Беговые лыжи | Новые фото

Публичные сервитуты позволят защитить от застройки и разрушения лыжные трассы.

От редакции:

Мы не раз и не два писали и в бумажном журнале "Лыжный спорт", и на этом сайте о том, что все проблемы лыжных трасс в России заключаются в отсутствии их законного статуса. Именно отсутствие этого статуса и приводит к тому, что лыжные трассы в нашей стране повсеместно уничтожаются и застраиваются. При этом вот уже два десятилетия удивительное единообразие относительно этой проблемы демонстрируют все ведущие спортивные организации страны, имеющие, по логике вещей, к этому вопросу самое непосредственное отношение: ОКР, Минспорта, ФЛГР, СБР. Единообразие этого подхода заключается в том, что все эти организации просто игнорируют эту проблему, её словно бы для них не существует. Приводит это к тому, что люди, обихаживающие и обустраивающие лыжные трассы, пытаются решить эту проблему кто как сможет. В Одинцово и в Дёмино лыжероллерные (они же и лыжные) трассы проложены по "пожарным просекам", в Битце - по землям сразу нескольких землепользователей, в Подолино под Ярославлем Виктор Попов просто выкупил кусок земли возле оврага и построил на этом участке как лыжную трассу, так и горнолыжный склон...

Предлагаем вашему вниманию взгляд на эту проблему Дмитрия Малиновского - члена спортивно-оздоровительного клуба ГАБО, юриста, кадастрового инженера, специалиста по вопросам земли и недвижимости, создателя ресурсов Профкадастр.рф и Тесткадастр.рф. Дмитрий обратил внимание на только что принятый Госдумой и уже подписанный Президентом РФ закон и спешит поделиться с нами открывающимися перед лыжным сообществом возможностями. 

*   *   *

 26.07.2018 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в третьем чтении проект федерального закона № 187920-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов» (далее – Закон).

Несмотря на его название, положения Закона определяют особенности установления публичных сервитутов в интересах широкого круга граждан и органов власти, поддерживая при этом интересы собственников линейных объектов, имеющих местное, региональное или федеральное значение.

Что же следует понимать под «публичным сервитутом» и как возможно воспользоваться этой правовой конструкцией в целях прокладки и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс?

В соответствии с Законом существенные изменения внесены в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Под публичным сервитутом следует понимать право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), которое может быть установлено решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

В частности, Законом предусмотрена возможность установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Следует отметить, что в соответствии с вопросами местного значения, определенными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вне зависимости от их уровня обеспечивают условия для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, а также создание условий для массового отдыха жителей и организацию мест массового отдыха населения.

Именно органы местного самоуправления должны способствовать развитию физической культуры и спорта, обеспечить возможность для граждан заниматься любимыми видами спорта непосредственно рядом с домом, на имеющейся рядом территории. Как известно, лыжные трассы чаще всего прокладываются по живописным рельефным территориям, в большинстве случаев проходят вдоль речек, водоемов, либо склонов оврагов с использованием естественного рельефа местности. Поэтому именно органы местного самоуправления своими решениями могут обеспечить проход и проезд своих граждан-лыжников по близлежащим живописным местам, установив публичный сервитут для проезда и прохода по лыжной трассе в целях развития физической культуры и массового спорта.

В отличие от обычного сервитута, публичный сервитут может быть установлен одновременно в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель, когда границы земельных участков не определены или собственники земельных участков не выявлены. Соответственно, режим публичного сервитута может быть распространен на земельные участки и земли, относящиеся к различным категориям земель и видам разрешенного использования, в том числе - вне зависимости от собственников и правообладателей таких земельных участков.

Впервые, согласно требованиям Закона, определен приоритет общественных интересов при установлении публичного сервитута перед интересами собственников и правообладателей земельных участков и земель (далее – правообладатель земли). Указывается, что обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя земли прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. При этом переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок действия публичного сервитута определяет уполномоченный орган власти, на основании решения которого должен быть установлен публичный сервитут. Согласно Закону срок публичного сервитута всегда определяется решением о его установлении, при этом не требуется наличие обязательного согласия на такой срок со стороны правообладателя земли.

