 9 февраля шел дождь, да такой, что через пять минут можно было вымокнуть до нитки. Мой классический старт в Шапель-Де-Буа был запланирован на 13 часов, поэтому добирался туда заблаговременно на автобусе, предоставленном организаторами.

Трансжура. Старт в Шапель-Де-Буа
Трансжура. Старт в Шапель-Де-Буа

Дождь прекратился к моменту, когда мы вышли на стартовую поляну. Трасса оказалась азартно захватывающей и изобиловала различного уровня подъёмами и спусками. Я как-то сразу же включился в гонку и с удовольствием бежал всю дистанцию. За пару километров до Шо-Нёв, пришлось спускаться на очень опасном распаханном спуске с левым поворотом, хотя народ снимал лыжи и шёл пешком. Проехав находящиеся с левой стороны трамплины для прыгунов, обратил внимание на многочисленные группы лыжников с ограниченными возможностями, которые по всей видимости стартанули где-то неподалёку. Организаторы постарались создать для них хорошие условия, чтобы они полноценно чувствовали себя на трассе наравне со всеми остальными.

Трансжура. На дистанции 25 км
Трансжура. На дистанции 25 км

А между тем я вспомнил, как сам ровно двадцать лет назад не вылезал из больниц на протяжении четырех месяцев. После первой операции, которая не принесла ожидаемого результата, с температурой под сорок и с торчащими из меня дренажными трубками пришлось полтора месяца ожидать следующей. Благодаря золотым рукам хирурга после второй попытки удалось выбраться из этого кошмара. Тогда, лёжа на больничной койке со своими диагнозами, я и представить себе не мог, что стану марафонцем, пробегающим несколько марафонов за сезон. На третий день после операции лечащий врач просто заставил меня встать на ноги и двигаться. Ну а дальше потихоньку, помаленьку, где-то на коньках, позже на лыжах начал выкарабкиваться. Не успев выйти на работу, столкнулся с интересом главбуха по поводу оформления моей инвалидности. Оказалось, что наличие инвалида в штате в те времена давало возможность льгот по налогам для предприятия. Вот только перспектива околачивать пороги социальных учреждений меня как-то мало привлекала, поэтому я даже не стал тратить на это время. Через четыре года пробежал свой первый полтинник на Европе-Азии. Позже в двухтысячных тренировался вместе с паралимпийцами и видел их стремление к движению, к жизни. И вот так раз за разом, год за годом ставлю себе новые цели, а потом открываю новые горизонты своих возможностей.

А в тот момент на трассе, мы дружной компанией, шумно подбадривая друг друга, катились к финишу в Муте.

Утром 10 февраля облачившись в спортивную амуницию и спокойно ожидая старта марафона в тесном помещении где-то на окраине Ле Руса, я даже не догадывался какое разочарование настигнет меня и всех присутствующих через несколько мгновений. А пока в маленьком окошке можно было разглядеть проносящихся лыжников, которые стартанули рано утром на дистанции 68 км и только что преодолев знаменитый подъём в городе уносились в безмолвное снежное пространство.

Трансжура. Знаменитый подъём в Ле Русе
Трансжура. Знаменитый подъём в Ле Русе

Буквально за час до старта, один из организаторов взобравшись на стул, громко объявил нам, что из соображений безопасности и в связи с объявленным штормовым предупреждением – гонка отменяется. Наверное, вы догадываетесь, а может и сами испытывали это горькое чувство разочарования.

Ле Рус. В сырной лавке
Ле Рус. В сырной лавке

На обратном пути забрёл в пивной бар и под мелодичную музыку Далиды попивал французское пиво, ну а после с интересом дегустировал разные сорта местного сыра в лавке неподалёку. Выбрав и купив несколько кусочков, а выбрать там было из чего, направился, как и планировал пешком в сторону Кюра на поезд.

Поезда со станции уходят с часовой разницей, поэтому, немного подождав, я уже через полтора часа был в Женеве.

