Тема выбора кроссовок всегда актуальна – и зимой, и летом, и весной, и
осенью. Но для лыжника весна – время особенное. Это время, когда заканчиваются
лыжные тренировки и соревнования, и начинается напряжённый семи-, а иногда и восьмимесячный период беговых тренировок. И
первый помощник в этих тренировках – хорошие кроссовки, которые подходят именно
вам и именно под тот вид беговой работы, которым вы будете заниматься.
Предлагаем вашему вниманию статью Андрея Пшеничникова,
опубликованную в журнале «Лыжный спорт» №42 (2008 год), посвящённую выбору кроссовок-внедорожников. В ближайшее время мы предполагаем опубликовать и другие статьи Андрея,
посвящённые выбору кроссовой обуви, опублиокованные
ранее в журнале "Лыжный спорт".
Редакция skisport.ru
«Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству» -
призывал жителей г. Удоева Остап Бендер из «Золотого
Телёнка». Эти слова давно стали крылатыми. Но в отличие от Остапа Ибрагимовича и его неутомимых последователей мы с
бездорожьем бороться не собираемся. А, скорее наоборот, хотим поговорить о том,
как лучше приспособиться к нему. Как сделать более комфортными наши занятия
спортом там, где кончаются бетон и асфальт. Поэтому наша сегодняшняя беседа
будет посвящена «внедорожникам» - обуви для бега (и
не только бега) по тропам, грунтовым дорогам и бездорожью в буквальном смысле
этого слова.
Для начала зададим сами себе вопрос: «А что нам, собственно, мешает бегать в
этих условиях в обычных, «дорожных» кроссовках?». Если просуммировать все
претензии, высказанные нашими читателями в форуме www.skisport.ru,
то они сводятся к следующему: во-первых, у обычных дорожных кроссовок
недостаточно износоустойчивый верх — ткань слишком быстро протирается и рвётся;
во-вторых, при мокрой погоде сцепление дорожных кроссовок недостаточно — в них
трудно удержаться на скользких уклонах; ну, а в-третьих, многим хотелось бы,
чтобы в холодную сырую погоду ноги оставались сухими или хотя бы не так мёрзли,
как это бывает, когда бегаешь по мокрой снежной каше.
Для того чтобы разобраться с недостаточной износоустойчивостью верха дорожных
кроссовок, давайте ещё раз поговорим про износ. Два основных фактора,
ускоряющих износ матерчатого верха — это влага, а также химически активные
вещества, которые переносятся из почвы, остатков автомобильных выхлопов, а
также противогололёдных составов, разбрасываемых на
дорогах зимой, и попадают вместе с водой на ткань. Понятно, что ускоренное
старение верха — это не только проблема бега по бездорожью. Наши дороги весной
и осенью в этом отношении ничем не лучше. Поэтому, давая передышку мокрым или
хотя бы влажным кроссовкам для того, чтобы их высушить, мы существенно
продлеваем их жизнь. Фактически это означает, что желательно иметь больше одной
пары кроссовок и тренироваться в них поочерёдно.
Другая «стратегия» возможна в случае, когда большая часть ваших «мокрых»
тренировок проходит на мягком грунте. Возьмём для примера двух спортсменов,
бегающих в одинаковых кроссовках: первый набегает объём в основном на мягких,
влажных тропах, а второй вынужден бегать, главным образом, по чистому, ровному
асфальту. У первого будет преобладать хорошо заметный износ верха кроссовок,
при этом амортизация может оставаться на вполне приемлемом уровне. У кроссовок
второго спортсмена — опережающими темпами будет деградировать подошва. Дело в
том, что для амортизации используются в основном вспененные и гелевые материалы (исключение составляют Mizuno'вская волна и Nike'овские
воздушные подушки). Накапливая циклическую ударную нагрузку, эти материалы
«устают» — теряют свои полезные свойства.
Интересно, что, в отличие от «убитых» мокрой тропой кроссовок, «убитые» сухим
асфальтом могут выглядеть вполне свежо. Ведь разрушившиеся микроструктуры
полимера, в отличие от дырявой и истёршейся ткани, не видны невооружённым глазом.
Отсюда и проистекает наша стратегия: в новых кроссовках тренируемся посуху, не
важно — на высушенной грунтовой дороге или асфальте, а старую пару с «севшей»
амортизацией донашиваем, тренируясь на влажном грунте или заснеженной дороге.
Но как быть в случае, когда большая часть тренировок проходит в условиях
высокой влажности или когда нет возможности иметь больше двух пар кроссовок для
длительного бега? В этом случае и приходят на помощь кроссовки-внедорожники.
По степени влагоустойчивости внедорожные
кроссовки делятся на три большие группы.
КЛАССИФИКАЦИЯ КРОССОВОК-ВНЕДОРОЖНИКОВ ПО СТЕПЕНИ ВЛАГОУСТОЙЧИВОСТИ
ВЛАГОУСТОЙЧИВЫЕ КРОССОВКИ
Название этой группы кроссовок говорит само за себя. Они промокают ничуть не
хуже обычных дорожных кроссовок. Испаряют пот и пропускают воздух, то есть
«дышат» они тоже лишь немногим хуже дорожных моделей. А вот верх таких
кроссовок изготовлен из материалов мало подверженных старению от влаги. Эти
материалы, как правило, немного тяжелее и несколько менее гибкие в сравнении с
материалами дорожных кроссовок.
Правильно выбранная обувь на бездорожье и пересечённой местности может дать
большое преимущество над соперниками. На фото — Алексей Соловьёв из города
Раменского, один из лидеров Битцевского
марафона-2008, финишировавший в итоге на пятом месте. Погода в тот день была
очень тяжёлой — лил сильный дождь, земля превратилась в скользкую массу — и те,
кто предпочёл «шипы» или внедорожники обычным
кроссовкам, были в более выгодных условиях.
Но так было не всегда. Ещё три года назад даже самые лучшие влагоустойчивые
кроссовки существенно уступали в отзывчивости и гибкости даже средним дорожным
моделям. В те времена мы придерживались точки зрения, согласно которой
кроссовки-внедорожники в принципе не должны быть основной
тренировочной обувью лыжника, не говоря уже о
триатлетах
или бегунах-легкоатлетах. Но прогресс не стоит на месте — сейчас такой выбор
может быть оправдан. Тем не менее, следует помнить, что влагоустойчивые
кроссовки в качестве главной обуви для длительного бега — это вынужденная мера.
