Трансляции
  • 3 декабря, вторник
    • 18:20
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, индивидуальная гонка, муж.
  • 4 декабря, среда
    • 06:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, 20 км, масс-старт, своб., жен.
    • 08:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, 20 км, масс-старт, своб., муж.
    • 18:20
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, индивидуальная гонка, жен.
  • 6 декабря, пятница
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок России, 7.5 км, спринт, жен.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок России, 10 км, спринт, муж.
    • 12:25
      Лыжные гонки
      Кубок мира, 10 км, индивидуальная гонка, своб., муж.
    • 14:40
      Лыжные гонки
      Кубок мира, 10 км, индивидуальная гонка, своб., жен.
    • 18:20
      Биатлон
      Кубок мира, 10 км, спринт, муж.
  • 7 декабря, суббота
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок России, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 11:35
      Биатлон
      Кубок России, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 13:25
      Лыжные гонки
      Кубок мира, индивидуальный спринт, своб., жен./муж.
    • 19:10
      Биатлон
      Кубок мира, 7.5 км, спринт, жен.
  • 8 декабря, воскресенье
    • 09:30
      Биатлон
      Кубок России, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 10:50
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 11:55
      Лыжные гонки
      Кубок мира, 20 (10+10) км, скиатлон, муж.
    • 12:20
      Биатлон
      Кубок России, 15 км, масс-старт, муж.
    • 14:10
      Лыжные гонки
      Кубок мира, 20 (10+10) км, скиатлон, жен.
    • 16:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 19:10
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.
  • Иван Исаев

Газета «Къ спорту!» — как это было?

Опубликовано: Журнал №61

Эту историю нам подарил московский лыжник Дмитрий Веденеев, и нынешней зимой ей исполняется ровно век. В зимний сезон 1913–14 гг. дед Дмитрия, и тоже московский лыжник Владимир Иванович Веденеев собирал и бережно подкалывал номер к номеру еженедельную газету со странным названием «Къ спорту!» Странным это название мне показалось из-за непонятно зачем приклеенного к предлогу «к» твёрдого знака. А впрочем, возможно, таковы были нормы правописания в русском языке в то время?

Как бы то ни было, Владимир Веденеев в 1913 году в возрасте 20 лет был одним из постоянных авторов и, соответственно, читателей этой газеты. В те годы он участвовал в соревнованиях по лыжам (сейчас бы мы сказали — лыжным гонкам), плаванию, борьбе, лёгкой атлетике. Был членом спортивного сходненского кружка, участвовал в первом Звёздном лыжном пробеге зимы 1913-14 года.

Потом, когда началась Первая Мировая война, ушёл на фронт добровольцем в звании поручика, стал кавалером двух георгиевских крестов, попал в плен к немцам, вернулся в Россию (уже советскую Россию) в 1919-м...

Удивительно, но и через два с лишним десятилетия, когда громыхнёт теперь уже Вторая Мировая война, в возрасте 48 лет он снова уйдёт на фронт добровольцем, в 1943 будет тяжело ранен и уже окончательно и бесповоротно комиссован...

*  *  *

Дмитрий говорит, что таких подшивок, как и иных спортивных реликвий начала ХХ века, у деда было немало, но плен, тяжёлое ранение, две войны и две революции сделали своё дело — сквозь толщу лет к нам добралась только эта, единственная, подшивка...

Внук Владимира Ивановича не зря оказался хранителем семейной реликвии: сам Дмитрий — сильный мастер спорта сразу по трём видам спорта: лыжным гонкам, биатлону и зимнему многоборью ГТО (сейчас этот вид спорта называется полиатлоном), многократный чемпион мира по лыжным гонкам среди ветеранов, а его жена Елена — многократная чемпионка мира и обладательница Кубка мира по скоростным лыжероллерам, мастер спорта международного класса по лыжным гонкам — она была даже членом сборной России на чемпионате мира 2007 года в японском Саппоро.

*  *  *

Листать эту подшивку можно бесконечно, погружаясь в замысловатый письменный русский язык всего-то вековой давности с его неизменными ятями, твёрдыми знаками на конце слов, чередующимися в одних и тех же словах «е» и «i»... Ужасно хочется поделиться с вами всем этим богатством, но, понятно, что сделать это невозможно — слишком много такая публикация «съела» бы журнальной площади. И всё-таки мы решили перепечатать из этой подшивки хотя бы один материал, и наше внимание привлекла большая дискуссия, а потом подготовка и реализация первого Звёздного лыжного пробега. Суть его заключалась в том, что в декабре 1913 года из 10 разных городов России (Петербурга, Витебска, Могилёва, Чернигова, Харькова, Воронежа, Пензы, Казани, Нижнего Новгорода и Вологды) стартовали лыжные пробеги в Москву разной длины. Важным условием этого объединённого пробега была необходимость финишировать в Москве в определённый день и определённый час — 28 декабря, не позднее 7 часов вечера. На страницах газеты бурно обсуждалась сначала сама идея, а потом уже и многочисленные детали подготовки пробега, возможные маршруты, дневные нормы перехода, условия ночёвки и пр. Мы решили познакомить вас со статьёй ветерана лыжных переходов тех лет М.Гостева, который по-товарищески поделился с читателями газеты своим опытом участия в подобных переходах. Оставили мы и небольшое послесловие-дополнение Н.Раевского к этой статье М.Гостева — оно небольшое по объёму и, как нам кажется, тоже весьма любопытное.

