Главный итог Белой Олимпиады — спортсмены победили вопреки чиновникам

Андрей Успенский, "Новая газета" Олимпиада в Турине стала историей. Если обратиться к статистике, то Россия выступила в Италии гораздо лучше, чем четыре года назад в Солт-Лейк-Сити. Тогда мы увезли из США пять золотых, шесть серебряных и четыре бронзовые медали. Туринский улов оказался богаче. Вот только количество наград не отражает положения дел в российском спорте…
«Секретный медальный план», сформулированный Олимпийским комитетом, — 25 медалей — выполнен не был. Но по «золоту» — перевыполнен. Да и в общекомандном зачете мы заняли не пятое место, как предполагалось, а четвертое. Но это детали. Потому что теперь самое главное — не расслабляться (это я обращаюсь к чиновникам) и не хвастаться перед телекамерами успехами тех, к кому вы не имеете никакого отношения. Иначе в Ванкувере-2010 хвалиться не придется уж точно…

Из побед извлекать уроки гораздо сложнее, но придется. А как иначе, если олимпийской чемпионке Светлане Журовой, полгода получавшей две с половиной тысячи рублей (!) и лишенной всех стипендий, нечем было кормить маленького ребенка? «У нас столько конькобежцев, а в Питере нет ни одного катка…» — скромно обмолвилась спортсменка. На стипендию от мэра Коломны живет и Дмитрий Дорофеев…

Серебряному призеру Альберту Демченко, для которого это была пятая Олимпиада, пришлось в какой-то момент продать свои сани (!), чтобы не умереть с голоду, и пойти торговать на рынок мясом… Перед Играми его едва не отправили на тот свет врачи, и, не имея возможности тренироваться в России, он сотворил-таки настоящий подвиг. Но удивительно другое: если у ОКР нет денег даже на одну санную и бобслейную трассы (национальные первенства проходят в латвийской Сигулде), то почему чиновники разъезжают на «Мерседесах», «Бентли» и «бумерах», а свою старенькую машину без преувеличения великий спортсмен был вынужден продать ради своей же подготовки?!

Дмитрий Васильев, занявший десятое место (это успех) в прыжках с трамплина, извиняется перед болельщиками за то, что не сумел… Да за что извиняться? Если бывший горнолыжник и президент ОКР Леонид Тягачев обещает построить трамплин в России к метафизической Олимпиаде-2014 в Сочи!

Альбина Ахатова с болью в печени бежит и приносит стране медали, а в это время не имеющие проблем с пищеварением функционеры кушают ложками черную икру…

Ольгу Пылеву дисквалифицируют из-за допинга, который она не принимала, а спортивные руководители лишь разводят руками, позабыв о данных в Москве обещаниях защищать своих «подчиненных»… А ведь это их работа. Повесить на шею чемпиона его же медаль и обмыть ее — дело приятное, но не хитрое…

И тысячу раз права толкательница ядра Ирина Коржаненко, так и не отдавшая свою золотую медаль, которой ее лишили в Афинах. Потому что эта награда для нее дороже всех благ, которые обязаны приносить (хотя и не приносят) олимпийские победы в России…

У нас три медали высшей пробы в фигурном катании, а все чемпионы, за исключением Плющенко, тренируются в Америке… Обещали трехкратной олимпийской чемпионке Ирине Родниной построить спортивный центр. Где он? Выдающегося тренера Татьяну Тарасову не единожды выгоняли с разных катков в Москве… Другие наши наставники тренируют конкурентов по всему миру, потому что не востребованы дома. Да, перед Олимпиадой президент национальной федерации Валентин Писеев предоставил всем фигуристам возможность тренироваться в Новогорске. Но Игры-то проходят всего раз в четыре года…

