Сделал поиск на форуме, но не нашел обсуждения следующей темы.
Если смотреть на технику конькового хода у профессионалов, можно заметить такую особенность, которую не видно у любителей - та нога, которая должна вот-вот стать опорной и на которой будет прокат, не ставится на снег плавно с самого начала толчка другой ногой, а держится на весу сантиметрах в пяти над снегом в течение почти всей фазы отталкивания руками и ногой. То есть сначала телу придается импульс толчковой ногой и руками, и только в самом конце другая нога акцентированно ставится на снег, почти падает (см. фото http://biathlon.com.ua/uploads/1333.jpg - толчок руками и правой ногой уже почти закончен, а левая лыжа еще в воздухе).
Это особенно заметно на равнине или слабом подъеме как при ходе под каждую ногу, так и под одну ногу. Во время отталкивания делается широкий шаг вперед-в сторону без контакта лыжи со снегом, и лишь в конце толчка лыжа ставится на снег, на нее переносится центр тяжести, и следует прокат. У Бьорндалена очень хорошо видно это оттянутое приземление лыжи, да и у других тоже.
У кого-нибудь есть мысли или опыт, для чего максимально затягивается постановка лыжи на снег? Для уменьшения времени трения, для более качественного ускорения тела в направлении лыжи, для более четкой постановки лыжи и уверенного проката или еще зачем-то? Или это само собой происходит при хорошем толчке?
А то что на фото: нога у него уже стоит (пятка и носок лыжи на снегу), просто еще весь тела не перенесен полностью на опорную ногу-вот лыжа до конца и не прогнулась, поэтому есть небольшой зазор между колодкой лыжи и трассой
своим воспитанникам пытаюсь ставить такую технику, считаю её эффективной. движение передней ноги начинается с толчка "задней" опорной ноги и толчка "спина/руки"... раньше то же было некоторое проталкивание "по воздуху/еле касаясь снега" передней ноги в самой начале фазы её постановки/проката, но сейчас эта фаза как бы холостого проноса стала очевиднее. даже в двухшажных ходах это нужно делать. мне кажется изменилась и траектория проноса толкнувшейся ноги вперёд...
да, раньше вроде не было такой длинной холостой фазы и четкой постановки ноги в конце, а была размазанная траектория с некоторым волочением лыжи по снегу и выпихиванием ее вперед, а сейчас она проносится по воздуху. я просто пытаюсь понять, что дает это новшество. Наверное, экономию сил и длинный прокат. На фотографиях трудно выловить такой момент, а в замедленной съемке эту техническую деталь хорошо видно у классных гонщиков.
я думаю это более экономичный вариант хода... менее трудозатратным...этакое "сшагивание" я бы назвал его "раскатистым" у нас по ТВ не показывают соревнования лыжников, поэтому не знаю как ездит элита, у биатлонистов первый раз обратил внимание на такое "новшество" у Бъёрндалена... даже со стороны видно на сколько этот ход легче смотрится. Другие то же сейчас так ездят, но мало у кого он смотрится таким "плавным" и гармоничным...
хорошо помню, что в 1997 г. на ЧМ по биатлону внимательно изучал технику Бьорндалена, и от нынешней она практически не отличалась. Уже тогда его называли мастером техники. А по поводу легкости... ИМХО, это его фирменный "легкий" стиль бега (у лыжников вспоминается Альшгорд). А вот Пуаре, Бергер, Фишер бегут, на мой взгляд, в силовом, более "мощном" и менее "плавном" стиле.
но у Альсгорда техника другая... мне кажется говорить, что кто то ходит как БД сложно, помнится у норвежки то же её фирменную классику изучали по диаграммам, но вряд ли кто то так же шёл... про силовиков чего говорить, так и есть, только Бергер не силовик, у него раскатистый ход.
Но с чего ты взял, что любители так не ходят? Да, в последние годы так стали бегать почти все профи на Кубке мира, еще несколько лет назад очень многие бежали коряво. Но и любители, работающие над своей техникой, эту фишку просекли. Ярче всего такая техника видна у конькобежцев. В результате этой "затянутой" постановки лыжа ставится на снег на внешний кант, что удлиняет прокат, толчок становится более эффективным, законченным плюс в толчок включается вес тела. Ты как бы "падаешь" на подставляемую ногу, стараясь как можно позже поставить ее на снег. При этом ты не просто "падаешь", т.е не просто переносишь вес тела с ноги на ногу, но и при этом совершаешь сильный толчок опорной ногой.
