Опубликовано: skisport.ru
Предлагать-то предлагают... Но прежде всего давайте определимся, что мы называем или стремимся называть "внедорожниками" (или "вседорожниками", как кому нравится)? Мое личное мнение, которое, конечно может не совпадать с мнением уважаемой аудитории, "вседорожники" - универсальные лыжи, которые одинаково хорошо чувствующие себя в трех горнолыжных стихиях:
1. В целине. Подразумевается, что это свежевыпавший снег от 10 см до 100 см. Именно в этом диапазоне катается подавляющее большинство лыжников, которые умеют кататься в целине. Выше 50 см. начинается уже "глубокая" целина, которая является покрытием специфическим и для него уже необходимы специальные "целинные" лыжи.
2. На укатанном склоне. Диапазон этой стихии лежит от жесткого, ледянистого (не спортивного) склона, который обычно можно обнаружить рано утром или во время сильного мороза, после работы "снежных" пушек, после укатки трассы ратраком - до мягкого склона "отпущенного" полуденным солнцем, а то и вовсе раскисшего от весеннего тепла. В любом случае - это ровная снежная поверхность. Пример: "окультуренные", городские склоны, выглаженные европейские трассы.
Существует распространенное мнение, что лыжи "массовые", "лыжи для фрирайда" и " вседорожники" - одно явление. Однако как мне кажется, это далеко не так, поскольку есть коренные отличия "вседорожников" от озвученных выше классов лыж. Отличие в следующем, как мне кажется:
Самый большой сектор на горнолыжном рынке, так называемый "массовый" сектор - потребители его - мужчины и женщины, которые катаются от двух до пяти сезонов, обладают начальной, но не совершенной техникой и чувствуют себя беспомощными на поверхностях вроде глубокой целины или больших бугров. Основной элемент техники, который используют эти горнолыжники -"поворот проскальзыванием". Идеальное место катания для них - заглаженный, широкий и достаточно безопасный склон. Магазинная цена таких моделей лежит в "массовом" диапазоне (иначе - не купят) и обычно не выходит за рамки 150 - 300$. Соответственно, и технологии "массовые" подбираются и лыжи делаются под такие параметры. Но это точно не "внедорожники".
Очень долго (практически с момента появления этого сегмента снаряжения на рынке) многие горнолыжники полагали, что лыжи для фрирайда это "лыжи для любой поверхности и любого применения". На самом деле это не немного не так. "Фрирайдовые" лыжи изначально "заточены" под катание в целине - в свежем снегу, глубиной от 10 см. и глубже. Такие лыжи если и достаточно хорошо чувствуют себя на заглаженных, жестких склонах, то точно хуже своих "карвинговых" собратьев. Такие лыжи если и комфортны на буграх, то точно хуже специальных "могульных" лыж. Классика фрирайдового дела - Bandit-ы от Rossignol или X-Scream-ы от Salomon не слишком годятся для быстрого, маневренного катания мелкими дугами - поворотливости не хватает! Вывод: опять не получается "вседорожности"!
Тем не менее, настоящие "вседорожники", объединяющие в себе способность хорошо чувствовать себя в целине, четко резать поворот на жестком склоне и не срываясь вести дугу на разбитом склоне, появились в линейке подавляющего большинства производителей, по крайней мере, в прошлом году, и в качестве примера сочетания необходимых технологий с идеей, привожу "препарирование" модели Rossignol RPM, которую сам протестировал в Финляндии (Леви), в Приэльбрусье и на подмосковных сконах.
RPM - "Rossignol Power Mashine".
Вставки в зону управления лыж (между носком и креплением) из жесткого вискоэластика гасят вибрации, возникающие на высокой скорости при катании по жесткой поверхности и очень плохо влияющие на точную управляемость лыж. Кроме вставок в "зону управления" такие же вставки сделаны в "хвостовом отсеке" лыж - для гашения вибраций еще и в районе пяток ботинок.
Что дает: виброгашение и хорошую управляемость лыж на сложном рельефе.
В носке:
Сечение лыжи: широкое - для хорошего "всплывания" в целине и легкого входа в поворот и толстое - для сопротивления скручиванию.
В зоне установки креплений:
Сечение лыжи: узкое и толстое - для сопротивления деформации при ведении поворота и поглощения ударов при приземлении после прыжков.
В задней части:
Сечение лыжи: широкое и тонкое - для комфортного приземления после прыжков и надежного контроля лыж.
Кроме того, RPM 21 практически повторяет геометрию Bandit XX, а RPM 17 - Bandit X.
Что дает: мягкое скольжение в целине, четкое "ведение" дуги на жестком.
1. Снижение вибрации. Благодаря встроенным в платформу дополнительным виброгасящим элементам повышается комфорт в "ботиночной" области при катании по жесткой или бугристой поверхности склонов.
2. Оптимизация прогиба лыжи в "ботиночной" области. Благодаря "плавающим" шурупам и тому, что платформа состоит из двух частей, между которыми проложен слой виброгасителя, прогиб лыжи в "ботиночной" области практически свободен.
3. Держание на "жестком". Платформы, как технологическое приспособление, появились впервые на спортивных лыжах. Причина появления - увеличенная длина рычага с помощью которого лыжа давит на склон. Больше рычаг - больше сила, больше сила - лыжа лучше врезается в жесткий, леденистый склон. Платформа X- Pulsion как раз и обеспечивает этот "дополнительный" рычаг.
В коллекции "вседорожников" у Rossignol есть RPM 21 и RPM17. Разница - в площади скользящей поверхности. У "21" она больше - 21 кв. Дм., а у "17" - меньше - 17 кв. Дм. Соответственно, у 21 лучше проходимость в целине, а у17 - лучше маневренность.
Резюме:
Rossignol RPM - не "массовые" лыжи, хотя по своей универсальности они обеспечивают запросы большинства горнолыжников. RPM - не лыжи для фрирайда, хотя они могут спокойно "плыть" в свежевыпавшем пухляке. RPM - не лыжи для карвинга или для скоростного маневренного катания по "жесткому", хотя они отлично режут ледяной склон. RPM не укладывается в жесткие рамки "или - или", эта модель, не разделяет, а объединяет способности горнолыжника, давая ему поддержку в очень широком спектре ситуаций. Ну чем не "вседорожник"?