Рекорды на вырост


Почему родители юных спортсменов должны оплачивать «золото» Олимпиады в Сочи

В Московской области и в Красноярске прошел заключительный этап соревнований 4-й зимней Спартакиады учащихся России по 16 видам спорта, большинство из которых представлены в олимпийской программе. На старт вышли представители 59 областей и краев страны. Фактически это элита юношеского спорта, которая придет на смену нынешним лидерам наших национальных сборных и будет представлять Россию на зимней Олимпиаде в Сочи.
В высоких кабинетах задача на Сочи-2014 уже сформулирована – Россия должна победить! Однако одно дело – заседать в кабинетах, и совсем другое – готовить будущих чемпионов. В каком состоянии находится сейчас отечественный юношеский спорт, особенно в глубинке? Ответ на этот вопрос попытался найти корреспондент «Новых Известий».

Продал свинью – купил лыжи

Основа зимних видов спорта – лыжи. Разные – беговые, горные, прыжковые. Беговые – на первом месте. Посмотрите биографии великих лыжников. Почти у всех деревенские корни. Чемпионы растут вдали от суеты мегаполисов. В заснеженной глубинке, в маленьких городках и селах. Выходит, именно там надо создавать условия для эффективной подготовки чемпионов. Открывать спортивные школы, привлекать квалифицированных тренеров, завозить необходимый современный инвентарь, финансировать. Но именно глубинка сидит сейчас на голодном пайке.

На спартакиадной лыжне встретил Николая Большакова, участника Олимпийских игр, призера чемпионата мира. Год назад он зачехлил лыжи и теперь является главным тренером сборных команд Красноярского края. Кстати, сибиряки выиграли лыжные соревнования на спартакиаде. «Мой пример типичен, – вспоминает Николай. – В семь лет встал на обычные деревяшки. В нашей сельской краснотуранской ДЮСШ (Детско-юношеская спортивная школа. – «НИ») были только такие. Но потом потребовался пластик.

У родителей денег не было. И лыжи купил мой первый тренер Фалеев Александр Степанович. Он выращивал свиней. Колол их, продавал, на вырученное покупал лыжи.

Директор нашей школы Константин Максимович Щербина тоже держал подсобное хозяйство. Когда мне подходило время ехать на сбор, он резал корову и вручал командировочные с билетом на дорогу. Мне ведь хотелось бегать и побеждать. Было это в середине 90-х. Но и сейчас жизнь школы не шибко изменилась. Держится она на энтузиазме Щербины. Его подсобное хозяйство по-прежнему работает на лыжи. Хотя школа среди сельских ДЮСШ в числе лучших в крае. В прошлом году был у них. Школа стояла в строительных лесах. Выиграли краевой конкурс, и только после этого им дали деньги на капитальный ремонт».

Сколько таких школ в российской глубинке?

Патроны из семейного бюджета

После окончания института физкультуры Андрей Мерзляков, в прошлом мастер спорта по биатлону, семь лет отработал детским тренером. Но денег катастрофически не хватало. Надо было кормить семью, подрастали два сына. Бросил неблагодарное тренерское ремесло и затеял свое маленькое дело. Через несколько лет старший сын Александр вдруг запросился в биатлонисты. Мерзляков-старший и не думал возвращаться на тренерское поприще, но сын не отставал от отца и все-таки упросил. В бизнес-план были внесены коррективы. Утром – работа, вечером – тренировки.

«В нашем поселке Усть-Качка, что в 50 километрах от Перми, нет спортивных школ, – говорит Андрей Мерзляков. – Пришлось вспомнить тренерские навыки. Уже семь лет разрываюсь между основной работой и тренировками сына. Места у нас красивые, зимой раздолье для лыжного спорта. Сам прокладываю на «Буране» лыжню, сам поддерживаю ее в рабочем состоянии. На инвентарь, форму, патроны, сборы, поездки деньги выкраиваем из семейного бюджета. Немаленькая сумма для наших краев набегает. И помощи ждать неоткуда».

