У этого интервью — своя предыстория. В начале года я принял участие в подмосковном Красногорске в чудесной гонке под названием «Крещенский марафон». Естественно, захотелось оставить себе какую-то память об этом событии.
У нас на сайтах skisport.ru и s-events.ru время от времени Глеб Салов даёт ссылки на свой сайт-фотогалерею sport-images.ru, где он размещает фотографии с тех или иных спортивных событий и предлагает их купить (скачать). Я на этот сайт заглянул, нашёл папку «Крещенский лыжный марафон 2015», а чуть ниже увидел уточнение: «818 фотографий».
Попробовал найти среди этого многообразия снимков себя, но искать нужно было бы долго. И тут заметил, что на сайте реализован механизм поиска по стартовому номеру. А какой у меня был стартовый номер, я уже и не помню. Смотрю — очень кстати рядом кнопочка «Вспомни свой номер (официальный протокол)». Таким образом, за 30 секунд я узнал, что мой стартовый номер был 560, а уже по стартовому номеру без труда нашёл единственный (из 818!) свой снимок с марафона. Цена за большую и качественную фотографию оказалась вполне демократичной — 50 рублей, и я тут же оплатил его со своего Яндекс-кошелька.
А через два дня от автора сайта-фотогалереи пришло письмо: «...Иван, добрый день. Это Глеб Салов. Я увидел Ваш заказ, и подумал что это неправильно, Вы очень многое делали, делаете и будете, надеюсь, делать для лыжных гонок, и для лыжного сообщества в целом. У Вас самый популярный журнал, который все читают с удовольствием. Поэтому я решил сделать для Вас и Ваших редакторов, а также членов их семей бесплатные купоны на покупку Ваших фотографий. Так что пользуйтесь на здоровье...»
Я сразу же отозвался:
«...Глеб, спасибо огромное вам за это предложение, мне было приятно его получить от вас, но я не смогу им воспользоваться. Считаю, что любой труд должен быть оплачен. Я с удовольствием наблюдаю за вашей работой и попыткой сделать из этого какой-то бизнес. Дело в том, что у меня перед глазами прошло как минимум несколько человек, загоревшихся идеей фотографировать лыжные гонки и затем остывших, бросивших это дело из-за невозможности зарабатывать на этом хоть какие-то деньги. Так что ваш пример весьма интересен, и я за вас искренне болею, желаю вам удачи. Напротив, хочу предложить вам сделать небольшое интервью с вами для журнала, чтобы рассказать нашим читателям о вас и ваших партнерах, рассказать о самой этой возможности...»
Глеб согласился, и вот это интервью — перед вами. Иван Исаев
— Как давно дружите с фотоаппаратом? Какой была первая камера? Чем снимаете сейчас? Какая у вас оптика к этой камере? Почему именно этот бренд, а не другой?
— С фотоаппаратом дружу довольно давно. Помню, как только появились первые фотоаппараты-мыльницы, у моего знакомого появился такой, и это была модель Canon Powershot a530 с поворотным экраном. Приятель фотографировать не любил, а вот мне, напротив, это нравилось, и я постоянно просил его принести фотоаппарат на наши встречи, и когда он приносил, то я с удовольствием всех фотографировал. Потом я купил свою первую мыльницу Canon Powershot a550, и тоже постоянно ходил с ней, и фоткал, фоткал, фоткал...
Затем на отдыхе в Кисловодске увидел Дмитрия Коробова, у которого на тот момент был Canon 400D с объективом Tamron 18–200, и из разговоров с ним я понял, что Дима его продаёт. По приезде в Москву я с ним созвонился и стал счастливым обладателем своей первой зеркальной камеры. Это было в 2008 году...
Затем случилась забавная история — я никогда не думал, что буду водителем, но тут меня как будто осенило, что ли, я пошёл учиться на курсы вождения и, взяв кредит, купил себе машину Nissan Micra K11. Также на тот момент я фотографировал ФК «Торпедо», а все футбольные матчи начинались поздно, и мне попросту не хватало света или диафрагмы, ведь в Tamron’е плавающая диафрагма, и на фокусном расстоянии в 200 мм диафрагма становится 5.6, а для искусственного освещения это очень много.
