Скольжение (а точнее его отсутствие) на свежем снегу известно всем. "Как по песку", "наждак" и т.д. Про аналогичные морозные условия написано много - недостаток воды - следовательно лыжи с очень мелкой или циклёванной и гидрофобной СП едут лучше. Но, если с вопросом "куда делась смазка (вода)" на морозе всё ясно, то что же при плюсе??? Единственное, что приходит в голову - тонкие острые кристаллы дают рыхлую структуру и вода уходит через неё. Если это предположение верно, то ехать по такому будет плохо всё, чуть лучше то, что и на морозе - максимально гидрофобное без или с минимальной структурой. Эпюру не рассматриваем, только структуру. Что скажете?
Речь о каком свежем снеге? На морозном пухлячке лыжи едут отменно, а вот на тяжелом плюсовом стоят колом. Энергия идет на утрамбовывание снега, ведь потом этот снег превращается в мокрый бетон. Отсюда вывод, на мокром свежаке важна сначала эпюра и уже потом структура и максимальная гидрофобность СП.
То, что более мягкие в колодке комби лыжи, по свежаку поехали лучше коньковых (кстати еще неизвестно как подобранных под катальца) абсолютно логично)) В другой раз на нормальной трассе поставим сильных гонцов на прокомби и карбонлайты и сравним резалты)
Готов предоставить свои Прошки=) Карбонлайтами, увы, не расплакалаю=( Ну и как сравнивать - тоже вопрос=/ На рельефных трассах Комби по любасу сольют, на целине - Фиш. Нужны одинаковые по массогабаритам и скилу гонцы, или одному непредвзято с завязанными глазами =D
Сейчас при наличие верхних С и А не часто достаю Прокомби. Иногда всё же удаётся сравнить их с топом. Субъективно, ситуации когда Прошки не уступают или даже обкатывают топ:
- Целина, чем глубже, тем больше "превосходство".
- Неровная корявая плотная трасса - за счёт большей ширииы равновесие ловить гораздо легче, что увеличивает прокат.
- Весенняя каша. Не знаю почему, хоть и по сугробу в паз сверху налепает, но катят неплохо. На контрольной горке уезжают на несколько метров от S9 с тёплой эпюрой (те зарываются в каше вероятно=)
- В >-15°С катят по крайней мере не хуже универсальных С и А.
При большом перепаде высот на трассе " привет коленям"=(
Берете в руку, лепите комок, уплотняете. Странные у вас представления о снеге...С машины тоже такой не счищается - липкий, к сп лыж также прилипает и уплотняется.
в теплую погоду выпала свежая крупа (когда наверху еще холодно было), по такому порошку несет как на подшипниках. Пока он не слипнется, конечно . А вот если влажные хлопья нападали, вступает в права подсос сплошной водяной пленки. Скользящая поверхность лыжи прилипает к снегу, словно газета к мокрому стеклу. В плюс снег трамбуется под лыжей, выделяя влагу. Спасают крупные накатки, рельефные шлифты и бубны.
все смахнул, практически сдул, со своей железяки. В Москве была метель ночью. И днем вьюжило. На снег, а не на холодное железо, переметенка ложится очень плотно . От мороза к оттепели мелкие и колкие снежинки как раз водяной пленки еще не дают.
"мелкие и колкие снежинки как раз водяной пленки еще не дают" - отсюда и ощущение песка. Тогда на таком лучше всего должна ехать мелкая или цикленная структура с максимально гидрофобной СП. А крупная тёплая будет просто стоять. А добавим немного воды - поедет получше (как вчера, например).
на ОУСЦ Планерная, лыжи atomic redster s9 carbon uni, структура ювента 729 заявлена как универсальная +2-10 вроде, ехали лыжи очень прилично, ближе к обеду чуть лучше даже чем с утра, видимо смазка стала работать лучше, парафин +1-5. А сегодня катался на Полянах, хорошо так стояли, уверенно, особенно по не укатанному снегу, на укатанном еще как то двигались, а вот на не укатанных участках как на асфальт заехал.
