Опубликовано: Журнал №50
— Не знаю, говорил вам Никита или нет, но я очень люблю журнал «Лыжный спорт». Первым делом, когда в Интернет захожу, всегда смотрю сайт www.skisport.ru, так что это для меня — главное информбюро. Потом звоню Никите и информирую его о том, что прочитала на сайте (улыбается). Ну, а номера журнала в полном комплекте хранятся в семейной библиотеке.
— Очень приятно это слышать. Спасибо за добрые слова.
— Мы без Никиты очень скучаем, он ведь постоянно на сборах — дома появляется пару недель в году. Каждый раз ждем его с нетерпением, стараемся собраться всей семьёй и посидеть вместе за столом. Мы тут, видите как, только и успеваем вещи стирать и сушить, когда Никита домой приезжает. А вот когда в Ванкувер его провожали, то успели только термобелье постирать (улыбается). Он в 11 вечера приехал, а в 4 утра мы его уже отвозили снова в аэропорт!
После отъезда Никиты на Олимпийские игры материнское сердце не находило себе места. Я не знала, как же мне ему помочь — решила сходить в церковь помолиться за своего сыночка. Я все беспокоилась: «Он ведь так далеко, он там один, в холодной Канаде, да поможет ему Господь!» Просила Бога, чтобы он помог выполнить Никите свой долг, ведь он не для прославления себя поехал выигрывать, а для страны, для российских болельщиков!
— Часто журналисты беспокоят с тех пор, как ваш сын стал олимпийским чемпионом?
— Вы знаете, поначалу я даже думала, что надо, наверное, работу бросать, потому что интервью были просто бесконечные! Сейчас, слава Богу, все пришло в норму, все идет своим чередом. В городе меня по-прежнему узнают на улицах, говорят спасибо за сына.
— Что вы чувствуете? Это ведь ваш родной сын, которого вы вырастили... Мне кажется, что материнские чувства трудно сравнить с чьими-либо другими.
— Скажу честно: чувство гордости меня не распирает. Я просто очень счастлива, что мой ребенок добился своей цели!
Я знаю, что такое спорт, знаю, что такое, когда от тебя требуют результата — это работа на грани человеческих возможностей. Вот я читаю интервью с Сашей и Никитой в СМИ, где они говорят, что отдали все силы, которые у них были — все, до последней капли, и я их очень хорошо понимаю. А многие этого понять не могут. Именно поэтому я предостерегала Никиту от этого серьезного выбора в пользу профессионального спорта.
Понимаете, в нашей стране не могут радоваться тому, что имеют. У нас нет культуры, нет понимания, что таких людей нужно благодарить, а не только бичевать. Вот ты сегодня молодец, а завтра ты — крайний, потому что у нас все максималисты: нужно или все, или ничего! Вон, кто-то из-за тридцатых мест радуется, а для нас «бронза» — это позор и национальная трагедия. Даже когда страной завоевана золотая медаль, все равно находятся умники, которые обвиняют Крюкова в том, что он эту медаль не заслужил, потому что отсиделся за спиной у Панжинского. Вот, мол, «ментяра», вот «подлый трус»! Вы представляете, даже если Крюков сказал бы Панжинскому: «Саш, ты больше вложил в эту медаль: на, бери». Вы думаете, Саша взял бы ее, если он проиграл? Если он пересек линию финиша вторым, а не первым? Это исключено!
За эти несколько месяцев, прошедшие после провальных для России Олимпийских игр, не изменилось ничего, не появилось никаких рациональных зерен, несмотря на то, что контроль за ситуацией в зимних видах спорта взяло на себя высшее руководство страны. Я вот слежу за тем, что происходит, в частности, по вашему сайту, и прихожу к мнению, что у нас нет на сегодняшний день людей, которые могут взять все в свои руки и привести страну через четыре года к успеху! У нас есть все возможности, ресурсы выигрывать, но никто не знает, как это сделать! Такое впечатление, что все — самоучки, все основываются на советских методиках, которые уже давно морально устарели. Вот канадцы сумели вовремя мобилизоваться, проанализировали все свои ошибки и добились головокружительного успеха — честь им и хвала, они вовремя взялись за голову. У нас же все по-прежнему надеются на «авось». Тем временем, до Олимпийских игр в Сочи остается три с половиной года! Думаю, что окончательных перемен стоит ждать только после провала на домашней Олимпиаде, как это ни прискорбно. Одной пощечины нам окажется мало.
Вы вот можете себе представить, что Федерация лыжных гонок России даже не собрала и не поздравила ребят с медалями?! Никто из официальных лиц Федерации даже спасибо ребятам не сказал! Да что вы, они все очень оскорблены тем, что на них написали депешу! А это ведь был просто крик души! А как иначе можно реагировать на то, что происходит?
Вот мне соседка говорит: «Это же надо! Сто тысяч долларов! А не много ли это для призовых?» Нет, не много! Когда зарплата все годы до этого была 17 тысяч рублей. Когда Никита за первое место на чемпионате России получал 15 тысяч рублей. У нас телеведущие за ведение трансляций получают во много раз больше, и это считается нормально, а когда человек, превозмогая себя, жертвуя своим здоровьем, завоевывает медаль, то все начинают считать: а не много ли ему дали призовых?
Одним словом, из-за этого бардака в стране никакие высокие чувства меня не распирают. Я просто счастлива по-матерински, что мой ребеночек однажды поставил перед собой высокую цель и ее выполнил, несмотря ни на что, своими собственными силами! Никита — настоящий молодец!
Я знаю, что мой сын вообще не хочет, чтобы вокруг него была шумиха. Это все отвлекает от стартов и от спортивного режима. Люди-то уже к Осло готовятся! А что наши? Воз и ныне там! То сборы отменят, то экипировку не выдадут, то деньги не выделят. Мы постоянно только благодаря таким вот Никитам и Сашам успеваем впрыгнуть в последний вагон. Если бы не страна, богатая талантами, то где бы мы были с такой самодисциплиной? А ведь отношение к спортсменам — потребительское, как будто их целый рой! Не он, так другой, но таланты могут когда-нибудь закончиться...
Это все меня просто возмущает как мать, как болельщицу, как человека далеко не постороннего... Вы уж простите, что излила вам душу (улыбается).
Беседовал Андрей АРИХ,
Дзержинский, июнь 2010