Опубликовано: skisport.ru
Коньковый ход и не только!
Малинин В.М.- к.п.н. инструктор по ФКиС Международного Молодежного Центра «Земля Планета Людей», тренер по лыжным гонкам
Современный коньковый ход в спорте высших достижений обрёл неимоверно притягательную координационно-динамическую красоту и фантастические скоростные возможности. И это далеко не предел.
Колоссальному прогрессу способствуют: конкуренция на рынке спортивной экипировки (лыжи, крепления, палки, обувь, смазка), спортивное питание, обновляющиеся методики тренировок, направленные преимущественно на совершенствование технических характеристик, развитие высочайших функциональных качеств в скоростно-силовой выносливости.
Наблюдая за техникой коньковых ходов сотен лучших гонщиков мира, испытываешь неподдельное эстетическое наслаждение и восхищение от гармонии, координации, красоты, лёгкости и совершенства.
Их образцовая техника конькового хода (одношажного и не только) элегантна, отличается абсолютной симметрией, гармонией и компактностью. Конечности всегда в линии, центр тяжести перемещается в фазе скольжения ещё до постановки лыжи на снег, плечи всегда направлены в сторону носка скользящей лыжи.
В момент полного распрямления туловища под наконечниками палок образуется большой зазор, способствующий быстрому отталкиванию палками с вовлечением в усилие преимущественно широчайших и грудных мышц туловища.
При этом очень удивляет мастерство очень близко вести лыжи, филигранная фаза маха, которая позволяет передавать через лыжу на снег очень большое усилие, а затем ставить противоположную лыжу прямо по направлению движения.
Мало того, сегодня и спортсмены от первого спортивного разряда на лёгких скоростных трассах заставляют любоваться совершенством и многообразием конькового хода и не только…
Поневоле внимательно наблюдающего со стороны, начинают преследовать навязчивые мысли: «И я так тоже хочу научиться…».
И не случайно сегодня лыжные гонки и прогулки на лыжах становятся всё более модными и массовыми занятиями, постепенно приобретая статус фитнеса на лыжах.
Особенно в настоящее время популярен у всех категорий лыжников (гонщиков, любителей, туристов, детей и взрослых) модный и стильный коньковый ход и в особенности два его варианта: одношажный и двушажный.
Мы, группа энтузиастов ММЦ «Земля-планета людей» продвинулись в направлении развития лыж, как фитнеса для здоровья и удовольствия от ощущения скольжения на несколько позиций вперёд, опережая среднестатистические данные: классическая «неровная» лыжня на поляне, во дворе, на стадионе, на опушке, в парке, инвентарь на 75 мм, отсутствие необходимого ухода за лыжами.
Мы полностью сменили концепцию «НЕ АБЫ КАК» и добились первых планируемых успехов.
Чтобы делать как можно меньше ошибок в продвижении лыж как стильного вида физической активности опробовали все шаги применительно к детям нашей секции, начиная от 6-7 лет и старше.
Не исключаем, что на определённом этапе стали новаторами, широко используя для обучения коньковому ходу: коньки, роликовые коньки с палками, т.к. лыжероллеры на порядок дороже, а зимой естественно лыжи.
В целом получилось так, что обучение и совершенствование техники конькового хода и его модификаций в нашей системе проходит круглогодично и системно.
Весна, лето, осень тренировочным средством для постановки техники являются роликовые коньки с палками и без палок, имитационные упражнения и работа над равновесием. Зимой, в её начале, коньки (на своём катке с 10-15 чисел ноября!), поскольку «коньковая дорога» порой сильно задерживается из-за отсутствия снега.
Методика обучения следующая:
в целом (для одарённых и хорошо координированных детей), и с разбивкой на составляющие опорные, т.е. главные (от простого к сложному) упражнения.
Вначале с нулевого цикла мы учим и совершенствуем технику работы ног на роликах без палок (высокая стойка, взгляд направлен вперёд, оптимально и индивидуально согнуты ноги, таз и бёдра слегка впереди, суставы в линию, ролики равномерно прижаты к асфальту, позиция удобной «ёлочки», пятки близко).
