Год назад нашел ссылку на марафоны, в мире в год проходит около 300 лыжных марафонов (с). Сложно быть настоящим Чингачгуком, закрыв один или два Worldloppet паспорта. Иногда хочется быть последовательным, каждый год стараюсь закрывать три-четыре WL-гонки и делать новые открытия. В этом году Saami Ski Rase (а).
Планирование поездки. Планировщик поездок (б) показал что от Питера до Хетты (место старта) 1230 км. Далековато, однако. Рассматривали три варианта: а) самолетом до Киттилы, далее прокатная машина; б) поездом от Хельсинки до Колари, мы в купе, машина на платформе; в) на машине из Питера. Остановились на третьем варианте, по причине того что самолет из Питера с ночевкой в Хельсинки, а мест для машин на поезде уже не было. По проживанию. На сайте марафона были предложения от нескольких отелей, в результате переписки, нам «нашлось» место в хостеле за 92 евро дабл и 79 сингл.
Как добирались туда. Длинную дорогу надо разбивать на несколько частей, тогда она получается не напряженная. Итак, мы выехали в 6 утра из Питера, к 15.00 добрались до Вуокатти, покатались на лыжах, помылись в душе, переоделись, пообедали. И бодренькие и свежие двинулись в Рованиеми. Переночевали в отеле, прекрасно позавтракали и к 13.00 добрались до Хетты. Хетта знаменита тем, что там проходит старт Lapponia Ski Week 80 км (только на юг), а у нас был старт 90 км на север.
Проживание. Осмотр хостела заставил задуматься о преимуществах конкуренции. Видимо хозяева думали что других вариантов в округе нет. Но наш «Чешский опыт» дал о себе знать – мы нашли инфоцентр и через них вполне приличный коттедж за 70 евро в сутки.
Удивительные встречи. В соседнем коттедже остановились парни, которые путешествуют на велосипедах. Причем в прошлом году я такой байк видел на Аляске. У него шины как у мотоцикла. Выяснилось что это группа чешских экстрималов, которые на байках вкручивают по СНЕГОХОДНЫМ трассам. После того как я показал им майку с Чезерки, на которой по-чешски написано «Завод где радость приходит через боль» и шапочку «Ancorage tour» мы поняли что это индейцы очень дружественного нам племени!
Гонка. Как я люблю эти маленькие финские гонки, маленькие по количеству участников, но не по дистанции. Из домика мы вышли в 8.45, а в 8.55 уже стояли на старте. Никакой толкучки, суеты. Всего стартовало 360 человек. Хочешь в первый ряд – да пожалуйста! Старт в Хетте был дан одновременно для дистанции 90 и 30 км. Те кто стартовал на 60 км – присоединились позже. Погода нас просто радовала: -3 на старте, пасмурно, попутный ветер, и …отсутствие обещанного снега, Это просто удача, счастье, подарок лыжной судьбы, «Улыбка Лапландии» - каким только терминами я не нахваливал ТАКУЮ погоду. Старт оказался очень бодрым для меня, и совсем не входил в план на гонку. Я то думал спокойно прокатится нога-за-ногу, а тут группа человек 20 к 5-му километру сзади никого, отваливаться не хочется, пульс 178, что делать? Так ведь можно быстро «наесться» и «не дотянуть до аэродрома». Гонка проходила по живописным местам, в начале по устью реки, гранитные скалы, потом по редколесью, тундре, открытым озерам. К 25-му километру какие-то не очень хорошо ехавшие участники вдруг засуетились и ломанулись вперед. Вот думаю, крепкие парни: техника хромает, а азарта сколько! Отметка 30 км, два коридора - 90 км и 30 км. Половина группы финишировала, вторая тормознулась на пункте питания, и я оказался невольным «лидером». С этой же точки проходил старт на 60 км, но немного позже. Фу-у-у можно слегка перевести дух и перевести гонку в «свой» режим. Тем более что ветер попутный и можно не «отсиживаться за спинами». Отметку 20 км я проехал за 56 мин, отметку 40 км – 1.43 (неплохо для вышедшего погулять), 45-й километр Финско-Норвежскую, разделенную проволокой от оленей я проскочил с радостным воплем «Welcome Norvge!». 50, 60, 70, 80 км –это указатели словно песня. Еду, и не накрывает и бензина хватает. Ну и пусть что уехала вперед маленькая финская девушка в красивом фиолетово-розовом комбезе, и четыре человека сзади не хотят выходить и лидировать, это их право. Всю полноту счастья я ощутил на 88 километре, когда трасса развернулась на северо-запад, мы выехали в русло реки а там как в аэродинамической трубе и ветер и обещанный снег… если бы так было по всей трассе … бр-р-р даже не хочется думать. Речка, поворот, и вот обещанный оргами самый трудный участок: подъем к финишу. Лавры Марчалонги кому-то точно покоя не дают, но гора всего метров 400. Почетный круг по стадиону. Финиш. Ура-а-а!!! Время 4:34:19, дистанция 91,3 км, 26 место. Интервью норвежскому ТВ. На простодушный вопрос норвежского руководителя гонки: «как трасса», простой ответ: с финской стороны трасса подготовлена намного лучше, с норвежской, один-два раза прошли ретраком, из-под снега торчали кустики, ягель и земля. Видимо ретраку через озера трудно добираться. Душ, сауна, суп из оленьего мяса (два раза).