При всех достижениях последних лет они всё-таки уступают дорожным моделям с
точки зрения отзывчивости, веса и температурных режимов в жаркую погоду.
Примером влагоустойчивых кроссовок могут служить
ASICS Gel-Trabuco
9 и
ASICS Gel-Trabuco 10. А вот их
наследник —
ASICS Gel-Trabuco 11 относится уже
к следующей группе.
ВОДООТТАЛКИВАЮЩИЕ КРОССОВКИ
(WATER-RESISTANT)
Считается, что такие кроссовки должны задерживать воду не менее 40 минут под
умеренным дождём, а также обеспечивать достаточную защиту от холода до момента
разогрева в начале тренировки. Нельзя сказать, что кроссовки этого класса
совсем не «дышат», однако разница между ними и дорожными моделями уже
существенная. Их верх
износоустойчивее, чем у
водостойких кроссовок, но гибкостью, сравнимой с гибкостью дорожных моделей,
они похвастаться не могут. Иными словами, в этом классе улучшение
износоустойчивости,
влагоустойчивости, а также —
добавим, забегая вперёд — сцепления явным образом достигается за счёт чисто
беговых свойств. Всё это накладывает отпечаток на область применения
водоотталкивающих кроссовок. В отличие от влагоустойчивых кроссовок,
водоотталкивающие — за редким исключением — должны быть только дополнительной
беговой обувью.
Кроссовки ASICS Gel-Trabuco 11
Есть у них и ещё одна роль. Она связана с тем, что в кроссовках не
только бегают, но ещё и ходят. Ходят как в качестве тренировки, так и просто
без какой-либо спортивной цели. Надо иметь в виду, что каждый день ходьбы
«съедает» от 3 до
8 км
ресурса дорожных кроссовок. С одной стороны, потерянных из-за ходьбы километров
жаль. С другой стороны, в кроссовках очень удобно ходить. И не только удобно,
но и полезно. Дело в том, что другой настолько соответствующей человеческой
биомеханике обуви, как беговые кроссовки, нет. Это особенно важно для
восстановления после соревнований и тренировок. Непревзойдённая комбинация
удобства и износоустойчивости делает
кроссовки-внедорожники
двух описанных выше классов идеальной обувью «до и после бега». Иными словами,
с точки зрения своей функции,
внедорожники не только
тренировочная, но и техническая спортивная обувь.
Типичный представитель
водоотталкивающих кроссовок-внедорожников —
Brooks
Adrenaline ASR 5. По сути это — клон известной
серии
Brooks Adrenaline,
отличающийся от своих дорожных собратьев материалом верха.
Кроссовки BROOKS Adrenaline ASR 5
Говоря о водоотталкивающих кроссовках, мы уже упомянули о том, что они
до некоторой степени способны сохранять тепло. Однако по-настоящему эту
проблему решают только
водонепроницаемые кроссовки-внедорожники.
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ
КРОССОВКИ-ВНЕДОРОЖНИКИ (WATER-PROOF)
Только в таких кроссовках вы сможете всласть побегать по весенним таящим
сугробам или замерзающим осенним лужам. Нельзя сказать, что при этом ваши ноги
останутся сухими: водонепроницаемые кроссовки промокнут изнутри. Верх этих
кроссовок обычно изготавливается из трёхслойной ткани. Внешний её слой служит
для механической защиты, под ним располагается водонепроницаемая мембрана, а
внутренний слой предохраняет мембрану от трения.
Для внедорожников нет плохой погоды и дороги: вы
можете выбрать себе кроссовки для проливного дождя и гололёда, для жёсткого
каменистого грунта и слякоти, и они сослужат вам хорошую службу. Благодаря
таким кроссовкам вы добьётесь хорошего сцепления, надёжности и не промокните,
как в обычной, дорожной обуви.
Наиболее распространёнными материалами для мембран являются
Gore-Tex
и
Event. Первый отличается лучшими изолирующими
свойствами, второй в незначительной степени способен отводить тепло и влагу
изнутри ботинка, при этом задерживая её снаружи. Разрыв мембраны проводит к
утрате водонепроницаемости. Несмотря на все старания производителей, гибкость
матерчатого верха у этого вида кроссовок ещё ниже, чем
у
водоотталкивающих. В сочетании с весьма рельефным и жёстким износоустойчивым
протектором (а он у водонепроницаемых кроссовок почти всегда такой
. —
прим. автора), мы получаем
конструкцию, от которой в принципе нельзя требовать высокой отзывчивости и
гибкости. Ясно, что ни о какой универсальности здесь речи не идёт — обувь эта
нишевая, и её использование в качестве беговой
целесообразно только в очень холодную или просто холодную и сырую погоду в
сочетании с тяжёлыми дорожными условиями. К водонепроницаемому классу
относится, в частности, успевшая завоевать популярность модель кроссовок
Salomon XT Wings WP.
(Обращаем ваше внимание на аббревиатуру WP, которая означает «
Water Proof» —
«водонепроницаемые» в переводе с английского языка). В заключение отметим, что
из-за мембраны сохнут водонепроницаемые кроссовки гораздо дольше.
Кроссовки SALOMON XT Wings WP
КЛАССИФИКАЦИЯ КРОССОВОК-ВНЕДОРОЖНИКОВ ПО ВИДУ ПРОТЕКТОРОВ
Итак, мы выяснили, как
внедорожные
кроссовки нам могут помочь справиться с износом и холодом. Теперь настало время
поговорить о сцеплении. Для того чтобы улучшить сцепление с поверхностью,
кроссовки-внедорожники оснащаются протектором с развитым
рельефом. И тут сразу возникает вопрос: «Какую поверхность мы имеем в виду?».
Первое, что приходит в голову — это склоны размокшего осенью холма, по которым
проходит наша тропа. Задумавшись, мы добавим покрывший зимнюю дорогу гололёд. А
ведь есть ещё каменистые горные тропы. И все три вида поверхности предъявляют
разные требования к протектору. Окончательно усложняет картину желание
производителей сохранить возможность бегать в
кроссовках-внедорожниках
по дорогам с твёрдым покрытием с приемлемым комфортом.