В прошлом году на юношеском чемпионате России по биатлону Александр Мерзляков на трех дистанциях занял второе, третье и четвертое места. И только после этого успеха на парня обратили внимание местные спортивные чиновники. Поставили в Перми на губернаторскую стипендию – 1000 рублей в месяц! Стали патронами помогать, на сборы приглашать. На Спартакиаде в Красноярске талантливый мальчишка выиграл две индивидуальные гонки. Вновь подтвердил неслучайность своих высоких результатов. Спасибо отцу. А между тем в стране не хватает талантливых детских тренеров. Выпускники вузов бегут от этой должности, как от чумы. Мерзляков-старший доказал свою тренерскую состоятельность, но полностью возвращаться в профессию все равно не собирается. Слишком хорошо помнит свое нищенское существование.

Кузница талантов за Полярным кругом

Пожалуй, таких школ больше нигде нет. Она единственная в своем роде. СДЮШОР по лыжным гонкам и биатлону – за Полярным кругом! Там растят олимпийских чемпионов. Точное место дислокации – город Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ. Школа имеет современную базу (построили еще в 2001 году). Позже вступил в строй крытый 50-метровый тир. Последние три-четыре года денег хватало на все: на сборы и поездки на соревнования, на инвентарь. Мало кто так живет в российской глубинке. Но счастье свалилось не в один день.

Отработав после вуза пять лет тренерами в Вологодской области, в 1981 году в заполярную ночь приехали супруги Ахатовы. Ехали за жильем, в Лабытнангах дали квартиру. И комнату 4х2 метра под спортшколу. Детей, как и деревянные лыжи с кирзовыми ботинками, собирали по общеобразовательным школам. Через три года появился первый кандидат в мастера спорта по лыжам – Луиза Черепанова. Через пять она уже была чемпионкой мира. Затем подошла очередь дочки – Альбины Ахатовой, которая в 1993 году победила на европейских юношеских играх. В 1994–1996 годах успешно выступала на юниорских чемпионатах мира. Выиграла медали всех достоинств, в том числе четыре золотые. Черепанова в 1994 году стала олимпийской чемпионкой. И только тогда губернатор Юрий Неелов впервые пригласил Ахатова на беседу. Поговорили. Теперь школа носит имя Татьяны Ахатовой, в память о рано ушедшей супруге. Напрямую подчиняется окружному спорткомитету в Салехарде. 13 лет упорного труда, чтобы быть замеченными! И получить нормальные условия для работы. У многих ли молодых детских тренеров сегодня хватит отваги и терпения для повторения подобного подвига?

«Считаю себя именно детским тренером, – говорит Хамит Ахатов. – Довожу ребят до определенного возраста, а после окончания школы передаю их тренеру из Тюмени. Только в его проверенные руки. Он умеет работать со взрослыми лыжниками. И грамотно поведет их дальше. Детский тренер не должен лезть выше своего потолка. Его дело заложить надежный фундамент, который позволит спортсмену в зрелые годы полностью реализовать свой потенциал. Правда, некоторым коллегам обидно, что славу их ученики добывают с другим наставником, что они лишены премиальных за победы на чемпионатах мира и Олимпиадах. Поэтому труд детских тренеров надо оплачивать достойно. Тогда они легче будут расставаться со своими воспитанниками. И не пытаться форсировать их подготовку, стремясь выжать результат любой ценой, в ущерб здоровью спортсмена».

Сегодня школа, где трудится Хамит Ахатов, продолжает поставлять юные таланты. Его воспитанники выигрывают чемпионаты страны и мира в своем возрасте. А на Спартакиаде в Красноярске отличилась Елена Баданина, она выиграла золотую медаль в биатлонной гонке преследования.

Без присмотра врачей

Совсем недавно всю страну потрясло известие о смерти 19-летнего хоккеиста омского «Авангарда» Алексея Черепанова. Во время матча оборвалась блестящая карьера талантливого мальчишки. Врачи не смогли то ли обнаружить заболевание сердца, то ли оказать квалифицированную помощь. И это в профессиональном клубе, чей бюджет составляет несколько десятков миллионов долларов? Что же говорить о рядовой ДЮСШ? Случай этот не единственный. Просто о других жертвах состояния нашей спортивной медицины, калибром поменьше, молчат. Многие ДЮСШ просто не имеют штатного медперсонала. В лучшем случае на основе договора там трудятся врачи-педиатры из ближайшей поликлиники. В худшем – работает рядовой фельдшер. Причем согласно принятому законодательству, обычные врачи не имеют право работать со спортсменами. И подобная практика – вне закона.

