• Михаил Рудберг

Некоторые ошибки лыжников при беге коньковым одновременным двухшажным ходом в подъемы

Очевидно, что в каждый момент цикла лыжного хода существует весьма ограни-ченный набор пространственных положений частей тела, оптимальных для развития максимальных продвигающих сил минимальным физиологическим обеспечением. Любые другие порядок и форма действий – вынужденная компенсаторика повышенными усилиями и обводящими траекториями движений, ценой вовлечения дополнительных мышечных групп. 

  Точно так же и механизмы двигателей внутреннего сгорания включаются в работу строго определенным способом. Моменты подачи топлива в камеры сгорания и последующая вентиляция отработанных газов настроены в строгой последовательности. Ранее или позднее зажигание смеси понижает мощность мотора.         Преобразование поступательных движений поршней во вращательное коленчатого вала обеспечивается сходным кривошипно-шатунным механизмом, сбалансированным маховиками и противовесами, какой бы производитель ни приступал к разработке очередного ДВС. Кстати, V–образные двигатели используют преимущества поперечного разлета цилиндров в той же мере, что и боковые усилия лыжника в коньковых стилях передвижения привносят выигрыш в скорости, по сравнению со старой доброй однорядной классикой.  

    Зачастую отклонения в отдельных движениях встречаются и у самых титулованных атлетов. В первую очередь, они могут быть вызваны неправильной установкой на выполнение действий. В отсутствие общепринятой структуризации и детализации коньковых ходов наши спортсмены и тренеры лишены здесь элементарных знаний и вынуждены действовать по наитию. Полтора десятка отечественных высших учебных заведений пока еще по-просту игнорируют преподавание современных стандартов технических действий в коньковых ходах.

    На ранних этапах становления спортивного мастерства ошибки могут быть вызваны и текущей диспропорцией развития мышечных групп. Вместо её ликвидации, некоторые выбирают путь к скорейшему достижению результатов, эксплуатируя свои сильные стороны. Наработанные навыки создают ложную комфортность привычно  ошибочных действий, которые не имеют ничего общего с их эффективностью.

     Впрочем, на то и многолетний тренировочный процесс, чтобы спортсмены, начиная испытывать тот или иной дискомфорт в попытках воспроизведения кинематических стандартов выполнения определенных действий, могли направлять свою подготовительную работу на подтягивание “отстающих” мышечных групп  опорно-двигательного аппарата. Такая корректировка, с определенной степенью вероятности, успешно скоординирует бывшие слабые звенья лыжника в слаженную работу рук, ног и туловища, в том числе и по преодолению подъемов шагом КОДХ. 

    Что касается отсутствия установки на правильное выполнение отдельных действий хода, то его причиной является и наличие в коньковых ходах доселе не систематизированных действий и фаз движений. К таковым относится, в частности, разгон палками в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы. Здесь – воистину кладезь ресурсов повышения эффективности КОДХ в подъемы и две из характерных ошибок рассмотрим в этой статье.

Отклонение туловища к основной лыже

    Реактивные силы, которые гонщик получает навстречу своему отталкиванию опорной рукой, приходят на плечевой сустав и направляют туловище не только вперед, но и вбок, в сторону противоположной опорной лыжи. 

     Однако спортсменам здесь выгодней противостоять боковому отклонению в эту сторону. Удерживая туловище в поперечно-вертикальном положении, легче передавать  усилие опорной руки к пятке ускользающей вбок стопы.  

И напротив, перевешивание туловища за скользящую лыжу увеличивает её загрузку и  повышает торможение. Происходит своеобразное зажимание опорной стопы весом нависающего над ней туловища и вертикальными силами реакции лыжной опоры. Очевидно, что развить продольное ускорение в таком разгоне крайне затруднительно.

Характерным маркером перегрузки разгоняемой лыжи служит нависание во фронтальной проекции плечевого сустава за наружные габариты опорной стопы. 

Лыжники мировой элиты стараются не свешиваться вбок за скользящую лыжу, рис. 49. Вместо этого, к окончанию разгона и началу конькового отталкивания, их опорная стопа, напротив, выезжает вбок из-под плечевого сустава.

 гр.п. 3        гр.п. 4 / 6              гр.п. 5             гр.п. 7

рис. 49   А. Черноусов почти вертикально ставит ведущую палку (свою правую) и разгоняется, располагая эту руку отведенным наружу локтем, что помогает ему удержаться от поперечного отклонения туловища за опорную стопу.

 гр.п. 4                       гр.п. 5 / 6                       гр.п. 7

рис. 50    Я. Ярош иллюстрирует ошибку в постановке ведущей палки отрицательным углом, "низким" локтем и штырем, слишком близко поставленным к внешней стороне опорной стопы; попытки удержаться туловищем от утягивания в сторону сильно отклоненной палки при таких положениях тщетны (белые пунктиры обозначают желаемые углы отклонений палки и туловища).

Устранение ошибки. 

                 Повышению поперечной устойчивости туловища помогают:

– практически вертикальная во фронтальной проекции постановка ведущей палки,  наклоненной на 2-3 градуса ручкой к спортсмену; 

– высокое отведение плеча этой руки, при котором согнутый локоть во фронтальной проекции выступает снаружи от ведущей палки; 

– создание встречного поперечного упора  ведущей рукой  в противодействии отклонению верхней части туловища в её сторону;

– одновременное напряжение мышц плечевого пояса и брюшного пресса в скрестной передаче усилий от опорной палки к пятке разгоняемой стопы, при удержании туловища в поперечно-вертикальном  положении.

 Слабый разгон основной лыжи

    В завершение перехода на основную лыжу, к окончанию её загрузки, колено опорной ноги у элитных гонщиков накрывает носок стопы в боковой проекции. С этого момента продольный наклон голени сохраняется  стабильным  на  протяжении дальнейшего разгона, рис. 53. 

    Это говорит о правильной передаче усилий рук и плечевого пояса на опорную стопу во время её разгона, когда та  ускользает вбок,  не отставая в  продольной проекции от своего колена.

    гр.п. 5                                                            гр.п. 7

рис. 53    От загрузки опорной ноги и до окончания разгона белорусский спортсмен незначительно изменяет продольный наклон этой голени (два правых кадра). Это означает, что усилия рук в этой фазе действий хорошо передаются на опорную стопу. По ходу разгона пятка скользит на  значительном расстоянии впереди от заднего габарита таза.


     У некоторых лыжников подчас наблюдается постоянное увеличение продольного наклона голени во время фазы разгона.  Это означает, что гонщик не просто подседает на опорной ноге, но  взамен начального разгона стопы перегружает её преждевременными попытками развить боковые усилия конькового отталкивания.  На рис. 54 иллюстрирована симптоматика повышенного торможения опорной стопы при разгоне из-за слабой передачи усилий рук на неё. За время перехода и последующего разгона продольный наклон опорной голени значительно увеличивается, а колено  опережает  стопу нависанием.