Единственным ограничением, накладывающим ответственность на уполномоченный орган власти при установлении публичного сервитута, является определение условий, наименее обременительных для правообладателя земли при использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. То есть публичный сервитут не должен никоим образом послужить препятствием или запретом на использование земельного участка для правообладателя земли.

Законом в Земельный кодекс Российской Федерации также включено важное дополнение об обязательном внесении сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Таким образом, публичный сервитут с момента его внесения в ЕГРН становится на защиту общественных интересов, в целях достижения которых он установлен. В частности, отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Представляется, что при установлении публичного сервитута на всем протяжении лыжной трассы, возможно обеспечить её защиту от застройки и разрушения, в том числе - от неожиданных решений правообладателей земли по закрытию проходов и проездов по лыжной трассе. Как было указано выше, переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Отдельно следует отметить, что публичный сервитут может быть установлен уполномоченным органом власти без установления платы за его использование. В то же время, Закон установил, что правообладатель земли вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено Земельным кодексом или федеральным законом. Так, в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. В случае несогласия правообладателя земли с решением уполномоченного органа власти, такое лицо может осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

По итогам рассмотрения текста Закона можно сделать однозначный вывод о возможности использования правого режима публичного сервитута для прокладки и поддержания в рабочем состоянии лыжных трасс. Порядок установления публичного сервитута для прокладки и эксплуатации лыжной трассы, по всей видимости, будет зависеть от заинтересованности органов власти в развитии физической культуры и массового спорта, а также в создании условий для массового отдыха населения. 

*   *   *

 Предлагается следующий порядок действий для организаторов лыжных трасс:

1. Заказ работ на подготовку схемы расположения лыжной трассы на кадастровом плане территории в целях внесения сведений в ЕГРН.

2. Обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии решения об установлении публичного сервитута.

3. Принятие органом местного самоуправления решения об установлении публичного сервитута. Основание - статья 23 Земельного кодекса РФ в новой редакции (с 1 сентября 2018 г.) и Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вопросы местного значения в зависимости от уровня органа местного самоуправления).

4. Доведение в порядке межведомственного взаимодействия решения об установлении публичного сервитута до Росреестра, опубликование акта на официальном сайте органа местного самоуправления.

5. Устранение претензий собственников и правообладателей. Нельзя исключать получение претензий со стороны собственников и правообладателей земельных участков с требованиями о компенсации за установление публичного сервитута. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Итак, уважаемые лыжники, осталось дождаться подписания Закона Президентом Российской Федерации и дальнейшего его опубликования с номером и датой. В соответствии со статьей 12 Закона его положения вступят в силу с 1 сентября 2018 года!

*   *   *

И - несколько иллюстраций на данную тему (все фотографии кликабельны):

Видно, что лыжная трасса в Битце не оформлена, во многих местах она пересекает границы оформленных на иных собственников земельных участков. В случае с Битцей и ГАБО это особенно хорошо видно (поле и парковка).
Видно, что лыжная трасса в Битце не оформлена, во многих местах она пересекает границы оформленных на иных собственников земельных участков. В случае с Битцей и ГАБО это особенно хорошо видно (поле и парковка). из архива автора
Лыжная трасса в ГАБО, как и в Битце, не оформлена, во многих местах она пересекает границы оформленных на иных собственников земельных участков. В случае с Битцей и ГАБО это особенно хорошо видно (поле и парковка).
Лыжная трасса в ГАБО, как и в Битце, не оформлена, во многих местах она пересекает границы оформленных на иных собственников земельных участков. В случае с Битцей и ГАБО это особенно хорошо видно (поле и парковка).из архива автора
В Ромашково, как и в Битце с ГАБО, лыжная трасса никак не оформлена.
В Ромашково, как и в Битце с ГАБО, лыжная трасса никак не оформлена.фото из архива автора
Аналогичная ситуация и в Головино, хотя этот центр лыжного спорта сооружался при поддержке администрации Московской области.
Аналогичная ситуация и в Головино, хотя этот центр лыжного спорта сооружался при поддержке администрации Московской области.фото из архива автора
А вот лыжная трасса города Краснознаменска являет собой приятное исключение - она единственная полностью оформлена на всю длину (около 3 км.), поставлена на учёт и зарегистрирована в ЕГРН как один земельный участок - этот участок является собственностью муниципального образования, передан под управление местной спортивной школе. Публичный сервитут предполагает установление границ действующего ограничения (для прохода и проезда по лыжной трассе), в ЕГРН будет похоже на границы лыжной трассы в г. Краснознаменск.
А вот лыжная трасса города Краснознаменска являет собой приятное исключение - она единственная полностью оформлена на всю длину (около 3 км.), поставлена на учёт и зарегистрирована в ЕГРН как один земельный участок - этот участок является собственностью муниципального образования, передан под управление местной спортивной школе. Публичный сервитут предполагает установление границ действующего ограничения (для прохода и проезда по лыжной трассе), в ЕГРН будет похоже на границы лыжной трассы в г. Краснознаменск.Из архива автора

