Уважаемые читатели! Еще раз хочу подчеркнуть – данная работа – не учебник и не инструкция по применению. Это – мысли вслух. Размышления. Перечитывая уже написанный материал, я вижу, что в некоторых моментах был не точен, в некоторых – излишне категоричен, но в целом, как показало обсуждение с читателями, выбранное направление и форма имеют место быть. Также необходимо иметь в ввиду, что мои описания верны только для каких-то моментов, они статичны, они не универсальны и не являются полным описанием техники. Это отдельные фрагменты, своего рода дифференциал функции множества переменных, каковой является техника конькового хода. Если вы хотите, что бы я был точен, то подробность нашего описания будет стремиться к бесконечности, а как говорил Козьма Прутков – «Нельзя объять необъятное» и он же – «Узкий специалист подобен флюсу, полнота его одностороння». Итак, подъемы. Пока нам удавалось оставаться в рамках заявленной в начале эссе корабельной модели и если мы будем последовательны и дальше, то тогда подъемы надо объявить ничем иным как… волной. Волной на водной глади, по которой движется наш корабль и он же лыжник. Что дает нам это сравнение? Какие общие, очевидные или не очевидные, на первый взгляд, закономерности? Лично мне на ум приходит только одно – нос корабля должен быть максимально поднят, а корма – загружена и чем короче наш корпус, тем легче мы будем взбираться на встающую перед нами водяную гору – если мы идем на нее в лоб. В переводе на лыжную терминологию, это означает - надо садиться на пятки и разгружать концы лыж. Второе – заход на волну по диагонали, это как заход в вираж, сильно профилированный вираж. Это надо делать на скорости, и чем круче вираж, тем больше должна быть скорость и тем более перпендикулярно к этой поверхности вы можете двигаться. Не к поверхности земли, а к поверхности волны! Т.е. корабль должен не врезаться в волну бортом, держа киль вертикально вниз, а идти по ней на плоском дне, параллельно поверхности волны, наклонившись в бок всеми своими мачтами! Был в моем детстве такой аттракцион, который кочевал по городам Союза и назывался он «Мотогонки по вертикальной стене». Завораживающее зрелище, доложу я вам. Брезентовый шатер, в нем – огромная дощатая бочка, диаметром метров 15 и высотой метров 5 Ты стоишь наверху, смотришь в низ, в эту бочку, а в ней дядьки на таких трескучих мотоциклетах. Они сначала по наклонной приступочке по кругу поездят, поездят, а потом р-р-а-з-з и уже по вертикали едут Звук грохочущих досок волной сначала на тебя накатывает, а потом под ногами у тебя пол зашатается, а звук уже дальше – у-у-у и доски на той стороне грохочут и вся эта конструкция под тобой раскачивается и снова на тебя - р-р-р-р. Интересно! Так я это к чему – не важно, куда тебя сила тяжести тянет, важно, куда ты давишь, создавая свою силу тяжести, это, во-первых, а во вторых, не важно, как расположена плоскость, по которой ты едешь относительно плоскости земли, ибо от перемены системы координат, физические законы остаются неизменными и именно в этом состоит суть теории относительности! Не в том, что все относительно и истины нет, а в том, что истина, она и есть истина, с какой бы стороны ты на нее не смотри, движешься ли ты ей на встречу или наоборот, уезжаешь от нее вверх и в сторону. Правда, при перемене системы координат приходится вводить специальные коэффициенты и дело доходит до того, что время может замедляться, а предметы уменьшаться в размерах. Или увеличиваться. Но в целом – все остается в гармоническом равновесии. Вывод из этого не обязательного к прочтению монолога – он прост - в подъем надо заезжать на максимальной скорости. Изо всех сил. И чем больше будет ваша инерция, тем более свободны вы будете в своем движении. Вы будете хозяин своей техники, какое-то время, ибо наши лыжи идут в подъем по диагонали, а мы, все-таки в лоб и начальная скорость здесь имеет принципиальное значение – но об этом мы поговорим позже. Итак, мы взбираемся на встающую перед нами водяную гору, но ветер, ветер дуем нам не просто в бок, он же дует еще и сверху! Со стороны гребня волны! Оттуда, куда мы хотим забраться! Это при движении на плоскости мы пренебрегали еще одной степенью свободы – возможностью утопить наш корабль или вдавить лыжу в снег. Но на склоне! На склоне, как только мы загружаем лыжу боковым толчком, она, как мы помним, едет вперед, но одновременно она поедет и назад! Потому, что толчок наш идет не только сбоку, но и сверху и как бы мы ни старались, нам не удастся найти такое положение корпуса, при котором наша нога толкала бы лыжу одновременно вбок и вверх. Впрочем, такое положение есть – лежа на спине, хотя это я погорячился – хотя бы зависнув корпусом горизонтально поверхности земли и откинувшись назад, естественно. В лучшем случае, откинувшись назад и опираясь на палки, мы сведем эту силу, направленную вниз до минимума. Не силу тяжести, а нашу, порожденную нашим же толчком силу! Получается, что во время толчка вбок, нашего любимого и универсального движения , оно теперь уже раскладывается на два разнонаправленных вектора силы – вперед и назад и сделать мы с этим ничего не можем и это не зависимо от нашего положения корпуса и угла толчка, а только от крутизны склона. Впрочем, если толчок будет вбок и назад, то будет еще хуже. То есть, кто победит, какой вектор окажется больше, в ту сторону мы и поедем или будем стоять в случае равновесия. И что же делать, спросите вы? Как всегда в коньковом ходе, надо выбирать просто плохое из совсем никуда не годного. Если внимательно присмотреться к практике и к теории, то вектор обратного движения можно уменьшить, если увеличить угол разворота наших лыж относительно линии подъема, т.