       гр.п.  5                                                       гр.п. 7

рис. 54  Другой белорусский лыжник, от момента перехода на основную ногу (гр.п. 5) и до окончания разгона (гр.п. 7), задавливает стопу чрезмерным наклоном голени вперед. Притормаживая этим опорный лыжероллер, он догоняет его тазом, упуская возможность предварительно разогнать стопу перед началом  бокового конькового  отталкивания.                                     

       Элитные лыжники во время разгона палками удерживают продольный наклон голени опорной ноги практически неизменным, увеличивая его после загрузки стопы в пределах  всего нескольких градусов, рис. 55.

            3                                                   2                                            1

рис. 55  Приземляясь на очередную опорную стопу М. Сундбю (вверху) и П. Нортуг (внизу) накрывают коленом носок ботинка, подаваясь вперед и наклоняя голень на 3-5 º(1–2). По ходу дальнейшего разгона продольный наклон голени стабилизирован и это говорит о полноценной  передаче усилий плечевого пояса на скользящую лыжу в её разгоне (2–3).

   Сами по себе продвигающее отталкивание опорной рукой и разгружающие действия ведущей руки еще не являются гарантией хорошего разгона опорной лыжи. Третьим компонентом правильно выполненного действия является торсионный доворот плечевого пояса вдогонку отталкиванию опорной палкой. Этим компенсируются силы, направленные на нежелательное отклонение туловища в сторону скользящей опорной лыжи.

     И наконец одновременный со всеми тремя действиями, акцентированный выезд опорной лыжи вбок из-под плеча гонщика. Правильно выполняющий действие спортсмен загружает при этом в большей степени пятку разгоняемой стопы и скользит позади и чуть сбоку от нее.  

   На рис. 56 российский гонщик ошибается в поперечном свешивании туловища, к окончанию разгона его опорная стопа остается под ним. Из-под плечевого сустава она выезжает лишь к середине конькового отталкивания. Все это время лыжник вместо прямого разгона преждевременно пытается развить боковое усилие конькового отталкивания. Характерным маркером таких попыток является вынужденное подгибание колена толчковой ноги внутрь.

         гр.п. 3/4                       гр.п. 5/6                  р.п. 7

рис. 56   Попытки приступить к коньковому отталкиванию лыжей, перегруженной нависающим над ней туловищем, приводят к подгибанию внутрь коленного сустава опорно-толчковой ноги, зажатого сверху весом гонщика, а снизу – силами реакции опоры.

       И, напротив, на рис.57 М.Фуркад удерживаясь в поперечно-вертикальном положении туловища, в первую очередь разгоняет из-под себя опорную стопу (гр.п. 5/6 – гр.п.7), и лишь затем начинает уходить с толчковой лыжи в противоположную сторону – к предстоящей постановке маховой лыжи. 

 гр.п. 5/6                                                       гр.п. 7

рис. 57 М. Фуркад демонстрирует оптимальный уход с опорно-толчковой лыжи в сторону маховой на протяжении её разгона и конькового отталкивания.


     Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы:

прямо-направленного начального разгона палками отъезжающей вбок опорной лыжи;

– последующего бокового конькового отталкивания ею. 

      Эти два действия разделяются “смещенным подседом” (граничным положением тела 7, когда предплечье ведущей руки поворачивается до горизонтального положения). Лишь после него лыжник должен приступать к разгибанию толчковой ноги.

Устранение ошибки. 

      Правильному выполнению  разгона опорной лыжи в начале основного шага помогают:

– передача поперечных усилий опорной руки к ускользающей вбок опорной стопе;

– разгружающее вертикальное усилие ведущей руки на отвесно поставленной  палке;

– возвратный, после замаха, торсионный поворот плечевого пояса в поддержку отталкивания опорной рукой;

интеграция всех трех усилий в разгон опорно-толчковой лыжи и удержание туловища от нависания над ускользающей вбок опорной стопой.

81 36474 Михаил Рудберг 12.12.2017 05:00
Рейтинг: +14 +23 -9

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

12.12.2017 06:14
Большое спасибо за интересную статью!
Как говорил Винни-Пух, "слово "торсионный доворот" меня только расстраивает", но в такой механико-математической теме на одних междометиях не покатишься  8).
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
12.12.2017 08:37
Очень хорошо,спасибо.Но хотелось бы большей четкости в терминах.Например:ведущая рука- противоположная ведущая рука.Понятно конечно,но несколько коряво.Приходится перечитывать несколько раз.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
12.12.2017 08:41
Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы
Или что-то с русским языком, или у меня лыжи не едут..
Ссылка Рейтинг: +13 +15 -2
12.12.2017 08:49
Удивительно, что под такой статьей вообще появляются "минусы". Точнее, минусы без комментариев. Заметки Михаила - уникальный контент. Золотой фонд скиспорта. Это не означает, что с ними обязательно надо соглашаться. Но если ставишь минус - может, имеет смысл прокомментировать?
Я вот, например, не совсем понял, к каким подъемам это все относится. На кинограммах усматривается довольно пологий рельеф и в процессе чтения, незаметно для себя, я соображения автора мысленно примерил на обычное передвижение по равнине. Только потом перечитал заголовок и ... ммм переосмыслил немного. Да сейчас приличные гонщики КОДХ на равнине и не используют, но у меня немного другой уровень ).
На мой дилетантский взгляд - многие моменты, которые Михаил отмечает, являются, скорее, не причиной низкой эффективности, а ее следствием, но если смотреть на саморазвитие комплексно - то каждый элемент становится важен - и его можно отдельно шлифовать: и локоть наружу, и угол наклона голени, и торсионный доворот.
Вспомнился рассказ о том, как Крамер примотал изолентой палку к кисти Матвеевой, заметив небольшой, но важный пробел в технике.
Ссылка Рейтинг: +4 +9 -5
После слова "компенсаторика" я получил ни с чем несравнимое сатори и дальше не смог, увы :)
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
12.12.2017 11:22
"Удивительно, что под такой статьей вообще появляются "минусы"."
Обычное дело. Если попробовать изложить точно биомеханику простой ходьбы, то 1) окажется, что она вовсе не проста, 2) мало найдется людей, которые дочитают до конца. Лыжники народ практический - большинство привыкло к тому, что тренер просто показывает или объясняет междометиями (или приматывает палку скотчем - но это уже топ уровень! :) ).
Не уверен, что точный (близкий к математическому) язык биомеханики вообще существует. Поэтому, наверняка, приходится много изобретать. Адаптировать бытовой и технический языки. Точно выразиться без математического языка трудно, это ведет к громоздкости выражений. А это как раз мало кто любит.  Однако в статье ИМХО почти все понятно. Кроме "торсионного поворота". Torsio - кручение. Получается поворот-поворот. Мб имеется в виду поворот вокруг вертикальной оси?
Еще насчет единственности решения (биомеханической задачи) - не уверен. Столько степеней свободы. Если даже движения по отдельным степеням описываются дифурами хотя бы второго порядка, то уже два решения.  Степеней свободы минимум десятки.. Возможно речь о решениях, соответствующих минимуму затраченной энергии? Но и тут могут быть возможны несколько локальных минимумов. Вобщем не очевидно это...
В словах "Ранее или позднее зажигание" одной "н" не хватает.
По делу ничего сказать не могу. В подъем держать "ось" вертикальной силенок не хватает... :(
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
12.12.2017 11:39
Никита Давыдов и  alex57  пишу статьи из расчета, что и предыдущие 15 прочитаны и "переварены". Термин "торсионный поворот" я уже употреблял почитай, что год назад ( https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/83587/ ). Имел ввиду именно разворот плечевого пояса по оси позвоночника. Раз есть торс, должен быть и его поворот, доворот. Торсовый? Нет. Есть торсионные переломы, не к статье будь сказано. Есть торсионные силы – уже к нашей теме ближе.  Один из переводов слова tortion –скручивающий (поворот). Помня о том, что таз разворачивается в это время навстречу торсу, вполне можем назвать это действие, как скручивающий поворот (плечевого пояса). Этот термин  применил к лыжам впервые,  в этом и состоит часть моей работы: "найти и обозвать".
И спасибо вам за лестные, в целом, отзывы. "Н" поправил, опять спасибо.
Александр Медведев, напиши я "компенсация", получится разовое действие. В  варианте статьи имею ввиду целый механизм, которым мы наделены сызмала. Компенсаторика дается к пониманию в наблюдениях   частично парализованных людей. Они не назло нам хромают и тянут за собой отказавшие конечности. Не имея возможности выполнить простейшую двигательную задачу штатными мышцами (скажем, вынос ноги вперед при ходьбе  4-х главными  бедра, которые в первую очередь для того приспособлены),  инвалиды вовлекают в действия и подъем таза, и его вращение в продольной плоскости, и руками придают себе дополнительный импульс, утрировано взмахивая. Это целая тема, жаль что вы впали в транс до того, как хотя бы набрали Вики.
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
12.12.2017 12:02
Денис Ярош  "Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы".
Еще раз разобрал предложение.
1. Да уж, не Пушкин.
2. Отсутствие знания лыжника "что делать" лежит в  причине его  незнания "как делать".
3. То есть,  не вредитель, не назло нам и тренеру "хромает".
4. А чего же такого не знает наш лыжник?
5. В данном предложении – того, что не надо сразу приступать к одному действию , пока не сделал другого, предыдущего.
6. Потому, что эти действия принципиально разные.