Про питание. На всех марафонах бегаю только со своим питанием. Поясная сумка Camelbag, в нее помещается больше литра жидкости и гели. Перемерзла только однажды (в этом году на Тарту -24с). Едешь и попиваешь когда хочешь, примерно каждые 5 км. И гели начиная с 40 км. Гелей хватает на 10 км.
Про лидеров гонки. Победителем стал Eliassen Petter NOR 3:36:03, между прочим, в Норвегии на Чемпионате мира в Осло в 2011 году на марафоне он был 11-м. Второе место Mursu Esa fin 3:38:50 + 02:47 – один лидеров Финской сборной Третье место знаменитый Varis Kari fin 3:45:53 + 09:50
Как добирались оттуда. Прямо с места финиша поехали в Рованиеми, поскольку водитель участие в гонке не принимал, «принимали» мы с Владом Рулевым, по 200 грамм красного и полный релакс. Больше 400 км, приехали в тот-же отель. Наутро осмотр деревни Санта Клауса, сувениры. В Рованиеми есть лыжный парк, 100 км трасс, из них 50 освещенных. Жаль что не удалось в этот раз покататься, за ними или за нами должок. К 18.00 доехали до Контиолахти, по пути встречая стада кочующих вслед за оленями пастухов на снегоходах. Остановка на биатлонном стадионе, покатались 50 мин, душ, и всю усталость как водой смыло. К 3 ночи приехали домой.
Итого: 3000 км за 4 дня (без малейшего напряга), 90 км прекрасной гонки, зачет трассам и гостеприимству Финляндии и Норвегии и огромная масса впечатлений.
Да здравствуют лыжные гонки, как способ активного познания Мира!
Планирование поездки.
Планировщик поездок (б) показал что от Питера до Хетты (место старта) 1230 км. Далековато, однако. Рассматривали три варианта:
а) самолетом до Киттилы, далее прокатная машина;
б) поездом от Хельсинки до Колари, мы в купе, машина на платформе;
в) на машине из Питера.
Остановились на третьем варианте, по причине того что самолет из Питера с ночевкой в Хельсинки, а мест для машин на поезде уже не было.
По проживанию. На сайте марафона были предложения от нескольких отелей, в результате переписки, нам «нашлось» место в хостеле за 92 евро дабл и 79 сингл.
Как добирались туда.
Длинную дорогу надо разбивать на несколько частей, тогда она получается не напряженная. Итак, мы выехали в 6 утра из Питера, к 15.00 добрались до Вуокатти, покатались на лыжах, помылись в душе, переоделись, пообедали. И бодренькие и свежие двинулись в Рованиеми. Переночевали в отеле, прекрасно позавтракали и к 13.00 добрались до Хетты. Хетта знаменита тем, что там проходит старт Lapponia Ski Week 80 км (только на юг), а у нас был старт 90 км на север.
Проживание.
Осмотр хостела заставил задуматься о преимуществах конкуренции. Видимо хозяева думали что других вариантов в округе нет. Но наш «Чешский опыт» дал о себе знать – мы нашли инфоцентр и через них вполне приличный коттедж за 70 евро в сутки.
Удивительные встречи.
В соседнем коттедже остановились парни, которые путешествуют на велосипедах. Причем в прошлом году я такой байк видел на Аляске. У него шины как у мотоцикла. Выяснилось что это группа чешских экстрималов, которые на байках вкручивают по СНЕГОХОДНЫМ трассам. После того как я показал им майку с Чезерки, на которой по-чешски написано «Завод где радость приходит через боль» и шапочку «Ancorage tour» мы поняли что это индейцы очень дружественного нам племени!
Гонка.