е. фактически уменьшить крутизну подъема. Чем больше в поперечном направлении будет развернута лыжа, тем меньше будет смещение назад, но, как расплата за это - меньше движение вверх, в нужную нам в конечном итоге сторону. И кроме того, что бы так развернуть лыжи – ноги придется раздвинуть широко, а из такого положения уже никаким толчком наш центр тяжести не поднять вверх, что бы подвести под него опорную ногу. Какой вверх – вбок, только вбок! В таком положении невозможно сведение, подсед, группировка перед толчком, выход на прокат на одной ноге с заездом и потом выход на плоский прокат и так далее. Одним словом, мы теряем всю технику, которой мы так долго учились. В качестве эксперимента, проделайте такую вещь – примите упор лежа, руки поставьте на ширине плеч и начните отжиматься. Сколько раз сможете? А теперь, в этом же положении перенесите центр тяжести на одну руку, а вторую освободите и поманипулируйте ею. Получилось? Легко и свободно, как не трудно убедиться и даже отжаться на одной руке – без особых проблем. Вот ровно это положение мы занимаем при сведении ног в подседе. А теперь раздвиньте руки шире, более горизонтально и попробуйте отжаться. Ну как? Правильно, никак. А теперь попробуйте кистями, по очереди, пораскачивать ваш корпус, с отрывом ладоней от пола – вот это движение мы делаем, когда разводим ноги и идем в постоянном противоходе. И обратите внимание, если отжаться вы можете – ограниченное количество раз и достаточно медленно, то вот так «дрыгаться» - можно очень часто и очень долго. О чем мы ранее уже говорили – очень экономичный ход. Итак, обратный вектор мы уменьшили разворотом лыжи, а еще чем можно? Можно уменьшить вертикальную составляющую бокового толчка, сделать его более горизонтальным – что само по себе всегда было нашей целью, между прочим. На равнине, чем более полого в бок вы будете толкаться, чем более горизонтально будет находиться ваша нога, тем эффективнее будет смещение вперед и это достигается глубоким заездом и постановкой опорной ноги под центром тяжести. Но на склоне, при падении скорости ниже определенного предела, у нас не будет никакого заезда и никакой опорной ноги под собой. Отжиматься от груди мы не сможем. Мы можем только опять же садиться в поперечный шпагат, раздвигать ноги как можно шире. Впрочем, мы, кажется, уже начали это делать в предыдущем пункте, т.е. мы идем в верном направлении. В итоге, мы инстинктивно выйдем на ту самую, первичную, физкультурную технику езды в «растопырку», на лыжах, закантованных в противоход и широко разведенных. Прямо скажем, не этстетично, но зато очень экономично, без закисления, на прямых ногах, за счет работы голеностопа, а это практически вечный двигатель. Скорости не будет – это да, какая тут может быть скорость, но зато и не устанем, а продвижения вверх можно добавить за счет темпа! Главное, не останавливаться, не разворачивтаь корпус и руки по диагонали, не переходить на шаг и не валиться вперед, не повисать на руках. Хоть коротенько, но часто, медленно вверх и непрерывно в бок. Впрочем – шагом тоже можно, в нашем физкультурном деле надо без фанатизма. Руку вперед , повыше, повиснуть на ней и боком, боком... Но на этом наши ухищрения не заканчиваются. Вот этого голеностопного или кистевого, толчка из нашего эксперимента, явно недостаточно для поддержания высокой скорости, явно. Вот если бы включить в работу еще и коленный сустав, задействовать свободный ход голени! Тогда, да, это значительно лучше и амплитуднее. Проделывается это следующим образом. Колени разворачиваются наружу, бедро – горизонтально, голени – вертикально и именно в коленном суставе начинается ровно та работа, которая происходит при полноценном коньке – т.е. толчок голеностопом, система наша приподнимается и зависает в инерционном положении, нога в коленном суставе сгибается и голень заводится под бедро и лыжа ставится – НА ВНЕШНИЙ кант! Потом загружается, выходит на плоский прокат – очень короткий – снова закантовывается и толчок идет уже в лыжу, опирающуюся на внутренний кант, т.е. вот в этом «крабе», а по русски говоря, в раскоряку, мы голенью и стопой должны воспроизвести все ИДЕАЛЬНЫЕ компоненты лыжного хода. И мы их делаем. Только надо прочувствовать, как опираясь на пятки широко разведенных ног, лыжи под собой надо «выкручивать», вдоль их оси, это прямо чувствуется, как напряжением мышц бедра и голени она сначала на внешнем канте и это и есть то идеальное, казалось бы недостижимое – когда мы толкаемся снизу вверх, почти снизу верх, конечно. Потом давишь ее и вот она уже на плоском прокате, выворачиваешь на внешний кант и дальше уже толчок голеностопом – вон какое длинное и правильное движение у нас получилось! Причем, когда мы голень подгибаем под себя, заходя на внешний кант, вторая лыжа едет на внутреннем и получается опять же то самое, идеальное, когда и палки и ноги все толкаются в одну сторону. Но только внешне это выглядит несуразно, нелепо. Но если вы почувствуете вот это силовое «выкручивание» лыжи под собой, то вы пойдете с набором скорости и будете сводить ноги все ближе и ближе и стоять все выше и в какой-то момент, снова выйдете на полноценный коньковый ход. Точнее, подгибая голень под себя при широко разведенных коленях, вы все-таки максимально подводите опорную