Сформулируйте в одно стройное предложение  все шесть пунктов, что я перечислил. С удовольствием заменю свое, если посчитаю ваш вариант элегантней. Ну или поправлю чего.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
12.12.2017 12:10
основной постулат: переносить вес с ноги на ногу не надо
почему при подъемном ходе это так, а при равнинном наоборот?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
12.12.2017 12:18
malex  Ответ однозначный – нехватка времени для выхода на ногу и обратно. Торможение в гору повышено: появляется скатывающая назад сила. Начинать работать надо сразу. Потому и тяжко нам, в подъемы-то
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
12.12.2017 12:18
на рис.56 КМК спортсмену (легков?) надо просто корпус развернуть вправо
это явное отличие от мартана
и все наладится :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Когда пытаюсь читать статьи Михаила, всегда задаю себе вопрос, есть ли хоть один лыжник, который прочитал всё, всё понял? Что не так в этих статьях?
И с другой стороны не могу не испытывать уважения за титаническую работу.
1. Тяжело читать, термины сложно переводятся в пространственные координаты. (Это нереально сделать в принципе, только показ.)
2. Непонятна уверенность, что именно эти технические положения являются оптимальными.
3. Непонятно, как можно по фотографиям сделать замеры с такой точностью 55, 56 градусов.
4. Не уверен, что приведённые образцы техники являются доминирующим фактором в их достижениях по сравнению с физической и функциональной готовностью.
5. Обучение технике вообще должно быть индивидуальным, поскольку разные длины конечностей, состояние мышц и т.д. Но и в этом случае мало выявить проблему, нужно подобрать упражнение для ликвидации технической ошибки. Но и подобрать упражнение недостаточно, нужно закрепить новый навык многочисленными упражнениями. (Есть отличные обучающие видео с таким набором базовых упражнений, главное при выполнении этих упражнений понимать для чего предназначено именно это упражнение)
6. Однозначно Михаил "утонул" в мелких недостатках, тогда как есть 2 типа недостатков: существенные (мы их видим у новичков) и несущественные. Устранять несущественные - вредно! Поскольку это приводит к закрепощению мышц.
Без обид. Чисто ИМХО.
Ссылка Рейтинг: +9 +12 -3
12.12.2017 12:32
Михаил Рудберг: "Раз есть торс, должен быть и его поворот".

