Опубликовано: skisport.ru
Наталья Захарова:
"Это история, как ни странно, о любви, совершенно неожиданно открывшей для меня лыжи. Я никогда не была спортсменкой и, более того, считала профессиональный спорт категорически вредным для организма. Никогда не понимала, что такого замечательного во всех этих покорениях дистанций на пределе своих возможностей? И зачем рисковать здоровьем ради очередной медальки или общественного признания? Ещё большей критике с моей стороны подвергалась узкая направленность мышления людей, сознательно выбирающих путь физического развития. Не ставя под сомнение их лидерские качества, я всё же, сомневалась в возможности возникновения близкого общения между нами. «Никогда мне не будет интересен человек, зацикленный на каком-то единственном занятии. Человек, далёкий от литературы, творчества, искусства. Человек, не знающий книг, и посещающий театр или музей, в лучшем случае, раз в пятилетку…»
Так рассуждала я с подругами в очередной беседе о мужских достоинствах. В обществе давно сложился некий стереотип, согласно которому личный уровень культуры, духовных потребностей, и образованности спортсменов ставится под сомнение. Даже выдающиеся «достигаторы», зачастую, не блещут силой интеллекта и манерами. Лишённые остроумия, а нередко и здравого смысла высказывания Кличко, которыми пестрит интернет, тому подтверждение. Однако пора переходить к лыжной теме и рассказать, каким боком она меня затронула.
Жизнь щедра на сюрпризы, особенно по отношению к тем, кем владеют условности. Видимо, как раз по причине проверки на прочность моих установок, мне и повстречался Денис Эйсмонт. Кто бы мог подумать, что мне понравится чуть ли не потомственный лыжник? Поначалу разговоры о спорте пролетали мимо моих ушей, как бесполезная фоновая информация. Как-то во время переписки он прислал мне снимок своих медалей и кубков, на что моя реакция оказалась весьма сдержанной. Тогда я ещё не понимала, что спорт для него означает жизнь, и наградами перед кем попало, он хвалиться не станет. Но для этого понимания понадобились время и чувства.
Постепенно, в процессе общения, начала привыкать к спортивной терминологии и даже стала испытывать смутное любопытство относительно «сборов». Момент истины, как говорится, не отложился в долгий ящик. Очередные сборы Денису предстояли с начала ноября по конец декабря 2014 года в холодном Пермском крае. Точным пунктом назначения был выбран маленький городок с весёлым названием «Губаха», примечательный красивым лесом и необыкновенно чистым нетающим снегом.
Тренироваться в губахинской тайге в разгар горнолыжного сезона одно удовольствие, ведь более раскрученные базы России в этот период чрезвычайно перегружены. Здесь же трасса протяжённостью семь километров, расположенная неподалёку от городского Авиационного колледжа, остаётся относительно свободной длительное время. Немаловажным плюсом является вполне отлаженная инфраструктура, включающая в себя традиционный сектор общепита и услуги посуточной аренды жилья. В пределах пешего доступа от гостиницы «Спортивная» находятся три столовые с трёхразовым дневным рационом. А кто не захочет питаться по расписанию, добро пожаловать в магазин! Благо, за продуктами далеко ходить не придётся. Кроме того, удалённость трассы от дома также невелика, что позволяет сэкономить на транспорте и, конечно же, выиграть время.
Я решила, что настала пора мне, наконец, познакомиться с настоящими лыжами, попробовать на них встать, и вообще, раскрыть для себя дисциплинирующее понятие «сборы». Тем более, всё складывалось подходящим образом: и отпуск, и приглашение от родственников заехать в Пермь.
Так, в один прекрасный день, а точнее, поздний вечер, я оказалась в захолустном общежитии, где мне предстояло провести трое суток, наблюдая за бытом и тренировками подмосковной команды гонщиков. Друзья Дениса встретили меня слегка насторожённо, но вскоре, за совместным чаепитием налёт кажущегося недоверия сошёл на «нет», и обстановка заметно преобразилась.