ногу под центр тяжести, но не так, как при движении на равнине, ботинки не сводятся, конечно, между собой и амплитуда поперечного движения – она равна возможностям нашей голени, но не всей ноги, но тем не менее, это аналогичные по своей сути движения. Свели – оперлись, проехали, толкнулись. И самое главное – лыжи крутим ОДНОВРЕМЕННО, обоими ногами! И толкаемся строго в бок, как не трудно догадаться. Теперь, как и обещано, мысленный эксперимент. Мы едем по плоскости, как учили, толкаемся в бок, контролируем корпус, стараемся вперед не заваливаться, а если делаем это, то компенсируем палкой, поставленной впереди ботинка и идем высоко, раскатисто. И вдруг, у нас появляется участок рыхлого снега, очень рыхлого – проката почти нет, скорость падает - что вы делаете? Вы добавляете мощности толчка, увеличиваете амплитуду заезда., но скорость падает и вы уже не можете заехать на закантованную лыжу, не можете, использовать инерцию и наращивать или поддерживать скорость переносом центра тяжести, а постепенно убираете фазу плоского проката, толчок делается силовой, мышцами бедра, ботинки будут не доходить друг до друга все больше и в какой-то момент, когда станет совсем туго, разведете колени и поедете «крабом». Кстати, есть любители, которые всегда так и только так ездят – и шустро, надо сказать, приспособились. Особенно мужчины в возрасте, почему-то. Может, потому что ноги у них по жизни кривые? Хорошо, а если это не снег, а ветер? Или песок на лыжне? Или какая-то неведомая сила? Да какая разница, скажете вы, результат должен быть один и способ его достижения – тоже один. А если я предложу вам в такой ситуации повалиться вперед, повиснуть на руках, а ноги широко развести в стороны и оставить их сзади? Изобразить этакую фигуру цыпленка-табака? Или развернуться корпусом по диагонали, одну руку выдвинуть вперед, вторую оставить сзади и пойти половинчатым коньком, т.е., каждый раз начинать шаг с одной ноги, но правильно начинать, надо сказать, с близко подведенной и поднятой ноги и даже, не побоюсь этого слова, на внешний кант лыжи. Т.е. одна нога шагает, а вторая – все-таки едет. Ну что ж, скажете вы – второй вариант, это нормально, большинство только так и умеет, а вот первый – вообще не понятно, зачем это диковинное положение? Правильно, валиться вперед, на палки – нам это совершенно ни к чему. А теперь замените эту неведомую силу - силой…тяжести. Наклоните нашу плоскость, по отношению к линию горизонта. Сделайте ее подъемом. Но как мы помним, от замены системы координат, законы физики и лыжная техника, в том числе, не должны меняться. Какая разница, снег-сыпун или сила, которая не дает вам двигаться вперед? Сила тяжести в случае подъема? Так зачем же нам виснуть на вытянутых вперед палках и раздвигать ноги, занимать позицию скалолаза, ползущего вверх по отвесной стене? Если забыть, что это подъем, а просто почувствовать сопротивление своему ходу, то надо садиться ниже, откидываться назад – ведь нас интересует плоскость подъема, а не линия горизонта! - и сводить ноги после толчка максимально близко, поднимать ботинок максимально высоко, так, что ступня подворачивается внутрь и лыжа в воздухе занимает положение, при котором кажется, что она встанет на внешний кант или на плоский прокат, как минимум. И чем круче подъем, тем чаще и короче нам придется идти и тем мощнее толкаться. Иначе ноги не сможете свести обратно. И тем более короткой у нас будет фаза проката на закантованной лыже, с заездом вбок и использованием переноса центра тяжести. Но все-таки – будет! Пока вы не перейдете на шаг, пока не опуститесь на четыре конечности (полностью повисните на палках) и пойдете как животное, а не как человек. Животное – в хорошем смысле слова. Про подвернутый ботинок и сведенные ноги – здесь требуется пояснение. Принципиальные. Если при гладком прокате, на высокой стойке, заезжая в бок и закантовываясь, мы сводим вместе именно БОТИНКИ, то в каком положении находится колено? Если стоим высоко и соответственно, идем на лыжах с небольшим углом отклонения от направления движения, то колено – если на него посмотреть сверху – слегка выходит за внешний край ботинка, нависает над центральной линией лыжни, т.е. нога в колене вывернута наружу – как у мотоциклистов на гонках, при прохождении поворотов. Но чем ниже мы садимся – в силу тех или иных причин и чем ближе мы сводим ПЯТКИ ботинок и разводим лыжи до оптимального угла в 45 градусов, тем сильнее нам приходится отводить колено наружу. При езде в подъем – сидя на пятках и толкаясь практически «под себя» - что бы приподняться и получить возможность завалиться на опорной ноге и пойти в боковом скольжении – именно в этом смысл толчка при коньковом ходе в подъем – не продвинуть тело вперед и вверх, а получить возможность ПОЕХАТЬ в бок и соответственно, вверх – мы же помним, что наше продвижение к цели – финишу – оно не прямое, как в классике, а опосредованное, через прокат в сторону и толчок в сторону – то колени мы вывернем еще более не эстетично, но что делать… Итак, сводим – пятки ботинок, а колени – разводим и толкаемся в пятку вбок, акцентировано, мощно и это движение, в силу наличия угла подъема превращается в движение в бок и вверх! На хорошем ходу мы не успеваем палками поддержать свое падающее назад тело, а при езде в подъем – можем. Если толкаясь в развернутую под углом к направлению движения лыжу строго в бок, мы преобразуем это движение в движение по диагонали, вбок и вперед, то и при появлении еще одной степени