Михаил Рудберг: Коньковый одновременный двухшажный равнинный. Ошибки и огорчения. Часть 3

Формирование спортсменом оптимального двигательного навыка требует его полного представления о выполняемых действиях – создания так называемого двигательного образа. Он создается постепенным наблюдением, изучением и воспроизведением элементов эталонной техники – действий и движений. Зрительное моделирование рисунка шага облегчает его последующее воспроизведение чередой мускульных сокращений и расслаблений в двигательных звеньях кинематических цепей.

            Неоценимую помощь в создании двигательного образа оказывает изучение кинограмм элитных спортсменов. В дополнение к просмотрам видео покадровая аналитика их движений раскрывает мелкие, но важные детали действий. В сравнениях с ними становятся очевидными многие технические ошибки.

            Неполное приведение и преждевременная постановка маховой лыжи

            Поочередно взлетая над опорой после отталкиваний, маховые ноги по мере угасания реактивных сил и под действием своего веса начинают обратное движение вниз.

Набрав инерцию маятникового движения маховой ногой, лыжник на весу притормаживает ее приведение у опорной стопы, меняя направление с поперечного на продольное. Силы инерции такого торможения передаются на опорную лыжу через таз и “подстегивают” продвигающие ее силы.

            К окончанию подседания маховая стопа меняет по дуге траекторию приведения стопы и после мимолетной оттяжки по времени готова увести лыжу на выпад вперед - вбок (рис. 49).

Читать статью полностью

53 11665 Андрей Краснов 16.11.2015 12:12
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

16.11.2015 18:04
Можно сказать короче и без наукообразия - надо держать корпус стабильным, исключить его боковые колебания, и при толчке палками больше использовать мышцы спины, а не рук.

Вызывают удивление странные термины вроде "реактивных сил", которые действуют на маховые ноги после отталкивания, а также "силы инерции такого торможения передаются на опорную лыжу через таз и “подстегивают” продвигающие ее силы".

Когда идет скольжение на опорной ноге, шевеление другой ногой никак не может изменить импульс тела, т.е. скорость лыжника. Лыжника, скользящего на одной ноге, никакие силы не подстегивают. Наоборот, он только тормозится из-за трения.
А ногу подносят близко к опорной, потому что она потом ставится под центр тяжести тела.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Тимур, а вот пересмотрите видео Валерия Меликова, там Андрей в момент взмаха рук подтягивает тело вперед, как если бы он подтягивал его, опираясь на палки, это как раз импульс, приданный в т.ч. и "шевелением другой ногой".
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 18:38
2 Тимур А.

   Мне вот кажется, что автор (МР) говорит прямо противоположное: нестабильность корпуса и колебания - неизбежны. Препятствие этим колебаниям более затратно, чем трансформация возникающих колебаний в полезное действие: ведущие лыжники утилизируют такие движения для создания дополнительного КПД передвижения.
   Отсюда и вывод - учитесь раскачиваться правильно :) :) :)
 
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 18:45
Тимуру А. "Вызывают удивление странные термины вроде "реактивных сил..." Реактивная сила на отталкивание ногой - это именно та сила, которая движет лыжника вперед (вбок, вверх) Ведь ногой мы отталкиваемся назад ( в сторону, вниз). Эта же реактивная сила подкидывает стопу вверх от опоры после отталкивания ногой.
     "...шевеление другой ногой никак не может изменить импульс тела, т.е. скорость лыжника" - Ошибаетесь! В коньках есть упражнение: скользите на одной ноге, а маховую сзади к пятке приводите и не ударяя опорную тормозите - опорный конек получает импульс, образованный набранной инерцией маха и его торможения. Передается через таз.
     "ногу подносят близко к опорной, потому что она потом ставится под центр тяжести тела" - Ошибаетесь, лыжники ставят стопу на снег далеко впереди - и с некоторым перехлестом боковой проекции   ОЦМ лыжника.  Равновесный баланс на ней устанавливается " под действием импульса реактивных сил" спустя 0,25 - 0,3 с, после перехода на очередную опору и свободного скольжения.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 19:36
2 Michael Maloss +100!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 19:52
Карен, В.Меликов подтягивает тело вперед и вверх не за счет взмаха рук и подноса маховой ноги во время проката на плоской лыже, а в момент отталкивания ногой от упертой лыжи. А когда маховая нога подходит к опорной, то по сохранению импульса скорость опорной увеличиться никак не может, наоборот, она уменьшится. Иначе получился бы Мюнхаузен, который на параллельных скользких лыжах сам себя всё время ускоряет и ускоряет, размахивая ногой ))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
не соглашусь, при желании можно даже провести эксперимент - подбить маховой ногой опорную сзади, она вылетит вперед, вы упадете и тогда уж наверняка почувствуете этот импульс, который на самом деле передается через таз в туловище.
хотя выход из подседа опорной ноги (или отталкивание от упертой лыжи по-вашему) имеет преобладающее значение. а еще конечно замах рук вперед-вверх тоже тянет за собой туловище.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 20:33
2 Michael Maloss

