Трансляции
  • 22 ноября, пятница
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 7.5 км, спринт, жен.
    • 11:35
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, спринт, муж.
  • 23 ноября, суббота
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
  • 24 ноября, воскресенье
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 09:50
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
  • Елена Копылова

Иван Черезов: Чем старше становится спортсмен, тем более осознанными получаются у него победы. Появляется мысль о том, что это ты уже проходил, уже делал, выигрывал, побеждал, и надо повторить свой успех. Это тяжелее, но это и есть — высший класс спортсме

Опубликовано: Журнал №50

— Вам не кажется, что после Турина ажиотаж вокруг победителей и призёров Олимпиады был намного сильнее? Было больше мероприятий, больше прессы...

— Нет, мне кажется, что примерно то же самое. Только картина не совсем чёткая, смазанная. Из-за того, что общее командное выступление России на Олимпиаде было... Ожидалось лучше. Поэтому было много разговоров на эту тему, соответственно и праздники немного с оттенком неудовлетворённости. Хотелось большего.

— Лично для себя вам тоже хотелось большего?

— Первую оценку я себе ставлю в целом по сезону. Третье место в общем зачете Кубка мира — это мой лучший результат, естественно, я доволен своим выступлением. Второе — то, что мне удалось вернуться с Олимпиады с медалью. Хотелось именно так там выступить, заработать медаль. Конечно, задача на личные гонки была выше, но я очень доволен собой, потому что мне удалось вернуться домой с медалью.

— Подготовка в олимпийский год чем-то принципиально отличается от подготовки в любой другой сезон?

— Акцент делается, конечно, на Олимпийские игры.

Старт гонки преследования, с которой были связаны большие надежды после спринта, где в распределение медалей вмешался ливень. Иван стартует десятым, а финиширует шестым.
Старт гонки преследования, с которой были связаны большие надежды после спринта, где в распределение медалей вмешался ливень. Иван стартует десятым, а финиширует шестым. Сергей Панкратьев

— Действительно как-то так можно построить подготовку, чтобы подвестись к конкретному старту? Вы сейчас лидер команды, самый стабильный спортсмен в нашей сборной, что и подтверждает лучшее место в «тотале» по итогам сезона. Если бы вы поставили перед собой задачу бороться за Кубок мира, вы бы что-то изменили в тренировочном процессе?

— Скажем так: год от года взрослеешь, набираешься опыта, становишься старше. Появляются свои наработки, мысли, опыт. Появляется желание что-то новое попробовать, добавить. Ну, а так, если брать Олимпийские игры... Уровень спортсменов, которые выступают на Олимпийских играх, это достаточно высокий уровень. Быть в лидерах — это и значит стабильность и высокое место в сезоне в целом. Хочется же не просто участвовать, а бороться за первые места, призовые места, для этого спортсмен должен быть очень высокого уровня и на этапах Кубка мира должен оттачивать свое мастерство. А на Олимпиаде или чемпионате мира должны сойтись все компоненты твоей подготовки в пик, чтобы показать максимально лучший результат.

Иван Черезов — признанный «забойщик» нашей команды, первый этап эстафеты закреплён за ним уже несколько лет.
Иван Черезов — признанный «забойщик» нашей команды, первый этап эстафеты закреплён за ним уже несколько лет. Reuters
— Мне показалось, что, наоборот, на Олимпиаде из фаворитов медали завоевали разве что Свендсен и Бьорндален, а у женщин Магдалена Нойнер и Тура Бергер. Гораздо больше наград выиграли те, от которых это трудно было ожидать.

— Нельзя сбрасывать со счетов, что Олимпиада — это венец всего. Она накладывает очень большую ответственность, особенно на тех спортсменов, которые понимают, что они конкурентоспособны и могут бороться за медали. Соответственно, многие допускают ошибки чисто психологического плана, что вы, в принципе, и видели. Много было тех спортсменов, которые сами от себя не ожидали медали. Плюс форс-мажорные обстоятельства, типа спринта. Это — один из факторов, который может повлиять. В Ванкувере ещё была сложность в том, что слишком большая разница в часовом поясе. Не так часто проходят у нас соревнования на таком большом расстоянии, а организм каждого спортсмена по-разному на это реагирует.

— Есть мнение, что команда подошла к Играм не в лучшей форме, а пик формы пришёлся на мартовские этапы Кубка мира. Что можете сказать о себе, ведь у вас тоже лучшие результаты пришли под конец сезона?

— Могу так сказать: на Олимпиаде я был точно готов. Где-то не хватило выстрела, где-то вмешалась погода, поэтому получилось так, что в призы попасть не сумел, но был всё время рядом. Был очень хороший уровень, был хорошо готов к Олимпиаде. Поэтому, когда я приехал домой, я решил постараться сохранить этот уровень. А многие спортсмены после Олимпиады считают, что все забыто, все закончено. Грубо говоря, я остался на этом уровне, а у многих уже чуть спад пошел после Олимпиады. Поэтому в конце сезона я хорошо выступал. Я считаю выступления на всех уровнях своей работой и хотел сделать ее до конца хорошо. Приложил к этому максимум усилий. Тоже своего рода опыт, который надо накапливать, складывать себе в копилку, чтобы в будущем использовать.