свободы – возможности ехать не только в вперед но и вверх, логика должна оставаться та же самая – для движения вперед – строго в бок, Лыжа сама разложит наше усилие и преобразует его, точно также, как при боковом толчке. Не надо толкать тело вперед и вверх по склону – это вызовет мгновенную остановку и переход на шаг Палками же в этот момент, оттолкнувшись, подхватываем наше заваливающееся назад туловище и снова приводим его в вертикальное положение. Лыжи при этом, даже при самом медленно движении – НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ и не исчезает фаза проката для ноги, оставшейся сзади. Это трудно? Конечно. Но мы же не про легко, а про быстро. И если вы хотите все-таки катиться, а не идти, то палками надо работать по прежнему – ОДНОВРЕМЕННО, а не по очереди и даже если вы перейдете на «полуконек» - все равно руками надо работать одновременно и держать их по возможности, на одной линии, не разворачивать корпус по диагонали. Как только выведете руку вперед и повисните на ней – все, образовалась задняя, опорная, неподвижная лыжа. Непрерывность хода исчезла. Тут я должен сделать некоторое пояснение. Дело в том, что трасса, на которой я катаюсь, она хоть и длинная – круг 25 километров в лесном массиве, содержится в хорошем и отличном состоянии, построены два специальных моста для перехода через автодороги – но она РОВНАЯ, точнее, равнинная. . Не абсолютно, конечно, так не бывает, но не считая общего повышения и понижения профиля, в целом – подъемы на ней не больше …э-э-э. Короче, если не бояться и при определенной сноровке, то заехать на них можно без палок и именно в режиме проката. Так, пупки. И именно без палок надо отрабатывать технику езды в подъемы. Кстати, построил это чудо и содержит уже который год, бывший тренер по лыжам и сам когда-то классный лыжник, а ныне крупный бизнесмен – Ракшин Александр Фёдорович, низкий поклон ему за это. И даже более того – каждую субботу и воскресенье, на трассе организуются несколько – точнее, три, пункта питания, где каждый может выпить горячего витаминного чаю, съесть пряник, печенье, какие-нибудь другие сладости – БЕСПЛАТНО и сколько сможет. ВСЮ ЗИМУ. Каждый год закрытие и открытие сезона с подарками ВСЕМ, кто принял участие и проехал или половинку или всю трассу. В марте этого года, для тех, кто регулярно катался по вечерам и вообще регулярно катался на лыжах – разыграли призы – КВАРТИРУ И МАШИНУ и другие ценные и нужные в спортивном хозяйстве вещи. Спортсмены пытались к Ракшину подъехать, давайте, дескать, мы тут забеги на ваши призы устроим, на что он ответил – «Вам надо, вы и бегайте, а мне нужно, что бы люди здоровые были и на лыжах катались как можно больше и как можно чаще». Понятно, что не в деньгах дело было, а в принципе. Вот так мы и живем в городе Барнауле. Трассу укатывают, кстати, ратраком, опять же специально купленным для этого дела. К чему я это клоню. В силу объективных причин, не могу быть каким-то особенным специалистом по подъемам коньковым ходом. Может быть сейчас, столкнувшись с проблемой написания этого текста и в ходе его обсуждения – если оно будет, конечно, присмотрюсь внимательно и , соответственно, изложу сделанные наблюдения. А пока вот так – коротенько и сумбурно. Не судите строго - как могу. Так что прошу общественность подключаться к теме по мере сил и желания. И последнее, на мой взгляд, самое важное. Мой тренер, Сотников Валентин Михайлович, долгих лет ему жизни и здоровья в славном городе Томске, где он сейчас живет, в свое время, на наши вопросы по поводы езды в подъем отвечал так – «В подъем надо начинать быстро, а заканчивать… еще быстрее!» и весело при этом хохотал. Как я теперь понимаю, езда в подъем, она состоит не только в технике, но и в состоянии духа. Чтобы проверить, все ли вы правильно делаете, перед подъемом разгонитесь изо всех сил и на полном ходу заезжайте в него и как шли, так и идите изо всех сил, но только еще резче и короче толкайтесь и вкладывайтесь в каждый толчок, как в последний раз и катитесь, сколько можете держать баланс и скорость, а потом снова врубайтесь палками и всем своим существом в этот снег и должны вы почувствовать, как волосы у вас на руках встанут дыбом и по коже побегут мурашки и все внутри похолодеет, а мыщцы ваши зазвенят и заноют и возникнет чувство, что еще чуть-чуть и вы взлетите. А потом, когда скорость все-таки упадет и вы начнете вкручивать лыжи в склон и опять пойдете с набором скорости и дышать уже будет нечем, вот тут нужно в голос захрипеть под каждый шаг и почувствовать в себе ярость и свободу и нестерпимую радость от ощущения - Ж-И-З-Н- Ь.!!!! Вот если все так у вас получается, значит, техника у вас правильная.
Добрый день! есть ли у кого детальное видео по технике конькового хода в подъемы? раньше встречался зарубежный ролик, где спортсмен зимой тренировал подъемы без палок, используя только махи руками с переходами под левую/правую ноги (может у кого это видео есть, т.к. ютубе не дал результатов). либо аналогичные видео с разных ракурсов, например такое https://www.youtube.com/watch?v=s2iqi3i3QC4
Алексей, спасибо за ссылку, но это не то, я обсмотрел наверное 90% ютубе по технике, и, к сожалению, там больше половины "мусора". Хотя буду пробовать искать V1.
прочел с третьего раза, кажется прочел все. Не понял ничего! Как только мысль касается непосредственно техники, она сразу же уходит в сторону и теряется, возвращается уже в другом месте. Те мысли от технике, которые удалось понять - весьма спорны.
