Задумался тут намедни, и возник лёгкий когнитивный диссонанс. Россиньоль говорит, что S1 (низкий профиль) для жёсткой трассы и холодной погоды. Касательно температуры вопросов нет, больше площадь контакта лыжи со снегом - больше воды. А вот с твёрдостью трассы получилась нестыковка: Ведь чем мягче трасса, тем больше должна быть площадь контакта с оной, дабы не вдавить лыжу в трассу. Это раз. И два, на мягкую трассу лыжа должна наезжать мягко, т.е. от носка к колодке давление должно возрастать максимально плавно, чтобы носы не зарывались. У S1 так и получается, до кучи, при сдавливании S1 носки оных расходятся, что делает накат на снег ещё более плавным. И с твёрдой трассой: нужно два максимально узких пика давления максимально разведённые вперёд и назад (высокие лыжи S2 и S3). Едва ли спецы одного из ведущих производителей беговых лыж ошибаются. Где же ошибка в моих рассуждениях?
Едва ли спецы одного из ведущих производителей беговых лыж ошибаются
16.03.2018 02:45
Россиньоль говорит, что S1 (низкий профиль) для жёсткой трассы Мадшус говорит, что 119 SC (низкий профиль) для мягкой трассы
Как видим, низкий профиль у одного производителя для мягкой трассы, у другого для жесткой. Может быть есть другие нюансы, влияющие на работу лыж, жесткость пятки и мыска, чем и компенсируется данное несоответствие.
По конструкции лыжи бывают на жесткую трассу и на мягкую трассу. По рабочим температурам лыжи бывают теплые и холодные (или влажные и сухие).
И того получается минимум 4 сочетаний по жесткости трассы и температуры, посмотрим это на примере Фишер:
Но не все производители делают топовые лыжи во всех четырех сочетаниях. Один единственный вариант делает Пелтонен -Супра, по два делают Росси (S1 и S2) и Мадшус-(118 и 119). Речь идет о коньковых минусовых лыжах, не рассматриваем плюсовые лыжи на воду (как правило с белым/серым/желтым пластиком).
Почему то многие думают, что жесткая трасса может быть только при сильных холодах, а мягкая при относительно теплых условиях. Ничего подобного. Жесткая леденистая трасса может образоваться и при небольшом минусе, и как правило, чаще всего так и бывает, когда в околонулевых температурах снег сначала тает, потом при небольшом холоде превращается в лед. Также ошибочно думать, что мягкая трасса не может быть при сильных холодах, однако так и бывает непосредственно после снегопада в мороз. То есть, все 4 сочетания, упомянутые выше, по жесткости и температуре, имеют место быть .
А когда производитель вместо 4-х вариантов предлагает всего 2 или 3, то приходиться в лыжах сочетать на первый взгляд несовместимые вещи, как правильно заметил топикстартер: Низкий профиль S1 способствует большей площадь контакта лыжи со снегом, значит лыжи на холод, а вот с жесткостью трассы нестыковка, потому что на жесткую трассу наоборот, нужен высокий профиль и короткие контактные зоны. Получается по теории лыжи S1 холодные на мягкую трассу.
Но теория теорией, а на практике S1 великолепно себя ведут на жесткой трассе, курсовая устойчивость на высоте, не смотря на низкий профиль. Не знаю точно за счет чего это достигнуто, но смею предположить, из за жесткости мыска и пятки удался контактные зоны максимально удалить друг от друга, что нужно на жесткой трассе.
Тоже самое противоречие встречается и у Росси S3. Короткие контактные зоны понятно-для уменьшения смачивания водой скользящей поверхности. Но много воды образуется в плюсовых температурах, или при большой влажности, что в свою очередь означает, что трасса мягкая или рыхлая. А вот эти короткие разнесенные контактные зоны как раз и будут зарываться в мягкий снег и замедлять ход. Если учесть, что 60% хорошего катания обеспечивает правильная конструкция, 20% база и остальные 20% структура и подготовка, было бы логичнее для лыж на влажный рыхлый снег отдать предпочтение низкому профилю с равномерным распределением контактных зон, при этом увеличение площади контакта СП с водой пытаться компенсировать более глубокой структурой ШШ или как то по другому. То есть, почему то водоотталкивающие свойства в лыжах S3, которые обеспечивают 20% скольжения, имеет приоритет над конструкцией, влияющее на скольжение в три раза больше -60%. Ну это опять теория, между тем обладатели вышеуказанных лыж очень даже комфортно катаются на "воде".
