Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.

Из чего это сделано... Часть II.

Опубликовано: Журнал №19



   Когда фторуглеродные смазки только появились, их нанесение было непростым делом. Из-за того, что чистые фторуглероды не смешиваются с углеводородными смазками, приходилось или тщательно втирать их в базу, или использовать очень горячий утюг. Метод втирания хорошо работал для коротких дистанций, но поскольку фторуглероды не соединялись с лежащим под ними слоем углеводородной смазки, они сходили с лыжи очень быстро. А при использовании очень горячего утюга образовывались токсичные испарения. "Блестки", остающиеся после утюга, означают, что фторуглеродная смазка сублимировалась - частично перешла из твердой формы в газообразную. Исследования показали, что вдыхание этих паров вызывает кратковременное снижение функции легких на 10 - 20% (долговременные исследования не проводились). Кроме того, слишком горячий утюг заплавлял поры базы, которую затем необходимо было циклевать, чтобы она впитывала другие смазки.
   В начале 90-х были разработаны новые типы "гибридных" смазок. Научились химически соединять короткие фторуглеродные молекулы с молекулами парафинов. Обычно углеводороды, которые электрически нейтральны, не смешиваются с фторуглеродами, которые имеют сильный электрический заряд на поверхности. Смешивать их - все равно, что смешивать масло и воду. А у гибридных молекул углеводородный конец хорошо смешивается с парафинами и синтетическими (полиэтиленовыми) компонентами. Поэтому становится возможным создавать смешанные смазки (фторуглероды+углеводороды) с содержанием фторуглеродов до 16%, сохраняющие все преимущества фторуглеродов.


   Такие гибриды называют фторированными смазками, они выглядят как обычные парафиновые смазки-бруски, и наносятся как обычные смазки с помощью утюга. При использовании утюга фторированные смазки не выделяют вредных паров как чистые фторуглероды. Фторированные смазки имеют меньший коэффициент трения и лучше отталкивают воду, чем углеводородные. Однако смазка должна содержать, по меньшей мере, 3% фторированных компонентов, чтобы это преимущество стало заметным, а оптимально должна содержать 10-15%. Некоторые производители выпускают смазки с низким содержанием фтора (low fluor), в которых менее 1% фторированных компонентов. Преимущества таких смазок - чисто маркетинговая фантазия. Цена не всегда отражает содержание фтора в смазке. Термины низкое, среднее и высокое содержание фтора (обычно LF, HF и т.п.) имеют смысл только в рамках одной марки (производителя). Низкофтористая линия одной компании может содержать фтора больше, чем среднефтористая линия другой компании, а стоить меньше. Некоторые компании продолжают добавлять тефлон в свои смазки, а выдают их за фторированные гибридные смазки. К сожалению, такое надувательство существует в смазочной индустрии.
   Всегда имейте в виду, что во фторированной смазке даже с самым высоким содержанием фтора содержится, по меньшей мере, 85% парафинов, микрокристаллинов, синтетических смазок и других добавок. Кроме того, смазки с высоким содержанием фтора могут быть не лучшим выбором для определенной температуры, влажности и снега. Не забывайте, что фторуглеродные смазки работают хорошо только на влажном и мокром снеге, поэтому их использование на сухом снеге - пустая трата денег.

А ТЕПЕРЬ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ



   Если вы планируете последним слоем положить чистый фторуглерод, то всегда наносите перед ним фторированный парафин с высоким содержанием фтора. Лучше всего делать так: - Сначала нанесите чистый углеводородный мягкий парафин. Он очистит базу и заполнит поры. Снимите его пока он теплый. Затем используйте погодный парафин с высоким содержанием фтора (HF). Лучше нанести два слоя. Поскольку фторуглероды и углеводороды не смешиваются, углеводородные концы гибридных молекул будут в основном направлены внутрь базы, соединяясь с предварительно вплавленным мягким парафином, а фторуглеродные концы молекул будут в основном направлены к поверхности. Когда вы будете затем наносить чистый фторуглерод (используя порошок или таблетку), то он будет хорошо "приклеиваться" к фторуглеродным концам гибридных молекул (даже под поверхностью базы) и будет лучше держаться.
   Хорошее правило для выбора фторсодержащих смазок - выбирать из альтернативных вариантов более холодный. Большая твердость поможет сопротивляться абразивности снега, а фтор поможет справиться с влажностью, даже если потеплеет.


   При выборе смазки полезно учитывать скорость изменения температуры воздуха. Холодный воздух содержит меньше влаги, чем теплый при одинаковой относительной влажности. Поэтому при достаточно быстром изменении температуры воздуха его влажность может изменяться в значительных пределах. Например, если температура повышается утром после ясной ночи, влажность уменьшается. Если относительная влажность воздуха падает ниже 40%, он начинает интенсивно высушивать снег, особенно в ветреную погоду. Это означает, что снег не только остался холодным после ясной ночи, но и за счет высушивания ведет себя так, как будто его температура на несколько градусов ниже, чем показывает термометр. (И наоборот, при быстром похолодании влажность воздуха будет увеличиваться и, превысив 60%, будет насыщать снег влагой. Снег будет вести себя, как будто он более теплый.)
   Не наносите один слой дольше 4 минут - смазка не должна загустеть или стать вязкой.


   Используйте специальные "базовые" смазки. Они разработаны для того, чтобы дольше удерживать погодные смазки на поверхности лыжи. Рассмотрим их применение на примере MAP BLACK фирмы STAR. Это очень твердая синтетическая смазка с добавками оксидов металлов (для сопротивления абразивному снегу), графита (для снижения статического электричества), и высоким содержанием фторуглеродов. Поскольку это очень твердая смазка, начните с нанесения двух слоев мягкого парафина (например, Uniblock yellow фирмы STAR). Затем нанесите слой MAP BLACK. Предварительно нанесенный мягкий парафин поможет ему впитаться в базу. Соскоблите его, пока он не остыл, и обработайте щеткой. Таким же образом нанесите второй слой MAP BLACK. Дополнительно обработайте щеткой после остывания лыжи. Теперь лыжи готовы для нанесения погодного парафина. Слой базового парафина теперь возместит сторицей ваши усилия. Чтобы преимущество было наиболее значительным, наносите погодный парафин следующим способом - подплавляйте конец бруска на утюге и быстро намазывайте базу. После того как вся база покрыта, быстро разгладьте утюгом этот тонкий слой. Идея состоит в том, чтобы быстро вплавить тонкий слой погодного парафина в самые верхние поры базы. Слой погодного парафина прочно соединится с лежащим под ним MAP BLACK, который будет удерживать его на поверхности и защищать своими добавками. Соскоблите погодный парафин и обработайте его щетками, пока он теплый. После остывания лыж отполируйте. MAP BLACK не нужно наносить каждый раз, достаточно один раз в 6 -12 смазок лыж. Он работает хорошо в большинстве погодных условий - на старом и новом снегу, на влажном и сухом, особенно хорош на новом абразивном снеге. Весной используйте MAP 200, специально разработанный для мокрого снега. Эти базовые смазки хорошо показали себя с различными марками погодных парафинов многих производителей.

Путешествовал Александр ВЕРТЫШЕВ,
Рисунки Эдуард Иванов, Александр Вертышев
Skisport 13732 04.02.2002
Рейтинг: +2 +2 0