Комната, в которую меня поселили, напоминала морозильную камеру. Обогреватель на фоне вечной мерзлоты казался похожим на сердитую игрушку. В кровать я легла, укутавшись во всё, что можно было надеть без угрозы для окончательной потери сна. Больше всего испугала возможность сильно простудиться. У ребят при заезде комната была не лучше. Для поддержания терпимой температуры им пришлось утеплить окна и самостоятельно приобрести электрообогреватель. Кроме всего прочего, ни в одном «номере» не предусматривалось наличия шкафов и даже полок под одежду. А личных вещей у спортсменов, по определению, не бывает мало. Про другие бытовые изъяны и сигаретный запах лучше умолчу, во избежание нареканий по типу того, что не в гостиницу «люкс» ехала. Короче говоря, сентенция «дёшево и сердито» вполне себя оправдала в рамках повидавшей виды общаги. Что, впрочем, не испортило целостной картины пребывания в лыжном центре со сказочным природным пейзажем и какой-то нереальной атмосферой безмятежности и покоя.
В силу журналистского опыта, мне не раз доводилось попадать «с корабля на бал», и Губаха не стала исключением. Тем более, на мой эксперимент отводился крайне сжатый временной отрезок. Утром проснулась от стука в дверь. Это Денис пришёл звать меня на завтрак. Встаю и сразу же пытаюсь переключиться на новый ускоренный темп. Интуитивно улавливаю режим, негласно царящий в пропитанном какими-то солдатскими флюидами мужском пространстве. Но к моменту моей боеготовности, овсяная каша, традиционно приготовляемая Серёжей Рогановым, успевает изрядно остыть. Ем почти механически, не разбирая вкуса еды из-за спешки. Попутно обдумываю, как завтра встать пораньше и справиться со своими длинными волосами до 8:30? Что надеть на улицу, чтобы не замёрзнуть? Где достать специальные ботинки для лыж?
Первая тренировка у ребят, как правило, длилась с 10 до 14 часов. Я вышла вместе с ними, и отправилась осматривать окрестности через призму фотообъектива. Свободно разгуливать по трассе без лыж оказалось делом весьма затруднительным.
- Вы, наверное, журналист? – зазвучала бодрая интонация голоса одинокого зрелого спортсмена. Он стоял на хорошо обозримом, слегка выпуклом участке впереди идущей дороги. Огромная «ватная» шапка, охватившая собою не только облысевшие с осени макушки, но и голые плечи деревьев, почему-то придавала его образу сходство с регулировщиком. Возможно, всему виной был пригорок, делящий накатанные пути на параллельные стороны и могучий центральный ствол, отдалённо напоминавший светофор.
- Да, а как вы догадались? По мне видно, что я не занимаюсь спортом? – несколько озадаченно поинтересовалась я.
- Ну, что вы. У вас стройная фигура. Просто вы без лыж и с фотоаппаратом…
Так завязалась непринуждённая беседа с опытным тренером Валентином Ивановичем, который, к удивлению, оказался действующим доцентом Томбовского государственного университета и кандидатом педагогических наук. Не проговорив и пяти минут, проблема, волновавшая меня за завтраком, была решена! Он пообещал выделить для меня ботинки одной из своих учениц. На следующий день я получила в пользование обувь 37 размера, самого маленького, который нашёлся в доступном резерве. Мне пришлось надеть две пары носков, чтобы нога сохранила устойчивость. Друзья проявили энтузиазм и нарядили меня в профессиональную экипировку. А заодно пошутили, что отныне берут меня в свою команду.
И вот наступил долгожданный момент обучения. Вечером, приблизительно в 18 часов мы отправились с Денисом в лес. На улице было уже не так многолюдно, основной рабочий день подошёл к концу. Лишь изредка в густой темноте природного массива загорались приглушённые маячки – то были налобные фонарики одиноких лыжников, упорно скользящих по белой пушистой поверхности. Завидев новичка, они тактично перестраивались на ходу и устремлялись дальше, каждый к своим мысленным вершинам.