КРОССОВКИ-ВНЕДОРОЖНИКИ ДЛЯ ГОР
Прежде всего, обратим внимание на горные тропы. Для того
чтобы «выжить» на них, материал протектора кроссовок должен быть стойким к
истиранию. Рельеф протектора должен быть умеренной высоты, но частым — это
снижает риск сползания на каменной осыпи. В итоге получается
кроссовок-внедорожник с жёсткой подошвой и сравнительно
неглубоким рифлением. Результат можно проследить на примере водоустойчивой
модели кроссовок компании
The North Face под названием
Rocky Chucky.
Удачная во все прочих отношениях, она вряд ли будет самым лучшим выбором для
средней полосы России. Горная подошва делает её неоправданно жёсткой для наших
условий. В более сложном варианте конструкции горной подошвы под подушку стопы
«вживляется» пластина из прочного композиционного материала. Она позволяет
увеличить рельеф подошвы кроссовка, защищая стопу от острых камней там, где
располагаются выемки во внешнем протекторе. Модель кроссовок
Asics Trail Sensor 2 унаследовала от своего предшественника,
Asics Trail Sensor, именно такую усиливающую пластину. Понятно, что
гибкости и отзывчивости эти ухищрения кроссовкам также не добавляют.
КРОССОВКИ-ВНЕДОРОЖНИКИ ДЛЯ РАВНИНЫ
Для того чтобы удержаться на скользком и мягком склоне тропы,
обычной для средней полосы России, нам желательно иметь более глубокий рельеф,
а вот жёсткая износоустойчивая резина нам не нужна — мягкая почва её не
требует. Из этих требований «вырастает» совсем другой тип протектора. Модель
кроссовок
Adidas Adizero
XT даёт нам пример типичной равнинной подошвы. Видимо, этим и объясняются
жалобы представителей крупнейшей американской сети беговых магазинов «
Road Runner Sports»
на то, что, в отличие от Европы, эта модель кроссовок плохо продаётся в США.
Дело в том, что в самых «бегающих» штатах тропы в основном горные. Однако в
большинстве случаев производители склоняются к компромиссному варианту,
призванному в той или иной степени удовлетворить как требованиям горных
каменистых троп, так и троп с мягким влажным грунтом. Возможность бегать во
внедорожных кроссовках по асфальту не заставляет
производителей гнаться за износоустойчивостью, однако, как и в случае с горными
тропами, накладывает ограничение на глубину рельефа подошвы. Результат этих
компромиссов состоит в том, что не существует модели
внедорожных
кроссовок, которые обеспечили бы вам уверенное держание в осенне-весенний
период на самых крутых из размокших склонов. Всегда найдётся такой участок
трассы, где можно избежать проскальзывания только в
шипованной
обуви. Принимая решение о покупке
кроссовок-внедорожников,
нужно всегда иметь это в виду.
Кроссовки ADIDAS Adizero XT
КРОССОВКИ-ВНЕДОРОЖНИКИ ДЛЯ ЛЬДА И СНЕГА
Для того чтобы окончательно разобраться со сцеплением,
обратимся к специфически зимним условиям, когда на дороге гололёд или глянец.
Вне всяких сомнений, все упомянутые выше модели
кроссовок-внедорожников
и здесь будут держать лучше, чем дорожные модели, но для того, чтобы чувствовать
себя по-настоящему уверенно на льду, придётся обратиться к совершенно
специфическому виду обуви, созданному специально для бега по льду. Таких
моделей немного.
Самая удачная, по мнению российских
тестеров —
IceBug MR BUGrip.
Кроссовки ICEBUG MR BUGrip
Подошва этих кроссовок оснащена слегка утоплёнными металлическими штифтами.
Похожий принцип применён в конструкции подошвы кроссовок
ASICS GEL-Arctic WR. Вместо штифтов у них сменные шипы, точно
такие же, как и в беговых шиповках. (Обратите внимание на аббревиатуру WR в
названии модели, которая означает «
Water-Resistant» —
«водоотталкивающие»). Чтобы сохранить беговые качества этих кроссовок, ASICS
сделал эту модель водоотталкивающей, а не водонепроницаемой.
Кроссовки ASICS Gel-Arctic WR
КЛАССИФИКАЦИЯ КРОССОВОК-ВНЕДОРОЖНИКОВ ПО ВИДУ ПРОНАЦИИ
Итак, мы познакомились с классификацией
внедорожных
кроссовок по степени водостойкости и типу протектора. Для того чтобы двинуться
дальше, давайте совершим небольшое теоретическое отступление и вспомним
основные особенности биомеханики стопы и классификацию дорожных кроссовок в
соответствии с биомеханическими факторами. Для этого приведём цитату из 32-го
номера журнала «Лыжный спорт» за 2005 год, в котором была опубликована первая
статья про кроссовки:
«При беге или ходьбе у подавляющего большинства первой областью стопы,
касающейся поверхности, будет пятка. По мере переноса веса к центру стопы её
свод уплощается или, иначе говоря, разворачивается внутрь в вертикальном
направлении. Голень, в свою очередь, слегка смещается внутрь, к центру тяжести
бегуна в горизонтальном направлении. Этот естественный процесс и называется
пронацией. Пронация нужна нашему телу для того, чтобы смягчить в 6 — 8 раз
превышающую собственный вес ударную нагрузку, а также поддержать равновесие при
приземлении и отталкивании. Фаза пронации плавно переходит в фазу формирования
жёсткой опоры. Адаптируясь к неровной поверхности, стопа из подвижной шарнирной
системы усилиями мышц и связок превращается в жёсткую опору, готовую к толчку.
Затем, одновременно с толчком, стопа восстанавливает глубину своего свода, а
голень смещается наружу. Эта фаза называется супинацией (отсюда, кстати, и
супинаторы, то есть устройства, поддерживающие свод
. —
прим. автора). Каждый наш шаг — это цикл, включающий в
себя различные фазы, среди которых неизбежно присутствуют фазы пронации и
супинации.
Выбор обычных дорожных кроссовок по бездорожью может сказаться на итоговом
результате в худшую сторону. Такие кроссовки наберут влагу, грязь на подошве и
будут плохо сцепляться с грунтом.
На фото — Иван Филин на трассе Битцевского
полумарафона-2008.
В соответствии с величиной пронации все люди делятся на три группы.
