Опубликовано: skisport.ru
…В Барнаул давно подмывало съездить. Подмывало ещё с тех пор, как мы опубликовали статью Бориса Глумова "А у нас - лыжня Ракшина. А у вас?" ("Л.С." №48 за 2010 год). В ней рассказывалось об удивительной 25-километровой Лыжне здоровья, проложенной в Барнауле частной компанией, купившей ретрак, построившей через автомагистрали мосты, поившей по выходным бесплатно на лыжне горожан горячим чаем и кормившей конфетами, баранками, печеньем…
И вот меня в аэропорте встречает тот самый Борис Глумов - автор этой такой неожиданной, такой резонансной статьи, хозяин магазина спорттоваров "Чемпион" и наш хороший товарищ, распространитель журнала "Лыжный спорт" в Барнауле. В столицу Алтайского края я приехал по приглашению Александра Фёдоровича Ракшина - владельца региональной сети продовольственных магазинов "Мария-Ра" (кому интересно, можете посмотреть статью о Ракшине в Википедии). Надо сказать, что с Ракшиным мы даже были чуть-чуть знакомы - в 2001 году на чемпионате мира в Лахти нас представил друг другу член сборной России по лыжным гонкам Виталий Денисов, ставший на том чемпионате бронзовым призёром в гонке Гундерсена:
- Это мой родной дядя, Александр Фёдорович Ракшин. Если бы не он, я давно уже закончил бы выступать, - признался тогда Виталий.
Но довольно короткое наше с Ракшиным знакомство в 2001 году на этом и закончилось.
И вот спустя 16 лет я еду в Барнаул, а оттуда - в село Алтайское, на Белокурихинский лыжный марафон. За эти годы компания "Мария-Ра" разрослась и превратилась в крупнейшего регионального ритейлера России. Пока "Магниты", "Дикси" да "Пятёрочки" завоёвывали центральную часть России, Ракшин направил свои усилия на работу в домашнем регионе. На сегодня в Томской, Кемеровской, Новосибирской областях, а также в Алтайском крае и республике Алтай у Мария-Ра уже 885 магазинов, а в 2017 году их количество должно перевалить за тысячу. Сейчас компания вышла на такой уровень развития, при котором каждые пять дней открывает два новых магазина, представляете?
На следующий день после моего прилёта в Барнаул Борис Глумов по моей просьбе отвёз меня для знакомства с Лыжнёй здоровья, о которой он писал у нас в журнале в 2010 году.
25-километровый круг начинается от старейшей в городе лыжной базы "Динамо" и уходит в сторону от города по одному из знаменитых ленточных боров Барнаула. Посмотрите на карте на эти удивительные зеленые языки, тянущиеся от города на юго-запад на многие сотни километров. Очень необычное, поистине уникальное природное явление!
На лыжной базе "Динамо" есть раздевалки, туалет, прокат. Кроме того, с тыльной стороны к базе "Динамо" пристроили отдельное крыло, где расположился прокат компании "Мария-Ра" - все её сотрудники могут в любой день получить лыжи, палки и ботинки для прогулки бесплатно.
У начала трассы вижу баннерные растяжки: схема трассы, победители предыдущих розыгрышей комплектов лыж, автомобиля, снегохода и квартиры (об этом - чуть позже), а также баннер с портретами участников поездки на шведскую Васалоппет - тоже победителей соответствующего розыгрыша.
Отправляюсь на трассу. Через каждый километр - указатели-перетяжки, извещающие, сколько километров я прошёл и сколько - осталось. Ещё чаще, чем километровые отметки - какие-то весёлые перетяжки, то сообщающие, что я пришёл сюда за укреплением своего здоровья, которое за деньги не купишь, то приглашающие на Белокурихинский марафон, то информирующие, что на этой трассе здоровья за зиму побывала одна пятая жителей Барнаула (население которого, между прочим, составляет более 600.000 жителей).
К сожалению, все ретраки в этот день трудились на трассе Белокурихинского марафона в Алтайском, так что звенящих "рельсов" на Лыжне здоровья мне обнаружить не удалось. Но двухдневной давности колея, тем не менее, была. И народу, кстати, в пятницу на трассе тоже было немало. Что же здесь творится в выходные дни?
