Трансляции
  • 22 декабря, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Кубок России, 5 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:40
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:50
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.

Как можно быстро научиться резаному повороту

Опубликовано: skisport.ru

Зависимость методики от цели обучения.

Всякая методика обучения, прежде всего, зависит от конечной цели обучения. Скажем, если конечная цель обучения - повороты "ведельн" и "годиль" - это одна методика, если цель - резаный поворот - совершенно другая методика.

Обучив человека первоначально резаному повороту, можно легко потом научить его "ведельну" и "годилю" или другим поворотам, в которых поворот начинается с облегчения лыж.

А вот горнолыжника, уже обученного ведельну или годилю, учить резаному повороту трудно, ибо повороты в годиле и ведельне начинаются с момента окончания разгибания ног, а в резаном повороте - с сильно согнутых ног. Это приводит к тому, что последовательность движений в двигательном навыке "резаный поворот" и в поворотах ведельн и годиль совершенно различны. Поэтому обучение резаному повороту после того, как прочно усвоена последовательность движений в навыках ведельна и годиля, трудна, требует больших усилий и времени. В этом случае учиться с чистого листа гораздо легче и быстрей.

Сегодня горнолыжный спорт - это, прежде всего, великолепно организованная горнолыжная индустрия: подъемники позволяют совершать за тренировочный день большее число спусков, а ратраки и снежные пушки спускаться по хорошо ухоженным, великолепно подготовленным и жестким трассам. Современный горнолыжный инвентарь, в том числе и лыжи новой технологии и с карвинговой геометрией, облегчают и делают более увлекательным управление ими. В то же время, для того чтобы в полной мере использовать эти достоинства современных горных лыж, нужно хорошо освоить резаный поворот.

Поэтому сегодня конечной целью обучения в горных лыжах следует принять резаный поворот, который к тому же не трудней других способов управления лыжами, а обучение ему вполне доступно каждому. Он прикладней ведельна и годиля. Используя его, горнолыжник может ездить по очень жестким трассам, которые всегда бывают там, где применяется искусственный снег и ратраки. Резаный поворот позволяет без проблем спускаться и по очень сложным, жестким, спортивным трассам, успешно соревноваться и выигрывать соревнования и наиболее полно использовать современный горнолыжный инвентарь.

Методика обучения на пологих склонах и склонах средней крутизны.

А теперь вновь напомню, что лыжи в резаном повороте заставляет поворачивать постановка их на кант и увеличение давления на них. Вот почему именно с этих двух движений и следует начинать обучение резаному повороту. Обучение может начинаться различно. Первый, наиболее простой способ, успешно может быть применен на не очень крутом склоне новичками. Состоит он в следующем:

Горнолыжника учат спускаться прямо, на участке совсем пологого склона, имеющего хороший выкат. Затем показывают, как разводить пятки лыж в стороны, вставать в плуг и тормозить. Это следует проделать несколько раз. Особо нужно обращать внимание обучаемого на необходимость сгибать колени и подавать их и голени вперед, так, чтобы угол, образуемый стопой и голенью, становился более острым. Затем надо научить горнолыжника, принявшего позицию плуга, сближать колени, ибо от этого торможение увеличивается, а лыжи более круто встают на внутренний кант. Горнолыжнику следует объяснить, что если он, спускаясь с горы в плуге, согнет правую ногу сильней и наклонит колено этой ноги внутрь поворота, а затем начнет ногу в коленном суставе разгибать, то лыжа окажется на канте и давление на нее увеличится. Она станет кривой и сама будет резано поворачивать влево, причем будет это делать достаточно быстро и круто. Другая нога горнолыжника в это время будет продолжать скользить по снегу незагруженной и сохранять положение плуга. Когда же горнолыжнику потребуется повернуть в другую сторону, то он должен будет перенести вес на безопорную, согнутую левую ногу, вывести колено этой ноги внутрь поворота и начать разгибать ногу в коленном суставе, надавливая тем самым каблуком ботинка на лыжу.

