Трансляции
  • 21 декабря, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 12:40
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 10 км, гонка преследования, жен.
  • 22 декабря, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Кубок России, 5 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:40
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:50
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.
  • Татьяна Секридова

Финские дневники Татьяны Секридовой: заинтересованный взгляд «за флажки»

Опубликовано: Журнал №60

Так уж сложилось, что после завершения профессиональной лыжной карьеры лет десять я на лыжи вообще не вставала. Затянула работа, карьера, личная жизнь... Но когда чуть подросли дети (сыну исполнилось пять лет, а дочке три года), друзья подарили маленького размера лыжи, палки и ботинки, привезенные из-за границы, и я решила, что пора обоих ставить на лыжи. Ну и самой, естественно, пришлось встать на лыжи вместе с ними — кто-то же должен был им показать, как это делается... Свои первые шаги на лыжах мои дети сделали на даче, по кругу, который мы сами же и протоптали. Должна сказать, что им новое развлечение понравилось: каждые выходные мы совершали эти непродолжительные прогулки по пушистому снегу в ближайшем от дачи перелеске.

На следующий год я решила съездить с детьми на зимний отдых в Финляндию. Именно там они во всей полноте эмоций прочувствовали, какими могут и должны быть лыжные прогулки. И какие удовольствия от катания на беговых лыжах могут получать даже самые маленькие дети. Зимние вылазки в Финляндию стали для нас традиционными, мы посетили почти все лыжные центры этой страны, опробовали разные лыжные трассы, своими глазами увидели, что такое по-настоящему массовый лыжный спорт и как формируется отношение к нашему любимому виду спорта в этой стране уже с детского возраста. Наши зимние путешествия по Финляндии продолжались еще несколько лет, пока дети были маленькими и их официально не принимали в спортивную школу. И мне кажется, что именно эти поездки во многом способствовали тому, что всерьез и сын, и дочка увлеклись лыжными гонками.

Такими были первые шаги моих детей на лыжах. 2000 год, Московская область.
Такими были первые шаги моих детей на лыжах. 2000 год, Московская область.из архива Т.Секридовой

И вот уже несколько лет, с тех пор как мои дети стали официально воспитанниками московской ДЮСШ, я наблюдаю за тем, что происходит в российских юношеских лыжных гонках. А поскольку своих детей по своим стопам я привела в свою же, родную детско-юношескую спортивную школу в Москве, волей-неволей постоянно сравниваю всё происходящее в ней, да и во всём российском лыжном спорте с тем, что было в лыжных гонках во времена моей спортивной юности. Сравнение, увы, не в пользу нынешних времен. Как, впрочем, и наши результаты на международной лыжной арене уступают тем, что были у советских лыжников.

Впрочем, предаваться ностальгии я не намерена, ведь жизнь динамично развивается и улучшается. Значит, должна каким-то образом развиваться и новая история в лыжных гонках. А поскольку сравнивать с прошлым не конструктивно, нужно отправиться к соседям в Скандинавию, чтобы посмотреть, какова ситуация с развитием детско-юношеского спорта там. Посоветовавшись с Альбертом Леонидовичем Вахрушевым, техническим делегатом FIS, заслуженным тренером СССР, наметила несколько точек для своего путешествия. И начать решила с Финляндии, где долгие годы живет и работает его давний приятель и коллега.

РУССКИЙ ФИНН ПО ИМЕНИ ВИРОЛАЙНЕН

В качестве первого пункта своего исследовательского путешествия по этой стране я выбрала Лахти — город с большими лыжными традициями, в котором неоднократно проводились и будут проводиться крупнейшие международные турниры и мировые чемпионаты, где живут многие прославленные лыжники этой страны. И познакомилась там с легендарным человеком — российским финном Павлом Матвеевичем Виролайненом, теоретиком и практиком лыжных гонок, 40 лет (!) проработавшим преподавателем и доцентом санкт-петербургского института физкультуры имени Лесгафта, посвятившим всю свою жизнь любимому виду спорта. Несколько лет назад, выйдя на пенсию, Виролайнен переехал на родину своих предков. Но по-прежнему находится в гуще лыжных событий — как в России, в Санкт-Петербурге, откуда он родом, так и в Финляндии, где по зову сердца продолжает консультировать в местном лыжном клубе подрастающую молодежь.

Павел Матвеевич Виролайнен на своей кухне: годы лыжной судьбы в фотографиях, наградах, аккредитациях...
Павел Матвеевич Виролайнен на своей кухне: годы лыжной судьбы в фотографиях, наградах, аккредитациях...Татьяна Секридова

ЛЮБОВЬ К ЛЫЖАМ У ФИННОВ В КРОВИ

Должна признаться, что увиденное и услышанное во многом удивило и поразило.

Ни для кого не секрет, что финны любят лыжи. Иначе зачем им было бы прокладывать такое несметное количество лыжных трасс, укатывая их тяжёлой техникой, затрачивая немыслимое количество топлива на тысячи снежных километров? Именно финны с гордостью рассказывают о том, что по лыжным трассам, которые переходят одна в другую, можно проехать всю Финляндию с севера на юг, с запада на восток и во всех других направлениях... Естественно, зародилась эта любовь давным-давно. Но если бы не поддерживали её из поколения в поколение, мельница времени и новомодных увлечений давно бы всё перемолола, как это случилось в нашей стране на северных территориях, где когда-то были похожие лыжные традиции.

— Финны говорят, что у них в стране лыжником становится практически каждый ребенок, как только он начинает ходить, — рассказывает Павел Матвеевич. — И это на самом деле так. Вместе с первой обувью мама с папой или бабушка с дедушкой думают о том, как бы побыстрее купить ребенку лыжные ботинки и поставить его на лыжи. Такова народная традиция этой северной страны. И иначе как лыжной державой они себя не называют. Потому что практически невозможно найти здесь людей, ни разу в жизни не стоявших на лыжах.

— Вот, посмотрите! — Павел Матвеевич подвел меня к окну своей квартиры. — Видите — детский садик. А рядом с ним небольшой сквер. Так вот каждое утро сюда приезжает ратрак с резаком, укатывает и нарезает для детсадовских ребятишек круг метров в 300...

— Это какой-то особенный детский сад со спортивным уклоном?

— Нет, садик самый обычный. И такие круги делают в каждом детском саду и школе этой страны помимо основных лыжных трасс, которые проложены здесь в каждом микрорайоне, в шаговой доступности для каждого, как магазины первой необходимости...