подъемы, особенно крутые, быстрее преодолеваются шагом, а не прокатом на лыже. Это из-за большего, чем на равнине, угла постановки лыжи к направлению движения. Другое дело, что для такой техники здоровья нужно много - техника здесь второе.
это способствует более устойчивому прокату на одной лыже при высоких скоростях движения и увеличению продольной составляющей силы толчка. Причём следует отметить, что колебание центра масс лыжника относительно уровня земли в этот момент должно отсутствовать, (тело не должно падать!) т. е. резкой постановке ноги должен соответствовать не менее резкая компенсация (например руками). Этот же момент приводит к более длительному и «широкому» толчку ногой. Это очень хорошо заметно у того же Б. и у нашего Чудова.
центр масс действительно не дергается вертикально, а именно опускается нога.
я сам заметил, что устойчивость лучше, когда ногу ставишь позже. Тело чувствует, куда направлен вектор ускорения и лыжу ставит в том же направлении. Получается проще поймать прокат.
обращали внимание, как Бьорн Линд коньком идет? Толкается не в сторону, а как бы в сторону-назад.У Седергрена тоже заметно, но не так выражено. Что за новая тенденция в технике такая? У роллеристов такую вещь тоже замечал частенько.Про себя так и называю этот приемчик - "роллерная техника"
Но ведь как, например, в классике: чем дальше вперед пронесешь ногу, не ставя ее на снег, тем длиннее шаг и больше прокат. Я хочу сказать, что когда нога идет вперед по инерции, разумнее пронести ее как можно дальше вперед, чем "бросить" на уровне корпуса и дальше катить. По этой же причине, мне кажется, многие специалисты конькового хода делают хлесткий мах ногой (особенно на равнине), поддерживая скорость за счет инерции маха, что очень похоже на роллерную технику.
лыжник с занесенной маховой ногой похож на рояль: опирается на две палки и на толчковую ногу. Нафиг ему четвертая опора? Можно разгрузить мышцы обеих стоп. Вот в последней фазе доталкивания руками придется задавить переднюю ногу, иначе упадешь, а она тут, как тут - наготове. Домыслы, конечно.
А что эффективнее: катить груз на санках с двумя полозьями, или на санках с одним полозом? (Будем считать, что санки с одним полозом также устойчивы, как и с двумя.)
Если слишком рано поставить, то цт успеет пройти дальше относительно ботинка и создастся наклон линии цт-толчковая лыжа, его уже не выровнять, придется подчиниться силе тяжести и завершать толчок. Чем позже поставишь, тем вертикальнее будет линия цт-лыжа, можно на ней дольше катиться. Если ставить лыжу слишком рано, то одношажный ход вообще не получится, собьешься на двухшажный. (Как раз сегодня практиковал это, пробовал разные варианты). Так что ответ - чтобы удлинить прокат, имхо.
Если подъём не крутой, захожу "на каждый шаг", лего даже не толкаясь, а подталкиваясь палками. Если крутой, или продолжительный, тогда захожу в него часто- часто переставляя лыжи, с маленьким прокатом. Замечено что в этом случае, дыхание не превышает пределов аэробного цикла. Пробовал захождение с применением силового момента. Если прокат необходим большой, то я как бы наклоняю тело в сторону противоположную толчковой лыже. Создаётся некое ощущение "наваливания" на основную лыжу. Наклон по- возможности делать экспансивнее, резче. Последний пример изложен для соревновательного режима.
Если смотреть на технику конькового хода у профессионалов, можно заметить такую особенность, которую не видно у любителей - та нога, которая должна вот-вот стать опорной и на которой будет прокат, не ставится на снег плавно с самого начала толчка другой ногой, а держится на весу сантиметрах в пяти над снегом в течение почти всей фазы отталкивания руками и ногой. То есть сначала телу придается импульс толчковой ногой и руками, и только в самом конце другая нога акцентированно ставится на снег, почти падает (см. фото
Это особенно заметно на равнине или слабом подъеме как при ходе под каждую ногу, так и под одну ногу. Во время отталкивания делается широкий шаг вперед-в сторону без контакта лыжи со снегом, и лишь в конце толчка лыжа ставится на снег, на нее переносится центр тяжести, и следует прокат. У Бьорндалена очень хорошо видно это оттянутое приземление лыжи, да и у других тоже.
У кого-нибудь есть мысли или опыт, для чего максимально затягивается постановка лыжи на снег? Для уменьшения времени трения, для более качественного ускорения тела в направлении лыжи, для более четкой постановки лыжи и уверенного проката или еще зачем-то? Или это само собой происходит при хорошем толчке?