Гиперпронаторы (
сверхпронаторы),
нейтральные пронаторы и
гипопронаторы (
недопронаторы). Нормой считаются нейтральная, а также
умеренные
гипер- и
гипопронация.
Гиперпронация опасна
тем, что при излишнем уплощении стопы мягкие ткани чрезмерно растягиваются —
это заставляет поверхности суставов работать в неестественном положении по
отношению друг к другу. Суставы перенапрягаются и теряют стабильность. В
результате поначалу возникает дискомфорт, а затем и травмы.
При
гипопронации из-за недостаточного
уплощения стопа, как правило, плохо смягчает ударную нагрузку. Чрезмерная
нагрузка передаётся всему опорно-двигательному аппарату, вызывая, как и в
случае с
гиперпронацией, утомление и травмы. Тип
пронации — это главный динамический параметр биомеханики, влияющий на выбор
беговой обуви. В зависимости от фактора пронации выпускаются три вида кроссовок
для длительного бега.
Ограничивающие движение кроссовки (motion control) предназначены для бегунов с
гиперпронацией от средней до
сильной. Для снижения пронации они максимально ограничивают движения стопы. Эти
кроссовки самые жёсткие и тяжёлые. Их толстая подошва напоминает слоёный пирог
и сильнее всего нагружена различными деталями, призванными решить сложную
задачу — дать возможность бегать тем, для кого бег по определению весьма
травмоопасное занятие. Они обычно имеют прямой крой.
Стабилизирующие кроссовки (stability) —
это обувь для бегунов с пронацией, лежащей в области
от
умеренной
суперпронации до нейтральной. Они имеют
репутацию наиболее
сбалансированных с точки зрения
поддержки стопы, амортизации и износоустойчивости. Как правило, имеют
полукривой крой.
С точки зрения конструкции кроссовка, ограничить пронацию можно несколькими
способами: разместить непосредственно под сводом стопы упругий элемент или
погасить скорость, с которой стопа «перекатывается» с пятки или края на её,
собственно, сводчатую часть. Можно встроить во внутренний, со стороны центра
масс, край амортизирующего слоя подошвы вспененный материал более высокой
плотности, чем основной амортизирующий материал слоя. Таким образом,
уменьшается боковая составляющая пронации — движение голени внутрь. Все эти
ухищрения, обычно в комбинации, и используются в стабилизирующих и
ограничивающих движение кроссовках.
Амортизирующие или нейтральные кроссовки (cushion
or neutral)
призваны удовлетворить потребности группы, включающей в себя как
гипопронаторов, так и бегунов с нейтральной пронацией. Чаще
всего они имеют кривой крой. Для того чтобы рассеять возможное недоразумение,
скажем сразу, что
кроссовки всех перечисленных выше видов смягчают ударную
нагрузку — то есть в той или иной степени амортизируют. Более того, может
случиться так, что иная «нагруженная» стабилизирующая модель кроссовок сильнее
смягчает удар, чем облегчённая амортизирующая. Почему же именно эта группа
кроссовок называется «амортизирующей»? Вспомним, что у
гипопронаторов
стопа уплощается незначительно — а это значит, что они не нуждаются, или почти
не нуждаются в ограничении движения её свода. Поэтому конструктивные элементы,
призванные поддерживать стопу в таких кроссовках, сведены к минимуму. С другой
стороны, стопа
гипопронатора — не самый лучший из
естественных амортизаторов. Следовательно, главная функция таких кроссовок —
амортизация. Отсюда и название».
Справедлива ли эта классификация для
кроссовок-внедорожников?
Да, справедлива. Точно так же, как и в случае дорожных кроссовок, различные
модели
кроссовок-внедорожников проектируются в
соответствии с
различными типам пронации бегунов.
Правда, есть у
кроссовок-внедорожников одна,
вытекающая из биомеханики бега, особенность, отличающая их от дорожных
кроссовок. Обратите внимание, что фаза пронации постепенно переходит в фазу
формирования жёсткой опоры. Очевидно, что на неровной поверхности формирование
жёсткой опоры — более тяжёлая задача. Поэтому в подошве
кроссовок-внедорожников
присутствуют конструктивные элементы, помогающие стопе адаптироваться к
рельфу грунта. Они могут быть достаточно сложными, как,
например, система вставок
Pivot Posting
System модели
Brooks
Cascadia 3. Вставки располагаются в подошве
именно там, где стопа образует естественные шарниры, и по замыслу авторов
помогают ей фиксировать выбранное положение. Теперь вспомним об усиливающей
пластине: располагаясь в месте наиболее интенсивного контакта с поверхностью,
она также способствует формированию жёсткой опоры.
Кроссовки BROOKS Cascadia 3
Становится понятно, что совместить в одной подошве амортизаторы,
ограничители пронации, адаптивную систему и цепкий протектор — сложная задача.
Типичный алгоритм её упрощения — сохранив конструктивные элементы, ответственные
за
внедорожность, отказаться от специальных
элементов, ответственных за ограничение пронации.
С этого обычно начинали выпуск беговых кроссовок производители туристической
обуви, желающие расширить свой ассортимент. Почему-то, будучи отнюдь не
новичками, так поступили инженеры фирмы
Vasque,
создавая модель кроссовок
Blur. Ни к чему хорошему
рудиментарный подход их не привёл — получились лёгкие туристические ботинки с
малоотзывчивой подошвой, сколько-нибудь подходящей разве
что нетяжёлому нейтральному пронатору с плоскостопием. Число таких бегунов
исчезающе мало. К счастью, в наше время
Vasque
Blur — исключение из правил. Если раньше
кроссовки-внедорожники небеговых
фирм (
Salomon,
North Face,
Vasque,
Teva
и т.д.) существенно уступали продукции беговых компаний, то сейчас разрыв не
просто сократился. Да, по своим чисто беговым качествам они чаще отстают, но в
качестве технической или универсальной обуви вполне конкурентоспособны. Опыт
производства туристической или лыжной обуви даёт в этой области определённые
преимущества
небеговым компаниям: в частности,
помогает достичь лучшей износоустойчивости и комфорта в плохую погоду.
ВНЕДОРОЖНИКИ-КЛОНЫ
Другая положительная тенденция в области
внедорожных
кроссовок связана с клонами. Кроссовки-клоны появляются в результате
использования одной и той же подошвы с разным верхом. Допустим, та или иная
беговая компания разработала очень удачную дорожную модель кроссовок.
