• Анастасия Шухова

"Когда в товарищах согласья нет..."

До Олимпиады в Пекине остается всего один сезон, подготовка к которому и так обещает быть скомканной. Но в Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России готовятся к новым "реформам", которые вряд ли улучшат положение испытывающего огромные трудности российского двоеборья. 

Год назад от работы был отстранен тренерский штаб, де-юре возглавляемый А.Л. Барановым, а де-факто управляемый А.Н. Святовым. Нет сомнений, что те специалисты со своей задачей не справились, результаты российских двоеборцев были ниже средних, а на соревнования ездили спортсмены, отобранные в команду по каким-то никому не ведомым критериям. Очевидно, что российское двоеборье требовало коренных перемен, но в Федерации вопросы решались по-своему, а о спортивном будущем команды никто не заботился. Вместо того, чтобы отыскать настоящего специалиста, президент Дмитрий Дубровский пригласил на должность главного тренера бывшего лыжника Михаила Ботвинова. Вряд ли нашелся бы хоть кто-то, сомневавшийся в провале этой идеи. Очевидно, что утвердить Ботвинова на заявленную должность в Министерстве спорта просто не могли – у специалиста нет опыта работы не только в двоеборье, но и в тренерском штабе сборной какого бы то ни было уровня по лыжным гонкам. К тому же, как известно, Михаил Ботвинов живет в Австрии, и его приглашение равносильно вызову любого иностранного специалиста, а следовательно,  средства могли быть потрачены с большей пользой. Эта ситуация привела к некоему двоевластию в стане сборной России, фактически оставшейся без главного тренера. Зимой к команде иногда приезжал Михаил Ботвинов, но своего тренерского штаба у австрийца не было, поэтому и роль у него получилась самая незначительная. Назначенный старшим тренером бывший прыгун с трамплина Антон Калиниченко также не был готов занимать руководящую должность, поэтому уже к Новому году в команде вновь появился "изгнанный" Александр Святов. О результатах нашей команды в зимнем сезоне 2019/20 лучше и не вспоминать... 

В середине апреля состоялось заседание тренерского совета, посвященное итогам прошедшего сезона. Свой доклад представил и Дмитрий Дубровский. Президент верно оценил положение, сделал упор на низкую квалификацию тренерских кадров, бессистемное планирование сборов и т.д. Вот лишь один отрывок из доклада Д.Э. Дубровского (орфография и пунктуация авторские):

"Крайне низкий уровень вопросов организации тренировочного и соревновательных мероприятий, с учетом полноценного финансирования. Выбора мест проживания и логистики спортсменов за рубежом. С учетом увеличенных валютных лимитов мне до сих пор непонятно, почему команда живет в апартаментах, без полноценного питания, хотя бы для лидеров. Почему на главном старте сезона в среднегорном Зеефельде, размещаются в 30 км от места старта, с проживанием на уровне моря. И т.д, и т.п. Вследствие вышеописанных процессов крайне низкий эмоциональный фон спортсменов и отсутствие мотивации к достижению целей".

Все эти факты в действительности имели место и сами по себе олицетворяют вопиющее безобразие. Спортсмены, уставшие после тренировки, а еще лучше – после гонки, должны идти за продуктами и сами себе готовить, кто что умеет. А ведь не стоит забывать, что меню человека, занимающегося прыжками с трамплина, так называемым "спортом легких", должно быть специально разработано, содержать как можно меньше жиров и т.д... 

Единственное, о чем забыл Д.Э. Дубровский, так это о своих полномочиях и обязанностях руководителя. Будучи президентом Федерации, он никак не должен был допускать такого беспорядка среди своих подчиненных. И более того, прошлой весной Дмитрий Дубровский назначил сам себя ответственным за двоеборье, так что "двойку" президент поставил прежде всего самому себе.

Человек, сознающий свои ошибки и хоть косвенно признающийся в них, вызывает некоторое доверие. Может, наконец он предложит какой-то стоящий вариант, обещающийся вывести российское двоеборье из тупика?