Неожиданно. :)  Ваши предыдущие статьи читал, но к сожалению этот момент не запомнил. И не мудрено, столько в Инете "торсионных полей" и "торсионных генераторов", что уже сложился отрицательный стереотип сочетания любых слов со словом торсионный (хотя и нормальный торсионный маятник есть в учебной лаборатории). А вот про торс даже и мысли не возникло. Может здесь подошло бы "поворот торса"? Звучит скучновато, но простому человеку (например, мне) было бы понятнее.
И еще одно непонятно. Вот Крамер есть у Устюгова. А в гору Устюгов идет раскачивая корпус (бег в гору на тур де ски). Не верится, что Крамер этого не видит. Значит есть труднопреодолимые причины? мб большие размеры Сергея для лыжника? (скромно замечу, что сам больше Сергея (толще) и раскачиваюсь еще больше :) ).
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
12.12.2017 13:00
Да сейчас приличные гонщики КОДХ на равнине и не используют, но у меня немного другой уровень ).
это зависит от скольжения, ИМХО. При хорошей катухе и скорости КПД толчка палками падает и становится выгоднее "вкладываться" в ноги иногда вообще исключая палки.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
12.12.2017 13:07
У Легкова практически идеальная техника, кроме этого он всегда ходит под левую руку
Ссылка Рейтинг: -5 +2 -7
12.12.2017 13:15
Анатолий,
что хорошо и что плохо трудно определить :) правда!
но
большинство норгов очень эстетично едут
большиство американцев(американок) или чехов топорно
большинство финов прекрасно классикой
большинство шведов красиво коньком, но эстетика от норвежской отличается
французские биатлонисты как будто со времен "дюсш" по одному лекалу лепятся (а вероятно почти так это и есть
осталось выбрать себе симпатичный пример и разобрать его по косточкам :)
*
мне вот Домрачева нравится как едет :) плывет!
но не как все
"не как все" значит плохо или хорошо? может Михаил расскажет? разложит все по полочкам и углам ;)
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
вот и я тоже больше по красоте, лёгкости оцениваю:),
и Домрачева тоже плюсую, как и некоторые другие белорусские атлеты.
Читал Михаила и вспомнил Ханеволда, ну коряво он и бегал, хотя и техника была экономной с энергетической точки зрения.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
12.12.2017 13:25
вообще "торсионный поворот"
это масло мясляное
т.к. торшн это и есть поворот/скручивание
*
если "торсионный" это от слова тооорс...) то лучше было бы сказать поворот корпуса
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Михаил, спасибо за грамотную и добросовестную работу. А оптимальные ли это положения или нет, невозможно узнать, пока хоть какая-то система таких положений не будет предложена. Пока, кроме Михаила, этим больше никто не занимается системно, поэтому трудно сравнивать. Зато "второму", когда он появится, благодаря Михаилу будет легко и просто :). Прям представляю себе его тексты: "В отличие от М.Рудберга, данное требование не представляется нам существенным. Как видно на диаграммах 6.15 и 6.16 (соответствующие замеры скоростей ухода со стопы приведены в табл. 6.22), скорость ухода не зависит от ... и определяется совсем другими факторами. Рассмотрим их подробнее."
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
12.12.2017 13:29
да
я ханевольдов и всяких уши-дизл-ов, тора-бергер не редко вспоминаю
:)
не эстетично, но им явно подходит
КРАБ это вообще было нечто
*
другие белорусски поехали как Домрачева уже после Домрачевой
хз. или тот же тренер начал и других так учить или они за ней тянутся и имитируют
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Забанен пожизненно.
Интересно, а автор различает КОДХ, которым идут условно в подъемы и условно по равнине? Строго говоря - это разные ходы и акцент в них идет на работу разных групп мышц.
Ссылка Рейтинг: -2 +3 -5
12.12.2017 15:06
Обучение технике вообще должно быть индивидуальным
+100500! У каждого своя антропология. И у каждого бегунка в топе КМ своя (!) индивидуальная техника. Существует лишь общие подходы. Я не думаю, что тот же Крамер бегает вдоль лыжни с фотоаппаратом, а потом ночами с транспортиром и линейкой меряет углы торсионных завихрений.
Труды Михаила интересны, но вопрос, на сколько востребованы и используются тренерами?
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
я бы еще физику  ввел в обязательную программу институтов физкультуры.   как минимум раздел  теормеха.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
12.12.2017 15:34
malex На рис. 56 совсем не Легков. Но опорную палку (свою левую) ставит так же далеко отводя ручку и неправильно (кисть не в плоскости разгибания руки, образуется  плечо  ненужного рычага, общие усилия дробятся и  в продвижение направляется лишь их часть.)
     А плечевой пояс действительно надо бы здесь доворачивать вправо, но при этом и отклоняться на  опорной ноге влево. А чтобы правильно это выполнить,  стопу основной ноги надо ставить ближе к штырю ведущей палки (его левой). Или эту палку ставить штырем ближе к месту предстоящей постановки основной стопы.
Кстати. на последних в спринтах в Давосе увидел, как спортсмен перестал так  характерно проваливаться на ведущей палке и в начале разгона стал  держаться прямее корпусом.
    Крамер Рудберга читал? Не думаю. Просто вещи очевидные (для немца)  – пока пространственное положение тела неверно, половина пара уходит в свисток. Но для многих это не очевидно. Поиски "своего пути" - наше все.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
12.12.2017 16:28
1
кстати, первый кадр фуркада и не_легкова явно в разной фазе
не_легков на нем лыжу еще несет. она будет вынесена еще дальше внутрь
2
у фуркада не наклонена ли правая палка? как написано в начале не надо делать
правильный пример был - черноусов
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 16:31
Анатолий Нестеров Дистанционное обучение конечно имеет смысл, но оно возможно лишь до определенного уровня. И дальше без показа никуда. Летчики руками свои петли выписывают, и тренеру ученикам  демонстрировать движения на месте и на ходу обязательно нужно.
     Для такой демонстрации я в предыдущих 4 статьях по подъемному КОДХ и мультиплицировал образцы действий (GIF). Потому как в слове показ основное ударение надо ставить на "правильный". А вот с этим у тренеров проблема.
    Из Инфизкультов выходят учителя физкультуры. По бедности кадров нанимаются тренерами с/школ ОР и учат так, как их учили ( то есть так, как их тренер сам  бегал лет тридцать назад и за другим подсматривал).  Курсов повышения квалификации, высших школ тренеров в нищей России нет. В богатой Белоруссии есть, а у нас нет.
   Так что мои статьи и книги  единственный материал для вдумчивых спортсменов и тренеров. Такие есть, по-счастью. Остальным – просто  смотреть картинки и читать подписи к ним.
   
Надо ли подражать или пестовать в спортсмене  исключительность? Я что-то не слышал ни от одного вразумительного тренера  установки "делай дочка, как тебе удобно  – ты же не как все" То есть, все равно мы задаем ученикам  какой то двигательный шаблон. А раз так, надо от чего-то отталкиваться. От собственного разумения? Ну, у вас оно квалифицированное, у другого нет, ему куда?
     Предлагаю понаблюдать за современными стандартами  в каждом ходе  и плясать от них. Две школы в коньке: норгов и французов – готовые образцы к подражанию. Там уже "все украдено до нас". "Бери и делай, что  говорят. И радуйся."
 
 С чего вы взяли, что техника Ханневолда или Торы Бергер была эффективной? По-моему,  с их бы здоровьем, да оптимизировать половину действий от того, что они изображали - были бы УЭБ.
   
Ну это в статье кадры мелки, а на компьютере когда растянешь – поймать один градус не проблема. Тем более, что пишу не о градусах, а о тенденциях в каждом действии. Перед тем, как это "увидеть", надо высидеть свое за компьютером. Дальше все очевидно.
     