Техника в подъем может быть очень разной! Все зависит от: крутизны и длины подъема, качества трассы, жесткости трассы и катухи, работы лыж, развитости и готовности групп мышц, скорости: гоночной или тренировочной, задачами: выложится на полную или сберечь больше сил. Поэтому для себя вывел главное правило: каждый раз даже на знакомом подъеме надо искать эффективную технику данного момента, и не бояться менять ее по ходу подъема - искать. Нащупанная сверхэффективная техника может вообще не сработать на том же подъеме уже на следующем круге.
Максим - ваше суждение о технике лыжного хода - это именно то, что я хотел сказать так длинно и путанно))) Полностью согласен с каждым вашим словом и к тому же, как известно, краткость - сестра таланта.
кто делится своими идеями на счет лыжной техники, это очень помогает новичкам и чем больше вариантов изложения, тем больше возможностей применять их на практике в различных условиях. Вот если бы авторы еще и видео или фото своих идей прилагали - было бы вообще отлично =)
хотя у Виктора все три части довольно понятны моему пытливому уму, спасибо!
Подъемы.
Уважаемые читатели! Еще раз хочу подчеркнуть – данная работа – не учебник и не инструкция по применению. Это – мысли вслух. Размышления. Перечитывая уже написанный материал, я вижу, что в некоторых моментах был не точен, в некоторых – излишне категоричен, но в целом, как показало обсуждение с читателями, выбранное направление и форма имеют место быть.
Также необходимо иметь в ввиду, что мои описания верны только для каких-то моментов, они статичны, они не универсальны и не являются полным описанием техники. Это отдельные фрагменты, своего рода дифференциал функции множества переменных, каковой является техника конькового хода. Если вы хотите, что бы я был точен, то подробность нашего описания будет стремиться к бесконечности, а как говорил Козьма Прутков – «Нельзя объять необъятное» и он же – «Узкий специалист подобен флюсу, полнота его одностороння».
Итак, подъемы. Пока нам удавалось оставаться в рамках заявленной в начале эссе корабельной модели и если мы будем последовательны и дальше, то тогда подъемы надо объявить ничем иным как… волной. Волной на водной глади, по которой движется наш корабль и он же лыжник. Что дает нам это сравнение? Какие общие, очевидные или не очевидные, на первый взгляд, закономерности?
Лично мне на ум приходит только одно – нос корабля должен быть максимально поднят, а корма – загружена и чем короче наш корпус, тем легче мы будем взбираться на встающую перед нами водяную гору – если мы идем на нее в лоб. В переводе на лыжную терминологию, это означает - надо садиться на пятки и разгружать концы лыж.
Второе – заход на волну по диагонали, это как заход в вираж, сильно профилированный вираж. Это надо делать на скорости, и чем круче вираж, тем больше должна быть скорость и тем более перпендикулярно к этой поверхности вы можете двигаться. Не к поверхности земли, а к поверхности волны! Т.е. корабль должен не врезаться в волну бортом, держа киль вертикально вниз, а идти по ней на плоском дне, параллельно поверхности волны, наклонившись в бок всеми своими мачтами!
Был в моем детстве такой аттракцион, который кочевал по городам Союза и назывался он «Мотогонки по вертикальной стене». Завораживающее зрелище, доложу я вам. Брезентовый шатер, в нем – огромная дощатая бочка, диаметром метров 15 и высотой метров 5 Ты стоишь наверху, смотришь в низ, в эту бочку, а в ней дядьки на таких трескучих мотоциклетах. Они сначала по наклонной приступочке по кругу поездят, поездят, а потом р-р-а-з-з и уже по вертикали едут Звук грохочущих досок волной сначала на тебя накатывает, а потом под ногами у тебя пол зашатается, а звук уже дальше – у-у-у и доски на той стороне грохочут и вся эта конструкция под тобой раскачивается и снова на тебя - р-р-р-р. Интересно!
Так я это к чему – не важно, куда тебя сила тяжести тянет, важно, куда ты давишь, создавая свою силу тяжести, это, во-первых, а во вторых, не важно, как расположена плоскость, по которой ты едешь относительно плоскости земли, ибо от перемены системы координат, физические законы остаются неизменными и именно в этом состоит суть теории относительности! Не в том, что все относительно и истины нет, а в том, что истина, она и есть истина, с какой бы стороны ты на нее не смотри, движешься ли ты ей на встречу или наоборот, уезжаешь от нее вверх и в сторону. Правда, при перемене системы координат приходится вводить специальные коэффициенты и дело доходит до того, что время может замедляться, а предметы уменьшаться в размерах. Или увеличиваться. Но в целом – все остается в гармоническом равновесии.
Вывод из этого не обязательного к прочтению монолога – он прост - в подъем надо заезжать на максимальной скорости. Изо всех сил. И чем больше будет ваша инерция, тем более свободны вы будете в своем движении. Вы будете хозяин своей техники, какое-то время, ибо наши лыжи идут в подъем по диагонали, а мы, все-таки в лоб и начальная скорость здесь имеет принципиальное значение – но об этом мы поговорим позже.
