Трансляции
  • 22 ноября, пятница
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 7.5 км, спринт, жен.
    • 11:35
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, спринт, муж.
  • 23 ноября, суббота
    • 08:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
  • Валентин Плохой

Тренировка молодых лыжников-гонщиков

Опубликовано: skisport.ru

Специалисты рассматривают подготовку молодых спортсменов как многоступенчатый процесс. Основоположник научных изысканий детско-юношеского спорта в нашей стране В. П. Филин разграничивает её на 4 этапа: предварительный, начальный, углубленный и спортивное совершенствование (1987 г). Для лыжных гонок определены возрастные диапазоны каждого из этапов – предварительный 9 - 11 лет; начальный 12 – 15 лет; углубленный 16 – 20 лет; спортивное совершенствование 21 год и старше В. Н. Плохой (2016 г.).

Предварительный этап. В этом возрасте следует формировать разностороннюю двигательную подготовленность средствами физической культуры. При этом следует ориентироваться на сенситивные (чувствительные) периоды развития двигательных качеств.

Рисунок 1. Сенситивные периоды развития двигательных качеств у человека
Рисунок 1. Сенситивные периоды развития двигательных качеств у человека

В рассматриваемом возрастном периоде наиболее активно развиваются быстрота, скоростно-силовые, (за счёт скоростного компонента) гибкость и координация. Большую часть нагрузки лучше выполнять игровым методом. В возрасте 11 лет годовой объём циклической нагрузки, для готовящихся к спринтерским дистанциям, не должен превышать 800 км. Для остальных следует ориентироваться на 1400 км.

Проводимые занятия в большей мере соответствуют понятию физическая культура и считать их тренировками можно с существенными оговорками. Специальную физическую подготовку (СФП) за исключением освоения техники передвижения, использовать нельзя. Поскольку объём и интенсивность нагрузок не значительны, то вопросы периодизации – построение микро и мезо циклов не уместны.

Начальный этап подготовки. Важнейшей особенностью этого этапа является вступление в период полового созревания. При этом, сроки его начала у девочек на 1 – 2 года раньше. Индивидуальные различия начала пубертатного периода могут достигать до 4-х лет. В связи с этим

двигательные возможности одногодков будут значительно отличаться, так как, биологический возраст (степень созревания организма) будет различным. По степени биологической зрелости подростки составляют три группы: опережающие – акселеранты, развивающиеся нормально (их 75%) и запаздывающие – реторданты. Опережающие и запаздывающие распределяют между собой оставшиеся 25%. Достаточно точно определить биологический возраст можно по степени развития вторичных половых признаков.

В сенситивный период вступает мышечная сила и продолжается для скоростно-силовых качеств. К окончанию этого периода, после 14 лет сформированы предпосылки для начала осторожного развития выносливости. Увлекаться активной тренировкой этого качества ещё рано. Годовой объём циклической нагрузки у лыжников спринтеров увеличивается от 1000 км в возрасте 12 лет до 1700 в 15 лет. У остальных в том же возрастном диапазоне возрастает от 1700 до 3000 км.

Так как нагрузки всё ещё не должны вызывать значительных адаптационных сдвигов, то и вопросы периодизации на этом возрастном этапе подготовки не актуальны.

Этап углубленной подготовки. К 16 – 17 годам организм достигает значительной, но не окончательной степени зрелости. Профильное качество выносливость, существенно прогрессирует, результаты растут, вызывая опасный оптимизм у тренеров. Следует помнить, что до завершения процессов биологического созревания ещё 4 – 5 лет. Поэтому, необходимо дать возможность организму реализовать естественные процессы развития предъявляя адекватные его возможностям тренировочные нагрузки. У спринтеров годовой объём циклической нагрузки возрастает с 2100 км в 16 лет до 4100 в 20 лет, у остальных в том же возрастном диапазоне с 3600 км до 6400.

На этапе углубленной подготовки возникает необходимость упорядочения, систематизации, средств и методов, объёма и интенсивности нагрузок, чередования развивающих и восстанавливающих мероприятий. Все эти и другие вопросы призвана решать периодизация спортивной тренировки. Самый большой по времени период это макро цикл протяжённостью один год. Его цель – подготовка к главным соревнованиям сезона. Основные задачи, развитие, стабилизация и снижение состояния спортивной формы. Для реализации цели и задач в макро цикле в наибольшей мере подходит классическая модель, разработанная Л. П. Матвеевым. Она состоит из трёх периодов - подготовительного, соревновательного и переходного. В подготовительном выделяют два этапа, обще подготовительный ( базовый) и специально подготовительный. В соревновательном периоде тоже два этапа - непосредственной специальной подготовки и этап главных соревнований. Принципиальное положение рассматриваемой модели состоит в следующем. Плавное, волнообразное противофазное изменение основных параметров тренировочных нагрузок – объёма и интенсивности, ОФП и СФП.