— А лыжный инвентарь детишкам выдают в садике?

— Да ну что вы! Инвентарь покупают родители, никто им ничего не выдает. Дети начинают ходить в детский сад с двух лет. И мама с папой приносят в садик для своих детей полный комплект необходимого инвентаря. Любая семья в Финляндии может купить своим чадам так называемый «лыжный пакет», в который входят лыжи, палки, ботинки, крепления... И стоит это совсем не дорого.

— И все это есть на двухлетнего ребенка?

— Абсолютно точно, начиная с 23 размера и заканчивая каким угодно.

— Вот это да! В нашей стране, по-моему, 34-й — минимальный...

— Я, кстати, и свою внучку в два года впервые поставил здесь на лыжи. А уже через несколько месяцев она участвовала тут в Лахти в лыжных забегах на детских Олимпийских играх и была в них самой юной участницей...

Вот как Сиири Рантанен изобразил скульптор — мы видим её в таком виде у подножия лахтинских лыжных трасс и трамплинов. Сиири Рантанен в определенном смысле — культовая фигура для финских лыжных гонок. Она не раз становилась призёром Олимпийских игр и чемпионатов мира в 50-х — начале 60-х годов прошлого века, но несомненной вершиной её спортивной карьеры стала победная для финок эстафета 1956 года на Олимпийских играх в Контина-д’Ампеццо, где Сиири в драматичной борьбе сумела опередить на третьем, заключительном этапе, советскую гонщицу Радью Ерошину.
Вот как Сиири Рантанен изобразил скульптор — мы видим её в таком виде у подножия лахтинских лыжных трасс и трамплинов. Сиири Рантанен в определенном смысле — культовая фигура для финских лыжных гонок. Она не раз становилась призёром Олимпийских игр и чемпионатов мира в 50-х — начале 60-х годов прошлого века, но несомненной вершиной её спортивной карьеры стала победная для финок эстафета 1956 года на Олимпийских играх в Контина-д’Ампеццо, где Сиири в драматичной борьбе сумела опередить на третьем, заключительном этапе, советскую гонщицу Радью Ерошину.Татьяна Секридова

НИКАКОЙ ОБЯЗАЛОВКИ — ТОЛЬКО ЛИЧНАЯ ИНИЦИАТИВА!

— Павел Матвеевич, а катание на лыжах в детских садах входит в какую-то обязательную обучающую программу?

— Нет у финнов никакой обязательной программы. Дети в садах катаются на лыжах во время прогулок по желанию их родителей. Принесли родители инвентарь — будут детей выводить на лыжах на близлежащую трассу. Не принесли — будут с ними просто гулять и играть.

— Хорошо, а в школах — там-то уж точно есть программа лыжных уроков физкультуры?

— В школе все зависит от учителя физкультуры. Одним проще кинуть в зал мяч, чтобы не таскать ребят с лыжами на улицу (смеется). Другие, если сами любят на лыжах покататься, идут с ними на трассу — возле школы всегда есть хорошая лыжня.

— Кстати, я и сама встречала школьников с учителем на лахтинских лыжных трассах... И разговаривала с ними: у них был сдвоенный урок, который продолжался больше часа.

— На самом деле это скорее исключение, чем правило.

— То есть это миф, что лыжами в Финляндии занимаются все поголовно?

— Однозначно миф. С лыжными трассами — согласен: по всей Финляндии они в полном порядке. А вот количество занимающихся лыжными гонками становится всё меньшим. Былого фанатизма давно нет. Отсюда и результаты на профессиональной лыжне. Резервы большого спорта черпаются из массового, а он сейчас больше оскудевает в этой стране, чем пополняется.

— И куда же смотрит финское министерство спорта?

— В Финляндии нет такого министерства. Есть Олимпийский комитет и Министерство просвещения, которое как раз и отвечает за развитие разных видов спорта.

— А кто же отвечает за создание и поддержание лыжных трасс, кругов для катания в детских садах и школах?

— Отвечают за создание абсолютно всех лыжных трасс: и общего катания, и спортивных, и специальных детских трасс, а также за поддержание их в хорошем состоянии местные муниципалитеты. Такая ситуация в каждом финском городе и в каждой деревне. А в самом министерстве просвещения за это отвечает отдел по физкультурно-оздоровительной работе. Он же контролирует ситуацию на местах, в муниципалитетах.

А так Сиири Рантанен выглядит сейчас, в 88 лет. Она всё ещё уверенно катается на лыжах, показывая пример совсем юным.
А так Сиири Рантанен выглядит сейчас, в 88 лет. Она всё ещё уверенно катается на лыжах, показывая пример совсем юным.Татьяна Секридова

ФИННЫ СДЕЛАЛИ СТАВКУ НА ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

— Кстати, в советские времена у нас в стране за детский и школьный спорт тоже отвечало министерство просвещения. И практически все детско-юношеские спортивные школы, которые сегодня отданы министерству спорта, были в Минпросе. Исключением были разве что спортивные школы, созданные при ведущих спортивных обществах... Команда Минпроса выступала на первенстве СССР на равных с командами спортивных обществ «Динамо», «Труд» и т.п. И в те времена школьные учителя физкультуры были заинтересованы в том, чтобы перспективных детей направлять в эти ДЮСШ, ведь министерство просвещения проводило соревнования как среди общеобразовательных школ, так и среди спортивных...

— В Финляндии никаких ДЮСШ нет, как это было в СССР и сейчас в России. Все дети до 16 лет занимаются в клубах, которые нацелены, прежде всего, на физкультурно-оздоровительную работу среди населения страны. Эти клубы функционируют при муниципалитетах и на их средства. В каждом населенном пункте Финляндии есть какие-то бывшие спортсмены (бывшие лыжники, или хоккеисты, или легкоатлеты), порой очень знаменитые, даже олимпийские чемпионы, которые в этих государственных клубах на общественных началах тренируют или консультируют группы детей в своих видах спорта.

В таком многоквартирном доме в небольшой двухкомнатной квартире Павел Матвеевич Виролайнен живет со своей семьей.
В таком многоквартирном доме в небольшой двухкомнатной квартире Павел Матвеевич Виролайнен живет со своей семьей.Татьяна Секридова

ЭНТУЗИАЗМ НАКАЗУЕМ?

— Они что же, работают с детьми бесплатно?