Может показаться, что у нас все в порядке с лыжами. Действительно, Евгений Дементьев творил чудеса в гонке на 30 км и в марафоне, Василий Рочев и Иван Алыпов завоевывали «бронзу» в спринте, а девчонки выиграли эстафету… Однако обольщаться не следует. Во-первых, мужская сборная пока состоит из пяти независимых групп спортсменов, возглавляемых разными тренерами, которые не ладят между собой. Во-вторых, не производя сегодня профессиональных лыж, ботинок, палок, креплений, мазей (список можно продолжать), мы не приобретаем и товары иностранных фирм. Иногда не хватает средств, иногда грамотных менеджеров…

Бразильская сноубордистка, впервые увидевшая снег в 18 (!) лет, производит в Италии фурор. А мы не хотим развивать этот вид спорта, хотя в московском метро от людей с досками за спиной бабушек хватает инфаркт… Неужели трудно соорудить хотя бы по одной (!) трассе для разных дисциплин. Это не дороже, чем выстроить себе коттедж, и через четыре года будете радостно фотографироваться с нашим первым чемпионом или чемпионкой. А медалей там разыгрывается столько, что устанете обмывать…

А скелетон и керлинг? Смеяться над девушками, трущими лед, легко. Сделать же так, чтобы главный тренер смог отбирать талантливых игроков по всей России, видимо, трудно…

И самое главное — во многих зимних видах у нас нет достойной смены. И наш «канадский десант» пока не просматривается, хотя половина кандидатов уже сейчас должны быть известны.

В общем, почти все победы сборной России добыты не благодаря, а вопреки. Вопреки бездействию чиновников, вспоминающих об атлетах лишь перед Олимпиадами. Вопреки разногласиям в эшелонах спортивной власти, где глава Росспорта Вячеслав Фетисов и президент ОКР Леонид Тягачев ссорятся периодически. Вопреки «секретным медальным планам». Вопреки пессимизму журналистов и болельщиков…

Говорят, что спорт — это единственное, чем Россия еще может сегодня гордиться. Не совсем верно. Правильнее так: у нас в спорте есть люди, которыми мы должны гордиться…

Андрей Успенский, "Новая газета"

23 1719 Надежда Рязанская 06.03.2006 15:16
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

06.03.2006 15:43
Надежда, зачем вы поместили этот материал?
Он же: довольно "старый" и с "душком" (журналист явно передергивает факты и использует дешевые приемы типа "черной икры")
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Потому, что это не "душок" или "приемы", а самая натуральная правда. Странно, что вы этого не хотите видеть. Нам остается радоваться, что у лыжников есть "Лукойл", выплачивающий им стипендии. Но можно подумать о том, сколько на всю Россию мест, пригодных для подготовки и тренировки элитных лыжников.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 16:20
Интересно, где живет Дмитрий Лебедев? У нас в небольшом но и далеко не маленьком городе (300 000 жителей) раньше было до десятка мастеров спорта по лыжам и биатлону. Где все это сейчас? Трасс нет, денег нет, тренеров нет. Занимающихся серьезно единицы, а он тут душок какой-то унюхал.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 16:37
Полностью согласен с Надеждой, инфраструктура лыжных видов спорта хоть как-то развивается только в еденичных регионах. Дело даже не в том есть ли инфраструктура для элитных лыжников, а есть ли инфраструктура вобще для занятий этими видами спорта населению и прежде всего детям? Лично в моем родном городе (сейчас я живу в Москве, но регулярно там бываю) с начелением порядка 150 000, было раньше 3 лыжных трассы на территории самого города и еще 2 трассы в пригороде. Сейчас худо бедно остались существовать только 2 трассы в городе, но на 1 из них уже как несколько лет срезали провода и до сих пор никто не профинансировал восстановление освещения. Из-за чего зимой, все дети, которые учатся в школе в первую смену, и все те, кто тренируется после работы, вынуждены кататься в сумерках. А уж про трассы в пригороде вобще уже никто и не вспоминает, хотя пересеченка была только там, все городские трассы равнинные.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 17:06
Ребята, ну ладно, "душок" есть, ну и что, можно все прекрасно сочетать, и икру кушать, и чтобы все было, и чтоб за это ничего не было,всегда есть компромисное решение.Сколько можно мусолить  ..." а вот раньше...", хватит, сейчас время такое.Без заинтересованности определенных кругов ничего не будет,"энтузазизм"-не есть двигатель прогресса.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 17:09
Автор обвиняет функционеров в том, что онижрут черную икру, когда у Ахатовой болит печень (очевидно считая, что это от недоедания)и делает из Пылевой и Коржаненко жерт заговора против России (хотя всем очевидно, что Пылева формально нарушила правила и в этом, в первую очередь, виновата она сама).