Вариант периодизации, предложенный В.Б. Иссуриным (2007 г, 2010 г.) предназначен для тренировки взрослых спортсменов и имеет следующие особенности. Во первых, в виду применения концентрированных нагрузок предъявляет жёсткие требования к организму спортсмена к которым молодые лыжники ещё не готовы. И во вторых, направлен на поддержание состояния спортивной формы на протяжении всего сезона и оправдан при подготовке к этапам Кубка мира.

Мезоциклы бывают продолжительностью от двух до шести недель и состоят из микро циклов, влияющих на различные аспекты подготовки. Для решения различных задач применяют следующие разновидности мезо циклов : втягивающий, базовый или развивающий, специально – подготовительный, пред соревновательный (подводящий), соревновательный, восстановительный В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин (2016 г).

Основная задача втягивающего мезо цикла, постепенное подведение спортсменов к предельным объёмам тренировочной работы. Они состоят из нескольких микро циклов с постепенно нарастающей нагрузкой (с 20–30 до 60–70 % от планируемой в ударных микро циклах). Их следует применять в начале очередного макро цикла включая 1–2 втягивающих микроцикла.

В базовых или развивающих мезо циклах повышают функциональные возможности основных систем организма, совершенствуют физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность. Базовые мезо циклы, составляют основу подготовительного периода, а в соревновательном используют для восстановления двигательных качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Специально-подготовительные мезо циклы решают задачи становления компонентов соревновательной деятельности. В них трансформируются возможности спортсменов достигнутые в предыдущих мезо циклах, с использованием средств и упражнений максимально приближенных к соревновательным.

Предсоревновательный или подводящий мезоцикл предназначен для завершающего становления спортивной формы. Нагрузка в нём характеризуется постепенным снижением суммарного объёма и объёма интенсивных средств перед главными соревнованиями. Это связано с действием механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки. Эти мезо циклы характерны для непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение, при переезде спортсменов в новые контрастные климатогеографические условия.

Соревновательный мезоцикл предназначен для реализации накопленного потенциала в условиях соревнований. Снижается объём общей тренировочной работы с преобладанием соревновательного. Нагрузка большинства занятий имеет среднюю или малую величину. Некоторые занятия с большими или значительными нагрузками могут быть в случае промежутка между соревнованиями 8–10 дней.

Восстановительный мезо цикл составляет основу переходного периода после напряжённой серии соревнований. В нём целесообразно устранять различные проявившиеся недостатки и подтягивать двигательные качества не являющиеся главными для лыжника гонщика. Объём соревновательных и специальных упражнений значительно снижается.

Микроциклы, это совокупность нескольких занятий для решения задач конкретного этапа подготовки c около недельной продолжительностью. Они состоят из трёх групп: тренировочные, соревновательные и восстановительные. К группе тренировочных относят:

втягивающий, характеризуется невысокой нагрузкой c постепенным её повышением и направлен на подведение организма к напряжённой тренировочной работе;

развивающий, вызывает эффект супер компенсации с последующими адаптационными процессами при решении задач функциональной подготовки;

ударный, характеризуется предельной или около предельной нагрузкой спортсменов высокой квалификации;

стабилизирующий, применяют для удержания достигнутого состояния за счёт снижения объёма, при сохранении высокой интенсивности.

Соревновательный микроцикл - его структура и продолжительность зависит от программы соревнований и участия спортсмена в её номерах, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут быть специальные тренировки в интервалах между стартами.

В случае ограниченного времени для подготовки к соревнованию применяют ударные микроциклы. На начальном этапе подготовки (12 – 15 лет) ударных микроциклах занятий с большими нагрузками быть не должно. На этапе углубленной подготовки (16–20 лет) таких занятий может быть от 1 до 3. Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов в достаточной мере способствуют средние и значительные по величине нагрузки В. Д. Фискалов, В.П. Черкашин (2016 г.).