— Да, бесплатно, это общественная работа. Вообще, в Финляндии тренеров по лыжным гонкам, получающих за свою работу зарплату, очень немного. Есть государственный тренер в национальной сборной команде и его помощник. И есть по одному тренеру в больших муниципальных образованиях — например, в нашем, южном округе. И он работает на государственной ставке от министерства просвещения, а не от муниципалитета. Есть тренеры в спортивных центрах по летним и по зимним видам спорта. Но их в Финляндии всего несколько. А в клубах при муниципалитетах работают энтузиасты, заинтересованные в развитии своего вида спорта в регионе. Они публикуют в средствах массовой информации объявления, что в такие-то дни проводятся занятия по таким-то видам спорта. Например, по лыжным гонкам.

— Но если тренеры не получают зарплату, на что же они живут?

— У каждого есть ещё какая-то профессия, они работают в первой половине дня. А тренируют в вечернее время, после работы, после школы, как правило, два раза в неделю.

— И какой же им интерес заниматься этим бесплатно?

— Во-первых, это работает на имидж, на уважение и популярность, ведь человек помогает детям. При этом муниципалитет обеспечивает спортивную базу — абсолютно бесплатную для всех занимающихся. В лыжных гонках это и великолепно подготовленные, освещенные лыжные трассы, тёплые раздевалки. При муниципалитетах есть группы предпринимателей, которые обеспечивают группу ещё и каким-то дополнительным питанием, чаем, соками...

На этой фотографии финская семья — папа и его трое детей. Мы встретили их вечером на лыжном стадионе Лахти. Они выходят покататься на лыжах практически каждый вечер. И Виролайнен охотно консультирует всех, кто обращается к нему с вопросами по смазке лыж, по технике лыжных ходов, по методике тренировок.
На этой фотографии финская семья — папа и его трое детей. Мы встретили их вечером на лыжном стадионе Лахти. Они выходят покататься на лыжах практически каждый вечер. И Виролайнен охотно консультирует всех, кто обращается к нему с вопросами по смазке лыж, по технике лыжных ходов, по методике тренировок.Татьяна Секридова

Кроме того, муниципалитеты полностью финансируют все соревнования по месту расположения, все выезды групп на соревнования в другие города и районы, а также на краткосрочные тренировочные сборы. В Финляндии не бывает двух- или трёхнедельных лагерей и длительных сборов. Группы выезжают на три-четыре дня — скажем, в Куопио или Вуокатти, чтобы покататься в снежной трубе. И муниципалитет частично покрывает расходы группы на эту поездку, предоставляет бесплатный автобус. Причем, цены за пользование всеми спортивными объектами при этом назначаются для группы просто смешные...

Более длительные выезды приходится оплачивать родителям. Также и инвентарь, и экипировка покупаются за счёт родителей. А уже на более высоком профессиональном уровне (в спортивных центрах и в национальных сборных командах) вопросы экипировки и инвентаря решаются с помощью спонсоров. Но для начального уровня тренировок на уровне массового спорта стоит это всё недорого — это всё доступно прак­тически любой финской семье. И, кстати, некоторые родители с удовольствием выезжают на такие краткосрочные сборы вместе с детьми.

Представительницы финской лыжной элиты — Криста Лахтеенмяки, победительница летнего первенства Финляндии в гонке в гору (слева), и Айно-Кайса Сааринен, показавшая второй результат.
Представительницы финской лыжной элиты — Криста Лахтеенмяки, победительница летнего первенства Финляндии в гонке в гору (слева), и Айно-Кайса Сааринен, показавшая второй результат. Татьяна Секридова

ВОЗРАСТНЫЕ РАМКИ

— С какого возраста детей принимают в эти клубы?

— Начиная с девятилетнего возраста финским детям разрешается участвовать в лыжных соревнованиях. С этого же возраста они могут ходить на тренировки в клубы.

— И сколько человек может заниматься в группе у одного тренера?

— Да сколько придёт, столько и будет заниматься. Абсолютно никаких количественных нормативов не существует. Как правило, получается группа примерно человек в двадцать. Причем все дети могут быть разного возраста. Уже ты сам как наставник стараешься скомпоновать их по возрасту: вместе соединив на каком-то задании десятилетних, двенадцатилетних или четырнадцатилетних. С более младшими стараешься отзаниматься чуть раньше, чем с более взрослыми. Потому что с маленькими больше работаешь над техникой, в основном в районе стадиона — с ними ещё рано выходить на трассы. А с 14-15-летними, кто более серьёзно относится к тренировкам и хочет добиться в лыжах каких-то результатов, и работаешь по-другому. Хотя и с ними нужно постоянно заниматься упражнениями на технику.

И обязательно все дети, которые занимаются в клубе, участвуют в соревнованиях, чтобы попасть в сборную команду своего муниципалитета и в её составе выехать на более крупные состязания, например, на окружные. Или на так называемые общефинские, на которые собираются лыжники из всех шести финских губерний (Лапландии, Оулу, Восточной Финляндии, Западной Финляндии, Южной Финляндии, Аландских островов).

С дочерью Катей, а также с Альбертом Леонидовичем Вахрушевым и Павлом Матвеевичем Виролайненом на фоне знаменитых лахтинских трамплинов и музея лыжного спорта.
С дочерью Катей, а также с Альбертом Леонидовичем Вахрушевым и Павлом Матвеевичем Виролайненом на фоне знаменитых лахтинских трамплинов и музея лыжного спорта.Татьяна Секридова

СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЬЦО

— Проводится ли в Финляндии первенство страны среди юношей и девушек? И какие команды в нём участвуют?

— Для детей в Финляндии проводятся массовые лыжные соревнования, которые носят название «Серебряное кольцо». Каждый муниципалитет, при котором созданы лыжные клубы, может делегировать туда свои команды. Количество команд и их состав не лимитируются. Есть у вас шесть человек — значит, везёте шесть человек, есть восемь — значит, восемь. От нашего клуба, скажем, в этом сезоне мы набирали детей на две команды. Соревнования проходили в два дня: в первый была личная гонка, а во второй — эстафеты. Вот столько мы и берём туда.

Музей гимназии, где старина граничит с современностью — здесь постоянно проходят заседания научного, педагогического и студенческого советов.
Музей гимназии, где старина граничит с современностью — здесь постоянно проходят заседания научного, педагогического и студенческого советов.Татьяна Секридова

— Если нет ограничения в количестве участников — сколько же юных лыжников стартует на этих соревнованиях?