Вообще, когда мысленно отматываешь назад эту сотню лет, вдруг понимаешь, в КАКОМ году журналисты газеты «Къ Спорту» взялись за проведение своего первого Звёздного лыжного пробега. Представьте себе: ещё даже не реализовав этот первый свой проект, они попытались заглянуть в будущее, начали планировать такие пробеги на следующие зимы, предполагали ужесточить условия контроля, увеличить список горо­дов-участников, мечтая о всё бóльшей и бóльшей популяризации лыжного спорта в стране, но... Вы ведь помните, что было потом? Буквально через несколько месяцев Россия оказалась вовлечена в Первую Мировую войну, унёсшую в итоге около 30 миллионов человеческих жизней. Наша страна оказалась вовлечена в войну, в результате которой рухнули четыре великие империи: российская, австро-венгерская, германская и османская. Войну, в результате которой наша страна совершенно очевидно пострадала больше всего, потому что пережить в течение трёх последующих десятилетий крушение монархии, смену политического строя, две широкомасштабных войны, две революции, Голодомор, Великий Террор — такое испытание не досталось в ХХ веке ни одной стране, ни одному народу...

Понятно, что и потом, после революций и Голодомора, когда жизнь придёт более или менее в мирное русло, в России снова станут организовывать лыжные пробеги-переходы, а в тех пробегах снова будут принимать участие русские люди. И всё-таки это будут уже совсем другие русские люди, да и пробеги эти будут теперь приурочиваться то к съезду ВЛКСМ, то к годовщине СССР, то к юбилею вождя. От той, дореволюционной России 1913-го года, уже через считанные месяцы не останется и следа...

______

Пара технических замечаний:

1. Читая наставления М.Гостева, я долго не мог понять, что такое «пьексы» (думаю, что 90 процентов наших читателей тоже об этом не знает). Потом до меня дошло, что речь идёт о лыжной обуви, и я решил, что это обыкновенные рантовые кожаные ботинки на кожаной подошве, которые крепятся к лыже с помощью креплений с дужками. Помните — именно такие ботинки в середине 70-х годов прошлого века сменила обувь на пластиковой подошве? Оказалось, я был слишком оптимистичен. Время рантовых ботинок тогда ещё не пришло, а в 1913 году все, в том числе и спортсмены, передвигались на лыжах, вдев ногу в валенке или сапоге в лямку на лыже. Так вот, оказывается, пьекса — это специальный кожаный ботинок, который точно так же, как и валенок, вдевался в петлю на лыже, но имел при этом сильно загнутый кожаный нос, препятствующий выскальзыванию ботинка из петли. Пьексы, как я понял, в 1913 году были очень «крутой», весьма продвинутой спортивной обувью...

2. В 1913 году статья М.Гостева публиковалась в нескольких номерах с продолжением, иногда верстаясь совсем небольшими кусками, «в свободные окна». Воспроизвести эту вёрстку на страницах журнала в таком виде было бы трудно. Поэтому мы решили начало и середину статьи перенабрать сами, по возможности сохранив язык этой публикации, а с какими-то значительными фрагментами, размещёнными целиком на странице, познакомить вас, опубликовав фотокопии этих оригинальных страниц. Таким образом, «наш» кусок текста сменится двумя фотокопиями, потом будет снова «наш» кусок, и напоследок — ещё одна фотокопия. Но мы надеемся ,что вы не запутаетесь — всё это один неделимый материал одного автора М.Гостева.

Иван ИСАЕВ

 

Михаил Гостев:

К ЗВЁЗДНОМУ ЛЫЖНОМУ ПРОБЕГУ

Звездный лыжный пробег состоится: теперь в этом уже нет никакого сомнения, потому что имеются некоторыя сведения о том, что провинциальные спортсмены участвуют в этом пробеге, а также и московские спортсмены не отстают от своих товарищей и тоже собираются отправиться в другие города, чтобы оттуда идти в Москву.