Следующим действием учим детей делать шаги «ёлочкой» (приподнять поочерёдно ролики на несколько сантиметров и поставить вперёд себя) в стойке на согнутых ногах, постепенно подводя движения к короткому прокату (ролик катится вперёд-в сторону, по направлению «ёлочки», а ребёнок небольшим (коротким) разгибанием ноги в том же направлении толкается (разгибая попеременно ноги) от ролика, продолжая коротко шагать вперёд себя. Позднее необходимо ставить ролики (лыжероллеры, лыжи) дальше вперёд, удлиняя шаг и переходя к более длинному толчку и прокату.
Таким образом, методично и терпеливо (от базовой стойки), а не форсировано приходит сначала чувство ролика (позже лыж), потом умение грамотного направленного отталкивания вперёд-в сторону.
Когда освоена «ёлочка с прокатом» (несколько тренировок с ноля!), необходимо мягко перейти на соединение направленного отталкивания (скольжение с подседанием и разгибанием ноги) с махом и переносом центра тяжести тела на скользящий ролик (начать с очень незначительной амплитуды в работе корпуса) .
Сочетание отталкивания (разгибание ноги вперёд без разворота стопы и таза в сторону), с маятниковым движением прямых плеч (корпуса) в сторону маховой ноги и переходом ролика в положение скольжения – самый важный элемент техники (это приобретённое инерционное бросковое движение, или его недостаток, или вовсе отсутствие).
И совершенствовать это движение, наращивая инерцию до оптимальной у каждого отдельно взятого ребёнка (индивидуально), необходимо на каждой тренировке, добиваясь непринужденности в движении при переносе центра тяжести тела с толчковой ноги на маховую.
А маховая в свою очередь, после оптимальной (индивидуальной) фазы проката и скольжения с подседанием, становится толчковой в тот самый момент, когда махом подтянута стопа завершившей толчок ноги, а корпус (плечи) начали активный бросок с переносом центра тяжести тела, дающий активный импульс инерционного ускорения.
Таким образом, лыжник продвигается так называемыми на языке яхтсменов, галсами (вперёд-вправо, вперёд-влево), поддерживая скорость и успевая расслабляться перед очередным циклом.
Гораздо позже к этому грамотно сформированному навыку нужно подключить работу рук и туловища.
Почему? Потому, что не следует спешить.
Учить основам техники, и тем более тонкостям одновременного одношажного хода сразу с палками мы не рекомендуем.
Существует опасность закрепить ошибки, в результате которых центр тяжести будет находиться всегда посередине, между лыжами (нельзя решать сразу все задачи по координации), а корпус не создаст броскового (из стороны в сторону) инерционного движения.
Мы глубоко убеждены, что сначала нужно поставить толчок ногами (вперёд без разворота стопы и таза), затем поставить работу корпуса с переносом центра тяжести тела в унисон с толчком (в направлении переднего колеса ролика или носка лыжи), и только после этого по координации включить на очередном этапе руки, причём без палок (палки у слабо координированных скомкают все движения в кучу).
Когда вы, не спеша (от простого к сложному), добьётесь от детей и грамотных движений, и координации, только тогда добавьте палки как итоговое важное средство.
Техника «встанет» быстро, т.к. координация поставлена на предыдущем этапе.
При обучении и совершенствовании техники одновременного одношажного конькового хода с палками, постоянно сосредотачивать внимание детей на опережающем выносе палок вперёд–вверх, до момента активного очередного отталкивания ногой и отрыве лапок от лыжни на 10-15 сантиметров.
Эти рекомендации касаются последовательности освоения техники начинающими тренироваться, как на роликовых коньках (лыжероллерах), так и на лыжах.
Сначала техника, а потом уже и функциональная подготовка. Не наоборот. Детей не следует натаскивать на результат. В противном случае они быстро охладеют к этому красивому виду спорта…
А наша задача, научить их таким образом, чтобы, повзрослев, они не бросили активно кататься (или даже тренироваться) из-за отвращения к постоянным стрессовым функциональным нагрузкам в детстве, а привили любовь к одному из великолепнейших со всех сторон, доступных и полезных для здоровья видов спорта, своим детям, а они своим…