Реабилитация руки

14 февраля на очередном приёме у травматолога после рентгена приняли решение снять гипс. Шёл 51 день после травмы. При осмотре была обнаружена небольшая гигрома образовавшаяся с тыльной стороны кистевого сустава, а в области большого пальца было онемение верхних слоев кожного покрова. Движения на сгибания и вращение кистевого сустава были существенно ограничены и причиняли боль, но при этом пальцы на руке функционировали хорошо. Следующим шагом были правильно подобранные мероприятия для реабилитации из нескольких упражнений, которые должны были восстанавливать функционал кистевого сустава. Они просты и незамысловаты. Одно из них например: перебирать в руке два шарика для настольного тенниса. Или взять отвёртку в руку и вкручивать шурупы. А в заключение был выбран бандаж для лучезапястного сустава, называемый в медицине ортезом. Ортез обладает различными степенями фиксации и эффективными регулировками компрессии, которые в конечном счёте стабилизируют сустав и снижают болевые ощущения. Мы подобрали по размеру жесткий ортез с изогнутыми металлическими пластинами с тыльной и внешней сторон. Через три дня, 17 февраля, я уже бежал 63 км классикой в Отепя в Эстонии.

Ортез
Ортез

Тарту

Логистика очень простая и недорогая. Доехать лучше всего на автобусе. Два маршрута, lux экспресс под номером 160 за 12 евро из аэропорта Таллина в Тарту и рейсовый, номер 889 за 6 евро обратно на следующий день, поэтому не спешите запрыгивать в первый подошедший автобус. На 6 евро в Эстонии вы сможете сытно покушать и выпить местного пива. По времени, как ни странно, едут одинаково - два с половиной часа. С проживанием вопросов не возникало, очень много бюджетных вариантов. Я останавливался в Тарту, а оттуда рано утром за 4 евро на автобусе добирался до старта.

Погода была морозной и солнечной. А лыжня, такое я видел только в Эстонии, была нарезана как железная дорога. Плавно расходилась на широких участках и сужалась на узких, не хватало разве что стрелочных переводов на обочине. Рельеф трассы радовал своими пологими затяжными подъёмами, а на спусках в заледеневшей лыжне, как в зеркале, ярко отражалось зимнее солнце. Свои 63 километра я проехал очень осторожно за шесть часов, с постоянной оглядкой на руку. Ощущения после гонки были неоднозначные, хотя надо отметить, что ортез очень помог, даже трудно представить, как бы я бежал без него. Свои основные функции он выполнил.

Эстония. Где-то между Отепя и Элвой
Эстония. Где-то между Отепя и Элвой

Васа

Есть несколько культовых гонок, которые мечтают пробежать многие лыжники. Васа одна из них. На ней вам не дадут медальку на финише, и подъём у вас будет как минимум в 4 часа, а то и раньше. Да и дистанция не для слабых – как-никак 90 километров. Я очень много расспрашивал о ней и читал отчёты на форумах. Наверное, было сложнее подготовить себя морально к этому старту. Регистрировался на понедельничную гонку Oppet Spar по нескольким причинам. Во-первых, участников в разы меньше. Во-вторых, регистрация на сайте свободная. И, в-третьих, вариантов для проживания гораздо больше, и они дешевле. Из аэропорта Арланда до Муры можно добраться на поезде с двумя пересадками вторым классом за 475 шведских крон. Я поехал на автобусе из Стокгольма за 305 крон. Время в дороге займет порядка четырёх часов. По факту мы ехали на полтора часа дольше, так как простояли в пробке при въезде в Муру из-за столпотворения на финише воскресной гонки. На ночлег останавливался в Муре в хостеле в непосредственной близости от оргкомитета, а уже утром на старт в Селен ехал на автобусе за 252 кроны около двух часов.

В Селене нашел теплое укромное местечко, где неспеша и без суеты переоделся и закрепил ортез. Его пришлось одевать с учетом пробега в Эстонии и перетягивать чуть больше, так как в процессе, он все равно растягивается. Васу я планировал пробежать за восемь–девять часов. Погода была пасмурной и морозной. Стартанул в третьей волне в 7-20 и практически сразу же через пару километров уперся в пробку на подъём. Подъёмчик так себе, просто с учетом большого количества участников пришлось преодолевать его дольше обычного, ну а дальше была просто песня. Ощущение на протяжении всей гонки, что ты катишься по пологому спуску. Большую часть идешь бесшажным ходом, и вся надежда на руки. Время от времени, увлёкшись в пылу азарта, даже забывал про сломанную руку и молотил что есть мочи. А вот на крутых спусках, которые уже были распаханы, приходилось осторожничать.