Но по итогам заседания тренерского совета тучи стали сгущаться... Отстраненный от работы с двоеборцами А.А. Беккер (кстати, еще одна весьма загадочная фигура в российском двоеборье; окончив один из технических институтов Москвы и никогда не будучи ни успешным спортсменом, ни тренером, он, как ни странно, очень давно находится на высоких руководящих позициях в российском двоеборье, например, отвечая за выступление национальной сборной) в качестве председателя представил свой доклад, резюмирующий все решения тренерского совета. Из этого поистине литературного произведения мы узнали, что тренерский штаб А.Л. Баранова и А.Н. Святова вел нашу команду чуть ли не к олимпийскому золоту, но некие недоброжелатели, не ценящие в людях инакомыслие, вставили им палки в колеса и отстранили от работы... Вот лишь несколько фраз из доклада А.А. Беккера: 

"Похоже, что методика подготовки членов сборной команды страны определялась методом проб и ошибок, в его примитивном исполнении. Такие методические ошибки привели к провалу подготовительного периода, а отсутствие тренера-двоеборца лишь усугубило имеющиеся обстоятельства. Запоздалый (в конце октября) возврат в команду одного А.Н. Святова без А.Л. Баранова не смог кардинально изменить ситуацию." 

Хочется спросить автора: как можно быть грамотным человеком, пишущим наиболее читабельные тексты среди "литераторов" нашей Федерации, и не видеть, что однобокость этих "произведений" не то что белыми нитками шита, а просто представляет собой переворот общеизвестных фактов с ног на голову?  

Летом российские двоеборцы добились исторического успеха, с самой лучшей стороны показал себя Виталий Иванов. Конечно, Кубок мира – не летнее Гран-при, но ситуацию приход А.Н. Святова все же изменил и, к сожалению, не в лучшую сторону... 

С другой стороны, тот тренерский штаб, что работал с нашей командой летом, также далек от идеала. Проще сказать, что его вообще не было. Поэтому ничего удивительного в "возврате" менее чем полгода назад изгнанного А.Н. Святова нет...  

Таким образом, кардинальная ошибка Дмитрия Дубровского состояла в том, что замена бывшему тренерскому штабу найдена не была, а приглашенному Михаилу Ботвинову должны были помогать почти все те же ранее работавшие лица. Вообще, списки выглядели так, будто туда записывали всех, о ком спонтанно вспоминали. Например, в числе тренеров оказались два иностранных специалиста из Германии и Австрии, даже не знавшие о такой "почести".

В этот раз Дмитрий Дубровский сделал шаг вперед. На пост главного тренера предложен Сергей Васильевич Червяков, в прошлом успешный двоеборец, призер командных соревнований чемпионата мира 1987 года, долгое время проработавший на посту директора одной из спортивных школ в Пермском крае. То есть, был выдвинут человек: а) из мира профессионального двоеборья и б) знающий, что такое работа в детском спорте, понимающий все изъяны первичной подготовки спортсменов нынешней сборной. 

С.В. Червяков
С.В. Червяков; фото из открытых источников

Списки тренерского штаба должны были быть утверждены еще 7 мая, однако они до сих пор не появились, так что имен будущих помощников Сергея Червякова мы не знаем, хотя, по неофициальным источникам, ими станут Антон Калиниченко и Михаил Ботвинов.

Возникает сомнение: а не повторится ли прошлогодний сценарий, тем более, что ни на посту главного тренера женской сборной, ни на Юношеских олимпийский играх С.В. Червяков особенной инициативы руководителя не проявлял. По крайней мере, кандидатура М.В. Ботвинова выглядит более чем сомнительно. Конечно, российским двоеборцам нужна консультация специалиста по лыжным гонкам, но в России и без Ботвинова хватает высококлассных тренеров по этому виду спорта, готовых помочь своим "братьям", почему же так необходимо выписывать из Австрии призера Олимпийских игр 2002 и 2006 годов? Тем более сейчас, когда международное сообщение почти полностью остановлено и о зарубежных сборах на некоторое время можно забыть.