Появляется соблазн, слегка усилив протектор и заменив материалы верха кроссовок
на более износоустойчивые, получить «боеспособную»
внедорожную
модель, подкреплённую сложившейся репутацией дорожного «старшего брата». Мы уже
упоминали о самой известной в истории линии клонов —
Adrenaline
ASR. Точно так же
Nike клонировал линию
Air Pegasus,
получив в результате
Trail Air Pegasus,
a ASICS —
GT2120 и GT2130, добавив к названию
внедорожного варианта суффикс TR (
Trail).
Кроссовки ASICS GT-2130 Trail
Что касается
небеговых фирм, то у них стратегия
клонирования кроссовок строится несколько иначе. Достаточно обратить внимание
на пару «близнецов» от
Salomon:
XT Wings — это водоотталкивающая модель, а
Salomon XT Wings WP
— её водонепроницаемый клон. Поменялся только материал верха. Кстати, эта пара
даёт нам хорошую оценку того, сколько стоит водонепроницаемость:
360 грамм против
400 грамм для
водонепроницаемой модели и цена, соответственно, на 20-25% выше. Главный
недостаток первых поколений клонов состоял в том, что они были очень узкими. Ведь
для их кроя использовались те же самые лекала, что и для их более лёгких
собратьев. Более объёмные материалы верха, таким образом, снижали их реальную
ширину почти на размер. Мы хотим с удовлетворением отметить, что беговые
компании преодолели эту болезнь за счёт поправок на ширину кроя.
Ещё одним свидетельством быстрого прогресса
внедорожной
беговой обуви стало появление «
внедорожных марафонок» — класса обуви, неизвестного широкой публике ещё
полгода назад. Именно с них мы приступим к конкретным рекомендациям.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КРОССОВОК-ВНЕДОРОЖНИКОВ
Итак,
Peak XC
компании
Pearl Izumi,
лёгкие — всего
255 грамм,
с великолепной динамикой
марафонки.
Внедорожность этих кроссовок выражается в
высокоуглеродистой резине и повышенном рельефе протектора, а также в
износоустойчивом материале сетки, из которой в основном и изготовлен верх. У
материала сетки есть и ещё одна интересная особенность — он отражает свет.
Говоря о верхе этих
марафонок, мы сознательно не
употребляли слова «сшит». Дело в том, что
Pearl
Izumi уже в течение нескольких лет использует
собственную бесшовную технологию изготовления верха кроссовок. Нам довелось
протестировать несколько моделей с бесшовным верхом, и мы убедились в том, что
она действительно работает: кроссовки были исключительно удобными. С другой
стороны, до сих пор
Pearl Izumi ни в одной известной модели не удавалось довести
подошву до уровня, позволяющего нам рекомендовать кроссовки этой фирмы. Так
что,
Peak XC — это первая ласточка. Как
и всякие
марафонки — эта модель для тех, чья пронация
лежит в диапазоне
от нейтральной до слабой
гиперпронации. При этом
, если ваш
вес превышает
70 кг,
мы рекомендуем
Peak XC для дистанций не
более
10 км.
Далёкий от
экстремального рельеф подошвы и хорошая
отзывчивость вполне позволяют использовать эту модель в качестве дорожной
соревновательной обуви.
Кроссовки PEARL IZUMI Peak XC
Наш следующий выбор в классе
внедорожной
соревновательной обуви —
Adidas adiZero XT. В отличие от предыдущей модели,
adiZero XT — это кроссовки с уже устоявшейся
репутацией. По сравнению с
Peak XC они
всего на
30 грамм
тяжелее и отличаются несколько лучшей амортизацией за счёт более толстой
подошвы:
33 мм
под пяткой и
22 мм
под подушкой стопы. Приведённые цифры указывают на то, что
adiZero
XT занимают промежуточное положение между толстоподошвенными
марафонками и кроссовками для темпового бега. По своей
отзывчивости они не уступают
минималистическим Peak XC, но за счёт более толстой подошвы
могут использоваться на дистанциях до
10 км несколько более тяжёлыми (до
75 кг) нейтральными и слабо
выраженными
гиперпронаторами. Лёгкие (до
65 кг),
биомеханически
эффективные бегуны могут, в свою очередь, использовать эту модель для темповых тренировок.
Как и предыдущая модель,
adiZero XT —
кроссовки двойного назначения (тропа + дорога). Идиллию слегка портит
свойственный всей серии
adiZero узковатый
крой. С точки зрения отношения к влаге обе модели этих кроссовок всего лишь
водоустойчивые: с весовыми ограничениями, принятыми для
марафонок,
трудно было ожидать чего-либо иного.
Следующую группу моделей кроссовок можно условно назвать
внедорожными
кроссовками для темпового бега. Почему условно? Если вспомнить, что
«основной принцип создания кроссовок для длительного бега — это достижение
необходимого уровня амортизации и поддержки стопы, то идея, определяющая
конструкцию
кроссовок-темповиков — это баланс между
амортизацией и поддержкой с одной стороны, и лёгкостью и отзывчивостью — с
другой». Однако в случае
внедорожных кроссовок-темповиков в игру вступают конструкционные
элементы, призванные собственно обеспечить эту самую
внедорожность.
В результате по тому или иному показателю (амортизации, поддержке свода стопы,
ресурсу пробега) они приближают ту или иную
внедорожную
темповую модель к кроссовкам для длительного бега.
Многие несерьёзно относятся к выбору беговой обуви, в первую очередь обращая внимание на стоимость кроссовок и их внешний
вид, в результате чего страдают мышцы и суставы. Позаботьтесь о своих ногах,
купите хорошие, подходящие случаю кроссовки, и ваши ноги ответят вам
взаимностью.
На фото Георгий Зуев на трассе Битцевского
полумарафона-2008.
Прежде чем обратиться к конкретным моделям кроссовок,
позволим себе привести ещё одну цитату из наших предыдущих обзоров, относящуюся
к дорожным темповикам:
«Давайте зададимся вопросом философского характера: а зачем и кому, собственно,
такие кроссовки нужны? Ответ на него не так прост, как может показаться. С
точки зрения отношения к
кроссовкам-темповикам всё
бегающее человечество можно разделить на четыре группы. Первая — это лёгкие (50
—
65 кг)
и исключительно
биомеханически эффективные бегуны,
которые могут использовать их вместо кроссовок для длительного бега. Таких
избранников судьбы немного даже среди стайеров и марафонцев.
