Сегодня в ближайшем магазине провел исследование лыж на планарность с/п. Получил следующие результаты. Ни одни топовые лыжи 4х брэндов не имеют планарной с\п. У всех на пятке и носке края завалены, то есть скольжение происходит на внешних краях. Глубина просвета около желобка от 0,2 до 0,5 мм. Кроме этого у лыж Fischer под колодкой по обе стороны от желобка выступают бугры. Получается вот что.
1) Штайншлифт, нанесение машинных структур на с\п не обеспечивает планарность даже у топовых моделей.
2) Если лыжи не циклевать, а именно на это нацеливает производитель рекламируя цифровую доводку с\п и штайншлифт, то при скольжении нагрузка на с\п неравномерная, то значительно снижается эффективность.
3) Раз лыжи нужно циклевать, то немонятно зачем нужна эта распальцованная цифровая обработка. Тогда это лишняя технологическая операция, которую оплачивает потребитель из своего кармана.
Следующее исследование я провел на качество машинной структуры для чего воспользовался большим увеличительным стеклом. При соответсвующем угле падения света, отчетливо видны ворсинки вокург бороздок и между борозками. Отсюда я сделал следующие выводы:
1) Никаким механическим способом (роторные стальные и брорнзовые щетки, бритвенные станки) полностью ворс удалить не могут. Удалить ворс можно только сциклив цифровую машинную структуру.
2) Очень вероятно, что при обработке парафином эти ворсинки залепляются, а также самые грубые из них вероятно отырваются вместе с частицами парафина при обработке бронзовой щеткой, что улучшает скольжение таких ворсистых с\п и оправдывает в глазах потребителя использование парафинов с многкратным нанесением и выскребанием.
Суммируя первое и второе исследования я пришел к выводу, что производители намеренно используют технологии, которые ухудшают оригинальное скольжение с\п, т.ею применяют штайншлифт, который не обеспечивает планарности с\п.
Затем, чтобы компенсировать этот дефект скольжения, предлагается сложная многостуенчатая подготовка таких лыж с использованием недешевых приспособлений - скребков, синтетических и металлических щеток, дорогих парафинов, порошков и т.п.
Из физики известно, что сила трения пропорциональна квадрату давления одной трущейся поверхности на другую.
При непланарности с\п эффективая площадь с\п, участвущая в скольжении уменьшается, следовательно давление на те части, которые участвуют в скольжении увеличивается.
Проскольку площать уменьшается линейно, а трение увеличивается квадратично, то общая сила трения увеличивается.
То есть создан порочный круг. Купив лыжи, стоимость которых увеличина за счет новых, но не нужных, технологий штайншлифта, потребитель затем из своего же кармана и своими руками частично устраняет априорные недостатки этой обработки, поддерживая финансовый поток в сторону того же производителя.
На свежеотциклеванных третьих-четвертых сверху лыжах, априори можно получить скольжение луше чем на топ-модели подготовленной с использованием самых изысканных фтористых парафинов.
Резюмия, я не вижу никакого иного выхода из этой порочной ситуации кроме как возврата к технологии циклевке времен первых пластиковых лыж с прозрачной с\п.
На мой вопрос, что делать с лыжами после штайншлифа, Завьялов посоветовал залить их "стеклянным" холодным парафином и пластиковым скребком снять его, когда застынет, чтобы убрать ворс. Еще, по-моему, посоветовал после этого фибертексом пройтись.
Олег, когда я писал о пережоге с/п, то я имел в виду тот относительно небольшой пережог, когда с/п сереет (белеет, седеет) после 2-3 км (иногда, после 300-400 м).
Посмотрите «Вопрос о жесткости лыжи» в этом форуме, и Вы увидите, какое большое количество лыжников имеет проблемы с серыми пятнами на с/п.
Серо-белые пятна появляются в первую очередь при пережоге лыж (но не щетками, щетками пережечь практически невозможно). Такие пятна только циклевкой можно удалить. Никакие «пропитки» парафином не помогают, пятна появляются вновь. При нанесении «стеклянных» парафинов, избежать пережога крайне сложно, утюг должен двигаться быстро, без остановок. Но при таком способе наплавления возникает резонный вопрос: остается ли хоть сколько парафина на с/п после цикли и щетки?