Например, согласно официальным данным, во всех ДЮСШ города Иркутска занимаются спортом около 30 тыс. юных воспитанников. Но на учете в областном врачебно-физкультурном диспансере состоят только 7,5 тыс. учащихся спортшкол. Где же наблюдаются остальные? Скорее всего, нигде или по месту жительства, что опять же противоречит закону. Ибо врачебную помощь спортсмену может оказывать человек, имеющий лицензию по специальности спортивная медицина. В Советском Союзе врачей для спорта готовили в Тарту, в местном университете. В России сегодня учебные заведения не выпускают спортивных медиков. Вопрос решается просто – обычный врач оканчивает трехмесячные курсы и получает «спортлицензию». Только такой специалист имеет право трудиться на охране здоровья спортсмена. Но обладателей таких лицензий очень мало, и большинство российских ДЮСШ о квалифицированных медиках могут только мечтать. Здоровье юных спортсменов у нас бесхозно.

Столица играет нечестно?

Четвертый раз подряд среди федеральных округов Москва одерживает внушительную победу на Спартакиаде учащихся. Правда, многие спортивные чиновники из регионов упрекают столицу в нечестной игре. Мол, переманивает юные таланты к себе. Вон Роман Усов всего год назад добывал славу в горных лыжах Красноярскому краю, а на этой Спартакиаде выиграл две золотые медали уже для Москвы. И таких примеров хватает.

«Это не совсем так, – парирует руководитель штаба московской делегации на Спартакиаде Сергей Купин. – Ребята переезжают в столицу добровольно, из-за отсутствия спортивной перспективы дома. Едут к определенному опытному тренеру. И потом они хотят получить хорошее высшее образование. Наши училища олимпийского резерва имеют все условия для реализации этих задач. Кроме того, решением московского правительства созданы и уже год работают экспериментальные команды для подготовки к сочинской Олимпиаде. Сформированы сборные по всем видам спорта, кроме хоккея с шайбой. Это сделано на базе наших училищ и школ, там тренируются 138 самых одаренных юных спортсменов. Правительство Москвы учредило ежемесячную стипендию мэра в размере 10–15 тыс. рублей, которая выплачивается призерам всех крупных юношеских соревнований, включая Спартакиаду».

Есть ли подобные программы где-то на российских просторах? Специалисты, кого ни спрашивал, разводят руками.

Кстати, последняя Спартакиада – достаточно красноречивый пример внимания, точнее, невнимания государства к детскому спорту. Финансирования его по остаточному принципу. Уже близился финиш соревнований, а счета проводившей их организации были по-прежнему пусты. Оговоренный 30-процентный аванс из центра до Красноярска не дошел. Местные власти выкручивались самостоятельно. Договаривались с партнерами повременить с оплатой питания и проживания ребят, изыскивали средства на организацию работы судей. От всей этой чехарды в первую голову страдали дети.

До сочинских Игр осталось пять лет. На строительство великолепных спорткомплексов выделены десятки миллиардов. Но, может, часть этих денег пустить на реформирование детского спорта? Тогда есть шанс, что Россия получит спортивное будущее и действительно выиграет домашнюю Олимпиаду.


ВАЛЕРИЙ РАЗУВАЕВ, Красноярск–Москва, "Новые Известия"
19 2712 Андрей Краснов 17.03.2009 18:41
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

