Нешуточные страсти разгорелись вокруг грязи на лыжах. Подолью и я воды.
Большинство народа понакупало лыж, циклит, утюжат, мажут, опять циклит и т.д., а лыжи не катят и седеют. У меня и у самого подобные проблемы решаются каждый вечер и напропалую все выходные, времени даже выспаться не хватает. Что мы имеем, если вспомнить старую тему про пористость? И какого результата от процесса мы хотели бы иметь?
Вспомним два снимка: один мой, другой А. Вертышева – заполненные ячейки. Графит и полиэтилен смешаны и сварены, и нет однородной структуры материала. По одной из версий графит добавлен в полиэтилен, чтобы повысить стойкость с/п к механическим повреждениям, истиранию, теплоотводу (сомнительно) и улучшению скольжения, подобно его использованию в электротехнике. Кроме того, по краю снимков видно, что там присутствуют сквозные отверстия от гранул, покинувших свое место от механического воздействия. Это говорит о том, что исходный материал был гранулированным и после того как был сварен не имеет между собой сильной связи. Последующие изучения стружки от с/п различных лыж на растягивание, наличие отверстий, цвет, температурную стойкость и возможность растворяться в парафине под воздействием температуры позволило сделать такие выводы: 1. Стружка мягкая и эластичная. 2. Стружка частично растворяется в парафине при воздействии температуры. Это может проделать каждый из вас на утюге: положите кусочек стружки на сухой утюг, нагретый до 150 градусов; она так и будет лежать. А добавите парафин, начнет растворяться и плавиться. 3. На кантах лыж всегда наблюдается растрепанный без графита полиэтилен, который время от времени необходимо приводить в порядок.
Теперь перенесем все это на наш процесс, и выясним, сколько нужно циклить и парафинить. Для начала на поверхности лыж будем иметь следующую картину после нанесения штайн-шлифа (рисовать не буду, на словах): 1. Пластик с/п после склейки и шлифовки имеет грубые неровности в виде волны и других генерализованных неровностей. Эти неровности не позволят утюгу с первого захода обеспечить тепловой контакт по всей площади, будет иметь место локальный пережог выпуклостей и заплавление базы на них. 2. Сама микроповерхность будет напоминать после шлифовки изношенный кант или как на моем снимке – край с дырками, т.е. будет шероховатой. Это шероховатость в результате грубой обработке лыж, в том числе при нанесении штайншлифа расположена очень глубоко.
Сам процесс. Наносим простой желтый парафин через нетканый материал. Этот парафин должен быть очень жидким, чтобы проникнуть во все поры поверхности, обусловленные шероховатостью. Второе назначение этого парафина заключается во взаимодействии с более твердым, наносимым сейчас объясню для чего. Без жидкого более твердый не пристанет к поверхности, это первое. Первый слой желтого снимает горячим, для удаления грязи от транспортировки и после шлифовки, а можем и не снимать. Существует и другой материал первичной обработки – фторовое масло, но я его не знаю. После нанесения синего парафина, его следует многократно прогреть. Его температура должна быть значительно больше. Уже тогда желтый, нагреется и начнет растворять самые тонкие стенки шероховатости, но только на поверхности, близкой к утюгу. Когда вы будете снимать синий парафин в горячем виде, из пластика пойдет чернота, напоминающая аморфный полиэтилен. Скорей всего это замещенный парафином графит, лишний, выдавленный. Снимаем все и катаемся. Приходим домой, а лыжи седые местами. Циклим, лучше циклом как говорил ЛК с углом примерно 80 градусов. Частично удаляем волну, шероховатость, нивелируем бугорки. Утюг при этом будет иметь большую площадь контакта, соответственно при повторении всей процедуры из пор при нагревании голубым парафином пойдет еще больше черноты. Седина будет исчезать по мере удаления шероховатости и растворения поверхностного слоя в парафине (второе назначение синего парафина). Эту операцию нужно повторять пока лыжи не покатят. В это время, возможно, уже и штайншлифа не будет, но не велика и потеря. Но лыжи будут выглядеть совершенно по-другому: гладкие, матовые с продольной микроструктурой. Мнение о том, что лыжи на тепло не надо обрабатывать, ошибочное. Не надо путать обработанные лыжи с состоянием лыж, когда база заплавлена. Заплавленную базу всегда нужно подправлять острым циклом. По моему мнению, основная операция по смазке лыж заключается в частичном взаимодействии ее и с\п на молекулярном уровне и созданию активной скользящей пленки, износостойкость и скольжение которой определяется применяемой смазкой, чистотой ее обработки. На хорошо подготовленных лыжах ускоритель при нанесении насухо взаимодействует с пленкой, на поверхности его не должно быть. Проверяется это по тому, как скользит щетка, с сопротивлением или без.
