Опубликовано: Журнал №63
Уважаемые читатели! В давние советские времена, когда основным средством массовой информации в нашей стране было радио, необходимость продолжения каких-либо популярных циклов передач обосновывалась довольно шаблонным выражением: «По многочисленным просьбам радиослушателей». И вот в нашем случае так же можно сказать: «Идя навстречу пожеланиям читателей, редакцией журнала «Лыжный спорт» и автором было принято решение продолжить выпуск путеводителя о лыжероллерных трассах России».
В конце октября прошлого года автор случайно узнал, что в непосредственной близости от Москвы, в двух часах езды на электричке c Ленинградского вокзала, недалеко от Твери существует малоизвестная и не разрекламированная специализированная лыжероллерная трасса, описание которой не вошло в предыдущие выпуски путеводителя. Как же так?! Забрасывала судьба меня (вернее идея сделать путеводитель как можно полноценнее и ярче) в далекие неизведанные края на необъятных просторах России. Вдали от дома пришлось «инспектировать» лыжероллерные трассы в Сибири и на Урале, в Забайкалье и на Черном море. Даже на севере Сахалина «в глухой неведомой тайге» удалось прокатиться на лыжероллерах, а вот практически на своей малой Родине, у себя под боком осталась незамеченной действующая лыжероллерная трасса!
И не только она одна — обнаружилось еще несколько лыжероллерных трасс, заслуживающих внимания читателей и ожидающих публикации в очередном номере путеводителя. Нельзя было завершать работу, не побывав на лыжероллерных трассах, находящихся в таких древнерусских землях, как московская, тверская, смоленская, тульская. Кроме того, интересно было посмотреть своими глазами на суперсовременный олимпийский объект в Сочи на Красной поляне, где отгремели лыжно-биатлонные баталии минувшей Олимпиады. Также отдельного слова заслуживает и лыжная трасса в Саратове, которую простые лыжники и общественность города сумели не только отстоять, остановив начинающуюся застройку стартовой поляны стадиона частными домами, но и в короткий срок при поддержке областных властей построили небольшую лыжероллерную трассу для массового спорта. Вспоминаются и знаменитые кировские трамплины, возведенные в трудное послевоенное время, которые, несмотря на их давность и физический износ, до сих пор служат лыжному спорту.
Заканчивается сентябрь 2014 года. Из редакции «Лыжного спорта» приходит письмо о том, что весь подготовленный мною материал (текст, всевозможные справки и фотографии) согласован и пошел в дальнейшую работу. С чувством облегчения и осознанием окончания продолжительных путешествий отключаю в своем сотовом телефоне включенный на протяжении нескольких месяцев роуминг и возвращаюсь на московский тариф. Это означает, что непростой труд внештатного корреспондента завершен и совсем скоро читатели «Лыжного спорта» смогут ознакомиться с описанием еще десяти лыжероллерных трасс на карте нашей страны.
До новых встреч!
ВНИМАНИЕ!Каждому спортсмену необходимо ознакомиться с мерами безопасного поведения на лыжероллерной трассе:
Соблюдение вышеперечисленных мер безопасности в случае возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций поможет избежать серьёзных травм и повреждений. |
СЦСП являются многофункциональными региональными спортивными объектами, предназначенными для профессиональной подготовки спортсменов и проведения соревнований различного уровня по нескольким родственным видам спорта. Для них характерны высокий спортивный уровень сооружений, соответствие лыжных трасс требованиям FIS, развитая инфраструктура, транспортная доступность, комфортные условия проживания большого количества спортсменов, обеспечение полноценного восстановления после тренировок и соревнований.
Лыжные стадионы (базы) являются специализированными спортивными объектами местного значения, предназначенными для подготовки спортсменов, активного отдыха любителей лыжного спорта и для проведения различных стартов. Для лыжных стадионов характерны подготовленные трассы, круглогодично поддерживаемые в рабочем состоянии, наличие раздевалок, сопутствующих строений, жилья для спортсменов и тренеров и специализированной спортивной инфраструктуры.
III. МЕСТА КАТАНИЯ
Места катания — это любые безопасные участки асфальтовых покрытий достаточной протяжённости, подходящие для лыжероллерных тренировок. Обычно это малооживлённые асфальтовые дороги, удаленные от крупных населенных пунктов и транспортных магистралей, парковые зоны городов и старые заброшенные лыжные стадионы «без хозяина».
* * *
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАССЫ
Длина, км 5
Рельеф Сильно пересеч.
Перепад высот Значительный
Асфальт Отличный
Загрузка Низкая
В 2014 году в южном курортном городе Сочи с большим успехом и на высоком организационном уровне прошли XXII Олимпийские игры, принесшие России первое место в общекомандном медальном зачете. По своему климату Сочи уникальный город — вдоль Черного моря на сотню километров протянулась полоса субтропиков, обрамленная с севера вершинами Кавказского хребта с их нетающими снежными шапками.
Специально к Олимпиаде на заповедном плато Псехако в условиях среднегорья (высота 1.400–1.600 метров над уровнем моря) компанией Газпром был построен одноименный суперсовременный горно-туристический центр «Газпром». Центр включает в себя специализированный лыжно-биатлонный комплекс (ЛБК) «Лаура», несколько фешенебельных отелей (в том числе гостиничный комплекс (ГК) «Поляна 1389») и комплекс канатных дорог, спроектированных с использованием передовых технологий. Хотелось бы надеяться, что после завершения Олимпиады этот великолепный спортивно-туристический объект, возведенный в непростых горных условиях, будет приносить пользу не только профессиональным спортсменам, но и начнёт развиваться как доступный для населения горноклиматический курорт России.
