Виртуальные лыжи - плюсы и минусы
Опубликовано: Журнал №19
Автор Георгий Дубенецкий
Георгий Дубенецкий |
В последние годы к привычным средствам массовой информации - газетам, журналам, радио и телевидению прибавилось еще одно, развивающееся "не по дням, а по часам" - Интернет. Очень высокая скорость поиска информации, отсутствие границ и возможность получать новости даже раньше, чем они прозвучат по радио, делают "всемирную паутину" (www - world wide web) как еще называют Интернет, чрезвычайно популярным во всем мире не только с точки зрения использования возможностей этой глобальной информационной системы в качестве библиотеки, словаря или справочника, но и с точки зрения фактически безграничной (в рамках экрана компьютера, разумеется) возможности общения, обмена мнениями, дискуссий - словом, того, чего нам очень часто не хватает в обычной, порой весьма загруженной работой, жизни.
В русскоязычном секторе Интернета с каждым годом становится все больше сайтов, посвященных горным лыжам. Только в одном из рейтингов популярности горнолыжных ресурсов на русском языке -
www.skinet.ru/top - таких сайтов участвует больше сорока. Среди участников рейтинга - сайты компаний, торгующих снаряжением (в том числе и через Интернет), туристических компаний, предлагающих горнолыжные туры (опять-таки, тур можно заказать не отходя от компьютера - при помощи электронной почты), сайты магазинов, персональные странички увлеченных горными лыжами любителей... Интересно, что рейтинг популярности, отражая сезонный "спад" (летом мало кто катается на горных лыжах), в то же время практически не меняется по составу наиболее популярных сайтов - лидеров по посещаемости. Этот материал готовился летом, и традиционные зимние лидеры рейтинга отчасти уступили свои позиции. Но наиболее популярные ресурсы и летом входят в десятку самых посещаемых. Подавляющее большинство участников рейтинга - сайты коммерческие, и среди лидеров -
сайт компании "VKO - travel", которая известна прежде всего своими турами в Андорру, одну из наиболее популярных среди российских горнолыжников страну. Широкий выбор отелей, исчерпывающая информация о странах и тех "телодвижениях", которые необходимо проделать перед путешествием, "горящие" туры - словом, всё, что необходимо знать для выбора тура, курорта или отеля. Во всяком случае, еще до обращения в офис потенциальный клиент сможет найти ответы на большинство интересующих его вопросов.
|
Не будем уделять большого внимания сайтам туристических фирм, обратим свой взор на информационный ресурс наиболее популярной (согласно рейтингу посещаемости) торговой компании. Круглый год не теряет своей популярности сайт системы спортивных магазинов "Триал-Спорт". Посетителей сюда привлекает не только широкий выбор товаров, хорошо организованные каталоги, тотализатор, но и хорошо продуманный и организованный аукцион спортивных товаров, благодаря которому можно за существенно меньшие, чем в магазине, деньги, стать обладателем весьма интересных лотов - лыж или креплений, ботинок или трекинговой обуви, велосипедов и... Заходите - убедитесь сами.
Есть в русскоязычном секторе и уголок для тех, кто всерьез интересуется снаряжением -
сайт www.skis.ru, где собраны каталоги, результаты тестов зарубежных и российских, впечатления тех, кто опробовал те или иные лыжи, советы по подгонке ботинок и подготовке лыж, адреса ремонтных мастерских и магазинов... Намного менее популярный, чем перечисленные выше сайты, этот ресурс служит своеобразным архивом - ведь компании ежегодно обновляют свои коллекции, издают новые каталоги, и зачастую информацию о поза-позапрошлогодних моделях можно найти только на этом сайте. А ведь ни для кого не секрет, что чуть подальше от крупного города - и больше семидесяти процентов горнолыжников могут себе позволить приобрести только подержанное снаряжение...
www.skis.ru |
Поиск в сети единомышленников, увлеченных тем же хобби, привел к созданию интернет-сообществ, своеобразных "клубов по интересам", в которых идут бурные дискуссии, обмен мнениями, где можно узнать последние новости и поделиться свежей информацией, найти компаньонов для поездки, продать или купить что-то из или для своего гардероба... Это легко объяснимо: в нашей жизни не так много свободного времени, и провести час перед монитором все чаще становится гораздо привычнее и эффективнее, чем тратить время на дорогу, телефонные звонки, разговоры... Одним из таких самых популярных и посещаемых мест в сети является
www.onboard.ru - сайт, адрес которого известен, наверное, всем сноубордерам, имеющим дело с компьютером. Я не являюсь поклонником этого вида отдыха в горах, но на этот сайт заглядываю довольно часто: он настолько "живой", что даже летом здесь постоянно появляются новые материалы, репортажи, кипит обмен мнениями, иногда завидую я активности тех, кто обе ноги к одной доске привязывает, в отличие от нас, двуногих и двулыжих.
