Современная спортивная техника
Опубликовано: Журнал №19
Общие тенденции.
автор Грег Гуршман
Современная спортивная техника была и остаётся предметом, вызывающим разночтения и противоречия. Я решил внести ясность в этот вопрос путём тщательного рассмотрения и анализа техники лучших на данный момент в мире спортсменов. Несмотря на то, что австрийцы идут первыми в общем командном зачете, можно выделить и группу спортсменов из других стран, которые по праву могут считаться лидерами в развитии и использовании современной техники гиганта и слалома. Поэтому я бы не сказал, что существует лишь "Австрийская Техника", которая должна копироваться всеми остальными спортсменами в мире. На мой взгляд, имеет смысл говорить о Современной Международной Технике.
Все ведущие спортсмены демонстрируют очень близкие тенденции в своей технике гиганта и слалома. Эти общие тенденции современной техники выходят далеко за пределы индивидуального стиля катания или анатомического строения спортсмена. Они универсальны и могут быть использованы как юниорами, так и членами национальных сборных. Высокое мастерство и эффективность исполнения приведенных ниже элементов техники и биомеханика всего прoцесса в целом явно выделяют группу лидеров на Кубке Мира.
Общие Тенденции Современной Техники
1. Параллельное ведение лыж
Didier Cuche |
Повороты на параллельных лыжах применяются как в слаломе, так и в гиганте. Практически отсутствует заметное схождение или расхождение лыж (коньковая разножка) во всех стадиях поворота на протяжении всего спуска по
трассе или в свободном катании. Достичь этого с определенным уровнем стабильности весьма непросто. В течении поворота любого типа ноги движутся в противоположных направлениях - наружная поворачивает внутрь, в то время как внутренняя вращается наружу (относительно оси симметрии тела). Поэтому удерживание и ведение лыж параллельно - это технический навык, требующий отработки. Лыжи ведутся параллельно даже в поворотах, требующих небольшого вращения лыж при входе в поворот. Несмотря на то, что Современная Техника направлена на переход из одной чисто вырезанной дуги в другую, незначительное вращение плоских лыж в начальной стадии поворота порой необходимо на крутых участках трассы в круглых законченных поворотах. Все ведущие спортсмены великолепно владеют не только резаными дугами, но и вращением плоских параллельно поставленных лыж. Скоростные преимущества параллельного ведения лыж очевидны. Оно позволяет оказывать больше давления на внутреннюю лыжу во второй половине поворота, что помогает избежать чрезмерного врезания ("запирания") канта внешней лыжи. Таким образом, обе лыжи загружены и вовлечены в резание плавных более быстрых дуг. Если бы лыжи находились в положении коньковой разножки, загрузка внутренней лыжи привела бы к проскальзыванию внешней лыжи или просто к заваливанию внутрь поворота. Иными словами, непараллельно идущая внутренняя лыжа не может эффективно участвовать в процессе резания дуги поворота.
2. Параллельные ноги и колени
Benjamin Raich |
Угол закантовки создаётся, в основном, заклоном тела с выпрямленной внешней ногой. Ангуляция колена практически отсутствует в гиганте и сведена к минимyму в слаломе.
Вытянутая ("прямая") внешняя нога создаёт более биомеханически сильное положение, которое позволяет выдерживать огромные силы, возникающие в современных поворотах. Это положение заставляет костевую структуру тела нести основную нагрузку вместо суставов и мышц, что в значительной мере снижает травматизм (в частности, травмы коленного сустава). Ведущие спортсмены, в среднем, получают гораздо меньше травм по сравнению со спортсменами более низкого уровня.
Заклон с параллельными ногами позволяет центру масс спортсмена продвигаться по более короткому прямому пути при прохождении трассы. Комбинация параллельных ног (коленей) и параллельного ведения лыж даёт возможность резать обeим лыжам. Все это приводит к значительному увеличению скорости.
3. Загрузка внутренней лыжи
Martina Ertl |
Ведущие спортсмены, в среднем, поддерживают соотношение давления на внешней лыже к давлению на внутренней 80:20 в гиганте и 70:30 в слаломе в начальной стадии поворота. Далее это соотношение меняется в процессе поворота. Обычно поворот начинается над линией падения склона с почти 90-процентного давления на внешней лыже. По мере входа в линию падения склона внутренняя лыжа начинает нести бoльшую нагрузку, не только помогая поддержанию бокового равновесия, но и активно участвуя в резании дуги поворота. Вполне нормальным считается соотношение 60:40 в завершающей стадии поворота. В исключительных случаях соотношение может поддерживаться в районе 50:50 в течение всего поворота. Это часто ошибочно принимают за особенность современной техники. В действительности, это лишь частный случай, используемый на прямых пологих участках трассы. Загрузка внутренней лыжи эффективна и создаёт скоростные преимущества только при параллельном ведении лыж на протяжении всего поворота.
