Город Кировск Мурманской области – хорошо известное лыжникам место. Большинство ничего нового из моего отчета не узнает. Но поскольку до сих пор встречаются люди, которые, подобно мне, никогда еще там не были, возможно, мой отчет все-таки окажется кому-нибудь полезным.
Серьезные сомнения вызывал прогноз, не суливший ничего хорошего Кировску на выбранный период (17.11 – 01.12). Наличие в родном городе лыжного туннеля также ставило вопрос, стоит ли вообще куда-либо ехать… Но, как известно, полноценный сбор можно провести только когда весь распорядок сводится к тренировкам, еде и отдыху, а дома такой режим обеспечить практически невозможно. К тому же, накручивать круги в туннеле (750 м в одну сторону) со временем надоедает. Короче, вопреки голосу разума, при температуре +4 и полном отсутствии натурального снега на большей части нашей необъятной Родины, рано утром (фактически, ночью) 17 ноября я выехал в Кировск.
Дорога.
Я живу в Токсово – северном пригороде СПб. От двери до двери расстояние составило 1265 км. Я решил выезжать рано (в 5.00), чтобы успеть проскочить до пробок всю Ленинградскую область. Это в полной мере удалось. Дорога заняла чуть меньше 12-ти часов с двумя остановками на заправку (в районе Петрозаводска и в Апатитах) по абсолютно сухой, почти пустой и практически идеальной трассе Кола. Задержки (в совокупности минут 20) приключились на нескольких участках ремонта дороги на севере Карелии и в Мурманской области, где были организованы участки реверсивного движения, и где скапливались пробки.
Стратегия на обратный путь была идентичная – местА ремонта было решено проехать ночью. И, хотя аккурат накануне моего отъезда Мурманскую область не по-детски завалило снегом, и асфальт я увидел только за 300 км до Петербурга, дорога заняла те же 12 часов. За это нужно сказать спасибо дорожникам, которые отлично отработали на трассе Кола и на Апатитском шоссе и осторожности водителей фур, которые, за единичными исключениями, предпочли переждать ночной разгул стихии на стоянках и не выезжать на трассу (я их отлично понимаю – проезжал несколько машин, ушедших на обочину).
Издержки высокой скорости перемещения – по паре штрафов на карельском участке маршрута как в ту, так и в другую стороную. Несмотря на всю мою внимательность и предупреждения яндекс-навигатора о стационарных радарах, где-то я зевнул.
Как бы то ни было, вечером 17 ноября я триумфально въехал в славный город Кировск. Правда, радость от достижения точки назначения была серьезно омрачена проливным дождем, который начался километров за 150 до Кировска, и критически, я бы даже сказал, фатально малым количеством снега по обочинам дороги. Короче говоря, все указывало на то, что снега в Кировске быть не должно, и, отоспавшись, я отправлюсь в обратный путь…
Проживание.
Я выбрал вариант съемной квартиры в микрорайоне Кукисвумчорр, или, по-другому, на 25-м километре. За 1600 рублей в сутки я получил в свое распоряжение достаточно просторную «трешку» средней степени убитости, с высокими потолками, нормальным интернетом, еле живым ламповым телевизором, работающим от комнатной антенны, несколькими продавленными скрипящими кроватями, с исправной сантехникой, холодильником, плитой и стиральной машиной, и с горячими батареями. Надо сказать, что подобный уровень бытового комфорта окружал меня последний раз лет 25 назад, когда я, свежеиспеченный выпускник военной академии Можайского, отправился по распределению в в/ч и получил комнату в офицерском общежитии. То есть, квартира меня как спортсмена устроила на 100% - все возможности, чтобы есть, спать, стирать, сушить одежду и работать на компьютере были, а до трассы я доезжал за 4 минуты. И, на мой взгляд, качество соответствовало цене. Конечно, если бы я ехал с семьей, я бы искал значительно более комфортабельный вариант. Но не факт, что на 25-м километре такой вариант нашелся бы где-нибудь, кроме Тирваса, а в Тирвасе меня категорически не устраивало отсутствие персональной стиральной машины.
Кстати, есть в Кировске одна неприятная особенность – и в Тирвасе, и в квартирах горячая вода сильно пахнет сероводородом. Настолько сильно, что я было решил, что где-то в нее попадают канализационные стоки. Если верить интернету, проблема не в стоках, а в микрофлоре озера, откуда производится водозабор. Слава богу, холодная вода поступает из другого источника и не пахнет. В любом случае, имейте это в виду.
Спортивная составляющая.
Утром следующего дня я, без особой надежды, пошел на разведку к Тирвасу. Увидел большое количество лыжников и понял, что, возможно, шанс на какое-то катание еще окончательно не потерян. Действительность опровергла мои мрачные опасения – весь круг 5 с небольшим километров был вполне проезжаем на тренировочных (не асфальтовых!) лыжах. Да, на стадионе и на продуваемых ветром участках трассы был лед, на трассе кое-где встречались кочки и камни, которыми можно было попортить лыжи, но ни одной новой царапины я не поставил, хотя чрезмерной бдительности не проявлял.