Центральное место в российском секторе Интернета по праву занимает практически постоянно возглавляющий рейтинг skinet.ru сервер российского горнолыжного интернет-клуба -
www.rasc.ru, который является наиболее популярным из некоммерческих российских сайтов. Аббревиатура RASC происходит от английского названия клуба - Russian Alpine Ski Club. Идея создания этого сайта принадлежит двум увлеченным горными лыжами программистам - Дмитрию Климову и Сергею Шикову, которые шесть лет назад решили создать в Интернете своеобразную постоянно пополняющуюся библиотеку вопросов и ответов из писем в конференцию FIDO, посвященную горным лыжам (FIDO - предшественник Интернета, существующий благодаря усилиям добровольцев и сейчас). Сергей написал первый обзор регионов катания в России, Дмитрий разработал сайт и разместил его в Интернете. RASC начал свое существование. С каждым годом увеличивался поток посетителей, усложнялся механизм сайта, совершенствовалась система навигации, улучшался сервис для посетителей.
www.onboard.ru |
К настоящему времени сайт включает в себя, в частности, механизм рассылки информации по электронной почте (два списка рассылки; зачастую количество писем в каждом из них переваливает за пятьдесят в день, и это в течении практически всего зимнего сезона)! Работает более десятка конференций на всевозможные темы, касающиеся горных лыж, периодически появляются новые статьи, обзоры, фотоальбомы из жизни членов клуба, существуют дисконтные карты, нарукавные нашивки, по которым члены клуба могут узнать виртуального собеседника в реальной жизни - на склоне Кавказа или Альп. Постоянно проводятся опросы общественного мнения. Число посетителей сайта даже летом составляет более двухсот в день, а зимой нередко переваливает за две, а то и три тысячи. Среди посетителей встречаются жители США и Канады, Германии и Израиля, Австралии и многих других стран, включая, конечно, и все республики бывшего СССР. Не будет преувеличением сказать, что RASC - это уникальное явление в жизни горнолыжников, говорящих по-русски. Представляете - больше двух тысяч единомышленников!
За последние пять лет не было еще ни одного раза, чтобы в горах на глаза не попалась знакомая эмблема клуба. Шамони и Пас де ла Каса, Сольдэу и Кировск, Красная Поляна и московские склоны... Благодаря RASC люди знакомятся и в реальной жизни, создаются компании для совместного отдыха и летом и зимой. Общая страсть - горные лыжи, знакомство благодаря клубу, возможность встретиться и пообщаться в реальной жизни - это ведь совершенно логичное продолжение, не так ли? Самое удивительное, что это верно только на два - три процента, не больше. И это не преуменьшение. Приведу несколько фактов. Начнем с того, что существуют достаточно своеобразные (с моей точки зрения) особенности общения людей в Интернете. Например, девяносто процентов из тех, кто посещает сайт RASC, подписаны на список рассылки или заходят в конференции - это читатели, которые только потребляют информацию, но почти никогда и ничего не пишут - большинству из них достаточно быть в курсе новостей, и желание "создавать новости" или отвечать на вопросы просто отсутствует. Почему - неизвестно. Может быть, просто времени нет на "ерунду" (но ведь чужие-то письма читают, на это время находится). Есть и такие, которым уже просто надоело отвечать на постоянно повторяющиеся вопросы, которые звучат в среднем раз в две недели - ведь аудитория постоянно пополняется, и практически каждый новоприбывший (а в большинстве случаев это начинающие горнолыжники) задает одни и те же вопросы. Если хотя бы в течение месяца постоянно просматривать сообщения, то можно понять, что из нескольких тысяч читающих рассылку хоть изредка что то пишут около ста - двухсот человек, а достаточно часто отвечают не больше двадцати.
Часть II