ЛБК «Лаура», названный по имени протекающей рядом горной речки, находится в дополнительной горной олимпийской деревне на территории гостиничного комплекса (ГК) «Поляна 1389» в 40 км к северу от Адлера. До места назначения добираться не просто. Сначала на самолете до аэропорта Адлер или на многочисленных поездах дальнего следования — до черноморского побережья Краснодарского края. Затем на скоростном электропоезде «Ласточка», курсирующем вдоль побережья по направлению Туапсе — Сочи — Адлер — Красная Поляна с пересадками или по прямому маршруту доехать до конечной станции «Красная поляна». По приезде на железнодорожный вокзал по пешеходному мосту перейти на противоположную сторону автодороги и проследовать 1,5 км вдоль набережной горной реки Мзымта до развлекательного центра «Галактика» (до него также из Сочи и Адлера часто следуют автобусы №105 и №135). Далее по канатной дороге, любуясь горными красотами, подняться вверх до ГК «Поляна 1389». По предварительной договоренности с администрацией ЛБК возможна встреча на автобусе приезжающих спортивных команд.
В 4-звездном ГК «Поляна 1389», рассчитанном на 1.100 человек, для комфортного и оптимального по соотношению цена/качество проживания и отдыха предусмотрено все самое лучшее. На территории ГК расположены многоуровневая гостиница, апарт-отели и 28 коттеджей, выполненных в едином архитектурном стиле шале. Все номера комплекса оснащены кондиционером и телевизором, с балкона можно полюбоваться величественными горами, а интерьеры оформлены в альпийском стиле. Питаться можно в ресторане гостиницы, где кормят очень вкусно и сытно. Также в ГК имеется и спа-центр с банями, бассейны, фито-бар и медицинский центр.
Лыжероллерная трасса ЛБК «Лаура» проложена по самой сложной в мире зимней биатлонной трассе, на которой проходили лыже-биатлонные старты сочинской Олимпиады. Трасса, предназначенная для профессиональных спортсменов, проходит по горной местности с трудными, затяжными подъемами и, соответственно, скоростными спусками. На трассе отсутствуют равнинные участки, за исключением стартово-финишной поляны возле стадиона.
Для тренирующихся на лыжероллерной трассе главную опасность представляют следующие в начальной части дистанции друг за другом два крутых, выполненных в виде сложной восьмерки, спуска. Эти спуски, огороженные матами, из-за зимних падений и вылетов с трассы прозваны соответственно «цветковским» и «японским». Чтобы их преодолевать, нужно обладать минимальной горнолыжной подготовкой и лучше всего к ним специально прикататься — первоначально спускаясь с небольшого уклона, а по мере освоения техники прохождения виражей постепенно увеличивая угол подъема.
Возле лыжероллерной трассы проложен 3-километровый имитационный круг, густо засыпанный опилками. В здании гостиницы имеется оборудованный тренажерный зал, а также просторный зал для игровых видов спорта.
ЛБК «Лаура»:
354392, г. Сочи, Красная поляна, плато Псехако.
Директор: Мокеров Михаил Николаевич,
тел. +7 928 456-01-98; e-mail: m.mokerov@svoid-int.ru
www.grandhotelpolyana.ru/mountain_tourist_centre
www.polyana1389.ru
* * *
Длина, км 5
Рельеф Сильно пересеч.
Перепад высот Значительный
Асфальт Отличный
Загрузка Средняя
Старейший петербургский Университет физической культуры был основан выдающимся ученым П.Ф.Лесгафтом еще в позапрошлом веке — в 1896 году. Университет является крупнейшим центром научной и педагогической жизни России, а в прошлом — и Советского Союза. В 1935 году за проведение физкультурно-массовой работы среди населения он был награжден Орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны за подготовку резервов Красной Армии (трое сотрудников ВУЗа стали Героями Советского Союза) и выполнение боевых заданий награжден Орденом Красного Знамени.
Университет знаменит и своими спортивными традициями — лесгафтовцы завоевали множество олимпийских медалей, а преподаватель университета, фигурист Н.А.Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом. В лыжном же спорте наибольших успехов добились такие знаменитые спортсмены, как Герой России лыжница Л.Егорова, биатлонисты А.Алябьев, Д.Васильев и многие другие, которые в разное время тренировались в Кавголово на лыжных трассах университетского учебно-тренировочного центра (УТЦ), заложенного еще в начале 30-х годов прошлого века. Здесь же проходили этапы Кубка мира по лыжным гонкам и престижные Кавголовские игры, собиравшие мировую элиту лыжных гонок. В середине 2000-х годов центр претерпел коренную реконструкцию и модернизацию. На средства федерального бюджета были построены такие современные спортивные объекты, как трамплины для могула и двоеборцев, биатлонное стрельбище.
В настоящее время федеральный УТЦ «Кавголово» — это многофункциональный объект с развитой спортивной инфраструктурой, предназначенный для проведения соревнований самого высокого уровня и сборов национальных команд страны по зимним видам спорта.
УТЦ «Кавголово» расположен в поселке Токсово Ленинградской области на берегу живописного озера Кавголовское. Поселок Токсово — это ближайший пригород Санкт-Петербурга в 20 км к северу. На любом поезде дальнего следования следует доехать до Северной столицы — Санкт-Петербурга, и с Финляндского вокзала или от платформы «Девяткино», расположенной возле одноименной станции метро, на электричке проехать несколько остановок до платформы «Кавголово». Затем, выйдя из первого вагона, по ходу движения поезда пройти 250 метров до КПП центра. От Москвы до Санкт-Петербурга ориентировочное время в пути — 4–10 часов. Если добираться на личном автотранспорте, то нужно съехать с кольцевой автодороги в направлении Токсово, далее 17 км прямо до поворота налево на ул.Лесгафта, далее — прямо около 1 км.