Итак, мы взбираемся на встающую перед нами водяную гору, но ветер, ветер дуем нам не просто в бок, он же дует еще и сверху! Со стороны гребня волны! Оттуда, куда мы хотим забраться! Это при движении на плоскости мы пренебрегали еще одной степенью свободы – возможностью утопить наш корабль или вдавить лыжу в снег. Но на склоне! На склоне, как только мы загружаем лыжу боковым толчком, она, как мы помним, едет вперед, но одновременно она поедет и назад! Потому, что толчок наш идет не только сбоку, но и сверху и как бы мы ни старались, нам не удастся найти такое положение корпуса, при котором наша нога толкала бы лыжу одновременно вбок и вверх. Впрочем, такое положение есть – лежа на спине, хотя это я погорячился – хотя бы зависнув корпусом горизонтально поверхности земли и откинувшись назад, естественно. В лучшем случае, откинувшись назад и опираясь на палки, мы сведем эту силу, направленную вниз до минимума. Не силу тяжести, а нашу, порожденную нашим же толчком силу! Получается, что во время толчка вбок, нашего любимого и универсального движения , оно теперь уже раскладывается на два разнонаправленных вектора силы – вперед и назад и сделать мы с этим ничего не можем и это не зависимо от нашего положения корпуса и угла толчка, а только от крутизны склона. Впрочем, если толчок будет вбок и назад, то будет еще хуже. То есть, кто победит, какой вектор окажется больше, в ту сторону мы и поедем или будем стоять в случае равновесия.
И что же делать, спросите вы? Как всегда в коньковом ходе, надо выбирать просто плохое из совсем никуда не годного.
Если внимательно присмотреться к практике и к теории, то вектор обратного движения можно уменьшить, если увеличить угол разворота наших лыж относительно линии подъема, т.е. фактически уменьшить крутизну подъема. Чем больше в поперечном направлении будет развернута лыжа, тем меньше будет смещение назад, но, как расплата за это - меньше движение вверх, в нужную нам в конечном итоге сторону. И кроме того, что бы так развернуть лыжи – ноги придется раздвинуть широко, а из такого положения уже никаким толчком наш центр тяжести не поднять вверх, что бы подвести под него опорную ногу. Какой вверх – вбок, только вбок! В таком положении невозможно сведение, подсед, группировка перед толчком, выход на прокат на одной ноге с заездом и потом выход на плоский прокат и так далее. Одним словом, мы теряем всю технику, которой мы так долго учились.
В качестве эксперимента, проделайте такую вещь – примите упор лежа, руки поставьте на ширине плеч и начните отжиматься. Сколько раз сможете? А теперь, в этом же положении перенесите центр тяжести на одну руку, а вторую освободите и поманипулируйте ею. Получилось? Легко и свободно, как не трудно убедиться и даже отжаться на одной руке – без особых проблем. Вот ровно это положение мы занимаем при сведении ног в подседе. А теперь раздвиньте руки шире, более горизонтально и попробуйте отжаться. Ну как? Правильно, никак. А теперь попробуйте кистями, по очереди, пораскачивать ваш корпус, с отрывом ладоней от пола – вот это движение мы делаем, когда разводим ноги и идем в постоянном противоходе. И обратите внимание, если отжаться вы можете – ограниченное количество раз и достаточно медленно, то вот так «дрыгаться» - можно очень часто и очень долго. О чем мы ранее уже говорили – очень экономичный ход.
Итак, обратный вектор мы уменьшили разворотом лыжи, а еще чем можно? Можно уменьшить вертикальную составляющую бокового толчка, сделать его более горизонтальным – что само по себе всегда было нашей целью, между прочим. На равнине, чем более полого в бок вы будете толкаться, чем более горизонтально будет находиться ваша нога, тем эффективнее будет смещение вперед и это достигается глубоким заездом и постановкой опорной ноги под центром тяжести. Но на склоне, при падении скорости ниже определенного предела, у нас не будет никакого заезда и никакой опорной ноги под собой. Отжиматься от груди мы не сможем. Мы можем только опять же садиться в поперечный шпагат, раздвигать ноги как можно шире. Впрочем, мы, кажется, уже начали это делать в предыдущем пункте, т.е. мы идем в верном направлении.
В итоге, мы инстинктивно выйдем на ту самую, первичную, физкультурную технику езды в «растопырку», на лыжах, закантованных в противоход и широко разведенных. Прямо скажем, не этстетично, но зато очень экономично, без закисления, на прямых ногах, за счет работы голеностопа, а это практически вечный двигатель. Скорости не будет – это да, какая тут может быть скорость, но зато и не устанем, а продвижения вверх можно добавить за счет темпа! Главное, не останавливаться, не разворачивтаь корпус и руки по диагонали, не переходить на шаг и не валиться вперед, не повисать на руках. Хоть коротенько, но часто, медленно вверх и непрерывно в бок. Впрочем – шагом тоже можно, в нашем физкультурном деле надо без фанатизма. Руку вперед , повыше, повиснуть на ней и боком, боком...
Но на этом наши ухищрения не заканчиваются. Вот этого голеностопного или кистевого, толчка из нашего эксперимента, явно недостаточно для поддержания высокой скорости, явно. Вот если бы включить в работу еще и коленный сустав, задействовать свободный ход голени! Тогда, да, это значительно лучше и амплитуднее. Проделывается это следующим образом. Колени разворачиваются наружу, бедро – горизонтально, голени – вертикально и именно в коленном суставе начинается ровно та работа, которая происходит при полноценном коньке – т.е. толчок голеностопом, система наша приподнимается и зависает в инерционном положении, нога в коленном суставе сгибается и голень заводится под бедро и лыжа ставится – НА ВНЕШНИЙ кант! Потом загружается, выходит на плоский прокат – очень короткий – снова закантовывается и толчок идет уже в лыжу, опирающуюся на внутренний кант, т.е. вот в этом «крабе», а по русски говоря, в раскоряку, мы голенью и стопой должны воспроизвести все ИДЕАЛЬНЫЕ компоненты лыжного хода. И мы их делаем. Только надо прочувствовать, как опираясь на пятки широко разведенных ног, лыжи под собой надо «выкручивать», вдоль их оси, это прямо чувствуется, как напряжением мышц бедра и голени она сначала на внешнем канте и это и есть то идеальное, казалось бы недостижимое – когда мы толкаемся снизу вверх, почти снизу верх, конечно. Потом давишь ее и вот она уже на плоском прокате, выворачиваешь на внешний кант и дальше уже толчок голеностопом – вон какое длинное и правильное движение у нас получилось! Причем, когда мы голень подгибаем под себя, заходя на внешний кант, вторая лыжа едет на внутреннем и получается опять же то самое, идеальное, когда и палки и ноги все толкаются в одну сторону. Но только внешне это выглядит несуразно, нелепо. Но если вы почувствуете вот это силовое «выкручивание» лыжи под собой, то вы пойдете с набором скорости и будете сводить ноги все ближе и ближе и стоять все выше и в какой-то момент, снова выйдете на полноценный коньковый ход. Точнее, подгибая голень под себя при широко разведенных коленях, вы все-таки максимально подводите опорную ногу под центр тяжести, но не так, как при движении на равнине, ботинки не сводятся, конечно, между собой и амплитуда поперечного движения – она равна возможностям нашей голени, но не всей ноги, но тем не менее, это аналогичные по своей сути движения. Свели – оперлись, проехали, толкнулись. И самое главное – лыжи крутим ОДНОВРЕМЕННО, обоими ногами! И толкаемся строго в бок, как не трудно догадаться.