Швеция. На трассе Васы
Швеция. На трассе Васы

Лыжи катили отлично. После Германии я поменял свою пару на более легкую по весу. На одном из форумов я прочитал, что лыжи просто шкурили перед стартом наждачной бумагой под колодкой и бежали без всякой мази. Эта пара подходила мне по весу идеально, поэтому так и делал на протяжении всех последних гонок. В сумке всегда теперь лежит шкурка. А Васа как раз оказалась той гонкой, где это всё себя полностью оправдало.

Километров сорок преодолел легко, так как была минусовая температура и ехать было одно удовольствие. Дальше было уже по-всякому в особенности на открытых участках. Лыжня становилась мягкой и рыхлой, а где-то уже, как после пробежавшей стаи бизонов, невозможно было разглядеть, куда лыжи вставлять.

Швеция. На дистанции 90 км
Швеция. На дистанции 90 км

Про питание на трассе стоит рассказать отдельно, так как расстояние все-таки очень большое. Во-первых, уже давно бегал на российских гелях. Но в последнее время, испробовав несколько зарубежных аналогов, остановил свой выбор на Энервите за счёт его продуктовой линейки. Он подходит мне больше всего. На Васе увидел целую программу питания марафонцев от этой компании, распределенную по всей дистанции. На правой руке участника закреплена красного цвета повязка с одноименным названием продукта, и на определённых участках трассы им выдают тот или иной гель, таблетку или батончик. К своему большому сожалению, я как-то не сообразил накануне при получении стартового пакета и не купил себе слот на их стойке.

Зато много слышал и читал про знаменитый черничный кисель, которым потчуют на трассе. Поэтому всю гонку кушал булки и запивал киселём с бульоном. И ведь, что удивительно, на каждом пункте питания всё было свежее и горячее.

Швеция. Моё питание: бульон, черничный кисель и булочка
Швеция. Моё питание: бульон, черничный кисель и булочка

После 60 километров почувствовал усталость, гонка хоть и равнинная, но это расстояние всё-таки вставляет так, что мало не покажется. На 70 километре начинаешь думать, что это единственный раз в жизни приходится так насиловать свой организм. Больше мне этот экстрим нафиг не нужен, но уже через три дня мнение меняется в противоположную сторону и начинаешь планировать следующую Васу. Как бы там ни было, но пробежать мне её удалось за 7 часов 12 минут, чему и был безмерно рад. Если не брать в расчёт общую усталость, то самочувствие после гонки, как ни странно, было в норме, время на финише говорит само за себя. Болевых ощущений на сломанной руке я тоже не почувствовал. 90 километров были для меня новым уровнем, который удалось преодолеть, поднявшись ещё на одну ступеньку своих возможностей.

У меня ещё оставался вагон времени, для того чтобы вымыться, перекусить и собраться в обратную дорогу. Заранее был куплен комбинированный билет за 566 крон. Вначале на рейсовом автобусе под номером 132 доехал до Фалуна, там пересел на поезд до Евле, а уже оттуда также поездом - в аэропорт Арланда. Расстояние большое, порядка 350 километров, время в пути четыре с половиной часа с двумя короткими пересадками. Интересный момент. На станцию я подошёл на час раньше и не стал дожидаться времени отправления, указанного в купленном билете, а поехал по запланированному маршруту сев в подошедший автобус. Билет действителен в течение дня.

Бег Пястов

При планировании в прошлом году поездки на Йизерску пытался разузнать у своих знакомых лыжников, как лучше добираться. Железная дорога рассматривалась как один из бюджетных вариантов. Но почему-то все советовали ехать на автомобиле. Мне стало интересно спланировать маршрут в этом году именно по железке. Почему я вспомнил Йизерску? Да потому что ехать в Польшу практически в одном направлении. Чешские города Либерец и Гаррахов расположены неподалёку друг от друга. Из аэропорта Праги до центрального железнодорожного вокзала можно, не заморачиваясь, доехать на экспрессе за 60 чешских крон без остановок. Но я же тестирую эконом вариант с единым билетом за 32 кроны. Поэтому отправляюсь на рейсовом автобусе под номером 119 с одной пересадкой в метро на станции Вележанин. Рейсовый ходит через каждые две минуты, и пересадку вы не проедете, так как Вележанин у него конечная, а билет купите в автомате с меню на русском языке тут же на остановке в аэропорту. На метро до вокзала вы доедете с пересадкой на станции Музей красной линии. На всё про всё у вас уйдет меньше часа. Я же вышел у музея и прогулялся по весенней и солнечной Праге.