Для размещения спортсменов на территории УТЦ «Кавголово» функционирует современная, недавно введенная в эксплуатацию четырёхзвездочная гостиница на 300 мест с номерами разной ценовой категории. В гостинице — просторная столовая, медицинский центр, финская сауна, турецкая парная и фито-бар.
Просторная и широкая лыжероллерная трасса центра, проложенная по открытой и холмистой местности, за счет пересеченного рельефа является достаточно сложной и профессиональной. На трассе много всевозможных петель, срезок и, как следствие, различных вариантов прохождения тренировочного маршрута.
На трассе есть несколько скоростных спусков со стремительными выкатами на виражах, которые оказываются не такими страшными, как первоначально представляется, но тренирующиеся спортсмены должны обладать минимальными навыками катания на лыжероллерах и не должны бояться высокой скорости на спусках. Небольшой участок трассы ввиду своей сложности и повышенной опасности официально закрыт для тренировок. К сожалению, на данный момент трасса не размечена, отсутствуют указатели направления движения, предупредительные знаки и схема.
На территории центра проложены специализированные имитационные круги, функционируют легкоатлетический и два тренажерных зала, теннисный корт, площадка для мини-футбола и гимнастическая площадка. Общественный пляж и лодочная стоянка на берегу озера расположены в пяти минутах ходьбы от центра.
* * *
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАССЫ
Длина, км 2,5
Рельеф Пересеч.
Перепад высот Средний
Асфальт Хороший
Загрузка Высокая
Еще с советских времен местечко Абзаково, окруженное живописными горами Южного Урала, считалось одним из самых посещаемых горнолыжных центров страны. В 60-е годы прошлого века ведущим сталелитейным предприятием страны — Магнитогорским металлургическим комбинатом — здесь был построен дом отдыха и проложена первая горнолыжная трасса. В настоящее время Абзаково — популярный горнолыжный туристический курортный городок с многочисленными гостиницами, канатными дорогами, соединяющими горные склоны и места отдыха. В Абзаково регулярно проходят чемпионаты страны, международные старты FIS по горнолыжному спорту и сноуборду, и именно здесь проводят учебно-тренировочные сборы команды страны по этим видам спорта. Вместе с тем, в Абзаково развит и лыжный спорт. На территории круглогодичного горнолыжного курорта (ГК) «Абзаково» функционирует компактный биатлонный стадион с лыжными трассами. Под руководством заслуженного тренера СССР И.Ф.Кальянова здесь воспитывалось не одно поколение лыжников и биатлонистов, а наибольших успехов добилась ЗМС СССР по биатлону, призер Олимпийских игр в Альбервилле Е.Белова. Абзаково по праву считается лыжным центром, где для приезжающих созданы все необходимые условия для тренировок и полноценного отдыха.
Из Москвы с Казанского вокзала ежедневно в составе скоростного пассажирского поезда Москва — Челябинск отходят фирменные вагоны до Магнитогорска. В Уфе вечером эти вагоны прицепляются к поезду до Сибая; этот поезд утром следующего дня прибывает на станцию Новоабзаково. Из Москвы до Новоабзаково ориентировочное время в пути — 1 сутки 6 часов. Далее от ж/д вокзала в направлении перпендикулярно железнодорожному полотну пройти 2 км до ГК «Абзаково». По предварительной договоренности с администрацией курорта возможна встреча приезжающих на автобусах как от станции Новоабзаково, так и от Уфы. Если добираться на личном автотранспорте, то от Уфы нужно проследовать на юг по трассе до Оренбурга, а около города Булгаково повернуть направо, на восток, и по межрегиональной дороге на Магнитогорск (60 км до ГК) через Белорецк (20 км до ГК) доехать до станции Новоабзаково. От Магнитогорска до Новоабзаково регулярно курсируют маршрутки. Со стороны востока от Екатеринбурга и Челябинска до курорта можно доехать через Магнитогорск.
ГК Абзаково предоставляет несколько вариантов размещения для более 2.000 человек одновременно. На территории находится несколько коттеджей повышенной комфортности и благоустроенные корпуса. Для лыжников наиболее бюджетный и удобный вариант размещения — проживание в пятиэтажном кирпичном корпусе №4 со всеми удобствами в двухместных номерах (душ, санузел, ТВ и холодильник). От этого корпуса лыжероллерная трасса находится в 100 метрах. Для трехразового комплексного питания на территории ГК есть вместительная столовая. В ГК функционирует медико-оздоровительный центр, СПА-комплекс, аквапарк с бассейном и бани с саунами. В самом центре ГК расположен настоящий зоопарк с разнообразными и многочисленными животными.
Уникальность лыжероллерной трассы заключается в том, что при ее строительстве в 2000 году в асфальт замешивалась уральская доломитовая крошка, дающая прочность и долговечность полотну. И вот уже 14 сезонов подряд трасса без капитального ремонта благополучно функционирует, не теряя своих эксплуатационных свойств. Трасса, проложенная в живописном смешанном лесу, состоит из двух петель — основной, уходящей за биатлонное стрельбище, и небольшой по длине дополнительной, сходящейся с основной при выкате на стадион. Разметка и указатели движения на трассе отсутствуют.
