Туманные склоны Воробьевых гор

Кто не был на Воробьевых горах? Многих привлекает та тишина спокойного лесного уголка, которую можно найти именно здесь, в самом сердце столицы. Неисчислимые маршруты прогулок по запутанным тропинкам дают чувство отдыха и свободы, которого нам так часто не хватает среди будничных занятий и суеты.

С вершины Воробьевых гор открывается замечательный вид на "златоглавую" Москву. Как на ладони, перед зрителем предстает уникальное соседство стеклянного города Москва-Сити и ансамбля Новодевичьего монастыря, советских высоток и древнего Кремля. Главным украшением пейзажа по праву можно считать Москву-реку, сказочной синей лентой опоясывающую подножие склона.

Панорама Москвы со смотровой площадки Воробьевых гор (июнь 2018)
Панорама Москвы со смотровой площадки Воробьевых гор (июнь 2018) Анастасия Шухова

Воробьевы горы – один из спортивных центров Москвы. Здесь проводятся соревнования среди профессиональных спортсменов, устроены удобные дорожки для бега, катания на велосипедах, роликовых коньках, которыми могут пользоваться все любители активного отдыха. Но главной особенностью спортивного мира Воробьевых гор был прыжковый комплекс, гордостью которого являлся Большой московский трамплин. Легкая, ажурная конструкция гармонично вписывалась в пейзаж, глаз москвича привык видеть ее на фоне здания МГУ.

Большой трамплин (осень 2015)
Большой трамплин (осень 2015) Анастасия Шухова

С детства мне очень хотелось поближе посмотреть на это сооружение, познакомиться с процессом тренировок в таком сложном виде спорта, как прыжки на лыжах с трамплина. Но все как-то не получалось: то погода не та, ветрено, то межсезонье, или просто времени не хватает. Первый раз я попала на трамплин только в мае 2015 года. Тогда объект был уже закрыт для тренировок, а юные спортсмены из горнолыжной школы были вынуждены осваивать азы прыжка и совершенствовать технику на маленьких учебных трамплинах. Но тренеры и ребята старшей группы охотно поделились воспоминаниями о прыжках с Большого трамплина, показали фотографии. Это было невероятно, захватывающе прекрасно. Летит человек, летит несколько секунд, а под ним все то, чем нам дано только любоваться со смотровой площадки. Мне кажется, спортсмен должен чувствовать себя кем-то величественным. Ведь он смог воплотить давнюю мечту – лететь без каких-либо двигателей.

Соревнования на московском трамплине
Соревнования на московском трамплинеиз архива Михаила Назарова

Тогда меня очень заинтересовала история московских трамплинов. Большой трамплин был построен по проекту инженера Галли в 1953 году рядом с ныне несохранившимся трамплином меньшей мощности. В то время его длина в 72 метра (рекорд трамплина составляет 80,5 метров и принадлежит Петру Чаадаеву – российскому и белорусскому спортсмену) была очень и очень немаленькой, отсюда и название "Большой". Это позже в России и в мире стали строить трамплины, на которых спортсмены летают за 130 метров, а на так называемых гигантских – за 200 метров. Тогда все было иначе, прыжки на лыжах с трамплина вообще имели другой стиль, другие стандарты для костюмов, что само по себе не позволяло так далеко улетать. На Московском трамплине проходили первенства и чемпионаты России и Москвы, воспитывались поколения спортсменов. Нельзя не вспомнить неоднократного чемпиона страны Николая Каменского, становившегося победителем знаменитого Турне четырех трамплинов и серебряным призером чемпионата мира, Юрия Скворцова, Николая Шамова... В наше время отличные результаты в Кубке мира среди женщин показывает воспитанница горнолыжной школы на Воробьевых горах Ирина Аввакумова, занявшая четвертое место на Олимпийских играх в Пхенчхане. В Корее выступал и еще один москвич Михаил Назаров.

Но вернемся к истории. Позже трамплин в основном стал использоваться юниорами. В 1990 году объект потерял лицензию FIS (Международной федерации лыжного спорта). А в 2010 году его и вовсе признали аварийным. Деятельность трамплина фактически "заморозили". Черная полоса в жизни железного сторожа Воробьевых гор так никогда и не кончилась. В мае 2012 года на трамплине произошел пожар. Конструкция почти не пострадала, огонь повредил синтетическое покрытие. Но всем стало ясно, что необходима реконструкция. Как мне объяснили тренеры детской школы, больше всего ребятишкам на трамплине не хватало лифта: очень уж тяжело проделывать весь путь наверх пешком по лестнице в неудобных прыжковых ботинках да еще и с тяжелыми лыжами на плече. Конечно, с точки зрения безопасности нужно было провести обследование, заменить заржавевшие детали новыми. Но было принято иное решение: старую конструкцию демонтировать, провести исследование склонов Воробьевых гор, а затем выстроить новый, современный трамплин немного большей мощности.