На первый взгляд любителю выгоднее выбрать производителя, который всего двумя парами перекрывает все погодные условия, то есть производителя, у кого лыжи более универсальные. Ну что же, логика в этом есть. Но если производитель предлагает все 4 сочетания по жесткости и температурным условиям, Фишер например, то любителю не обязательно иметь все 4 варианта, достаточно всего 2-х по конструкции- по состоянию трассы. При этом эти 2 пары, в зависимости от региона, должны быть или теплые или холодные. То есть желательно иметь лыж 2-х разных конструкций, а 2-х разных баз (тепло-холод) вовсе не обязательно. Дело в том, что температура снега влияет на количество воды, которое образуется под СП. Но также на это количество образовавшей воды влияет и влажность, и наверное не меньше, чем температура. Допустим Вы любитель и собираетесь кататься при температурах от + 5 до -10 в течении сезона, каким лыжам отдать предпочтения, теплым (от -5 и выше) или холодным (от -2 и ниже)? Вроде более подходят холодные лыжи, поскольку теплые не для -10. Но все зависит от региона проживания, точнее от среднестатистической влажности региона. В Европейской части России, где традиционно высокая влажность, следует отдать предпочтения теплым лыжам, а за Уралом, где континентальный сухой климат, холодным. Объясню на примере: Допустим регион катания Московская или Ленинградская область, температура -10, влажность обычно более 90%. Но при такой высокой влажности под СП будет образоваться очень много воды, а влажная или теплая база, в паре с более глубокой структурой ШШ, справится с таким количеством воды лучше. То есть для выбора лыж по базе следует ориентироваться не только на температуру, а на тепловлажностной режим региона. В целом ухудшение скольжения теплых лыж в холод наблюдается меньше, чем ухудшение скольжение холодных лыж в тепло.
Я, конечно, не особо специалист, но по-моему всё логично. Помимо длин контактных зон нужно брать во внимание ещё пики давления - вершины контактных зон. Для тепла нужны более короткие е зоны и более острые пики. Для холода - наоборот, длинные зоны и плавные пики. Для мягкой трассы пики должны быть максимально приближены к колодке. Для жесткой - максимально разнесены друг от друга. Вот и получается, что у S1 зоны длинные и плавные, а пики максимально разнесены - на жесткую и холоднее трассу. А у Мадшуса зоны тоже длинные и плавные, но пики близко - на мягкую и холодную трассу. А для хорошего скольжения нужно, чтобы зона контакта на пятке была более острой и глубокой, чем на мыске.
Все понятно, спасибо! Но у Вас тоже получилось 4 сочетания по жесткости и температуре, то есть 4 разные эпюры. эпюра 1. короткие зоны, пики разнесены эпюра 2. короткие зоны, пики приближены эпюра 3. длинные зоны, пики разнесены (S1) эпюра 4. длинные зоны, пики приближены
Одна из эпюр соответствует Росси S1. Из остальных 3-х эпюр что то возможно соответствует лыжам S2 и S3. Можете дополнить таблицу выше? А что с оставшийся эпюрой?
Как Вы справедливо написали выше, действительно, ассортимент каждого производителя не охватывает все 4 варианта. У Росси S1 - эпюра 3, S3 - эпюра 1, S2 - что-то среднее. У Фишера по идее у всех конструкций зоны контакта средней длины, у 610-й пики близко, у 115-й - далеко, а под температуры они подгоняют базой - шлифтом. У Саломона синие - эпюра 4, красные - эпюра 2, а у желтых - зоны контакта средние, а пики расположены далеко. Но опять же это всё теория по заявлениям производителей. Практического опыта у меня совсем мало. Ну и надо понимать, что далеко расположенные пики у Росси и в 115-м Фишере - не одно и то же . В идеале были бы лыжи со средними зонами и средне расположенными пиками - было бы оптимально. Но, естественно, они бы проигрывали лыжам, заточенным под определённые условия в этих условиях.