На основной трассе имеется несколько высокоскоростных спусков, но они заканчиваются достаточно спокойными выкатами на горку. Еще один спуск при подходе к стадиону имеет разворот на 90 градусов, и его нужно проходить по внешнему радиусу. Несмотря на то, что трасса огорожена и по периметру размечена предупредительными табличками, сюда все же проникают безмятежно гуляющие граждане.
Вдоль трассы проложены имитационные круги. Также можно совершать интересные кросс-походы на окрестные уральские вершины.
* * *
Из Москвы в сторону западной границы ежедневно отправляется несколько пассажирских поездов дальнего следования с обязательной остановкой в Смоленске. От Москвы до Смоленска ориентировочное время в пути — 8 часов. БК «Чайка» находится в 130 км от Смоленска. Перейдя от ж/д вокзала по навесному мостику на автовокзал, нужно сесть на рейсовый автобус, следующий несколько раз в день до поселка Пржевальское. Не доезжая до Пржевальского 3 км, выйти на остановке «деревня Никитинки» и, повернув налево, пешком преодолеть 800 метров до БК.
На автотранспорте двигаться от Москвы по Минскому шоссе (федеральная трасса М-1). Не заезжая в Смоленск, возле населенного пункта Ольша на 397 км необходимо повернуть направо и двигаться дальше по направлению к Невелю. Доехав до поворота, на 57-м км свернуть вправо к Пржевальскому, не доезжая до которого 4 км на 32-м км свернуть налево согласно указателю.
БК «Чайка» расположен на берегу уходящего вдаль живописного озера Рытое в заповедной зоне национального природного парка «Смоленское Поозерье». Комплекс предоставляет варианты благоустроенного проживания одновременно 180 человек (с душевой, санузлом и ТВ в каждом номере) в деревянных домиках различной конфигурации. Имеется трехэтажный корпус с интерьером улучшенной отделки, есть отдельно стоящие одноэтажные командные коттеджики, а для детей предусмотрен бюджетный вариант проживания — двухэтажный корпус с четырехместными номерами, оборудованными балкончиками с видом на озеро. На базе постоянно функционирует столовая с трехразовым комплексным питанием и просторная финская баня.
Лыжероллерная трасса комплекса, построенная по всем правилам, была торжественно открыта в октябре 2013 года при участии прославленного биатлониста А.Тихонова. Отлично спрофилированная, широкая и просторная, с хорошим асфальтом, трасса представляет собой спортивный круг с пересеченным рельефом, проходящий в густом смешанном лесу. Имеется срезка на 1,5 км, упрощающая возможность изменять тренировочную нагрузку.
На лыжероллерной трассе практически отсутствуют равнинные участи (за исключением стартовой петли возле биатлонного стрельбища), на основной части существует несколько скоростных спусков, которые за счет грамотно спроектированных контруклонов и скоростегасителей не представляют особой сложности. Единственный недостаток — это отсутствие разметки и знаков направления движения.
В окрестностях БК имеются специальные имитационные и кроссовые лыжные круги. Прямо на территории комплекса можно покататься на весельных лодках, поиграть в волейбол, настольный теннис или позаниматься на специальной тренажерной площадке под навесной крышей.
* * *
Недалеко от древнерусского города Тверь находится посёлок Чуприяновка с одноименной железнодорожной станцией. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные кровопролитные бои. Рядом с ж/д платформой в братской могиле захоронены бойцы Красной Армии, погибшие в декабре 1941 года при освобождении города Калинина (бывшее название Твери). После войны поселок Чуприяновка разросся, его население увеличилось. В 60-х годах прошлого века под руководством заслуженного тренера РСФСР М.Н.Сидорова здесь была построена лыжная база, которая и по сегодняшний день верой и правдой служит лыжному спорту. На местных лыжных трассах выросли такие известные лыжники, как чемпион СССР на 70 км почётный мастер спорта Николай Липашов (в честь него более 20 лет проводится лыжный марафон на 50 км), неоднократная чемпионка страны, чемпионка мира Антонина Ордина, чемпионка Всемирной Универсиады Ирина Крупышева и чемпионка мира среди молодежи Татьяна Кузнецова. В настоящее время на лыжной базе круглогодично тренируются и участвуют в проводимых здесь соревнованиях (областной кросс, первенство Тверской области по лыжам, лыжероллерам и триатлону) перспективные спортсмены Тверской области и простые любители.
Поселок Чуприяновка расположен на участке Москва (134 км) — Тверь (13 км) Октябрьской железной дороги.
Из Москвы до станции Чуприяновка проще всего добираться на электричках, отправляющихся с Ленинградского вокзала. Наиболее удобной является утренняя электричка, идущая с малым количеством остановок. От Москвы до Чуприяновки ориентировочное время в пути — 2 часа 15 минут.
По прибытии на станцию, выйдя из последнего вагона, необходимо перейти на противоположную сторону железной дороги и, пройдя пешком вперед двести метров, очутиться на лыжной базе «Чуприяновка».
Если добираться на личном транспорте из Москвы, то по Ленинградскому шоссе (М-10) необходимо доехать до 153 км, далее до окружной дороги Москва — С.Петербург повернуть направо в сторону Москвы и ехать до указателя «Чуприяновка».
На территории базы расположен деревянный корпус с удобствами на улице — в летнее время в нём могут проживать 15 человек. Трехразовое питание привозят из Твери. Также в специальном комфортабельном недавно отремонтированном гостевом домике (с кухней, санузлом и душевыми, финской сауной, гостиной комнатой с современным ТВ и бильярдом) дополнительно могут разместиться еще 10 человек.
