Как говорила наша местная этуаль Саша Грей: “У нас тут интеллектуальное общество, знаете ли.” Кстати, там, по второй ссылочке, в обсуждении, одна наблюдательная дама заметила, что женские комбезы выглядят несколько архаично для 1913 года и лыжные фотографии, по-видимому, лет на 10 старше трамплинных.
Там на одном из фото - участники "реванша москвичам"
12.07.2017 22:07
У меня есть книжка о том, что это за "реванш". Написана отцом моей ближайшей школьной подруги и одноклассницы Оли Немухиной - Игорем Немухиным, спорт. журналистом, ушедшим от нас еще до начала Олиной школы. Реванш - это ответ на поход москвичей из лыжного кружка в Сокольниках в Питер. На лыжах. Один из участников того первого похода - Александр Немухин, Олин дед (или прадед? - забыл). Книжка тонкая, но интересная. С фото. А еще Оля, когда уезжала на ПМЖ в г. Мюнхен лет 20 назад, спрашивала у меня, что делать с финскими (Ярвинен?) гоночными лыжами начала 20 века, доставшимися ей по наследству от отца (у того была огромная коллекция раритетов - ее Оля и ее мама в музей сдали еще до того). Помнится, я эти лыжи отдал главреду ЛС И.И.Исаеву - уж и не помню, что он с ними сделал, оставил ли себе или сдал в музей...
Из интересного стоит отметить, что на некоторых фото люди в военной форме. В этом смысле тот факт, что некоторые нынешние спортсмены в лыжах(и биатлоне) состоят в ЦСКА - имеет давние корни. Где-то я встречал информацию, что при Александре III было специальное подразделение в составе "пограничной стражи", оснащенное лыжами.
Интересно было-бы выяснить влияние Финляндии (входившей в состав империи) на развитие лыжного спорта в Петербурге. Недавно узнал, что до 1808(?) года, когда Финляндия присоединена по договору - там единственным официальным языком был шведский. После присоедения - добавился русский. А финский добавился лишь после Февральской революции. Среди финских дворянских фамилий большинство имеет шведские корни (в написании). Само название столицы - Хельсинки - было Гельсингфорс(?). И сейчас - шведский входит в состав государственных языков страны. То есть влияние Швеция - > Финляндия - > Петербург на развитие лыжного спорта вполне может быть.
PS Нансен, судя по фото - стоял у истоков появления кайтинга
Из интересного стоит отметить, что на некоторых фото люди в военной форме.
Там, в обсуждении написано: Главная гимнастическо-фехтовальная школа ( сегодня ВИФК) .
Кстати, Маннергейм был шведским дворянином голландского происхождения и до конца своих дней говорил по-фински хуже, чем, по-шведски и по-русски.
Город Пори официально имеет шведское название Бьорн, у меня прежний сосед, шведоговорящий финн, был оттуда. Получил образование на шведском языке. Сравниваем с русским в Прибалтике.
На эту тему - 100-тия получения Финляндией независимости(1917), и связях со Швецией, на днях узнал несколько фактов - интересных, хотя и не очень связанных (насколько они достоверны - одному интернету известно ):
1) Как известно - Ленин приехал в страну в 1917 году через Финлянский вокзал. Он приехал через Швецию, где, как пишут - в универмаге (PUB) купил свою знаменитую кепку 8) (где то пишут, что костюм). 2) После летних событий 2017 (и преследованием Временным правительством) Ленин скрывался в Разливе не один, а с Зиновьевым (в дальнейшем Зиновьева "исключили" из этой истории). Там вроде-бы еще и через Финский залив переправлялись? 3) У Ленина есть шведские корни по материнской линии(прабабушка была из Стокгольма?) Здесь материал про места в Швеции, связаные с Лениным
4) Бывший белофинн Кекконен, занимавший в Финляндии пост главы государства 25 лет (в начале 80-х умер), дружил с Косыгиным и даже как-то (в 1959?) совершил вместе с ним 200-км поход? по горам Кавказа
Еще факты, связаный с Швецией и Петербургом(Россией).
1) В последнее время часто вспоминают Ярославну - королеву Францию. Некоторые считают ее именно украинкой (блогер Шарий шутит на эту тему - мол,она во Франции как-то сказала - вот сала кусок - пориж (порежь )!, и от этого пошло название города - Париж ). Другие вспоминают ее слова про грязь Парижа (и вспоминают русскую баню ит д). Но интересен другой факт - как такой брак стал вообще возможен (по сути - это признание российской знати западными домами)? Во первых - сами Рюриковичи - на западе считаются, по нормандской теории - скандинавского происхождения. А во вторых, при споре за происхождение Ярославны (русская она или украинка ), многие забывают, что ее матерью была дочь Шведского короля Ингигерда. В качестве "приданого" были переданы некоторые земли. И вроде как историческое название этих земель - Игерманландия - связано с именем шведской принцессы. Насколько я понимаю - эти земли находятся рядом с местом, где потом возник Петербург (может быть и включая сам город).