Когда он это освоит, на что ему на пологой горе потребуется не больше 1,5 часа, он поймет, что управление лыжами стало ему доступно и перестанет бояться спусков. Они перестанут его пугать, т.к. он теперь может регулировать скорость и изменять направление спуска.

Кроме того, он должен, продолжая надавливать на закантованную лыжу, научиться гасить скорость более крутыми поворотами, заставляя лыжи поворачивать до перпендикуляра по отношению к линии падения склона. Когда горнолыжник научится таким способом без напряжения поворачивать влево и вправо, повороты его станут резаными и будут совершаться на кантах, без проскальзывания. Однако, положение лыж в плуге у горнолыжника еще будет некоторое время оставаться.

Упражняясь в этом, горнолыжник должен следить за тем, чтобы ни одна из безопорных лыж, стоящих в плуге, не выдвигалась вперед, а каждый новый поворот начинался с надавливания на поставленную на кант лыжу. Когда он и это освоит, ему нужно будет продолжать делать те же резаные повороты в плуге, но так, чтобы они следовали один за другим все более часто. Со временем повороты станут более пологими и быстрыми, а обучающийся, чтобы сохранять частоту поворотов, вынужден будет выводить лыжи из положения плуга и совершать повороты на широко поставленных, но параллельных лыжах. В это время от него надо требовать, чтобы он сильней кантовал лыжи, активнее наклонял колено внутрь поворота, энергичней надавливал каблуком ботинка на лыжу, все больше уменьшал угол разведения задников лыж, приближая положение лыж под углом к их положению параллельно друг другу, и продолжая кантовать их и в этой позиции.

Если склон не очень крутой, а обучающий инструктор или тренер может хорошо показывать, как от резаного плуга совершенно естественно можно переходить к резаному повороту на параллельных лыжах, и будет повторять этот показ часто перед обучаемыми, то резаный поворот, конечно не очень еще совершенный, начнет получаться через 3-4 дня. Естественно, он будет далеко не мастерским, а всего лишь упрощенной схемой движений в навыке резаного поворота, последовательно повторяющим основные движения этого навыка.

Опираясь на эту освоенную схему резаного поворота, горнолыжник может совершенствоваться дальше, приближаясь все больше и больше к настоящему резаному повороту. Освоив это, он сможет свободно спускаться по склонам с жестким снежным покрытием и не бояться этих спусков. Он может, по желанию, не только совершенствоваться дальше в спусках, но и ходить по простейшим спортивным трассам. Однако эта методика хороша, действенна и эффективна только при условии, что склон пологий, хорошо укатан, имеет в некоторых местах более крутые участки, а обучающий тренер сам хорошо владеет резаным поворотом.

Методика обучения на крутых склонах при отсутствии пологих и средних.

Если при начальном обучении простой пологий склон отсутствует и начинать обучение приходится сразу на крутом склоне, или есть очень пологий склон, а средний склон отсутствует и имеется только крутой склон, то тренер вынужден будет прибегнуть к другой методике, которая вытекает из методик, используемых с давних пор во всех лыжных школах мира.

Она состоит:
а) из прямого спуска на самом выкате крутой горы;
б) из косого спуска, с обязательным акцентированием загрузки нижней лыжи;
в) соскальзывания боком, по крутому склону, с приведением колена нижней ноги то к склону - и этим закантовывая лыжу, то от склона, что ставит лыжи плоско и приводит их к соскальзыванию;
г) затем изучается поворот к склону с опорой на нижнюю лыжу, но не просто с опорой на внутренний кант нижней лыжи, а осваивается и толчок кантом лыжи о поверхность снега для убыстрения входа лыж в поворот и увеличения скорости.

Следующий этап: осваиваем поворот к склону из спуска наискось в различных вариациях, постепенно приближая косой спуск к прямому. А дальше сочетаем его с резаным поворотом к склону и некрутым поворотом упором от склона. Потом снова делаем резаный поворот к склону и поворот соскальзыванием от склона.

