Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.

Механизма резаного поворота

Опубликовано: skisport.ru

Двигательный навык, созданный на основе механизма резаного поворота, позволяет горнолыжникам легко управлять современными горными лыжами.

Для того чтобы механизм резаного поворота, о котором мы писали, можно было превратить в двигательный навык и с его помощью управлять лыжами, горнолыжникам надо научиться совершать ряд движений, следующих одно за другим в определенной последовательности и через соответствующие промежутки времени.

Этот двигательный навык не наша фантазия. Он заимствован у лучших горнолыжников мира, которые его совершенствовали в течение очень продолжительного времени.

Посмотрим, из каких же конкретных движений состоит двигательный навык резаного поворота, с которым мы познакомились на основании сделанных видеозаписей сильнейших горнолыжников.

Начнем с момента, когда горнолыжник, заканчивая очередной поворот на нижней опорной лыже, увеличивает в последний момент давление на ее внутренний кант и этим убыстряет свое движение по дуге.

Посмотрим, что делает его безопорная, верхняя нога. Она сгибается в голеностопном и коленном суставах, в результате чего лыжа на мгновение отрывается от снега. Затем, используя разгибание этой же ноги в тазобедренном суставе, горнолыжник приближает стопу с лыжей к снегу и отодвигает ее назад. Когда же лыжа приблизилась к снегу достаточно близко, он нижнюю опорную ногу вновь быстро сгибает и лыжа безопорной ноги касается снега.

В идеале, при постановке лыжи на снег, она должна оказаться уже закантованной, а дальше ее нужно кантовать еще сильнее.

Этому же часто мешает голень безопорной ноги. Чтобы избежать этого надо либо безопорную ногу ставить дальше от опорной ноги, что неминуемо приведет к более широкому ведению лыж, а это нежелательно. Либо надо разгибая безопорную ногу в тазобедренном суставе, колено этой ноги также отвести внутрь поворота настолько, чтобы голень ее стала параллельной голени опорной ноги, а лыжа оказалась в той же плоскости, что и противоположная лыжа.

Это позволит лыжу, на которую опирается в данный момент горнолыжник, при необходимости закантовать еще сильнее, а центр тяжести еще более сместить внутрь.

При сгибании опорной ноги давление на опорную лыжу уменьшается. От этого лыжа начинает проскальзывать. Поворот на ней перестает быть резаным. И это хоть и нежелательно, но неизбежно. В то же время горнолыжнику при переносе веса на верхнюю лыжу необходимо оказаться на сильно согнутой в коленном и голеностопном суставах ноге.

Для этого будущую опорную ногу при постановке лыжи на снег надо дополнительно согнуть в коленном и голеностопном суставах и как бы припасть на пока еще безопорную верхнюю ногу. После этого вывести сильно согнутое колено внутрь поворота и этим закантовать лыжу, а затем начать разгибать ногу.

Давление от этого на лыжу увеличится. Лыжа прогнется, станет кривой и без дополнительных усилий начнет поворачивать. Это приведет к образованию центробежной силы, которая будет стремиться опрокинуть горнолыжника наружу поворота. Чтобы противостоять ей, горнолыжник, опираясь на врезанный в твердый снег или лед кант, начинает разгибать опорную ногу и смещать центр тяжести внутрь поворота. Затем наступает момент, когда центробежную силу уравновешивает центростремительная. Опорная нога перестает разгибаться и смещать общий центр тяжести внутрь. Наступает статическое равновесие, при котором центробежная сила будет нейтрализована.

Наружная нога, опираясь на врезанный в лед кант, теперь сопротивляется центробежной силе, не разгибаясь. Она оказывает ей сопротивление, находясь в статическом положении. Этого оказывается достаточно, чтобы сохранить давление на внешнюю лыжу, которая остается прогнутой, а кант - врезанным в снег, что делает возможным продолжение резаного поворота.