Я думаю, многие читатели не поняли, о чём я сейчас говорю, но если другими словами, то мне не хватало света. И тут я подумал, что мне нужно что-то посветлее, и выбор мой пал на объектив Canon 70–200 2.8L. Денег на него, как обычно, не хватало, и тут я подумал: «Зачем мне машина?», и продал её, и купил себе объектив. Этим объективом я снимаю до сих пор, так что можно сказать, что служит он мне верой и правдой.
На данный момент у меня: Фотоаппараты
Canon EOS 1D Mark IIN
Canon EOS 1D Mark IV Объективы
Canon 70–200 2.8L USM
Canon 17–40 4.0L USM Вспышка
Canon Speedlite 600EX
Мне нравится Canon, снимаю им ещё со времён пользования «мыльницей», уже привык, у него настройки почти одинаковые идут во всех камерах. Были мысли перейти на Nikon, но это нужно было бы полностью менять всю оптику, поэтому я на этот шаг так и не решился.
— Какое отношение имеете к лыжным гонкам или каким-то другим видам спорта на выносливость? Есть какой-нибудь разряд?
— Я с детства занимался спортивным ориентированием, затем в 1998 году перешёл в биатлон и занимался биатлоном, после поступления в институт пришлось забросить всё на 2 года, после чего стал опять заниматься ориентированием и продолжил кататься на лыжах.
Спортивные разряды есть, в основном первые: по ориентированию, лыжам, полиатлону, биатлону. Даже выполнял норматив КМС, но я его не подтверждал в дальнейшем.
— Как пришла идея снимать и продавать свои работы?
— Идея, собственно, пришла не мне, я в основном всегда работал с организаторами соревнований, они нанимали меня для создания подробных фотоотчётов о прошедших событиях. Уже в дальнейшем услышал, увидел, понял, что можно попробовать продавать снимки через Интернет участникам этих соревнований. Так вот и загорелся этой идей, и с тех пор пытаюсь её реализовывать.
— Как вы назовёте свой сайт? Интернет-магазин фотографий? Кто вам делал его (программную часть)? Он у вас выглядит вполне современно, и пользоваться им — удобно. Опишите его основной функционал, что там может сделать покупатель? Планируете что-то улучшать в его работе?
— Проект называется SPORT-IMAGES — это некий фотобанк спортивных фотографий. Сам движок, его программная часть, есть в Интернете, но он сырой, и пользоваться им неудобно, поэтому я нанимал фрилансеров, которые его дорабатывали, реализуя мои идеи. Дизайн перерабатывал и дорабатывал сам. Функционал очень прост: после прошедших соревнований на сайте появляется галерея с фотографиями, на страничке доступен удобный поиск, то есть вы можете ввести свой стартовый номер, и сайт покажет все ваши фотографии с данного мероприятия.
Понравившиеся фотографии вы добавляете в корзину и оформляете заказ. Заказ оформляется автоматически, у нас реализован инструмент моментальной оплаты, вы можете оплатить свой заказ посредством СМС, банковской картой или любой другой Интернет-валютой (WebMoney, Яндекс-деньгами). Также у нас введена система кредитов. Кредит — это такая некая условная валюта проекта, вы можете купить фотографию и за рубли, и за кредиты. Преимущество кредитов заключается в том, что они всегда есть у вас на балансе, и вы можете ими всегда воспользоваться. Ещё один плюс такой системы заключается в том, что выбравшим в качестве инструмента оплаты кредиты мы предоставляем скидку и дарим некоторое количество этих кредитов.
Также в наших планах — доработать поиск фотографий по номеру, улучшить графику и разобраться с сервисами gmail.com и yahoo.com (думаю, те, кто пользовался проектом и у кого почта на этих серверах, понимают, о чём я).
— Вы работаете один, или у вас есть компаньоны? Сколько человек, например, работало на Крещенском марафоне?
— У меня есть компаньон, это моя жена Екатерина, она помогает мне в фотографировании широкоугольным объективом и в проставлении номеров. Её фотографии можно найти на сайте под её учётной записью. А так, мы открыты для сотрудничества, если кто умеет и желает фотографировать, напишите нам, на сайте есть обратная связь.