2) Марафон Васалоппет проводится в честь событий гражданской войны 13 (?) веке, где фигурирует имя Вазы (будущего короля). Интересно, что примерно в это время в Швецию бежала часть(знать, скорее всего) русского населения из княжеств, где бушевало монгольское нашествие. Учитывая происхождение жены Ярослава(а также то, что она не одна приехала, а со свитой ит д) - такое решение - искать в Швеции убежище - имеет объяснение.
Сейчас посмотрел в вики - я похоже, напутал выше - Вассалопет перепутал с Биркебейнерами Биркебейнеры были в Норвегии в 12-13 веках, а Вассалопет посвящен событиям позднее (15 век?) Вот так и рождаются мифы 8)
Хокон был родом из местечка Вартейг, что в Эстфолле. Его мать Инга объявила, что мальчик является сыном короля Хокона Сверрессона, хоть и родился уже после его смерти. "Биркебейнеры" признали королевское происхождение ребенка. Однако Эстфолл находился под контролем партии "багли", и те объявили охоту на Хокона. В 1206 группа вооруженных "биркебейнеров" помогла Инге и Хокону бежать на север под покровительство Инге Бордссона. По пути их небольшой отряд попал в снежную бурю, но два могучих воина, Торстейн Шевла и Шьервальд Шрукка продолжали продвигаться на лыжах, неся ребенка на руках. В память об этом событии в Норвегии ежегодно проводится лыжная Гонка Биркебейнеров. Когда Хокона доставили в Тронхейм, король Инге взял его под свое покровительство. После смерти Инге в 1217 г. Хокон был провозглашен королем в обход Скуле, брата Инге. Однако, чтобы подтвердить королевское происхождение Хокона, его матери Инге пришлось пройти испытание божьим судом(каленым железом). Несмотря на положительный исход испытания, епископы поначалу отказались признавать Хокона королем, так как он был незаконнорожденным, но на большом совете, состоявшемся в Бергене в 1223 г., его право на трон было подтверждено. Однако Папа Римский дал разрешение на коронацию Хокона лишь в 1247 г. Примерно в то же время Хокон провозгласил королем и соправителем своего сына Хокона Молодого, но тот умер еще при жизни отца. С 1240 г. Норвегия вступила в период мира и процветания. Этот период известен как "Золотой век" средневековой Норвегии. В 1240 г. Хокон принял в Норвегии большую группу жителей Руси, бежавших от татаро-монгольского ига, и дал им земли в Малангене. ( http://www.norge.ru/haakon4/ )
В художественном фильме «Биркебейнеры» (Birkebeinerne) — режиссёр Нильс Гауп (Норвегия, 2016) (другое название фильма — «Последний король») повествуется о том, как Хакон IV(1204-1263), будучи ещё младенцем, был спасён биркебейнерами от покушавшихся на его жизнь баглеров.
Финляндию не оккупировали, поэтому и отношение такое к шведском языку. Может в этом причина, что к русскому языку в Прибалтике другое отношение, чем в Финляндии к шведскому?
со 100-летним юбилеем выхода их империи и обретением родного языка, как государственного. И финны правильно распорядились свободой, верной дорогой шли товарищи финны эти 100 лет.
старые обиды сглаживаются. Татаро-монгольское иго из глубины веков не мешает дружить теперь русским и татарам. А пока были живы те, кто помнил татаро-монгольскую оккупацию, тоже, наверное с монгольским языком не очень на Руси было.
Это всё равно как сказать, что современные аляскинские русские имеют отдаленное отношение к русскому этносу. Да, отдалённое, и по-русски многие говорят плохо, но ведь прямые потомки?
По последним данным генетических исследований волжские татары генетически на 2/3 восточно–европейцы (угро-финны и всякое-разное). Далее, тюркский и уральский следы. И только потом - центрально–азиатский. Страшно далеки они от тов. Шойгу и несравненной Алисы.
На счет "страшно далеки они". Интересно проследить метаморфозы облика Андрея Боголюбского. Как он(образ) изменился со временем. Фигура князя очень значительная в истории страны. Сын Юрия(имя Георгия - Гюргия- Юрия - через символ св.Георгия Победоносца и змея попало в герб и на монеты) Долгорукого, основателя Москвы. Считается, что Москва упоминается как значительное поселение в 1147 году. А в 1148 году - сын Юрия Андрей женился на дочери убитого боярина Кучко (Кучко владел землями на месте Москвы). То есть Москва с того времени - не просто небольшое поселение в Суздальском княжестве, а родное место жены князя Андрея(и отсюда его значение и укрепление). При Боголюбском начала меняться система престолонаследования Рюриковичей(попытался отказаться от "лиственничной"? (по сташинству) системы, и повысить права своих сыновей). Он, как Великий князь, не "сел" в Киеве, как было всегда до этого, а "сдвинул" центр государства на Северо-Восток Руси - Владимир, Ростов и т д - ядро будущего Московского государства. При Андрее "расцвела" архитектура (см Золотые ворота во Владимире, Успенский собор ит д). По его просьбе император Фридрих I Гогенштуафен(Барбаросса) прислал мастеров, которые участвовали в строительстве этих шедевров (см романский стиль). В. О. Ключевский называл его первым великороссом: «В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным. В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы".