Проведя первую тренировку, я решил остаться и ни разу об этом не пожалел – дальше с каждым днем трасса становилась все лучше. Частично благодаря снегу, который сначала робко, а потом все активнее стал подсыпать (а под конец моей вкатки повалил настоящим снегопадом), частично благодаря усилиям организаторов, которые с приближением Хибинской гонки включили-таки (почему-то только один раз!) пушку и привлекли дополнительную рабочую силу для транспортировки снега на трассу из леса. 22 ноября я смело перешел с тренировочных лыж на боевые, на которых и катался без всяких проблем до отъезда.
Что же предлагает Кировск спортсмену?
Во-первых, собственно, лыжные трассы.
Их две – трасса у Тирваса и городской парк. В парке я не катался, но погулял по нему ногами в день отдыха. Это было еще до заметных снегопадов, поэтому под тонким слоем снега был лед, кататься с акцентированным толчком было невозможно – срывало, но несколько спортсменов успешно каталось в режиме «лайт» и коньком, и классикой. Народу было немного. Рискну предположить, что на буднях в утреннее и дневное время там вполне можно проводить тренировки, не конфликтуя с немногочисленными гуляющими. Некоторый рельеф в парке присутствует. Впечатлили местные березы – из-за серверного климата они извиваются такими кольцами, что «танцующий лес» на Куршской косе обзавидуется. ))
Трасса у Тирваса – круг чуть больше 5-ти км с хорошим рельефом (официально 159 м суммарного набора). Вечером освещено 3 с небольшим км, освещение работает до 20.00 точно, позже я не катался. Регулярно готовится ратраком. Выход на трассу стОит 100 руб/день. Можно оплатить на несколько дней вперед – выдадут номер, в котором катаешься все дни. Залог 100 руб. Наличие номеров контролируют на стадионе. Местные катаются без номера или берут номер бесплатно по паспорту. Классика нарезается, трасса готовится ратраком (ратрак ходил пару раз даже в бесснежные дни и ежедневно, когда пошел снег).
Во-вторых, горнолыжные склоны.
Кроме целевой аудитории, их можем использовать и мы, лыжники, для качественной проработки бедер. Такую работу обычно не делают на вкатке, но я, ради интереса, один раз заехал до верха по свежеотратраченному склону. Получилось 550 м набора высоты на горизонтальные 1100 м, т.е. уклон ровно в 50%. Аргументом за выход на горнолыжный склон послужило то, что он начинался почти рядом с домом: 3 минуты пешком. Съезжать, кстати, оказалось намного сложнее, чем подниматься. )) Разумеется, склоны можно использовать и по прямому назначению, т.е. кататься на горных лыжах. ))
В-третьих, круг для восстановительных беговых тренировок.
Недалеко от Тирваса находится освещенный равнинный круг с силовым городком. К нему как со стороны Тирваса, так и со стороны микрорайона Кукисвумчорр ведут пешеходные дорожки, по которым, впрочем, можно ехать и на лыжах. Когда снега достаточно, лыжники, проживающие не в Тирвасе, активно этим пользуется. Этот круг изначально сделан для местных жителей, а не для спортсменов, поэтому собачники там «в своем праве». Впрочем, за те несколько раз, когда я там бегал по вечерам, конфликтов ни с собаками, ни с людьми не случалось. Кстати, бегать, наверняка, можно и в городском парке – он тоже освещается, не знаю только, до скольки…
В-четвертых, тренажерные залы.
Зал, разумеется, есть в Тирвасе. Про него я не узнавал, так как был уверен, что там аншлаг. Есть еще 2 зала в самом Кировске (не на 25-м километре). Кстати, от Кукисвумчорра до всех объектов Кировска всего минут 10-12 езды. Первый зал («Хибины фитнес») более современный и оснащенный, и, соответственно, более дорогой. Народу мало. Другой (СОК «Горняк») поскромнее и подешевле, народу больше. Я за две недели ходил в зал 2 раза, при этом воспользовался акцией Хибины фитнес «первое занятие бесплатно». Заплатив за второе занятие 500 руб., в среднем получил 250 руб. за занятие без ограничения по времени. В «Горняке» цена 220 руб. за 1 час тренировки. Тетенька на ресепшн сказала, что, если провести в зале более 1.5 часов, придется платить за 2 часа.
В-пятых, бассейн и баня.
Я не пользовался ни тем, ни другим, поэтому сказать ничего не могу. ))
Внеспортивная составляющая.
Культурная программа в Кировске очень бедная. Рядом с Тирвасом есть полярно-альпийский ботанический сад-интститут, но, судя по отзывам из интернета, зимой там особо смотреть нечего – очень мало что цветет. А вот летом, говорят, есть смысл заглянуть. Также есть музейно-выставочный центр «Апатит» (кстати, бесплатный!), куда я наведался и, пропустив экспозиции, посвященные истории освоения Кольских недр, с интересом посмотрел на экспозицию разнообразных минералов.