В идеале были бы лыжи со средними зонами и средне расположенными пикам
22.03.2018 20:28
Среди топовых и предтоповых наверное таких нет или очень мало. В предыдущих сезонах у Мадшус были лыжи N10116 Nanosonic Carbon Skate Regular -как универсальные. Но их по моему сняли с производства. Наверное спроса мало, все таки верхние модели, предназначенные в основном для гонок, должны быть более приспособлены к определенным условиям. По моему такая модель Росси S2 (обычные, без приставок WCS или Premium). Но это мое предположение, точно не знаю. А вот начиная с третьей сверху модели и все, что ниже, условно назовем тренировочные лыжи, думаю, именно так и делают все производители.
Да, скорее всего так и есть, топовые - узкоспециализированные, тренировочные - универсальные. У меня самого Наносоники, правда Regular Soft. Скользят очень хорошо, но вот с устойчивостью на бетоне беда - чуть ли не разворачивает. Хотя тут и техника моя кривая роль играет. По крайней мере Атомики Про Скейт значительно более устойчивы ,хоть и скользят хуже и тяжелее в 1,5 раза. А Росси, как я понимаю, любые больше к жёсткой трассе тяготеют.
Если на бетоне не устойчивы, возможно мягкие Вам. Дело в том, что в каталоге Мадшус есть рекомендации по выбору жесткости лыж и надо чуть больше, чем вес лыжника, в зависимости от модели.
N10116 Nanosonic Carbon Skate Regular 0-10 kg over body weight. High camber. Medium pressure zones. N10118 Nanosonic Carbon Skate Hard Packed 5-15 kg over body weight. Medium camber. Medium pressure zones. N10119 Nanosonic Carbon Skate Soft Condition 10-20 kg over body weight. Low camber. Short pressure zones.
По все остальным моделям, от Hypersonic до Intrasonic 0-10 kg over body weight. Юниорские модели 5 kg under to 5 kg over body weight.
А вот Росси наоборот, всегда пишут что надо выбрать чуть мягче.
Вроде как они как раз на мой вес, даже, возможно, на пару кило жёстче. Флекстестер показывает как раз на 15-20 кг больше моего веса. Да и несколько разных независимых людей промеряли и говорили одно и то же.
Я, как лыжник из другого спорта тоже всегда удивлялся этому. Определенно, мягкая лыжа своей серединой провалится глубже в мягкий снег, чем жесткая, и будет хуже идти на скорости. Ну да ладно, в беговых лыжах колодка не прогибается, так что все сложнее, чем просто "мягкая лыжа/жесткая лыжа". А "низкий профиль", кажется, то же самое, что "низкая колодка". Если принять, что человек одного веса и одинаковой силы при толчке дожимает колодку жесткой и мягкой лыжи до контакта с поверхностью, то в состоянии скольжения на двух ногах мягкая лыжа должна будет иметь высокую колодку, а жесткая - более низкую. Две разные лыжи - прямая и жесткая или выгнутая и мягкая. Как то так...
Россиньоль говорит, что S1 (низкий профиль) для жёсткой трассы и холодной погоды. Касательно температуры вопросов нет, больше площадь контакта лыжи со снегом - больше воды.
А вот с твёрдостью трассы получилась нестыковка:
Ведь чем мягче трасса, тем больше должна быть площадь контакта с оной, дабы не вдавить лыжу в трассу. Это раз. И два, на мягкую трассу лыжа должна наезжать мягко, т.е. от носка к колодке давление должно возрастать максимально плавно, чтобы носы не зарывались. У S1 так и получается, до кучи, при сдавливании S1 носки оных расходятся, что делает накат на снег ещё более плавным.
И с твёрдой трассой: нужно два максимально узких пика давления максимально разведённые вперёд и назад (высокие лыжи S2 и S3).
Едва ли спецы одного из ведущих производителей беговых лыж ошибаются. Где же ошибка в моих рассуждениях?