У хороших технарей нет боковых раскачиваний корпуса. В момент отталкивания они направляют тело четко вдоль новой опорной лыжи, которая смотрит почти вдоль трассы.
Элофссон: https://youtube.com/watch?v=DS0cTEi4M7o
Сундбю: https://youtube.com/watch?v=DxSGo3a5zso
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 20:47
Михаил,
На идеально скользких параллельных лыжах вы никогда даже не стронетесь с места, как бы энергично ни делали махи и подбивание к опорной ноге. Импульс замкнутой системы при отсутствии внешних сил не меняется )) Мах ногой - это не внешняя сила, а барахтание внутри системы.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 20:57
Да нет, же! Вы принципиально ошибаетесь. Маховая нога "туда" ( то есть назад-вбок) уезжает, привязанная к снегу будучи толчковой,  и  только там отлетает вверх от опоры, а вперед - вбок движется под действием силы собственной тяжести, умело направленная гонщиком в нужном направлении. Набранная кинетическая энергия, при торможении маховой стопы около пятки опорной, передается опорной лыже.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.11.2015 23:53
Тимур А. Да, полный импульс лыжника сохраняется (закон сохранения импульса, конечно трение играет свою роль, но в данном случае это несущественно), но любое перемещение части тела меняет положение центра масс тела и в течение периода движения (между двумя отталкиваниями) может уменьшить или увеличить скорость.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 00:00
Спасибо за статью! Не понял про локти, последнее время катаясь при сильном ветре, инстинктивно развожу локти в стороны, чтобы палки не сдувало ветром, причем предплечье и плече, в момент втыкания палок, почти параллельны земле (немного похоже на технику Д. Домрачевой).
Ошибка ли сильное поднятие локтей?
т.к ветер стихает, а привычка остается, но контролировать палки так проще...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Вообще-то Тимур прав. "Умело направить" силу тяжести нельзя. И инерциоид без трения никуда не поедет хоть он дерись. Никакой специальной "биомеханики" тут нет.  Все что можно сделать рациональной техникой это не прикладывать усилий "против шерсти" (против трения) и не тормозить мускульным усилием там, где потом снова придется ускорять.

Я не скажу что в этих публикациях одна ересь, просто за обилием "специальной" терминологии часто трудно увидеть суть :(
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 00:17
Александр,  надо читать " умело направленная" (маховая нога, то есть) - тороплюсь в комментариях и не перепроверяю падежи. Статью выверяю, а в полемике, каюсь, невнимателен.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 00:22
Alexey52. Ну, Вы правы, Домрачева так и бежит. А в Бейтостолене, сей год, мне показалось и Нортуг на классике  сильней обычного в DP плечи отводил.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 00:31
2 Тимур А

   Вы говорите о следствиях, а Михаил говорит о причинах. Пусть он меня поправит, но ключевая его идея состоит в том, что при тренировке движений нужно помнить о том, что каждое движение каждой части тела создает инерцию, о которой можно не задумываться, а можно и использовать во благо.
   Соответственно, автор и предлагает при поиске причин проблем с техникой анализировать движения с двух точек зрения - прямого назначения (толчок палкой или лыжей) и косвенного воздействия на остальные части тела, создаваемого инерцией от полезного движения.
   Мне кажется, что это очень важный и ценный совет и наблюдение, за что Михаилу спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 09:08
Михаил, спасибо за статью (пора книгу издавать!)
что про технику Меликова можно сказать?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 09:15
А когда маховая нога подходит к опорной, то по сохранению импульса скорость опорной увеличиться никак не может, наоборот, она уменьшится. Иначе получился бы Мюнхаузен, который на параллельных скользких лыжах сам себя всё время ускоряет и ускоряет, размахивая ногой )
Тимур, Лыжник не замкнутая система. Из-за силы реакции с землей, особенно боковой, возможно несохранение импульса лыжника как целого. благодаря этому мы вообще передвигаемся.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 09:24
По поводу странных терминов согласен.