Доезжаю до отметки 5 км. Здесь - первый лототрон, навесы для угощения лыжников чаем и всякими вкусностями. Дело в том, что здесь, на отметке в пять километров, в выходные дни можно бросить чек в специальную то ли урну, то ли мешок (сам не видел, ибо катался не в выходной, а в пятницу). Чек должен быть на сумму не менее 500 рублей. Причём бросить чек можно не абы какой, а именно из магазина "Мария-Ра" и именно пробитый на прошедшей неделе.
От отметки в 5 км перебираюсь по капитальному мосту на другую сторону автострады и устремляюсь дальше. Здесь замечаю импровизированную парковку - видимо, кому-то удобно начинать свой маршрут не от лыжной базы "Динамо", а именно с этой точки, здесь удобнее припарковать автомобиль.
Ещё через два с половиной километра - второй мост, деревянный. Здесь тоже срезка - туда-обратно от лыжной базы "Динамо" до этой точки получается круг в 15 км.
На обратном пути пересекаю третий мост - на этот раз над какой-то теплоцентралью. Объём работ на этой трассе проделан, действительно, немалый.
Забегая вперёд, скажу, что 19 марта здесь, на этой трассе, состоялось закрытие сезона, в котором приняло участие… 25.000 человек! Вы себе можете представить такое количество людей на лыжне одновременно? Вспоминаю, каких колоссальных административных ресурсов требовало в прежние годы проведение "Лыжни России" в Москве - участников свозили бесплатными автобусами не только из Москвы и Московской области, но и изо всех соседних областей. Зачастую людей ставили на лыжню под угрозой невыплаты премии или получения незачёта по физкультуре. И то удавалось собрать от силы 10 - 12 тысяч человек. А тут в 600-тысячном городе - 25.000 человек! И заметьте, никому ведь не угрожали незачётом, люди ехали сюда сами, добровольно. Ракшин в Барнауле нашёл для людей совсем иные стимулы: каждый участник на финише в обмен на полученные на промежуточных точках талоны получал шоколадки, йогурты, сухарики, печенье и... Наверное, хорошее настроение и соответствующий настрой на ближайшие рабочие дни?
На следующий после Белокурихинского марафона день мне довелось поучаствовать в розыгрыше призов на местном телевидении. Огромный барабан был на две трети забит чеками сети магазинов "Мария-Ра" с написанными на их обороте именами и телефонами лыжников. Каждую неделю в прямом эфире эта компания в течение всей зимы разыгрывает десять комплектов "лыжи-палки-ботинки" (именно в таком, еженедельном, розыгрыше поучаствовал и я). Всего за зиму своих хозяев нашли 180 комплектов. Но после еженедельного розыгрыша чеки не выбрасываются, а откладываются до весны, когда будет проведена финальная, самая главная лотерея, в которой разыгрываются снегоход, автомобиль и квартира, и в этой самой большой лотерее участвуют уже все чеки, собранные за зиму.
Мне рассказали про мужчину, который каждую неделю покупает в "Мария-Ра" консервов на 500 рублей, идёт в выходной на лыжню и бросает свой чек в мешок в надежде что-то выиграть. Как рассказал сам мужчина, у него дома скопился уже приличный запас консервов от "Мария-Ра", но вот выиграть квартиру или хотя бы лыжный комплект ему никак не удаётся. Впрочем, говорит он, запас консервов - не проблема, летом на даче всё будет съедено, но вот квартира… Квартира никак не выигрывается.
Между тем, тут рассказывают ещё более удивительную историю про дизайнера Машу, которая единственный раз в году надписала свой чек из магазина "Мария-Ра" (на обороте чека нужно указать свои имя и фамилию, а также номер телефона), пришла на лыжню, прошла свою десятку и… выиграла квартиру. Видите, кто-то вынужден забивать всю квартиру консервами в поисках удачи, а кому-то эта Удача улыбается при первой же попытке "крутнуть барабан".