На свежеотцикленных лыжах при наличии хорошего снежного покрова (без песка, безо льда) можно проехать многие сотни километров, и скользящая поверхность будет оставаться идеально черной (если она графитовая).
Все верно, Модест. При обработке штайншлифтом с/п сильно разогревается, и каждая половинка с/п (по обе стороны желобка) слегка «вздувается», с/п получается далекой от идеальной плоскости. В районах носка и пятки искривление с/п еще больше.
При обработке штайншлифтом с/п «высушивается» (уменьшается гидрофобность), появляется микроворс. А для уменьшения этих негативных последствий штайншлифта, бедные лыжники вынуждены часами «пропитывать» лыжи, а могли бы в это время покататься.
Искривление с/п усложняет нанесение порошков, затрудняет процесс снятия парафин. Штайншлифт намного увеличивает адгезию грязи к с/п. Полностью убрать микроворс после штайншлифта практически невозможно. Несколько лет назад в норвежском ЛС была напечатана истинно научная статья с анализом влияния штайншлифта на скольжение. Авторы статьи пришли к выводу, что владеющей циклей специалист получает более хорошее скольжение по сравнению с штайншлифтом. Эксперимент был проведен на высоком уровне, лыжи проходили надлежащую обработку после машины. Но было поздно, джин был выпущен из бутылки. Переводить эту статью на русский не имею времени, могу выслать на Э-адрес заинтересовавшихся коллег.
В этом форуме меня обвиняли в консерватизме, в попытке остановить прогресс. В связи с этим, хочу сообщить, что на моих лыжах и на лыжах моей жены штайншлифт появился еще в январе 1992 года. Задолго до того, как слово «штайншлифт» стало известно большинству из участников форума. Много лет я сравнивал лыжи со штайншлифтом и без, я страстно хотел (и хочу) идти в ногу с «прогрессом», но не верить своим собственным наблюдениям я не мог.
Но есть еще и практика. Лично моя практика ничего общего не имеет с этой теорией.
Штайншлиф, который сделал мне Завьялов, сделал выпуклую к центру скользящую поверхность абсолютно плоской и ровной - один проход скребка равномерно очищает всю скользячку. До этого каждую сторону от желобка несколько раз приходилось проходить. Холодным парафином заливал и счищал, лыжи не поседели через 500 км, не то что через 500 м.
Серых пятен не появилось. Структура, на мой взгляд, сохранилась абсолютно одинаковая по всей лыже.
Во избежание возникновения склок, прошу обратить внимание, что я никого не обвиняю ни в массовом, ни в единичном психозе, не претендую на истину в последней инстанции, а просто излагаю свои наблюдения, даже не мнение.
P.S. Модест, рекомендации Л. Кузьмина лично мне не подходят - см. мои предыдущие сообщения.
равно как и с ранее высказанными рассуждениями Модеста и Леонида.
Я провел опыты на способность С/п накапливать электрический заряд. Вот результаты:
1. Высокомолекулярный полиэтилен, которым выполнена с/п лыж Карелия 1989 года выпуска очень хорошо заряжается (этот материал выпускался на заводе Петрозаводскбуммаш для защиты гидропланок корообдирочного барабана буммашин в кислотной среде, а цех ширпотреба гнал ленту для Сортавальского МЛК). В полиэтилен добавлялись графит, шунгезит, молибден. Я испытывал графит.
2. Все лыжи - Фишер 01, 03, Карху, Атомик, Россиньол в части поверхности, имеющей графит, не заряжаются. Исключение составляет разгоняющая пластина, которая очень сильно накапливает заряд.
3. Лыжи с прозрачным полиэтиленом хорошо накапливают заряд.
4. Парафин способствует накоплению заряда.
5. Лыжи, чистота обработки которых выше, имеют способность сильней накапливать заряд.
По проведенным опытам можно сделать некоторые выводы:
а)Высокомолекулярный полиэтилен имеет способность накапливать статическое электричество;
б)Лыжи, обладающие свойсвами накапливать заряд, будут также накапливать и грязь, и чем лучше эти свойства, тем больше грязи.
в)способность накапливать грязь выше у чистообработанных лыж.