Следующий этап: делаем быстро следующие один за другим резаные повороты к склону (гирлянды). После этого учимся верхнюю незагруженную лыжу отодвигать назад, переносить на нее вес тела, отводить колено от склона, ставя этим верхнюю лыжу на кант и начинать разгибать верхнюю ногу в коленном суставе, увеличивая тем самым давление на лыжу. Лыжа прогибается, становится кривой и начинает делать резаный поворот от склона. Затем снова следуют два резаных поворота к склону и один резаный поворот от склона с предварительным отодвиганием стопы назад. После этого два резаных поворота к склону уменьшаем до одного и делаем один поворот к склону, один от склона. При этом очень важно обратить внимание на следующие детали в этих поворотах:

- начинать опираться на верхнюю ногу тогда, когда ее стопа поравняется со стопой нижней опорной ноги. В этот момент коленный и голеностопный суставы должны быть хорошо согнуты, а передняя часть стопы взята на себя.

В то же время горнолыжник не должен, ставя верхнюю лыжу на снег, разгибать одноименную ногу в коленном и голеностопном суставах, а должен разгибать ее только в тазобедренном суставе, что приблизит стопу этой ноги с лыжей к снегу и отодвинет ее назад. Когда же стопа отодвинется назад и вместе с лыжей окажется рядом со снегом, то нижняя нога горнолыжника должна будет очень быстро вновь согнуться до касания безопорной лыжей снега. И тогда на безопорную лыжу можно будет перенести вес. Она встанет на снег, колено ноги сместится внутрь поворота, лыжа окажется на канте, а одноименная нога начнет разгибаться, надавливая на кант. Прогибая лыжу, которая станет кривой и начнет поворачивать.

Если горнолыжнику все это удастся сделать точно, то поворот начнет приближаться к мастерскому. Освоив резаный поворот в более простых условиях, горнолыжнику захочется им пользоваться и в более сложных условиях: на очень жестком и быстром искусственном снегу, на спортивных трассах и на крутых трассах, на которых он должен поворачивать не там, где ему заблагорассудится, а там где этого требует выбранный путь.

Совершенствование бесконечно… Особенно оно бесконечно в горных лыжах. И если Вы действительно хотите стать очень хорошим горнолыжником, на это потребуется время. Но не горюйте, что лыжи Вас слишком увлекут и отнимут много времени. Это хорошо. Вы будете много двигаться, что поможет Вам оставаться здоровым.

Для тех, кто много времени посвятил горным лыжам, ходит по трассам и стремится к высоким спортивным результатам.

А теперь я хочу обратиться к тем, кто много времени посвятил горным лыжам, хорошо ходит по трассам и стремится к высоким спортивным результатам. Все, что было изложено выше - это основа современных горных лыж. Без ее освоения высоких результатов сегодня достигнуть трудно.

Большинство из Вас учились, наверное, по-другому. Многое из того, что я излагал, Вам может показаться незначительным и ненужным. Не буду убеждать Вас думать по иному. Только время расставит все на свои места.

И все-таки, несмотря на это, некоторые истины для Вас, стремящихся к спортивным результатам, постараюсь изложить.

Вы хотите быстрее всех проходить трассы, на которых соревнуетесь, поэтому не плохо было бы вспомнить одну формулу, которую знало мое поколение, учась в 8 классе средней школы:

St = V , где t - время, V - скорость, S - путь.

Попробуем эту формулу расшифровать с позиции горных лыж и посмотрим из чего состоит путь спускающегося по трассе горнолыжника. Он состоит из сопряженных между собой дуг, по которым двигается на трассе спортсмен. Путь спортсмена будет тем короче, чем более выпрямленными окажутся составляющие его дуги.

От чего же зависит максимальное спрямление пути:
1) от характера поставленной трассы;
2) от умения спортсмена точно, в нужный момент начинать поворот и без какого-либо промедления переходить к следующему, ибо всякое промедление с переходом к следующему повороту удлиняет путь спортсмена.

Теперь посмотрим, от чего будет изменяться скорость спускающегося по трассе спортсмена. Прежде всего, от крутизны склона и скольжения лыж.

В связи с этим, чем больше будут приближаться дуги, по которым спускается спортсмен, к линии падения склона, тем больше будет нарастать скорость спуска.