*   *   *

Некоторые подробности о трассе в Краснознаменске и обсуждение проблемы узаконивания лыжных трасс - в форуме skisport.ru

12 4640 Иван Исаев 14.08.2018 11:11
Рейтинг: -1 +2 -3

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

По хорошему лыжная трасса это самостоятельный объект. Публичный сервитут устанавливается для прохода, проезда к ЧЕМУ ТО. Устанавливать публичный сервитут для прохода, проезда ПО лыжной трассе... Что-то сильно я сомневаюсь что такое прокатит. Публичный сервитут это ограничение чьего то права, насколько он применим для тех территорий где трассы проходят по территориям, на которых вообще не сформированы чьи то участки, так называемые земли государственная собственность на которые не разграничена?
Вряд ли это будет работать, но если такой опыт будет нужно обязательно о нем говорить на страницах журнала.    
Ссылка Рейтинг: +7 +8 -1
14.08.2018 16:09
Безусловно, очень здорово получать известия о том, что наша жизнь становится, лучше, красивее, веселей, что появляются новые юридические инструменты, помогающие развитию индустрии физкультуры и спорта, но, увы, земельный закон пока отстаивает права только строителей линейных коммуникаций, охотников и пастухов, еще ухудшает права граждан на доступ к естественным водоемам - раньше просто запрещалось препятствовать, а теперь публичный сервитут нужно устанавливать. Частные сезонные сервитуты, как инструмент урегулирования споров частников применялись и ранее, ведь аппетит монополиста на проезд урезать может только суд. Тем не  менее статья полезная, Дмитрий участник ООД "Лыжные трассы России", спортсмен и все наши совместные усилия, побуждаемые желанием принести пользу стране несомненно превратятся в бурный поток, устраняющий все преграды к светлому лыжному будущему. Этот механизм можно  применить для пользования чужим, не застроенным частным участком, например для проезда посетителей к лыжной базе.
Но, назревают в законодательстве и долго ожидаемые, судя по публикациям в нашем журнале, так сказать прогрессы: в обсуждаемом в настоящее время нацпроекте "Демография", который внесут в Правительство на утверждение 1 октября этого года, в федеральном проекте 4.5 "новая физическая культура" предусмотрены и такие мероприятия: "Проведение научного исследования по разработке и созданию моделей развития и управления системой занятий физической культурой и массовым спортом для населения с учетом региональных особенностей спортивной инфраструктуры, рекреационных, парковых и иных досуговых зон", отв. А.Г.Абалян, результатом будет научно-исследовательская работа, март-октябрь 2019 года; "Подготовка предложений по формированию механизмов прямого участия граждан в формировании городской среды", С.И.Смирницкий, аналитические материалы, январь-июль 2019 года; "проект плана пространственного развития в сфере физической культуры и спорта на 2020-2024 гг., ориентированный на связь решений и программ по развитию спортивной инфраструктуры и схем территориального планирования, а также предусматривающий применение механизмов прямого участия граждан в формировании городской среды", А.В.Росляков, до конца 2019 года, выпускается проект приказа министра минспорта. Пусть федеральный проект не очень глобален, всего 70 млрд рублей на 7 лет, а, на перечисленные мероприятия затрачивается всего 7 миллионов)), но мы в этом проекте видим разворот внимания власти и к необходимости раскрытия оздоровительного рекреационного потенциала для физической культуры и спорта, и к необходимости учета мнения граждан в формировании городской среды, что так важно, и чему было посвящено множество усилий и редакции журнала, и большого количества "друзей" журнала, которые из читателей превратились в единомышленников. Теперь нужно подключиться к участию в разработке перечисленных документов, к обсуждению, что бы от работы был толк, ведь возможность общественности участвовать в принятии решений - неплохая защита лыжных и вообще спортивных трасс от застройки, соблюдении социальных норм обеспечения объектами спорта (которые уже упразднили на законодательном уровне, но граждане могут их использовать, как рекомендации в принятии решений) в жилых районах.  
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Забанен пожизненно.
Чтобы  потратить миллиарды рублей  на организацию ЧМ -2018 по футболу достаточно было политической воли одного человека и все структуры взяли под козырёк.  На узаконивание исторически сложившихся  лыжных трасс  миллиарды не  нужны , но нужно искреннее желание  руководителей ( руководителя ) страны  видеть своих подданных  здоровыми и счастливыми !!!
Ссылка Рейтинг: +8 +10 -2
14.08.2018 20:09
Забанен пожизненно.
лыжные трассы особо никто и не трогает, наоборот их все больше и они все лучше ...а по закону что не придумай, а при западной модели у кого деньги - тот и прав.
Ссылка Рейтинг: -5 +4 -9
Геннадий СОК ГАБО

