Кто мне может подсказать, где должен быть основной вес в фазе скольжения конькового хода (главным образом, в начале и середине скольжения): на пятке, на носке или на всей ступне? А то я тут как-то решил поэкспериментировать - откинулся посильнее назад и почувствовал заметное улучшение скольжения. А потом попробовал перенести вес побольше на носок - и тут же появился тормоз. Может, это от лыж зависит? Или же как раз и надо ехать "на пятках", т.е. опираясь на заднюю часть лыжи?
Сергей дал исчерпывающий ответ. От себя могу добавить, что действительно из двух вариантов – на пятках или на мысках - лучше скользить на пятках. Я тоже проводил такого рода эксперименты и обнаружил улучшение скольжения. Да и потом, что касается конькового хода, намного сильнее и «плотнее» толчок получается, когда толкаешься с пятки, а не с мыска. Не зря же подошву на коньковых ботинках делают такой жёсткой – чтобы не сгибалась! Но вышесказанное совсем не значит, что нужно ехать «на попе». Следовательно, вариант «всей стопой» наиболее подходящий.
P.S.: также часто вызывает споры вопрос о том, как скользить: на кантах или на всей скользящей поверхности? Понятно, что лучше для скорости, конечно, на всей поверхности, но при коньке это не всегда получается… Например, Пер Элофссон скользил чисто на кантах, что позволяло отнести его стиль к «силовым» стилям передвижения коньком. А Юлия Чепалова, наоборот, когда-то перешла на другие ботинки, если я не ошибаюсь, из-за того, что они давали больше возможностей использовать при скольжении всю скользящую поверхность. Может у кого-нибудь есть интересные комментарии по этому поводу? Спасибо.
Как только выберусь на лыжню, обязательно проверю это утверждение. О результатах сообщу. Но, судя по ответам в этой теме, это действительно должно быть так. У всех.
Если нос перегрузить, то скорость падает, грести сложнее. И наоборот.
Лыжа имеет два основных бугра давления, при переносе веса вперёд увеличивается давление на переднем бугре (передний бугор обычно больше похож на сосредоточенную нагрузку, а задний бугор напоминает равномерно распределённую нагрузку от пяточной области лыжи почти до конца) лыжа начинает притормаживать (зарываться). При переносе веса тела на пятку, передний бугор снижает своё значений, а задний незначительно возрастает, что дает эффект уменьшения трения. Однако во всём есть своя мера. При перегрузке задника можно также ухудшить скольжение и контроль. Эта тема поднималась несколько раз - перенос крепления относительно центра тяжести лыжи.
Согласен с аналогией Сергея - лодкой. Но есть другая сторона. Толчок пяткой гораздо менее эффективный, с точки зрения выдаваемой силы. Вспомните, как выросли результаты у конькобежцев, когда они перешли на коньки с «отстегивающимся» лезвием. Это потому, что вся ступня разгибается и выполняет работу. Да вы и сами можете поэкспериментировать – прыгните с места в длину в коньковых и в классических ботинках и сравните результаты. Так что, с моей точки зрения, подошва конькового ботинка должна быть мягкой. И толкаться лучше с пятки с переходом на носок. Но и лыжа коньковая должна быть соответствующая – она должна сохранять свою оптимальную для данных условий трассы эпюру при изменении точки приложения сил отталкивания. Это сделано в моих конструкциях лыж – «Горбатые», «асимметричные», «Азия». Названия давал ироничные специально в противовес иностранной «крутизне». Я на них катаюсь и очень доволен.
центр тяжести сильно смещен назад? Более длинный носок оказывает меньшее удельное давление на снег, но лыжи становятся менее управляемыми (ИМХО). Так может на фишках уже не надо на пятки вес переносить на спусках - перебор будет (лодка с сильно зарывщейся кормой)?
найдите золотую середину! скользить на пятке, но толкаться от пятки до кончиков пальцев - великое искусство. в этом и сложность и простота лыжных гонок.
Аналогия с лодкой хороша для объяснения "глиссирования" - на большой скорости корма не тонет.
Так и в лыжах. Переносить вес тела на пятки нужно при БОЛЬШОЙ скорости скольжения. Но при низкой скорости и мягкой трассе лучше этого на делать. (ИМХО)
Некоторые коментарии можно переписать, если внести термин - упор. На спусках, самым эфективным будет упор на пятки, но центр тяжести слегка вперёд, иногда, для скорости, я приподнимаю носки ступней, для торможения прижимаю носки, но центр тяжести слегка назад. Очень хорошо помогают руки: вытягиваю вперёд для усиления центробежной силы, оттягиваю назад, для снижения скорости. На равнине упор ставлю на всю стопу, загружая её полностью, я снимаю напряжение с приводящих мышц - это касается как толчка, так и скольжения. На подъёме, упор делается на пятки в полуприсиде: лыжи как-будто вылетают из под тебя, станцуйте "присядочку" во время подъёма. Чем выше професионализм - тем короче лыжи(говорит мой тренер), а это - лёгкость, манёвренность и т.д., а связано это с тем, что чуствуя длину лыжи не нагружать её мыс или хвост во время толчка и скольжения. Нужно подобрать свой оптимальный наклон, под длину лыж и её жёсткость и менять наклон, взависимости от направления(спуск, подъём, поворот) и подготовленности трассы. Во время тренировки я руководствуюсь простым правилом:
- Не можешь подобрать(приспособить под свои "капризы")- лыжи(погода, трасса), подбери - технику.
Не дошло про "усиление центробежной силы". Это на повороте? Или на выпуклостях-вогнутостях трассы? Почему вытягивание рук на нее влияет? За счет смещения центра тяжести?
И про терминологию. Почему мыс и хвост? Есть русские названия - носок и пятка. Даже ГОСТ на это дело есть.
Во время спуска, лыжник складывает руки, образуя аэродинамическую фигуру. На длинных спусках, где с каждой секундой лыжи ускоряются - может потянуть назад(было несколько раз), а усиление наклона - потянуть в перёд, результат: падение в обоих случаях. Руки имеют не плохой вес и лёгкую манёвренность, вытягивая их вперёд, как-бы догоняю лыжи, но при этом не перегружаю носок(спасибо за подсказку!), увеличиваю аэродинамичность, а значит и центробежную силу, и не ныряю клювом.
что на пятке лыжа становится быстрее, но она еще и лучше держит курс, что при одноопорном скольжении весьма немаловажно. А вообще это далеко не открытие. В учебниках по горнолыжной технике еще 70-х годов обязательно присутствует указание на то, что скольжение на пятке дает прирост скорости и повышает курсовую устойчивость, а перенос веса вперед снижает скорость и облегчает вход в поворот.