Вся теория сухих чистоподготовленных лыж с прозрачной базой, как оптимальных для скольжения - чистая туфта. Гладкую поверхность (как зеркало) сделать легче простого. Для этого ленту надо пропустить через строгальный станок. Это не моя идея - так делал Петрозаводскбуммаш, в то время имеющий цифровые станки с лучшим классом чистоты , обрабатываемой поверхности. Но весь парадокс заключается в том, что при строгании ячейка замыкается, и парафин не впитывается в базу. (кто-нибудь задумывался над тем, почему Кижи и др. деревяшки рубились, а не пилились? Для того, чтобы не было способности принимать воду и сохранять смолу - ячейка закупорена). Для лыж это не годится-ячейка должна быть открыта, а не заправлена. Голые лыжи практически никогда не скользят лучше смазанных. Об этом скажет любой ленивый лыжник, которому некогда этим делом заниматься.
Для чего нужна смазка.
1. Во-первых, для того, чтобы сохранить наши с вами драгоценные лыжи.
2. Во-вторых - по назначению смазки, для лучшего скольжения.
Требуется - ли высокая чистота обрабатываемой поверхности?
Не всегда, а только на мороз.
При трении трущихся поверхностей скольжение получается тогда, когда один материал уступает другому по твердости. Так происходит с графитовыми лыжами, графит отмеливается (отсыпается), тем самым уступая. Поэтому в лыжах на мороз больше графита. Чистота обработки таких лыж должна быть выше и они должны быть очень гладкими.
На тепло лыжи обрабатывать по чистоте вообще не надо, так как гранулы снега значительно больше по размерам (кристаллы снега и лыж не соизмеримы).
Чисто обработать лыжи можно, если это вообще нужно. Такая работа хуже и намного дороже, чем покрывать лыжи парафином на десять раз перед употреблением.
Если кто скучает по такой работе, то можно подсказать-для этого требуются абразивные порошки и пасты. И только три щетками с маслом до посинения-будет как зеркало ( в том числе почистит и канавки).
Что касается квадратичной зависимости от силы, вызывающей трение, здесь тоже все небезоблачно, так как какое еще зло хуже, учитывая способность гладких лыж к подсосу.
А в районе, примерно от минус трех до минус пяти градусов, вообшще хорошо , чтобы лыжи нагрелись и образовалась водяная пленка, работающая как смазка лыж.
То, что я говорю о чистоте обрабатывемой поверхности-это только мое мнение, но каждый может проверить это сам. Возьмите стоячие лыжи и трите их пока не надоест, а когда надоест, встаньте и прокатитесь - ничего не изменится!! И еще. Нам трудно доказывать что-либо друг другу, так как все, о чем мы говорим, не очень очевидно - смазка и обработка только чуть-чуть улучшают скольжение, а все в основном решают, грубо говоря, ноги и собственно какие попались лыжи.
Спасибо, Анатолий, что включились в обсуждение, нам есть чем поделиться друг с другом.
Первое что хочу Вам рассказать касается лыж "Карелия". Мое общение с ними как циклевщика закончилось выбросом их на помойку. Эти лыжи меня уговорила купить жена для себя, так как она не бегает, а больше гуляет на лыжах. Но я все таки решил их проциклевать. К моему удивлению с\п этих лыж Карелия была заплавлена промышленым способом и ее поверхность предствалялла собой крепкую корку, которую цикля с трудо прорезала.
Тогда я вскрыл эту корку и стал сциклевывать добиваясь планарности. На кухню, где происходи действо, вошла жена и чуть не упала в обморок, так как весь потолок, кухонный гарнитур, стиральная машина и холодильник были облепелены в стружках полиэтилена. Лыжи тут же были отнесены на помойку, я даже не успел поставить на них крепления. Это я рассказываю, с одной стороны, как курьезный случай, а, с другой стороны, как просьбу не вовлекать лыжи "Карелия" в дискуссию.
По поводу лыж с прозрачной с\п. Не знаю сколько Вам лет и помните ли вы, что практически до середины 80-х годов большинство лыж были с прозрачной с\п. В этот период с 80 по 85 год я занимался в сыктывкарской сдюсшор и большинство тех, кого я видел, лыжи не парафинили за исключением мокрого снега. Сам я парафинил только на воду и только в случае, если снег был достаточно чистый. На сборах был несколько раз на одной базе с Рочевым и Сметаниной и не замечал, чтобы они занимались парафиновой смазкой, хотя точно утверждать не могу. При этом циклевщиков было вокруг много и те, кто не циклевал сам, бе проблем находили кому отдать проциклевать. Меня научил циклевать один ветеран сборной Коми АССР: сначала мы проциклевали мои новые лыжи, а потом я уже циклевал младшим спортсменам. Так что мой опыт показывает, что, по крайней мере, на старых лыжах с прозрачной с\п лучше было без парафина, а с периодической циклевкой.
Еще раз отмечаю - тогда не было проблемы проциклевать лыжи - специалистов-умельцев было много, достать циклю, сделанную в заводских условиях из качественной инструментальной стали, не предстваляло проблемы, особенно для тех, кто крутился вокруг лыжного спорта.
Наконец, третье Вы опять исходите из сомнительной идеи впитывания базовым полиэтиленом всевозможных веществ от парафина до грязи. Размуеется, грязь прилипает, твердые частицы врезаются в с\п и зацепляются за нее, но насколько быстро это происходит? В силу того что полиэтилен в разы тверже самых твердых парафинов, такое загрязнение чистой с\п происходит значительно медленнее, чем смазанной более мягкими парафинами.
По поводу ленивого лыжника не справедливее ли сказать, что он ездит на старом грязном парафине, а не на свежепроцикленных лыжах?
Для обновления с\п, если она не поцарапана, достаточно сциклевать несколько микрон. Такой циклевкой не испортишь лыжи и до дыр протрешь не раньше, чем захочешь купить новые.
Благодарю, за то что не впал в истерику и не обиделся. Поговорить нам точно есть о чем.
Немного о себе. 58 лет, работа не связана с лыжами. Стою на лыжах с того времени, когда научился ходить, первые настоящие лыжи сделал сам. Примерно 10 лет (с 68 года тренировался и был подмастерьем у Ю. Санфирова, в то время главного тренера сборной Карелии, но бегал ориентирование. В Коми у меня друг - Николай Бажуков.
В свое время я ему ремонтировал лыжи (ему и Кривоноговой). Ю. Санфиров был творческий человек и на том этапе я многому у него научился. Мы все делали сами-станки, цикли, накатки, роллеры, лыжи на колесах и т.д. Эту деятельность я не прекращал ни на год. Первые пластиковые лыжи мы сделали раньше, чем они появились, и с графитовым покрытием тоже. Лыжи всех марок помню хорошо - они были с ворсом (Кнейсл - с пробковым боком, Россиньол, Карху с голубыми кантиками, белые и Фишер с графитовым боком). Первые Фишера мне достались, примерно, в 78 от Е. Беляева (розовая поверхность), до этого у меня были флуоресцентные (оранжевые) Карху с березовой скользячкой, пропитанной эпокс.смолой, а еще раньше-Ярвинен, носки у которых я загнул сам.
Примерно два года, после того как появились пластиковые лыжи не было однозначного мнения о том, снимать ворс или нет. Снявшие ворс не выигрывали и многие просто не решались его снимать.
Модест, насчет Карелии, ты зря. В. Драчев, когда попадал в сборную, у него кроме Карелии ничего не было, а он у всех выигрывал ногами по 5 минут. При этом у него и ботинок не было - бегал на SDS, а у всех был Саломон. Карелия всех подняла на ноги. Другое дело, что сами по себе лыжи были не- прочные и не все имели возможность их выбора (выпускался еще и спецзаказ).
Относительно гладких лыж мокрую погоду.
В идеале, если лыжи гладкие, то их размер 2.о метра на 44 мм, а если шероховатые, то 2,0 метра на (44 х №) мм, где № - коэффициент шероховатости. У каких лыж площадь больше? Соответственно видно, какие лыжи имеют подсос больше. Структура у меньшает площать контакта в том случае, если гранулы снега больше шага, т.е. гранулы не помещаются-этим можно объяснить уменьшение подсоса. Но структура, выполненная машинным способом всегда лучше, чем выполненная ручным (если лыжи не сожгли). Любые накатки всегда режут!!! и частое их применение ослабевают поверхность.
Еще наглядный пример о гладких лыжах такой.
Вы купили Мерседес, новый, кругом -грязь. Приехали на мойку, а там вам натерли ее
губками с песочком, как обычно делается. Так и на лыжах. Попробуте покататься на гладких и сухих лыжах по перемороженному снегу- сразу нужно заново готовить скользящуюю поверхность. Стальной Цикл будет всегда карманным инструментом; одним цыклом быстренько поднимете волну и лыжи на помойку.
А если бы была смазка, то лыжи бы не поцарапались, их бы закрыл парафин. Как закрывают воском кузов машины у нормальных водителей.
Про то, как парафинить-вопрос особый. И если коротко то я делаю примерно так - все как у всех, кроме заключительной фазы. Здесь я довожу латунной американской щеткой. У нее тонкие, мягкие, с плотной упаковкой нити. Она более тщательно, по сравнению с нейлоновыми щетками снимает парафин. При этом лыжа получается всегда почти чистая, не засаленная (заплавленная). Парафина на поверхности нет, поэтому и грязь-то цеплять нечему. А дальше - фиберлен.
Писать заканчиваю, так как получилось очень длинно.
От себя могу добавить, что существуют состояния снежного покрова, когда голые лыжи катят лучше, чем пропарафненные. Это как раз условия Тандер Бея и весна в Ромашково, когда грязи больше, чем собственно снега.
Также не следует забывать, что Madshus использует пластик с добавкой CeraF. Т.е. получается, что при циклевке счищается старый израсходованный слой базы и вновь начинает работать CeraF. Как в старой притче: что для Madshus - хорошо, то для Fischer - смерть.
PS. Эксперименты про пропитывание жидким парафином полиэтилена по детски наивны, т.к. то, что пластики способны многое что впитывать знает каждый водитель, иногда в салоне стоит такая вонь, что впору пешком идти...
Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.
- Оскар Уайльд –
Дискуссия, начатая в «щетки и смывки» 11.11.03 12:21 и продолженная в «вопрос Леониду Кузьмину», «Вопрос (просьба) к Леониду Кузьмину №2», «Не понимаю почему Леонид Кузьмин не опубликует», затянулась. Мои оппоненты пошли по второму кругу. Пора закругляться.
Испытав такое давлением от оппонентов, я даже засомневался, а не привиделось ли мне все то, о чем я писал здесь. Помог случай. Катался вчера коньком и встретил на трассе М. Фредриксона, одного из лидеров сборной Швеции. Полсборной живет в нашем городе (?stersund). Прокатились с ним вместе один круг (6 км), лыжи у нас одинаково катят. Чудеса! Над его лыжами было пролито много литров парафина и пота, а я легко проциклил свои после летнего (без парафина) хранения и уже успел 7 раз на них прокатиться (около 200 км). Снег на кругу на 70 % искусственный, а с/п на лыжах почему-то черная до сих пор. Чудеса! На эта паре я катаюсь с августа 2000 года, много раз циклил, а пластика на с/п хватит еще на 5 лет, волны нет. Много раз применял риллер на этой паре, а с/п до сих пор не развалилась (см. 02.12.2003 10:56 «и частое их применение ослабевают поверхность»). Совсем чудеса!
Идею часто доводят до абсурда, ещё чаще происходит наоборот.
- Евгений Кащеев -
А основная мысль, которую я пытался донести, это не рецепт лучшего в мире скольжения, это нахождение разумного компромисса. Хотите вы кататься на лыжах, то катайтесь, а не стойте часами с утюгом, не дышите этой дрянью, дышите чистым морозным воздухом зимнего леса.
Не знаю, удалось ли мне это, или я как Кассандра потратил массу времени и сил на призывы, а деревянный конь уже внесен в город, и выносить его никто не собирается.
P.S. По сообщениям норвежских газет, вчера на лыжной трассе в Холменколене погиб лыжник гонщик. Вскрытие установило смерть как следствие остановки сердца, специалисты считаю, что остановка сердца произошла вследствие мощного разряда статического электричества на лыжах покойного. Спектральный анализ показал полное отсутствие парафина на с/п лыж несчастного. Криминалистическая лаборатория города Осло установила, что с/п лыж потерпевшего примерно за три час до смерти обрабатывалась острой стальной пластиной. Прокуратурой г. Осло возбуждено уголовное дело по факту изготовления и применения цикли.
одно дело кататься, другое бежать. У меня, наверное, такие же лыжи-австрийский голубой пластик. Вы семь раз, а я два года их не мазал и не парафинил, чего время зря тратить. Сегодня при нуле проехал на них тридцать по свежечку вдоль проселочной дороги, катят сволочи.