На следующий день переезжаем в Белокуриху. Оттуда до Алтайского - рукой подать, чуть больше 40 километров. Впрочем, марафон должен был пройти немного в другом месте - от маральника Никольское до села Черновая (из точки в точку). Но там выпало столько снега, что никакими обычными снегоуборочными машинами его было уже не убрать. Ракшин специально узнавал - сможет ли администрация края гарантировать приезд в случае необходимости роторной снегоочистительной машины и ему ответили: нет. То есть по ныне пробитому коридору легковая машина ещё проезжает, а вот автобус уже может и пообломать зеркала о снежные стенки.
Но самое страшное, что могло бы произойти - это встречная машина. Если навстречу потоку автобусов и автомобилей участников вышла бы хоть одна машина, транспортный коллапс был бы обеспечен. Ракшин понял, что риск слишком велик и буквально за пять дней до старта принял решение о переносе гонки в село Алтайское, на свою родину - с тем, чтобы провести марафон уже не из точки в точку, а по кругу. Конечно, жаль, ибо та трасса была ещё более живописной. К тому же "Мария-Ра" построила в четырёх местах (как раз в местах размещения пунктов питания) аилы из бруса - некие аналоги финских чумов, в которых в центре разжигается огонь, а по краям располагаются лавочки, на которых одновременно могут греться у костра два десятка человек.
За пять дней нужно было подготовить новую трассу (в Алтайском был готовым круг лишь в 20 км) и организаторы с этой задачей справились - круг был в очень неплохом состоянии.
К сожалению, мы приехали точно к времени старта - к 9-00 и смогли лишь убедиться в том, что участники начали уходить на трассу намного раньше 9 часов. Пока мы получили наши стартовые номера в виде значков, пока я намазал лыжи себе и ещё двум моим товарищам по марафону, пока сдал одежду, на часах было половина десятого. В итоге я ушёл на трассу с большим количеством горожан, двигающихся по лыжне в очень неспешной манере - приходилось лавировать между ними в поисках свободной лыжни.
К тому же прошедшие передо мною 700 или 1.000 человек уже прилично размолотили лыжню. Но нет худа без добра - если бы я стартовал в первых рядах, наверное, я сумел бы насладиться жёсткой колеёй и оперативным простором, но никогда не увидел бы живьём всех тех участников, ради которых Ракшин проводит свой марафон.
Вот вижу женщину, идущую в тёплой куртке, тёплой шапке и шарфе цветов "Мария-Ра" (это жёлто-зелёная цветовая гамма). Женщина передвигается по лыжне не очень умело, вся раскраснелась - видно, что одета она для участия в лыжном марафоне слишком тепло. Интересуюсь, откуда у неё шарф и шапка цветов "Мария-Ра".
- Так я в "Мария-Ра" работаю, - отвечает мне женщина.
- И что же - всем работникам "Мария-Ра" выдают такие шапки с шарфом?
- Всем. На день рождения, - уточняет моя собеседница.
- Пойдёте полную дистанцию?
- Конечно, - отвечает мне женщина.
- И за сколько вы рассчитываете управиться?
- Часов за шесть точно дойду.
Желаю моей попутчице счастливого пути и двигаюсь дальше.
Ба, вот это попутчик! Догоняю человека, едущего на лыжах фирмы "Kneissl" конца 70-х годов прошлого века - примерно на такой же модели (этих же лет) Николай Зимятов в 1980 году стал трёхкратным олимпийским чемпионом в американском Лейк-Плесиде. Поскольку никто никуда не спешит, перекидываемся с ним парой фраз. Выясняется, что Владимир (так зовут моего собеседника) в 70-х годах прошлого века довольно прилично гонялся на уровне лидеров Алтайского края, а когда с активными выступлениями завязал, в наследство от того периода жизни ему достались эти сине-жёлтые кнейсселя. С тех пор прошло уже четыре десятка лет, а лыжи эти по-прежнему у Владимира в строю, представляете?
Приблизительно на 15-м километре трассы - спуск с правым поворотом. Довольно простой - любой лыжник начального уровня подготовки преодолеет его без проблем. Но падают здесь многие. Кто-то пытается спуститься на лыжах, а кто-то из осторожности лыжи снимает и идёт вниз пешком. Тут же дежурит снегоход на случай экстренных ситуаций. Причём парню на снегоходе сидеть некогда: то и дело он вынужден помогать тем или иным участникам вставить ботинки, забитые снегом, в крепления, оправиться после падения. Спуск этот со всей очевидностью показал, какого уровня лыжников Ракшину удалось сначала поставить на лыжи в Барнауле на трассе Лыжни здоровья, а потом ещё и затащить из Барнаула в Алтайское на марафон. И это не может не вызывать уважения.