Уважаемые коллеги! Мы провели консультации в свете последних изменений
в законодательстве по поводу сервитутов для лыжников. К сожалению, это
все касается трубопроводов, электросетей и иные подобные цели, а для
спортивной и физкультурной деятельности режим только ужесточается в
рекреационных зонах и особенно в заповедных и национальных парках (почитайте лесной кодекс и земельное законодательство, где лыжные трассы даже не упоминаются). Чтобы сервитут стал лыжным, надо много чего еще сделать!
ПРОБЛЕМА ОСТАЕТСЯ ПРЕЖНЯЯ: в правовых документах Министерств и
Ведомств (кроме Министерства спорта)-нет термина "ЛЫЖНАЯ ТРАССА". А
нет этого термина-нет и лыжной трассы! Нет этого термина ни в Министерстве экономики, ни в Министерстве финансов-следовательно не будет финансов на Вашу ЛЫЖНУЮ ТРАССУ!
Есть ЧМ и ОИ по лыжным гонкам, есть
соревнования всех уровней, начиная со школ и кончая первенством РФ.
Соревнования всех уровней есть, а лыжных трасс НЕТ! А которые еще
есть, то быстро уходят под застройки и частные владения.
Правда у лесного Фонда МОФонда МО и
лесного кодекса есть термины дорожно-тропиночная сеть, просеки и
пожарные проезды. Многие лыжные трассы сделали пожарными проездами, в
том числе в Демино, Переславле и т. д. Это нормально???
В новых экономических условиях, когда земля вся частная, а лес сдается
в аренду и объявлена лесная амнистия, здоровье нации и высокие
спортивные результаты в том числе ОИ и ЧМ по лыжным гонкам остаются
под угрозой!
Ко мне обратились лыжники-туристы из группы Сафронова, жалуются, что их фермеры и владельцы частных земель останавливают с РУЖЬЯМИ и запрещают, даже зимой проходить через их участки!