Ничего дельного (анализа, предложений и т.п.) в этой демагогии я не нашел. Да, в нашем спорте больше негатива, чем позитива, но говорить об этом надо аргументированно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Про Коржаненко и Пылеву - все правда. Ни про какой заговор я в статье не вижу, а вот про то, что спортсменок (обеих) не защитили наши чиновники и функционеры, несмотря на все заверения - всё так и есть. Почитайте то, что говорят обе спортсменки. Про то, как Коржаненко попыталась затребовать генетический анализ проб: чиновники отказались этим заниматься, а "через голову" федерации этого сделать нельзя и т.д.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да, и про то, что чиновники-функционеры существовали на ОИ какой-то своей высшей жизнью и не то, что сами не решали проблем спортсменов, а не разрешали другим как-то спасти ситуацию - я тоже слышала.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Дмитрию Лебедеву: Вина Пылевой, конечно, есть, но вот что странно: когда спортсмен выигрывает медаль, то исключительно благодаря "партии и правительству". Посмотрите на фото с ОИ, как там сияет Тягачев на фоне наших олимпийских чемпионов. А когда у спортсмена проблемы, то виноват кто угодно - сам спортсмен, его врач, витаминный завод и т.п., но только не высшее руководство.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 18:43
Я не защищаю спортивную бюрократию, а говорю про конкретную статью конкретного журналиста, который перед Олимпиадой осуждал чиновников за "скромный медальный план", а не писал,в каких условиях проходила подготовка спортсменов к ОИ.
Качество материала определяет фраза "Ольгу Пылеву дисквалифицируют из-за допинга, который она не принимала".

ЗЫ. Являюсь постоянным читателем "Новой газеты" и о компетенции А.Успенского сужу не только по этому материалу.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да, господа... Статья - правильная.  Конструктива нет? Предложений? А если просто вопросы позадавать?
- Кто должен обеспечить ведущих спортсменов нормальной стипендией? Чтобы дать им возможность НОРМАЛЬНО тренироваться. Более того, чтобы привлекать в спорт талантливую молодежь, а не отталкивать ее нищенским существованием.
- Кто должен строить спортивные сооружения? Сколько у нас действует трамплинов, крытых катков, санно-бобслейных трасс?
-Кто должен отстаивать интересы спорсменов на крупнейших соревнованиях?