4. Носки лыж на одном уровне
Christian Furuseth |
Не смотря на то, что лыжи ведутся широко как в слаломе, так и в гиганте, разножка в продольном плане уменьшилась. Положение лыж с носками практически на одном уровне (особенно в первой половине поворота) помогает параллельному ведению и раннему резанию дуги. Продольная разножка создаёт ненужное контрвращение и может вызвать преждевременную загрузку внутренней лыжи. Это, в свою очередь, затрагивает боковое равновесие и влияет на резание дуги обеими лыжами. Минимальная продольная разножка поддерживает корпус и ноги в одном плане на прoтяжении первых трёх четвертей поворота. Это самое естественное и биомеханически сильное положение, напоминающее стойку скоростного спуска - наиболее эффективное положение в горных лыжах.
5. Пересечение -под и -над происходят одновременно.
Оба типа пересекающих движений используются в Современной Технике. Пересечение- над (центр масс проходит над лыжами) преобладает в законченных поворотах гиганта на крутых участках трассы. Пересечение-под (лыжи проходят под корпусом) вступает в игру в более отлогих поворотах гиганта на плоских участках. Пересечение-под широко используется в современном слаломе. Оно обычно присутствует в комбинации с разгрузкой вниз. Вне зависимости от вида пересечения в современных поворотах гиганта и слалома используется вся лыжа. Поворот обычно заканчивается с давлением на пятке и начинается с давлением на передней части лыжи. Оба вида пересекающих движений не только помещают лыжи на другую сторону от тела для следующего поворота, но и содействуют перецентровке (перемещению давления с пятки на переднюю часть лыжи). В действительности пересечение-над и -под происходят синхронно, обеспечивая одновременное перемещение центра масс вперед и в горизонтальном плане. Комбинация лыж, режущих с носка на пятку, и быстрых своевременных пересечений-над и -под в новый поворот обеспечивает раннюю закантовку.
6. Разгрузка вниз
Mario Matt |
Разгрузка вниз используется в слаломе и гиганте как метод разгрузки лыж, позволяющий им проходить под телом для перехода в новый поворот. Это создаёт так называемый "виртуальный бугор" между поворотами. Спортсмен как бы подтягивает под себя ноги таким же образом, как если бы он переезжал через бугор в стадии перехода из поворота в поворот и выпрямляет их в поворот так, как будто это впадина между буграми.
Комбинация разгрузки вниз и пересекающего-под движения эффективна в отлогих поворотах на склоне средней крутизны. Это обеспечивает раннюю закантовку и резание дуги обеими лыжами, что, в свою очередь, значительно повышает скорость прохождения средних по сложности участков.
7. Ранняя закантовка
Fritz Strobl |
Современные повороты гиганта и слалома представляют собой не совершенные дуги окружности, а скорее напоминaют по форме размашистую запятую. Основное изменение
направления в повороте происходит над линией падения склона. Поэтому и резание дуги тоже должно начинаться до линии падения склона. Это позволяет спортсменам ускоряться на выходе из линии падения, выполняя 70% поворота до фактического прохождения ворот. Чтобы все это действительно происходило, лыжа должна быть закантована в самой начальной стадии поворота. Хорошо синхронизированные пересекающие движения в комбинации с выпрямлением и заклоном помещают тело внутрь поворота, прежде чем создается значительное давление на внешней лыже. Порой результатом этого может быть начало поворота на внутренней лыже. Это распространённая техническая ошибка, часто неправильно трактуемая как элемент Современной Техники. Весьма тонкая грань разделяет раннюю закантовку и "заваливание внутрь" в начальной стадии поворота. Тем не менее, ведущие спортсмены почти всегда это тонко чувствуют и идут именно "на грани".
8. Давление в линии падения склона
Janica Kostelic |
Для поддержания скорости и, тем более, для ускорения при выходе из поворота лыжи должны быть загружены над линией падения склона или, по крайней мере, при входе в нее. Это влияeт в большей степени на повороты гиганта, но и в слаломе может давать выигрыш во времени. Ведущие спортсмены "отпускают лыжи", выходя из линии падения склона. Таким образом, давление на лыжи в этой стадии поворота минимально. Это весьма существенно, так как направления действия сил (тяжести и центробежной) практически совпадают по выходе из линии падения склона. Бoльшая результирующая сила в свою очередь создаёт бoльшую силу реакции склона, которая замедляет движение лыж.
Комбинация пересекающего движения, ранней закантовки и давления в линии падения склона с ранней разгрузкой ("отпусканием") используются для создания ускорения в поворотах слалома и гиганта.
Анализируя технику спортсменов-горнолыжников, важно разделять элементы индивидуального стиля езды или технической недостаточности и общие тенденции Современной Техники. Грамотный подход к изучению техники ведущих спортсменов даёт весьма объективные результаты, так как лидеры, как правило, демонстрируют лучшую технику, которая не зависит от стиля или необходимости создать определенное визуальное впечатление (как, например, в соревнованиях по фристайлу и других видах спорта).
Когда конкретная техника обеспечивает лучшее время, она безоговорочно принимается и используется другими спортсменами. Существует масса технических прогрессий и упражнений, которые используются ведущими спортсменами на тренировках по оттачиванию техники как на трассе, так и в свободном катании.
Восемь вышеприведенных элементов, характерных для Современной Техники, тесно взаимосвязаны. Большинство из них может быть эффективно использовано, если остальные элементы присутствуют в техническом арсенале спортсмена. Только комбинация всех восьми элементов, выполненная в соответсвующей последовательности, создает атлетичную, динамичную, мощную и в то же время грациозную Современную Технику.