Лыжероллерная трасса первоначально была построена в 1990 году и представляла собой достаточно сложный круг, требующий от спортсменов необходимого уровня подготовки. В 2012-13 годах на средства Законодательного собрания Тверской области был выполнен ремонт виражей и изменено направление движения на одном участке трассы. Это позволило не только усложнить трассу, но и увеличить её протяженность. Трасса состоит из нескольких петель в виде чередующихся подъемов и спусков, проходящих по пересеченной местности в сосновом бору и равнинной части с заездами на открытые вырубки. Для начинающих лыжероллеристов существует тренировочный спокойный круг длиной 800 метров. Силами сотрудников ДЮСШ «Тверь» проводятся круглогодично работы по содержанию и уборке лыжероллерной трассы.
Лыжероллерная трасса оборудована контруклонами на виражах и в целом не считается слишком опасной. Но из-за наличия скоростных спусков, некоторые из которых на выкате разворачивают движение на 180 градусов, от тренирующихся требуется внимательность и необходимая минимальная лыжероллерная подготовка. На трассе имеются пересекающиеся развилки и всевозможные петли. Направление движение размечено нанесенными на асфальт стрелками.
Прямо от порога лыжной базы начинаются проходящие по лыжным трассам имитационные круги различной протяженности. Ежегодно эти трассы прокашиваются, и на них обновляется опилочный слой. На территории базы имеется спортивный городок и игровые площадки для футбола, волейбола, баскетбола и настольного тенниса, а в полукилометре от базы находится водоем для купания.
* * *
Молодой город Новомосковск (ранее Сталиногорск), расположенный у истоков Дона, был основан в начале 30-х годов прошлого века в связи со строительством крупнейшего в СССР химического комбината. В 2013 году при поддержке городской администрации и участии минерально-химической компании «ЕвроХим» (активно помогающей городскому спорту) в рамках государственно-частного партнёрства в Новомосковске была построена специализированная лыжероллерная трасса. Главная заслуга в том, что трасса все же появилась на свет, принадлежит обыкновенным любителям лыжного спорта, объединенным в «Спортивный клуб «Удача», призванный популяризовать лыжный спорт среди населения. Особенно нужно отметить ведущую организаторскую роль новомосковского предпринимателя Анатолия Рябчуна, который сумел сплотить вокруг себя лыжный актив, проделать большую организаторскую работу и воплотить в жизнь давнишнюю мечту о строительстве столь необходимой лыжероллерной трассы.
Город Новомосковск находится в 50 км к востоку от Тулы. Из Москвы с Курского вокзала или от станции Царицыно до Тулы несколько раз в сутки следуют электрички (быстрее добираться на утреннем экспрессе). Из Москвы до Тулы ориентировочное время в пути — 4 часа. От Тулы (с автовокзала) до Новомосковска на регулярно курсирующих маршрутках можно доехать за 50 минут. Но удобнее до Новомосковска добираться на рейсовых автобусах или маршрутках, регулярно отправляющихся от станций метро Царицыно, Домодедовская и Красногвардейская. Если не будет пробок, то время в пути займет 2,5 часа. Лыжная база (ЛБ) «Удача» находится в южной части городского парка в непосредственной близости от стадиона «Химик», за зданием ледового дворца «Юбилейный». Далее городскими маршрутками №4, №5, №12, №21, №132, №140 до ост. «Стадион» или «Горбольница». Если из Москвы добираться на личном автотранспорте, то нужно съехать на федеральную трассу М4 «ДОН» с Липецкой улицы или по «старой Каширке» через Видное. На 180-м км необходимо повернуть направо по указателю «Новомосковский азот», далее налево по мосту, не сворачивая с Рязанского шоссе до поворота направо (ориентир — павильон «Автомасла»), далее прямо по улице Калинина до первого светофора, поворот направо — 200 метров до входных арок парка, за которыми начинается пешая зона и лыжероллерная трасса.
Непосредственно на ЛБ «Удача» специально построенного для спортсменов жилья нет. Для размещения есть несколько вариантов с различной степенью комфорта. Можно остановиться в городской гостинице «Октябрь» с неплохими условиями по соотношению цена/качество (ул.Московская, 33; тел.: (48762) 5-37-24 и 5-35-46; факс: (48762) 5-90-16, hoteloctober.narod.ru). Более дешевым вариантом проживания с общими удобствами на этаже является общежитие (заявки через СК «Удача»). Питаться можно в пиццерии «Цезарь» по адресу ул. Маяковского, д. 20 или в кафе «Париж» на ул. Комсомольская, 29/1.
Лыжероллерная трасса была сдана в эксплуатацию совсем недавно, но уже успешно приняла несколько массовых соревнований на скоростных лыжероллерах. Рельеф трассы не слишком сложен, и тренировки на ней больше подходят для детско-юношеского спорта. На трассе, проходящей по тенистому парку несколькими петлями от вершинки пригорка, чисто равнинных участков мало — преобладают спокойные скоростные спуски и плавные тягуночки.
Трасса по своей конструкции, профилю и рельефу достаточно спокойная и не представляет трудности даже для новичков лыжероллерного спорта. Но из-за наплыва гуляющих, велосипедистов и молодежи на роликовых коньках (которые, зачастую, не обращая внимания на указатели, двигаются в противоход установленному направлению) прохождение самого первого затяжного спуска с левым поворотом может быть опасным. В самом начале трассы на видном месте установлен информационный щит со схемой трассы и правилами поведения на ней. Трасса аккуратно размечена и оборудована предупредительными знаками.
