Трансляции
  • 21 декабря, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 11:30
      Биатлон
      Кубок Содружества, 10 км, гонка преследования, жен.
    • 12:40
      Биатлон
      Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 10 км, гонка преследования, жен.
  • 22 декабря, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Кубок России, 5 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:40
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:50
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.
  • Михаил Рудберг

Коньковый одновременный двухшажный равнинный. Ошибки и огорчения -1.

Опубликовано: skisport.ru

Минувший сезон был не самым радостным для лыжных болельщиков. Да, серебро спринтеров. Да, золотая медаль ЧМ 2015 Максима Вылегжанина. Но как щемило наши сердца во время трансляции классического марафона, когда выбиваясь из сил, россиянин на глазах отдавал финиш будущим призерам! Бесшажным. Всеми костеримым, ругмя ругаемым дабл-поллингом. Палкингом. Греблей. Да что там…

Порадовали два наших лидера – Антон и Александр. Шипулин и Легков. Не столько результатами, увы, сколько пробуждением своего внимания к лыжной технике. Годы их беззаветного труда не пропали, конечно, даром. Как и сотни тысяч накрученных километров. И вот на вершине своей карьеры каждый по-отдельности осознал, что человеческие возможности небезграничны.  А ресурсы, лежащие на поверхности, легче подбирать “со снега”  в первую очередь. Давно пора было.Ну почему многим из нас проще отматывать на тренировках лишние “десяточки”, чем посвящать свое время шлифованию техники, ведь “коньковый ход – это просто”?

В изучении очередного хода не ожидалось никаких откровений. Равнинный двухшажный поначалу кажется не таким закавыристым, как в подъемы, да и пользуем его мы довольно редко. С модой на КООХ, доля применения этого варианта КОДХ в гонках довольно низка. Долгое время на титульный лист просился эпиграф из “Двенадцати стульев”: 

“- Геббен зи мир, битте… ну это я знаю, – бормотал Ипполит Матвеевич”.

Впрочем, царапал душу еще один фалунский косяк. Помните, как “хромал” двухшажным, проходя под трибунами, наш финишер в мужской эстафете? Ошибка была явно системная, и в ней надо было разобраться. 

Надо сказать, что понимание ошибочности того или иного действия строится не на пустом месте. Само по себе изучение кинограмм мировой элиты и сравнение себя с ними еще половина дела. Вторая половина, невидимая, состоит в том, что за внешними проявлениями кинематики: углами наклонов частей тела, сгибаниями суставов рук и ног, стоят незыблемые законы природы. Мы испытываем на себе те же силы трения, тяготения и реакции опор, что и неодушевленные предметы. Просто добавляем к ним усилия сокращений своих мышц и меняем расположения центра масс своего тела относительно точек опоры. “Бег есть упорядоченное падение”,  футбол - простая игра, словом: “получил мяч – отдал пас”. 

К счастью, зарубежные лаборатории уже достаточно подробно изучили динамическую подоплеку лыжных коньковых ходов. Измерено практически всё, вдоль и поперек. Результаты их исследований позволяют вполне уверенно говорить, что удивительной схожести в положениях своего тела сильнейшие спортсмены добиваются, действуя не вопреки силам природы, а в полной гармонии с ней. Отсюда вывод – воспроизводя  движения и положения тела во всех подробностях, мы впишемся в их КПД - клуб правильных действий. С высоким коэффициентом полезных.  

Конечно, для того чтобы воспроизвести действие, его следует поначалу изучить. На манер китайского автопрома, разобрать до винтика и лишь потом собрать воедино. Таких действий в равнинном КОДХ автору удалось насчитать и систематизировать 22: десять ногами, семь руками и пять туловищем. В книге этому посвящено 28 страниц текста и более тридцати раскадровок. По ходу разбора полетов и раздачи слонов они будут упоминаться так или иначе.

Следует помнить, что неправильное выполнение того или иного действия редко возникает само по себе. Одни ошибки влекут за собой другие, нарастая как снежный ком. В работе над техникой лыжного хода важно определять первопричины таких сбоев, прежде чем приступать к исправлению их вынужденных последствий. Поэтому двинемся от самого начала цикла КОДХ и далее – по мере продвижения гонщиков в шаге.  

               Неполное разгибание рук позади за спиной

Зачастую технические накладки являются следствием переноса навыков и приемов одного конькового хода в другой. Особенно часто встречается путаница в действиях руками при окончаниях отталкивания палками в КООХ и равнинном КОДХ. 

В коньковом одношажном доталкивание палками лимитируется нехваткой времени на их вынос вперед к началу следующего шага. Поэтому гонщики гасят отлет кистей сгибанием локтей за спиной еще в финале отталкивания, при переходе на очередную опорную ногу. Взлет лыжника в свободное скольжение удачно подрабатывается здесь разгибанием туловища и одновременным  сгибанием предплечий.

В равнинном варианте КОДХ задача скорейшего выноса палок к началу нового цикла не стоит – предварительный шаг будет выполнен без их помощи. Поэтому у лыжника есть время на отмашку рук далеко за спину при одновременном их расслаблении и наборе потенциальной энергии к последующему маху. 

Исключение составляет переход от равнинного КОДХ на шаг КООХ, который выполняется тем самым погашением отлета рук - сгибанием предплечий за спиной в конце переходного цикла. 

На рис. 38 представлен немецкий двоеборец на одном и том же участке трассы, где он шел сначала шагом КООХ (а), затем равнинным КОДХ (б). Работу ног в отталкивании скользящей лыжей и в первом, и во втором случаях практически не отличить, выполнено образцово. 

Однако после отрыва палок от снега в основном шаге КОДХ вместо полноценного разгибания рук за спину двоеборец, как и в шаге КООХ, переходит на очередную опорную ногу, начиная сгибать предплечья (гр.п.8 - гр.п.9). К моменту начала следующего действия кисти оказываются у бедер вместо далекого отлета за спину.