— О, да тьма-тьмущая. В девять утра соревнования начинаются, и продолжаются, пока не финиширует последний из стартовавших. Бывает, что старт и до 15 часов растягивается, а то и дольше... Начинают состязания обычно самые младшие — 9-10-летние. А заканчивают — лыжники юниорского возраста.

— Значит, клубам вполне хватает тех средств, которые выделяются им муниципалитетом для спортивно-оздоровительной работы с населением?

— Нет, не всегда хватает. Если удаётся, привлекают спонсоров. А ещё клубы сами стараются зарабатывать деньги на свои нужды самыми разными способами. Например, как это делается в клубе, с которым я сотрудничаю? Есть у нас неподалеку огромный магазин «Голливуд». Ему необходимо срочно провести ревизию всего товара, который там есть, а персонала для этого не хватает. Мы узнаём об этом и предлагаем магазину свою помощь. Торговля в нем на два дня закрывается, и все дети нашего клуба вместе с родителями приступают к сортировке товара: испорченный вытаскивают, хороший перекладывают на другие полки... Таким образом удается получить от магазина неплохие деньги.

Куратор международной гимназии показывает, где занимаются студенты.
Куратор международной гимназии показывает, где занимаются студенты.Татьяна Секридова

Или вот такой случай... Недалеко от Лахти есть небольшая заросшая речушка, которую власти решили расчистить, чтобы по ней можно было организовывать сплав на байдарках. Нашему клубу дали задание: очистить дно и берега. И все мы, вооружившись пилами, граблями, лопатами, в высоких резиновых сапогах всё это вычистили. И заработали очень приличные деньги на нужды клуба.

— И на что их потом потратили?

— Например, наши лучшие лыжники съездили на недельную экскурсию в Швецию и Норвегию, в спортивный клуб к Нортугу. Вот такой придумали способ, чтобы стимулировать их к более серьёзному отношению к спорту.

В таких комнатах живут учащиеся гимназии по одному человеку в комнате (вдвоем в блоке). Каждый блок включает в себя ещё и кухню со столовой, ванную комнату и туалет.
В таких комнатах живут учащиеся гимназии по одному человеку в комнате (вдвоем в блоке). Каждый блок включает в себя ещё и кухню со столовой, ванную комнату и туалет.Татьяна Секридова

НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

— Есть ли у вас в клубе ребята, которые хотят добиться в лыжах высоких результатов, попасть в национальную сборную команду?

— Большинство всё-таки приходит в клубы, чтобы научиться получше стоять на лыжах и кататься для здоровья. Всем, кто приходит ко мне заниматься, я сразу говорю, что не гарантирую никаких особенных результатов, если они будут заниматься всего три раза в неделю. Нужно бывать на тренировках хотя бы раза четыре. Было несколько человек, которые поначалу вроде бы загорелись желанием добиться хороших результатов. Но ведь лыжи — довольно специфический вид спорта, в нём маловато развлечений и много кропотливой работы... В итоге всё равно количество посещений уменьшилось до двух раз в неделю в подготовительный период. А зимой в каждые выходные ещё добавляются разные соревнования.

— Может быть, они самостоятельно катаются (с друзьями или с родителями) между этими посещениями тренировок?

— Да ну что вы! Очень мало кто это делает самостоятельно. В надежде на то, что они хоть немного будут заниматься сами, без тренера, я купил всем своим подопечным резину (смеется). Вы думаете, хоть кто-нибудь её тянет? Никто! Выполняют упражнения только на тренировках, да и то, если резину дома не забудут. Перед выездом на сбор всем напоминаю, что резину нужно взять с собой. Тем не менее, только половина её привозит.

Конечно, регулярно появ­ля­ются и ребята, и девочки, у которых есть настрой на высокие результаты. Но, как правило, держится этот настрой недолго. Жизнь затягивает обилием удовольствий и соблазнов. Девочки выходят замуж, или вдруг подворачивается хорошая работа... Проблема в Финляндии в том, что юных лыжников никак не стимулируют, не возбуждают в них какого-то особенного желания стать спортсменами высочайшей квалификации. Да и как такового профессионального спорта здесь нет вообще. Здесь никому не платят никаких спортивных стипендий (как, например, в России), не помогают с учёбой в университетах.

В Финляндии, если юноша или девушка «засветится» своими результатами на каких-нибудь финских соревнованиях, попадёт в десятку сильнейших, на него сразу же обращают внимание спонсоры, начинаются собеседования: планирует ли спортсмен дальше и больше тренироваться? Нужны ли ему дополнительные средства на проведение сборов? Нужен ли инвентарь более высокого качества? Какова у спортсмена экипировка? На всё ли хватает средств? Подписывают контракты, обувают-одевают, обеспечивают инвентарем, лыжной смазкой... Могут даже нанять для него оплачиваемого тренера. Но с такого спортсмена уже начинают и требовать определенных результатов. При этом никакой стипендии ему не назначают. Но спортсмен может продолжать учиться (в обычной школе или в специальной со спортивным уклоном) или даже где-то работать, совмещая все это с тренировками.

Гимназическая столовая. За стеклами-витринами — огромный гимназический спортзал, в котором могут заниматься сразу несколько классов.
Гимназическая столовая. За стеклами-витринами — огромный гимназический спортзал, в котором могут заниматься сразу несколько классов. Татьяна Секридова

А ЧТО У НАС?

Во время этой беседы с Виролайненом мне всё время хотелось переложить получаемую ин­формацию на нашу действительность. Но сделать это оказалось совсем не просто. Во-первых, вся Финляндия — это примерно пять с половиной миллионов жителей. А в одной только Москве проживает более 15 миллионов. Значит, сравнивать можно разве что с третью Москвы или с Московской областью, где проживает более 7 миллионов...

На всю Финляндию существует два оборудованных по последнему слову техники лыжных центра, где растят будущих лыжных звезд. У нас же в стране из 38 существующих училищ олимпийского резерва (УОР), всего в 14 есть отделения лыжных гонок, которые, наверное, с большой натяжкой можно сравнить с финскими центрами. А в такой лыжной республике, как Коми, УОРа вообще нет!

Это учительская.
Это учительская.Татьяна Секридова

В Москве — отделение лыжных гонок есть в УОР №2 (находится в Кунцево, работает в нём всего два тренера и обучается от силы 15 лыжников), в Московской области УОР тоже есть, но там нет отделения лыжных гонок, поскольку в областном спорткомитете не могут найти специалистов для работы с лыжной командой. Поэтому у областных лыжников есть только одна надежда — федеральный УОР (на­хо­дит­ся в Щёлково, в нём-то и обу­чаются многие спортсмены из об­ластной команды, а также воспитанники московской СДЮШОР-81, по старинке называемой Бабушкинской, откуда вышли триумфаторы олимпийского Ванкувера Никита Крюков и Александр Панжинский).