Мне было безумно интересно, смогу ли я, в принципе, сдвинуться с места? Денис помог закрепить ботинки и надеть особые трёхпалые перчатки. Только в них мои руки каким-то чудом не замерзали. Вдруг я услышала спокойно произнесённую команду: «Ну, а теперь езжай!» Но, как? Я ведь не знаю техники, за всю жизнь каталась на простых деревянных лыжах от силы раз десять. Тем не менее, как-то поехала, про себя надеясь, что скоро он меня остановит. Но, пока я не достигла обозначенного отрезка, никаких инструкций не поступило. «Молодец, даже ни разу не упала!», - прозвучала неожиданная похвала в мой адрес. Я-то как раз себя не чувствовала молодцом, скорее первоклассницей, однако желание совершить открытие пересилило естественное состояние неуверенности.
Мы начали с классики. Я узнала, что такое «двухшажный попеременный» и «одновременный бесшажный» ходы. Оказалось всё не так просто. Чтобы красиво сдвинуться с места, нужно постоянно думать о синхронности рук и ног, о сохранении координации, равномерном распределении дыхания и достижении баланса. И это ещё без учёта ощутимых подъёмов и спусков. Когда же мне, всё-таки, удалось нормально проехаться в течение трёх минут и даже развить скорость, я почувствовала, что могу справиться. И это новое чувство, наравне с одобряющими репликами Дениса, вселяло искреннюю радость. Прозанимавшись больше часа, мы вернулись в общежитие. Я была полна решимости продолжить занятия на следующий день.
В результате, в ближайшем торговом центре мы купили для меня лыжные ботинки подходящего 36 размера. Вторая тренировка давалось несколько сложнее. Болели мышцы. Я сбивалась со счёта и путалась с ногами и руками. Однако Денис всё равно хвалил меня за характер и подчёркивал наличие хороших способностей. Хочется верить, что делал он это не только в целях педагогической поддержки.
После вечернего чаепития, ближе к ночи прочла стихи собственного сочинения по просьбе Дениса и Вани Зубкова, в лице которого открыла внимательного и понимающего слушателя. Меня всегда невероятно радует, когда кто-то тянется к поэзии. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что человек не толстокож и не ограничен, ведь струны его души отзываются на призывы высоких чувств и переживаний. Таким образом, могу смело заключить: не все спортсмены – хладнокровные роботы, заведённые на тупую механику тела. Да простят меня читатели, в среде гуманитариев подобные представления не новость.
И вот моё пребывание в Губахе завершилось…. Ранним утром предстояло покинуть спортивный центр и отправиться в долгий путь. Сначала в столицу сурового Пермского Края, затем в столицу всея Руси. Словно по иронии судьбы, за мной приехал розовый автобус. Цвет нежной юношеской мечты, символ беззаботной жизни и воздушных замков. Попрощавшись с Денисом, я поднялась в салон с явно ощутимым нежеланием покидать тренировочную базу…
Вспоминая эти три необычных дня, я нередко возвращаюсь мыслями в то спокойное место, лишённое московской суеты и борьбы за выживание. И ещё я вспоминаю обращённые ко мне в полушутливом тоне вопросы Дениса: «Смогла бы ты всю жизнь провести со мной на сборах? Смогла бы навсегда отказаться от дома?»… Как знать? Ведь существуют реальные примеры подобной картины, когда спортсмена из города в город сопровождает дружная семья. Однако многим такое скитальчество без твёрдой почвы под ногами и крыши над головой кажется настоящим безумием. Хотя, известно, что у каждой стороны две медали. И там, где балом правит чистый рационализм, как правило, исчезает романтика. А в чертогах непредсказуемости и совместного преодоления проблем она, напротив, может расцвести, уподобляясь благородному растению, и даровать ценные плоды.
С этой точки зрения лыжи могут восприниматься как крылья, поднимающие человеческое естество над миром обыденности и рутины.
В следующем году у меня появятся собственные лыжи, и я научусь летать на невидимых крыльях пьянящей свободы и безупречно чистой, как губахинский снег, любви…"
Автор: Наталья Захарова
Фото: Наталья Захарова, Иван Зубков