Наконец дуга, по которой двигается горнолыжник, приближается к своей конечной цели и у последнего появляется необходимость закончить предыдущий поворот и начать новый в другую сторону.

Для этого горнолыжнику необходимо в конце поворота более энергично и мощно разогнуть опорную ногу в коленном и голеностопном суставах. От этого масса горнолыжника получит дополнительное ускорение.

Затем нога вновь снова быстро сгибается, а остатки центробежной силы возвращают туловище из наклона внутрь в вертикальное положение. Это мгновение и будет самым благоприятным моментом для начала нового поворота.

Весь цикл движений начнет повторяться, но теперь на другой ноге и в другую сторону.

И так мы попытались познакомить Вас с полным циклом движений, которые входят в двигательный навык одного резаного поворота.

К изложенному хотелось бы добавить что: "В каждом двигательном навыке есть очень важные, входящие в него движения, без которых навык просто не мог бы нормально существовать, и есть второстепенные, без которых он чуть хуже, но существует.

Некоторые ключевые движения, входящие в двигательный навык резаного поворота.

Сейчас я попробую обратить Ваше внимание на одно ключевое движение и попытаюсь объяснить, почему это движение ключевое.

Вернусь к журналу "Лыжный спорт", № 17, стр.47. Здесь Грег Гуршман рассказывает о том, как под Ленинградом, в Коробицыно проходили студенческие соревнования горнолыжников и одному из участников удалось выиграть эти соревнования, проходившие на ледяной трассе. Выступал горнолыжник на совершенно негодных лыжах с абсолютно тупыми кантами. У его соперников были современные лыжи, канты которых были хорошо наточены

Комментируя эти события, Гуршман подчеркивал, что важен не только хороший инвентарь, но и в не меньшей степени умение горнолыжника управлять им.

К сожалению, он не обмолвился о том, каким образом горнолыжнику удалось осуществить это. Меня там не было, но готов дать руку на отсечение, что все изложенное им действительно имело место. Почему я в этом уверен? Да потому, что со мной когда-то произошло нечто похожее.

В 1968 году мой ученик Виктор Беляков оказался в сборной команде СССР и должен был выступать на Зимних Олимпийских Играх в Гренобле. Как это часто случалось с горнолыжниками, тренер сборной Кабин Ю.И. был направлен один с командой в которой были мужчины и женщины. Поэтому профсоюзы предложили мне поехать с туристской группой, выезжавшей на Олимпиаду, и помочь своему ученику и Кабину Ю.И. Предложение было сделано весьма неожиданно. Времени до отъезда оставалось в обрез. Надо было срочно оформить все необходимые формальности. Я еле успел собрать рюкзак, запихнуть в него горнолыжные ботинки, связать лыжи и в путь.

Первым у горнолыжников был скоростной спуск, надо было помочь Белякову разобраться с трассой скоростного спуска и наметить план - действий на ней. Поэтому лыжи я взял для скоростного спуска, металлические "Кестле", размером 2 м 20 см, изрядно потрепанные на каменистых чегетских трассах, с совершенно забитыми и давно не точеными кантами. Туристская группа, а с нею и я, прибыли в Гренобль с опозданием. Разместили нас в Сант-Эгреве, довольно далеко от Шамруса, месте проведения соревнований по горным лыжам. Очень много времени уходило на переезды, и я никак не мог выкроить время для того, чтобы наточить канты у собственных лыж.

В скоростном спуске я успел только к "Нон-стопу".

Следующим в программе был слалом. Здесь моя задача была значительно проще: привозить со старта на финиш теплую одежду команды.

На трассе слалома в Шамрусе был очень жесткий лед. Мои спусковые лыжи с тупыми кантами не держали и ехали больше юзом, чем по дуге. Я проклинал себя за то, что взял только спусковые лыжи, да еще с тупыми кантами, но изменить уже ничего не мог. Увешанный одеждой участников я готовился спуститься в очередной раз к финишу.

