Горные лыжи | Новые фото
  • В календаре не найдено ни одного запланированного на ближайшее время соревнования.

Как менялись горные лыжи

Мы уже писали о том, что первые лыжи появились в незапамятные времена во многих уголках нашей планеты. Они имели различный вид и изготавливались из разнообразных материалов, но все имели одно и то же предназначение — дать возможность человеку быстро передвигаться по снегу.

Кратко мы рассказали об истории появления и создания горных лыж, а сегодня расскажем о развитии технологий их производства.

Технология слоёных горных лыж была впервые применена в 1881 году. Верхняя половина делалась из сосны, а нижняя — из ясеня, и собирались они сугубо вручную. Их экспорт в Швейцарию начался в 1882 году.

Применение гикори

Но действительно мощный скачок в производстве лыж произошёл чуть позже. В конце 1882 года началась эра применения очень прочного материала, практически не поддававшегося ручной обработке — древесины гикори. Лыжи стали ещё тоньше, гибкость возросла в несколько раз, да и скользяк перестал так сильно царапаться об лёд. Канты в то время ещё не придумали, и края были просто острыми, что, впрочем, позволяло полозьям довольно неплохо сцепляться со снегом. Конструкционный желобок помогал выдерживать перегрузки при боковом соскальзывании и торможении.

Эра клея

С 1893 года в Норвегии началось массовое производство клеёных лыж. Особой популярностью пользовались модели, в которых скользяк был выполнен из гикори, а сердечник — из американской липы. Такая конструкция обеспечила очередное снижение веса и повышение гибкости, да и в производстве они были проще, чем из цельного гикори. Но вскоре пошёл спад популярности из-за несовершенности клея.

Стальные канты

Стальные канты впервые были установлены на лыжи Рудольфом Леттнером. Событие это произошло в 1928 году в Зальцбурге. Нововведение, закреплявшееся при помощи шурупов, обеспечило повышение ходовых характеристик на жёстком снегу. Но так как держались они более чем слабо, прижились они плохо. Но некоторые лыжники, по достоинству оценившие преимущество кантов, носили с собой комплект для их ремонта прямо на месте катания.

В 1932 году на помощь лыжному производству неожиданно пришло самолётостроение. Именно в нём были разработаны клеи, идеально подходящие для производства лыж. И выпуск клеёных моделей обрёл второе дыхание, так как новые водостойкие казеиновые клеи прекрасно держали влагу и не давали расслаиваться. В то же время был придуман способ формирования сердечника с вертикальным расположением элементов, которые при высокой прочности выигрывали в весе у моделей из гикори.

Для горных лыж дерево в качестве материала для изготовления обладало несколькими существенными недостатками. Первый — это малая сопротивляемость скручиванию, а второй — низкая прочность при ударе. Беговые лыжи в этом плане были более неприхотливыми, но для горных моделей шёл поиск чего-то нового. И первые успехи были достигнуты во Франции. В 1934 году там была выпущена небольшая партия алюминиевых лыж, прототип которых был разработан ещё в 1928 году и дорабатывался долгих 6 лет.

Со следующего года скользяки начали покрывать бакелитом, а с 44-го года во Франции была использована поверхность из целлулоида. Это было успешное решение, которое не только обеспечило хорошее скольжение, но и предоставило неплохую защиту деревянной основы от повреждений и влаги.

Лыжи по-прежнему были деревянными, но наступил момент, когда в 1945 году свет увидел клей «Аэролайт», который мог намертво соединять металл и дерево. Как видно из названия, разработан он был для составления «бутербродов» — фюзеляжей из алюминиевых и деревянных частей. Тогда же инженеры одной авиационной компании создали первые лыжи, на деревянный сердечник которых был наклеен алюминиевый скользяк. Партия в 1000 экземпляров, имеющая высочайшие характеристики, к сожалению, была единственной, так как руководство решило не продолжать выпуск. Но несколько энтузиастов-конструкторов ушли из компании и основали фирму TEY, которая за 10 лет своего существования произвела около 10000 комплектов таких композитных лыж.

Но это не первый случай применения композита из разных материалов. В 1946 году англичане из компании Gomme пустили в массовое производство 3-компонентные лыжи: в них сердечник из деревянного ламината был обклеен пластиком с двух сторон, а снизу этот «бутерброд» был скреплён с металлической полосой. Эта конструкция была по достоинству оценена спортсменами и даже использовалась национальной сборной Великобритании в 1948 году на Олимпийских играх в Санкт-Морице.

Годом позже изобретатель Говард Хед, уроженец Америки, спроектировал лыжи, имеющие сердечник из дерева и две пластины из металла по бокам. Прототип он совершенствовал не один год, и его старания увенчались успехом — лыжи модели Blue Gun стали популярны и завоевали широкое признание. А всё потому, что в них сочеталась высокая гибкость и фантастическая для того времени сопротивляемость кручению.

Эра металлических лыж

Массовый переход от дерева к металлу и пластику проходил постепенно. Многие компании продолжали выпускать деревянные модели, хотя и проводили исследования и эксперименты со сплавами и пластмассами. Так что революции всё же не произошло.

Примерно через 20 лет ситуация стала сильно меняться. Широкое применение нашли металлические лыжи, конструкций которых было придумано великое множество: были и клёпанные модели, и клеёные, и с резиновыми прослойками для гашения вибрации. Имелись и минусы у такого лыжного инвентаря — это в первую очередь высокие требования к технологическому режиму производства, ведь при малейшем нарушении изделия могли просто лопнуть во время сборки. Да и вес иногда у них был немаленький.

В 50-х годах во Франции неким Д. Боссоном были разработаны стеклопластиковые лыжи. Поначалу они не были оценены по достоинству, но через 9 лет началось их серийное производство.

Эра пластика

Начиная с 1970 года, пластмассовые лыжи выпускались всеми крупными компаниями, но до революции было ещё немного рано — свершилась она только в 1980 году. Именно в этом году была воплощена в жизнь математическая модель внутренней динамики лыж. Она была довольно сложна, но позволила создать индустрию, под силу которой получить лыжи с любыми требуемыми свойствами. Кто разработал эту модель первым? Споры по этому поводу ведутся до сих пор, хотя, скорее всего, исследователи ведущих компаний пришли к ней примерно в одно и то же время и предпосылками для этого были развитие науки и техники (ведь подобные результаты специалисты фирмы «Атомик» пробовали получить в 60-х годах, но потерпели неудачу).

При всей кажущейся простоте лыж их внутренняя динамика очень сложна. Процесс скольжения подвергает лыжи ряду нагрузок, которые могут легко повредить даже металлические модели, кажущиеся очень прочными.

Новейшая история

Были в истории лыж и падения. В 90-х годах у них появился серьёзный конкурент — сноуборд, ставший очень модным из-за драйвовости катания. Но положению помогло появление карвинговых лыж.

Технику резанного ведения лыж освоили ещё в пятидесятые годы. Она позволяла входить в повороты без торможения. Но такие повороты подвергали полозья серьёзным нагрузкам, которые использовавшиеся до конца XX века материалы просто не выдерживали. Но технологический прогресс дал лыжному спорту новые материалы, на основе которых были разработаны лыжи для резанного ведения, т. е. карвинга.

Исследования технологий не прекращаются до сих пор и, возможно, скоро мы увидим новые, принципиально отличающиеся от предшественников, горные лыжи.

Источник: http://gesh.info

1 3338 Ольга Борзова 30.09.2019 14:58
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

01.10.2019 04:09
"Драйвовость" и проблема экспорта/импорта привели к некоторой "несовершенности" языка этой статьи ;)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0