Можно, конечно, сказать, что в Москве и в области есть те самые ДЮСШ или более продвинутые СДЮШОР (специализированные ДЮСШ олимпийского резерва). Но, во-первых, оснащены они далеко не по последнему слову техники, а во-вторых, возможности учиться по специальной школьной программе, которая предусматривала бы ежедневные двухразовые тренировки, там нет.

Есть в учительской ещё и небольшая кухня — здесь преподаватели могут отдохнуть и перекусить.
Есть в учительской ещё и небольшая кухня — здесь преподаватели могут отдохнуть и перекусить.Татьяна Секридова

Кроме того, все эти ДЮСШ и СДЮШОР созданы для детей и юношей до 17-летнего возраста. Как раз до того возраста, когда надо начинать целенаправленно тренироваться, чтобы в будущем показывать высокие спортивные результаты. Правда, если воспитанник ДЮСШ (СДЮШОР) в 16-17 лет выполняет норматив кандидата в мастера спорта, в этой ДЮСШ для этого лыжника открываются новые возможности — он может остаться в стенах своей спортивной школы как спортсмен-инструктор на спортивной стипендии, под него открывается группа спортивного совершенствования, а в СДЮШОР может быть открыта и группа высшего спортивного мастерства под мастеров спорта.

Соответственно, и тренер, воспитавший такого лыжника, получает более высокую зар­плату. Однако, в отличие от финских спортивных центров, остается один очень существенный вопрос — где будут учиться эти юноши и девушки, ставшие КМСами и мастерами? Либо в тех же УОРах, если спортивные власти разрешат совмещение ДЮСШ и УОРа, либо в институтах-университетах, если там будут идти им навстречу профессора и педагоги, предоставив спортсменам свободный график учебы и сдачи сессий. Увы, на это идут немногие ВУЗы Москвы и России в целом.

Молодая финская лыжница проходит углубленное медицинское обследование на тредбане в Вуокатти.
Молодая финская лыжница проходит углубленное медицинское обследование на тредбане в Вуокатти.Татьяна Секридова

ЕСТЬ ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ У ФИННОВ?

Оказывается, есть! Павел Матвеевич Виролайнен рассказал, что более продвинутые, мотивированные (или перспективные) спортсмены, лидеры своих клубов имеют возможность поступить в спортивные центры (в Финляндии создано два таких центра по лыжным гонкам — в Вуокатти и в Рованиеми). Вот в них юные спортсмены и могут заниматься лыжными гонками уже на профессиональном уровне. Они уезжают от родителей, чтобы жить в общежитии, тренироваться и учиться. Причём, они могут обучаться там по специальной спортивной программе, по общеобразовательной (школьной) или любой другой профессиональной, если таковые учебные заведения есть поблизости.

— Это похоже на российские училища олимпийского резерва, куда принимают перспективных спортсменов, показывающих высокие результаты?

— В некотором роде похоже. Эти центры сами приглашают юных лыжников, которые входят в десятку лучших на всефинских соревнованиях и которых они считают перспективными в плане роста результатов. Могут юные лыжники, конечно, и сами подать туда заявку на поступление. Но решение о приеме будут принимать специалисты центра по результатам специальных тестирований и обследований, которые там проводятся. И уже только потом с ними начнут работать тренеры-профессионалы, а не общественники, как в клубах...

Эта информация меня заинтересовала. И я решила отправиться в Вуокатти, чтобы своими глазами увидеть, что такое лыжный центр и где учатся перспективные финские лыжники. А заодно и пообщаться с педагогами и тренерами этого лыжного центра.

Девчонки побежали! Первый вид соревновательной программы: утренний кросс по пересеченной местности на дистанции 3 км.
Девчонки побежали! Первый вид соревновательной программы: утренний кросс по пересеченной местности на дистанции 3 км. Татьяна Секридова

ВУОКАТТИ — КУЗНИЦА ЗВЕЗД

В центральной Финляндии, на спортивном курорте Вуокатти, известном у нас в стране своим всесезонным лыжным туннелем, находится ученический кампус, где проживают воспитанники спортивной гимназии. А в небольшом городке Соткамо в 6 км от Вуокатти — учебный корпус, где учащиеся «грызут гранит науки». Каждый день, пять раз в неделю, после утренней тренировки спортсменов возят на специальном автобусе в Соткамо на учебу и после обеда на нём же возвращают в Вуокатти на вторую тренировку.

О том, что спортивная гимназия помогает юным спортсменам на пути в большой спорт, говорят хотя бы те факты, что её выпускниками были такие известные спортсмены, как лыжники — чемпион мира Кари Хяркёнен (Kari Härkönen), Криста Ляхтенмяки (Krista Lähteenmäki) и Кертту Нисканен (Kerttu Niskanen), биатлонистка Кайса Мякяряйнен (Kaisa Mäkäräinen), кстати, два первых года она обучалась в гимназии, как лыжница; двоеборец Яакко Таллус (Jaakko Tallus), сноубордисты Энни Рукаярви (Enni Rukajärvi) и Пеету Пииройнен (Peetu Piiroinen), а также олимпийский чемпион в метании копья Тапио Корьюс (Tapio Korjus) и участница лондонской Олимпиады пловчиха Йенна Лаукканен (Jenna Laukkanen)...

В этой гимназии, которая взяла на себя миссию готовить спортивный резерв в нескольких видах спорта, уже много лет работает еще один русский финн — Вальтер Мулкахайнен. С ним меня познакомил один из активных читателей журнала «Лыжный спорт» и интернет-портала skisport.ru Николай Кабанен.

Как рассказал мне Вальтер, подобных спортивных гимназий в Финляндии — порядка 12, и в каждой культивируется по несколько видов спорта. А по итогам прошедшего сезона спортивная гимназия Соткамо (именно так она называется — прим. авт.) получила звание лучшей спортивной гимназии страны.