Как я люблю эти маленькие финские гонки, маленькие по количеству участников, но не по дистанции. Из домика мы вышли в 8.45, а в 8.55 уже стояли на старте. Никакой толкучки, суеты. Всего стартовало 360 человек. Хочешь в первый ряд – да пожалуйста! Старт в Хетте был дан одновременно для дистанции 90 и 30 км. Те кто стартовал на 60 км – присоединились позже. Погода нас просто радовала: -3 на старте, пасмурно, попутный ветер, и …отсутствие обещанного снега, Это просто удача, счастье, подарок лыжной судьбы, «Улыбка Лапландии» - каким только терминами я не нахваливал ТАКУЮ погоду. Старт оказался очень бодрым для меня, и совсем не входил в план на гонку. Я то думал спокойно прокатится нога-за-ногу, а тут группа человек 20 к 5-му километру сзади никого, отваливаться не хочется, пульс 178, что делать? Так ведь можно быстро «наесться» и «не дотянуть до аэродрома».
Гонка проходила по живописным местам, в начале по устью реки, гранитные скалы, потом по редколесью, тундре, открытым озерам.
К 25-му километру какие-то не очень хорошо ехавшие участники вдруг засуетились и ломанулись вперед. Вот думаю, крепкие парни: техника хромает, а азарта сколько! Отметка 30 км, два коридора - 90 км и 30 км. Половина группы финишировала, вторая тормознулась на пункте питания, и я оказался невольным «лидером». С этой же точки проходил старт на 60 км, но немного позже. Фу-у-у можно слегка перевести дух и перевести гонку в «свой» режим. Тем более что ветер попутный и можно не «отсиживаться за спинами». Отметку 20 км я проехал за 56 мин, отметку 40 км – 1.43 (неплохо для вышедшего погулять), 45-й километр Финско-Норвежскую, разделенную проволокой от оленей я проскочил с радостным воплем «Welcome Norvge!». 50, 60, 70, 80 км –это указатели словно песня. Еду, и не накрывает и бензина хватает. Ну и пусть что уехала вперед маленькая финская девушка в красивом фиолетово-розовом комбезе, и четыре человека сзади не хотят выходить и лидировать, это их право.
Всю полноту счастья я ощутил на 88 километре, когда трасса развернулась на северо-запад, мы выехали в русло реки а там как в аэродинамической трубе и ветер и обещанный снег… если бы так было по всей трассе … бр-р-р даже не хочется думать. Речка, поворот, и вот обещанный оргами самый трудный участок: подъем к финишу. Лавры Марчалонги кому-то точно покоя не дают, но гора всего метров 400. Почетный круг по стадиону. Финиш. Ура-а-а!!! Время 4:34:19, дистанция 91,3 км, 26 место. Интервью норвежскому ТВ. На простодушный вопрос норвежского руководителя гонки: «как трасса», простой ответ: с финской стороны трасса подготовлена намного лучше, с норвежской, один-два раза прошли ретраком, из-под снега торчали кустики, ягель и земля. Видимо ретраку через озера трудно добираться.
Душ, сауна, суп из оленьего мяса (два раза).
Про питание.
На всех марафонах бегаю только со своим питанием. Поясная сумка Camelbag, в нее помещается больше литра жидкости и гели. Перемерзла только однажды (в этом году на Тарту -24с). Едешь и попиваешь когда хочешь, примерно каждые 5 км. И гели начиная с 40 км. Гелей хватает на 10 км.
Про лидеров гонки.
Победителем стал Eliassen Petter NOR 3:36:03, между прочим, в Норвегии на Чемпионате мира в Осло в 2011 году на марафоне он был 11-м.
Второе место Mursu Esa fin 3:38:50 + 02:47 – один лидеров Финской сборной
Третье место знаменитый Varis Kari fin 3:45:53 + 09:50
Как добирались оттуда.
Прямо с места финиша поехали в Рованиеми, поскольку водитель участие в гонке не принимал, «принимали» мы с Владом Рулевым, по 200 грамм красного и полный релакс. Больше 400 км, приехали в тот-же отель. Наутро осмотр деревни Санта Клауса, сувениры. В Рованиеми есть лыжный парк, 100 км трасс, из них 50 освещенных. Жаль что не удалось в этот раз покататься, за ними или за нами должок. К 18.00 доехали до Контиолахти, по пути встречая стада кочующих вслед за оленями пастухов на снегоходах. Остановка на биатлонном стадионе, покатались 50 мин, душ, и всю усталость как водой смыло. К 3 ночи приехали домой.
Итого: 3000 км за 4 дня (без малейшего напряга), 90 км прекрасной гонки, зачет трассам и гостеприимству Финляндии и Норвегии и огромная масса впечатлений.
Да здравствуют лыжные гонки, как способ активного познания Мира!
Полезные ссылки:
a)
б)
c)