У нас были соревы 5км. Накануне вечером до снегопада проверил трассу на Атомик S9 на родном шш М10 голые летели В-) Ночью намело и продолжало мести во время сорев. Заопасался что ко роткие узкие S9 зароются, взял подлиннее и пошире жёлтое Сало (шш обычный магазинный неплохо катящий по старому в небольшой минус; жидкий дешманский Скиго под таблетку Оптивакс) - жутко тупили=( В оправдание могу сказать, что и у остальных почти всё тоже "стояло"=( Выбегали в основном за счёт физухи. Хотя у парочки гонцов скольжение на вид было неплохое - видать знаю "секрет Полишинеля"=Р
бежал в воскресенье а Подмосковье. Фишера карбонлайты, морозные. Положил Токо HF на 0...-6. И всё. На разминке казалось, что едут нормально, тем более проехал за парнем, с виду лыжником на таких же карбонлайтах. Вроде одинаково ехали. А как стартанули (общий старт), то как только начался спуск, мимо меня все поехали. Начиная с какой-то скорости - лыжи едут как по вате. Все кроме откровенных чайников меня обогнали. Когда пошли подъемы, (старый снег перемешанный с новым) стал догонять. Кое=кого обошел, но своих "одноклассников", естественно уже не догнал. Перед второй гонкой положил под пробку без утюга таблетку на -5...-15. Другой не было. На пятерке скинул около минуты. Субъективно - поехали лучше, а посмотрел на GPS - максимальная скорость такая же Вопрос: судя по характеру торможения (с определенной скорости) это был подсос? (Да, погода: свежий снег и минус 3-4 гр) При этом, вроде бы, помогает только структура. Так что? у всех были теплые лыжи? Или таблетка и порошок тоже помогают от подсоса? Может кто подскажет? Иногда бывают такие провалы в скольжении, что только руками развожу - в чем дело? Один раз был случай. Бежал два дня подряд на одних и тех же лыжах. ПЕрвый день - нормально ехали, как у всех, второй день - как по вате. С лыжами ничего не делал, но первая гонка была всего 10 км. Не могли же так запачкаться. тем более снег был чистый. Деды, которым я по 2-3 мин на 5 км привозил, меня обходили. В чем дело?
"Начиная с какой-то скорости - лыжи едут как по вате" - это подсос. Для недостатка воды было бы - "начиная с какой-то скорости лыжи поехали". От подсоса - гидрофобность и структура, главное, конечно, структура, не просто тёплая, а на воду, которая обеспечит неоднородную зону смачивания, уменьшив площадь соприкосновения. Про этот режим скольжения всё хорошо расписано у Кузьмина http://www.kuzmin-skitech.ru/wp-content/uploads/2016/08/nauchnaja_ru.pdf
Вчера катал на тиса рейс кап скайтинг (Саломон и фишер не стал брать). Температура -1. Снег свежий, сантиметров 5-7. В снежок не очень лепится. ШШ крупный. Лыжи катили отменно! На тех же лыжах по свежему снегу при -15 вообще ехать невозможно .
Что это тот случай, про который Михаил выше писал: "в теплую погоду выпала свежая крупа (когда наверху еще холодно было), по такому порошку несет как на подшипниках. Пока он не слипнется, конечно . "
все дело во влажности? В Сыре позавчера случилась редкая влажность менее 50%. Но я не знал. Чуть обработал лыжи порошком 3-23 и решил проехать по марафонской десятке (эжвинский марафон 3-го был). Там есть длинный спуск от базы с поворотом почти на 90 градусов. На голых лыжах и то скорость в конце спуска приличная и поворот проходишь с некоторой опаской. Еду в машине и думаю, наверное подплужить придется, на порошке все же.. В дерево влететь неохота.. Встал на спуск.. ну и как бы на этом повороте 90 градусов остановился. Просто в ноль. Никогда такого не было... 10ку эту ехал почти 50 мин... Там еще перепад 175м и пара крутяков. В подъем лыжи вообще никак не идут... Умотался. Погода -10, укатанная трасса и, видимо ключевой момент, свежая снежная крошка. На вид какая-то сухая...(Хотя Россики в этом температурном диапазоне ,до -12, нормально едут, пару дней назад за те же 50 мин в -12 15км проехал на них во 2-3 зоне...). Дома посмотрел местную метеостанцию - влажность 45%. Невиданная вещь. У нас обычно 80-90. Тайга.
может прямо сказаться на кол-ве образующейся смазки(воды) под лыжей - то конечно. Но, имхо, ключевой момент тормозуна - свежий мелкий сухой (с острыми тонкими кристаллами) снег, который при скольжении не даёт достаточной плёнки воды. Если посмотреть на него под микроскопом, то, думаю, станет ясно почему так. А окружающая температура (опять же имхо) - вторична: тормозун бывает и при плюсе и при минусе.