А это, в свою очередь, будет зависеть:
а) от характера поставленной трассы;
б) от умения горнолыжника спрямлять путь на поставленной трассе;
в) от умения ускорять движение лыж за счет своих мышечных усилий;
г) от умения двигаться по дуге без проскальзывания лыж, резано и тем самым не терять набранную скорость.

Чтобы выполнить все вышеизложенное, горнолыжник должен сдулать четко и без промедления ряд очень важных движений, составляющих навык резанного поворота:
а) быстро перенести вес с одной опорной ноги на другую, сохраняя при этом ногу сильно согнутой в коленном и голеностопном суставах;
б) отвести стопу безопорной ноги вместе с лыжей назад и приблизить к снегу за счет ее разгибания в тазобедренном суставе;
в) колено безопорной ноги вывести внутрь поворота так, чтобы голень безопорной ноги оказалась параллельной голени опорной ноги и не мешала последней ставить кант под нужным углом.

Сегодня каждое движение, входящее в навык резаного поворота, опробовано и играет свою очень важную роль; оно не может, по чьей-либо прихоти, безболезненно быть выведено из навыка или заменено другим движением.

Только большие спортсмены, соревнующиеся продолжительное время на крупнейших соревнованиях, способны вносить эффективные коррективы в сложившийся навык. Думаю, что всем остальным, кто пытается во что бы то ни стало внести коррективы в двигательный навык резаного поворота, лучше этого не делать совсем, или уж если и делать, если уж и делать, то очень осмотрительно, с умом и крайне осторожно.

Появление лыж с карвинговой геометрией, явление, без всякого сомнения, прогрессивное. Оно кардинально облегчило и улучшило управление лыжами. Однако из-за чрезмерной рекламы карвинговая лыжа была преподнесена как самое великое открытие в горных лыжах, способное изменить горные лыжи настолько, что они перестали бы быть похожими на себя. Появилось большое количество рекламных плакатовна которых спортсмены спускаются в совершенно немыслимых для горнолыжников позах. Начала рекламироваться специальная горнолыжная техника на карвингах. Как чудо стали преподноситься лыжи с карвинговой геометрией, которые стоит только надеть и сразу научишься ими управлять и легко помчишься по глубокому снегу и льду.

В последнее время к нам стали часто приезжать в гости эмигрировавшие когда-то из России горнолыжники, называющие себя горнолыжными инструкторами. Раньше они были большей частью посредственными горнолыжниками и такими большинство из них остаются и сегодня. Эти горнолыжные "специалисты", надеясь на некомпетентность наших любителей горных лыж, стали учить простаков, как надо кататься на современных горных лыжах. Учить совершенно невероятному, ничего общего не имеющему с настоящими современными горными лыжами.

А жизнь, между тем, идет своим чередом. Производители лыж, получив великолепную рекламу на карвинговые лыжи и продав уйму лыж новых конструкций, не сидят сложа руки, а совершенствуют дальше лыжи с новой геометрией, улучшая их гибкость в продольной плоскости и увеличивая жесткость в поперечной плоскости. Кроме того, они уменьшили длину лыж. Во всем этом были достигнуты великолепные результаты. Новые современные лыжи, конечно, внесли и небольшие коррективы в мастерство горнолыжной элиты. Но это были лишь небольшие дополнения, в корне не меняющие складывавшийся годами стереотип резаного поворота. Да этого и не могло случиться. Ведь геометрические формы классических и карвинговыых лыж созданы на одном и том же принципе.: на разнице между шириной носка, середины и пятки лыжи, что и дало возможность выполнять на тех и других моделях резаный поворот. Однако разница в геометрических формах носка, талии и пятки у карвинговых лыж была больше, чем в классических. Лыжа с карвинговой геометрией, поставленная на кант, способна сильней прогибаться и круче поворачивать, что приводит к возникновению большей центробежной силы и заставляет горнолыжника искать более эффективных способов борьбы с ней. Присматриваясь к спускам лучших горнолыжников мира на трассах слалома на Первенстве мира в Сант-Антоне в 2001 году, и особенно на Олимпийских играх в 2002 году в США, следует признать, что спортсмены не только все больше и больше приспосабливаются к новым моделям лыж с карвинговой геометрией, но и приспосабливаясь прибегают часто к новым движениям при выполнении давно освоенного двигательного навыка "резаный поворот".