В виду того, что большинство участников будет выступать впервые в такое большое путешествие, я думаю, что многие задумываются как над дорогою, так и тем, что нужно брать с собой, как устраиваться с ночлегом и многими другими вопросами.

Поэтому не безполезно будет принять к сведению каждому участнику то, что я скажу ниже.

Я потому берусь дать указания, что мною испытано много за длинныя путешествия, и именно путешествия на лыжах. За время перехода из Москвы в Петербург и из Москвы в Тулу я многому научился, и теперь хочу поделиться моим опытом с теми, кто хочет так же, как когда-то и я, отправиться в неведомое и заманчивое путешествие.

Прежде всего начну с того момента, когда участник собирается в дорогу. Конечно, он должен как можно лучше изучить дорогу по карте, дабы знать, через какие пункты он пойдет и где, приблизительно, может расчитывать на ночлег. Карту нужно брать самую подробную, лучше всего генеральнаго штаба, где указаны проселки и деревни.

После того, как путь изучен, спортсмен задумывается над вопросом, что брать в дорогу, и в чем идти. Думается, что нужно взять и то и это, и скоро накопится столько предметов, которые, если взять, то и не донесешь.

Я рекомендую брать сравнительно очень немного, так как каждый лишний фунт дает себя чувствовать в дороге. Необходимо взять с собой одну или две нательныя фуфайки, тонкия, смотря по тому, какое разстояние думаешь пройти; если разстояние менее 300 вер., то достаточно будет одной, если же больше, то лучше взять две. Что касается кальсон, то их лучше также иметь вязаныя или егерския, их достаточно захватить одни. Теперь носков – необходимо захватить две пары, лучше всего взять пуховых одну пару и бумажных одну пару.

Необходимо взять пару легких туфель. Вот, таким образом, весь комплект белья, который необходим в дороге.

Кроме белья, конечно, прежде всего, необходимо позаботиться об аптечке. Аптечка необходима в дороге. В нее должны войти: ксероформенная мазь или ксероформ порошком. Иноземцевы или Боткинския капли, два или три бинта, гигроскопическая вата и гусиное сало и немного иодной настойки. Все это должно быть упаковано в сумочку или коробку.

Затем, необходимо иметь с собой электрический фонарь и запасную батарею.

Нужно также касторовое масло для смазки пьекс, если кто, конечно, идет в них. Его нужно немного брать, так как его можно получить во всех городах и селениях.

Я советую также взять с собой сыромятнаго тонкаго ремня, приблизительно арш., который может понадобиться для связки ремня у лыж.

Относительно питательных продуктов, то я, с своей стороны, не советую ничего брать с собой в дорогу, кроме, если кто любит, бульону в плитках и шоколаду, можно также взять немного черных сухарей.

Обязательно нужно иметь вид на жительство. Нужно также взять с собой марок или открытых писем, так как можно их не получить в деревнях. Больше ничего не нужно брать с собой; все остальное найдется в дороге. Если вы наберете много вещей, то все равно их на дороге выбросите. Весь ваш багаж лучше всего вам уложить в сумку или сделать котомку, но только обязательно, чтобы она крепко прилегала к спине и, по возможности, была плоска и широка, так, чтобы тяжесть размещалась равномерно по всей поверхности спины. Эту сумку следует прикрепить на широкие ремни или лямки, чтобы они не резали под мышкой и плечи. Лучше всего сделать из ремней; когда их будете застегивать–крест на груди, тогда тяжесть будет равномерно распределяться и по груди.

Отнюдь не следует туго подвязывать, тогда будет резать плечи, и скоро боль будет мешать ходу. Сумка должна быть, по возможности, сделана или из брезента, или из другого непромокаемаго материала, потому что, если она будет промокать, то тогда находящияся в ней вещи будут сыры, что является очень нежелательным, так как белье должно быть абсолютно сухое, иначе можно простудиться.

Указав, какия брать вещи с собой, я перейду теперь к тому вопросу, во что должен одеться участник пробега.

На теле он должен иметь лучше всего вязаную бумажную тонкую фуфайку и кальсоны по желанию, кто к каким привык, они не имеют важнаго значения, так как нижняя часть корпуса потеет меньше всего, в то время, как верхняя часть поддается быстрее потению. Я поэтому рекомендую вязаную фуфайку, что она впитывает пот, и на остановках менее всего подвержена охлаждению, в силу этого обстоятельства каждый спортсмен гарантирует себя от простуды. Сверх белья, нужно надеть еще шерстяную фуфайку, только не толстую, и уже затем, сверх последней, еще толстую шерстяную фуфайку. На ноги же можно надеть обыкновенныя толстыя суконныя брюки или шерстяное вязаное трико, причем, я в особенности рекомендую нижнюю часть живота укрывать теплее, для этого служит хорошим средством сшитый на вате или из фланели треугольник, который двумя своими концами завязывается как пояс, а третий конец проходит через промежность ног и завязывается на спинной стороне с двумя другими концами. Таким образом, закрыта вся нижняя часть живота. Я потому рекомендую это, что при ветре легко обморозить себе нижнюю часть живота, каковые случаи бывали, и тогда участник подвергается большой опасности и должен будет отказаться от дальнейшаго участия в пробеге. 