Все это, по-видимому, делается в чьих-то интересах, и далеко не факт, что руководит процессом именно нынешний президент. Уж очень его действия противоречивы, а к критике он относится уж слишком спокойно. Бывший "однокомандник" Эдуард Субоч безнаказанно подписывает оскорбительные комментарии прямо на официальной странице Федерации в одной из социальных сетей, а пресс-служба, работу которой, кстати, Дубровский также не в силах контролировать, и не думает хотя бы удалить этот комментарий. Спортсмены, уже ушедшие из двоеборья, советуют и вовсе не обращать внимания на обещания президента: мол, сегодня он говорит одно, завтра другое, а послезавтра и что-то еще совсем иное. Совет, конечно, дельный и, кажется, работает на практике, но имидж президента явно не спасает... 

И возникает вопрос: раз уж Елена Вяльбе стала главой Ассоциации лыжных видов спорта России, то не было бы целесообразнее и вовсе прекратить работу отдельной Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья и перейти под крыло намного более успешных лыжников? Практика не нова, во многих странах действует именно такая система, и за модель можно взять, к примеру, организацию развития лыжных видов спорта в Австрии.

А существующее положение вещей больше напоминает иллюстрацию ко всем известной басне И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак":

...Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;

Да только воз и ныне там. 

24 5461 Анастасия Шухова 10.05.2020 11:03
Рейтинг: +4 +5 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

10.05.2020 17:11
Я не согласен с Вами, Настя, в оценке А. Беккера.  Человек он умный - кандидат физико-математических наук и двоеборцем был сильным - мастер спорта международного класса, член Сборной СССР.  Однако, такие люди Федерации не нужны.  Федерации нужен проктолог, так как Российское двоеборье в такой попе, из которой уже без помощи хирурга не выбраться.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
И так, практически во всех видах спорта, государство отовсюду уходит, а индустрия спорта и бизнес на их место не приходит... На все виды спорта Алишеров Усмановых-НЕТ !
Просто Бурундия, какая то...
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
10.05.2020 20:19
Разве Беккер не был успешным двоеборцем? Мне его фамилия известна с детства, с 70-х, как одного из лидеров советского двоеборья, кажется и в Томск к нам приезжал. Или речь о каком-то другом Беккере?
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
10.05.2020 21:15
Пока в России не будет полноценного резерва, даже самый заслуженный тренер не сдвинет дело с мертвой точки.  Практически не осталось квалифицированных детских тренеров, да и дети не больно хотят заниматься двоеборьем.  Тут нужна отвага и огромное терпение.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
11.05.2020 14:27
Святов А. - двухкратный чемпион СССР - по прыжкам на лыжах с трамплина  Беккер МСМК - по лыжному двоеборью, долгое время выступал в составе сборной СССР! А кто такая Шухова Анастасия? Какое отношение она имеет к прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью! И ещё давать оценку деятельности уважаемых людей, всю жизнь посвятившим - этому делу!
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
Михаил, во-первых, не хамите.
Но я так и быть отвечу на ваш вопрос: "Кто такая Анастасия Шухова?". Я единственный в стране представитель прессы, освещающий вопросы лыжного двоеборья, публикующий полные отчеты о соревнованиях, поднимающий проблемы российского двоеборья, коих, к сожалению, не так и мало. Ваши "уважаемые люди" не имеют таких уж и "великих" заслуг в спорте. У нас в нынешней сборной есть и 20-кратный чемпион страны, может, теперь такому двоеборцу можно и вовсе остаться без тренеров? Что касается А.А. Беккера, то он в составе сборной СССР был всего пару сезонов и, как говорят знающие люди, звание МСМК получил на соревнованиях уровня "Кавголовских игр" или "Хибинской весны". Это, по вашему, можно приравнять к медалям чемпионата мира или Олимпийских игр?
P.S. Слово "двукратный" пишется без буквы "х".  
Ссылка Рейтинг: 0 +5 -5
11.05.2020 21:09
Освещать можно и не зная толком темы, а быть в теме, испытать её на себе и добиваться результатов - совсем другое!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Ну да, ну да... Вы хоть бы имя свое с большой буквы писали... Да и успешного двоеборца Михаила Волкова, столь погруженного в проблемы отечественного двоеборья, я тоже не знаю... Давайте по существу, где в моем тексте допущена ошибка?
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
11.05.2020 22:05
Настя, не заводитесь!  Вы профессионально пишите статьи.  Освещая многолетний конфликт в Федерации ПЛ и ЛД, невозможно абсолютно быть объективной.  А Миша пишет довольно грамотно.  Обычно прыгуны и двоеборцы каждое слово пишут с ошибками.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
11.05.2020 23:32
Анастасия Шухова : « … Что касается А.А. Беккера, то он в составе сборной СССР был всего пару сезонов и, как говорят знающие люди, звание МСМК получил на соревнованиях уровня "Кавголовских игр" или "Хибинской весны". Это, по вашему, можно приравнять к медалям чемпионата мира или Олимпийских игр?»

