Трансляции
  • 22 ноября, пятница
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 7.5 км, спринт, жен.
    • 11:35
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, спринт, муж.
  • 23 ноября, суббота
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
  • 24 ноября, воскресенье
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 09:50
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
  • Андрей Кондрашов

Андрей Кондрашов: Лыжным гонкам нужны новые форматы

Опубликовано: Журнал №64

Как нам преобразовать лыжные гонки? Во-первых, «преобразовать» в данном случае означает «обновить, модернизировать, разнообразить», но никак не «реформировать, переустроить, переиначить, сломать и т.п.» Другими словами: эволюционизировать, но не революционизировать. Во-вторых, нужно ли преобразование-улучшение? Необходимо обязательно, потому что интерес к лыжным гонкам начинает уменьшаться в отличие от большинства других снежных видов спорта. Такая тенденция заметна по телевизионным рейтингам в Европе, которая является безусловным лидером на спортивном рынке под названием «лыжные гонки». И пусть вас не вводят в заблуждение отдельные всплески зрительского внимания к нашему виду спорта во время чемпионатов мира и Олимпийских игр. Или всегдашние аншлаги в Норвегии. Такие примеры не скрашивают общей наметившейся тревожной закономерности, выявленной статистическими исследованиями Международной лыжной федерации (см. «Лыжный спорт» № 63).

Реформы в программе лыжных гонок, что произошли в нулевых годах (появление разных спринтерских гонок, увеличение доли масс-стартов) были результативными. Наблюдался подъем интереса к равнинным лыжам со стороны зрителей, увеличение количества стран-участниц международных соревнований. Однако тот вектор развития затух и, лыжным гонкам, кажется, требуется приток свежей крови. В последнее время руководителей FIS всерьёз озаботил ими же спровоцированный раскол лыжников на спринтеров и дистанционщиков. И как ни стараются фисовцы универсализировать элитных лыжников, стереть границы специализации в лыжных гонках теперь вряд ли удастся. Причем, специализации не только дистанционной (спринтеры — дистанционщики-марафонцы), но и по предпочтению лыжного стиля (классический — коньковый).

Но если изменить очевидную тенденцию сужения лыжных специализаций нельзя, то надо хотя бы на неё адекватно реагировать? Такой реакцией мог бы стать поиск новых правил, формул соревнований, чтобы предоставить более-менее равные состязательные условия специалистам разных лыжных предпочтений. Почему бы не последовать опыту полуторадесятилетней давности и не попытаться снова дополнить или видоизменить некоторые гоночные форматы? Конкретные предложения уже готовы и даже опробованы в соревнованиях разного масштаба. Подчеркну: в нашей стране.

Вспомните международные соревнования Спринт-Тур, что проводились на Урале и в Западной Сибири в 2007–2012 гг. В программе турнира было немало так называемых шоу-гонок, то есть необычных, выставочных стартов порой с элементами экстрима. Кстати, в целом рейтинги тех Туров, что попали в отечественный телеэфир, виделись весьма перспективными. Из нестандартных и наиболее «смотрибельных» гонок в программе Спринт-Туров можно назвать:

спринтерские забеги в большую гору. Похожее соревнование проводилось в Красногорской горнолыжной трубе «СнежКом» в 2009 году с участием чемпионов мира и Олимпийских игр);

гонки с выбыванием по примеру велосипедных состязаний на треке. Гонка промежуточных финишей, на которых последний участник выбывает из борьбы;

гонка преследования, также взятая из арсенала велодисцип­лин и адаптированная к лыжам. Две группы спортсменов стартуют одновременно (масс-старт) в двух разных точках и финишируют в тех же пунктах;

скиатлон с форматом велотрековой гонки преследования (точно такой же формат, что пунктом выше, но со сменой лыж). Такой регламент проводился в 2010 и 2011 гг. в рамках ещё одного лыжного турнира — Дуатлон-Трофи, но последовательность стилей передвижения в том случае выявлялась с помощью жребия, который определял, кто именно из спортсменов начинал гонку классическим стилем, а кто — свободным).

Список неординарных соревнований, прошедших апробацию в гонках с участием спортс­менов элиты, в том числе и международной, можно продолжить. У любого формата есть свои слабые звенья, недостатки. Однако признаем, что и в идеологии гонок нынешней программы чемпионатов мира и Олимпиад можно легко найти изъяны.

Модные лыжные многодневки складываются теперь явно в пользу дистанционщиков. Почему бы и для спринтеров не сделать свое многоборье, как, например, в конькобежном спорте? Ведь лыжники-спринтеры, сформировавшие свой пул узких специалистов и привлекшие к лыжному спорту новую многочисленную зрительскую аудиторию, обделены в количестве сезонных стартов в сравнении с дистанционщиками. Первое, что приходит в голову — суперспринт на дистанции 100 метров, прекрасно зарекомендовавший себя в рамках того же Спринт-Тура. Этот турнир вполне мог бы стать прообразом другой многодневки — спринтерской.

А почему бы не попробовать проводить смешанные спринтерские эстафеты, в которых участвовали бы от каждой страны по мужчине и женщине? Даже биатлонисты, у которых всё в порядке с телевизионными рейтингами и смотрибельностью, уже применяют этот формат.

Если в действующих правилах скиатлона определенное преимущество получает коньковый ход, поскольку на него приходится вторая половина дистанции, то почему бы не изменять периодически порядок стилей в этой дисциплине? Вполне возможно увеличение дистанции скиатлона, например до 50 км, что также поможет ликвидировать разницу в значимости порядка лыжных стилей. И такие длинные марафоны-скиатлоны-дуатлоны также уже проводятся у нас в рамках чемпионата СССР (Союза Смелых и Сильных Романтиков).