Михаилу.
Для ясности им нужно дать четкое определение или использовать общеупотребительные физические термины.
Впрочем наблюдения конкретных моментов ценны сами по себе  их  можно проверить на практике не вдаваясь в теорию.
Спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 09:49
Термины. Когда я засел за работу три года назад обнаружил не просто отсутствие, а ПОЛНОЕ отсутствие у кого-либо  современной систематизации и  структуризации коньковых ходов. Начиная от классификации - все заплесневело еще двадцать лет тому назад. Действия описывались  буквально несколькими терминами: толчок ногой и толчок руками. И каждый из тренеров в силу своего понимания вынужден выискивать для учеников какие то доходчивые определения. Чтобы расписать подробную "карту" движений в процессе обучения. Как корабль назовете, так оно и поплывет...
Да, предлагаемые мной термины (кстати, а какие режут ухо?) в первую очередь непривычны - "нас так не учили". Проблема в том, что технике, как таковой, вообще нигде из наших спортивных вузов НЕ УЧАТ. Во всяком случае, следов этого (учебников, где технике уделяется больше 2х страниц на ход) не найдете. Нет их.
Я уверен, что специальная, лыжная терминология  со временем "обкатается". Анатомическая , физиологическая и общая физическая вроде соблюдается.  Нет?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 10:10
Maleх. Так собственно, этот раздел  "Ошибки.." из моей новой книги. На днях заберу из типографии - и по магазинам.
По технике Андрея Меликова.  В сети выложено много роликов с ПОДВОДЯЩИМИ упражнениями. Каждое из них направлено на развитие конкретных качеств. Я их рассматриваю не  как предлагаемую лыжную технику, а как отработку отдельных её элементов. Там где я полностью согласен - публикую на людях. Статья Double Push, например. А критиковать прилюдно не хочется.  Нас слишком мало, радеющих за свой вид и уделяющих внимание именно техническому аспекту.
В качестве эталона хотелось бы нам всем пожелать изучать технику мировых лидеров. Для того и нарезаю их раскадровки.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 11:09
2 Сережа Попов и Игорь Нефедов
Мы вообще (пешком и на машинах) передвигаемся благодаря силе трения. Далеко вы уедете без палок на коньковых лыжах в лыжне как бы ни махали ногами и руками? Меня смущает, что Михаил отменяет второй закон Ньютона (dp/dt=F), утверждая, что в отведенной маховой ноге запасена энергия, которая потом при подносе к опорной ноге ускоряет лыжника. Это неверно. Центр масс системы не может сдвинуться с места (изменить скорость), если нет горизонтальных сил. При прокате на плоской лыже без трения горизонтальных сил нет, поэтому махание ногой или руками никак не меняет горизонтальной скорости центра масс.

2 Игорь Нефедов
"...любое перемещение части тела меняет положение центра масс тела и в течение периода движения (между двумя отталкиваниями) может уменьшить или увеличить скорость".

Оба утверждения неверны. При прокате на плоской лыже без трения перемещения частей тела не меняют горизонтального положения центра масс и не меняют скорость центра масс. Это второй закон Ньютона.

2 Михаил Рудберг
"лыжники ставят стопу на снег далеко впереди - и с некоторым перехлестом боковой проекции ОЦМ лыжника".