Так вот - это фигура ключевая, но есть один факт, который кому-то мог показаться неудобным. Андрей - сын половецкой княжны, на которой Юрий Долгорукий женился для укрепления политических связей с половцами(Степью). Половцы(кипчаки) - это, условно - те, потомками кого можно считать казахов младшего Джуза(северный Казахстан). У них явные монголоидные черты, но при этом есть и блондины с светло-серыми глазами (у меня друг со студенческих лет такой - светло-русый казах). В 1939 году Герасимов востановил облик князя по своему методу(из формы черепа), раньше в Википедии можно было видеть этот облик смешанного типа с монголоидными чертами. И интересно, что в 2007 году (видимо дата связана с юбилеем - см дату основания Москвы - 1147), было проведено новое исследование, новый метод, и по нему монголоидных черт в облике было не обнаружено . Половецкое происхождение не оспаривается, но облик изменился. Сейчас в Википедии - образ Андрея с картины Васнецова - с большими голубыми глазами.
В этой-же связи вспоминается интересный случай с музыкой оперы Бородина Князь Игорь(Половецкие пляски). У Бородина в музыке есть песня половецких девушек ("Улетай на крыльях ветра" и тд). Мелодия очень известная, популярная. Но интересно, что не смотря на явно восточные мотивы в мелодии и слова (там поется про зной, виноград ит д), ее в последнее время часто ассоциируют как синоним русской-народной. В частности, на церемонии на Олимпиаде в Сочи 2014, под эту музыку появлялись люди в русских нарядах, под березками и т д. Сейчас в Сербии проводится фестиваль Русской культуры(Кустурица проводит) - и на радио Маяк эта мелодия выступает как символ мероприятия. То есть пример с мелодией - случай, когда явно восточная по форме фраза вплелась в культурное сознание и выступает как своя. Учитывая историю Андрея Боголюбского выше - исторические корни для такого явления есть
ШВот еще одна интерпретация песни в характерным Видеорядом И этот видеоряд интересно сравнить с текстом в опере:
НЕВОЛЬНИЦЫ. Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых, И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай Пляска мужчин. Общая пляска. ПОЛОВЦЫ. Пойте песни славы хану! Пой! Славьте силу, дочесть хана! Славь! Славен хан! Хан! Славен он, хан наш! Блеском славы Солнцу равен хан! Нету равных славой хану! Нет! Чаги хана славят хана. Хана своего. КОНЧАК. Видишь ли пленниц ты С моря дальнего, Видишь красавиц моих Из-за Каспия? О, скажи, друг, Скажи только слово мне, Хочешь, любую из них я тебе подарю.
Справедливости ради, стоит отметить, что описанные в песне условия(виноград, горы, розы, море и т д, а также если игнорировать упоминаниеиКаспия) - в общем - соответствуют природе Сочи
Можно вспомнить еще интересный исторический узел, связанный с Казанским ханством. По сути, и Россия, и Казань входили в одно государство монгольской империии - в Золотую Орду. Причем в Казани религией был ислам, а у монголов было распространено христианство несторианского направления и язычество(тенгрианство?). На главной площади Москвы есть собор Василия Блаженного. Считается, что он построен в честь взятия Казани. И вроде бы как число куполов связано с днями осады города(?). Насколько я знаю - наименование в честь Василия Блаженого не совсем официальное. А официальное название включает в себя слово Покрова и посвящено чуду, которое произошло в Константинополе. Там до сих пор есть небольшой храм (помню слово Влахерны?), связаный с этим чудом. Легенда гласит, что город от нашествия чудесным образом спасли "покрова" (ткань, накинутая на воду и т д). Интересно то, что этими захватчиками, от которых спасло чудо- были(по одной из версий) язычники-славяне в 9(?) веке (можно вспомнить про щит на воротах Царьграда ит д), потомки которых - получается - потом выстроили собор и посвятили чудесному избавлению. Если верить этим мифам - получается, что храм посвящен одновременно 2-м штурмам - одному удачному, и одно неудачному Поэтому так бывает в истории - вначале вроде-бы нападали на Византию, а потом восприняли ее культуру, религию ит д. Те-же татары, спустя какое-то время после взятия Казани - участвовали в событиях 1612 года, входили в ополчение и изгоняли поляков и Лжедмитрия из Кремля.