По факту якобы не заслуженного присвоения звания МСМК, тем более в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века…приведены очень не профессиональные и  потому не убедительные аргументы…
Пара сезонов в составе первой сборной СССР по любому виду спорта, это более чем достойное достижение в спортивной карьере любого спортсмена…
Приравнивать звание МСМК к медалям ЧМ и ОИ … более чем не корректно…
На сегодня звание МСМК в биатлоне присвоено 184 мужчинам и 118 женщинам и подавляющее большинство из них не имеют медалей ЧМ и тем более ОИ и даже никогда не участвовали в них… но при этом они заслуженно остаются обладателями высокого спортивного звания МСМК…
Очень сомневаюсь, что в лыжном двоеборье, как и в других видах спорта это выглядит по другому…

Не давно, ряд наших граждан, получили звания ЗМС… и близко не подойдя к медалям ЧМ и ОИ…
 
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
12.05.2020 06:57
Раньше ЗМС можно было получить только вписав свое Имя ЗОЛОТЫМИ буквами...
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
12.05.2020 09:49
Губениев вон тоже биатлон освещает. Хорошо что в лыжные гонки его не пускают
Это я к тому что автор паблика проявляет неуважение к тем кто этот паблик читает ну и немного о том что нет никакого сравнения в понимании проблемы между теми кто поварился в этой проблеме и теми кто наблюдал ее со стороны
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Что касается присвоения спортивных званий, то, товарищ "Счетовод", могу с вами и поспорить. Например, есть в сборной России по двоеборью спортсмен Вячеслав Барков, получивший МСМК за победу на Универсиаде, соревновании крайне низкого рейтинга на международном уровне. Как известно, большинство спортсменов числятся в том или ином высшем учебном заведении, и те, кто не имеют шанса добиться чего-то выдающегося на уровне Кубка мира или Континентального кубка, едут на Унивирсиаду за практически гарантированной медалью. Выход сборной России по футболу в стадию 1/4 финала на домашнем мундиале, праздник, подаренный нашей стране, наступивший после победы над одной из сильнейших команд мира, – не идет ни в какое сравнение с золотом Универсиады.
Что касается А.А. Беккера, то если этот человек крайне сведущ и прекрасно знает, как "поднять российское двоеборье с колен", то почему же, выдвинув свою кандидатуру на выборах президента ФПЛДР в 2014 году, он не дождался самого голосования и снялся? Бывший президент прокомментировал эту ситуацию ТАСС следующим образом:
"Выдвигались Беккер и Дубровский. Кандидаты встретились, поговорили и решили работать одной командой. Беккер будет рекомендован для избрания вице-президентом федерации"...
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
12.05.2020 15:24