В лахтинском музее лыжного спорта.
В лахтинском музее лыжного спорта.Татьяна Секридова

— У нас в гимназии в основном учатся и тренируются представители зимних видов спорта, — рассказывает Мулкахайнен. — Очень мощно в последнее время развивается сноуборд. Можно сказать, что на сегодняшний день вся сборная страны находится у нас. Затем по популярности идут лыжные гонки, биатлон, двоеборье, прыжки с трамплина... Но есть единичные представители и из летних видов спорта — легкой атлетики, бодибилдинга и финского бейсбола (команда из Соткамо — 12-кратный чемпион страны по этому виду спорта).

— Вальтер, расскажите поподробнее, как поступают в гимназию, где живут, как тренируются и обучаются финские лыжники и биатлонисты? Насколько я знаю, биатлон вам особенно близок?

— Да, конечно, ведь я немало отработал в гимназии именно как тренер-преподаватель по биатлону, и мои сыновья добивались в нем неплохих результатов. Несколько лет назад, когда я только переехал в Финляндию, долго не мог понять, как работает у них эта система, при которой дети изначально занимаются лыжами в клубах, где тренерами числятся общественники, и всё держится на энтузиазме родителей и за их счет... Но когда прожил здесь какое-то время, понял, что главная движущая сила — это желание родителей сделать всё возможное для того, чтобы их дети были при деле, вели здоровый образ жизни, занимаясь спортом, а не болтались на улице в сомнительных компаниях. Иными словами, клубная система Финляндии настроена исключительно на физкультурно-массовую работу с населением. И финансируется она государством (муниципалитетами на местах) очень мощно.

Если же дети и их родители настроены на качественные занятия спортом, они должны искать спонсоров и тренеров посерьёзнее... Одна из ступеней к этому — учеба и тренировки в спортивной гимназии. В спортивную гимназию принимают после 9 класса. Обучение во всех школах Финляндии девятилетнее. В начале мая у нас в гимназии проводятся вступительные экзамены для спортсменов. Затем, если есть желание учиться дальше, чтобы поступать в университеты — юноши и девушки поступают либо в гимназии, либо в какие-то специальные профессиональные колледжи. После окончания этих учебных заведений также можно поступать в университеты. Но в основном молодые люди после колледжей идут работать.

Для поступления в спортивную гимназию претенденты сдают ряд тестов в тренажёрном зале, участвуют в кроссе; кроме того, также рассматриваются их результаты, показанные в спортивном сезоне. Затем вступительная комиссия смотрит на средний балл, полученный в школе. Обучение в Финляндии оценивается по десятибалльной системе. И проходной балл для нашей гимназии в этом году повысили до 8. Раньше был 7,5.

— Какое количество детей могут принять в гимназию на первый год обучения?

— Строгих ограничений здесь нет. Если претенденты хороши по показателям — их могут всех взять и сверх плана. Обычно бывает 40-50 спортсменов (из них от 8 до 14 лыжников). В этом году поступило 44 человека, из них 11 — лыжники. Учатся ребята в гимназии по три года.

Но бывают и такие случаи, когда юноша или девушка по каким-то параметрам не проходят в спортивную гимназию. Тогда им дают возможность поступить здесь же в обыкновенную гимназию, если средний школьный балл позволяет им продолжить обучение в гимназической системе. И тогда они посещают тренировки вместе с ребятами из спортивной гимназии. Единственная проблема, которая их поджидает — большее количество обязательных курсов, которые они должны пройти по сравнению с учебной программой спортивной направленности. И им придется выстраивать своё расписание таким образом, чтобы иметь возможность посещать утренние тренировки без ущерба для учебы.

Финская система гимназического образования устроена таким образом, что в программе обучения есть обязательные предметы, и есть — по выбору. И ученики сами должны составить свое расписание таким образом, чтобы и обязательные предметы не пропускать, и иметь возможность потренироваться, и что-то дополнительное освоить, что может понадобиться потом, при выборе профессии. Если ты знаешь, что будешь поступать в институт физкультуры, то, выбрав обязательные предметы, затем добираешь те, которые понадобятся тебе при поступлении.

Едва закончились забеги у лыжников, опробовать лыжную трассу вышли малыши, которые пришли на площадь вместе с родителями, чтобы поболеть за своих старших собратьев.
Едва закончились забеги у лыжников, опробовать лыжную трассу вышли малыши, которые пришли на площадь вместе с родителями, чтобы поболеть за своих старших собратьев.Татьяна Секридова

ПЛЮС ТРЕНЕР, МИНУС — ОБЩЕСТВЕННИК

— Итак, юные спортсмены поступили в спортивную гимназию...

— Да, поступили, и на июнь-июль разъехались по своим родным местам, чтобы продолжить тренироваться в своих клубах. А с начала августа начинают стекаться в Вуокатти, расселяться в студенческом общежитии и приступать к централизованным тренировкам с профессиональными тренерами, которые работают в гимназии. Утренние тренировки проводятся с 8 утра пять раз в неделю, а уже в 10.00 автобус забирает всех от общежития и везет в Соткамо на уроки, которые начинаются в 10.25. До 15.00 все ребята находятся в гимназии, там же и обедают. А затем на автобусе возвращаются в Вуокатти и примерно в 17.00 выходят на вторую тренировку уже самостоятельно, без тренера. И вот тут-то, я считаю, и кроется большой минус финской системы в работе с молодыми спортсменами. С одной стороны, тренер гимназии дает спортсменам план на вечернюю тренировку. Но в это время они предоставлены сами себе, их никто не контролирует. И, как правило, тренируются они не по заданиям, данным тренером из гимназии, а по планам, полученным от своих личных тренеров (а это, как вы уже знаете, те самые общественники из клубов на местах, либо родители, которые не имеют никакого отношения к спорту). На своем опыте знаю, что в итоге получается абсолютная чехарда.

— Нет же ничего проще, чем согласовать планы тренировок между личным тренерами и тренером гимназии...

— Казалось бы, так и должно быть. Но личный тренер далеко, в сотнях километров... И никто не контролирует, как спортсмен выполняет эти занятия. По собственной инициативе, когда работал с биатлонистами, я приходил на вечерние тренировки, хотя мне эту работу никто не оплачивал. Дневал и ночевал на стрельбище, консультировал ребят, обсуждал с ними планы личных тренеров. Подсказывал по технике лыжного хода, по технике стрельбы...

— Но ведь за спортивные результаты этих спортсменов, пока они учатся в гимназии, наверное, отвечает тренер гимназии, а не личный наставник...

— Ответственность обоюдная. Спортсмены, обучаясь здесь, всё равно остаются членами своего клуба. И если команда клуба выезжает на соревнования, спортсмен должен к ней присоединиться... Из Вуокатти всех ребят централизованно вывозят только на чемпионат Финляндии. Раньше, когда у гимназии денег было больше, я вывозил их на все соревнования в стране. Но я их туда привез, родители всех разобрали по местам размещения клубов, потом соревнования прошли, они снова собрались, запрыгнули в автобус и поехали назад в Вуокатти, в общежитие гимназии.

— То есть за команду гимназии они не выступают?

— Нет, как таковой команды в гимназии не существует.

— Но ведь в клубах тренеры — общественники, а это означает, что профессионально заниматься подготовкой детей они не могут, они же этому не обучались?

— Да, почти во всех клубах работают общественники. У нас в Соткамо, к примеру, лыжный клуб — скорее центр здоровья, инструмент фитнеса для населения, а не для профессиональных занятий лыжами. В большинстве клубов общественниками трудятся в основном родители, увлечённые лыжами. И, естественно, они мало разбираются в нюансах подготовки в лыжных гонках, специального спортивного или педагогического образования, как правило, не имеют. Соответственно, в плане спортивных результатов перед ними никаких больших задач и не ставится. Но еще бóльшая проблема в том, что чаще всего юных спортсменов тренируют сами родители. И это люди, далекие от спорта, не имеющие представления ни о физиологии, ни о методиках подготов­ки. Где-то чего-то начитались, полазили по Интернету и давай гонять своих детей, лишь бы быстро бежали. И не особо следят за тем, на каком пульсе работают их дети, каковы последствия для здоровья от такого рода тренировок... Хотят от ребёнка, чтобы он уже завтра стал чуть ли не олимпийским чемпионом. Амбиций — выше крыши, а знаний никаких. Из-за этого частенько случаются передозировки нагрузок, перетренировки... Но есть несколько богатых клубов, таких как в Контиолахти, которые могут себе позволить держать тренеров-профессионалов на зарплате. Там, например, работает известный российский тренер Анатолий Хованцев.

Конечно, пока спортсмены тренируются у нас в гимназии, они под контролем профессиональных тренеров. Когда разъезжаются на каникулы по домам, им раздаются планы тренировок. Но как они будут выполняться — неизвестно. Скорее всего, будут заниматься с теми же родителями, либо с личными тренерами из клубов... А это значит, что опять без медицинского и профессионального контроля, опять с форсированием подготовки...

Вокруг небольшого импровизированного лыжного стадиона уже собралась толпа болельщиков — вот-вот должны начаться состязания.
Вокруг небольшого импровизированного лыжного стадиона уже собралась толпа болельщиков — вот-вот должны начаться состязания. Татьяна Секридова

— С какой мотивацией поступают юные спортсмены в гимназию? Неужели только родители заставляют?

— Не только, у многих серьезная мотивация — попасть в сборную, стать великим спортсменом. Но в Финляндии огромный минус заключается в том, что, закончив спортивную гимназию и не попав в сборную, ты теряешь возможность профессионально заниматься спортом дальше. Если ты поступаешь в университет — там практически больше не будет возможности так много тренироваться. Студенческого спорта как такового в Финляндии вообще нет. Так же как нет и профессиональных лыжных команд.

— Но национальная сборная — это всего десяток женщин и столько же мужчин. А остальным куда деваться?

— Остальные обычно переходят в любительский спорт. То есть где-то работают или учатся, и чуть-чуть тренируются. И какое-то время выступают за клубы. Или вообще заканчивают бегать, просто катаются для здоровья. Кому-то удаётся найти спонсоров, и таким образом они получают возможность продолжить тренироваться и выступать. И у них, конечно, остаётся шанс попасть в сборную, если они будут тренироваться на таком же уровне, как сборная. Но для этого нужно найти профессионального тренера, который будет составлять планы и поможет выйти на этот высокий уровень. Какими будут финансовые отношения с этим тренером — это может быть контракт, может быть почасовая оплата — всё зависит от договоренности... Поэтому и лыжные гонки в Финляндии сейчас далеко не те, что были в прошлом веке.

Вообще, сейчас, после всех этих допинговых скандалов, очень проблематичная ситуация с развитием детского лыжного спорта. Эта история очень сильно воздействует на психологию родителей: если в этом виде спорта всё так нечисто — зачем отдавать туда своего ребенка?..

Вальтер Мулкахайнен встретил своих бывших воспитанников у гимназического общежития в Вуокатти.
Вальтер Мулкахайнен встретил своих бывших воспитанников у гимназического общежития в Вуокатти.Татьяна Секридова

СПОРТИВНАЯ АКАДЕМИЯ — ШАНС НА ВЫЖИВАНИЕ ЛЫЖНЫХ ГОНОК

Сейчас в стране возникла идея создания так называемой спортивной академии, в которой планируется объединить как бы под одной крышей нашу спортивную гимназию, школу со спортивным уклоном, которая располагается в районном центре Каяни, училище, которое базируется там же, армию и несколько районных спортивных клубов. Задумана академия для того, чтобы для всех, кто в неё входит, профессиональными тренерами из спортивной гимназии проводились централизованные тренировки. Таким образом, планируется увлечь как можно больше школьников профессиональным спортом. Также будут проводиться дополнительные тренировочные занятия для школьников 7-9 классов, которые намереваются поступать к нам в гимназию. И эти занятия уже будут оплачиваться государством. Вся эта задумка уже больше похожа на советскую систему — на секции, занятия в которых ведут профессионалы и в которых дети тренируются по несколько раз в неделю.

Мне вообще кажется, что в последние годы финны все больше и больше стараются перенять те наработки, которые были ещё в советские времена в наших детских спортивных школах.

— Как интересно! Мы всё время стараемся смотреть на опыт Запада, а они тем временем перенимают всё лучшее, что было у нас в советские времена...

— Абсолютно точно. И я в этом убеждаюсь всё больше и больше. Они как раз ценят всё то, что было у нас наработано, и как-то перекладывают на свою почву. Лично для меня вообще непонятно — для чего в российские команды стали приглашать зарубежных тренеров? Россия всегда славилась своими тренерскими кадрами, методикой, системой... Нужны только корректировки, соответствующие духу времени, а не иностранные специалисты!

— Но в современном российском лыжном спорте — очень плохая ситуация, связанная с тем, что детские тренеры слишком форсируют подготовку детей...