Чехия. Прага. Автомат с меню на русском, табло в автобусе и метро. Не заблудишься
Чехия. Прага. Автомат с меню на русском, табло в автобусе и метро. Не заблудишься

Билеты на поезд покупал на сайте чешских железных дорог. Очень долго мучил систему и пытался приобрести билет до конечного пункта назначения в моём маршруте Шклярска – Поремба, который расположен в Польше. Но все мои усилия были напрасны. Даже звонок другу в Чехию не помог. В результате в поезде просто доплатил проводнику 40 чешских крон. Также очень переживал за две короткие пересадки в Железном Броде и в Танволде, которые составляли по три минуты каждая. В реалии же опасаться не стоит, так как перед посадкой в поезд, который как правило состоит из одного или двух вагонов стоят кондуктора и подсказывая направляют пассажиров. Время, которое потратил, было на пару часов дольше, чем бы я поехал на автомобиле. Полученных впечатлений мне хватило надолго, а об экономии денег, тут и говорить нечего. В целом поездки в поезде дают возможность ещё больше узнать страну, посмотреть на неё из другого окна, познакомиться и пообщаться с людьми.

Чехия. Мои ж/д билеты
Чехия. Мои ж/д билеты
Чехия. Поезд: тепловоз и вагон
Чехия. Поезд: тепловоз и вагон
Польша. Шклярска-Поремба
Польша. Шклярска-Поремба

Моё физическое состояние после Васы к моменту старта в Польше было на пике формы. В пятницу в день старта на 30 км коньком с утра шёл моросящий дождь, который начался ещё с вечера. Было сравнительно тепло и безветренно. Тридцатка не была сложной по своему рельефу, но вот эта каша из мокрого снега с еловыми иголками особого удовольствия от гонки не приносила. Как бы там ни было пробежать её первый раз было интересно. В лесу из-за высоких крон деревьев дождя не чувствовалось, а на финише он и вовсе прекратился.

Польша. Бег Пястов. Старт
Польша. Бег Пястов. Старт

На радость всем, в субботу похолодало и трассу подморозило. Участников на классическом марафоне было в разы больше, чем в предыдущий день. Юстина Ковальчик вкатила всем и была в этой день в абсолюте, настоящей королевой лыжни. Трасса полтинника заметно отличалась от вчерашней, так как изобиловала затяжными пологими подъёмами и спусками. На этих подъемах можно получить настоящее удовольствие от попеременного хода. Лыжня практически до самого финиша находилась в отличном состоянии. На пунктах питания было изобилие всевозможных вкусностей. В последнее время мои предпочтения в лыжном спорте отданы классическому стилю.

Польша. Бег Пястов. На дистанции
Польша. Бег Пястов. На дистанции
Польша. Бег Пястов. На дистанции
Польша. Бег Пястов. На дистанции

Самочувствие после двух гонок было превосходным. Ничего не болело и не закислилось.

Бег Пястов. На финише классического марафона
Бег Пястов. На финише классического марафона
Польский урожай
Польский урожай

После финиша, собравшись и перекусив на скорую руку, я отправился пешком из Якушице в сторону Гаррахова. Обратный билет у меня был куплен именно оттуда. Дорога сразу же уходила вниз и не вызывала особых трудностей. А вот уже в самом Гаррахове, перейдя мост через реку и повернув направо в сторону посёлка Mýtiny, пришлось подниматься в гору три километра. Именно там и располагается железнодорожная станция. Конечно, неблизкий путь, но зато сколько интересного и любопытного удалось увидеть по дороге.