На мой взгляд, все это задачи федерального масштаба. Не буду голословен.. В начале сезона шел виртуальный диалог с начальником нашего питерского спорта г-ном Чазовым. Что в результате? Куплены два "Бурана". И, огромное спасибо Епишову А., который на собственом энтузиазме юзает эту технику по назначению. (Хотя, лично я ни одного метра не проехал по подготовленной ими лыжне. )
И это ВСЁ!!! На пятимиллионный город.
А в это время.. Из уст телекомментатора я слышу цифру: 140 действующих трамплинов в Норвегии. Стране с 4,5 миллиона жителей (сопоставьте с населением Питера).
В наш город приехали 2 золотые медали по фигурному катанию. А Академию фигурного катания опоздали ввести в строй уже на NN лет.
А что у нас в городе с биатлоном? Ау!!! Где ты? И это в городе, вырастившем Алябьева, Васильева.
Никому ничего не надо.
Так ответьте, кто должен решать все эти проблемы? И если не спортивные чиновники, то зачем они тогда вообще нужны?
Я недавно с удивлением обнаружил несколько хоккейных коробок во дворах. Был приятно удивлен. Но потом опустился на землю, увидев, что их никто и не пытался заливать. Для чего же строили? Чтобы красиво отчитаться о развитии дворового спорта? И "забыли" решить вопрос о заливке?
Давайте, давайте все свалим на энтузиастов. А элите дадим свободу полета. Пусть нанимают менеджеров, кормятся с рекламных контрактов. Все это можно!! Но зачем тогда чиновники? И кто построит крытый конькобежный каток? Может, Березовскому письмо написать? Кто е-мейл знает?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
И еще Дмитрию Лебедеву.
е надо делать никаких комментариев к "Делу Пылевой". Слишком много недосказаностей. Полистайте обсуждения и комментарии к этому хотя бы на сайте российского биатлона.
Я не хочу служить испорченным телефоном, но обязан напомнить одно странное совпадение: "пропавшие" положительные пробы на - именно карфедон, и у биатлониста, тернировавшегося в Италии (где в это самое время тренировалась Пылева). Причем любопытен факт, что карфедон НЕ ЯВЛЯЕТСЯ допингом во время тренировок, и выводится из организма очень быстро. Если все это сопоставить, вывод напрашивается крайне простой: нас специально не поставили в известность,что поймать за руку уже на соревнованиях, где карфедон уже является допингом. "Вот такая ботва, прикинь".
Так ответьте мне, да и себе, кто должен заботиться о получении результатов проб спортсменов? И представьте, чтобы было, если бы наша федерация вовремя знала о том, что Пылева принимает (по ошибке ли, по недопонимаю ли) запрещенный препарат? Просто прекратили бы курс его приема и все!!! И медаль у нас в кармане, и мы не лишаемся элитной спортсменки.
В данном конкретном случае Федерация биатлона не выполнила свою прямую задачу!!! А виноватой оказалась Пылева.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 19:28
Если Вы думаете, что автор считает также как вы, то ошибаетесь. Вот цитата из его статьи перед ОИ :
" А вот с обычными лыжами пока проблемы. И обязательства взять семь наград могут показаться завышенными. Если учесть непрекращающиеся конфликты. Например, две недели назад в эстафетной гонке в Валь-ди-Фиемме четвертым участником сборной России стал… Маркус Хасслер из Лихтенштейна. А все потому, что наша команда состоит сегодня из пяти независимых групп спортсменов, возглавляемых разными тренерами. Методы работы разные — вот и не ладят между собой. Остается надеяться, что подобные недоразумения исчезнут с приходом новых людей в эту федерацию."

ЗЫ. Надежде Рязанской : фраза про заговор навеяна материалом Успенского про 3-е место Слуцкой.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 19:51
Алексею Коршунову: я не комментирую "дело Пылевой" - ее сняли по формальным признакам, но они БЫЛИ (кто в этом виноват - это вопрос не моей компетенции), а автор утверждает, что виноваты чиновники, не "защитившие" её.

ЗЫ. Особо отмечу, что сама Пылева говорила о том, что принимала препарат НАКАНУНЕ стартов и не сообщила об этом врачам сборной. Причем здесь Федерация?  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 20:39
статья супер! так их, козлов :(