По зимним лыжным трассам можно побегать кроссы, а в спортивном городке позаниматься ОФП.
* * *
На крутом берегу реки Вятка расположен крупный промышленный центр — город Киров. Помимо изделий военного назначения, выпускаемых на оборонных заводах, здесь производились знаменитые когда-то на всю страну лыжи «Россия», которые могли конкурировать с лучшими зарубежными образцами. В послевоенные годы и до 90-х годов в городе лыжный спорт активно и последовательно развивался. В 1951 году были построены прыжковые трамплины различной мощности, на которых при большом скоплении зрителей проводились чемпионаты страны по прыжкам и двоеборью, готовились спортсмены уровня сборной команды страны. Для массовых занятий лыжными гонками создавались все необходимые условия: строились базы, прокладывались лыжные и лыжероллерные трассы, открывались секции и спортивные школы. И именно коренной кировчанин В.Меланьин стал первым советским олимпийским чемпионом по биатлону (20 км, Инсбрук, 1964 г.). Прошло время, лыжероллерные трассы пришли в негодность, трамплины, служившие верой и правдой более 50 лет, обветшали и закрылись, значительно снизилось число занимающихся. И только в 2013 году началось поступательное движение: заново построена современная лыжероллерная трасса, подготовлена прошедшая государственную экспертизу проектная документация по созданию нового зимнего спортивного комплекса, включающего прыжковые трамплины, лыжный стадион, лыжную и увеличенную по длине лыжероллерную трассу. Необходимо, чтобы данный проект был окончательно утвержден, обеспечен финансированием и в ближайшее время развернулось бы строительство спортивного объекта.
Областной центр — город Киров — крупный транспортный узел Транссибирской магистрали. От Москвы до Кирова помимо множества проходящих пассажирских поездов ежедневно с Ярославского вокзала отбывает вечерний фирменный поезд «Вятка». От Москвы до Кирова ориентировочное время в пути — 12 часов. Лыжероллерная трасса находится в северной части города на территории спортивного комплекса (СК) «Трамплин». От ж/д вокзала (рядом с ним располагается и автовокзал) на троллейбусах №1 и №3 или на автобусе №37 доехать до остановки «Гостиница «Спутник», далее — пешком приблизительно 1км до СК. От аэропорта «Победилово» до ж/д вокзала следует автобус №116.
Лыжникам можно остановиться в гостинице «Спутник» на 300 мест, находящейся в непосредственной близости от СК по адресу: ул.Свердлова, 31; телефоны: (8332) 71-17-31 и 23-39-77; sputnik.kirov.ru. Гостиница предоставляет номера различного уровня комфортности — от дешевых до дорогих. В гостинице имеются столовая, спортзал, сауна и массажный кабинет.
Лыжероллерная трасса СК «Трамплин» проложена по открытой местности на склоне крутого берега реки Вятка. С вершины этой трассы открывается замечательный панорамный вид на реку с уходящими вдаль к горизонту кировскими лесами. Лыжероллерная трасса состоит из трех закольцованных ярусов. Самым сложным является нижний ярус со скоростным спуском и затяжным подъемом наверх к трамплину. Относительно равнинный участок — это первый ярус, подходящий для начинающих лыжников. По всей своей длине трасса освещена, на ней уложен новый асфальт, ширина дорожного полотна колеблется от 6 до 10 метров. Трасса регулярно чистится, убирается и облагораживается штатным персоналом СК.
Так как трасса своей территорией примыкает к окраине спального района, то в самый неподходящий момент возможна встреча с катающимися против хода детьми на роликовых коньках, мамами с колясками и гуляющими жителями. Особенную опасность представляет закрытый, с резким правым поворотом спуск нижнего яруса, при прохождении которого необходимо заблаговременно подавать предупредительные сигналы, стуча наконечниками палок об асфальт. Администрацией базы планируется по всему периметру поставить ограждение с предупредительными знаками и табличками.
На трассе имеется имитационный круг длиной 1,5 км, по равнинным участкам можно побегать восстановительные кроссы, в здании спортшколы находится тренажерный зал.
* * *
Саратов — один из крупнейших промышленных и культурных городов Поволжья. Город славен своей военно-оборонной промышленностью, русскими народными песнями в исполнении Л.Руслановой и, конечно, Волгой-матушкой рекой! А еще жизнь города тесно связана с лыжным спортом.
Для саратовцев излюбленным местом катания на лыжах является национально-природный лесопарк «Кумысная поляна», раскинувшийся в черте города на живописной горе. Здесь в выходные дни можно встретить тысячи горожан, которые с утра до вечера заполняют лыжные и горнолыжные трассы. На «Кумысной поляне» проводятся всевозможные соревнования (всероссийские детско-юношеские по лыжным гонкам, ежегодный Саратовский марафон, заезды на велосипедах), а выросший на этих трассах биатлонист А.Логинов в составе национальной команды выступал на Олимпиаде в Сочи. Саратовцы не только катаются на лыжах, но и сплоченно борются за свои права. Так, в ходе судебных разбирательств и проведения массовых митингов горожанам удалось отстоять и защитить свою лыжную трассу от застройки частными коттеджами. Более того, при непосредственной поддержке губернатора области В.В.Радаева в 2012 году была построена специализированная лыжероллерная трасса, пользующаяся большой популярностью. Для дальнейшего развития массового спорта необходимо, не останавливаясь на достигнутом, продолжить запланированное бюджетом строительство современного лыжного стадиона и провести работы по увеличению длины лыжероллерной трассы.