Не согласен. В момент окончания толчка и перехода на новую опорную ногу центр масс лыжника больше не меняет горизонтальной скорости и обязан сразу быть над площадью опоры, т.е. над стопой, иначе не будет равновесия и долгого проката, а будет падение вперед, назад или вбок. При последующем выпрямлении лыжника и выносе рук вперед-вверх положение ц.м. по горизонтали не меняется, он по-прежнему над стопой.
Посмотреть хорошие раскадровки гонщиков Кубка мира всегда полезно, за это спасибо. А интерпретация с точки зрения механики крайне сомнительная. И вы зачем-то все время говорите об ускорении лыжи, об импульсе лыжи, в то время как цель - ускорение ц.м. лыжника, поэтому и силы интересно рассматривать только те, которые приложены к ц.м. лыжника.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 11:44
Тимур. Наконец мы начали по существу!
Маховая нога, отлетевшая после толчка от опоры стопой на 15-20 см от снега, как и любой маятник обладает потенциальной энергией. Почему маятник? Потому, что она обладает собственным центром массы ноги ( около 20 % от общей массы тела), к которому приложена сила ее тяжести. Точка прикрепления такого маятника - тазобедренный сустав,  смещена от центра массы ноги. Под действием силы тяжести нога сама приводится к опорной (даже если ничего не делать -  сама упадет). Правильно прикладывая усилия мы разгоняем такое приведение.
В низшей точке приведения стопы такой маятник обладает запасом уже кинетической энергии движущейся массы. Ну и куда она девается, во время торможения около опорной стопы?
Все знают такую цацку: несколько металлических шаров висят в ряд, крайний отводите - он бьет по соседнему - отлетает противоположный крайний шарик.
Так и наши две стопы. Только умелые действия позволяют лыжнику не впрямую себя долбить по пятке опорной ноги, а моментально фиксировать/отпускать тазобедренные суставы еще на подлете маховой стопы. С тем, чтобы опорная стопа не вылетала, как шарик из-под таза, а возвращала полученный ей импульс через таз же обратно к ОЦМТ,  который к тому времени уже сместился вперед.
В таком чередовании опор и смещении центров тяжестей как всего тела, так и отдельных его частей и состоит искусство лыжника.

В момент окончания отталкивания ногой масса тела набирает инерцию движения (импульс тела) Он угасает не ступенчато, а постепенно, под действием сил трения и сопротивления воздушного потока (а в безвоздушном пространстве будем двигаться вечно с неизменной скоростью). Если, к моменту окончания отталкивания стопа ставится строго под ОЦМТ, то во время угасания Импульса на лыжника будет продолжать действовать угасающая сила, опрокидывающая его плечом "ОЦМТ- опорная стопа".  В продольной проекции с этим можно жить - фиксируя суставы /напрягая мышцы и передавая импульс силы на лыжу по ходу ее скольжения. А в поперечной направлении - или лыжа юзом на льду, или в снегу "натыканние" на  нее и переваливание корпуса наружу через опору. Компенсация всего этого требует дополнительных затрат, проще начинать загружать очередную опорную стопу в некоторой недодаче себя до нее, имея в запасе тот самый  импульс на восстановление баланса после окончания отталкивания ногой.