     А статью эту дал именно с наиболее существенной проблемой. Этот самый  разгон перед началом второго шага ни видеть никто не видит, ни описать ни в одной сказке не может. А там корень всей гармонии КОДХ в подъемы. Подогнутые колени - отсюда, проваленные туловища - отсюда. Преждевременное кантование и торможение здесь же.
     Графики ускорений спортсменов именно здесь показывают наибольший разброс с прикладываемыми руками усилиями. В разделе книги "биомеханика" есть пара тройка  интересных кривых, полученных ТАМ, сравнивающих лыжников разной квалификации.
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
12.12.2017 16:37
можно предположить, что средняя частота движений элиты в подъем в 1.5 раза выше, чем у любителей
ВОПРОС
будут ли изменены какие-то положения о эффективной техники для "медленного" контингента? :)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
12.12.2017 16:37
malex Левый кадр Фуркада - это второй у неЛегкова  там подписаны граничные положение 5/6 (одновременная смена лыжных опор).
 А у Фуркада действительно ведущая палка ставится косенько, и все биатлонисты с него пример берут. Им на гонщиков смотреть негде,  сами книг не читают, а тренеры  на стрельбищах в Цейсы кукают.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
12.12.2017 16:44
Дмитрий Олегович Шагом КОДХ в подъемы, да по равнине гонщики только разгоняются со старта. Когда мы по-стариковски, да по липкому снегу гуляем, то нужны палки подлиннее. Их постановка в подъем не требует такого сильного наклона туловища вперед, как если их ставить на равнине.
А дальше, по-моему, никаких различий - ведь  дело не градиентах, а в скорости   и времени проката.  Что мастерам 7 градусов вверх, что нам стоячие лыжи на равнине - рисунок один.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
12.12.2017 16:50
Алексей Ильвовский Вы правы - пока инструментально не начнем определять отдачу усилий лыжника на его продвижения вперед, подробненько так - все это наполовину теоретика и подглядывание " в душе".
Однако же и знать – что смотреть и что считать на первом этапе было необходимо.
Теперь оно есть. Пойдем дальше, чо.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
12.12.2017 17:33
Домрачева начинала в Нягани в дюсш и что там заложили азы переделать в возрасте уже не возможно.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
12.12.2017 17:50
Забанен пожизненно.
Михаил.
Большое вам спасибо за статью.
На редкость, впервые все понял. Отчасти соглашусь с отдельными коллегами, что иногда вы очень витиевато закручиваете текст. Но тут. Прямо в десяточку, все понятно. Особенно порадовало то, что вы стали указывать на то, как надо устранять ошибки.
Пожелание. Особенно от тех, кто тренирует технику самостоятельно, без смотрителей. Хотелось бы еще, чтобы вы указывали какие ощущения можно испытывать при правильной технике, и какие ощущения когда есть ошибка. Просто без наблюдателя со стороны, очень трудно поймать все эти углы и.т.п. Может как то можно контролировать себя по ощущениям?
Если вам не трудно, учтите это на будущее, был бы вам признателен.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Как-то с первой фразы стало скучно...
Эффективных техник безумно много!
Очень хорошо оценивать эффективность технике в контактных гонках на себе. Когда меняешь чуть технику и начинаешь отдыхать... и обгонять соперников с их "правильной" техникой, при этом своя может быть до безобразия кривой, но безумно эффективной. И если бы это было разок-другой, то можно было бы сказать, что померещилось, усталый организм вносит свои коррективы... но нет, можно  запоминать и воспроизводить - и снова получается эффективной!
И в первую очередь это касается горных ходов, в деталях их так много, что приходится перебирать абсолютно на каждом подъеме! Постоянно вижу и у элиты этот перебор техник как в мелочах, так и по-крупному.
Слишком много факторов влияют на эффективность, при этом совершенно не учтены: жесткость и пружинистость лыж, характер их работы, катуха в целом, жесткость трассы, готовность отдельных мышц(а их ох как много...), усталость мышц на каждом участке... , длительность фазы восстановления(это вообще огромное упущение, сводящее на нет все рассужденя!!!)
Из теории эксперимента хорошо известно, что, когда факторов много, то задача не имеет решения. Поэтому не хочу спорить... но утверждение "Любые другие порядок и форма действий – вынужденная компенсаторика повышенными усилиями..." лучше бы убрать.
Ссылка Рейтинг: +7 +11 -4
12.12.2017 18:28
Михаил Рудберг : "тот разгон перед началом второго шага ни видеть никто не видит, ни описать ни в одной сказке не может. А там корень всей гармонии КОДХ в подъемы. Подогнутые колени - отсюда, проваленные туловища - отсюда. Преждевременное кантование и торможение здесь же. "

Т.е. в отличие от равнинной техники безопорную ногу нужно выносить дальше вперед? ЦТ остается позади этой ноги? Вопрос: правильно ли будет "падать" на эту пока безопорную ногу? одновременно с толчком? чтобы все же ЦТ догонял эту уже теперь опорную ногу (попробовал как-то такое "падение", посмотрев ролик какого-то тренера француза в ютюбе, очень понравилось, но не уверен в правильном движении корпусом и коленом при этом, все же "падаешь"..)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 19:04
alex57     Нет, ни от кого в двух словах не объяснений  не получите. Сначала 4 статьи с  мультиками на сайте, потом книга о 112 страницах, потом сами  ответите на все вопросы.
             Другого пути познания не предложу.  
Ссылка Рейтинг: -4 +2 -6
Забанен пожизненно.
Михаил Рудберг, я имею ввиду, что КОДХ (условно равнинный) напоминает по технике исполнения КООХ (когда под каждую ногу толкаешься). И он существенно отличается от КОДХ, которым в горку едешь. В горку как-бы шагаешь вверх с минимальным прокатом, а на равнине именно прокат имеет решающую роль. Если говорить о новичках, то они едут коньком (КОДХ) по равнине именно по технике также, как и в горку. Просто хотел заострить на этом внимание, что в обоих случаях (что в горку, что по равнине) называть эти два стиля передвижения КОДХом несовсем верно. КОДХ на равнине один, а в горку - другой. Возможно нужно другую аббревиатуру исспользовать, чтоб не путать и не путаться. Горный, к примеру, КОДХг, а равнинный - КОДХр.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
12.12.2017 19:56
Забанен пожизненно.
Ну вот. "Чем дальше в лес, Тем больше дров" или "чем дальше влез тем глубже вылез".
Михаил, вот видите, как чтение статей в вашей интерпретации вводит людей в заблуждение.
Смотрите, alex 57 уже вводит новый термин " безопорная нога". У лыжников, таким образом уже появилось три ноги.: 1. Маховая 2. опорная 3.безопорная.
И какая нога есть какая, уже без бутылки не разобрать.
В этой связи не проще бы было хотя бы здесь рассказывать проще. Ведь простота изложения это талант автора. Да и читателям проще. Как мне представляется надо говорить не этими терминами, а просто, - левая или правая нога на таком то рисунке.
Потом про все эти углы. Как эти углы то вычислить во время выполнения упражнения. Да и тренеру в динамике движений трудно контролировать. На фото одно, а вот на практике другое. Вы, Михаил, учитывая ваш большущий опыт может и увидите в динамике, а многие этого не видят, вот и говорят спортсмену, тупо, "больше прокат, больше прокат", например. А дело не в величине проката, а улавливании инерции и управлением ею. Прокат он не бесконечен, а вот инерция она присутствует всегда, даже когда, например лыжник в ПДХ классикой намгновение приостанавливается на опорной ноге, то инерция все равно смещает центр масс вперед, что поддерживает продвижение.
Не буду вас учить, а предлагаю упростить манеру изложения,  и определиться с терминами и определениями.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
12.12.2017 20:13
Дмитрий Олегович. КОДХ в подъемы это - не просто название, это порядок чередования действий в цикле хода. Что в гору мастера, что на равнине новички последовательность действий одинакова. Она и определяет название этого варианта. В равнинном варианте КОДХ последовательность действий иная.
Владимир. alex57,  невдомек, что термин маховая нога лет 50,  как присутствует в исследованиях техники лыжных ходов. Одна – опорно-толчковая, вторая – маховая. потом наоборот.
Один и тот же Импульс силы отталкивания  ( тот что вы называете инерцией ) угасает в подъемы быстрее, чем на равнине. В силу появления дополнительной скатывающей назад силы. Поэтому лыжники  вынуждены  сокращать пассивные фазы и увеличивать рабочие.
Как упростить манеру изложения сложного материал,а честно – не знаю. Просто даю людям выбор пошевелить мозгами, или остаться при своих не читаючи.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Забанен пожизненно.
Михаил Рудберг, сами согласны, что разная. Тогда не нужно для равнинного и горного варианта использовать одну аббревиатуру - КОДХ.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
12.12.2017 20:36
Дмитрий Олегович Название конькового хода  определяется количеством шагов на одно одновременное отталкивание палками.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
На рисунке 50 лыжник одну палку просто держит за трубку, не работает ей.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 20:46
Модест Соловьев Ярош консультировал тогда сборную РФ по биатлону и учил их  "как надо" . Так и подписан рисунок 50  "Ярош иллюстрирует..."
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Я о том, что когда только одна палка, то её вертикально уже ставить не будешь, а бушеь ставить под острым углом.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Забанен пожизненно.
Михаил Рудберг, может и определяет, но как я показал выше (и вы с этим согласились), это совершенно разные техники, но при этом имеющие одно название. Так не должно быть.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
12.12.2017 20:54
Забанен пожизненно.
термин маховая нога лет 50,  как присутствует в исследованиях техники лыжных ходов. Одна – опорно-толчковая, вторая – маховая. потом наоборот.
Верно.
Не буду спорить по количеству лет присутствия этого термина.
Дело то в другом.
Согласитесь, все те, кто читает ваши статьи по технике, продвигаются , хотя бы теоретически в своих познаниях. А потом, как я уже говорил ранее, ввиду витиеватости изложения, начиная путаться, придумывают новые понятия, пример, "безопорная нога". Где такая нога у лыжника? бес ее знает. Но люди с фанатизмом это утверждают. Поэтому получается полный компот при прочтении, а уж не говоря, при применении на практике.
Насчет простоты изложения. Не надо нам про градусы говорить, а лучше проще сказать, например, что "...палка ставиться прямо, как вертикальный столб" и при этом было бы неплохо объяснить честному народу почему именно, как "вертикальный столб", а не косой.
Тут, на этой площадке нужно проще, здесь не экзаменационная комиссия при защите научной работы. Тут, из тех, кто еще пожинает азы техники, в основном практики среднего уровня, желающие продвинуться в технике к более высоким достижениям.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Забанен пожизненно.
Модест Соловьев, естественно, не будешь, т.к. толчек одной рукой по силе отличается от толчка двумя руками, поэтому и точка приложения силы разная. Поэтому говорить, что постановка палки неправильная не имеет смысла. Скорее всего она правильная, но для одной палки. Что мы и видим на фото.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Та палка которая ставится вертикально, она толкает чуть позже, когда она уже не вертикальная. До этого момента толкает другая палка. Из-за это появляется закручивающий момент.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Забанен пожизненно.
Модест Соловьев, спорно. Эффектиный толчек именно тогда, когда обе руки одновременно прикладывают одинаковое усилие.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
12.12.2017 21:22
Как структурный элемент теории, своды утверждений, языковых объектов, наравне с трудно устранимыми, как утверждает автор, особенностями, относящимися к языку, которым выражены, порождают и различные противоречивые мнения. Не в научности сила трудов Михаила Рудберга, а в безусловной противоречивости теоретических элементов. Они являются благодатной почвой для конструктивного спора, а, как известно, в споре рождается истина.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 21:37
Михаил Рудберг: "потом сами  ответите на все вопросы. "
А если, предположим, я таки прочитал все четыре статьи? Но так и не понял, "падать" на будущую опорную ногу правильно или нет?  Все равно не расскажете?
Тут дело в том, что практически я уже ответил себе на этот вопрос. Просто сделал как француз показал, и пульс на подъеме при той же примерно скорости упал на 5-10. Это очень много, поэтому наверное что-то в этом "падении" есть. Но, раз уж такой случай - обсуждение подъемного, хотел узнать возможную теоретическую подоплеку. Но понимаю, что это не просто, поэтому не настаиваю. За неизменное положение голени спасибо. Буду наблюдать, это очень интересно.