Новая технология горных лыж позволила производить лыжи, которые способствуют убыстрению перехода от одного резаного поворота к другому, ведь лыжа с карвинговой геометрией, поставленная на кант способна сильней прогибаться, круче поворачивать и быстрей начинать новый поворот.

Все это потребовало более быстрой перекантовки лыж. Положение плоских лыж, при переходе от одного поворота к другому, исчезло. Поворот стал более совершенным, проскальзывание лыж почти полностью исключилось.

Почему же стала возможна такая перекантовка лыж? Да потому, что быстрой и хорошей закантовке внешней лыжи часто мешала голень и колено внутренней ноги. Горнолыжник же раньше стараясь поставить на снег и закановать внутреннюю лыжу, которая через мгновение должна стать внешней, не обращал никакого внимания на положение уже раскантованной внешней ноги, голень которой встав на снег вертикально, мешала колену противоположной ноги уйти внутрь и закантовать одноименную лыжу, что не только задерживало начало следующего резаного поворота, но и не давало поставить лыжу на нужный угол при постановке ее на кант.

Но стоило горнолыжнику начать уводить колено бывшей внутренней ноги внутрь вместе с коленом внешней ноги, как голень и колено этой ноги смогли уходить далеко внутри поворота и лыжа этой ноги с самого начала поворота стала вставать на кант под нужным углом.

Весь поворот начал протекать без проскальзывания, резано.

Все это вместе взятое позволило горнолыжнику уменьшить время на переход от одного поворота на кантах к другому, что уменьшило проскальзывание лыж.

При использовании карвинговых лыж появились и отрицательные моменты. Так, например, поставленная на внешний кант карвинговая лыжа, загруженная даже на краткий миг, сразу начинает поворачивать внутрь дуги, что часто приводит на трассах слалома к положению "флаг верхом", а на трассах слалома гиганта к быстрому уходу внутренней лыжи вверх по склону и к последующему непроизвольному широкому ведению лыж.

Широкое же ведение лыж на крутом склоне, при переходе спортсмена с нижней лыжи на верхнюю, вынуждает горнолыжника перемещать общий центр тяжести по вертикали на довольно большое расстояние. В результате горнолыжник не успевает вовремя и хорошо надавить на лыжу, прогнуть ее, врезать кант в жесткий снег и разогнать лыжу. Резаный поворот не получается, и горнолыжнику приходится, чтобы повернуть, облегчать лыжи с помощью прыжка и вращать облегченные лыжи в сторону поворота, как это делали горнолыжники раньше. Что же в этой ситуации нужно делать? Бороться с загрузкой наружного канта верхней лыжи при переходе спортсмена в другой поворот, а не считать эту загрузку неизбежной издержкой резаного поворота на карвинговых лыжах и никак на нее не реагировать.

Хороший горнолыжник в своих движениях совершенен. Однако, чем движение совершенней, тем меньше оно заметно у мастера.

Плохой же горнолыжник делает ошибки, которые хорошо заметны.

Если Вы хотите увидеть, что делает в действительности мастер, когда выполняет современный поворот, снимайте его на видеопленку или ищите эту видеопленку и смотрите ее замедленно, иначе главного Вы не заметите.

Когда Вы увидите, что делает мастер, спускаясь по трассе, попробуйте поразмыслить над этим и разобраться в том, каково это движение и что оно дает мастеру. И только после этого Вы сможете решить, брать ли это движение на вооружение или отказаться от него.

В заключение хочу от лица всех любителей горных лыж еще раз поблагодарить тех замечательных горнолыжников прошлого и настоящего, которые бесстрашно и бескомпромиссно соревновались или соревнуются и сегодня на первенствах мира, Кубке мира и Олимпийских играх, прокладывая путь к совершенству в горных лыжах. Без усилий этих спортсменов прогресс в горнолыжном спорте был бы минимален.

Skisport 18069 27.09.2002
Рейтинг: 0 0 0