1. К тому моменту, когда сложилось Казанское Ханство, Чингиз-хан уже разделил Золотую Орду между сыновьями и наше общее с Казанским Ханством государство называлось Улус Джучи.
2. О ту пору около четверти казанских татар были христианами.
"Странное действие судьбы: Россия, столь долго губимая татарами, сделалась их покровительницею и верным убежищем в несчастиях!" Том IV, конец главы III.
Насчет неточностей /ошибок - Вы, вероятно, правы (недавно видел тв программу про татар-христиан - они вроде-бы зовутся кряшенами). В статье в вики про Кузьму Минина можно прочесть про дискуссию (доводы за и против) - был ли он татарином.
Из необычных исторических связей можно вспомнить версию, по которой Иван IV Грозный, покоритель Казани, может иметь в своих родственных корнях Мамая (см Куликовская битва) 8). После разгрома (и др событий) - Мамай нашел свое убежище в Литве, бывшей его союзницей (точно название государства - было это Великое Княжество Литовское?, а также имя князя сейчас не вспомню). По некоторым источникам - после Куликовской битвы обоз с русскими ранеными был атакован литовским князем и разбит. Мать Ивана Грозного Елена Глинская - вроде-бы и имеет среди предков того самого Мамая.
Большая часть кряшен считает себя родственным волжским татарам, но отдельным народом, и не жалует татар за попытки ассимилировать их. А я имел в виду совсем другую историю. Когда президент Асад татарский царь Алей, проводивший политику сближения с Москвой был свергнут и заменен ИГИЛ–ом ярым противником Иоанна IV царем Едигером, ИГИЛ, по обыкновению, начал геноцидить татар-христиан и “неправильных” мусульман. Они бежали в Нерезиновую и окрестности или в ТаAССР Касимовское Ханство. Собственно, за этот геноцид, Иоанн IV Васильевич Грозный и принудил Казань к миру. К настоящему моменту они ассимилировались почти полностью. По переписи, около тысячи жителей Касимова признали себя касимовскими татарами, подавляющее большинство — исключительно по приколу. Кстати, давным–давно я работал в одном отделе с молодой и слабой на передок инженеркой. Так, вот, она поездив по СССР, утверждала, что в Касимове самые красивые в стране мужчины и регулярно там отдыхала.
В этой связи интересно вспомнить Симеона Бекбулатовича (до крещения Саин-Булат, хан Касимова). Тот случай, когда Симеон "понарошку" правил 11 месяцев в Москве 8): ... В 1575 году царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. Осенью этого года в Успенском собореКремля Симеон был посажен Иваном Грозным на царство:
«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…»[2]
Симеон председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые уничижительные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют»[3]. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. «Политический маскарад» по мнению В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова, при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснён не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и др.) не были доказаны. Существует версия, что отречение Грозного связано было с серьёзным внутренним кризисом:
«Видимо, царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия думы возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в Русском государстве, пока склонность к шуткам и мистификациям не подсказала царю нужное решение.»[4]
И чтобы замкнуть развернутый выше исторческий экскурс (тему 16 века, взятие Казани ит д) на лыжи - нужно вспомнить картину художника Сергея Иванова "Поход войска Московской Руси, XVI век" - одной из немногих картин, где показаны лыжники 8) (воины на лыжах). Картина написана примерно в то время (художник умер в 1910 году), когда сделаны фото в стартовом топике.
Выше я упоминал Биркебейнеров (Хокон IV, правил в Норвегии в эпоху Монголького нашествия на Русь в 13 веке). В одноименном норвежском фильме 2016 года можно увидеть технику спуска с горы (см фрирайд 8) ), когда копье используется для управления (притормаживания?). Амуниция и форма биркебейнеров чем-то похожа на форму ратников на картине Иванова. См Эпизод фильма
1. К тому моменту, когда сложилось Казанское Ханство, Чингиз-хан уже разделил Золотую Орду между сыновьями и наше общее с Казанским Ханством государство называлось Улус Джучи.
Вообще-то умерший Чингиз-хан оставил потомкам единое (огромное) завоёванное пространство от Чёрного до Охотского морей. А оно спустя десятилетия благодаря стараниям даже не сыновей, а уже внуков Чингиз-хана распалось на четыре куска: 1. Империю Юань (Толуй и его потомки), 2. Чагатайское ханство (потомки Чагатая), 3. Ильханат (Улагу и его потомки), 4. Кипчакское ханство (вотчина Бату, для русского уха более привычно - Батый). Кипчакское ханство, оно же - Улус Джучи, оно же впоследствии - Золотая Орда,включало в себя и часть русских территорий.
Так что Золотая Орда была лишь небольшой частью того, что оставил Чингиз-хан потомкам...