Неполное разгибание рук за спину в равнинном КОДХ приведет к тому, что следующий предварительный шаг будет выполнен за минусом инерции кругового маха руками и в раскоординации с подседанием. Подъем палок на замах после такого выноса вперед повлечет за собой дополнительную нагрузку на дельтовидные и трапециевидные мышцы.

 гр.п.3     гр.п.4    отталкивание палками   гр.п. 5    переход       гр.п.6/1                     

                                      и лыжей                                  толчком

рис.38 а) .jpg рис.38 б) КОДХ Эдельманн.jpg

рис.38  а) В шаге КООХ двоеборец демонстрирует своевременное сгибание предплечий за спиной, которым уводит палки на вынос к началу следующего шага (гр.п.5- гр.п.6/1);

          б) в основном шаге равнинного КОДХ после окончания отталкивания ногой ( гр.п.8-гр.п.9/1 ) он ошибочно выполняет такое же сгибание вместо полноценной отмашки руками за спину.


                             Вынос и замах согнутыми руками

Следует помнить, что вынос палок маятниковым движением рук задает ритмическую основу всему предварительному шагу: 

- кисти позади - окончание свободного скольжения предыдущего и начало проката нового цикла;

- кисти внизу - конечная точка подседания; 

- кисти перед грудью - завершение отталкивания ногой;

- кисти в замахе - высшие точки разгибания лыжника и отлета маховой стопы от опоры перед навалом палками. 

Действия элитных гонщиков в предварительном шаге обязательно подчиняются распорядку такого метронома.  Энергичный мах рук помогает инерцией кругового вращения, на манер гироскопа, набрать поперечную устойчивость в боковом отталкивании скользящей лыжей. Сгибание рук в этом действии сокращает длину “маятника” и время его подлета к заданным точкам, внося сбой в темпо-ритм первого шага. 

На рис. 39 представлены эталонные действия выноса рук и замаха палками. Легендарный Бьорн Линд набирает инерцию кругового маха  прямыми руками, центр их масс движется по большому радиусу и вращательным моментом сообщает значительный импульс продвигающим силам. Реакция на отталкивание ногой совпадает по направлению с приподнимающим разгибанием туловища и высоким замахом рук.

рис39.Линд.jpg

 гр.п.2                вынос рук                 гр.п.3     замах руками      гр.п.4

 рис.39 Б.Линд выполняет вынос и замах руками энергичным движением выпрямленных рук. Активная динамика направляет инерционные силы такого маха в плоскость действия сил, продвигающих лыжника вперед.

По сравнению со шведом российский лыжник иллюстрирует целую вереницу ошибочных действий в предварительном шаге равнинного КОДХ  (рис. 40). 

рис40.Вын+Зам Ошибка Виценко.jpg

   гр.п.2              вынос     рук           гр.п.3        замах руками       гр.п.4

рис.40 Российский лыжник пришел к подседанию с согнутыми руками (гр.п.2) и задерживает их вынос вперед во время предварительного отталкивания ногой (гр.п.2 - гр.п.3). Не набрав инерцию, руки далее поднимаются на замах усилиями мышц, и кисти к началу приведения маховой ноги не успевают прийти в положение над головой (гр.п.4).

Изначальной  ошибкой явился вынос палок согнутыми руками. В предыдущем цикле вместо полноценной отмашки за спину кисти преждевременно вернулись к бедрам. Теперь гонщик поневоле придерживает их дальнейший вынос, пока не начнет отталкивание ногой (гр.п.2). Характерным маркером такой ошибки являются припавшие вниз в таком ожидании штыри палок, сравните вынос рук россиянина и шведа.

Надо сказать, что коньковое отталкивание жимовым усилием вбок без поддержки рук вызывает реактивный крутящий момент на позвоночнике спортсмена. Круговой мах руками в предварительном шаге помогает продольной инерцией удержать разворот груди и ключиц стабильным. Однако россиянин упускает возможность использовать эту инерцию, ранее затормозив мах. Теперь при вялом выносе рук он не может противодействовать закручиванию туловища правым плечом вперед (гр.п.2 - гр.п.3).

Первый промах вынуждает ко второму - отставанию кистей в момент окончания отталкивания ногой. Потеряв инерцию маха руками, россиянин вынужден далее выносить палки вперед усилиями мышц плечевого пояса. Облегчая себе эту задачу, он выполняет действие согнутыми руками, но к моменту окончания отталкивания ногой едва успевает довести кисти лишь до уровня пояса (гр.п.3). 

Такие две ошибки перетекают в следующую: последующий замах руками выполняется в раскоординации с действиями ног. Когда маховая стопа взмывает вверх после отталкивания, руки только-только приходят на уровень груди. Пока лыжник продолжает тянуть их наверх, его нога под действием собственной тяжести уже начинает движение вниз. Такое встречное движении мешает высоко замахнуться палками -  кисти еле доходят до уровня подбородка, а локти опущены (замах руками).

Эта незадача провоцирует и очередную - инстинктивно задерживая приведение маховой ноги, пока руки тянут палки вверх на замах, спортсмен вынужден уравновешивать ее боковое зависание повышенным отклонением туловища наружу. В итоге его правая ключица чрезмерно задрана вверх (гр.п.4). Последующее создание упора коньковому отталкиванию потребует отклонения туловищем как раз в противоположную сторону - внутрь от опорной стопы. Очевидно, что такое встречное перемещение туловища в короткий промежуток времени значительно повышает энергоемкость действий.  

                                                                         (Продолжение следует)


Михаил Рудберг 26038 03.11.2015
Рейтинг: +2 +2 0