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряжённых микроциклов. Они предназначены для обеспечения восстановительных процессов в организме спортсменов. Это обуславливает невысокую нагрузку и широкое применение в них средств активного отдыха.

Для правильного построения микро циклов необходимо учитывать:

  1. воздействие различных по величине и направленности нагрузок и продолжительность восстановления после них, особенно после больших;
  2. кумулятивный эффект нескольких по величине и направленности нагрузок и их совместимость в одном занятии;
  3. возможности использования малых и средних нагрузок для активного восстановления после значительных физических напряжений;
  4. закономерности динамики работоспособности при планировании дух или трёх занятий в течении дня (таблицы 1 - 5, В.Д.Фискалов, В.П.Черкашин 2016 г).
Процессы утомления и восстановления после занятий с большими нагрузками характеризуются значительной активностью систем определяющих эффективность такой работы. При этом продолжительность восстановления в различных системах организма не одинакова. Наиболее быстро, восстанавливаются функциональные возможности после занятий скоростной и скоростно-силовой направленности, а также развивающих координационные возможности и технические навыки. Для занятий развивающих различные виды выносливости характерны более длительные процессы восстановления.

Комплексные занятия с последовательным решением нескольких задач оказывают широкое, но менее глубокое воздействие.

Таблица 1

Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при последовательном решении задач (в случае использования объема средств 30-35% от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности)

Стороны подготовленности

Время после окончания работы

1 сутки

2 суток

3 суток

Скоростные

возможности

Самый низкий уровень

Возврат к исходному уровню

Исходный уровень после незначительного сверх-восстановления

Исходный

уровень

Анаэробная

выносливость

Самый низкий уровень

Незначительное

сверх-восстановление

Исходный уровень

Исходный

уровень

Аэробная

выносливость

Самый низкий уровень

Полу-восстановление

Исходный уровень после незначительного сверх-восстановления

Исходный

уровень


Таблица 2

Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при последовательном решении задач (в случае использования объема средств 40-45% от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности)

Стороны подготовленности

Время после окончания работы

1 сутки

2 суток

3 суток

Скоростные

возможности

Самый низкий уровень

Полу-восстановление

Возврат к исходному уровню

Исходный уровень после незначительного сверх-восстановления

Анаэробная

выносливость

Самый низкий уровень

Полу-восстановление

Возврат к исходному уровню

Исходный уровень после незначительного сверх-восстановления

Аэробная

выносливость

Самый низкий уровень

Начало восстановления

Полу-восстановление

Сверх-восставновление

Таблица 3

Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при параллельном повышении анаэробной и аэробной выносливости

Стороны подготовленности

Время после окончания работы

1 сутки

2 суток

3 суток

Скоростные

возможности

Самый низкий уровень

Полу-восстановление

Возврат к исходному уровню

Исходный уровень после незначительного свер-хвосстановления

Анаэробная

выносливость

Самый низкий уровень

Полу-восстановление

Возврат к исходному уровню

Исходный уровень после незначительного сверх-восстановления

Аэробная

выносливость

Самый низкий уровень

Начало восстановления

Полувосстановление

Сверх-восставновление

Комплексные занятия с параллельным развитием скоростных качеств и выносливости не эффективны, так как существенно не сказываются на возможностях работы аэробного характера. Параллельное развитие выносливости аэробного и анаэробного характера приводит к снижению работоспособности на 2 – 3 суток. Скоростные возможности   оказываются угнетёнными на несколько часов и возвращаются к исходному уровню обычно через сутки.

При использовании тренировочных заданий различной направленности следует иметь в виду, что существуют благоприятные и неблагоприятные их сочетания. При этом нежелательные сочетания возникают при условии значительных по величине нагрузок. Малые и средние нагрузки разной направленности не вступают в конкурентные отношения при любых сочетаниях +

Таблица 4

Допустимые сочетания больших и значительных нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия

Направленность первой нагрузки

Направленность второй нагрузки

Техника

Скоростные качества

Скоростные качества

Скоростно-силовые качества

Сила

Скоростно-силовые качества, скоростная и скоростно-силовая выносливость

Скоростно-силовые качества

Скоростно-силовая и скоростная выносливость

Скоростная выносливость

Другие виды выносливости

Скоростно-силовая выносливость

Силовая выносливость

Общая выносливость

Другие виды выносливости

Таблица 5

Наиболее неблагоприятные сочетания больших или значительных нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия

Направленность первой нагрузки

Направленность второй нагрузки

Техника, скоростные качества

Сила, все виды выносливости

Сила

Техника, скоростные качества, общая выносливость

Скоростно-силовые качества

Техника

Скоростная выносливость

Техника, скоростные, скоростно-силовые качества, сила

Силовая выносливость

Техника, скоростные, скоростно-силовые качества, общая выносливость

Скоростно-силовая выносливость

Техника, скоростные качества

Общая выносливость

Техника, скоростные, скоростно-силовые качества, сила

В подготовке молодых лыжников исключительно важное значение имеет обще подготовительная часть подготовительного периода. В нём формируется фундамент, на который опираются все последующие части годового цикла. Рассмотрим его значение в возрастном аспекте.