В гонке преследования и в масс-старте Иван дважды был шестым. Как сказал он сам — «рядом», но...
В гонке преследования и в масс-старте Иван дважды был шестым. Как сказал он сам — «рядом», но...Reuters

— Понравилось в Ванкувере?

— В сам Ванкувер удалось съездить только один раз. Но мы были там в прошлом году. Город красивый, богатый и чистый. Мне там очень понравилось — что в первый раз, что во второй. Природа очень красивая. Можно сказать, что я готов вернуться туда еще раз, а может и не раз.

— Насколько для вас важно получать удовольствие от того, что вы делаете? Или можно себя заставить, когда не хочется, и все равно сделать хорошо?

— Я считаю, что к каждому делу нужно подходить с душой и сердцем. Если ты начинаешь его делать, то нужно делать как следует, подходить серьезно, на сто процентов и, еще раз повторюсь, с душой. Чтобы ты получил хороший результат. А если ты без души, без желания это делаешь, значит, может быть, не стоит заниматься этим делом. Результат будет не тот, на который ты рассчитываешь.

Бывает, конечно, тяжелое самочувствие: где-то психологически тяжело, где-то физически тяжело. Но соревнования идут. Все равно надо готовиться к ним, надо выходить на старт. Никуда не денешься, никто для тебя не перенесёт день старта и не будет ждать, когда у тебя будет хорошее настроение. Вот, борешься сам с собой.

Во время награждения с российскими и норвежскими биатлонистами произошёл забавный эпизод: кто-то потерял равновесие, и спортсмены по принципу домино со смехом дружно повалились на пол, образовав российско-норвежскую кучу-малу.
Во время награждения с российскими и норвежскими биатлонистами произошёл забавный эпизод: кто-то потерял равновесие, и спортсмены по принципу домино со смехом дружно повалились на пол, образовав российско-норвежскую кучу-малу.Reuters

— Что легче, бороться с собой или с соперниками?

— Когда ты прекрасно себя чувствуешь, иногда хочется пойти на финишный круг и идти не одному, а чтобы было несколько человек. Чтобы идти на пределе каждый участок дистанции и постараться выиграть на финишной прямой. Это заводит. Эти гонки, я считаю, самые зрелищные. Поэтому мне нравятся масс-старт, пасьют, отчасти эстафета.

— Руководство СБР и тренеры, в частности, перед Олимпиадой, постарались оградить команду от общения с журналистами. Как вы думаете, это было оправдано?

— Не совсем точно сформулирован вопрос. Команда не была закрыта, а был введён чёткий порядок. Что все интервью должны быть согласованы через пресс-службу Союза биатлонистов России. Этот орган создали в СБР специально, чтобы не было такого, что журналисты звонят в номер: «Можно у вас интервью взять?». Я считаю, что это правильно.

Это была борьба «всего лишь» за шестое место на финише, но Иван не уступил в ней таким грандам, как Уле Эйнар Бьорндален (№17) и Эмиль Хегле Свендсен (№2), что, согласитесь, не так уж и мало.
Это была борьба «всего лишь» за шестое место на финише, но Иван не уступил в ней таким грандам, как Уле Эйнар Бьорндален (№17) и Эмиль Хегле Свендсен (№2), что, согласитесь, не так уж и мало.Сергей Панкратьев

— То есть это нововведение облегчило вашу жизнь?

— Намного.

— А вообще общение с прессой сильно осложняет жизнь?

— Нет, не сильно. Тем более, что сейчас у нас это происходит более цивилизованно. Большие плюсы в этом есть. Я считаю, что иногда можно спортсмена и поберечь, позволить ему поменьше общаться с прессой. Это очень нежелательно перед серьезным и ответственным стартом. Спортсмен должен беречь энергию, не должен тратить её попусту. А интервью — это большая трата энергии. Поэтому — только в определённое время, в определённом месте.

— Что ещё вы делаете для сохранения энергии? Как вообще проходит вечер перед стартом?

— У нас есть Григорий Григорьевич Шишкин, массажист, к которому мы ходим на процедуры. Также есть доктор. Вечер расписан по часам. В свободное время стараешься больше лежать, чем ходить по гостинице или с кем-то общаться. Больше проводить времени в номере, сосредоточиться на себе, буквально даже на шаги силы не тратить, и не отвлекаться ни на что внешнее.

— Болельщики не отвлекают? Есть мнение, что иностранные болельщики лучше ведут себя на соревнованиях, когда туда приезжают. А вы как думаете? Возможно, есть какие-то пожелания, чтобы чего-то не делали, или наоборот, хочется какой-то поддержки определённой?

— Навскидку даже не скажу. По крайней мере, в Контиолахти и в Ханты-Мансийске ничего такого не замечал. На трассу иногда выскакивают, этого, конечно, лучше не делать. То, что внимания хотят, просят сфотографироваться, автограф — это вполне нормально. Но перед стартом мало кто может остановиться, сфотографироваться или дать автограф, поэтому лучше все эти вопросы решать после финиша. Тем более, что перед стартом все расписано по минутам, ты четко знаешь, тебе надо выйти во столько-то, чтобы успеть на пристрелку, например. Если ты начинаешь останавливаться, то это уже задержки, опоздание, можешь не успеть подготовиться к старту, сделать все, что тебе необходимо. Это надо понимать.