Теперь, как и обещано, мысленный эксперимент. Мы едем по плоскости, как учили, толкаемся в бок, контролируем корпус, стараемся вперед не заваливаться, а если делаем это, то компенсируем палкой, поставленной впереди ботинка и идем высоко, раскатисто. И вдруг, у нас появляется участок рыхлого снега, очень рыхлого – проката почти нет, скорость падает - что вы делаете? Вы добавляете мощности толчка, увеличиваете амплитуду заезда., но скорость падает и вы уже не можете заехать на закантованную лыжу, не можете, использовать инерцию и наращивать или поддерживать скорость переносом центра тяжести, а постепенно убираете фазу плоского проката, толчок делается силовой, мышцами бедра, ботинки будут не доходить друг до друга все больше и в какой-то момент, когда станет совсем туго, разведете колени и поедете «крабом». Кстати, есть любители, которые всегда так и только так ездят – и шустро, надо сказать, приспособились. Особенно мужчины в возрасте, почему-то. Может, потому что ноги у них по жизни кривые?
Хорошо, а если это не снег, а ветер? Или песок на лыжне? Или какая-то неведомая сила? Да какая разница, скажете вы, результат должен быть один и способ его достижения – тоже один. А если я предложу вам в такой ситуации повалиться вперед, повиснуть на руках, а ноги широко развести в стороны и оставить их сзади? Изобразить этакую фигуру цыпленка-табака? Или развернуться корпусом по диагонали, одну руку выдвинуть вперед, вторую оставить сзади и пойти половинчатым коньком, т.е., каждый раз начинать шаг с одной ноги, но правильно начинать, надо сказать, с близко подведенной и поднятой ноги и даже, не побоюсь этого слова, на внешний кант лыжи. Т.е. одна нога шагает, а вторая – все-таки едет. Ну что ж, скажете вы – второй вариант, это нормально, большинство только так и умеет, а вот первый – вообще не понятно, зачем это диковинное положение? Правильно, валиться вперед, на палки – нам это совершенно ни к чему.
А теперь замените эту неведомую силу - силой…тяжести. Наклоните нашу плоскость, по отношению к линию горизонта. Сделайте ее подъемом. Но как мы помним, от замены системы координат, законы физики и лыжная техника, в том числе, не должны меняться. Какая разница, снег-сыпун или сила, которая не дает вам двигаться вперед? Сила тяжести в случае подъема? Так зачем же нам виснуть на вытянутых вперед палках и раздвигать ноги, занимать позицию скалолаза, ползущего вверх по отвесной стене? Если забыть, что это подъем, а просто почувствовать сопротивление своему ходу, то надо садиться ниже, откидываться назад – ведь нас интересует плоскость подъема, а не линия горизонта! - и сводить ноги после толчка максимально близко, поднимать ботинок максимально высоко, так, что ступня подворачивается внутрь и лыжа в воздухе занимает положение, при котором кажется, что она встанет на внешний кант или на плоский прокат, как минимум. И чем круче подъем, тем чаще и короче нам придется идти и тем мощнее толкаться. Иначе ноги не сможете свести обратно. И тем более короткой у нас будет фаза проката на закантованной лыже, с заездом вбок и использованием переноса центра тяжести. Но все-таки – будет! Пока вы не перейдете на шаг, пока не опуститесь на четыре конечности (полностью повисните на палках) и пойдете как животное, а не как человек. Животное – в хорошем смысле слова.