Чаще встречается вариант, когда сравнительно лёгкие бегуны, чья пронация близка
к нейтральной и вес не превышает
70
кг, в той же ситуации выбирают между
темповиками
и моделями для длительного бега, в зависимости от тренировочной трассы. Нам
доводилось наблюдать принадлежащих к элите кенийцев, менявших
темповики на кроссовки для длительного бега по мере
высыхания грунтовых дорог. Таким образом, мы получаем вторую группу бегунов.
К третьей группе относятся спортсмены, чей вес не превышает 70 —
77 кг, и чья пронация лежит в
диапазоне
от умеренной
гиперпронации
до умеренной
гипопронации. Применительно к этой
группе
кроссовки-темповики — прежде всего
тренировочная обувь для быстрых кроссов,
фартлеков
или интервальной работы, выполняемой на грунте или любом другом покрытии более
жёстком или неровном, чем тартан стадиона. Во-вторых, для многих из этих
спортсменов такие кроссовки — оптимальная обувь для соревнований на марафонских
дистанциях или в длительных кроссах на тяжёлом рельефе — то есть для суровых
условий. И, наконец, для тех, чья
гипер- или
гипопронация более явно
выражена, а вес приближается к роковой отметке
80 кг или превышает её,
темповики — это обувь для интервальной работы и
соревнований». (Конечно, весовые границы достаточно условны — прим. автора).
С учётом сделанных нами замечаний, всё сказанное выше совершенно справедливо и
для такого класса, как
внедорожные кроссовки-темповики. Моделью, с которой мы начинаем выбор в
этом классе, по праву будет
ASICS Trail Attack 4. Обновление этого года сохранило за собой все
достоинства
Attack 3. Оно столь же
легко и отзывчиво, обеспечивает необходимые для
темповика
уровни амортизации и ограничения пронации. В то же время ширина передней части
его подошвы увеличилась на
5 мм,
а протектор стал более агрессивным и
приспобленным к
уклонам. Таким образом, общий баланс свой
ств слегка
сместился в сторону повышения проходимости за счёт чисто дорожного комфорта.
Тем не менее, универсальности кроссовок
Attack
4 вполне достаточно, чтобы уверенно чувствовать себя на дорогах с твёрдым
покрытием.
Кроссовки ASICS Trail Attack 4
Если ваша пронация требует большей поддержки стопы, чем может обеспечить
ASICS Trail Attack 4,
то мы рекомендуем примерить кроссовки
Salomon
SpeedCross 2. Пожалуй, это первая модель
темповиков небеговой компании,
заслужившая самые лестные отзывы тестеров.
Её отличает
исключительно цепкий протектор (энтузиасты приключенческих гонок утверждают,
что он годится для скалолазания. —
Прим. автора), а
также уровень ограничения пронации, способный удовлетворить умеренного гиперпронатора на любой дистанции Salomon
SpeedCross 2 весит примерно столько же, сколько и
ASICS Trail Attack 4
— чуть больше 300 грамм.
С другой стороны, эта модель кроссовок не столь устойчива на твёрдом дорожном
покрытии.
Кроссовки SALOMON SpeedCross 2
Конечно,
внедорожные модели
кроссовок-темповиков
и
марафонок пока далеко не столь многочисленны, как
внедорожные модели, предназначенные для длительного бега. И
сейчас самое время обратить наше внимание в их сторону. Начнём, как и раньше, с
амортизирующих, нейтральных моделей, то есть мало ограничивающих пронацию и
предназначенных для
гипопронаторов и нейтральных
пронаторов.
Первой в нашем списке стоит модель кроссовок
Brooks
Cascadia 3. Говоря об особенностях конструкции
внедорожников, призванных облегчить адаптацию к рельефу, мы
уже упоминали размещённую в подошве этой модели систему вставок
Pivot Posting System.
Оказалось, что эта система, кроме всего прочего, сообщает
Brooks
Cascadia 3 исключительно высокий уровень
амортизации, которого достигает далеко не каждая дорожная модель. С другой
стороны, вопреки позиционированию фирмой
Brooks,
с точки зрения биомеханического фактора
Cascadia
3 — это не стабилизирующие, а типичные амортизирующие кроссовки. Среди
рекомендуемых нами
кроссовок-внедорожников
эта модель в наименьшей степени ограничивает пронацию. Исключительная
амортизация и умеренный рельеф протектора позволяют с равным успехом
использовать
Brooks Cascadia
3 на асфальте. Однако для особенно сложных и скользких троп мы скорее
выберем другую пару амортизирующих кроссовок —
Saucony
ProGrid Xodus. У них в
сравнении с
Cascadia гораздо более цепкий
протектор, да и материалы исключительно удобного верха этих кроссовок
отличаются более высокой стойкостью.
Кроссовки SAUCONY ProGrid Xodus
Другой характерной особенностью конструкции
ProGrid
Xodus является вживлённая в переднюю часть
подошвы усиливающая пластина «EBO
rock plate», похожая на ту, что свела на нет гибкость
Asics Trail Sensor 2. В случае
ProGrid
Xodus инженерам удалось справиться со своей
задачей лучше: отзывчивость кроссовок снизилась в гораздо меньшей степени. А
вот на прочности и устойчивости наличие пластины отразилось самым положительным
образом. В отличие от
Brooks Cascadia 3, кроссовки
Saucony
ProGrid Xodus гораздо
более приспособлены к тяжёлым погодным условиям и, как это не раз уже бывало,
за счёт дорожного комфорта — во время бега на твёрдом покрытии чувствуются и
развитый рельеф протектора и пластина.