Анатолий! А почему бы просто не отциклить лыжи, полностью сняв ш/ш ( и с ними самые тонкие стенки шероховатости), а потом растворить полиэтилен в поверхностном слое. Ведь регулярно подцикливая лыжи Вы от этого слоя каждый раз избавляетесь. Интересно, что замещает парафин в лыжах с прозрачной с/п. И как быть с Madshus, которые по Вашем же рекомендациям греть нужно очень осторожно?
Несмотря на мою большую практику, я много не знаю. Относительно снятия штайншлифа, по идее его надо снять, так как чаще всего выглядит он безобразно (мадчусы исключение), но рука не поднимается. Выделяться будет один из двух компонентов, в это время находящийся в аморфном состоянии. Про мадчусы, я забыл, как они выглядят при обработке
про синий парафин. Свикс -10 -32, Рекс -1 -10 или...., или всё равно? Стар и Брико должны быть зелёными? И поделись опытом. Лыжи подготовлены фторуглеродом. После пробега километров в 20 у меня капельки воды с них не скатываются, как до катания, а прилипают, угол смачивания градусов 90, а то и меньше. Соответственно катят они только со старта. Как считаешь, грязь собралась, или смазчик такой "хороший"? Удавалось тебе видеть скатывающуюся воду после аналогичного пробега?
При подготовке лыж я пришел к такому выводу: не надо тратить свое драгоценное время на выбор марки парафина, так как скатки мышками и т.п. совершенно бесполезная процедура и трата времени. Почти все парафины, кроме Старта и сервисных брусков свикс и брико я отдал в спортшколу. Пользуюсь исключительно Стартом и емею всю линейку, правда порошки не все. Порошки использую Ваухти, они у нас намного дешевле и катят многократно проверенно не плохо. Ускорители, кроме как на сухую погоду, тоже Ваухти. Раньше я пользовался всеми марками, отдавая предпочтение в один год Ваухти, в другой - Свиксу и т.д., пока не понял, надо иметь парафин своего региона, где катаешься, каким для Карелии и является Старт (Финляндия). Кроме того, мое субъективное мнение, лыжи и сам лыжник должны привыкать к своей смазке, меньше проблем будет. Стартом я намажусь без проблем и сомнений, и в любом случае это не будет проигрышным вариантом.
Теперь про синий парафин. Традиционно синий - это имеется ввиду не самый твердый. В системе смазки Ваухти и Старт - синий, Свикс - фиолетовый. Логично было бы вместо синего в системе Старта и Ваухти применить сначала фиолетовый, а затем синий. Но я заметил, фиолетовый какой-то не такой, он зернистый, доверия к нему мало, поэтому простым фиолетовым я пользуюсь очень ограничено. Относительно смачиваемости поверхности. Если смазка снята полностью и скольжение осуществляется на пленке, никакой разницы ощутимой не происходит, что в начале, то и в конце. Если смазка лежит более толстым слоем, она, как правило, начисто слетает вместе с ворсинками поверхности. Примером может служить мазь, положенная под колодку толстым слоем для обеспечения держания. Тонкая более держащая сохраниться дольше, чем толстая и более катучая. Не знаю понятно-ли, но где-то так.
я предположил, что синий типа Свикса, а очень не хочется использовать самые тугоплавкие парафины. Насчёт смачиваемости после изрядного пробега удивлён, у меня так не получалось.
все остались при своем мнении. Я например опять проверил свой метод на дуатлоне в Битце. Катили просто супер, есть форумные свидетели. Второе подтверждение - подглядел боевые лыжи одного очень уважаемого лыжника, был приятно удивлен в том что и он пользуется этим методом. Я полностью поддерживаю ваши методики.