скорее всего это кристаллизация из пересыщенного влагой воздуха. Допустим днем -10 влажность 80%-90% (так и было), а ночью -30 (накануне как раз был такой мороз). И тогда ночью при понижении температуры пар в воздухе оказывается пересыщенным. Лишняя вода идет на рост дендритов (дополнительных кристаллических выростов, по сути - иней ) на снежинках. Эти дендриты скорее всего и будут острыми. Получается, что каждая снежинка покрывается как бы шипами. Следующим днем (-10 опять), поскольку "лишняя" вода уже "выпала" в виде дендритов, влажность резко уменьшается. Что и наблюдалось. И едем по колючему снегу. Через день было около 0 и все эти дендриты подтаяли. И опять покатило. Вобщем хорошо, что условия для образования "шипованных" снежинок возникают не так часто. Хотя Вы правильно заметили, условия для образования дендритов могут быть при разных температурах (хотя плюсовые я бы исключил, выше нуля снег все же тает).Надо чтобы совпало: повышенная влажность, ночью мороз, а днем чтобы было не слишком тепло (чтобы эти "шипы"-дендриты не подтаяли). Кстати, если пройдет ратрак и перемешает этот верхний тормозун с нижним нормальным слоем, то катит нормально. Вот примерно такая картинка складывается, хотя мб и еще какие-то факторы влияют...
картинка складывается - скольжение по шипам-дендритам не даёт плёнки потому что вся вода тут же уходит ниже. Но, при увеличении скорости, когда большинство шипов начинает стираться наблюдается некоторое улучшение скольжения (но, с соотв. энергозатратами ). Из чего следует, что для кардинального улучшения скольжения нужно добиться прежде всего удаления/разрушения шипов, иначе условий для образования плёнки воды не будет, а изменение структуры СП улучшит скольжение лишь при начале образования этой плёнки. Т.е. - пока есть шипы-дендриты едем как по песку на любой структуре, как только начинает появляться хоть какая-то плёнка - плоская/мелкая структура начинает выигрывать. Про плюс - конечно, наверное, выпадение сухого шипатого снега именно при плюсе маловероятно - именно из-за таяния еще в воздухе. Ну и как только в структуре этих шипов/дендритов появляется нечто, дающее плёнку - старый снег, крупа и т.д. - ехать начинает нормально.
Да никуда она не уходит. Ее просто фактически почти нет. За ночь влага выморозилась и превратилась в эти самые дендриты.. Если вкладываем больше энергии, то конечно этот снег постепенно растопчем. Чем больше проедет лыжников, тем лучше (сам как раз ехал одним из первых).Такой колючий снег может и выпадать. Ничто не мешает ему образовываться как обычно в воздухе. Видимо главная особенность "тормозуна", что в снежинке есть крупные острые ледяные кристаллы, которые как раз "втыкаются" и пленки почти не дают (для сравнения - если гладкое стекло полить маслом - скольжение, но если поверх добавить битого стекла, то не смотря на масло будет тормозить). А бывает еще и мягкий снег, видимо мелкокристаллический, "круглый", по которому как раз катуха.. Шипы "тормозуна"могут элементарно "втыкаться" в лыжу безо всякого таяния. Втыкаются и ломаются. Работа по этому разламыванию ложится на лыжника. У нас на Динамо есть участок на поле, где вдоль леса постоянно дует ветер. И он так высушивает снег, что он песок-песком. Заезжаешь в лес - снова нормально.
то тем более - вот он ледяной песок - те самые "крупные острые ледяные кристаллы" - и со стороны лыжи(структуры) с таким ничего не сделаешь, только уменьшить общую поверхность - но, кардинально ситуацию изменить можно только со стороны снега - ратраком, старением и т.д. То есть поиски структуры и волшебной таблетки на тормозун лишены смысла. С другой стороны - даже летом бывают условия, когда ехать тяжело даже спиной (сильный ветер на открытом пространстве, типа бывшего аэородрома) - тогда голову не забиваешь, руки в ноги и накатываешь обычный километраж - ничего не поделать, хотя на роликах маленькое пространство для манёвра есть - когда устаёшь ехать лицом - перепрыгиваешь на спину и, хотя вроде бы те же мышцы работают, но отдыхаешь, устал - снова лицом и т.д. На лыжах так не получится - впахиваешь всё время, отдохнуть можно за счёт увеличения проката, но только не на песке .
еще есть и более скоростной. Вдоль бетонных столбов. Слава богу без поворота. Там рунтастик показывал 60, а который от базы больше 50 пока не было. Но и на 50 плужу, на 30-40 еще как-то вписываешься в поворот. А на 50 ну его нафик...