Спринт – гонка наглецов. Вряд ли кому могло прийти в голову поставить на победу 26-летней норвежки, впервые в карьере поднявшейся на подиум Кубка мира, причем сразу за золотом. Куда более солидными казались шансы Экхофф – та по крайней мере уже выигрывала спринтерскую гонку в Остерсунде, была третьей в Хохфильцене, да и в Поклюке стала бронзовым призером в масс-старте. Не новичок в биатлоне, другими словами. Особенно если учесть, что бегать за сборную Норвегии Тирил начала пять лет назад.
Подобный путь, впрочем, прошла и Фанни: дебютировала во взрослом биатлоне в 2010-м, просто успехи были не так заметны: бронза в эстафете чемпионата мира-2012, еще одна – на Играх в Сочи, да и в Рупольдинге Норвегия финишировала в медалях.
Закономерна ли спринтерская победа норвежки? Не факт. Доведись, допустим, Дарье Домрачевой стартовать не под 14-м номером, а в четвертом десятке за обеими соперницами, не факт, что не догнала бы, зная маячковое время лидера.
Неоспоримо другое: спринт – по любому гонка наглецов. Не боящихся принимать решения, обгонять, не экономить силы. Не думающих о том, сколько времени придется восстанавливаться, если выложиться в гонке сверх меры. Вообще ничего не боящихся. Таким, как показывает практика, везет гораздо чаще.
Не стану лукавить: шансы российских девушек изначально не брал в расчет ни один здравомыслящий и близкий к команде человек. Рассуждали трезво: если кто-то пройдет дистанцию с чистой стрельбой, может оказаться в шестерке. Не более.
Чисто прошли двое – Евгения Волкова (Селедцова) и Ирина Трусова. Обе – дебютантки Кубка мира. Одной в этом году исполнится 28 лет, другой – 27. Отставание от лидера при чистой стрельбе составило у обеих без десяти секунд две минуты.
О спортивной наглости и напоре молодых – тех, кто приходит во взрослый биатлон в двадцать лет и точит зубы на лучших образчиках мирового биатлона, мы разговаривали на тренерской бирже с четырехкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым. "Спринт вообще для наглых. Таких, как я," – с присущей ему "скромностью" заметил биатлонист и сам рассмеялся своим словам. Но тут же добавил: "А что? Точно могу сказать: больше ни один спортсмен в мире не выигрывал спринтерскую гонку с четырьмя штрафными кругами!".
Именно такая история случилась с Тихоновым в 1976-м на чемпионате мира в Антхольце.
Один промах лежа, три стоя, бешеная, нечеловеческая скорость хода по дистанции, но в результате +34 на выходе на финишный круг. Когда Тихонов только заходил на штрафную петлю, шедший лидером Александр Елизаров подначивая крикнул: "Упрись, Тишка, в призах можешь быть".
Не знаю уж, до какой степени легендарный спортсмен приукрасил свой рассказ, но он стоит того, чтобы его повторить.
– В Антхольце на том чемпионате была очень сложная трасса, – рассказывал Тихонов. – Три крутые горки подряд, причем с виражами. На спусках все ехали "плугом", чтобы вообще не улететь с трассы. Меня же это дико злило. Поэтому в один из тренировочных дней я остался на стадионе вместо обеда. И решил попробовать перепрыгнуть одну из горок – как это делают прыгуны с трамплина.
Винтовку, понятное дело, снял, спрятал за деревом, чтобы с оружием ничего не случилось. И с третьего раза горку эту все-таки перескочил. Хотя страшно было – не передать. Потом рискнул попробовать сделать все то же самое, но с винтовкой. И с удивлением понял, что полет становится еще более мощным.
Не знаю, решился бы на такое в соревнованиях, или нет, но слишком уж сильно меня те елизаровские слова задели. Молился только об одном: чтобы передо мной в момент прыжка никого из спортсменов не оказалось.
Ровно так все и вышло. Кто-то впереди все же полз – "плугом", но я их то ли перелетел, то ли по виражу объехал – не помню уже. И те 34 секунды почти полностью на горках и отыграл. И дополнительно "привез" Елизарову на финише 3,3…
Спортивная наглость и российский женский биатлон – понятия несовместимые. Понятно, конечно же: когда ты впервые попадаешь в обстановку Кубка мира в солидном – по любым спортивным меркам – возрасте, уже становится не до наглости. Потому что банально страшно. Это в двадцать можно палить в белый свет, как в копеечку. А в 25 каждый старт наперечет. И совсем не хочется рисковать.
Удивительно другое: то, что команда нуждается в немедленном омоложении и перестройке (если, конечно же, строить какие-то намерения в отношении Олимпийских игр в Пхенчане), понимают все. При этом не находится никого, кто рискнул бы озвучить очевидную вещь: состояние женской сборной в ее нынешнем виде давно стало критическим. А значит – чрезвычайным.
Опыт множества других видов спорта сводится к тому, что в чрезвычайной ситуации не работают, и не должны работать никакие устоявшиеся правила и критерии. Не хочет личный тренер отдавать спортсменку во взрослую сборную в 20 лет, считая, что ей надо подождать и повзрослеть? Нет проблем! Но тогда не должно быть и финансирования. Боится человек принимать и отстаивать собственные решения? Значит, в руководстве сборной не должно быть такого человека. Нет замены тем или иным специалистам? Значит, нужно немедленно эту замену искать, не откладывая проблему на конец сезона.
А главное, хорошо бы понять: любые демократичные пути решения проблемы в этой ситуации – это откровенная потеря времени.
Я слишком резка? Возможно. Но почему-то именно сейчас, наблюдая от этапа к этапу, как бурно проходит омоложение других команд, как начинают набирать силу те, кто варится в этой каше не первый год и как все более бледно выглядит на их фоне российская сборная, становится очень обидно неизвестно по какому кругу выслушивать, что в нужный момент команда обязательно выйдет на пик формы, а если повезет, то соперники еще и сделают какой-нибудь "подарок".
Еще обиднее понимать, что российский женский биатлон в его нынешнем состоянии превратился в своего рода кормушку. Пусть не самую щедрую, но при которой все неплохо устроились и никто не хочет ничего менять. Вот ничего и не меняется. Кроме одного: времени до Олимпийских игр-2018 по окончании этого сезона останется ровно на год меньше, чем было после Игр в Сочи.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
На чемпионате СССР по лыжным гонкам Александр Тихонов первый этап в эстафете бежал один раз, это было 1969 году в Мурманске. Этап он выиграл. Команда заняла первое место.
Состав: Александр Тихонов 37.55, Анатолий Наседкин35.39, Федор Симашов 35.20, Вячеслав Веденин 36.11
У второй команды на первом этапе он выиграл 10 секунд.
Всего у Александра Тихонова 2 медали с чемпионата СССР по лыжным гонкам.
Еще серебро в эстафете 1966 года (Параллельно 2 зимняя Спартакиада народов СССР)
Там он бежал последний этап за Новосибирскую область. Перед этим выиграв обе дистанции по юниорам с большим отрывом.
Из лыжников медали чемпионата СССР по биатлону есть у троих (по моим не полным данным)
Юрия Бурлакова, Александра Чайко, А Верещагина, бронза в патрульной гонке 1982 года
На деле оказалось, всего то 11-ти.
Спортивному авторитету Александра Тихонова повредить очень сложно.
Из всех нынешних к наглым можно только младшего Фуркада отнести. И то он только в гонках такой, а АИТ по жизни краев не чувствует, мне кажется. Остальные нормальные ребята и бегут на физухе и технике, а не наглости.
И сколько можно вспоминать чемпионов 70-х?! Тогда спорт любительский был и им занималось намного меньше людей и на другом уровне совершенно. Вы еще теннис столетней давности вспомните! Тогда черные только мячи могли подавать, а сейчас Серена несет всех как хочет!))))
з.ы. Елена делает иногда неплохие интервью. Думаю, скоро пару появится.
Согласен, профессионалы сейчас в женской сборной по гонкам, да и биатлонистки ныне где то рядом.
Любитель Тихонов бежал в одной команде с любителем Ведениным, Симашовым и обыграли любителей Тараканова, Воронкова, Акентьева.
Кто не помнит своего прошлого… у того большое будущее.
И почему все до сих пор Пеле королем футбола называют, он в 60-х играл. Куда ему любителю до профессионалов типа Кокорина.
Елена рассуждает в статье о прикладных вопросах как сейчас выйти в лидеры в мировом биатлоне! У нее статья не о истории этого вида спорта, но ссылается на опыт 70-х. Так вот, это разные вещи! И что было актуально тогда, сейчас уже не работает.
ВАЗ 2101 в те времена тоже была хорошая и современная машина, но это не значит, что ее нужно производить до 2000-х. Прошло время чертежей на бумаге и логарифмических линеек. Я сам восхищаюсь как в 60-е ракеты запускали и далали расчеты все на бумаге! Но что теперь дальше сидеть с карандашом и ластиком?!
Итого, если вопрос прикладной и актуальный, то это одно, а если история и прочее, то другое. А то может от путаницы этих вещей сейчас и есть такое???)))
Медаль в патруле есть ещё у Станислава Аникиева. Он лыжник, выступал за ЦСКА. Так же имеет медали в эстафетах чемпионата СССР по л.г.
Дождался информации от читателей сайта.
АНИКЕЕВ Станислав, год рождения ?, регион ?
Лыжные гонки чемпионат СССР 0-1-1
1976
Эстафета 2 место
1977
Эстафета 3 место
АНИКЕЕВ Станислав, в биатлоне по нему у меня информации нет.
Николай в каком году, где, с кем?
Еще бронза в патруле есть у лыжника СИБИРЦЕВА Михаила, но написал про тех кто был на слуху.
У кого еще есть информация по л/г и биатлону 70-80-90-х, пишите. Спасибо.
А, общий посыл я поддерживаю: долой "демократию", даёшь сталинизм !
Согласен, что уж очень издалека и исподволь Войцеховская подает этот посыл.
Я тоже разочарован...
Жаль... так теряется лицо....
Я хорошо помню, как у нас в прошлом с таким же настроением "омолаживали" стайерский бег. Десятилетиями ...
Как мне представляется, по опыту СССР 60-х годов, откуда ноги того же Тихонова, вовлекать юниоров в эту мясорубку КМ самое гиблое дело. Одно дело немцы, у них тренеры высшей квалификации привлекаются на самой ранней стадии, начиная с селекции в детском возрасте. Другое мы - рашен топорейшен.
Но в 60-х было грамотное решение, чтобы не потерять юниоров, введен был промежуточный возраст - молодые мужчины (20-22). Сам был в таком амплуа и давал очки Буревестнику на первенстве СССР наравне с Ворончихиным (первый номоер сборной в тот момент). Соответственно и финансирование имел на сборы и прочее....
Думаю в этом направлении нужно копать. журналистам и подвигать управленцев к этим решениям....
Кстати, хорошие журналистские исследования камень не просто точат, а крошат в пух и прах. Заметно по многим проблемам, которые здесь обсуждаются.
Совершенно согласен. В видах спорта с длительным инкубационным периодом, если есть средства, то переходные группы и сборные - оптимальное решение.
Кстати, у той же Войцеховской интереснейшее интервью с Гришиным: