Прекрасный плакат с видом ленты марафона, движущейся по озеру, является своего рода рекламным буклетом не только Энгадина, но и всего Вордлоппет. Мне он попался на глаза очень давно, вероятно еще в 90-е годы, и с тех пор крепко засел в голове, мотивируя хоть когда-нибудь, но проехать этот марафон. Поэтому, решив в этом сезоне сосредоточиться в основном на Вордлоппет, поскольку в своей группе М7 уже четвертый год и «ловить» на ветеранском чемпионате мира нечего, определил Энгадин как обязательный для себя лыжный праздник. Но увы, праздник не получился. Главная причина – это неспособность или нежелание организаторов грамотно расставить участников в соответствии с их силами по стартующим группам. Мне определили группу держателей паспортов Вордлоппет в четвертой волне через 40 минут после старта элиты, хотя по рейтингу предыдущих марафонов (Трансжу2009 – 250, Геттинау2010 – 75, Джизерска2012 – 89ко и 236кл, Кениг2012 -77ко и 224кл) должен быть во второй или даже в первой волне. В прошлом сезоне в Канаде просился во вторую волну, но организаторы дали номер 79 в элите и оказались правы (заехал 75). Препираться (в переписке и при получении номера за день до старта) не стал, увидев разрыв между нашей и предыдущей волной 20 минут, подумал, что этого вполне хватит, чтобы не наехать на них, поскольку загон, объявленный народным (Volkklass), стартует сзади. Однако это была иллюзия. Уже в своем стартовом загоне показалось, что уровень подготовки участников существенно различается (экипировка – списал это на защиту от ветра, но наличие у некоторых пузца списывать было не на что). Но все это как-то забылось после старта, разгонялся постепенно, к 10 км ехал в головной группе примерно 7-10. И тут вдруг появились какие-то странные люди с номерами, неспешно бредущие по дистанции. Первый подъем на 12 км – карабкается очередь. Объезжаем по другой параллельной и свободной ветке между деревьями. Спуск, равнина, странных людей с номерами становится все больше, но трасса пока позволяет проезжать их, не теряя скорости. Въезжаем в Санкт-Моритц, 14,5 км, центральная площадь, а за ней небольшой подъем, весь заполненный людьми. Впереди идущий парень из моей группы заметался между ними, как слаломист, пытаюсь повторять его траекторию, выкатываюсь на плато, а впереди, сколько видит глаз в плотном строю движется толпа. Понимаю, что гонка, вероятно, кончилась, но азарт заставляет продираться с краю, между рядами. С этого времени коньковое передвижение практически кончилось. Дальше ехал в основном на параллельных лыжах, отталкиваясь только руками. Долго не отпускала надежда, что когда-то эта толпа кончится. Но среди номеров предыдущей группы стали появляться номера элиты С, а затем и элиты А и В. Так до финиша и ехал на параллельных. На равнине и спусках было полегче, можно было ехать в классической лыжне, но на всех, даже мелких бугорках они были заняты. Причем народ, ехавший относительно быстро на равнине и спусках, на подъемах буквально останавливался (кстати заметил такое еще в 2009 году на Трансжурасьоне). Протискиваясь между ними, получал толчки, окрики, но не отмахивался и не отвечал. Народ в принципе прав, все здесь стоят в очереди, а этот русский лезет вперед. Итоговый результат получился откровенно слабый 2.17.30 (2027 место в абсолюте, 37 в своей группе). Из своей волны заехал шестым. Рассчитывал на 2 часа, 2 с небольшим. Сказалась еще и разбитая трасса после 6-8 тыс. прошедших человек (кое-где с краю по твердому катило намного лучше), резкое повышение температуры (стартовали при минус 7, финишировали при +7, передние были более в выгодном положении). Удовлетворения от гонки (от главного) не получил. Беседовал с несколькими соотечественниками, которых так же кинули в эту группу, впечатления очень похожи. Мужики из какой-то белорусской команды говорили, что надо было скандалить при получении номера, они это делали и даже для людей, ехавших первый марафон Ворлдлоппет им удалось добиться размещения в элите С и даже в элите В. Второе, что не понравилось – место старта далеко (примерно 15 минут ходьбы) от места, где сдаешь мешок с одеждой. Идешь по холоду, да еще и ветер. Хотя около стартовых загонов – две больших и практически пустых автостоянки, где вполне можно было разместить фуры для мешков. Третье – все очень дорого. Начиная от стартового взноса – около 100 евро. За три месяца до старта удалось найти номер только в дорогущей гостинице Нолда, единственное достоинство которой – расположение практически в центре Санкт-Моритца. Все остальное не очень, даже Интернет только в очень малой зоне вблизи рецепшион. За три ночи заплатил практически столько, сколько за 13 ночей на лыжном курорте Божий Дар (Чехия) и за 18 ночей в более комфортном номере и вдвоем в Обертиллиахе (Австрия). Все остальное (еда, такси) тоже безумно дорого. Единственные положительные эмоции дает дорога на поезде от Хура до Санкт-Моритца: панорама гор, ущелья – все это, конечно, впечатляет. Но если на все остальные марафоны Вордлоппет, которые я проехал (Трансжу, Геттинау, Джизерска, Кениг), хотелось приехать еще, то на Энгадин такого желания нет. Если бы отыграть назад, я бы сюда не приехал, поскольку набрать 10 гонок Вордлоппет можно и без Энгадина. Рекомендации для лыжников-любителей и ветеранов: если нет финансовых проблем и если хочется проехать неспешно, не напрягаясь по несложной марафонской трассе в большой толпе участников, то сюда ехать можно. Получите удовольствие. Если есть спортивные амбиции, то эта гонка не для вас, либо нужно очень сильно постараться, чтобы попасть в элиту А или В. Говорят, что номер в этих группах можно купить у организаторов за дополнительные деньги.
но со всем можно справиться, если разобраться. Стартовый взнос 83 евро-средний по европейским меркам. Компенсируется бесплатным транспортом на старт и с финиша. Если вы едете поездом, то сегмент Кур-С.Моритц-Кур вам достается бесплатно. Это уже отбивает половину взноса. Жилье мы успешно забронировали за пару недель до марафона-апартаменты в 5 минутах ходьбы до этих грузовиков для вещей. Я вышел за полтора часа до старта, размялся, потом вернулся, переоделся, взял мешок, который закинул в грузовик и пошел на старт за 20 минут. По цене это обошлось в 2 раза дороже, чем в Обертиллиахе, но высокие цены-это специфика этого региона. В любом случае, это существенно дешевле, чем в местных отелях. Мои товарищи снимали жилье в Шамфере, что в 2км от С.Моритца, в сторону старта. У них еще дешевле было. За стартовую позицию надо было побороться заранее-писать письма в оргкомитет с результатами. Толчея и очереди на подъемах-это есть на всех марафонах, где количество участников несколько тысяч. Я тоже в своей четвертой сотне стоял на подъеме к С.Моритцу. Про Васалоппет вообще молчу, что там твориться на первом подъеме в дальних группах. На Биркебайнере два дня назад тоже ехал в третьей сотне первые км 5-6 шаг в шаг без перспектив продвижения. Спортивный интерес-это в первой-второй сотне, в остальных-лишние и ненужные телодвижения, которые мешают и себе, и окружающим. Для этого есть ветеранский Кубок мира мастеров с раздельным стартом. А это лоппет все-таки-прежде всего прогулка в удовольствие.
поэтому надеюсь, как договаривались в Обертиллиахе (помнишь соседа по отелю), на твою помощь в планировании следующего сезона (Марчалонга, Васа - когда начинать?).
Васу уже поздно планировать-заявка кончилась. У меня есть несколько номеров, может будет лишний-продам. На Марчу нужно начинать планировать после заявки. Она начнется в апреле.
мира мастеров все старты - общие! Другое дело, что стартует только твоя группа, а это в зависимости от количества заявившихся - от нескольких человек, до 60-70, как было в этом году в Обервизентале.
Александр, привет. А что ты видел в ходе гонки. Какие красоты??? Хрипел, толкался, ругался и.... Ты начал хорошо про паспорт, посмотри на цифры. Ты деньги платил не за первое место, а за право быть участником 14000 массы лыжников наслаждающимися местными красотами. С.Моритц всемирно известный курорт пенсионеров!!! На следующий раз , ты со своим результатом будешь уже в первом коридоре( это всего 4500 лыжников). А ты на горнолыжку поднимался, А всю красоту долины озёр видел? Или тебя всю поездку беспокоил извечно российский вопрос : КАКОЕ МЕСТО ЗАНЯЛ ? Приезжай к нам на Кубок России в августе , будешь как минимум в призах.
и от красот и от самих гонок. К тому же о красотах Энгадина в гонке можно говорить применительно к первой трети, максимум первой половины гонки. После Понтрезины уже все существенно хуже, часто и смотреть уже нечего. Гонка по озеру порядка 12 км тоже не очень впечатлила, имею подобные удовольствия ежегодно у себя в Самаре, когда в конце марта, начале апреля по Волге можно ехать несколько десятков километров с пейзажами Жигулевских гор, хотя и пониже Швейцарских, но красоты эти по-своему не хуже. Причем платить за это удовольствие не надо. Хотя в целом, конечно, понимаю, что имей заранее настрой на этот марафон, как на матрасную покатушку, ощущения, вероятно, были бы иные. Собственно, для того и описал здесь это все, может кому-либо окажется полезным опыт такого восприятия Энгадина и поможет настроиться соответствующим образом. У меня, к сожалению, как-то не получается, стартовав в гонке любого уровня, даже в плохой форме, бежать гонку в матрасном варианте, хотя понимаю, что в 64 года пора бы угомониться. Но адреналин на старте видимо заглушает здравый смысл.
а в качестве сделанного главного дела. На Кениге на классической гонке место было слабое, проиграл тем, у кого выигрывал много перед этим, и после этого - неправильно выбрал и подготовил лыжи. Но ехал в своей, по силам, компании, работал на полную катушку, поэтому ощущения, несмотря на слабый конечный результат, вполне позитивные.
Это мой первый Энгадин. Стартовал в группе НА. На старте удалось выбраться в голову группы. Примерно с 5 км группа из 8 человек уехала от всех остальных, я пытался их догнать, но этого не получилось (накопилась усталость после 3х дней, которые активно катали + сказывается высота). В итоге остался где-то посередине между лидерами группы и основной массой. Борясь один с ветром, начал терять ход и силы, потом толпа вновь меня съела и пришлось ехать со всеми. На 10км начали подбирать ребят из элиты С. Как меня предупреждали ранее товарищи, что будут проблемы на подъеме в Сант-Морице на подъеме (ждал этого и думал о худщем варианте), но впринципе прошло все гладко. Было уже очень плотно, но все пока ехали, хоть и медленно. В лесу стало узко и народ неловко залезает в торчки. Но самое главное и опасное место на дистанции это лесной спуск в районе 20км. (Видео прохождения спуска на тренировке здесь: http://vk.com/video11277175_162154964)
Конечно, одно дело скатиться в прогулочном режиме на тренировке, и совсем другое на марафоне в толпе по расплуженой трассе. Народ падал красиво) Я сам чуть не загремел когда лыжа попала в разгреб, но чудом удержался и удачно объехав несколько человек все же съехал без инцедентов ) После Понтерезины народ существенно прибавился, мой ход совсем упал. Начались очереди в крутяки. В одном даже месте пришлось пробежать на лыжах по траве, чтобы как-то пройти завал на подъеме. Дальше пошли спуски, а после 35км для меня началась неизвесность т.к. трасса стала незнакомой. Скажу чесно, что последние 8 км меня убили. Начались подъемчики с наклоном. Народ сложно было там обогнать, поэтому пришлось ехать их темпом и всё почти на правую руку. Начало сводить даже ноги! Поэтому иногда выходил в лыжню. Последний финишный километр очень понравился. В итоге время получилось 2:13 и 1800 место в абсолюте. Марафон в 42км очень понравился и могу сказать, что он и не такой уж и халявный. Народ валит очень быстро, особенно по равнине, но в подъемы тяжелее идет. Из минусов могу отметить только, что на финише пришлось переодеваться прямо на улице на земле. В остальном получился настоящий праздник! Будут деньги, приеду ещё!
достаточно спилить 3-4 дерева и проблем никаких не будет. Но, как высказал предположение один из наших участников, похоже для организаторов этот спуск - своего рода изюминка марафона (которую они "обыгрывают" в своих видео и фото), поэтому они ее терять не хотят.
Да, Швейцария интересная страна. Море возможностей для тренировок, но как-то далеко и дорого для большинства жителей планеты. Я стартовал из EC - то есть через 10 минут после первого старта. Стоял в 3-м ряду с конца, то есть впереди меня было около 10 рядов. Особых пробок не было (есть с чем сравнивать), но обгоны были затруднены. Первые 5 км старался ехать по краю, чтобы никому не мешать. Правда, там дул ветер и лыжи часто подтупливали. В районе аэродрома была сильная протяжка, еле держался. Выйти из-за спин было губительно, только набегала усталость. Скорость там была в районе 25-28 км/ч и это по равнине. Сразу вспоминались лыжероллерные соревнования и шоссейные велогонки. Заключительные подъёмы дались тяжело, силы резко покинули. На финишной петле остановился, чтобы заснять кино. Если будет время, то нарежу ролик.
После катания на горных лыжах по местным трассам проблем на спусках не испытывал. Максимальная скорость была близка к 60 км/ч.
Кто не был, то советую съездить, если карман или кошелёк позволит.
после станции Thusis, это Альбульский участок Рётише Бан(Rhätische Bahn), этот участок занесен ЮНЕСКО в один из его специальных списков. А в Божьем Даре как вам понравилось, в каком году там были?
я жил во время ветеранского чемпионата мирв в Обервизентале (с 25 февраля по 9 марта 2012), перед Энгадином. Это на границе с Германией, от него до лыжного стадиона Обервизенталя порядка 2 км, т.е ближе, чем от самого Оберв. Это обстоятельство и еще некоторые визовые соображения определили выбор. Так, кстати, поступили и еще несколько наших лыжников. Все там понравилось - дешево, достаточно комфортно, красивые окресности, на лыжи можно вставать прямо у крыльца. Недалеко (7-8 км) водный (радоновый) курорт Яхимов, чуть дальше (27 км) замечательные Карловы Вары. Рядом горнолыжные трассы разного уровня сложности. Могу отметить два недостатка: неустойчивая погода (часто туманная), гоночные трассы готовят нерегулярно и на мой взглят малой протяженности (так показалось). Вообще обервизентальские немцы в плане организации, подготовки трасс меня разочаровали, и не только меня. Из мест которые посетил в этом сезоне (Бедрихов в Чехии, Оберрамергау в Германии, Обертиллиах в Австрии, Божий Дар и Обервизенталь, Санкт-Моритц в Швейцарии) больше всего понравилось в Обертиллиахе (природа, погода, трассы, размещение, цена и пр.).
Особенно заинтересовали фото Рамзау, давно есть желание побывать там. А туманная, точнее облачная Чехия, в редкие солнечные дни тоже прекрасно смотрится. В Бедрихове (где проходит Джизерска) примерно так же.
жили в Божи Даре, в "Эрике". Цены весьма и весьма демократичны - 17 евро с завтраком с человека. Брали в прокат микрик в Праге в аэропорту, так что с поездками на соревнования и награждения проблем не было. Понравилось почти все. Из минусов - поиски удлинителей или розеток в шатре для переодевания и подготовки лыж - решались приездами пораньше и заниманием мест. Трасса особенно в первые дни была очень грязной - хвоя, шелуха от еловых шишек. Позже стало нормально, на скольжении не сказывалось. Тем более, что удалось попадать и в мазь держания и на катуху. Интересное мероприятие. Был впервые, собираюсь на следующий год в Италию (Асиаго).