Одним из главных, если не самым главным требованием любых соревновательных нововведений является их телегеничность. Надо понимать, что сейчас телевидение определяет успех всякого шоу-бизнеса, к которому спорт как зрелище имеет самое непосредственное отношение. C другой стороны, телевидение способно само сделать из любого, казалось бы, совсем непривлекательного действа завораживающее представление. Вопрос лишь в цене преображения. Достаточно упомянуть, на первый взгляд, скучные многочасовые шоссейные велогонки, которые на самом деле имеют давнишнюю стабильно высокорейтинговую репутацию среди телеболельщиков буквально во всем мире.

И ещё пара важных условий необходима для международного внедрения инициатив. Во-первых, любые предложения для FIS должны исходить от национальных федераций. Такова бюрократическая субординация этой крупной организации. И, во-вторых, нужны умелые пробивные авторитетные лоббисты. К большому сожалению, пока отечественные специалисты в каких-то случаях не могут, а в каких-то не хотят выполнять данные функции.

*  *  *

P.S. Мало ли ещё можно придумать новых интересных гонок?! Если у вас есть идеи на этот счет, присылайте их на электронную почту журнала skisport@mail.ru — обсудим. Журнал «Лыжный спорт» (в том числе и его электронную версию — skisport.ru) читают во всем лыжном мире и, быть может, минуя принятую субординацию, ваши предложения доберутся до заинтересованных лиц в FIS. А если не доберутся, то, по меньшей мере, о них узнают подвижники лыжных гонок в нашей стране, и, глядишь, ваши задумки найдут практическое воплощение? А мы об этом обязательно узнаем.

___________

ГЛАС НАРОДА

В добавление к сказанному хочется привести буквально недавно прозвучавшие от наших читателей на skisport.ru предложения, навеянные спринтерской эстафетой чемпионата мира в Фалуне.

Алекс Голдаев                23.02.2015 21:51

Все же стоило бы кардинально переработать спринтерскую программу! Получается, что эстафету можно лишь с натяжкой назвать спринтом, если участники должны на своих первых этапах оставлять силы на последний, раскладывать их! И тут закономерно преимущество получают дистанционщики! Значит, по сути это и не спринт! Надо, чтобы эстафета была, как во всех нормальных видах спорта, 4 этапа с 4 участниками, каждый из которых бы полностью выкладывался на своем этапе! Причем, можно так же, как и в большой эстафете, сделать 2 этапа классических, а 2 коньковых. Ну чем лыжники хуже легкоатлетов или пловцов, у которых — нормальные эстафеты на разных дистанциях?

Денис Борисыч              23.02.2015 22:12

Согласен с Алексом. Было бы интересно посмотреть спринтерскую эстафету с четырьмя участниками в команде. Но не каждая страна сможет найти четырёх спринтеров, способных бороться с Норвегией — отрыв был бы минуты полторы...

Равиль Массумов          23.02.2015 23:16

Алекс Голдаев, лыжи — это все-таки не легкая атлетика и плавание, и повторить по сущности специфику именно спринтерских эстафет не получится. Огромная разница в том, что в л/а не бегут, например 4х400м полуфинал и финал в один день, а это совершенно разные вещи. Как Вы себе представляете в лыжах: в один день побегут полуфиналы, а в другой финал? Не вижу никакого смысла в участии четырёх участников на столь коротких отрезках. Тогда можно спросить, а почему не сделать вообще 4х100 или 200 мет­ров? Ведь в плавании плывут 4x50м. Не надо лыжи превращать в цирк.

Алекс Голдаев                23.02.2015 21:51

Равиль, тогда индивидуальная дистанция полтора километра — это тоже цирк. Но это же Вас не смущает? При чем тут 100 м, если речь идет об эстафете 4x1,5 км? А что мешает разнести полуфинал с финалом по разным дням? Что в этом криминального именно для лыж? Да и при чем тут это? Если в эстафете каждый будет бежать один этап, а не 3, то уж, наверное, проще будет даже в один день сделать полуфинал с финалом, чем так, как сейчас. Просто привыкли к такому регламенту, только и всего. Зато эстафета, как и индивидуальная гонка, будет все же спринтерской, а не непонятно какой. И вообще, лет 30 и даже 20 назад весь этот спринт показался бы цирковым представлением. Но именно в лыжных гонках на протяжении последних десятилетий нещадно ломают и форматы гонок, и даже стили передвижения, так что тут и говорить не о чем, и странно было бы полагать, что нынешние форматы — это идеал, и они останутся незыблемыми.

Турин, 2006 год, спринтерские эстафеты, дебютировавшие в программе Олимпиад. Согласитесь, теперь мы и представить себе не можем программы Олимпиад и чемпионатов мира без спринтерских эстафет — кажется, они входят в программу этих соревнований вечно. Между тем, дебюту этому — менее десяти лет...
Турин, 2006 год, спринтерские эстафеты, дебютировавшие в программе Олимпиад. Согласитесь, теперь мы и представить себе не можем программы Олимпиад и чемпионатов мира без спринтерских эстафет — кажется, они входят в программу этих соревнований вечно. Между тем, дебюту этому — менее десяти лет...Виталий Белоусов

Андрей Краснов 3476 08.05.2019
Рейтинг: 0 0 0