Первый шаг – демонтаж – был сделан осенью 2016 года. За несколько месяцев до этого вице-президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России А.А. Беккер выступил с разъяснением будущего московских трамплинов. По его словам Большой трамплин должен был быть построен заново за счет средств частных инвесторов с использованием передовых технологий и современных материалов. С тех пор в прессе постоянно появлялась информация о строительстве нового комплекса, открытие которого должно было быть приурочено к началу чемпионата мира по футболу.

В начале апреля нынешнего года президент ФПЛДР Д.Э. Дубровский на он-лайн пресс-конференции отметил, что строительство немного отстает от намеченного плана и трамплин будет открыт только осенью, а спустя три недели дата открытия "переехала" уже на 2019 год. Узнав обо всем этом, я решила посмотреть на возведение объекта своими глазами. Еще издали я заметила новую канатную дорогу, протянувшуюся через Москву-реку и соединившую смотровую площадку Воробьевых гор со стадионом "Лужники". Но вот рядом с почти законченной канатной дорогой никакого нового трамплина не строится. На месте старого лишь чернеет не поросший травой склон. А рядом – малые учебные трамплины.

Место, где раньше находился Большой трамплин, рядом – трамплин К-25 (апрель 2018)
Место, где раньше находился Большой трамплин, рядом – трамплин К-25 (апрель 2018) Анастасия Шухова

Такая картина вызвала у меня сомнения в будущем московской спортивной школы, и я решила обратиться за разъяснениями в Правительство Москвы. Достаточно скоро пришел ответ, в котором сказано, что "по стоянию на 14.05.2018 материалы архитектурно-градостроительного решения по трамплину на Воробьевых горах в Москомархитектуру в установленном порядке не поступали". Таким образом, строительство трамплина не то что отстает от сроков, оно не могло быть начато. А все картинки с изображением нового трамплина не имеют ничего общего с официально утвержденным проектом, которого просто не существует...

Одна из "картинок" будущего трамплина
Одна из "картинок" будущего трамплина Анастасия Шухова

На днях я снова побывала на Воробьевых горах. Канатная дорога уже работает в тестовом режиме, а на месте Большого трамплина все так же лежит песок. Зато были демонтированы и малые учебные трамплины.

Новая канатная дорога (июнь 2018)
Новая канатная дорога (июнь 2018) Анастасия Шухова

18 июня Воробьевы горы посетила инспекция FIS. Причем осматривали гости вовсе не новый трамплин, а... горнолыжный склон. Так что будущий прыжковый комплекс на Воробьевых горах, возможно, появился только из-за неграмотности журналистов, назвавших лыжный трамплин горнолыжным. По-видимому, только время точно ответит на вопрос, что же такое новый трамплин на Воробьевых горах: мираж или все-таки реальность?

Анастасия Шухова

11 3019 Андрей Краснов 22.06.2018 10:42
Рейтинг: +4 +4 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

22.06.2018 16:49
Такая же картина и в Томске, Нижнем Новгороде, Вятке, Сортавале.  Федерация прыжков с трамплина и лыжного двоеборья только обещает и обещает, но реальных дел не делает.  За 20 лет нет ни одной медали ЧМ и ОИ.  Если бы не ОИ в Сочи, не было бы трамплинов в России вообще.  Нужно кардинально менять руководство Федерации.  Какой толк, например, от экс президента, а ныне вице президента Федерации В.Ф. Славского, который скоро будет отмечать 80 летний юбилей.  Сам он никогда не прыгал с трамплина и не бегал на лыжах.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Юрий, полностью согласна с вами!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Да, в Томске у нас вряд-ли когда-то уже появится большой трамплин и снова, как в былые годы, можно будет насладиться полетами лыжных Икаров. Хотя жаль, что в прыжках давно уже безраздельно господствует V-стиль, прыжки на параллельных лыжах(как и бег) выглядели гораздо эстетичнее. (
Насчет Славского - неужели это так и есть?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Александр и Юрий, по крайней мере, даже если когда-то, как все люди, близкие к зимнему спорту, катался на лыжах, то результатов точно не добивался. Зато 18 лет был президентом Федерации. Вообще, часто политика руководства Федерации вызывает вопросы... Очень много неисполненных обещаний, совсем не налажено сотрудничество со СМИ, если не считать работу пресс-атташе в отделе Московского комсомольца, посвященном кулинарии...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Во всяком случае, он производит впечатление интересного человека, книгу бы вот его где найти...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
23.06.2018 22:01
Да, человек он незаурядный.  Ему можно только позавидовать.  Старая советская партменклатура.   Настя, спасибо за твои интересные очерки о лыжном двоеборье и прыжках на лыжах с трамплина.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Юрий, спасибо большое!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
24.06.2018 07:19
Настя, спасибо за чудесный очерк - зачитался. Для меня Воробьёвы горы - место родное, сколько лет здесь прожито, сколько километров пробежек и лыжных тренировок позади...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Иван, и вам спасибо! А место действительно замечательное
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
24.06.2018 22:13
Грустно конечно!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Анастасия спасибо за очерки  про летающих лыжников.
Тоскливая картинка с двоеборьем и прыжками у нас в стране. Видать только футбол интересен в нашей стране.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0