Кто не был на Воробьевых горах? Многих привлекает та тишина спокойного лесного уголка, которую можно найти именно здесь, в самом сердце столицы. Неисчислимые маршруты прогулок по запутанным тропинкам дают чувство отдыха и свободы, которого нам так часто не хватает среди будничных занятий и суеты.
С вершины Воробьевых гор открывается замечательный вид на "златоглавую" Москву. Как на ладони, перед зрителем предстает уникальное соседство стеклянного города Москва-Сити и ансамбля Новодевичьего монастыря, советских высоток и древнего Кремля. Главным украшением пейзажа по праву можно считать Москву-реку, сказочной синей лентой опоясывающую подножие склона.
Воробьевы горы – один из спортивных центров Москвы. Здесь проводятся соревнования среди профессиональных спортсменов, устроены удобные дорожки для бега, катания на велосипедах, роликовых коньках, которыми могут пользоваться все любители активного отдыха. Но главной особенностью спортивного мира Воробьевых гор был прыжковый комплекс, гордостью которого являлся Большой московский трамплин. Легкая, ажурная конструкция гармонично вписывалась в пейзаж, глаз москвича привык видеть ее на фоне здания МГУ.
С детства мне очень хотелось поближе посмотреть на это сооружение, познакомиться с процессом тренировок в таком сложном виде спорта, как прыжки на лыжах с трамплина. Но все как-то не получалось: то погода не та, ветрено, то межсезонье, или просто времени не хватает. Первый раз я попала на трамплин только в мае 2015 года. Тогда объект был уже закрыт для тренировок, а юные спортсмены из горнолыжной школы были вынуждены осваивать азы прыжка и совершенствовать технику на маленьких учебных трамплинах. Но тренеры и ребята старшей группы охотно поделились воспоминаниями о прыжках с Большого трамплина, показали фотографии. Это было невероятно, захватывающе прекрасно. Летит человек, летит несколько секунд, а под ним все то, чем нам дано только любоваться со смотровой площадки. Мне кажется, спортсмен должен чувствовать себя кем-то величественным. Ведь он смог воплотить давнюю мечту – лететь без каких-либо двигателей.
Тогда меня очень заинтересовала история московских трамплинов. Большой трамплин был построен по проекту инженера Галли в 1953 году рядом с ныне несохранившимся трамплином меньшей мощности. В то время его длина в 72 метра (рекорд трамплина составляет 80,5 метров и принадлежит Петру Чаадаеву – российскому и белорусскому спортсмену) была очень и очень немаленькой, отсюда и название "Большой". Это позже в России и в мире стали строить трамплины, на которых спортсмены летают за 130 метров, а на так называемых гигантских – за 200 метров. Тогда все было иначе, прыжки на лыжах с трамплина вообще имели другой стиль, другие стандарты для костюмов, что само по себе не позволяло так далеко улетать. На Московском трамплине проходили первенства и чемпионаты России и Москвы, воспитывались поколения спортсменов. Нельзя не вспомнить неоднократного чемпиона страны Николая Каменского, становившегося победителем знаменитого Турне четырех трамплинов и серебряным призером чемпионата мира, Юрия Скворцова, Николая Шамова... В наше время отличные результаты в Кубке мира среди женщин показывает воспитанница горнолыжной школы на Воробьевых горах Ирина Аввакумова, занявшая четвертое место на Олимпийских играх в Пхенчхане. В Корее выступал и еще один москвич Михаил Назаров.
Но вернемся к истории. Позже трамплин в основном стал использоваться юниорами. В 1990 году объект потерял лицензию FIS (Международной федерации лыжного спорта). А в 2010 году его и вовсе признали аварийным. Деятельность трамплина фактически "заморозили". Черная полоса в жизни железного сторожа Воробьевых гор так никогда и не кончилась. В мае 2012 года на трамплине произошел пожар. Конструкция почти не пострадала, огонь повредил синтетическое покрытие. Но всем стало ясно, что необходима реконструкция. Как мне объяснили тренеры детской школы, больше всего ребятишкам на трамплине не хватало лифта: очень уж тяжело проделывать весь путь наверх пешком по лестнице в неудобных прыжковых ботинках да еще и с тяжелыми лыжами на плече. Конечно, с точки зрения безопасности нужно было провести обследование, заменить заржавевшие детали новыми. Но было принято иное решение: старую конструкцию демонтировать, провести исследование склонов Воробьевых гор, а затем выстроить новый, современный трамплин немного большей мощности.
Первый шаг – демонтаж – был сделан осенью 2016 года. За несколько месяцев до этого вице-президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России А.А. Беккер выступил с разъяснением будущего московских трамплинов. По его словам Большой трамплин должен был быть построен заново за счет средств частных инвесторов с использованием передовых технологий и современных материалов. С тех пор в прессе постоянно появлялась информация о строительстве нового комплекса, открытие которого должно было быть приурочено к началу чемпионата мира по футболу.
В начале апреля нынешнего года президент ФПЛДР Д.Э. Дубровский на он-лайн пресс-конференции отметил, что строительство немного отстает от намеченного плана и трамплин будет открыт только осенью, а спустя три недели дата открытия "переехала" уже на 2019 год. Узнав обо всем этом, я решила посмотреть на возведение объекта своими глазами. Еще издали я заметила новую канатную дорогу, протянувшуюся через Москву-реку и соединившую смотровую площадку Воробьевых гор со стадионом "Лужники". Но вот рядом с почти законченной канатной дорогой никакого нового трамплина не строится. На месте старого лишь чернеет не поросший травой склон. А рядом – малые учебные трамплины.
Такая картина вызвала у меня сомнения в будущем московской спортивной школы, и я решила обратиться за разъяснениями в Правительство Москвы. Достаточно скоро пришел ответ, в котором сказано, что "по стоянию на 14.05.2018 материалы архитектурно-градостроительного решения по трамплину на Воробьевых горах в Москомархитектуру в установленном порядке не поступали". Таким образом, строительство трамплина не то что отстает от сроков, оно не могло быть начато. А все картинки с изображением нового трамплина не имеют ничего общего с официально утвержденным проектом, которого просто не существует...
На днях я снова побывала на Воробьевых горах. Канатная дорога уже работает в тестовом режиме, а на месте Большого трамплина все так же лежит песок. Зато были демонтированы и малые учебные трамплины.
18 июня Воробьевы горы посетила инспекция FIS. Причем осматривали гости вовсе не новый трамплин, а... горнолыжный склон. Так что будущий прыжковый комплекс на Воробьевых горах, возможно, появился только из-за неграмотности журналистов, назвавших лыжный трамплин горнолыжным. По-видимому, только время точно ответит на вопрос, что же такое новый трамплин на Воробьевых горах: мираж или все-таки реальность?
Анастасия Шухова
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Насчет Славского - неужели это так и есть?
Тоскливая картинка с двоеборьем и прыжками у нас в стране. Видать только футбол интересен в нашей стране.