Леонид, Вы ведь нормальный мужик.Обижаться на нас не надо.Мы все, видимо, друг друга не поняли. Людей интересует профессиональная подготовка инвентаря, а не для туристких прогулок. Вы в Форуме очень авторитетный человек, а почему-то по этой теме ожидание у людей не оправдали (правда не у всех).
Вам пишет Леонид, что катался по гоночной трассе вместе с членом сборной Швеции коньком на таких же лыжах как у этого члена сборной. Видимо, фишер или мадчуз. Причем тут синие лыжи (видимо ворсистые, конца 70х годов, помню видел такие)? При чем тут прогулка по целине вдоль дороги? Кстати, завидую Вашему здоровью - 30 км вдоль проселка - это сильно - это полтинник в пересчете с проселка и синих лыж на гоночную трассу и цера-эф.
Леонид писал, что катался на таких же лыжах, что и член сборной по гоночной трассе. Только член сборной обильно их готовил с парафином, а Леонид только проциклевал после летнего хранения. Вы эту мысль уловили?
При чем тут гоночная трасса и члены сборной Швеции - не Вы ли писали:
"...Вчера испытал лыжи. Снега в парке было немного, только траву прикрыло, накатал лыжню метров сто, держащую сазь не клал - толкался только палками, поэтому впечатление ограниченное, но скользили лучше чем в среднем на парафине..."
Такое "тестирование" не выдерживает никакой критики...
Леонид за 10 лет, владея всеми языками мира, не убедил тамощних гонщиков бегать на голых и белых лыжах, а нас решил за месяц. Чем мы хуже М. Фредрихсона? И лыжи у нас не хуже, с чего ты взял? Наверное, просто у тебя их нет, циклюешь 95 года. Я, все такие и подобные давно вынес и тебе советую отдать детям как гуманитарку.
Пойду-ка я да позвоню Роме Виролайнену, Леонид-то ездит, чем мы хуже?
Кстати снега у нас навалом. Я, болею, и в основном сейчас катаюсь по проселкам на даче, 15 от дома. А молодежь гоняется на Кургане, где сегодня замечены были и москвичи (Ю Харламов, проездом с Кировска)
Я, конечно, человек в лыжах не очень опытный. Долго наблюдал за дискуссией издалека. Но может быть, как говорится, уста младенца глаголют истину, т.к. в «веру порошков и литров парафина» еще не вступил:), а небольшой и непредвзятый опыт уже есть.
1.Про циклевку. Ничего страшного с лыжами не случится, если их регулярно слегка подцикливать (именно про это говорил Леонид, а не про снятие с лыж слоя пластика в десятые доли миллиметра) и обрабатывать латунной щеткой. У меня коньковые и классические лыжи фирмы Мадшус (а у них якобы самый тонкий слой с/п), что бы снять с них слой с/п до клея даже при таком подходе уйдет много лет.
2.Про применение парафинов. Может и есть такие условия, когда чистые (ненапарафиненые) лыжи поедут не хуже подготовленных, но это скорее исключение, чем правило. Да и седеют они после нескольких километров при морозном агрессивном снеге. Действительно после применения дорогих парафинов и HF-парафинов чуда не происходит – бежать все равно ногами, но небольшое улучшение в скольжении чувствуется, другое дело, что финансовые и физические затраты на подготовку лыж очень часто не совсем адекватны этому улучшению и имеют смысл только в случае участия в соревнованиях.
3.Для меня остается в этой дискуссии только вопрос о целесообразности затраты большего количества парафина. В одном из ответов человек подсчитал сколько надо парафина в случае, если с/п лыжи полностью впитает в себя парафин, это далеко не половина упаковки и тем более не целая. Какой смысл в парафине, который в глубине с/п и не участвует в скольжении – мне не совсем ясно? Очистить лыжу можно впитыванием одного-двух слоев теплого парафина, а не 10-50 слоями. Для того, что бы держался лучше погодный парафин, и долгое время не появлялись седые пятна, гораздо важней нанести перед погодным парафином слой морозного, а не многократная пропитка лыж теплым парафином, плюс он (теплый парафин) будет смешиваться с погодным. Т.е. надо прогрунтовать лыжу морозным парафином или графитом (в случае сухой морозной погоды), но опять-таки достаточно одного и не толстого слоя, это проверенно мной даже в очень суровых условиях. Про погодный парафин, то же могу сказать, что от того залили ли вы лыжу или нанесли тонкий слой парафина, это (толщина слоя) на скольжение лыжи не повлияет.