— Вы рассматриваете это как свой будущий бизнес? Как думаете, реально добиться таких финансовых показателей, чтобы эта работа стала основной? У вас, кстати, сейчас есть основная работа, кто вы по профессии?
— Я пытаюсь рассматривать это как отдельный бизнес, но пока не получается, очень много нюансов и подводных камней. Из вопросов на раздумье нашим читателям, например, такой: где хранить весь отснятый материал, ведь мы не работаем как разовый старт: отснял, заработал, удалил, у нас все фотографии сохраняются на сайте в своём первоначальном размере, и вы можете приобрести снимки даже из самых первых наших фотогалерей.
Вы знаете, я не думаю, что это сможет стать основным видом заработка — спортивная фотография на любительских стартах вряд ли будет приносить желаемый доход, ведь по-настоящему крупных и массовых стартов мало, а если и есть, то они иногда пересекаться друг с другом. Вот, например, 1 февраля 2015 года пройдут одновременно Московская лыжня, Зимний гром и Лыжня ГАБО — три старта в один день, а хочется побывать везде.
Я окончил МГСУ в 2007 году, но так и не поработал по специальности, сейчас я начальник отдела экологического контроля и мониторинга.
— Сколько лет проекту, как много событий (соревнований) вы уже отсняли?
— Проект открылся в апреле 2014 года, но первый любительский старт был отфотографирован в июне — это был Московский триатлон. Хорошо помню этот старт и помню первые продажи, тогда не было ещё автоматической оплаты, приходилось людям вручную отправлять фотографии, я не отходил тогда от компьютера и постоянно проверял почту.
За период с июня по январь старались ездить практически на все любительские соревнования: триатлон, бег, лыжи — я думаю, что у нас отснято порядка 90 событий. И это только начало...
Кстати, хотел бы поблагодарить ваших читателей за то, что они прочитали это интервью, мы ценим ваше время, и поэтому хотим предложить вам скидку в 30 % на покупку ваших фотографий. Скидка действует для зарегистрированных пользователей, для её получения необходимо в поле «код скидки» ввести SKISPORT и цена автоматически пересчитается.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Признаюсь, я всегда с большой заинтересованностью наблюдаю за тем, как люди пытаются сделать из/около лыжных гонок какое-то подобие бизнеса. С пристрастием наблюдаю за мурманским издателем Андреем Немцовым, выпускающим переводные книги по лыжным гонкам, биатлону, триатлону, велосипеду, лёгкой атлетике и умудряющимся при этом как-то сводить концы с концами. Не без интереса наблюдаю за усилиями Михаила Громова, уже прославившегося в Москве проведением качественных соревнований с довольно приличными стартовыми взносами. Мне нравится, что Михаил пытается приучить российскую аудиторию к высокой стоимости участия — именно она позволяет организаторам получить хоть какой-то бюджет и попытаться свести концы с концами при проведении по-настоящему качественных соревнований. Нравится санкт-петербургский клуб «Лидия», организующий учебно-тренировочные сборы в тех или иных европейских странах…
Именно поэтому я сразу же обратил внимание на фото-сервис, предложенный Глебом Саловым. Кстати, Глеб в своих попытках не одинок — похожий сервис сейчас пытается запустить и Алексей Лавриков со sportmemo.ru, недавно обратившийся к нам с просьбой о поддержке. Если Глеб и Алексей сумеют каким-то образом объединить усилия, смогут найти взаимопонимание по трудо- и финансовым затратам на обеспечение съёмки, на пополнение проекта новыми качественными снимками, если они сумеют создать алгоритм, позволяющий вовлекать в свою орбиту других независимых спортивных фотографов, у них может получиться неплохое хозрасчётное спортивное фотоагентство. Тут главное — найти общий язык и точки соприкосновения...
Пожелаем всем этим людям удачи, потому что если они смогут зарабатывать на нашем виде спорта какие-то деньги, есть надежда, что мы и в будущем будем получать качественные переводные книги, хорошие снимки, классно организованные гонки и возможность поучаствовать в зарубежном сборе с привлечением профессионального тренера.
А если нет... Впрочем, давайте даже не будем рассматривать худшие сценарии..
Иван ИСАЕВ,
главный редактор
журнала «Лыжный спорт»