2 Коршунов
Как это конструктива нет? (трассы строить же!! спортсменам помогать и пр)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 21:05
По поводу этой статьи. О чем вообще речь, если автор пишет: "мужская сборная пока состоит из пяти независимых групп спортсменов, возглавляемых разными тренерами, которые не ладят между собой". Что-то не припомню такого. Где эти 5 групп и 5 разных тренеров? С женской сборной не перепутали случайно?
А про сноуборд - это вообще фантастика. В России проходят 2 этапа КМ по сноуборду и как такое может быть без трасс? Человек явно не в теме по многим вопросам. Насколько я знаю, трассы по сноуборду есть в нескольких регионах России - Кемерово, Абзаково, Ханты-Мансийск и т.д.
А вообще, чиновников очень многие не любят(я в том числе:))), но читая многое в инете, видишь как некоторые журналисты просто пытаются на волне этой "любви" сделать себе имя поборников за права спортсменов, а сами спортсмены им в общем-то до лампочки.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.03.2006 22:30
ужасная статья. и эта, и Аскерова, что-то спортивных журанлистов на крайности потянуло...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да нормальная статья,просто чел крупными мазками картину хотел нарисовать.Этот стиль можно понять,этим многие грешат.Не похвально конечно для проф.журналиста ,но я бы понял его даже если бы форма изложения была бы еще более простой.К примеру:
Журова,Дорофеев,Демченко,Зубков,Васильев,Пылева,Дементьев,Панкратов,Дурманов,Тягачев,черная икра,Сочи-2014.Можно больше ни чего не  добавлять,додумайте сами что называется.Вообще после этой "Олимпийской свистопляски" я координально поменял свое отношение ко многим ранее уважаемым людям.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
07.03.2006 00:18
Я полностью согласен с Андреем, может быть человек где-то не в теме, но в целом он прав.
Спасибо, здорово написал.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Алексею Коршунову. Два месяца Слава Кузнецов с бригадой укатал и нарезал столько , что трудно себе представить. Работали днём и ночью. Если Вы не разу не ходили по этим трассам, - значит на лыжи Вы не вставали. Та же лыжня "Хепоярви" подготовлена ими. ВИФК. В парках города нарезалась несколько раз прекрасная лыжня. В Сосновке сам проверял - как по рельсам. Народу - век столько не видывали на лыжах в парках. В следущем году будет обязательно ретрак. Проект в парках будет развиваться. В.Матвиенко поддерживает идею создания трасс в парках для активного отдыха круглый год: летом роллеры и роликовые коньки, зимой лыжи. У нас новый президент С-Пб ФЛГ - Ю.Страхов. Много новых планов и есть поддержка в городе и области. В будущее мы смотрим с оптимизмом. По поводу статьи. Один абзац текста про лыжи, весьма аллогичного и непонятного. Что тут говорить. Будет что нибудь серьёзное и содержательное - обсудим.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Алексею Коршунову. Забыл поблагодарить за поддержку и добрые слова в наш адрес. Спасибо Вам.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
07.03.2006 17:15
Извините, а Парафин Нецикляев- журналист???
Тогда ему надо кАрдинально добавить грамотёнки и скООрдинировать нечто в "едИничном" месте- голове! :))) Без обид! :)))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Хлопцы а увас дети занимаются спортом? Лично у меня дочь занимается с 6 лет (сейчас ей 15) доросла до кмс по 2 видам,регулярно участвует в первенстве России.И если бы у ее папы зарплата была бы чуть поменьше спортом бы она не занималась.Потому что все эти годы я несу расходы на инвентарь,частично поездки на соревнования,питание и тд.А чиновники только отчеты пописывают.Самое смешное когда читаешь отчет спортивного министра области,то унас 500000 чел. ПОСТОЯННО занимаются спортом, читаешь отчет руководителя УВД : у нас 500000 алкоголиков и наркоманов и тд, видимо шаблон в компьютере у них общий на все правительство.А население Свердловской области 4,5 млн чел.,но таких спортсменов как в Норвегии или Финляндии немного.Легендарный Чепиков,да молодежь:Панкратов,Алыпов,Лихачева.Не по карману детям спортом заниматься. Пивка дешевле хлебнуть.Одно радует при такой интенсивности размножения чиновников в России,все население скоро очутится в их несокрушимых рядах, тогда и заживем радостно и счастливо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0