Переход польско-чешской границы
Переход польско-чешской границы

Лойташ и Энгадин

Эту поездку мне удалось спланировать так, чтобы 9 марта пробежать 25 км классикой в Австрии, а после обеда мы уже ехали по швейцарским дорогам в Санкт-Мориц, где на следующее утро бежал знаменитый Энгадин. Учитывая дальние расстояния и ограниченность временного ресурса, пришлось брать в аренду автомобиль.

Австрия. Лойташ. На старте
Австрия. Лойташ. На старте

Марафон Ganghoferlauf в Лойташе порадовал своими равнинными трассами окруженными высокими пиками гор. Время от времени организаторы загоняли нас в лес на горные участки, чтобы разнообразить дистанцию. Погода была пасмурной с небольшим минусом утром. Трасса находилась в хорошем состоянии, и скольжение было отменным. Единственными неприятными моментами были те, когда на крутых подъёмах мои ошкуренные колодки на лыжах давали сбои и простреливали чаще, чем хотелось бы, после чего я просто переходил на елочку. По мере приближения финиша временами выглядывало солнышко, температура воздуха повышалась, а лыжня становилась мягче. Но к этому времени, не успев толком начаться, гонка для меня закончилась.

Австрия. Лойташ. Полный отрыв
Австрия. Лойташ. Полный отрыв

Швейцария - дорогая страна, и организаторы дают возможность участия в марафоне людям с разным достатком, предоставляя возможность переночевать в спортивных залах школьных учреждений и военной казарме. Стоимость варьируется от 60 до 80 швейцарских франков за ночь вместе с завтраком. Автобусное сообщение до стартовой поляны и обратно с финиша - бесплатное, входящее в стоимость регистрации.

В прошлом году на Энгадине обратил внимание на одиноких лыжников, которые бежали классическим ходом с правой стороны. После увиденного у меня даже вопроса не возникало, каким стилем бежать в этот раз.

Швейцария. Энгадин. Бегу классикой
Швейцария. Энгадин. Бегу классикой
Швейцария. Энгадин. Традиционная очередь. Кто крайний?
Швейцария. Энгадин. Традиционная очередь. Кто крайний?

Приверженцев классического хода на гонках свободным стилем встречаю повсюду, даже в Новой Зеландии. Особенно запомнилась молодая итальянская лыжница, которая штурмовала подъемы на Снежной Ферме в сентябре 2018 года. Она заметно выделялась на фоне всех остальных участников красиво двигаясь попеременным двухшажным ходом. Поначалу это вызывает удивление, потом интерес ну а дальше желание попробовать самому.

Лыжня в Швейцарии была очень неплохо нарезана за исключением некоторых участков, где вода вышла на поверхность и превратила их в ледяные торосы. Основная часть дистанции проходит по равнине, и даблполинг - самый предпочтительный способ передвижения. Ну а подъёмы на Энгадине – это традиционные очереди, без которых невозможно представить себе этот лыжный марафон. Мероприятие настолько массовое, что в нём участвуют несколько десятков тысяч людей со всего мира. Есть даже знаменитый спуск перед Понтрезиной, на котором упасть не зазорно, а даже необходимо, чтобы повеселить, специально добравшихся сюда зрителей.

Швейцария. Энгадин. Падения
Швейцария. Энгадин. Падения

А маскарад красочных костюмов, в которых бегут лыжники, не может оставить равнодушными даже самых искушенных зрителей. Кого тут только ни встретишь! И группу в мексиканских сомбрэро, буксирующую за собой музыкальный центр, и хоккейную команду, и индейцев и кого только ещё не.

Швейцария. Энгадин. Маскарад
Швейцария. Энгадин. Маскарад
Швейцария. Энгадин. Бежим рядом с аэропортом в Самедане
Швейцария. Энгадин. Бежим рядом с аэропортом в Самедане

Сорок два километра этой восхитительной гонки не могут считаться каким-либо непреодолимым расстоянием – это будет для вас кайфом во всех смыслах этого слова.

Уже в поезде, возвращаясь с финиша в Санкт-Мориц, я почувствовал себя неважно, видимо, организм дал сбой. Всю следующую неделю тяжело болел и лечился, как мог. Участие в марафоне в Норвегии было под вопросом.

Бирка

И всё-таки я поехал на Бирку. Описывать своё самочувствие не стану, думаю у многих из вас были такие моменты в жизни, когда завтра старт, а ты только начинаешь выздоравливать. Задачу себе поставил - неспеша и спокойно прогуляться на лыжах.