Сам город Кировск возник как типичное производное предприятия горнодобывающей промышленности со всеми вытекающими. Быт в достаточной степени отлажен, все необходимое для удовлетворения житейских потребностей имеется, а, например, работе снегоуборочной техники могут позавидовать и жители центральных городов. Снег с дорог убирается постоянно и оперативно. Возможно, лишь для того, чтобы работники концерна «Фосагро» беспрепятственно добирались на работу. )) Автобусные остановки оборудованы электронными табло, автобусы «крупноформатные», ходят по расписанию.
Вечернее и ночное освещение тоже выше всяких похвал, я это в полной мере оценил на обратной дороге по ночному Кировску и Апатитам.
Рудник работает постоянно, на 25-м километре его слышно круглосуточно, а по ночам домА регулярно потряхивает, когда на карьере взрывают породу.
Ни архитектурных, ни культурно-развивающих изысков город предложить не может, никуда не деться от урбанистических ландшафтов, уродующих предгорья, но, если научиться не замечать промышленные пейзажи, то не устаешь восхищаться красотой окружающих гор. Когда скудное северное солнце подсвечивает склоны, виды необыкновенные!
Итог.
Даже в ноябре этого года, несмотря на глобальное (и небывалое по местным меркам) бесснежье, Кировск все равно оказался местом, вполне пригодным для полноценной вкатки. Сравниваю с Муонио и Вуокатти (по соотношению цена/качество) и делаю на следующую осень выбор в пользу Кировска. Рекомендую всем.
Дело в том, что после публикации, а особенно обсуждения предыдущих отчетов я решил больше никаких "рассказов" не писать, чтобы не "подставляться" (А. Ильвовский отлично поймет, о чем я). Поэтому из фотоаппаратуры взял в Кировск только айфон, да и им толком не пользовался. Нарушить данное себе слово и все-таки отписаться решил уже в Питере, когда фотографировать было нечего.
Согласен с вами, что отчет бы выиграл от фотоиллюстраций. Попробую запоздало исправиться. Немного, но, как в старом анекдоте про десантников и генерала, "все, чем могу"... )) Сейчас жалею, что не взял нормальную камеру - фотографии со смартфона передают лишь малую часть реальной картины...
1. Вот вид из окна съемной квартиры на западную сторону. Обращаю внимание - это исторический минимум снега за время вкатки.
2. Вид из другого окна на противоположную сторону (на тот самый горнолыжный склон, в который я заехал)
3. Этот же склон с более близкого расстояния
4. Вид с вершины склона
5. Вид с той же вершины на другую сторону (Фото не передает, но долина лежит более чем в полукилометре ниже)
6. И на закуску - стадион у Тирваса (также день исторического минимума снега) - традиционная фотография любого приезжего ))
Так уже намного информативнее. Хорошо, что нашлись хотя бы такие фотки. И они, кстати, по-моему, вполне адекватно передают характер природы в это время года в этом месте.
Да, Александр, я тоже вспомнил те отчОты и их о(б)суждение , и как
04.12.2018 15:46
раз порадовался, что это Вас не отвратило-таки от написания данного опуса . Кстати, ИИИ не даст соврать: в бурной весенней дискуссии модераторов насчет ужесточения борьбы с троллями на сайте кейс Ваших отчетов был самым частым примером, ЗАЧЕМ и С ЧЕМ нужно бороться. Надеюсь, борьба поможет в итоге ...
в 60-е годы данный ввуз назывался академией (ВИКА).
05.12.2018 11:23
У меня отец ее заканчивал в 68-м. Потом в период разоружений статус академии формально понизили до института (стало ВИКИ). Хотя неформальный статус академии так и остался. Не случайно выпускники ВИКИ (как правило, медалисты и краснодипломники) регулярно приглашались на прием министра обороны выпускников военных академий (в Кремле). Высшие военные училища не приглашались. В 90-м году я был на таком приеме. Видел Горби, Язова (МО), Моисеева (нач. ГШ) и даже маршала авиации Кожедуба! У последнего даже попросил автограф на бланк приглашения. Вот только это красивое приглашение где-то затерялось, найти не могу. Позже институт обозвали университетом, а потом снова академией.
Боюсь, нынешний уровень академии не дотягивает не только до уровня нашего с вами ВИКИ, но и до уровня некоторых училищ тех лет... По крайней мере, в моем потоке все, кто хоть что-то из себя представлял, поувольнялись, а в адьюнктуру пошли (и теперь стали преподавателями) бывшие троечники.
Леш, это произошло не только с вашим учебным заведением
06.12.2018 00:16
В куче мест преподают и заправляют бывшие троечники и комсомольские активисты (чаще - то и другое вместе). Особенно в нашей области (ИТ, математика), где почти все толковые или уехали, или ушли в бизнес (кроме меня, есс-но ). Но есть и приятные исключения (я про учебные заведения, а не про наличие отдельных отличников среди троечников ).
ЗЫ: Про Академию Можайского слыхал много лестных отзывов (в былые времена, сейчас просто не знаю).