На обратном пути на встречных курсах разминаемся с Ракшиным: мне в этом месте остаётся пройти до финиша километров восемь, а ему - сорок два. Окликать я его не стал, а он меня в солнечных очках не узнал. Но про себя отметил, что у человека сохранилась очень приличная техника классического стиля, скользит на ножке Александр Фёдорович безукоризненно, хотя лыжня к тому моменту и сильно подразбилась.
На пунктах питания - горячие напитки, кисель, печенье, вафли, бананы, минеральная вода. Ничего особенного, но всё необходимое - имеется. Плюс - туалеты, лавочки для отдыха, костры, пункты перемазки лыж от магазина "Чемпион".
А вот на финише, братцы… Давно я не видел такого разнообразия продуктов, если вообще видел хоть когда-нибудь. Про горячий чай, вафли и печенье ничего не говорю - это понятно. Но тут вам и шурпа (это такая разновидность наваристого супа), приготовленная лично главой администрации Алтайского района, и плов, и пельмени, и… глинтвейн! А в шатре, установленном одним из спонсоров марафона - компанией Бахетле - такое разнообразие выпечки, блинчиков с вареньем и сгущёнкой, кофе от компании Jardin: тут вам и капучино с латте, и эспрессо с американо…
Перекусив и зарядившись глинтвейном, отправляюсь побродить по финишному городку. На сцене пляшут девчонки, поют напопеременку девушка с парнем, финиширующих участников развлекают аниматоры.
Моё внимание привлёк маленький паренёк лет четырёх-пяти, закончивший дистанцию под финишной аркой. Ему совершенно по-взрослому повесили на шею медаль и он довольный пошёл куда-то в сторону, видимо, к родителям. Каково же было моё удивление, когда минут через десять я увидел этого паренька во второй раз пересекающим финиш. Девчонки-волонтеры, вешающие медали на шею финиширующим участникам, не стали привередничать и повесили мальчишке на шею вторую медаль.
Я стал наблюдать за парнишкой. Вот он отходит в сторонку, к маме, и начинает ей что-то горячо объяснять. Мама в ответ ему тоже что-то говорит, но парень упрямо мотает головой из стороны в сторону и… отправляется со старта снова на дистанцию. Метров через 500 он перекидывается со стартовой прямой на финишную, благо они идут параллельно и отправляется на финиш за своей третьей медалью. Двигается он по лыжне неумело, иногда падает, вставаёт, и снова упорно продвигается вперёд. Когда он минут через десять опять пересекает линию финиша, смеющиеся девчонки вешают ему на шею уже третью медаль. Счастливый, парень отправляется к своей маме и между ними снова происходит всё тот же оживлённый разговор. Судя по мимике, на трёх медалях паренёк останавливаться категорически не собирается. Несмотря на возражения мамы, он опять отправляется в путь и минут через десять оказывается под финишной аркой, сорвав новую порцию аплодисментов. Девчонки и на этот раз не стали огорчать юного героя, а повесили ему на шею ещё и четвёртую медаль. Уже абсолютно измученный, едва стоящий на ногах, мальчишка подходит к маме и, видимо, говорит, что на этом всё, потому что они отправляются после этого куда-то в направлении автобусов.
Вот интересно - что он теперь будет делать с этими медалями? Подарит маме и папе? Брату или сестрёнке? Понесёт в детский садик и покажет воспитательнице? Но было видно по выражению лица, что эти медали были добыты им в очень непростой, упорной борьбе с собой и лыжнёй, по которой пока он передвигался не очень уверенно. Кто знает, быть может, эти медали у мальчишки сохранятся, и когда он станет взрослым человеком, он будет с теплом вспоминать этот самый первый в своей жизни лыжный "марафон"?