Иван передает эстафету Антону Шипулину. Несмотря на дополнительный патрон на стойке, Иван передал эстафету первым, но товарищи по команде не сумели удержать лидерства.
Иван передает эстафету Антону Шипулину. Несмотря на дополнительный патрон на стойке, Иван передал эстафету первым, но товарищи по команде не сумели удержать лидерства.Сергей Панкратьев

— После эстафеты Антон Шипулин говорил, что вы его утешали из-за его не очень удачного этапа, а потом Евгений Устюгов сказал то же самое про свой проигрыш на финише Зуманну. Когда кто-то один в эстафете бежит свой этап откровенно хуже других — заходит на круг, много проигрывает — как к этому относятся остальные? Сам спортсмен, понятно, переживает...

— Конечно, спортсмен очень сильно переживает, если на своём этапе выступил хуже, чем ожидал сам, и чем ожидала вся команда. Но чтобы кто-то его в этом укорял, винил и ему тыкал — этого не бывает. Потому что каждый понимает, что он может быть на месте этого спортсмена. Это не так сложно — заехать на круг. Глупо обвинять человека в том, что у него что-то не получилось.

— Нужен ли в команде психолог?

— Что касается психолога, я считаю, свой психолог — это хорошо. Но есть небольшая разница. Психолог должен быть более приближен к спорту. У нас отчасти роль психолога играет тренер. Если тренер сам по себе психолог (я не говорю, что у него есть психологическое образование), то это очень хорошо, потому что он знает все тонкости вида спорта, он понимает его, и он может показать, подсказать, обратить внимание на какие-то вещи, мелочи, на что спортсмен не обращает внимания. Это да. С этим я согласен. А просто взять психолога со стороны, врача — мне кажется, это квалификации совсем разные. Наверное, кому-то он может помочь, но это индивидуально. Когда к нашей команде привлекали психолога, я не посчитал это нужным лично для себя. Но многие с ним сотрудничали и остались довольны.

Начиная со второй стрельбы, спортсмены занимают места в порядке прихода на стрельбище.
Начиная со второй стрельбы, спортсмены занимают места в порядке прихода на стрельбище.Reuters

— Webasto — ваш личный спонсор, с этого года стал спонсором сборной. Как вы с ними познакомились?

— «Вебасто Рус» — это отделение большой немецкой компании «Вебасто». Там есть два человека, которые очень любят биатлон. Это заместитель генерального директора Сергей Михайлович Михеенко и финансовый директор Марина Александровна Свириденко. Ещё немецкий директор «Вебасто Рус» господин Аппель. Он часто приезжает на Кубки мира, почти на все чемпионаты мира, особенно начиная с чемпионата мира 2005 года.

После Олимпиады в 2006 году, когда нам подарили машины, мне захотелось поставить в свой автомобиль отопительную систему. Так и познакомились. Через полгода они пригласили к себе в гости в офис и предложили помогать мне. Я согласился с удовольствием. После этого на протяжении четырех лет мы вместе работаем. Они, помимо спонсорской помощи, очень много помогают в плане организации в Москве: встречи, переезды, где-то расселиться, если что-то надо срочно привезти, или какое-то дело сделать в Москве. Всегда помогают, могут дать водителя, машину. Хотелось бы сказать им огромное спасибо за ту помощь, которую они оказывают мне и другим ребятам.

— Вы выиграли целый автопарк машин, в том числе одну сегодня (наш разговор происходил в Увате, где Иван стал обладателем Приза губернатора Тюменской области. Через несколько дней на Камчатке он выиграл ещё одну машину — Приз памяти Виталия Фатьянова). На какой ездите?

— Езжу на подарке, который мне вручили за серебряную медаль Турина в 2006 году. Подарок за Ванкувер пока в Москве. Ещё не думал о машинах, пока идёт сезон, нужно сосредоточиться на работе.

— Что в биатлоне приходит только с опытом, а в чем, может быть, преимущество молодости?

— С опытом приходит понимание тренировочного процесса. У кого-то с опытом стрельба приходит. У кого-то — ведение тактики во время гонки: как себя вести в разных ситуациях.

У молодости плюсы какие... Когда молодой спортсмен идет на свои первые соревнования — на чемпионат мира или Олимпийские игры — от него мало кто чего ждет. И он, может быть, и сам наполовину в эйфории от того, что сюда попал, и может получиться очень хорошее выступление.

А чем старше становится спортсмен, тем более осознанными получаются у него победы. Появляется мысль о том, что это ты уже проходил, уже делал, выигрывал, побеждал, и что надо повторить свой успех. Это тяжелее, но именно в этом — высший класс спортсмена.

Беседовала Елена КОПЫЛОВА,
Уват, апрель 2010

Рейтинг: 0 0 0