Впереди меня готовились сделать то же самое два немецких спортсмена, так же как и я увешанные куртками. Понимая, что и этот мой спуск станет копией спусков неумелого "чайника", я не поехал первым, а пропустил немцев вперед и последовал за ними… Вдруг, через несколько поворотов, я почувствовал, что давно не точеные лыжи стали острыми, а я - хорошим лыжником, легко спускающимся по крутой и жесткой трассе слалома. Но вот и финиш. Останавливаюсь сзади немцев и пытаюсь понять, почему так хорошо в этом спуске держали мои лыжи и так легко было мне спускаться.

Половина ответа на этот вопрос сразу была найдена. Я ехал сзади немцев и повторял их движения. Вторая половина вопроса - что делали немцы, а за ними и я, спускаясь по крутой и ледяной трассе, - в то время так и осталась без ответа.

Я попробовал еще раз спуститься по той же трассе один. Ничего не вышло.

Прошло довольно много времени, а я все никак не мог вспомнить и воспроизвести те ощущения, которые мне подарил спуск за немцами. Попробовал это воспроизвести и вернувшись домой. Иногда получалось, но потом все снова исчезало, и я, как и раньше, при езде по ледяным трассам оставался беспомощным. И только значительно позже, когда я увлекся монтированием горнолыжных видеофильмов об Олимпиадах и Кубке мира и по много раз стал смотреть повороты спускающихся по трассе Стенмарка, Жирардели, Томбы, Френи Шнейдер и других, постиг суть их движений и понял, из чего состоят их двигательные навыки. А затем стал сам пробовать спускаться резано без проскальзывания по льду, используя подмеченную у "Великих" изюминку.

Для того чтобы эта изюминка стала Вам понятной, отвлекусь немного в сторону.

Чтобы лыжа не проскользнула, надо не только хорошо наточить ее канты, но закантовать лыжу и увеличить давление на кант.

Чем жестче снежный покров на трассе, больше скорость горнолыжника и тупее кант, тем более четко и вовремя лыжа должна быть поставлена на кант и сильнее должно быть осуществлено давление на нее.

От чего же это зависит?
а) Во-первых, от мощности разгибания опорной ноги в коленном суставе.
б) Во- вторых, от того, под каким углом будет находиться голень к стопе, давящей на кант лыжи. Чем больше будет этот угол приближаться к прямому, тем мощнее будет надавливать на кант нога и тем больше это усилие будет направлено на врезание самого канта в лед.

Между тем кант должен быть очень быстро и сильно врезан в лед уже в самом начале поворота, а для этого опорная лыжа при постановке ее на снег должна оказаться в положении, когда общий центр тяжести окажется над стопой горнолыжника. Или иначе говоря, перпендикуляр, опущенный из общего центра тяжести горнолыжника, должен приходиться на середину стопы горнолыжника. Только из этого положения горнолыжник и может наиболее рационально и мощно врезать внешний кант опорной ноги в лед и легко смещать общий центр тяжести внутрь поворота.

Но это всего лишь теоретически, а как это сделать практически? Видеть смещение своего общего центра тяжести (ОЦТ) горнолыжник не может, поэтому контролировать его перемещение зрительно он не в состоянии. Контроль возможен только на основании двигательных ощущений.

Чтобы, переходя с одной опорной лыжи на другую автоматически и точно сохранять проекцию центра тяжести над опорной стопой , горнолыжник должен проделывать ряд движений, о которых мы уже говорили, описывая всю цепочку движений в двигательном навыке резаного поворота.

Я не буду вновь подробно рассказывать об этих очень важных для точной постановки лыж на снег движениях, а лишь попрошу читателей вернуться к тому, что уже было нами сказано по поводу того, что должна делать безопорная внутренняя нога горнолыжника, превращаясь в опорную. Однако позволю себе все таки повториться и скажу, что без отодвигания безопорной ноги назад и приближения ее стопы с лыжей к снегу и последующей закантовки , а также припадания на эту ногу, настоящий резаный поворот, автоматически и без ошибок, сделать очень трудно.