Областной центр — город Саратов — лежит на пересечении магистральных железнодорожных и многих автомобильных путей. От Москвы, с Павелецкого вокзала, до Саратова ежедневно следует несколько пассажирских поездов дальнего следования. Из Москвы до Саратова ориентировочное время в пути — 15 часов. По прибытии на железнодорожный вокзал нужно на троллейбусе №10 или автобусе №75 доехать до остановки «3-я Дачная, или площадь Ленина», от которой с пересадкой на трамвай №3 доехать до остановки «4-я Дачная». Далее — подняться в горку 400 метров по 5-й Дачной улице и повернуть налево в лесной массив, где в 20 метрах от родника и находится лыжероллерная трасса. Если ехать на личном автотранспорте, то из Москвы по федеральной автотрассе Урал (М5) проехать через Рязань и Пензу, затем повернуть направо и по автодороге Р158 доехать до Саратова.
Лыжникам удобнее всего разместиться в гостинице эконом-категории «Кристалл» (Саратов, ул. 5-я Дачная, 27, (8452)
44-92-99), расположенной в пределах шаговой доступности от лыжероллерной трассы. Гостиница рассчитана на проживание 120 человек. В каждом номере — две комнаты с общим душем и туалетом. Для спортивных команд в гостиничной столовой можно организовать полноценное трехразовое питание. В гостинице есть массажный кабинет, сауна и тренажерный зал. По более дешевым ценам можно поселиться недалеко от трассы в пионерском лагере или в общежитии.
Лыжероллерная трасса была построена в 2012 году. На всем своем протяжении имеет отличный ровный асфальт шириной 4 метра. Трасса, закрытая от солнечных лучей кленовым лесом, компактно проложена по горному склону вытянутой петлей с перемычкой посередине. Нижняя часть трассы идет под спуск, а на верхней части наблюдается постоянный плавный набор высоты. Трасса освещена, регулярно убирается и очищается силами тренерского состава.
Лыжероллерная трасса не окажется сложной даже для начинающих лыжероллеристов. Все скоростные спуски и виражи оборудованы контруклонами, а скорость на них гасится плавными и спокойными выкатами. Трасса от проникновения автотранспорта защищена шлагбаумами, размечена, стрелками на асфальте указано направление движения, и имеется информационный стенд с правилами поведения. Главной опасностью для тренирующихся на лыжероллерной трассе, находящейся в черте города, являются гуляющие и отдыхающие люди.
Возле лыжероллерной трассы имеется силовой городок, на крутых горных склонах можно провести имитационные тренировки, а по лесному парку совершать увлекательные многочасовые пешие и велопрогулки с заездами на обзорные площадки с видом на Саратов и окрестности.
* * *
Оказывается, что в самом центре столицы нашей Родины — Москве — есть вполне доступное место катания, где можно регулярно и успешно тренироваться в межсезонье на лыжероллерах! Увлекательный и интересный тренировочный маршрут проходит по исторической части города вдоль участка набережной Москвы-реки между Центральным парком культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького и Воробьевыми горами. ЦПКиО был основан в 20-х годах прошлого века на территории старейшего Нескучного сада и с тех пор стал излюбленным местом отдыха москвичей и гостей столицы. Наряду с многочисленными объектами развлечения и проведения досуга в парке представлены и такие спортивные объекты, как самый крупный в Европе зимний каток, функционирующий со дня основания, а также открытая в 2013 году обустроенная специализированная велодорожка, соединяющая парк с Воробьевыми горами. Эта дорожка пользуется большой популярностью не только у велосипедистов и любителей роликов, но и у лыжников, которые начинают тут тренироваться на лыжероллерах даже ранней весной. Именно здесь оттачивает свое мастерство член спринтерской сборной команды России по скоростным лыжероллерам Андрей Меликов, под руководством тренеров занимаются группы лыжников и катаются простые любители лыжного спорта. Так что добро пожаловать с лыжероллерами в ЦПКиО им. Горького!
Данный маршрут катания проходит по закрытой от автомобильного транспорта велодорожке вдоль набережной Москвы-реки, движение можно начинать как от ЦПКиО им.Горького, так и от Воробьевых гор. ЦПКиО с севера примыкает к Садовому кольцу и находится в пределах пешеходной доступности от станций метро «Парк культуры» (Сокольническая линия) и «Октябрьская» (Калужско-Рижская линия). Начинать тренировку можно на Крымской набережной от Центрального Дома Художников (ЦДХ) в сторону Крымского моста и далее по набережной вдоль реки. Также на трассу можно выйти и от станции метро «Ленинский проспект», пройдя вдоль Нескучного сада 10 минут в северо-западном направлении. Самой же близко расположенной к велодорожке станцией метро являются «Воробьевы горы» (Сокольническая линия) — единственная станция метро, построенная на мосту через реку.
Если добираться на личном автотранспорте, то парковать машины можно на платных автостоянках возле центрального входа ЦПКиО, ЦДХ или в районе Лужников возле северного выхода станции метро «Воробьевы Горы» (заезд со стороны Лужнецкой набережной). Также машину можно оставить в любом удобном месте, например возле Нескучного сада.