По первой части. Много кто сейчас про этого Баркова знает, кроме самих двоеборцев? А я тогда занимался ЛГ в ДЮСШ, лет 12 мне было, про двоеборье слышал краем уха, но про Беккера знал, писали о нем не раз в Советском Спорте, а, стало быть, это был спортсмен с Именем, вписанным в Летопись советского Двоеборья.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
12.05.2020 15:26
Товарищ Анастасия Шухова, ваш аргумент в споре (хотя не вижу повода спорить в вопросах присвоения спортивных званий с дилетантом, судя по суждениям) опять не выдерживает никакой критики…Не ориентируюсь в  двоеборье, ни чего не могу сказать о Вячеславе Баркове… Но однозначно могу утверждать следящее..
Звание Вячеслав Барков если он действительно МСМК, присвоил себе не сам, а на основании действующей  спортивной классификации, в которой видимо  победа на Универсиаде дает право на присвоение данного спортивного звания.. и едут на Универсиаду спортсмены не сами, а их туда отбирает ТШ… и при чем тут спортсмены, если уровень конкуренции там ниже чем на ОИ, а спортивные звания за победу на Универсиаде присваивают…
Если Вы действительно специалист в лыжном двоеборье, то обратитесь в федерацию или сразу гокомспорт…, чтобы за Универсиаду МСМК двоеборцам не присваивали…

По поводу подаренного праздника стране, согласен, но только праздника… уверен, что действительно ЗМС Екатерина Гамова, радовалась ¼ финала футболистов не меньше вашего, … и по поводу праздника стране она тоже не возражала,…. но по поводу присвоения званий ЗМС, ее мнение с Вашим похоже резко расходится… как и многих других действительно ЗМС…
Согласен с Вами, : «1/4 финала на домашнем мундиале, праздник, подаренный нашей стране, наступивший после победы над одной из сильнейших команд мира, – не идет ни в какое сравнение с золотом Универсиады.»
Но их ни кто кроме Вас и не сравнивает… как их сравнивать если даже за 10 побед на Универсиаде ЗМС не присваивают…

Что касается того , знает ли А.А.Беккер как «поднять российское двоеборье с колен»…то по этому поводу своего мнения вообще не высказывал… т.к. не имею ни какого представления об этом.