Появление лыж новой геометрии привело к тому что среди ряда тренеров и инструкторов появилось ошибочное понимание некоторых движений в двигательном навыке "резаный поворот", выполняемого сильнейшими горнолыжниками мира.

С появлением лыж, основанных на новой геометрии, мы часто стали слышать от хороших и опытных и от плохих и малоопытных тренеров, что теперь все лучшие горнолыжники мира делают повороты на двух, широко поставленных опорных лыжах. Это неверно и является плодом плохой наблюдательности тренеров, редким и плохим использованием замедленной видеосъемки и неправильным пониманием биомеханики поворота. Горнолыжные повороты сегодня протекают на более высокой скорости, поэтому более скоротечны и молниеносны. Увидеть, что делают современные горнолыжники, без видеосъемки стало трудней. В связи с этим что-либо правильно заметить бывает нелегко.

Поворачивать, делая сразу две ноги опорными, в хорошем резаном повороте невозможно, т.к. одновременно и в равной степени одинаково прогнуть обе лыжи нельзя. В этом случае крутизна поворотов у обеих лыж будет разная, а лыжи будут иметь тенденцию либо разъезжаться в разные стороны, либо скрещиваться.

Хорошо поворачивать резано можно либо опираясь на одну внешнюю лыжу, либо на одну внутреннюю. Исходя из анатомических особенностей ноги человека, это удобней и точней делать на внешней ноге. В силу этого большинство горнолыжников и используют внешнюю ногу. Внутренняя же нога используется только иногда, в особых ситуациях. Определить же ногу, которая становится опорной, зрительно - трудно, т.к. обе лыжи у многих хороших современных горнолыжников касаются снега. Говорить же о широком ведении лыж и вовсе не приходится, ибо на двух опорных ногах хорошие горнолыжники оказываются крайне редко. Поэтому можно говорить о широком ведении только внутренней лыжи по отношению к внешней или наоборот. Причем на некрутых склонах широкое ведение лыж может мешать горнолыжнику лишь тем, что будет увеличивать время перехода его с одной опорной лыжи на другую, ибо при широком ведении лыж, для переноса ОЦТ с одной лыжи на другую требуется преодолеть более длинный путь. А вот, на крутых склонах, когда горнолыжнику приходится еще и перемещать ОЦТ на большую высоту, он часто не успевает вовремя надавить на лыжу, прогнуть ее и начать поворот и вынужден отрывать обе лыжи от снега и вращать их в воздухе. При таком повороте кант не врезается в снег, лыжи проскальзывают и разогнать их при движении по дуге невозможно.

Выдвижение же верхней лыжи вперед невыгодно и опасно, т.к. опора на выдвинутую вперед внутреннюю лыжу часто приводит к падению. А при переходе в следующий поворот на крутом склоне лыжа часто уходит из-под горнолыжника, и это может приводить к нарушению равновесия.

Как видите, езда на двух опорных лыжах и широкое ведение лыж не только не выгодны, но и могут приводить к неприятным последствиям. Наличие этих особенностей у горнолыжников вовсе не говорит о новом более современном их мастерстве, а свидетельствует о том, что данный спортсмен не сумел приспособиться к новому инвентарю или новым условиям, что в конечном счете привело его не к совершенству, а к ошибкам. Кстати сказать, заметней всегда ошибки, совершенное же движение в глаза не бросается, на то оно и совершенное, и мы из-за этого часто путаем ошибки и достоинства.

Впрочем, мы уверены, что все, о чем мы упоминали выше, будет преодолено. Хорошие горнолыжники приспособятся к новому и все, что они будут делать на лыжах, станет снова совершенным.

Того же, кто не успеет это сделать, но будет продолжать соревноваться, спорт все равно выкинет на обочину.

Skisport 5704 27.09.2002
Рейтинг: 0 0 0