А про резаки и приспособы вы так мне ничего и неприслали Максим
не думай, что я забыл. Сначала пообещал, вовремя не сделал, затем самому перед тобой стыдно стало. Приспособы Алексея Федорова на лето остались далеко в лесу, сначала я с Лешей я не мог состыковаться, а на Кургане все на лето было спрятано, вытаскивать не стали. Я исправлюсь, с уважением, Анатолий Назаров
срочность отпала до лета. Мне помог Александр Родимов. Я кое что смастерил по его образцам, сейчас еще одну штуковину делаю. Так что пока занят . Будут фотки - всегда рад.
мне кажется, что графит добавляется в полиэтилен для увеличения ломкости ворса,(сужу по своим старым вечно "лохматым" вятским лыжам с прозрачным пластиком,сравнивая их с современными черными базами).А ускорители Ваухти,действительно стоящая вещь,я их кладу на очищенную латунной щеткой базу,растирая пробкой,на свежий снег-работает прекрасно.
Пластик современных лыж в сравнении с пластиком высочайшего качества, например: старых лыж Карелия (кто помнит - тяжбуммашевский пластик, приспособленный для лыж) совершенно разные материалы, хотя оба содержат графит. У меня был друг, который впервые сделал этот ВМПЭ на нашем Тяжбуммаше. Он мне говорил: гранулированный полиэтилен варится при большом давлении и температуре. Графит и другие сухие добавки в порошке. На срезе такого материала нет никаких дырок, все плотно запечатано. Выглядит как молекулярный карандаш. Такой пластик очень тяжело обрабатывается и обычная технология - сразу циклом неприемлима. Требовалось сначала обработать начисто наждачными бумагами, а уже потом мелкий и тонкий ворс снять циклом. Лыжи выглядели очень красиво, блестели как зеркало. Но никогда не катили при температуре ниже -10 градусов. Были условия, когда в сильную воду и грязь их никто не мазал. Современный пластик выглядит как бы недоваренным, он намного мягче. Его поверхность никогда нельзя сделать гладкой и блестящей, если не заплавить утюгом с парафином. Видели, наверное, у многих лыжи сильно блестят. Они снимают парафин не до конца, и утюг его заплавляет в базу. Когда база заплавляется, нет проникающего воздействия смазки. Твердый не может попасть, так как желтый остается на поверхности, не впитывается. На первый взгляд кажется непонятным и, нет разницы между подготовленной и заплавленной базой. Подготовленная база насыщена базовым парафином, и ее кристаллическая решетка открыта, имеется незначительная шероховатость, которая плавиться вместе с погодным парафином, и образует скользящую пленку. Заправленная база, когда кристаллическая решетка закрыта стенкой, все упаковано намертво. Пока она более или менее мягкая, лыжи как-то скользят. После нанесения очередной партии порошка и нагрева до 160 градусов верхняя упаковка пересыхает и становится как кость, лыжи встали и не реагируют на применяемую мазь. Лечение - циклить, и не надо этого бояться. За всю свою практику только один раз видел подложку, пластик достаточно толстый в любых лыжах, в том числе и в Мадчусах. Ребята, если видите некорректности, ради бога, все основано исключительно на практической работе.
Вы все заметили, кто циклит лыжи, добиться гладкой и ровной поверхности нельзя, получается апельсиновая корка. Это говорит о том, что пластик содержит зоны разной твердости. Цикл твердую часть срезает, а более мягкую не может, поскольку мягкая часть при резании прогибается. После циклевки она частично выступает над более твердой частью. Видимо, сделано так не случайно. Именно более мягкий является как бы каркасом, он частично растворяется в парафине или впитывает его. Соответственно мягкий пластик и определяет стойкость лыж к пережогу. Я проделывал простые опыта с карельским пластиком, он значительно тверже, утюгом его подплавить нельзя, т.е. для старых лыж Карелия понятие заплавленная база не существует. Но, как мне показалось, и не впитывает он ничего. Никогда при обработке лыж Карелия из них не идет чернота. Видимо, смазка остается чисто на поверхности. Возможно, в этом и кроется весь смысл в зернистости пластика с/п современных лыж. А может это и не так.
Большинство народа понакупало лыж, циклит, утюжат, мажут, опять циклит и т.д., а лыжи не катят и седеют. У меня и у самого подобные проблемы решаются каждый вечер и напропалую все выходные, времени даже выспаться не хватает.
Что мы имеем, если вспомнить старую тему про пористость?
И какого результата от процесса мы хотели бы иметь?