Еще раз про присвоение спортивных званий.
В СССР несколько Чемпионов Мира по биатлону, получили звания ЗМС через 4-6 и более лет после победного финиша.
В СССР получить звание МСМК было в разы сложнее чем в России… но это не вина нынешних спортсменов.. и говорить, что кто то получил звание МСМК на Универсиаде, приравнивая это к первенству колхоза или бани … мягко говоря не профессионально… не исключаю, что так могут рассуждать например  МСМК А.А. Беккер или МСМК Вячеслав Барков… но когда об этом упорно пишет спортивный журналист, спортивная квалификация которого в данном виде спорта уверен гораздо ниже перечисленных МСМК…это  не профессионально…
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
12.05.2020 16:10
Полностью согласен с мнением счетовода в отношении присвоения почётных спортивных званий за исключением Универсиады..  Мундиаль, да и Олимпиада в Сочи это - праздник со слезами на глазах.  Так опозориться с допингом!  Что касается Универсиады, то значение этих соревнований в России сильно преувеличивается.  Так, например, в Канаде поехать на Универсиаду в Алма-Ату мог  без отбора любой студент примерно 1-2 спортивного разряда, оплативший проездной билет, проживание и форму (5000 долларов).  Выиграть у таких "спортсменов" - не большая заслуга, поэтому присвоение звания МСМК за победу на Универсиаде нужно исключить из Квалификации.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
12.05.2020 16:19
Юрий, украшение Сочинской Олимпиады - Великая Победа Александра Легкова, и без всякого допинга. Да и не только.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
12.05.2020 16:27
Ну и как то в отношении Ботвинова уж очень не корректно сказано.
Сразу подумалось о Лопухове, он тоже не биатлонист
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
12.05.2020 19:04
А на фото-то все тсключительно приятные люди.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2020 19:20
Анастасия Шухова - единственный журналист, специализирующийся на прыжках с трамплина и лыжном двоеборье на моей памяти.  Она вошла глубоко в тему и профессионально её озвучивает.  Если бы результаты были, то и тон её статей был бы не настолько критичный.   Алекс, мы радовались победе Легкова, но и прослезились, когда узнали, что треть наших медалистов была уличена в допинге и во что обошлась эта олимпиада и мундиаль нашему народу.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Alex, вы уверены, что помните именно Александра Александровича Беккера? Его спортивные успехи скромны, продержавшись в основной сборной лишь пару сезонов, он покинул ее расположение в возрасте 22 лет... На сайте FIS нет спортсмена с такой фамилией, и в число призеров международных соревнованиях, протоколы которых опубликованы, он не входил. Но суть не в том, каких успехов добился или не добился Беккер, мы говорим о проблемах в современном российском двоеборье.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
12.05.2020 21:01
Ну,  Анастасия, другой-то Беккер вряд-ли был тогда, просто, видимо, в те времена все оценивалось по-иному, даже легендарный Веденин "всего-лишь" дважды олимпийский чемпион. На фоне нынешних монстров, и даже не совсем нынешних, если вспомнить Дэли, вроде как и скромно. Но Легенда есть Легенда. В данном случае, конечно, все скромнее, но
я хорошо помню, что когда у нас проходили всероссийские, а может и всесоюзные, старты, я, находясь на лыжном стадионе, рядом с нашим 70-метровым трамплином, когда его обьявили, подумал что-то вроде: "О, сам Беккер выступает!". Будучи еще пацаном, хотя и читающим Советский Спорт.
Хотя конечно, дело не в спортивных успехах.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
13.05.2020 03:38
По логике Анастасии, во времена СССР был только Леванди
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
03 Nicom 1
13.05.2020 07:53
Господа! Обсуждая регалии Сан Саныча мы немного ушли от темы. Основной смысл, как я понял, у Федерации нет жесткого рукаводства, нет человека слова которого высекались в граните, отливались из стали. Нет понимания и четкой стратегии куда двигатся. Как выбераться из ямы. Мастодонты типа А.Н.Святова и А.Н. Арефьева не хотят уходить и уступать место молодым. Нет ни у кого заниматься детьми, кроме тренеров энтузиастов и это понятно. Бабло будет если вращаться у сборной. Все проблемы с логистикой и прочими делами, за границей связанны с желанием прикарманить деньги с компенсации проезда. Все очень просто. Я с этм полностью согласен. Э.А.Субыч это вообще отдельная тема, я думаю ее не стоит сюда примешивать. И то что президент не самостоятелен это тоже правда. И то что вице президенты кроме своих интересов ни кого и ни чего не представляют кроме представительницы Нижнено Новгорода, она всец душой за спорт, но полнамочий нет, это тоже правда. Тренрские советы это чистой воды формализм. Существование местичковы групп влияния это правда. И хорошие люди попадая под их влияние, теряют свое лицо. В общем вывод для меня очевиден. То что я сейчас скажу повергнет многих в шок. Федерации нужен свой Саакашвили, который вычистит ее от пережитков, кланов, личных интересов от управления из вне, фамилия господина Уварова всем знакома, и т.д. Пусть даже он будет не на первых ролях. Спасибо. А Анастосия молодец вниакает, изучает, мыслит на эту тему. А тренерам надо бы у ней поучиться смелости. А то сидите на одном месте ровно, лишь бы не было хуже, да уж куда хуже. Да и на этой теме дененг не заработать, уважаите чужой труд, джентельмены.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1