Горные лыжи | Новые фото

Съемка в горах: советы профессионала

Что лучше - цифра или обычная камера? Как получить красивый кадр любительской фотокамерой? Есть ли золотые правила съемки в горах? На эти и другие вопросы отвечает Роман Денисов, профессиональный фотограф с 45-летним стажем, трехкратный обладатель премии World Press Photo и увлеченный горнолыжник.

- Роман Иванович, есть ли какие-то простые рецепты для тех, кто хочет привозить из горнолыжных поездок красивые фотографии?

– Очень важно при съемке в горах правильно ставить себе цели. Чтобы получить красивый кадр в горах, надо определить, что именно вы хотите снимать. Или вы намерены снимать пейзажи, или вы снимаете горнолыжника в движении. Это не взаимоисключающие вещи, разумеется, просто подход сильно различен. Если снимать пейзаж, обязательно необходим передний план. Обычные в горах сюжеты – снег, горы, скалы - на снимке будут далеко, поэтому нужно вводить, как говорят художники, "золотую середину", тогда кард будет смотреться по-другому. Если задумали снимать лыжника в движении, делайте крупные планы. Мелкий далеко едущий лыжник - гарантия неудачного снимка, думаю, у каждого их набралось не один десяток ("во-он та красная точка на горизонте - это я"). Чтобы получился хороший динамичный кадр, нужно или работать оптикой, хорошим телевиком (но такая оптика стоит немало), или специально организовывать лыжника, чтобы он проехал мимо вас.

Практически все классные горнолыжные кадры сняты на соревнованиях или специально организованы. Выбор места для съемки - сложное и важное дело, и чтобы получить хороший кадр, нужно выбрать оптимальную точку. Вообще, съемка горнолыжного сюжета - непростое занятие, у него очень много компонентов-требований. И солнце должно быть, и движение должно быть эстетичное, и снег пушистый – на все это надо обращать внимание.

– Цифровые фотокамеры фактически уже становится стандартом съемки. Вы считаете, что действительно лучше снимать цифрой?
– Я 45 лет работаю в фотографии, перепробовал множество аппаратов, и скажу вам откровенно - я стал поклонником "цифры". Даже не главное, что видишь то, что снимаешь. Очень важно, что "цифра" не искажает цветопередачу в горах. Снимая даже на диапозитив, надо иметь в голове много выполняемых задач. Во-первых, обязательно нужно делать коррекцию, во-вторых - в горах очень быстро меняются условия освещенности, в-третьих, сейчас есть много разной пленки, стало сложно разобраться, что действительно нужно. Кроме того, в горах - очень контрастное освещение, сильный ультрафиолет, и чем выше, чем хуже. И все это надо учитывать при выборе пленке. Разумеется, надо снимать на низкочувствительную пленку – 100, 50 ISO, с диафрагмой не меньше 11, много других условий. А цифра позволяет избежать многих технических проблем. Мой совет - надо брать камеру с размешением не менее 5 мегапикселей. Все, что меньше – для "фотки" (не люблю я это слово) достаточно, а для фотографии нужна хорошая камера, пусть не профессиональная, но с большим набором возможностей. И не обманывайтесь - на цифру тоже надо учиться снимать. Раз беретесь на съемку на цифровую фотокамеру, учитесь работать с Photoshop, правильно организовывать архив, читайте специальные журналы. Конечно, многое приходит с опытом, но и я постараюсь помочь посетителям сайта научиться снимать лучше.

– Хорошие цифровые камеры недешевы, и, разумеется, не хочется ее угробить в первой же поездке в горы. 
– Конечно, любая фототехника, особенно полупрофессиональная или тем более профессиональная, требует достаточно бережного обращения. Мой опыт подсказывает, что наиболее удобно возить камеру в спортивном рюкзачке, сумочки и другие аксессуары менее функциональны. Только желательно не падать на спину во время катания. Сейчас много появилось таких рюкзаков, если специальные горнолыжные. Для сохранности камеры хорошо, чтобы рюкзачок был армированный, хотя бы по бокам.

– Ваши рекомендации людям, котоорые делают свои первые шаги в горнолыжной фоотграфии.
– Не торопиться. Очень часто, по себе знаю, бывает так - приезжает человек в горы и - ах!, состояние эйфории, то, что называется "крыша едет". Я очень люблю горы, но у меня есть железное правило - не спешить. Особенно на третий день, в горах такое состояние, что хочется объять необъятное, а это невозможно. Примерно также - в подводной съемке. Я в первые дни никогда камеру с собой не беру. Надо в горах адаптироваться, посмотреть, места интересные выбрать, где можно что-то сделать. И главное, - ставить себе задачу. Просто так щелкать - может, конечно, что-то случайно вылезти, получиться, но это только случайно. Выберите, что вы в этот день снимаете – красоту, подъемники, отдыхащих людей, лыжников, что-то еще. В горах очень важны композиции, компоновка кадра. Фотография будет называться фотографией, когда вы увидете то, что никто кроме вас не заметил, а в горах это особенно часто случается. На качество фотографий очень сильное влияние оказывает состояние погоды и света. Пейзаж лучше всего снимать после при заходящем солнце, после 16.00-17.00, или рано утром, когда очень красивые краски. Все великие и красивые фотографии, снятые в горах, как правило сделаны или рано утром, или на закате.

– Как получить хорошую фотографию горнолыжника в движении?
– Очевидно, что должна быть короткая выдержка - 1/500, 1/1000. Многие полупрофессиональные камеры имеют специальные режимы для спортивной съемки - поэкспериментируйте с ними. В профессиональной фотографии лыжник снимается "с проводкой", то есть делают несколько последовательных кадров. С первого раза это обычно не получается, пробуйте, ищите варианты - как правило, с пятого-шестого раза фотограф уже чувствует движение и успевает поймать лыжника в кадр, приспособиться к его манере движений и темпу. Эффектно могут получиться кадры прыжка с бугра или если горнолыжник выполняет элементы фристайла.

Если фотографируете друг друга, делайте постановочные кадры - по отмашке лыжник поехал, фотограф "ловит" его в движении. И будьте готовы к тому, что это придется повторить три-пять раз, если, конечно, хотите получить хороший снимок. Случайных красивых кадров в движении практически не бывает. В спорте – да, случается всякое. Конечно, самое "сладкое" для фотографа - это падения, хотя и не корректно так говорить. Просто уж очень эффектные кадры получаются. Скоростной спуск снимать сложно, очень трудно поймать те доли секунды, когда спортсмен - в прыжке, да и трасса часто поставлена так, что бугор перекрывает вид. А на обычном, любительском уровне хороший кадр вполне по силам и начинающим фотографам, просто нужно терпение, неплохая камера и доля везения. 

0 2372 Ольга Борзова 14.01.2018 06:00
Рейтинг: +1 +1 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.