"Безопорная", а не "маховая" нога потому, что не махаю. В классике (40 лет назад) выносил ногу с махом вперед. Для использования инерции. Так тренеры учили. И был у нас в секции мс, который в основном на этом здорово бежал.
А в коньке просто ставлю ногу и толкаюсь опорной. Никакого маха нет. Поэтому не готов вслед за всеми повторять то, что они 50 лет повторяют. Что пардон, то пардон... Мб это и неправильно? А мб неправильно переносить термины из классики в конек? Не знаю, не специалист.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 21:53
alex57 маховая нога в КОДХ совершает два действия: сначала вынос и потом выпад. В классике то, что вы назвали "махом" называется выпадом. Примите уж принятую терминологию и сосредоточитесь на правильности/неправильности своих действий.
           В переходе с основной ноги на предварительную (в конце второго шага) мы действительно переносим вес тела с толчковой в сторону постановки маховой, еще не поставив её на опору. Но это не "падение", а постепенное "смещение веса".
         Постановка предварительной лыжи выполняется активным выпадом стопы, когда бедро коленом вперед – вбок  уже закончило сгибание и "смотрит" в сторону постановки лыжи. в статье https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/84021/
это gif 6. Просто повторяйте все, что там делает Олссон.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 21:57
Модест Соловьев. Это подводящее упражнение именно на правильное отталкивание ведущей палкой. Когда вторая рука не отвлекает. И выполняется оно именно вертикальной постановкой. Просто Ярослав Ярош искренне заблуждался ( а может и не задумывался) о смысле и назначении этой палки в начальном разгоне опорной лыжи). А её задача  разгрузить опорную лыжу в этом самом разгоне. Если она поставлена косо, ручкой наружу – силы утягивают гонщика наружу, что как раз  нежелательно.
Вы бы видели как он показывал поочередные  поперечные наклоны обеих палок  в КООХ: Сначала обе туда, потом обе сюда.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 22:03
Дмитрий Олегович  В подъемном КОДХ палки работают по-разному: опорная создает контрупор противоположно ускользающей опорной лыже, а ведущая в это время её разгружает.  Это и создает крутящий момент на позвоночном столбе, который лыжники используют для доворота плечевого пояса в сторону опорной палки. Тем самым удлиняя отталкивание ею. Она ведь ставится более острым углом и раньше норовит  отлететь от опоры.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.12.2017 22:08
Владимир. Да я в, принципе, с терминами определился. Книгу начал с глоссария (учел чьи-то пожелания в предыдущих обсуждениях)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
2 А. Нестеров: "Когда пытаюсь читать статьи Михаила, всегда задаю себе вопрос, есть ли хоть один лыжник, который прочитал всё, всё понял?", - думаю, сам Михаил Юльевич подолгу определяет и вынашивает отдельные элементы техники в их взаимосвязи друг с другом с учетом четкого определения начальных и конечных положений, прочие многочисленные нюансы и терминологию до того, как предлагает нашему вниманию конечный продукт: целостную теорию по конкретному техническому разделу в той или иной своей работе. Это труд, для ясного понимания которого требуется не "прочтение", а глубокое изучение с полной концентрацией внимания и, главное, позитивным, а не критическим настроем. Тогда появится возможность адекватного анализа собственной структуры движений, выявления и исправления вероятных многочисленных ошибок.
Глубоко благодарен Михаилу за его работы, в каждой из которых обнаруживаю для себя удивительные четко выделенные моменты, на которые раньше не обращал никакого внимания, очень способствующие очевидному техническому прогрессу на практике.
Ваши работы уникальны и необходимы каждому думающему тренеру и спортсмену. Спасибо!
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
12.12.2017 22:39
malex Еще раз посмотрел torsion  – переводится как существительное и как прилагательное. В нашем случае крутящий, вращающий, скручивающий ( навстречу с тазовым поясом поворот плечевого пояса по оси позвоночника) вполне подходит по-моему. Но не писать же каждый раз такую колбасу.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
12.12.2017 23:13
К сожалению, не всем дано долго удерживать эффективные углы, в том числе, и в коленных суставах (по сгибанию колен проще это оценить на себе). А это является одним из важнейших моментов для скоростного передвижения в подъёмы (ИМХО). Основная масса не может это повторить даже и на коротких уклонах. Тут нужна специальная подготовка. Согласен, что правильная опора на палки в подъём в некоторых случаях способствует как-то разгрузить ноги. При хороших раскладах ты словно начинаешь "взлетать". Тут как раз выполняется условия разгрузки скользящей лыжи, чтобы уменьшить сопротивление и тем самым удлинить шаг.