Надо сказать, что формат открытого старта, избранный Ракшиным для своих спортивных праздников, лыжнику-гонщику в традиционном смысле этого слова может показаться непривычным. Мы с вами всё-таки вросли в систему координат "голы-очки-секунды": нам общий старт подавай, да финишный протокол, да на старте хорошенько потолкаться, да печать на финише в паспорт Worldloppet, Euroloppet или СМЛР поставить. А тут - открытый старт. Непривычно…
Помню, в первый раз я столкнулся с этим феноменом во время участия в финском многодневном сверхмарафонском пробеге-переходе "От границы до границы" ("Л.С." №37 за 2007 год). В первый день мы выскочили тогда с Сергеем Петровым на старт: где линия старта, где участники, где стартёр?! Ничего это не обнаружилось, более того - многие участники, оказывается, раньше времени спокойно отправились на трассу и мы, крайне обескураженные таким порядком старта, тоже отправились на трассу, обгоняя постепенно одного за другим наших попутчиков (язык не поворачивается сказать "соперников").
У Ракшина, похоже, своё (довольно неоднозначное) отношение к спорту высших достижений и, как следствие, к массовым марафонам - на них, видимо, по касательной спроецировалось это его негативное отношение к элитному спорту. Об этом мы поговорим с ним в отдельном большом интервью, ссылку на которое вы найдёте в конце данной статьи. Кроме того, в этом же интервью мы поговорим с Александром Фёдоровичем о будущем Белокурихинского марафона, по какой трассе он всё-таки пройдёт в следующем году, сколько участников готова будет переварить "Мария-Ра", и об остальных аспектах проведения этого очень непростого мероприятия.
Уезжаю из Барнаула со смешанными чувствами. С одной стороны, понимаю, что Белокурихинский марафон, в котором я принял участие - конечно, никакой не марафон. Это массовый переход из точки А в точку Б без фиксации времени, без финишных протоколов, без печатей, без традиционного "Петь, а я ведь тебя сегодня придолбал аж на две с половиной минуты!" Это непривычно, это ломает сложившиеся стереотипы, рвёт шаблоны и заставляет взглянуть на мир (в том числе и на мир лыжных гонок) совершенно иными глазами. С другой стороны - подумайте, сколько Ракшин за эти годы поставил в Барнауле людей на лыжи, заставил надеть на ноги кроссовки? Что пробег "Кольцо Победы" (о нём мы поговорим подробно в интервью с Ракшиным), что ежегодные лыжные Праздники здоровья, что совершенно недавно состоявшееся Закрытие сезона, на которое пришло более 25.000 человек…
Ракшин - несомненное явление в российских лыжных гонках. Явление яркое и неординарное. Чем-то он мне напомнил Юрия Ласточкина из Рыбинска. У них разная малая родина, разный бизнес, разная лыжная квалификация, разная судьба. Общее одно - попытка дать через лыжный спорт, через лыжные гонки родному городу, родному краю шанс приобщиться к миру спорта и здорового образа жизни, миру лыжных прогулок по морозцу, миру здоровья и хорошего настроения. Ласточкин, правда, пошёл к этому через строительство одного из лучших лыжных стадионов России, через проведение в Дёмино этапов Кубка мира и крупнейшего в России лыжного марафона, входящего сейчас в международную серию Worldloppet. Ракшин пошёл иным путём, он не хочет проводить соревнования в привычном смысле этого слова, ему нравится зимой ставить на лыжи десятки тысяч горожан, а летом - заставлять их надевать на ноги кроссовки, он умеет и любит создавать для этого соответствующие стимулы.
P.S.
Честно говоря, здесь, в конце репортажа, я предполагал разместить ссылку на большое интервью с Ракшиным. Это интервью уже и взято, и написано, но… Мы договорились с Александром Фёдоровичем, что перед публикацией он его прочитает. Текст-то я ему послал, да вот незадача - Ракшин уехал на днях в двухнедельный отпуск. Так что когда он теперь его увидит - бог весть. Он иной раз во время своих отпусков в такую Тмутаракань залезает - туда только вертолётом и можно добраться.
В общем, мы решили всё же опубликовать первую часть - сам репортаж, а текст нашей беседы с руководителем "Мария-Ра" опубликуем немного позже, уже после утверждения его самим героем интервью.
* * *
Обновление от 30 мая 2017 года: интервью с Александром Фёдоровичем Ракшиным опубликовано, читайте, пожалуйста.