Стандартный билет на поезде из аэропорта Гардермуэн Oslo до места старта в Rena с пересадкой в Hamar стоит порядка 322 норвежских крон. Время в пути около двух часов. Обратно будете добираться, уже из Лиллехаммера, так как марафон финиширует в этом олимпийском городе. Время и стоимость билетов будет аналогичной.

Проживание с завтраком за 399 крон в спортивном зале одной из школ Рены. Спальный мешок необходимо брать с собой обязательно. Несмотря на то, что всё было аскетично - мне понравилось.

Норвегия. Бирка. Ночёвка в спортзале
Норвегия. Бирка. Ночёвка в спортзале

С утра было как-то хмуро, но зато радовала температура на улице по сравнению с прошлым годом, когда мороз под минус двадцать сковывал всё вокруг. У меня была восьмая волна, поэтому на старте особо не засиделся. Ноги после болезни были ватными, и первый километр я кое-как ими передвигал. Время от времени, когда из-за спины начинала накатывать очередная волна лыжников, волей-неволей приходилось ускоряться, чтобы не выглядеть белой вороной на фоне всех остальных. И каждые последующий разы, когда до меня начинало доноситься молчаливое дыхание следующей волны, я уходил вправо и начинал увеличивать темп.

Норвегия. Первые километры
Норвегия. Первые километры
Норвегия. Шарманщик
Норвегия. Шарманщик

Уже через час после начала гонки солнце окончательно растопило остатки серых облаков. Где-то справа звучала шарманка, а из слов заунывной песни можно было разобрать следующие: "Поторапливайтесь, поторапливайтесь, биркенбейнеры, погоня близка". Зрителей с каждым километром становилось всё больше и больше. Они вырывали себе в больших сугробах целые лежбища, а кто-то даже лежал на мягких диванах, заблаговременно привезённых из дома. Конечно, много я повидал, но такую поддержку болельщиков я видел первый раз. Даже в прошлом году, когда мы с приятелем бежали пятничную гонку Fredagsbirken коньковым стилем, столько людей не было. Во-первых, был рабочий день, ну и, во-вторых, всё-таки классические старты традиционно популярны в скандинавских странах. Поэтому пробежать Бирку классикой было для меня если уж не мечтой, то одной из главных задач этого сезона.

Этот многокилометровый подъём в несколько километров со старта и ширина лыжной трассы не могут оставить равнодушными даже самых опытных лыжников, а снежные просторы, уходящие до горизонта, будоражат воображение своим тихим безмолвием, которое мы нарушали шуршанием своих лыж и палок.

Норвегия. Бескрайние просторы
Норвегия. Бескрайние просторы
Норвегия. На дистанции
Норвегия. На дистанции
Норвегия. На дистанции
Норвегия. На дистанции
Норвегия. Болельщики
Норвегия. Болельщики
Норвегия. Они же, болельщики
Норвегия. Они же, болельщики
Норвегия. На дистанции
Норвегия. На дистанции

На подъезде к Шушену болельщики просто уже бесновались по сторонам. Из восьми нарезанных лыжней свободными в некоторых местах оставались, только две, которые плотно обступили зрители. Это было похоже на один из промежуточных отрезков Тур де Франс.

Норвегия. Здесь я уже согнулся буквой Г
Норвегия. Здесь я уже согнулся буквой Г

К этому времени я согнулся буквой Г и кое-как отталкивался палками. В какой-то момент увидел перед собой лицо улыбающегося болельщика, который пытался взглянуть на меня снизу и подбодрить. А буквально в следующее мгновение почувствовал толчок сзади по рюкзаку, ну а так как мой центр тяжести был далеко впереди, то я просто рухнул на лыжню. И как же было хорошо в эту минуту. Лежу и думаю: "Вот чего мне не хватало – просто полежать чуть-чуть". Секунд десять продолжалось это блаженство, а потом чувствую, как болельщики помогают мне подняться. Один из них начал было извиняться и говорил, что хотел придать мне ускорение. Ну откуда же ему было знать про моё физическое состояние. После мы просто улыбались друг другу, и уже через несколько сот метров начался спуск.