Главная причина – это неспособность или нежелание организаторов грамотно расставить участников в соответствии с их силами по стартующим группам. Мне определили группу держателей паспортов Вордлоппет в четвертой волне через 40 минут после старта элиты, хотя по рейтингу предыдущих марафонов (Трансжу2009 – 250, Геттинау2010 – 75, Джизерска2012 – 89ко и 236кл, Кениг2012 -77ко и 224кл) должен быть во второй или даже в первой волне. В прошлом сезоне в Канаде просился во вторую волну, но организаторы дали номер 79 в элите и оказались правы (заехал 75). Препираться (в переписке и при получении номера за день до старта) не стал, увидев разрыв между нашей и предыдущей волной 20 минут, подумал, что этого вполне хватит, чтобы не наехать на них, поскольку загон, объявленный народным (Volkklass), стартует сзади. Однако это была иллюзия. Уже в своем стартовом загоне показалось, что уровень подготовки участников существенно различается (экипировка – списал это на защиту от ветра, но наличие у некоторых пузца списывать было не на что). Но все это как-то забылось после старта, разгонялся постепенно, к 10 км ехал в головной группе примерно 7-10. И тут вдруг появились какие-то странные люди с номерами, неспешно бредущие по дистанции. Первый подъем на 12 км – карабкается очередь. Объезжаем по другой параллельной и свободной ветке между деревьями. Спуск, равнина, странных людей с номерами становится все больше, но трасса пока позволяет проезжать их, не теряя скорости. Въезжаем в Санкт-Моритц, 14,5 км, центральная площадь, а за ней небольшой подъем, весь заполненный людьми. Впереди идущий парень из моей группы заметался между ними, как слаломист, пытаюсь повторять его траекторию, выкатываюсь на плато, а впереди, сколько видит глаз в плотном строю движется толпа. Понимаю, что гонка, вероятно, кончилась, но азарт заставляет продираться с краю, между рядами. С этого времени коньковое передвижение практически кончилось. Дальше ехал в основном на параллельных лыжах, отталкиваясь только руками. Долго не отпускала надежда, что когда-то эта толпа кончится. Но среди номеров предыдущей группы стали появляться номера элиты С, а затем и элиты А и В. Так до финиша и ехал на параллельных. На равнине и спусках было полегче, можно было ехать в классической лыжне, но на всех, даже мелких бугорках они были заняты. Причем народ, ехавший относительно быстро на равнине и спусках, на подъемах буквально останавливался (кстати заметил такое еще в 2009 году на Трансжурасьоне). Протискиваясь между ними, получал толчки, окрики, но не отмахивался и не отвечал. Народ в принципе прав, все здесь стоят в очереди, а этот русский лезет вперед.
Итоговый результат получился откровенно слабый 2.17.30 (2027 место в абсолюте, 37 в своей группе). Из своей волны заехал шестым. Рассчитывал на 2 часа, 2 с небольшим. Сказалась еще и разбитая трасса после 6-8 тыс. прошедших человек (кое-где с краю по твердому катило намного лучше), резкое повышение температуры (стартовали при минус 7, финишировали при +7, передние были более в выгодном положении). Удовлетворения от гонки (от главного) не получил. Беседовал с несколькими соотечественниками, которых так же кинули в эту группу, впечатления очень похожи. Мужики из какой-то белорусской команды говорили, что надо было скандалить при получении номера, они это делали и даже для людей, ехавших первый марафон Ворлдлоппет им удалось добиться размещения в элите С и даже в элите В.
Второе, что не понравилось – место старта далеко (примерно 15 минут ходьбы) от места, где сдаешь мешок с одеждой. Идешь по холоду, да еще и ветер. Хотя около стартовых загонов – две больших и практически пустых автостоянки, где вполне можно было разместить фуры для мешков.
Третье – все очень дорого. Начиная от стартового взноса – около 100 евро. За три месяца до старта удалось найти номер только в дорогущей гостинице Нолда, единственное достоинство которой – расположение практически в центре Санкт-Моритца. Все остальное не очень, даже Интернет только в очень малой зоне вблизи рецепшион. За три ночи заплатил практически столько, сколько за 13 ночей на лыжном курорте Божий Дар (Чехия) и за 18 ночей в более комфортном номере и вдвоем в Обертиллиахе (Австрия). Все остальное (еда, такси) тоже безумно дорого.
Единственные положительные эмоции дает дорога на поезде от Хура до Санкт-Моритца: панорама гор, ущелья – все это, конечно, впечатляет.
Но если на все остальные марафоны Вордлоппет, которые я проехал (Трансжу, Геттинау, Джизерска, Кениг), хотелось приехать еще, то на Энгадин такого желания нет. Если бы отыграть назад, я бы сюда не приехал, поскольку набрать 10 гонок Вордлоппет можно и без Энгадина.
Рекомендации для лыжников-любителей и ветеранов: если нет финансовых проблем и если хочется проехать неспешно, не напрягаясь по несложной марафонской трассе в большой толпе участников, то сюда ехать можно. Получите удовольствие. Если есть спортивные амбиции, то эта гонка не для вас, либо нужно очень сильно постараться, чтобы попасть в элиту А или В. Говорят, что номер в этих группах можно купить у организаторов за дополнительные деньги.