Было бы очень интересно, что на все это скажут более опытные участники форума, а Леонид с Модестом, может быть, даже приведут что-нибудь из Портоса или Конфуция .
Мое наблюдение из практики применения лыж с прозрачной с/п. Чистка лыж мягким горячим парафином не работает. Это легенда. После такой чистки, при первых двух проходах все равно сцикливаешь грязный пластик.
По поводу поседения лыж с парафином читайте «Вопрос о жесткости лыжи».
Алексей (Пулькин), при «чистке» графитовой с/п невозможно определить, что окрашивает парафин в темный цвет, графит или грязь. Возьмите лыжи с прозрачной с/п и повторите мой эксперимент. Проще некуда.
Недавно перечитывал номер ЛС 2-3 годичной давности, там приводились результаты тестов лыж, пропитанных 20, 40 и 60 раз. Каждый раз получалось, что чем больше циклов пропитки, тем лучше скользили лыжи. Но самое интересное в том, что сам экспериментатор (в то время смазчик норвежской сборной) считал, что дело не в проникновении парафина вглубь с/п, а в последующем выскабливании парафина, т.е. именно в механической обработке. Если кому интересно, уточню источник.
Ну со смазчиками все понятно - работа у них такая смазывать - могут и 200 и 300 раз пропитать, если деньги некуда девать.
Кстати, культ профессии циклевщика для поизводителей лыж был бы выгодней, но "эволюция" отрасли свернула с этого пути 12 лет назад.
Я вот никак не могу взять в толк, почему сразу лыжи пропитаными не изготавливают, ведь в заводских условиях это сделать проще. Еще проще пропитывать полиэтиленовыю ленту прямо на заводе по производству P-tex.
Почему такой огромный объем работы взваливается на потребителя?
Если я не ошибаюсь, весь смысл капитализма - производство как можно большего объема товаров и услуг с максимальным освобождением потребителя от какого-либо труда. На это все направлено в развитых странах. В США даже делают тренажеры, от которых мышцы не устают.
1) Почему в случае лыж этот закон капитализма не действует?
2) Почему каждое новое поколение лыж требует от потребителя все большей и большей однообразной ручной работы?
3) Не в этом ли причина отвращения от лыж как от массового спорта с перспективой превращения этого вида зимнего спорта в подобие бабслея?
Я не знаю, как обстоят дела в России, но в Швеции родители забирают детей из лыжных секций именно по причине усложнения, удорожания лыжных гонок. От родителей требуют участия в подготовке лыж (пропитка), просят сбрасываться на покупку порошков. Не всем это нравится.
Под массовым спортом я имел ввиду все-таки именно спорт - детский (СДЮШОР) и взрослый (марафоны всякие).
Для нормального развития лыжного спорта нужен именно массовый набор детей в спортшколы. В советское время в лыжные СДЮШОР набирали в 6-7 классах. В Коми были школы (в Сыктывкаре население 150 тыс. чел., Ухте 100 тыс., Эжве 50 тыс.) в которые набирали по 100-200 человек за сезон. Приходилось нарезать несколько 5 км кругов, чтобы друг дргу не мешали. Но тренеры говорили, что в то время, из которого выросли Сметанина, Рочев, Бажуков наборы были еще больше.
Для такого массового спорта со 2-3 года тренировок уже нужен серьезный инвентарь и не все родители на это готовы тратить большие деньги. А инвентарь ниже самого топового часто намеренно "запорчен" функциональными недостатками. Производители делають все возможное, чтобы спортсмен покупал только самое дорогое и для этого вносят изменения в конструкции инвентаря средней ценовой категории так, чтобы он был полностью непригоден для гонок при внешне привлекательном дизайне.
Я даже не представляю в каком сейчас состоянии лыжный детский спорт в Коми, мне пишут, что зарплаты там у народа невысокие.
С другой стороны, чтобы дети появили интерес к лыжам, им должны подавать пример взрослые. Если не катаются родители, не проводятся лыжные праздники, профсоюзные или муниципальные гонки, то дети не видят, что это такое и не "заражаются" этим спортом.
А теперь ко всем этим условиям развития лыжного спорта приложите все эти требования пропитывания и посмотрите что получится.
При этих условиях лыжный спорт в России, а он всегда шел из глубинки из провинции, где есть природные условия, главное из которых "10 минут пешком до лыжни", при этих условиях лыжный спорт в России загнется неминуемо.
Поэтому вопрос выяснения полезности парафинов и пропитывания - вопрос для российского спорта не праздный. Очень жаль что тренеры вроде Грушина этого не понимают и продолжают рекламировать пропитывание и необходимость высоких расходов.
Даешь цикли в массы! Думаю любителей лыжных прогулок, это еще сильнее оттолкнет, а сколько еще при этом инвентаря попортят. А еще для циклевки нужен станок, да и цикли подтачивать надо постоянно. Malex правильно говорит, что любители вообще лыжи не смазывают, так что за них можно не беспокоиться. Давайте от темы не уходить. Скажите, Модест, если честно, вы лыжи когда-нибудь парафинили, и если да, то как? И что совсем не катили?
В новешее время парафинил в прошлом сезоне коньковые на температуры +5С .. -5С парафиномами Свикс. Пробовал CH и LF. LF почему-то катили уже. На мороз -5 .. -10 не парафинил а просто вычишал старый парафин бронзовой щеткой тщательно. Класстческие лыжи не парафинил в новейшее время ни разу. Только держащие мази (Rex без фтора) и бронзовая нелоновая щетки. Вот теперь проциклевал.
Алексей, все верно. Об этом же говорится и в статье из норвежского ЛС, на которую я ранее ссылался (30.11.2003 13:44). Но не забывайте, все это подразумевает обработку лыж штайншлифтом, а потом многократное «пропитывание» с целью уничтожения микроворса. Куда проще проциклить лыжи и один раз запарафинить (если духу не хватает кататься на чистых лыжах).
1) Штайншлифт, нанесение машинных структур на с\п не обеспечивает планарность даже у топовых моделей.
2) Если лыжи не циклевать, а именно на это нацеливает производитель рекламируя цифровую доводку с\п и штайншлифт, то при скольжении нагрузка на с\п неравномерная, то значительно снижается эффективность.
3) Раз лыжи нужно циклевать, то немонятно зачем нужна эта распальцованная цифровая обработка. Тогда это лишняя технологическая операция, которую оплачивает потребитель из своего кармана.
Следующее исследование я провел на качество машинной структуры для чего воспользовался большим увеличительным стеклом. При соответсвующем угле падения света, отчетливо видны ворсинки вокург бороздок и между борозками. Отсюда я сделал следующие выводы:
1) Никаким механическим способом (роторные стальные и брорнзовые щетки, бритвенные станки) полностью ворс удалить не могут. Удалить ворс можно только сциклив цифровую машинную структуру.
2) Очень вероятно, что при обработке парафином эти ворсинки залепляются, а также самые грубые из них вероятно отырваются вместе с частицами парафина при обработке бронзовой щеткой, что улучшает скольжение таких ворсистых с\п и оправдывает в глазах потребителя использование парафинов с многкратным нанесением и выскребанием.
Суммируя первое и второе исследования я пришел к выводу, что производители намеренно используют технологии, которые ухудшают оригинальное скольжение с\п, т.ею применяют штайншлифт, который не обеспечивает планарности с\п.
Затем, чтобы компенсировать этот дефект скольжения, предлагается сложная многостуенчатая подготовка таких лыж с использованием недешевых приспособлений - скребков, синтетических и металлических щеток, дорогих парафинов, порошков и т.п.
Из физики известно, что сила трения пропорциональна квадрату давления одной трущейся поверхности на другую.
При непланарности с\п эффективая площадь с\п, участвущая в скольжении уменьшается, следовательно давление на те части, которые участвуют в скольжении увеличивается.
Проскольку площать уменьшается линейно, а трение увеличивается квадратично, то общая сила трения увеличивается.
То есть создан порочный круг. Купив лыжи, стоимость которых увеличина за счет новых, но не нужных, технологий штайншлифта, потребитель затем из своего же кармана и своими руками частично устраняет априорные недостатки этой обработки, поддерживая финансовый поток в сторону того же производителя.
На свежеотциклеванных третьих-четвертых сверху лыжах, априори можно получить скольжение луше чем на топ-модели подготовленной с использованием самых изысканных фтористых парафинов.
Резюмия, я не вижу никакого иного выхода из этой порочной ситуации кроме как возврата к технологии циклевке времен первых пластиковых лыж с прозрачной с\п.