Норвегия. А это участники
Норвегия. А это участники

На финише я был счастлив как никогда. Надеялся пробежать ещё несколько марафонов в России, но решил, что будет лучше основательно вылечиться, поэтому без всякого сожаления посчитал для себя сезон закрытым.

Норвегия. На финише Бирки
Норвегия. На финише Бирки
14 11890 Андрей Краснов 07.06.2019 08:34
Рейтинг: +15 +16 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

07.06.2019 12:54
Очень интересный и захватывающий рассказ. Единственный вопрос возникает в голове при прочтении таких отчётов, где надо работать чтоб позволить себе всю зиму быть на европейских каникулах. Автор респект, уважение и здоровья.
Ссылка Рейтинг: +15 +15 0
07.06.2019 13:10
Главное вовремя уйти на больничный  :)
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
07.06.2019 13:53
"Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей."

Баллада о гвоздях. Николай Тихонов. 1919 г.
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
07.06.2019 15:22
Забанен пожизненно.
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -12 +9 -21
07.06.2019 20:00
Спасибо! Отличный рассказ, вернее целая серия мини-путевых заметок. Очень атмосферно и не могу не отметить отличный литературный язык, легко читается.
Валерий, а почему на ряде фото ноги ниже колен голые? Неужели так жарко на некоторых гонках?
;)
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
07.06.2019 21:04
Я живу на Урале и у нас тут холодно, а когда приезжаю в Европу то температура там редко дотягивает до -5. Обычно нулевые температуры. Хотя бывают и морозы. Да и закаляюсь по утрам :) дома.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
07.06.2019 21:24
Валерий, спасибо огромное!
Преклоняюсь перед Вашей способностью преодолевать трудности. Вдвойне приятно, что среди земляков есть такие люди.

Рассказ очень интересный и живописный. Отдельное спасибо за логистические подробности.
Если можно, нескромный вопрос: во сколько примерно обошлось это лыжное турне в общей сложности?

И присоединяюсь к пожеланиям крепкого здоровья!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
07.06.2019 21:40
Билеты на самолете из Екатеринбурга с пересадкой в Москве в город Европы, туда и обратно - 16 т.р. Проживание в спортзалах или хостелах я написал. Передвигаться лучше на поездах, на автобусах ещё дешевле. Цены я указал. Умножьте и получите общую сумму. Порой съездить на марафон в Сибири бывает дороже.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
07.06.2019 21:58
В общем, да, вполне бюджетный вариант получается, с учетом еще и количества марафонов.

Спасибо еще раз.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
07.06.2019 22:17
Самые дешевые поездки в Эстонию, Чехию, Польшу. Для примера билет на автобусе из Таллина в Тарту 6 евро или 450 рублей. Или ж/д билет из Праги в Гаррахов 156 крон или 445 рублей. Если брать коллективные билеты итого дешевле. Для сравнения, мне в России доехать на поезде из Екатеринбурга до Тюмени будет стоить 1200 рублей.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
07.06.2019 23:51
Да, воистину душа лыжника непостижима! Казалось бы - ситуация изменилась, смирись, ан нет! - автору респект! В 2018 году так же не удержался от участия в гонке своей мечты - Марчалонги мой друг Сергей Свиридов. 70 километров на одних руках: одна нога не работала, но горячая молитва поддержки друзей-лыжников и семьи достигла ушей Всевышнего - силы на преодоление были выписаны в небесной канцелярии. А какой духовный подъем после такого? Какие воодушевляющие отчеты после трудной спортивной работы! Скольких приверженцев лыжного спорта вдохновят такие примеры! Скорейшего восстановления всем, кто получил травму и не растается с привычкой жить спортом!
Ссылка Рейтинг: +3 +7 -4
08.06.2019 10:55
Я в 2008-2009 году тоже с одной рукой скакал, особенно на марафоне в Романтике. Весной плечо здоровой руки отказало, здоровую руку поднять не мог, чтобы поздороваться((( Еле уколами вылечился от воспаления. Беречь надо себя!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
08.06.2019 11:58
Да уж всё индивидуально у каждого, поэтому и необходимо делиться опытом ребята. А то учимся на своих ошибках.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
08.06.2019 19:47
Рассказ эпический!
Спасибо огромное!  
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума