Трансляции
  • 23 ноября, суббота
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
  • 24 ноября, воскресенье
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 09:50
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.

Заклон

Опубликовано: Журнал №19

Увеличить
Грег Гуршман
By Gregory Gurshman
Эта статья была в этом сезоне опубликована в американских журналах "Ski Racing Magazine" и в журнале "Professional Skier"

Выполнение чистых резаных поворотов слалома-гиганта - это то, к чему стремились спортсмены и тренеры в течение двух последних десятилетий. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой. Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем заклона тела. Тем не менее, что позволяет выполнить поворот гиганта наилучшим образом, было и остается не совсем понятным. Когда использовать перечисленные элементы, и в какой комбинации? Какая техника наиболее эффективна и, в конечном счете, создает наивысшую скорость? Я попытаюсь ответить на эти вопросы, фокусируясь на одном из ключевых элементов техники - заклоне тела.

Определение

Увеличить
Рис 1.
Что такое заклон? Это отклонение тела лыжника от его вертикальной оси. Говоря простыми словами, это движение всего тела вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота, как показано на рисунке 1.

Чем же заклон отличается от наклона всего тела (включая и верх корпуса) или просто "заваливания внутрь", что считается грубой технической ошибкой?
   Граница между этими, по виду схожими движениями, весьма нечеткая и лишь один нюанс действительно создает значительное отличие. При заклоне спортсмен держит бедра и плечи выровненными (как показано красными линиями на рис1). Бедра остаются почти в одном плане с лыжами в начале поворота (направлены туда же, куда и носки лыж), и слегка "открываются" (разворачиваются) при пересечении линии падения склона, помогая поддерживать сцепление канта со снегом. (Более детально это показано на фотографиях ниже).

Яница Костелич, Хорватия, на трассе слалома-гиганта в Мариборе (Словения)
Janica Kostelic

   Угол закантовки лыжи создаётся в основном за счет распрямлённой внешней ноги практически без ангуляции колена (минимальная ангуляция колена иногда используется, но не для создания угла закантовки, а лишь для его точного контроля). Даже незначительное запрокидывание плеч внутрь может вызвать перенос бoльшего веса на внутреннюю лыжу в начале поворота, что приведет к проскальзыванию. Несколько бoльший необходимого заклон, или выполнение его в слишком резкой манере приведет к падению внутрь поворота. Заклон, выполненный своевременно и чётко - это искусство, для мастерского овладения которым требуются годы. Чтобы понять, почему этот элемент появился и стал одной из важных составляющих современной техники гиганта, необходимо внимательно рассмотреть основы этой дисциплины.
   Гигантский слалом на любом уровне имеет одну цель - скорость. Существует множество факторов, влияющих на среднюю скорость спортсмена на трассе. Многие спортсмены и тренеры задаются вопросом о том, что же производит наибольшую скорость. Я беру за основу весьма простой подход к спортивному катанию, рассматривая скорость спортсмена на трассе как результат взаимодействия двух ключевых факторов:
   - траектории спуска и
   - чистоты резания дуги поворотов
   Можно задаться вопросом - как скорость зависит от этих двух факторов? Ответ прост: спортсмен, который может резать повороты наиболее чисто, удерживая при этом наиболее плотную траекторию по всей трассе, будет иметь наибольшую скорость. Поэтому все технические элементы гигантского слалома, включая и технику закантовки, должны быть направлены на достижение эффективной траектории спуска и чистого резания поворотов. Физика процесса тоже весьма проста - спортсмен, режущий повороты по самой плотной траектории, проводит свой центр масс по более прямому и короткому пути от старта до финиша. Хотя одно это дает существенный выигрыш во времени, есть и другие преимущества заклона. Для лучшего их понимания мы должны рассмотреть более подробно физику поворота.

Физика заклона.