Страница 1.
Страница 1.Газета КЪ спорту

 

Страница 2
Страница 2Газета КЪ спорту

Теперь я перейду к тому вопросу, - как должен поступать спортсмен в том случае, когда он захворает. Прежде всего нужно сказать какия болезни с ним могут случиться. Первое, чему прежде всего подвержен лыжебежец, - это стерание ног. Самое отвратительное чувство, когда сотрешь себе ноги. Настолько иногда сильно стераешь, что кровь из раны сочится довольно долгое время. В таком случае лучше всего действует ксероформенная мазь, или ксероформ в порошке. В первом случае поступают так: стертое место смазывают слегка мазью, потом берут достаточное количество мази на кусочек бинта и прикладывают к ране, после чего закладывают ваткой и забинтовывают марлевым мягким бинтом. Сухим же ксероформом просто засыпают больное место и также забинтовывают. Я лично предпочитаю пользоваться мазью, так как ксероформ порошком присыхает вместе с тряпочкой и при перевязке приходится отдирать, что и неприятно да и бередит вновь рану.

Некоторые спортсмены пользуются предохранительным средством, они надевают на пальцы сшитый мешок на вате. Для этого поступают так, - берут часть носка стараго и именно то место, где находятся пальцы подстегивают изнутри ватой и таким образом предохраняют пальцы от стирания, но и это не всегда удается.

Вторая болезнь, которая может случиться со спортсменом, это разстройство желудка. Тогда нужно принять 20 капель Боткинских или Иноземцевых капель, которыя я рекомендовал взять с собой.

Далее спортсмен может простудиться, что очень редко бывает, то тогда придется или итти до места назначения, если конечно, в состоянии это сделать, или же вернуться назад.

Часто также бывает, что спортсмен чувствует боль в ногах, то от этого, а также и от того, если вскочит желвак в паху, (это тоже бывает от сильнаго напряжения), хорошее средство массаж или простое растирание, причем растирание всегда нужно делать от пальцев к бедру, а не наоборот, что многие делают, и тереть все время нужно в одну сторону, дабы прогонять кровь к сердцу, а не наоборот. Что касается других каких болезней, то они почти не случаются, а если и случатся, то смотря по роду их серьезности нужно или бросать пробег или же его окончить, но с тем условием, чтобы это не отразилось на состоянии здоровья вообще. За все мои путешествия со мной только один раз был случай, когда я очень стер себе ноги, да еще раз простудился и получил бронхит, и то только благодаря отвратительному ночлегу, где мне пришлось спать на мокрой соломе, причем из стены, около которой я спал страшно дуло.

Теперь мне остается еще сказать несколько слов по поводу того, как должен идти спортсмен по дороге, чего должен остерегаться и на что не должен обращать своего внимания.

По дороге спортсмену придется встретиться с всевозможными препятствиями, которыя ему придется преодолеть. Прежде всего, это горы. Не нужно никогда рисковать собою при спусках, кроме того, что можно сильно разбиться при падении, еще также можно сломать лыжи, после чего уже трудно будет продолжать путь, или его совсем придется бросить. Когда вы едите по дороге и особенно разъежанной, то всячески остерегайтесь крутых спусков, и лучше всего сходить с лыж и идти пешком. Когда же вам придется идти ночью, то тут вы должны быть все время на стороже, и зорко следить за правильностью вашего пути, иначе, взяв немного в сторону, вы рискуете окончательно сбиться с пути и проплутать всю ночь без цели.

Теперь мне остается сказать относительно отметки контрольных книжек.

Конечно, в таких городах, где существуют спортивныя организации лучше всего отмечать свои контрольныя книжки в этих обществах или редакциях газет, если таковыя есть, если же нет ни тех ни других, то тогда обратиться или в часть, или же сделать отметку на почте и т.п. учреждениях.

Другое дело получить отметку в селах и деревнях. Здесь вопрос обстоит так: - приходите вы в село и, если там есть волостное правление, то нужно обращаться прямо в него и там вам сделают отметку, но если оно закрыто или его нет, то вы должны обратиться к сельскому старосте, у котораго имеется печать. Он вам сделает всегда отметку.

Андрей Краснов 2160 29.05.2019
Рейтинг: 0 0 0