Этап предварительной подготовки 9 – 11 лет. Это, как было сказано выше, соответствует понятию физкультура и периодизация как таковая отсутствует.

Этап начальной подготовки 12 – 15 лет. В этом возрасте значение обще подготовительной части наибольшее, так как по мере увеличения возраста доля ОФП уменьшается при возрастании доли СФП. Это один из основных принципов спортивной педагогики. В наших климатических условиях обще подготовительный период длится как правило с мая – июня и до сентября. Однако возможны не значительные вариации сроков в обе стороны.

При формировании ОФП один из основных вопросов касается последовательности развития основных двигательных качеств. В данном вопросе автор имеет свою собственную позицию. Суть её в следующем. Двигательные качества в ходе естественного развития, вступают в сенситивную стадию в определённой последовательности - быстрота, скоростно-силовые, сила, выносливость. Обозначенная упорядоченность это не случайный вариант. В природе, а человек это часть природы, всё что в ней происходит не случайно, а закономерно .Вероятно, сформировавшаяся последовательность имела и до сих пор сохраняет некий глубокий смысл развития организма подростков. Не следует стараться быть умнее Природы! Она показывает – делай как я. Очевидно имеет смысл пользоваться её подсказкой и развивать двигательные качества в обще подготовительной части подготовительного периода в известной последовательности.

Практически, на примере 13–14-летних лыжников это выглядит следующим образом. В первые три недели мая основное внимание следует уделять развитию быстроты. В последнюю неделю мая и первые три в июне следует активно развивать скоростно-силовые качества. При этом, первые две недели с акцентом на скоростном компоненте, в последующие две на силовом. Приоритетное развитие мышечной силы происходит в последнюю неделю июня и первые две в июле, поддерживая достигнутый уровень остальных качеств. И, наконец, с третьей недели июля и до конца августа возрастает доля тренировок для развития выносливости.

Углубленной этап 16 – 20 лет. Вариант летней подготовки изложенный выше, приемлем и для данного возрастного диапазона. От предыдущего он отличается увеличением средств специальной подготовки.

Следует помнить, что чем разнообразнее средства подготовки, тем интереснее и эффективнее тренировочный процесс. Летний период представляет для этого большие возможности.

Сила, выносливость.

                Симбиоз пауки и практики

Теоретическое обоснование динамики годовых объемов циклической нагрузки (глава 2 рис. 3) и разработанные на ее основе объемы основных средств подготовки (глава 5 табл. 5.1) были взяты за основу подготовки, тогда в 1996 году начинающего двенадцатилетнего лыжника Марченкова Вани. По обозначенной программе он тренировался под руководством отца Марченкова Владимира Владимировича. Щадящие нагрузки в период полового созревания позволили нам в полном объеме реализовать закономерности естественного развития организма подростка. Такой подход обеспечивал нам места сначала в четвертом десятке московских соревнований, а через некоторое время в третьем десятке. В юниорском возрасте он был уже среди первых десяти. По мере освоения годовых объемов циклической нагрузки свойственных основной массе гонщиков, результаты приобретали устойчивую положительную динамику. На начало 2015 года спортивные достижения Ивана Марченкова таковы: мастер спорта международного класса (2011 г.); серебряный призер чемпионата мира (Норвегия, 2011 г.); чемпион России (2011 г.); многократный призер чемпионатов России, этапов Кубка России, этапов Кубка мира по лыжероллерам (с 1997 г.); призер Универсиады по лыжным гонкам (2007 г.).

Таким образом, теоретическое обоснование многолетней тренировки от новичка до взрослого спортсмена получило, хотя и единичное, но яркое и убедительное практическое подтверждение эффективности предложенной стратегии подготовки молодых лыжников-гонщиков.

Андрей Краснов 11886 17.04.2019
Рейтинг: 0 0 0