Увеличить
Рис 2. CM - центр масс
Физика заклона наглядно проиллюстрирована на рисунке 2.
   Рассмотрим следующую гипотетическую ситуацию:
   Для создания угла закантовки g спортсмен "A" использует в основном ангуляцию колена, а спортсмен "B" создает такой же угол закантовки g путем заклона с выпрямленной внешней ногой. Не смотря на то, что углы закантовки равны, расстояния, на которые выводятся лыжи из-под центра масс, различны.
   Очевидно, что Rb > Ra.
   Теперь давайте рассмотрим эмпирическую формулу: I = MxV(R) (Эта эмпирическая формула была предложена профессором кафедры спортивной кинетики калифорнийского университета Джоржем Твардокенсом.)
   Она обозначает следующее:
   Импульс (энергия), которую лыжи получают в повороте, равна произведению момента инерции и скорости. Скорость движения лыж прямо пропорциональна радиусу (смещению). Иными словами, для заданной массы чем дальше части этой массы располагаются от оси вращения (поворота), тем больше будет энергия (импульс), создаваемая при вращении (повороте).
   Этого весьма примитивного приближённого объяснения (не претендующего на научность) вполне достаточно для понимания необходимости применения заклона в повороте. Поэтому, основываясь на вышесказанном, спортсмен "B" на этом рисунке создаст больше энергии путем заклона и смещения лыж дальше из-под своего тела, чем спортсмен " A", достигающий меньшего смещения ангуляцией колена. В большинстве ситуаций при выполнении поворотов бoльший угол закантовки обеспечивает лучшую хватку кантов. Однако это верно лишь в определенных пределах. Для каждой скорости и радиуса поворота существует критический угол закантовки, после превышения которого лыжа уже не держит. Чрезмерная закантовка в начальной стадии поворота вызовет раннее "запирание канта" - глубокое врезание канта в снег под углом близким или превосходящим критический. Это всегда вызывает торможение. Правильно выполненный заклон позволяет спортсмену плавно и постепенно увеличивать угол закантовки в первой половине поворота без преждевременного запирания канта и замедления. Все перечисленные выше преимущества заклона вступают в игру только при правильном его исполнении.
   Что же необходимо для эффективного заклона, и как он связан с другими элементами техники?

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКЛОНА

Как и любой другой элемент современной техники, заклон основывается на ряде фундаментальных компонентов, выполняемых в следующем порядке:
   

1. Укол палкой.

Увеличить
В определенной степени игнорируемый и часто считающийся ненужным в гигантском слаломе, укол палкой по-прежнему остается существенным и используется большинством спортсменов на Кубке Мира в законченных поворотах на крутых участках трассы. Здесь показан укол палкой в исполнении Фредрика Ниберга.
   Укол палкой обеспечивает инициацию движения распрямления, а также содействует последующему продвижению центра масс вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота.


2. Распрямление

Увеличить
Это понятие относится в основном к распрямлению "новой" внешней ноги, которая была слегка согнута при завершении предыдущего поворота. Не смотря на то, что ноги распрямлены, ни бедра, ни коленные суставы не распрямлены полностью до стадии закрепощения, как демонстрируют Майкл Вон Грюниген.
   Распрямление внешней ноги необходимо для выполнения правильного заклона и достижения достаточного смещения лыж, как показано на рис. 1 и 2 (выше).


3. Продвижение

Под этим понятием имеется в виду движение центра масс в направлении будущего поворота. В современном слаломе-гиганте высокого уровня распрямление и смещение неразделимы и выполняются почти одновременно, обеспечивая движение центра масс вперед и внутрь в фазе сопряжения поворотов.
Увеличить

   Комбинация распрямления и продвижения позволяет спортсмену начать новый поворот в положении правильного заклона с выровненными бедрами/плечами и распрямленной внешней ногой, как демонстрирует Вон Грюниген.
   Распрямление/продвижение обеспечивает плавное движение центра масс. Это может быть также описано как пересечение-над (центр масс проходит над лыжами) или пересечение-под (лыжи проходят под телом). В современных "из дуги в дугу" поворотах гиганта оба типа пересекающих движений происходят практически одновременно и едва разделимы.
   С целью условного разделения этих движений можно сказать, что в круглых законченных поворотах на крутых участках пересечение-над играет бoльшую роль, в то время как в отлогих поворотах на пологих участках трассы пересечение-под более выражено.

4. Динамическая ангуляция

Подразумевает создание углового положения в бедре - "слом в бедре" во второй части поворота (как правило при выходе из линии падения склона), как демонстрируют вон Грюниген и Ниберг.
Увеличить

   Часто рассматриваемая как движение закантовки, ангуляция в действительности просто дополняет заклон. Она служит для поддержания сцепления кантов со склоном при возрастании сил во второй части поворота. Динамическая ангуляция не может быть выполнена эффективно, если начальный угол закантовки не создан заклоном с выровненными бедрами/плечами и распрямлённой внешней ногой. Для мощного выхода из поворота важно, чтобы внешняя нога оставалась распрямленной почти до самого завершения дуги. Затем она слегка сгибается для совершения нового распрямления/продвижения (обычно инициируемого уколом палкой). Эти движения, в свою очередь, обеспечивают условия для эффективного заклона с последующей ангуляцией. Другими словами, весь технический цикл повторяется снова и снова на протяжении всей трассы слалома-гиганта.
   Не смотря на то, что отработка техники заклона в свободном катании и на трассе не рассматривается в этой статье, хочу сказать, что понимание этого элемента современной техники может быть полезно не только тренерам и спортсменам, но и любителям. Правильное выполнение заклона делает катание более динамичным и улучшает контроль на больших скоростях.

Грег Гуршман 12369 05.02.2002
Рейтинг: 0 0 0