Про подвернутый ботинок и сведенные ноги – здесь требуется пояснение. Принципиальные. Если при гладком прокате, на высокой стойке, заезжая в бок и закантовываясь, мы сводим вместе именно БОТИНКИ, то в каком положении находится колено? Если стоим высоко и соответственно, идем на лыжах с небольшим углом отклонения от направления движения, то колено – если на него посмотреть сверху – слегка выходит за внешний край ботинка, нависает над центральной линией лыжни, т.е. нога в колене вывернута наружу – как у мотоциклистов на гонках, при прохождении поворотов. Но чем ниже мы садимся – в силу тех или иных причин и чем ближе мы сводим ПЯТКИ ботинок и разводим лыжи до оптимального угла в 45 градусов, тем сильнее нам приходится отводить колено наружу. При езде в подъем – сидя на пятках и толкаясь практически «под себя» - что бы приподняться и получить возможность завалиться на опорной ноге и пойти в боковом скольжении – именно в этом смысл толчка при коньковом ходе в подъем – не продвинуть тело вперед и вверх, а получить возможность ПОЕХАТЬ в бок и соответственно, вверх – мы же помним, что наше продвижение к цели – финишу – оно не прямое, как в классике, а опосредованное, через прокат в сторону и толчок в сторону – то колени мы вывернем еще более не эстетично, но что делать…
Итак, сводим – пятки ботинок, а колени – разводим и толкаемся в пятку вбок, акцентировано, мощно и это движение, в силу наличия угла подъема превращается в движение в бок и вверх! На хорошем ходу мы не успеваем палками поддержать свое падающее назад тело, а при езде в подъем – можем. Если толкаясь в развернутую под углом к направлению движения лыжу строго в бок, мы преобразуем это движение в движение по диагонали, вбок и вперед, то и при появлении еще одной степени свободы – возможности ехать не только в вперед но и вверх, логика должна оставаться та же самая – для движения вперед – строго в бок, Лыжа сама разложит наше усилие и преобразует его, точно также, как при боковом толчке. Не надо толкать тело вперед и вверх по склону – это вызовет мгновенную остановку и переход на шаг Палками же в этот момент, оттолкнувшись, подхватываем наше заваливающееся назад туловище и снова приводим его в вертикальное положение. Лыжи при этом, даже при самом медленно движении – НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ и не исчезает фаза проката для ноги, оставшейся сзади. Это трудно? Конечно. Но мы же не про легко, а про быстро.
И если вы хотите все-таки катиться, а не идти, то палками надо работать по прежнему – ОДНОВРЕМЕННО, а не по очереди и даже если вы перейдете на «полуконек» - все равно руками надо работать одновременно и держать их по возможности, на одной линии, не разворачивать корпус по диагонали. Как только выведете руку вперед и повисните на ней – все, образовалась задняя, опорная, неподвижная лыжа. Непрерывность хода исчезла.
Тут я должен сделать некоторое пояснение. Дело в том, что трасса, на которой я катаюсь, она хоть и длинная – круг 25 километров в лесном массиве, содержится в хорошем и отличном состоянии, построены два специальных моста для перехода через автодороги – но она РОВНАЯ, точнее, равнинная. . Не абсолютно, конечно, так не бывает, но не считая общего повышения и понижения профиля, в целом – подъемы на ней не больше …э-э-э. Короче, если не бояться и при определенной сноровке, то заехать на них можно без палок и именно в режиме проката. Так, пупки. И именно без палок надо отрабатывать технику езды в подъемы.
Кстати, построил это чудо и содержит уже который год, бывший тренер по лыжам и сам когда-то классный лыжник, а ныне крупный бизнесмен – Ракшин Александр Фёдорович, низкий поклон ему за это. И даже более того – каждую субботу и воскресенье, на трассе организуются несколько – точнее, три, пункта питания, где каждый может выпить горячего витаминного чаю, съесть пряник, печенье, какие-нибудь другие сладости – БЕСПЛАТНО и сколько сможет. ВСЮ ЗИМУ. Каждый год закрытие и открытие сезона с подарками ВСЕМ, кто принял участие и проехал или половинку или всю трассу. В марте этого года, для тех, кто регулярно катался по вечерам и вообще регулярно катался на лыжах – разыграли призы – КВАРТИРУ И МАШИНУ и другие ценные и нужные в спортивном хозяйстве вещи. Спортсмены пытались к Ракшину подъехать, давайте, дескать, мы тут забеги на ваши призы устроим, на что он ответил – «Вам надо, вы и бегайте, а мне нужно, что бы люди здоровые были и на лыжах катались как можно больше и как можно чаще». Понятно, что не в деньгах дело было, а в принципе. Вот так мы и живем в городе Барнауле. Трассу укатывают, кстати, ратраком, опять же специально купленным для этого дела.
К чему я это клоню. В силу объективных причин, не могу быть каким-то особенным специалистом по подъемам коньковым ходом. Может быть сейчас, столкнувшись с проблемой написания этого текста и в ходе его обсуждения – если оно будет, конечно, присмотрюсь внимательно и , соответственно, изложу сделанные наблюдения. А пока вот так – коротенько и сумбурно. Не судите строго - как могу. Так что прошу общественность подключаться к теме по мере сил и желания.
И последнее, на мой взгляд, самое важное. Мой тренер, Сотников Валентин Михайлович, долгих лет ему жизни и здоровья в славном городе Томске, где он сейчас живет, в свое время, на наши вопросы по поводы езды в подъем отвечал так – «В подъем надо начинать быстро, а заканчивать… еще быстрее!» и весело при этом хохотал.
Как я теперь понимаю, езда в подъем, она состоит не только в технике, но и в состоянии духа. Чтобы проверить, все ли вы правильно делаете, перед подъемом разгонитесь изо всех сил и на полном ходу заезжайте в него и как шли, так и идите изо всех сил, но только еще резче и короче толкайтесь и вкладывайтесь в каждый толчок, как в последний раз и катитесь, сколько можете держать баланс и скорость, а потом снова врубайтесь палками и всем своим существом в этот снег и должны вы почувствовать, как волосы у вас на руках встанут дыбом и по коже побегут мурашки и все внутри похолодеет, а мыщцы ваши зазвенят и заноют и возникнет чувство, что еще чуть-чуть и вы взлетите. А потом, когда скорость все-таки упадет и вы начнете вкручивать лыжи в склон и опять пойдете с набором скорости и дышать уже будет нечем, вот тут нужно в голос захрипеть под каждый шаг и почувствовать в себе ярость и свободу и нестерпимую радость от ощущения - Ж-И-З-Н- Ь.!!!!
Вот если все так у вас получается, значит, техника у вас правильная.