Трасса, если двигаться от ЦПКиО, проходит вначале по Крымской набережной, затем по Пушкинской и Андреевской набережным и завершается Воробьевской набережной. Рельеф данного маршрута — чисто равнинный, а протяженность трассы 7 км в одну сторону и, соответственно, туда-обратно — 14 км. Но сразу после метромоста (станции метро «Воробьевы горы») напротив «Лужников» — главного стадиона страны, от набережной в сторону улицы Косыгина есть ответвление в виде извилистого и достаточно крутого подъема. Это ответвление, отлично подходящее для серьезных силовых тренировок, имеет длину 550 метров, с перепадом высот 40 метров и градиентом крутизны более 10%.
Для лыжероллерных тренировок на велодорожке ЦПКиО во избежание столкновения с многочисленными гуляющими, катающимися на всех видах велосипедов, роликовых коньках, досках и т.п., лучше выбирать утренние часы и, желательно, в будние дни. В это время на трассе практически отсутствует постороннее движение, мешающее полноценным тренировкам. После подъема, рассмотренного в предыдущем пункте, из-за его крутизны и извилистости необходимо неспешно спускаться ТОЛЬКО зигзагами — курсируя змейкой от одного бордюра к другому, и разворачивая свое движение на 180 градусов.
После окончания тренировки можно покататься вдоль набережной на велосипеде, побегать восстановительные кроссики по равнине, любуясь открывающими восхитительными видами центра Москвы. Неподалёку от Воробьёвской набережной, на расстоянии 700 метров от метромоста, есть площадка с турниками и брусьями, а также скамьёй для накачивания пресса. Такие же площадки есть возле бассейна в Лужниках и в Нескучном саду.
* * *
Еще в 70-х годах прошлого века на окраинах Москвы на месте современных бетонных застроек жили обычной жизнью деревни и совхозы, на лоне природы паслись коровы, и в полях колосилась рожь. А еще в снегопад кольцевую дорогу (МКАД) можно было переходить, не снимая лыж. Время изменилось... Урбанизация, стремительно наступая, безжалостно смела деревенскую идиллию, и от пасущихся коровок и следа не осталось. И вот на берегах Борисовских прудов на месте бывшего когда-то яблоневого совхозного сада в окружении многоэтажек построили велосипедно-пешеходную дорожку, пригодную для полноценных лыжероллерных тренировок. Борисовские пруды, известные с XVI века, считаются самыми большими по площади в Европе и входят в систему каскадных Царицынских прудов, расположенных на территории природного исторического парка «Музей-заповедник Царицыно». Как гласит легенда, эти пруды названы в честь царя Бориса Годунова, по приказу которого они были выкопаны и зарыблены. Сейчас, после проведенной здесь в 2011 году реконструкции и благоустройства, Борисовские пруды являются живописным природным уголком городского мегаполиса и пользуются популярностью не только у местных жителей, но и у многих лыжероллеристов, приезжающих сюда со всей Москвы.
Борисовские пруды находятся в Южном административном округе Москвы на территории муниципальных районов «Орехово-Борисово Северное» и «Москворечье-Сабурово». Данное место катания на лыжероллерах состоит из асфальтовых дорожек городского парка, разбитого с южной стороны Борисовских прудов. С запада это место катания ограничивает Шипиловский проезд, а с востока — Каширское шоссе. Если добираться на общественном транспорте, то удобнее всего доехать до станции Орехово (последний вагон из центра), перейти улицу и по направлению автомобильного движения, минуя перекресток, пройти пешком по Шипиловскому проезду 800 метров. Затем возле жилых домов повернуть направо и проследовать несколько десятков метров до самой дальней петли трассы. Переодеться можно прямо на улице, а вещи попытаться пристроить на КПП у охранников или кататься с рюкзаком за плечами.
На машине можно добраться, повернув с Каширского шоссе (следуя из центра) направо перед развязкой на Сабурово. Далее примерно 1км до едва заметного съезда налево, расположенного сразу за автомобильной стоянкой с высоким забором (после моста через пруд). По этому съезду доехать до шлагбаума, перед которым, как правило, есть место для одной-двух машин. Если здесь припарковаться не удалось, то можно поискать место во дворах ближайших домов. Специально оборудованных парковок возле места катания нет, так что машину придется оставлять, где получится.
Место катания имеет равнинный рельеф с затяжными тягуночками, завершающимися плавными и спокойными спусками. Трасса состоит из двух террас — верхней и нижней, соединенных асфальтовыми дорожками. Прокатившись туда-обратно по аллеям верхней террасы, можно спуститься на нижнюю в самой западной ее точке и, повернув направо, проехать 600 метров по открытому участку вдоль берега пруда, любуясь живописным ландшафтом парка. Затем снова подняться на верхнюю террасу, преодолев самый крутой подъем длиной 300 метров. Визуально из-за своего рельефа трасса кажется не очень сложной, но это впечатление — обманчиво, так как на протяжении всего маршрута приходится непрерывно работать, и нагрузка незаметно превращается в настоящую тренировочную, особенно если подует встречный ветер. На всем своем протяжении трасса освещена, так что тренироваться можно и поздним вечером после работы.
Так как с юга к Борисовским прудам примыкают спальные районы, то возникает вероятность столкновения с гуляющими по парку гражданами и поэтому тренироваться лучше всего в утренние часы. Часть общедоступных дорожек парка размечена как велодорожки. Крутых спусков на трассе нет, но в конце каждой аллеи имеется разворот на 180 градусов без каких-то либо контруклонов — соответственно, при прохождении этих поворотов нужно немного сбросить скорость.
После тренировки по асфальтовым дорожкам парка можно побегать спокойные восстановительные кроссики, а в жаркий день искупаться в пруду. В парке оборудовано множество спортивных объектов: силовые городки для ОФП и различные игровые площадки.
* * *