— Это, к сожалению, имеет место и здесь. Во-первых, медицинский контроль за юными спортсменами здесь как таковой отсутствует. В России юных спортсменов два раза в год обязательно обследуют в физкультурных диспансерах и без справки от врача не допускают к занятиям и соревнованиям. Здесь такого нет: всю ответственность за здоровье ребёнка несут исключительно родители. А если у этих родителей «крышу сносит» от желания сделать своего ребенка суперзвездой? Очень часто как тренер я вижу, что с молодым спортсменом происходит что-то не то, что у него пульс слишком высокий, или выглядит он как-то не так... Но что я могу оперативно предпринять, если он таким приехал от родителей? Разве только позвонить в поликлинику и попросить врача, который прикреплён к спортсменам нашей гимназии, чтобы ученика посмотрели... Но такого обязательного обследования, как проводят в России, здесь нет. Можно только за деньги пройти специальное обследование на тредбане. Но не каждый родитель готов за это платить...

Участницы летнего первенства Финляндии, проходившего в Вуокатти в конце июня — девчонки вышли на старт трёхкилометровой гонки на лыжероллерах в гору по системе Гундерсена.
Участницы летнего первенства Финляндии, проходившего в Вуокатти в конце июня — девчонки вышли на старт трёхкилометровой гонки на лыжероллерах в гору по системе Гундерсена. Татьяна Секридова

ВУОКАТТИ ПРИГЛАШАЕТ РУССКИХ!

Интересный момент — все в больших сферах жизни Финляндии понимают, что им нужно дружить с русскими. Даже в сфере образования решили, что пора зазывать к себе на учёбу российских юношей и девушек. Причем, как это ни парадоксально, обучаться финны предлагают бесплатно! Например, в Вуокатти при гимназии создан международный бакалавриат IB (International Baccalaureate), где обучение проводится абсолютно бесплатно, но на английском языке. Нет, конечно, платить всё-таки придется, но это будут незначительные суммы — за проживание в общежитии, за автобус, который возит студентов из Вуокатти в учебный корпус в Соткамо, а также за ксерокопирование учебных материалов, за завтраки и ужины, которые студенты готовят самостоятельно в кампусе. И в то же время один раз в день, в обеденное время, студенты могут пользоваться бесплатным шведским столом в гимназической столовой. Во всех финских школах детям предоставляются бесплатные обеды.

Спросите — какой у финнов интерес? Сейчас в Финляндии ситуация такая, что многие гимназии (особенно приграничные, в Куусамо, Кухмо) стали набирать студентов из России, чтобы повысить число обучающихся. Ведь так же, как и в России, в этой стране каждое учебное заведение финансируется государством из расчёта количества учеников или студентов. И, соответственно, от этого зависит зарплата пе­да­гогов. Арифметика проста — чем больше людей учится, тем больше будет выделено средств из бюджета на это учебное заведение, тем больше сохранится рабочих мест и больше будет зарплата преподавателей. Еще один важный момент — выпускники финских гимназий и колледжей имеют преимущества при поступлении в европейские университеты.

— Вальтер, насколько я понимаю, этот ваш IB (International Baccalaureate) пока не имеет спортивного факультета?

— Пока нет, но руководство гимназии разрабатывает сейчас специальную программу обучения для спортсменов из разных стран мира, желающих у нас учиться. Тогда будет такая же возможность и в IB, как у учащихся спортивной гимназии: учиться и полноценно тренироваться. Нужно только иметь хороший уровень английского языка, ведь именно на нём придётся осваивать все профессиональные дисциплины.

— Вы сказали, что несколько лет работали в гимназии тренером по биатлону. А чем занимаетесь сейчас?

— Сейчас веду в той же гимназии очень важный для финнов предмет, который называется «Здоровый образ жизни». Я не шучу. В программе обучения у обычных гимназистов два урока физкультуры. И ещё один — наука о здоровом образе жизни. Без посещения этих занятий ни один выпускник не получит диплома. У спортсменов один обязательный урок физкультуры, плюс наука о здоровом образе жизни. Поэтому хочешь — не хочешь, а уроки эти надо посещать. Хотя финнов в этом плане заставлять не нужно, они сами с удовольствием занимаются своим здоровьем: и ходят с палочками летом, и гуляют по лесу, и на роликах, велосипедах катаются... И —на лыжах зимой.

После того, как мы с семьёй переехали из России в Финляндию, мне, чтобы устроиться здесь на работу, пришлось доучиваться. В России я заканчивал институт физкультуры имени Лесгафта. Но здесь все преподаватели физкультуры должны вести еще и такой предмет, как здоровый образ жизни. И огромным плюсом для Финляндии стало то, что муниципалитеты выделяют весьма значительные средства на развитие массовой физкультуры. А в некотором роде минус заключается в том, что у финнов нет такого профессионального спорта, как в России. И даже те лыжники, которые входят в сборную страны, вынуждены работать. Они получают от государства небольшие стипендии, их финансируют спонсоры, но этого всё равно не хватает. Лыжные гонки в Финляндии переживают сейчас далеко не лучшие времена. И всё из-за допинг-скандалов, отпугнувших всех спонсоров. Сейчас спортсменам приходится прикладывать очень большие усилия, чтобы возродить былую популярность этого вида спорта. И выживают они сейчас исключительно за счет энтузиазма.

Татьяна СЕКРИДОВА,
мастер спорта СССР по лыжным гонкам,
выпускница факультета журналистики
МГУ имени Ломоносова

  ОТ АВТОРА

Вот такое у меня получилось исследование. На самом деле шикарные условия для катания и участия в соревнованиях в Финляндии, рассчитанные на все самые широкие слои населения — огромный плюс для этой лыжной страны. И предмет зависти для нас, россиян. Но как выясняется, создать всё это благополучие — дело не самое сложное. Нужно только, чтобы чиновники в регионах повернулись лицом к своим жителям. Благо средств на массовые виды спорта у нас в стране выделяется предостаточно. А вот вырастить таких тренеров-специалистов, которыми обладает наша страна — куда сложнее. Потому и нет у финнов такого количества профессиональных тренеров. Если бы ещё более разумную политику вело министерство спорта и перестало требовать форсирования результатов в детско-юношеском спорте, а также предприняло реальные шаги к возрождению былой славы российского студенческого спорта — стало бы совсем здорово! Тогда наша молодежь уверенно дорастала бы до взрослого лыжного спорта и вернула былую славу российским лыжным гонкам...


Андрей Краснов 4895 05.06.2019
Рейтинг: 0 0 0