Вам может показаться, что мы забыли о том, что
кроссовки-внедорожники
могут играть роль не только беговой, но и технической обуви. Это не так. Дело в
том, что ни
кроссовки-темповики, ни тем более
кроссовки-марафонки на роль технической обуви не годятся,
даже
внедорожные. Техническая обувь должна обладать
повышенным ресурсом, быть, по крайней мере, водоотталкивающей и худо-бедно
поддерживать приемлемый температурный режим не только при беге, но и во время
ходьбы. Для этого лёгкого ботинка недостаточно — экземпляры этой породы
встречаются только среди кроссовок для длительного бега. С одним из них мы уже
познакомились — это
Salomon XT Wings. Мы бы никогда не отважились рекомендовать эти
кроссовки исключительно для бега. Хотя в них и можно бегать без заметных
проблем, отзывчивостью
XT Wings не блещут. Но
все остальные качества технической обуви у них на высоте. Обратите внимание на
то, что мы упоминаем о
XT Wings в разделе,
посвящённом амортизирующим кроссовкам. Это не случайно — они действительно
несильно ограничивают пронацию. Этот факт нужно принимать во внимание в том
случае, если вы собираетесь надеть тяжёлый рюкзак. Ваша пронация возрастёт, и
XT
Wings может с ней не справиться.
Покупая кроссовки-внедорожники, вы не прогадаете,
потому что на рынке представлен даже ряд моделей, которые, будучи предназначенными для бега по бездорожью, не уступают по
многим «дорожным» характеристикам «асфальтовым» моделям кроссовок в их стихии.
На фото Иван Марченков на открытом первенстве РГУФК в Крылатском.
Если же вы являетесь
гиперпронатором, и ваша стопа
требует более серьёзной поддержки, то вам надо перейти к стабилизирующим
моделям кроссовок. В этой категории мы начнём с линии
ASICS Gel-Trabuco. Почему с неё? Да потому, что это наименее
ограничивающая пронацию линия
стабилизирующих внедорожников. То есть с точки зрения биомеханического
фактора они не так недалеко ушли от амортизирующих кроссовок. Для
Gel-Trabuco 10 инженеры ASICS использовали ту
же подошву, что и для
Gel-Trabuco 9.
Верх же
Gel-Trabuco 10 характерен более
широким кроем и лёгкими водоустойчивыми материалами. В целом десятая модель
ощутимо комфортнее предшественницы.
Недавнее обновление линии — кроссовки
Gel-Trabuco
11 — радикально отличается от своего предшественника. Во-первых, сменилась
подошва: новый протектор обеспечивает лучшее сцепление, чем у предыдущей
модели. За счёт своеобразного плато под подушкой стопы перекат на носок стал
несколько более медленным и плавным. Верх кроссовок поменялся радикально — от
основного материала (теперь это водоотталкивающая
тефлоновая
ткань) до усиливающих элементов из кожзаменителя, располагающихся в области
шнуровки и вдоль швов: их площадь заметно выросла. Иными словами, за счёт
некоторого снижения отзывчивости ботинка кроссовки
Gel-Trabuco
11 лучше приспособлены к тяжёлым
внедорожным и
погодным условиям, нежели их предшественники. Удивительно, но их вес при этом
вырос незначительно (с 380 до
385
грамм).
Двигаясь в направлении увеличения поддержки стопы, мы снимаем с воображаемой
полки одну из самых удачных моделей беговых кроссовок на рынке.
Nike Trail Pegasus+ 3 — один из фаворитов не только среди
стабилизирующих
кроссовок-внедорожников, но и среди
стабилизирующих моделей вообще. Да,
Trail Pegasus+ 3 — не самый лучший выбор для троп со сложным
рельефом, но с другой стороны — это абсолютный универсал, превосходящий
большинство дорожных моделей в их стихии, то есть на дорогах с твёрдым
покрытием. Добавим, что рекомендованная производителем цена
Trail
Pegasus+ 3 на 20-25 % ниже той, по которой
продаются сопоставимые по своему качеству дорожные стабилизирующие модели
кроссовок.
Кроссовки NIKE Trail Pegasus+
3
Интересно, что дорожные Nike Pegasus, клоном которых является Nike
Trail Pegasus,
традиционно самые стабилизирующие из амортизирующих моделей. Замены
материалов кроссовок
на всепогодные — более стойкие и
жёсткие — оказалось достаточно для того, чтобы окончательно перетянуть
Trail Pegasus+ 3 в
стабилизирующий класс. Добавим, что, по нашему мнению, стабилизирующие дорожные
кроссовки
Nike Air
Structure Triax+ 11
уступают
Nike'овскому внедорожному
феномену по всем статьям.
Если же ваша пронация несколько выше, чем та, которую способен компенсировать
Nike Trail Pegasus+ 3 или вас не удовлетворяет его почти дорожный
протектор, то мы рекомендуем другой знаменитый клон —
ASICS GT-2130 Trail. Обновление этого года радикально отличается от
своего предшественника —
ASICS GT-2120 Trail.
Ранее мы уже отмечали недостатки кроя ранних
инкарнаций
внедорожных клонов. Это в полной мере относилось к
кроссовкам
GT-2120 Trail. Другой бедой этой
модели был амортизирующий материал
Solyte первого
поколения. Он был излишне плотным, поэтому подошвы, созданные на его основе, не
то чтобы амортизировали и плохо гнулись. От
Solyte
пострадали все стабилизирующие модели ASICS прошлого года.
Отягощённый
тяжёлой наследственностью,
GT-2120 Trail вышел
приемлемым, но неказистым.
Вовремя принятые «сто грамм» могут здорово помочь на дистанции...
На фото Андрей Земцов (№ 381) и Леонид Бурыкин (№ 224) на пункте питания Битцевского
полумарафона-2008.
Судьба
ASICS GT-2130 Trail сложилась
совершенно иначе. Во-первых, к моменту его зарождения инженерные умы ASICS
разобрались с плотностью
Solyte — он начал
по-настоящему амортизировать и уже не мешал подошвам гнуться. Во-вторых,
GT-2130
Trail кроился уже по более широкой мерке, по
сравнению с его дорожным собратом (тоже GT-2130, только без «
Trail»). Кроме того, специально для этой модели кроссовок
был разработан
внедорожный вариант
Space Trusstic System. Этот фирменный
ASICS'овский
конструктивный элемент, располагаясь под подъёмом стопы, обеспечивает
механическую связь пятки и передней части подошвы, а заодно сообщает ботинку
крутильную жёсткость, ограничивая, таким образом, пронацию. В своём
внедорожном варианте
Space Trusstic System сделан разрезным для того, чтобы не препятствовать
формированию адаптивной опоры. В довершение всего,
GT-2130 Trail приобрёл более рельефный протектор. И хотя в
результате описанных мутаций наш герой потерял всякое сходство с дорожным собратом,
кроссовки получились на славу. Они, конечно, немного жестковаты для дороги, но,
как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять
необъятное».