Последнее, самое интересное. Должна ли интересовать нас опорная стопа с лыжей, с точки зрения ускорения/торможения? КОНЕЧНО! Ведь в связке "ОЦМ - опорная стопа" именно она находится на "переднем фронте" борьбы с трением . Именно она является конечной точкой восприятия мышечных усилий лыжника.  ОЦМ является лишь условным средоточием всех сил, своеобразной "точкой" их приложения и восприятия.   Это как старая игрушка.  Помните такие свитые пластиковые пружины? Один раз растяни и правильно кинь на ступеньки лестницы и будет сама себя разгонять/подстегивать, сползая вниз как гусеница.
Во время отталкивания руками стопа - главная, не так важно развить осевую силу на палках, как правильно передать ее на стопу  (превратить в горизонтальный разгон). А потом этот Импульс воспринять всем телом (ОЦМ) и сообщить его другой стопе.
Во время отталкивания ногой ( я про конек) стопа и сама разгоняется  и является опорой для разгона ОЦМ.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Михаил, спасибо за полезный труд. Стоило бы не торопиться и в комментах, чтобы облекать мысли в четкие и понятные фразы, избегая, например, вот такой: "...расслабляя тазобедренные суставы еще на подлете маховой стопы". С теми, кто не согласен, что импульс отдельной части тела способствует (или препятствует) подхвату инерционной скорости в зависимости от направления движения, можно и не спорить. Другими словами, динамичные и верно направленные маховые движения рук и ног вносят свой вклад в продвижение лыжника, "подхватывая" корпус через плечевые и тазобедренные суставы соответственно и способствуя поддержанию инерционной скорости, облегчая тем самым необходимую силу отталкивания на крейсерской скорости.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 12:25
Алексей, спасибо! Понятно же, что я не конкретно Тимуру пытаюсь что-то доказать. Объясняю в меру своего понимания всем, кто читает, но не участвует в полемике. Заодно оттачиваю "перо". Кстати, "расслаблять суставы" действительно звучит не очень,  привыкли напрягать/расслаблять мышцы. Попробуем фиксировать/отпускать суставы.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 12:34
Мы вообще (пешком и на машинах) передвигаемся благодаря силе трения. Далеко вы уедете без палок на коньковых лыжах в лыжне как бы ни махали ногами и руками? Меня смущает, что Михаил отменяет второй закон Ньютона (dp/dt=F), утверждая, что в отведенной маховой ноге запасена энергия, которая потом при подносе к опорной ноге ускоряет лыжника. Это неверно. Центр масс системы не может сдвинуться с места (изменить скорость), если нет горизонтальных сил. При прокате на плоской лыже без трения горизонтальных сил нет, поэтому махание ногой или руками никак не меняет горизонтальной скорости центра масс.
Я думаю, имеется ввиду динамическое воздействие ускоренной маховой ноги или другой части тела которая влияет на реакцию опоры и , соответственно на ускорение центра масс. Например , ты стоишь  на прямых жестких ногах и толкаешь штангу вверх, таким образом, что центр масс твоего тела остается неподвижным.  Это означает, что реакция штанги в течение толчка больше чем ее вес в покое.  Если при распрямлении рук ее не отпустить, ты полетишь за ней. Другой пример пушка упертая в стену, гасящую отдачу. Если снаряд привязать веревкой к пушке, то поле того как она натянется пушка двинется вперед.  Пример более наглядный для лыж - горизонтальный маятник на тележке конечной массы.  При нулевой силе трения система  груз тележка в среднем стоит на месте. В случае несимметричной силы трения центр масс будет перемещаться.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 12:35
Противоречия с дедушкой Ньютоном тут нет, ибо система не замкнутая и обладает сложными связями.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Другой момент - действительно уловить и использовать наилучший момент для расслабления мышц рук и ног после отталкивания и отведения назад (или назад-в сторону для ног в коньке), когда конечности сами приводятся в исходное (естественное) положение под действием силы тяжести, а затем уже добавлять динамичный мах для усиления импульса и подхвата инерционной скорости.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 12:47
Рудбергу.

угасания реактивных сил и под действием своего веса начинают обратное движение вниз.
стопы, меняя направление с поперечного на продольное.
Может интуитивно и можно понять что  Вы имеете ввиду, но по крайней мере сложно и не однозначно
Набрав инерцию маятникового движения маховой ногой, лыжник на весу притормаживает ее приведение у опорной
аналогично

Силы инерции такого торможения передаются на опорную лыжу через таз и “подстегивают” продвигающие ее силы.
Нет лучшего способа запутать задачу, чем ввести в рассмотрение силы инерции.

Я понимаю , что задача очень сложная, но если уж подходить к теме строго научно, то нужно использовать научный метод и терминологию.  В противном случае  объяснения скорее всего неправильны или по крайней мере не обоснованы.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 13:31
кто умеет описать все лучше, чем это делает Рудберг?
с удовольствием почитаю! а пока он такой один
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 13:46
Сереже. Я бы как раз хотел уйти в сторону от наукообразия в сторону популяризации, образности, достучаться до интуиции и здравого смысла.
Можно, конечно, долго и в каждой статье описывать термины, такие как Импульс тела, его изменения,но инерция мне кажется более доходчивой. С ней все сталкиваются.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 13:47
Михаил, а Вы можете выложить кусочек видео с полной фазой, вид спереди и вид сбоку эталона из элиты. Только покадровая раскадровка совместно с видео, а не фотка, даёт понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. Я Вам выложил видео, что бы показать, что геометрия движений элиты представленной Вами, не позволяет полностью использовать не инерцию массы тела, не инерцию маха. Мах руками в одну сторону, лыжа в другую, ц.м. в третью. Или не так?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 14:18
Поступим наоборот. Ваше Видео с Андреем раскадруем и обсудим все вместе. Но только позже.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Михаил, на мой взгляд у вас не получится уйти в сторону от наукообразности в своих постах -и, тем более, в ваших статьях...чем больше знакомлюсь с этим ходом, благодаря вам, который считал более примитивным по отношению к одновременному двухшажному коньковому ( враскоряку), тем больше убеждаюсь, что с одной стороны он даже сложный и более не естественный. в двухшажном всё делается на раз-два, а в одношажном на раз-два-три...как бы не пришлось ещё больше умничать в своих постах ( по другому наверно не получится) , потому что напрашивается теория колебаний ( в данном случае - свободное затухающее колебание линейной системы) которое заставляет прилагать больше усилий, для того, чтобы поддерживать момент инерци. биомеханика с кинематикой , конечно, должна помочь, но полностью избавить от этого "недуга"...посмотрим, жизнь покажет...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20 DY 2245
17.11.2015 14:51
Михаил, спасибо за труд.
Интересно было бы рассмотреть переход с одной опоры на другую. Или как минимизировать двухопорное скольжение. Мне кажется в переходе с ноги на ногу есть много возможностей для прогресса конькового хода.