Для людей со слабой силовой подготовкой или с антропометрическими особенностями невысоких атлетов проще наращивать частоту движений, чем удлинять шаг. От этого и приходится отталкиваться. Так появляется суетливость, но и остаётся чувство передвижения. Что не мешает преодолевать подъёмы.

Элита может выдавать высокую частоту и длинный шаг продолжительное время. Это их и отличает от основной массы.

Вывод: без специальной подготовки не получится выдать максимум. Надо постоянно заниматься в режиме сила-техника-выносливость и т.д.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
12.12.2017 23:29
Максим Чесноков "эффективных техник много"
Ну, что?  Бегите ими всеми. Используйте "пруху, жесткость и т.д. И не читайте перед обедом  книг по технике лыжных ходов.
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Забанен пожизненно.
.....
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
13.12.2017 00:15
Дмитрий Олегович  Ну что еще сказать человеку,  овладевшему истиной многих техник, но не дающему себе труда  с нами поделиться их особенностями и подробностями и  тем, что делают их эффективными?
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Поделиться? Я и делюсь.
Надо для начала, как минимум, попытаться их классифицировать и систематизировать. Хотя бы таблицу предоставить или дерево. Даже это задача нетривиальная для хорошего аналитика. Прежде чем рассматривать под микроскопом один вариант хода, надо хотя бы оговориться, что это лишь один, частный случай. И уж тем более убрать всю категоричность и заявления о единственно верной оптимальной технике.
А систематизировать можно по разным параметрам:
1. Цели и задачи хода. Надеюсь никто не будет спорить, что дистанционный горный ход в середине марафона не имеет ничего общего с финишным спуртом в гору. У первого основная цель максимизировать фазу расслабления мышц при сохранении требуемой скорости, у второго выжать всю скорость из остатков мышц.
2. Жесткость лыж, жесткость трассы, работа колодки. Чем жестче лыжи и короче работа, тем резче отталкивание, со скорейшим переходом в фазу восстановления(расслабленности), чем мягче - тем размазаннее толчок. Мышцы остаются напряжены, но на очень небольшую мощность, практически восстановление.
Отличаются и направления приложения усилий, для жестких - практически перпендикулярно лыже - по голени в направлении колена(возможны небольшие отклонения). Практически отсутствует фаза разгона. У мягких - прямо по ходу лыжи, увеличить прокат, смягчить нагрузку на мышцы, основной импульс идет от переноса ЦТ, а не от работы мыщц. Выраженная фаза разгона лыжи.
3. Прыжки против раскатывания. Зависимость сложная и совершенно нелинейная, является продолжением второй. У меня точного решения пока нет.
4. Длина градиент подъема. Короткие пупки проще запрыгивать резко, длинные - экономично раскатывать, хотя и тут есть варианты не поддающиеся систематизации.

Далее можно собрать все факторы и продолжать, и исходя хотя бы из этой бинарной логики можно хоть какую-то укрупненную таблицу нарисовать.
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
13.12.2017 11:03
Максим Чесноков Вот самостоятельно и  классифицируйте, если с предлагаемой классификацией не согласны. Вы накидали тезисы 1,2,3,4 о том "что" ..., но не пишите о том "как". Такое задание кому-то.
1.  Если бы взяли на себя труд почитать маленько, то увидели бы что КОДХ в подъемы, например,  классифицируется  аж на три варианта (домашнее задание: какие?).

2.  Какое отношение скорость отталкивания имеет к  кинематике движений? Что, колено назад начинает выгибаться? Покажите, расскажите. Нарисуйте эти самые перпендикулярные вектора, сделайте разложение сил и покажите в них самую главную – продвигающую. Вы даже не обращаете внимание на то, что термин  "разгон лыжи", эту фазу, первым вывел и описАл кто-то другой, не вы. Наверно уж он где-то прописал и длительность этих  фаз в разных ходах, их начала и окончания).

3.  Что прыжки? расскажите, как требуете от других исследователей: как, когда, куда? сделайте раскадровки, GIF-ки. Опровергните детально, что не так с прыжками по версии, с которой вы не согласны (если знакомы).


4. Вопрос: "проще и сложнее запрыгивать" не имеет отношения к  деталям этого скоростного варианта. Раскройте нам – когда палки, когда лыжи ставить, когда они отлетают. Опишите свои наблюдения и сравните.


Тогда будет о чем говорить.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
Обычно при ведении дискуссии,  фразы типа "не нравится - напиши свою книгу" означают только требование покинуть дискуссию.
Не буду мешать.
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
13.12.2017 11:28
Максим Чесноков  Дискуссия – это конкретика. Оперируйте цифрами, иллюстрациями, сравнениями. А так получается, позевывая, –  "Да не согласен я..."
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
13.12.2017 12:46
Михаил, как Вы можете охарактеризовать технику передвижения коньком в гору Йоханеса Клэбо? Насколько она, по-Вашему, правильная и эффективная?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
13.12.2017 13:48
Денис Ярош Чтобы говорить о классике,  надо предметно "позаниматься" ей , как минимум  пару лет. Я пока целиком и полностью сосредоточен на коньке.
Навскидку уже писал где-то.
1. техника бега не Клэбо, а П.Нортуга (2015 год, Фалун, ЧМ), когда колодка не держит
2.  это бег "на руках", ноги несут вспомогательную функцию
3. притоптываение снега сверху вниз, чтобы на доли секунды обеспечить прилипание и зацепление "голых" лыж за опору, чтобы разгрузить руки
4. закидывание голени сзади не самоцель, а способ быстре вынести стопу вперед на следующее выталкивание ногой практически вверх.
5. частота  – залог успеха
6  тренируется летом не имитацией длинного отталкивания, а именно бегом с палками
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Забанен пожизненно.
Михаил Рудберг, я не теоретик, я парктик. Да и лыжи на этом сайте уже никому не интересны, больше темы с допингом мусолятся. Это тренд.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
13.12.2017 16:11
Забанен пожизненно.
В завершение перехода на основную лыжу, к окончанию её загрузки, колено опорной ноги накрывает носок стопы в боковой проекции. С этого момента продольный наклон голени  должен сохраняться  стабильным  на  протяжении дальнейшего разгона, рис. 53.