Вспомним два снимка: один мой, другой А. Вертышева – заполненные ячейки. Графит и полиэтилен смешаны и сварены, и нет однородной структуры материала. По одной из версий графит добавлен в полиэтилен, чтобы повысить стойкость с/п к механическим повреждениям, истиранию, теплоотводу (сомнительно) и улучшению скольжения, подобно его использованию в электротехнике. Кроме того, по краю снимков видно, что там присутствуют сквозные отверстия от гранул, покинувших свое место от механического воздействия. Это говорит о том, что исходный материал был гранулированным и после того как был сварен не имеет между собой сильной связи.
Последующие изучения стружки от с/п различных лыж на растягивание, наличие отверстий, цвет, температурную стойкость и возможность растворяться в парафине под воздействием температуры позволило сделать такие выводы:
1. Стружка мягкая и эластичная.
2. Стружка частично растворяется в парафине при воздействии температуры. Это может проделать каждый из вас на утюге:
положите кусочек стружки на сухой утюг, нагретый до 150 градусов; она так и будет лежать. А добавите парафин, начнет растворяться и плавиться.
3. На кантах лыж всегда наблюдается растрепанный без графита полиэтилен, который время от времени необходимо приводить в порядок.
Теперь перенесем все это на наш процесс, и выясним, сколько нужно циклить и парафинить.
Для начала на поверхности лыж будем иметь следующую картину после нанесения штайн-шлифа (рисовать не буду, на словах):
1. Пластик с/п после склейки и шлифовки имеет грубые неровности в виде волны и других генерализованных неровностей. Эти неровности не позволят утюгу с первого захода обеспечить тепловой контакт по всей площади, будет иметь место локальный пережог выпуклостей и заплавление базы на них.
2. Сама микроповерхность будет напоминать после шлифовки изношенный кант или как на моем снимке – край с дырками, т.е. будет шероховатой. Это шероховатость в результате грубой обработке лыж, в том числе при нанесении штайншлифа расположена очень глубоко.
Сам процесс. Наносим простой желтый парафин через нетканый материал. Этот парафин должен быть очень жидким, чтобы проникнуть во все поры поверхности, обусловленные шероховатостью. Второе назначение этого парафина заключается во взаимодействии с более твердым, наносимым сейчас объясню для чего. Без жидкого более твердый не пристанет к поверхности, это первое.
Первый слой желтого снимает горячим, для удаления грязи от транспортировки и после шлифовки, а можем и не снимать. Существует и другой материал первичной обработки – фторовое масло, но я его не знаю.
После нанесения синего парафина, его следует многократно прогреть. Его температура должна быть значительно больше. Уже тогда желтый, нагреется и начнет растворять самые тонкие стенки шероховатости, но только на поверхности, близкой к утюгу. Когда вы будете снимать синий парафин в горячем виде, из пластика пойдет чернота, напоминающая аморфный полиэтилен. Скорей всего это замещенный парафином графит, лишний, выдавленный. Снимаем все и катаемся. Приходим домой, а лыжи седые местами. Циклим, лучше циклом как говорил ЛК с углом примерно 80 градусов. Частично удаляем волну, шероховатость, нивелируем бугорки. Утюг при этом будет иметь большую площадь контакта, соответственно при повторении всей процедуры из пор при нагревании голубым парафином пойдет еще больше черноты.
Седина будет исчезать по мере удаления шероховатости и растворения поверхностного слоя в парафине (второе назначение синего парафина). Эту операцию нужно повторять пока лыжи не покатят. В это время, возможно, уже и штайншлифа не будет, но не велика и потеря. Но лыжи будут выглядеть совершенно по-другому: гладкие, матовые с продольной микроструктурой. Мнение о том, что лыжи на тепло не надо обрабатывать, ошибочное.
Не надо путать обработанные лыжи с состоянием лыж, когда база заплавлена. Заплавленную базу всегда нужно подправлять острым циклом.
По моему мнению, основная операция по смазке лыж заключается в частичном взаимодействии ее и с\п на молекулярном уровне и созданию активной скользящей пленки, износостойкость и скольжение которой определяется применяемой смазкой, чистотой ее обработки. На хорошо подготовленных лыжах ускоритель при нанесении насухо взаимодействует с пленкой, на поверхности его не должно быть. Проверяется это по тому, как скользит щетка, с сопротивлением или без.