Специально для тех, кто не верит, что маховая нога вносит свой вклад в скорость приведу простой пример:
попробуйте прыгнуть с места с двух ног на максимальное расстояние, а потом попробуйте сделать то же самое без маха руками... Мне кажется это простой пример для пояснения "как это работает".  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 15:00
Валерий,
вот несколько видео, из которых Михаил нарезал кадры
https://youtu.be/HksXxzH55pw?t=54
https://youtu.be/hzKZHuAUG9E?t=303
https://youtu.be/PmR5WXd_F8I?t=69

А это видео Бейто 2014, где много элиты в замедленной съемке.
https://www.youtube.com/watch?v=kyrBAyYZluM
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
DY Вы абсолютно правы ! именно в этой маховой ноге зарыт "тормоз" момента инерции...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 16:33
DY. Да, фаза перехода на очередную опорную лыжу  сильно отличается от предваряющего отталкивания скользящей лыжей. Практически - это классическое отталкивание, выполненное в наклонной плоскости.
Двухопорное скольжение  сокращается до минимума поздней постановкой лыжи на снег - в равнинном двухшажном практически в момент отрыва палок от опоры.
А вообще подробностей так много. Надеюсь, что многие  прочтут это все в книге.

Тимур, пришлите мне в личку свою почту - сделал  раскадровку первого же гонщика Тонсета из ваших роликов и выставил для Вас векторы поперечного  движения туловища  в сторону к маховой лыже и ее постановки  на снег не под, а за проекцией ОЦМ.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Прошу уточнить, что такое в вашем изложении "... классическое отталкивание..." и "...выполненное в наклонной плоскости"?
Под наклонной принято подразумевать негоризонтальную плоскость.
А у вас речь идет о равнинном ОДКХ.
Классическое отталкивание (в классическом ППДХ) имеет принципиальное отличие от конькового в том, что отталкивания происходит в момент остановки лыжи, а в коньке лыжа в момент отталкивания скользит.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
в конце толчка лыжа на внутреннем канте, это и есть наклонная плоскость, не рельефа, а поверхности лыжи.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
"в конце толчка лыжа на внутреннем канте", - это очевидный факт. При чем здесь и что такое "классическое отталкивание"? Какое отталкивание тогда неклассическое? Надеюсь, в книге материал будет изложен более последовательно и понятно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
тут строго говоря вы правы, я думаю, Михаил хотел донести мысль что в коньковом движение ноги оканчивается как и в классическом - полным разгибанием ноги, и стопы тоже
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 18:05
Мартин Йонсруд Сундбю На соревнованиях в Бейтоштоллене бежал техникой почти похожей на Меликовскую, особенно подъемы были шикарны - присмотритесь. Михаил, разберёте ее? Он почти параллельно ногу подносит маховую к опорной. И раскачки маятником там нет. В отличае от большинства, которые ему проиграли минуту и больше. Сундбю шел легко, когда многие шли на пределе. Или я ошибаюсь?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
т.е. речь идет не о классическом, а о законченном отталкивании на равнине, на которое автор обращал особое внимание в предыдущих работах. Скромное пожелание: хотелось бы более конкретных и однозначных формулировок. Со всем уважением.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 19:38
2 Алексей и Карен:

    Мне кажется, что если внимательно прочитать, то ответ очевиден и вряд ли требует большей конкретики и уточнения:
  "Практически - это классическое отталкивание, выполненное в наклонной плоскости"
   Отталкивание ногой - это ее разгибание. Через берцовую кость и голень можно провести плоскость, в которой они движутся. Очевидно, что при коньковом ходе в фазе отталкивания такая плоскость находится под углом (наклоном) к поверхности.