   Это говорит о правильной передаче усилий рук и плечевого пояса на опорную стопу во время её разгона, когда та несколько ускользает вбок, но не отставая в  продольной проекции от таза спортсмена.
Уважаемый Михаил.
Поясните пожалуйста, как можно удержать стабильным наклон голени, если по мере совершения наклона спины (вкладывания в толчек) голень сама по себе (анатомически, рефлексорно) изменяет свое положение. Попробовал это. ну не удерживается голень в стабильном угле. Все равно угол изменяется. Когда акцентируешь внимание на удержание угла голени, то рассыпается фаза "вкладывания" в отталкивание. Точнее не рассыпается, а становиться менее эффективной.
В этой связи вопрос: это я такой кривой, что не могу удержать голень в стабилном положении или это физиология человека вообще такая, ил этому действию надо научиться? Тогда: какие подводящие дела делать, на что обращать внимание?
Буду признателен за объяснение.  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
13.12.2017 17:07
Владимир. Вы точно подметили. Здесь выполняется так наз. "перекат" над стопой. Голень остается стабильной в этой фазе (стопа скользит на пятке, её надо чувствовать). Ваше туловище выполняет продольный наклон не только сокращением брюшного пресса, но и  разгибанием  бедра  в колене. При этом угол сгибания в пояснице  остается фиксированным.  У  М. Сундбю он – в районе 90 градусов  (подробнее стр.31, рис.19 в книге, которую вы, надеюсь, приобретете).
Посмотрите, каким  неизменным  наклоном скользит опорная голень Олссона, gif 5 https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/84021/. Долго смотрите и осознавайте одно конкретное действие.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
13.12.2017 17:26
Чтобы говорить о классике
Спасибо, но я как раз спросил по теме - о коньковом стиле Клэбо в гору. Он довольно уникален..
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
13.12.2017 18:42
Денис Ярош Честно говоря, не обратил внимания на особенности его конькового стиля. Надо будет пересмотреть повнимательнее.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Коллеги, в заголовке данной новости чёрным по русски написано : "
Разбирая технические ошибки, следует понимать под ними КИНЕМАТИЧЕСКИЕ отклонения спортсменов от стандартных действий " ни о одного вопроса по существу дела...в очередной раз дискуссия не о чём...
Сергей Бирюков, к счастью, долго удерживать эффективные углы дано всем, когда эти углы вначале пройдут через голову, после чего , через ноги всё решиться само собой...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Мне тоже бросились в глаза особенности КОДХ Клэбо в подъем в фазе максимального ускорения - малоамплитудные и очень резкие скачкообразные отталкивания на сверхчастоте, повторить которую удалось, разве что Батисту Гро в одном из своих забегов и то не на все 100% (как показалось, даже Пеллегрино уступал по этому показателю, но надо пересмотреть). При этом согласованность движений отдельных частей тела (туловища-таза-ног-рук) обеспечивали моментальный отрыв от преследователей.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
14.12.2017 11:38
Алексей, у меня не получается. Устаю и начинаю разгибаться для отдыха
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.12.2017 12:11
Скачал и  пересмотрел финалы в Давосе в исполнении Клэбо. Никаких новаций и изменений в технике скоростного варианта КОДХ в подъемы. Все в соответствии со стандартами. Частота чумовая, но сам рисунок, очередности  смены лыжных опор, стадия полета и постановки палок:
опорная п. - взлет с предварит.ноги - ведущая п. - приземление на основную (каденция 3+6+4–5), – ничего нового.
Самое главное и амплитуда выноса - замаха-отталкиваний руками полная. И опорной и ведущей дорабатывал, не обрывал .Ноги в конце отталкиваний разгибал как и положенно на  15–20 градусов до полного выпрямления в коленях.
Единственно, что  широким разведением лыж создавал себе и большие начальные смещения своего веса от них. Потому и отталкиваниям ногами были укорочены.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
14.12.2017 16:26
торсионный -- Связанный с кручением.

торсионный поворот -- масло маслянное.

"...согнутый локоть во фронтальной проекции выступает кнаружи от ведущей палки;"

работа, конечно, проделана громадная, но русский язык подучить не мешало бы.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.12.2017 17:01
Василий Мишарев.  Переведите "торсионный" как  "скручивающий" поворот. И "кнаружи" (анатом) по словарям сверяется легко - есть такой термин.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2017 11:34
Здравствуйте!!!!где можно купить книгу кроме Ювенты-спорт?????Благодарю!!!!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Перечитал все статьи еще раз. Понемногу въехал. Спасибо! Такой вопрос - сообщение по этому ходу: тренер мне говорил  что надо "ловить"  себя палками в начале основного шага, это как я понял продолжать и усиливать импульс от прыжка. Мне это дается плохо, но однажды на скоростных повторах попал в такт и на не своей руке поставил рекорд тренировки, почувствовал этот эффект. В Ваших статьях про это явно не написано (кроме как разные начальные углы корпуса в основном шаге) и как вы сами это "ловить" оцениваете?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2017 19:20
Александр Кормушкин Вы сильно удивитесь, но из практики работы со сборниками-биатлонистами знаю, что, после разъяснения задач,  некоторые этим шагом на коротких подъемах поначалу демонстрировали лучшую динамику и кинематику именно с некоронной (неосновной ) стороны.  
               Объяснение здесь в том, что на привычной стороне уже были наработаны ошибочные навыки. Вторая сторона от них была  свободна, поэтому задачи, поставленные тренером выполнялись здесь образцово. Но только на коротком отрезке. Дальше неподготовленная (ненакатанная в тренировках) сторона устает и все рассыпается. Перед вами двойная задача: пытаться перенести "пойманный" рисунок на основную сторону, и одновременно неосновную усиленно закачивать. Может она и пойдет лучше.
     Пойманный рисунок прыжковой техникив первую очередь зависит не от углов тех или иных наклонов, а от координации усилий рук/ног и мест постановки палок на опору. Последите за тем, как и куда вонзаете штырь  ведущей палки - ведь именно к нему приземляется стопа основной ноги. Вонзайте  сначала опорную палку, потом взлетайте с предварительной ноги. Поддерживайте полет в первую очередь опорой на палки руками, а доработку туловищем начинайте лишь после приземления. И сначала начинайте доворачиваться плечевым поясом к опорной палке, лишь затем дорабатывайте продольным наклоном туловища. Все очень сдержанно, по 20 градусов, не более.
     Ну и порекомендовал бы вашему тренеру приобрести книгу, там все очень подробно, а статьи - всего лишь статьи,  слишком мало места для нюансов.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2017 19:32
azat25 Могу и я выслать по почте. Ответил вам в личку на сайте.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0