17.03.2009 19:33
господи,ну наконец то!Нашелся человек,приоткрывший дверку в мир детского спорта,спорта из которого и выходят будущие звезды,а многие там и "заходят". А ситуцию в нем никто не собирается менять, "выхлопа" то нет,а психология временщиков с мышлением мелкого лавочника,пришедших сейчас к власти не позволяет другого сценария.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2009 19:59
Да,это одна из самых насущных тем сегодняшнего спорта.Невнимание к детскому спорту в "провинциях" удручающее.У нас в городе детских лыжных секций почти не осталось-при "социализме" было более 20...
Все держится на фанатиках-родителях,полное самофинансирование...Побольше бы эти проблемы обсуждали,а не кто в какое место укололся...Тревогу бить давно пора по поводу ситуации с детским спортом.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2009 21:09
Аналогичная ситуация и у нас в Апатитах (Мурманская обл.) Хорошо хоть трассы еще готовят.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2009 21:10
Правильная статья. Удивляюсь фанатизму детских тренеров. На последние сиротские выкраивать инвентарь. Жлобское время добьет и их. Невозможно быть нищим постоянно. Единичные места где что то делается для лыжного спорта, не могут скрыть всеобщего развала. Чем больше руководители страны говорят о детях и заботе о них, тем меньше лыж и ботинок наши дети получают. И в первую очередь под ударом село и маленькие города.
Про олимпиаду в Сочи писать то противно. Сочинцы на лыжах....... порутчик Ржевский на лыжах реальнее.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2009 22:39
Да-да, ставку обязательно надо сделать на деревенских, они как всегда главный расходный материал, поматросил и бросил и никто не спросил.....
Уж этих детей из глубинки и мучают, и губят, но на тысячу сгинувших один суперчемпион без мозгов получается, и соответственно результат оправдывает средства. Стыдно, уважаемые читатели сайта, очень стыдно. Так и тянем труп советского спорта в полной несознанке....главное выйграть домашнюю Олимпиаду. Тьфу!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
мда...
Грустная статья.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.03.2009 09:01
al al
В огороде бузина, а в Киеве дятька. Вы не про это намекаете?  До чего советский спорт довел детей из глубинки и бросил. Зато сейчас на селе нормально. И трупа советского нет вместе со спортом и пива много. Вам за это не стыдно. Или вы начитались журнала Огонек и ушли в несознанку.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.03.2009 11:13
Наст Настов

Какой Огонёк? Таких журналов нет. Соответственно и остальные ваши умопостроения понять невозможно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Написано правдиво. Сам прекрасно знаю, что такое "экономическая сторона занятия спортом" ребенка для семьи. Старшая дочь стала мастером спорта по спортивным танцам на паркете (так называемым "бальным танцам"). Так вот "спецодежда" - самое скромное платье - от 1500 у.е. (по которому, естественно "встречают"), а обувь?, а обучение?, а семинары?, а соревнования (с командировками за свой счет детей, себя и тренеров)... список статей расходов продолжать не буду. И это еще не считая поддержки партнера, у которого мама - воспитательница детского сада, а папа -слесарь на заводе (а там ведь стоимость приличного фрака никак не меньше стоимости платья...)
Кроме того, если есть интерес подниматься выше по ступеням спортивного мастерства, то выбора нет - добро пожаловать в столицу (а это значит, что расходы сразу возрастают в разы).

Сейчас вот младший пошел на таэквондо. Ситуация та же, только бального платья не надо.

Мне просто смешно, когда наши правители говорят: "государство, спорт, здоровье нации...". Если у конкретного папы (мамы) нет возможности вкладывать (и не мало) в свое чадо, то никакие спортивные перспективы ему не светят.
А тут еще про деревни пишут... Да там не свинью, там тракторы надо продавать, чтобы хоть кого-то на конкуретный уровень вывести.

Конечно есть "президентские" виды и секции. Дзюдо, например. Но там другие заморочки (другая тема). И, опять же, не всем же быть дзюдоистом, кто-то и шахматистом мечтает стать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Про то, что деревенские дети в общей массе здоровее, крепче городских, слышал не от одного тренера. При чем тут "поматросил и бросил", "суперчемпион без мозгов"?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.03.2009 13:04
"Про то, что деревенские дети в общей массе здоровее, крепче городских, слышал не от одного тренера."
А не задумывались почему? И так ли это...Во всём мире почему-то это не так, а вот у нас, как всегда по-особенному.

Деревенские не крепче, а удобнее для тренерских целей.

Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.03.2009 14:26
В каком всём мире? Везде всё по-разному, вот в России именно так - в мегаполисах дети дохлые. Это не значит, что в деревне все сплошь здоровяки, но экология и здоровая пища решают очень многое.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.03.2009 07:24
почему-то в минобразования решили,что лыжная подготовка в школе на уроках ФЗК не обязательная!!!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Для Владимира Кузьмичева
Владимир, а если честно, то как сами считаете, кто должен платить за бальное платье вашей дочери?
Ни в одной стране мира бальными танцами не занимаются дети из бедных семей, как и гольфом, большим теннисом, конкуром и прочими видами спорта так сказать из "высшего общества".
Есть виды спорта попроще, менее затратные. отдайте туда. Легкая атлетика почти не требует затрат на экипировку, многие единоборства, некоторые игровые виды спорта и т.п.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
"Деревенские не крепче, а удобнее для тренерских целей."
Для каких таких целей удобнее? Как я понял, каких то недобросовестных, подлых?
ИМХО, с одной стороны, дети в крупных городах более избалованы: в большом городе больше соблазнов, больше занятий для детей. Чаще болеют, через одного хронические заболевания.
Деревенские здоровее. Здоровье закладывается с детства - образ жизни, подвижность, воздух, вода, питание.
С другой стороны, у городских детей родители побогаче - способны оплачивать занятия ребенка.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Про деревню:
На самом деле все не совсем так... Деревни в России давно во всем совем подовляющем большинстве населены алкоголиками, пройдет еще некоторое время и там не будет здоровых детей :( Откуда им взяться, если все их предыдущие покаления бухали день изо дня...
Экология? Где как... Часто многие деревни попадают под всякие сбросы хим заводов, которые строят за городами, часто там не лучшее питание, медицина и т.п. Да и поедет ли в деревню работать хороший тренер?
Поэтому говорить о деревне, как о кузнице кадров для спорта, можно с большой натяжкой, там сейчас тоже не все слава богу :(

Больше шансов выбиться в большие спортсмены из города. Там больше условий: и наличие секций, и как правило городские имеют более состоятельных родителей, которые готовы помогать своему чаду. Но и в городе (особенно больших) есть свои проблемы: спортсменом быть немодно, гораздо моднее сидеть часами за компом, шляться по барам и клубам и прочее.
Думаю, если правительство начнет хотя бы рекламировать здоровый образ жизни, уберет рекламу сигарет и пива, будет показывать патриотические фильмы о здоровых физически и духовных людях (а не "бригады" и МТВ), то уже будет результат огромный, а платье для бальных платьев уж родители как-нибудь и сами купят(это для Владимира Кузьмичева) или кроссовки для бега, или клюшку и коньки, главное хотел бы это ребенок, а то ведь часто есть эти возможности, а вот детям и не хочется становится сильнее и лучше, им нужен мир из МТВ.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Свой пост писал до появления поста Михаила. Он уже справедливо отметил несколько причин, которые я продублировал следом.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Станиславу Смеркалову:"...кто должен платить за бальное платье вашей дочери?"
Если хотите конкретный ответ на данный вопрос, то - я. Если Вы имели ввиду вообще занятие ребенка бальными танцами, то тоже - я. И у меня ни к кому нет претензий. Этот финансовый "груз" взвален осознанно, и я никогда не жалел об этом, глядя на выступления и успехи дочери.
Речь идет о другом - об отношении государства к физическому (спортивному) развитию детей в нашей стране. И не надо наивно полагать, что в других видах спорта какая-то другая ситуация. Если цель - спорт высших достижений и победы на самом высоком уровне, то будь-то легкая атлетика, или стрельба из лука - это о-о-очень немалые деньги для любых родителей. Другое дело, что когда молодой спортсмен чего-то добивается и попадает "в обойму", то тогда уже финансированием начинает заниматься государство (правда, только не в случае бальных танцев - тут я с Вами согласен). Но! Но до этого времени еще надо дожить. И этот путь возможно преодолеть только благодаря финансовым вливаниям родителей.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Владимир, мне нравится ваша позиция, она достойна уважения! Всяческих успехов вашим детям!
Это прекрасно, когда мы не только готовы надеяться на помощь государства (и плакаться если этой помощи нет), но и сами что-то сделать для своих детей!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0