Если вы думаете, что «восстание кроссовок-клонов» на этом закончилось, то
глубоко заблуждаетесь. Дело в том, что самая стабилизирующая, предназначенная
для ярко
выраженных гиперпронаторов
модель — тоже клон. И её история отчасти повторяет историю
GT-2130 Trail. Мы говорим о
Brooks
Adrenaline ASR 5. Её предшественники были
классическими зауженными и негибкими
внедорожными
клонами первого поколения.
В Brooks
Adrenaline ASR 5 эти недостатки преодолены за
счёт более широкого кроя и резкого снижения веса и плотности водоотталкивающих
материалов (вообще, качество материалов — это сильная сторона Brooks. —
Прим. автора).
В подошве же, по сравнению с дорожными кроссовками
Brooks
Adrenaline GTS 8, изменился протектор.
Разумеется, в сторону увеличения рельефа. Как и в случае с
GT-2130 Trail, изменения сослужили обновлённой модели добрую
службу. С точки зрения комфорта и отзывчивости кроссовки
Brooks
Adrenaline ASR 5 ощутимо превосходят
предшественника. К сожалению, вот уже несколько лет подряд всей линейке
Brooks Adrenaline
принадлежит один рекорд печального свойства. Это — единственная линия,
представляющая
кроссовки-внедорожники,
способные удовлетворить сильно выраженных
гиперпронаторов. По-настоящему беговых
внедорожных
моделей, относящихся по биомеханическому фактору к
ограничивающим
движение, пока на рынке не наблюдается. Мы можем предложить
тяжёлым,
сильно выраженным
гиперпронаторам две альтернативы.
Первая — вполне очевидна: использовать ограничивающие движения дорожные модели
кроссовок. Вторая — покупать тот же
Brooks Adrenaline ASR 5 на размер больше и дополнять его
поддерживающими стопу ортопедическими стельками. Помните, что ортопедические
стельки, в свою очередь, требуют надёжного основания и не будут эффективными в
комбинации с амортизирующими кроссовками.
Завершает наше знакомство со
стабилизирующими кроссовками-внедорожниками техническая модель
Vasque Aether Tech. Её отличает уникальная многофункциональность. По
мнен
ию её обладателей, диапазон возможного применения
Vasque Aether Tech простирается от сёрфинга до темповых кроссов. И у
этой модели кроссовок тоже есть клон: его имя —
Vasque
Aether Tech Soft-shell. Последнее слово означает в переводе «мягкий
верх». В действительности он не просто мягкий, а слегка эластичный. Выбор между
ними мы оставляем читателям.
Заметим, что все «экспонаты» нашей стабилизирующей коллекции имеют
водоотталкивающую природу. Что же касается водонепроницаемых кроссовок, то они
заслуживают отдельного обсуждения. Вспомним, что мы говорили в начале статьи:
главная проблема водонепроницаемых кроссовок — это тяжёлые и жёсткие
водонепроницаемые материалы,
и прежде всего —
многослойная мембранная ткань. С ними непросто добиться приемлемой беговой
динамики. На наш взгляд, как ни странно, это лучше всего удалось обувной
компании, чьё имя вряд ли вызовет ассоциации со спортом. Перед нами кроссовки
Ecco Performance Rxp 6010. Как относительному новичку на рынке беговой
обуви удалось опередить признанных фаворитов — нам остаётся только гадать.
По-видимому, сотрудничество со специалистами по биомеханике Копенгагенского
университета, о котором упоминала
Ecco,
дало свои плоды. Но факт остаётся фактом: при «слепом»
тестировании
Performance Rxp 6010 невозможно предположить, что это —
водонепроницаемая модель.
Кроссовки ECCO Performance Rxp
6010
Единственный недостаток сенсации от
Ecco —
протектор со слабым рельефом. Если для вас этот недостаток критичен, то мы
предлагаем вам примерить кроссовки
Ultra
103 XCR и Ultra 104 XCR от компании
The North Face. Представьте, что водонепроницаемая серия
Ultra XCR в течение уже двух лет является
самой продаваемой в модельном ряду этой компании. Этот факт говорит сам за
себя.
Кроссовки THE NORTH FACE Ultra 103 XCR
Кроссовки THE NORTH FACE Ultra 104 XCR
Хотелось бы отметить две особенности кроссовок
Ultra
XCR. Во-первых, они очень широкие. Во-вторых, ради исключительно цепкого
протектора
The North
Face до некоторой степени пожертвовала дорожными
качествами своего детища. Кстати, наряду с
Salomon
XT Wings WP, кроссовки
Ultra
XCR — это вполне достойный выбор технической водонепроницаемой обуви.
В завершение нашей беседы ещё раз коснёмся зимней
шипованной
обуви. Здесь, как мы уже отмечали, фаворитом является
IceBug
со своей моделью кроссовок
MR BUGrip. Если она
находится вне пределов вашей досягаемости, то роль рака на безрыбье вполне
способен сыграть
ASICS GEL-Arctic
WR.
Надеемся, что нам удалось отразить «цветущее многообразие» бурно развивающейся
внедорожной беговой
обуви и просим
прощения, если что-то ускользнуло от нашего внимания.
До следующего межсезонья!
ФОТО: Сергей Коновалов
Обсуждения кроссовок с Андреем Пшеничниковым на
форуме www.skisport.ru:
ч. 1 - Спешу задать
вопрос про кроссовки, часть 1
ч. 2 - Спешу задать
вопрос про кроссовки, часть 2
ч. 3 - Спешу задать
вопрос про кроссовки, часть 3
ч. 4 - Спешу задать
вопрос про кроссовки, часть 4
ч. 5 - Спешу задать
вопрос про кроссовки, часть 5
ч. 6 - Спешу задать вопрос про кроссовки, часть
6
Статья о кроссовках
из журнала "Лыжный спорт" (номер 32, 2005 год). Андрей Пшеничников:
Выбираем кроссовки: "тихоходы" или "внедорожники",
"темповики" или "марафонки".
(Кроссовки, часть 1)
Статья о кроссовках
из журнала "Лыжный спорт" (номер 36, 2006 год). Андрей Пшеничников:
Выражаясь "шершавым языком плаката", хочется спросить: С кем вы,
российские дистрибьюторы? (Кроссовки, часть 2)