Мы с лыжным сообществом делаем, что можем. Даже в "Единой России" организовали Спортивную комиссию, представте себе, до этого там ни про спорт, ни про лыжи никто ничего не слышал!  Пытались развить массовый лыжный спорт через них, но безуспешно! Видимо здоровье нации никого не волнует. работают там где деньги, например здравохронение, строительство, образование (эти Комиссии есть и успешно работают) повышение пенсионного возраста и т.д. Но чтобы дожить до предлагаемого пенсионного возраста надо россиянам создать условия, в том числе и для занятий массовыми видами спорта! Спасибо Беликову Андрею он там, у них, занялся этими несчастными лыжами, но бесполезно, видимо партийная этика не дает ему там развернуться...
Но проблему с массовым лыжным, беговым и велосипедным спортом мы обозначили, видимо в России только один ЧЕЛОВЕК может решить эту проблему! Будем работать дальше....
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
15.08.2018 10:16
Как говорила Раневская: " Жопа есть, а слова нет".
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
15.08.2018 17:01
Забанен пожизненно.
В существующем законодательстве лыжные трассы могут входить только в рекреационные зоны (если не говорить о частных владениях), т.е. в земельные участки, используемые для отдыха и туризма. Поэтому по поводу лыжных трасс нужно вести диалог с дирекией парков и лесов, где такие рекреационные зоны должны выделяться и выделяются. Но проблем действительно много. Т.е. и велосипедистам нужны свои трассы, и бегунам, и гуляющим... Так что приоритет лыжников над другими еще нужно установить и доказать, чтоб в этих зонах им выделили место под лыжные трассы.

А сервитуты всегда были. Открытий тут нет никаких. В законодательстве особо ничего не изменилось. Требования просто ужесточились. И правильно. Иначе строительство новых и эксплуатация старых инженерных сетей и дорог была бы просто невозможна.  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Да, верно отмечено! Проблема есть, но видеть её никто не хочет и не желает.

Обращался в Минспорта России по вопросу дополнения понятия спортивный объект, расширив его на прилегающие лыжные трассы, беговые дорожки и т.п. Получил официальный ответ, что проблемы нет, усё работает и урегулировано действующим законодательством РФ!
Ссылочка
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Небольшое дополнение, проект закона, о котором идет речь в статье, уже является Федеральным законом.

Называется Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".

Официально опубликован 04.08.2018, вступит в силу с 01.09.2018.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
17.08.2018 00:52
Несколько раз обращался по данной проблеме к министру спорта РФ Колобкову. Получил какую-то не по теме отписку. Необходима инициативная группа юристов которая могла бы написать от своего имени письма в требуемые инстанции, а за бездействие вытягивать их на суд. Юристы понимают о чём идёт речь. Но вот беда национальная особенность заключается в одних разговорах и посыпанием головы пеплом. Если такая группа будет собрана могу в ней принять участие.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
17.08.2018 10:33
Забанен пожизненно.
Юрий Громов, а что Колобков должен ответить? Леса и парки относятся к другим структурам. И ответ же уже был. Согласно чему его засудить хотите? Что он нарушил и нарушает? У вас разве есть лазейки в законодательстве? Они разве были озвучены, что лыжные трассы согласно им можно узаконить? Нет же даже такого юридического понятия "лыжная трасса".
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
17.08.2018 13:43
Верхам выгодно безынициативное общество. Любая инициатива гасится на верху со словами: "Итак пойдёт, не лезь, иначе выгоню с должности...".
На смену плановой социалистической экономики пришёл капитализм, а в нём как в поганом ведре имеется доступ к народным деньгам ловкачам, стяжателям и ворам. Нужны большие проекты мосты, тоннели и т.д. на которых удобно отмывать деньги, А денег ни когда лишних не бывает. Какие там лыжи? Лыжникам ведь сделали в субтропиках в г. Сочи, вместо подходящего для проведения зимней олимпиады Урала место для тренировок, Пусть там и тренируются, едут от города на поезде, затем на нескольких подъёмниках поднимаются в горы и там по бездорожью, по не вспаханному полю, по пояс в снегу топчут себе лыжню и катаются сколько им потребуется.
Задача Колобкова и нас с вами уважаемые читатели сайта не быть равнодушными. Его надо вытягивать за бездействие, а другие министерства за нежелание вносить изменения. Раз встал на должность министра, будь добр отстаивай интересы спортсменов, будь неудобным для верхов, прояви патриотизм, а не просиживай штаны...  
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0