   На самом деле, МР пишет очень дотошно, просто нужно реально очень внимательно вчитываться в его описания, а не скользить по ним взглядом :) :) :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
вот уже вторая интерпретация, которая также оставляет после себя и старые и новые вопросы:
* что такое неклассическое отталкивание
* тогда какое отталкивание может производиться не в наклонной плоскости (т.е. в горизонтальной или вертиальной - ?!)
Лучше было бы получить ответы от автора, а не догадки интерпретаторов.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 20:17
Алексей, настройтесь не требовать от меня доступной Вам подачи, а пытайтесь сами понять автора. Чего коленками дрыгать: - Анна Ванна, ничё не понятно!!": Один взял на себя труд объяснить так, как сам понимает, другой - трудится, пытаясь это понять.  Так будет справедливо. У 1000 читателей свои представления об излагаемом материале. И каждый хотел бы услышать то, к чему он привык. Ну уж оставьте и автору право изъясняться по-своему. Я, ведь, не "Исидора Дункан..."
Что неопределенного в понятии "классическое отталкивание"? Почему нужно сто раз  долдонить то, что Гросс 50 лет назад определил: "отталкивание разгибанием бедра и голени, с доработкой сгибанием стопы".  В книгах есть и такое определение, кстати. А так - коротко, двумя словами определено то, что Вы и без меня знаете, классика же вроде Ваш конек!  "Наклонная плоскость" и есть наклонная плоскость, не вертикальная, где располагается классист, и не горизонтальная где лежит пловец. Чего это Вы раскапризничались???
Michael Maloss получает второй пирожок с полки за 100%-ное понимание сути. Куда книгу выслать Вам?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 20:36
Эдуарду Соколову. Отвечаю Вам здесь, потому что - в общую тему терминологии.
Вы пишите: "Начинать нужно было именно с такой статьи (знакомство с терминами, прим. автора), потому что язык статей многим непонятен. Использование в ваших статьях терминов не соответствуют общепринятому в научном мире, а некоторые слова "граничат с новаторством".
В первой статье я уже упоминал о большом количестве в книге  раскадровок и пояснений к действиям и движениям лыжников: 38 рисунков, поясняющих 20 действий руками, ногами и туловищем. Каждое действие снабжено названиями,определениями и пояснениями.
Это первые 35 страниц. Затем структура хода-  8 граничных положений тела и 8 фаз движений по 3 кинограммы на каждую  - еще 27 страниц текста терминов и пояснений к ним. С ошибками Вас познакомил. Биомеханикой даже заикаться не буду: там мама дорогая еще на 23 страницы и штук двадцать графиков, циклограмм и схем. Вот там, в книге,  все термины, которые  всем заинтересованным придется потрудится понять. Многим, как я уже упоминал, "еще десяточку" намного проще будет. Во всяком случае о том, где можно будет купить книгу спросил  только один человек.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.11.2015 23:38
Дмитрий Никельс. Еще раз пересмотрел гонку - Сундбю всю дистанцию прошел изумительным коньковым одношажным. Но хотел бы все-таки по теме КОДХ для последнего ролика Андрея подыскать. Возьму время на это.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.11.2015 04:17
Михаилу Рудбергу. Желаю Вам коммерческого успеха, но буду сильно удивлен, если книга станет популярной. Очень слабо для науки и слишком коряво для публицистики! (вывод по "рекламе" книги на сайте ;))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.11.2015 07:47
Техника конькового ходаСундбю это последний,самый совершенный этап развития.Примерно так плавают рыбы в воде
воде.Нет лишних движений,напрягов и сверхусилий.Вот в этом направлении надо копать и смотреть.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.11.2015 09:19
ИМХО если закрыть глаза на явно спринтерский характер Меликовского прохода (подпрыгивания и рывки) то он совпадает с  Сундбю.
Вот кто сильно отличается от прочей элиты так это Нортуг, он чем-то краба Ханеволда напоминает.
Не понял на счет книги, она уже в продаже  есть?  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0