Трансляции
  • 22 декабря, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Кубок Содружества, 15 км, масс-старт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Кубок России, 5 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:40
      Биатлон
      Кубок Содружества, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:50
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 14:30
      Биатлон
      Кубок мира, 15 км, масс-старт, муж.
    • 16:45
      Биатлон
      Кубок мира, 12.5 км, масс-старт, жен.

Фрирайд в Приэльбрусье

Опубликовано: skisport.ru

Где и у кого учиться кататься? - этот вопрос заботит многих начинающих горнолыжников, да и некоторые из уже умеющих кататься любителей горных лыж иногда хотят повысить уровень своей технической подготовки. Существуют различные пути обучения: кто-то учится сам, кто-то - обращаясь в школы инструкторов, но существует и еще одна возможность, о которой мы хотели-бы рассказать на страницах нашего журнала.

Мысли о фрирайде (или можно ли научиться фрирайду)
Рунич Станислав

В марте 2000 г. два инструктора по горным лыжам - В. Бритков и Г. Дубенецкий, решили организовать семинар, на котором все желающие могли бы покататься в группе единомышленников, получить представление о современной горнолыжной технике, а точнее - двух развивающихся направлений любительского катания - карвинге и фрирайде. Мне было предложено участвовать в работе семинара в Приэльбрусье.

Семинар должен был помочь любителям горных лыж, уже имеющим некоторый опыт и технические навыки произвести анализ и исправление ошибок в технике и освоить современные технические приемы карвинга, внетрассового катания и могула.

К этому времени я и мой друг Кирилл Анисимов имели около 20 лет опыта катания в различных снежных и погодных условиях в горных регионах от Приэльбрусья и Красной Поляны до Камчатки и стали призерами первого Чемпионата России по фрирайду.

Расскажу о том, как мы пришли к фрирайду и стали прорайдерами, то есть профессиональными лыжниками, имеющими контракт с коммерческой компанией, специализирующейса на поставках в Россию горнолыжного снаряжения.

Еще в детстве нас тянуло к целинному снегу. Я и Кирилл, в 12-13 лет имея по первому разряду, ушли из спортшколы. Нам всегда хотелось покататься где-нибудь в стороне от раскатанных трасс, и каждый раз, поднимаясь на подъемнике, мы разыскивали целину и потом расписывали ее, а при следующем подъеме на канатке разглядывали свои следы и по-детски хвастались друг перед другом кто "круче расписал". Нам все больше хотелось свободного или, как говорили тренеры, произвольного катания, а не однообразного заученного - по спортивной трассе. Большое спасибо тренерам Эдуарду Мурзаеву, Малику Шаваеву, которые часто устраивали импровизированные соревнования-догонялки, отпуская толпу "сорванцов" по трассе, которая с улюлюканьем, прыгая с бугров, неслась вниз, разгоняя туристов, с одной только целью - не отстать от первых.

С тех пор прошло много времени, многое изменилось, но неизменной осталась наша увлеченность горными лыжами. Мы катались для себя, брали с собой друзей. Иногда к нам на склоне подходили люди с просьбой покататься вместе. Им ставилось условие: не отставать, и никаких денег. Кто справлялся - становился нам другом, таких было немного.

После первых соревнований по фрирайду в январе 2000 г., оказалось, что наше катание вне трасс называется фрирайд и уже давно существует в горнолыжном мире. После соревнований спонсоры предложили нам заключить контракт - лыжи стали нашей профессией, а тема фрирайда стала развиваться в нашей стране.

Местом проведения первого семинара по фрирайду и карвингу было выбрано Приэльбрусье, а поскольку мы всё последнее время занимались внетрассовым катанием в этом районе, я с удовольствием принял приглашение участвовать в проекте, к которому впоследствии присоединился Кирилл. Семинар прошел с некоторыми организационными накладками. Но стало ясно, что направление выбрано верное. Последующие успехи участников подтвердили, что практика катания с более технически подготовленными лыжниками, дает большой эффект для роста мастерства.

На следующий сезон мы с Кириллом решили организовать проект, на постоянной основе, включив в него краткий курс лавинной безопасности и спасательных работ. Проект мы назвали "фрирайд с гидами".

Это название, по моему мнению, больше всего подходит к сути и целям программы, потому что склон - лучший помощник учителя.

Мы не помним, как нас учили кататься в детстве, просто мы катались, и само катание учило нас, сам снег и склон подсказывали, как лучше поставить ноги, руки, какую стойку принять. Интуитивно начинаешь ощущать, катишь ли ты с фаном или нет. Главное - поймать этот момент и не бояться отпустить лыжи. Можно много читать книг о технике катания, но лучшая учеба и путь к совершенствованию - это катание. Особенно - катание с более сильными лыжниками. Двухлетняя практика существования проекта это доказывает. Люди, достаточно давно катающиеся, а некоторые из них окончившие школу инструкторов, открывают для себя новые ощущения в катании. Конечно, не всегда получается кататься так, как Кирилл, но это и не обязательно. Главное - почувствовать и поймать свой стиль, который даст тебе свободу, не обязательно делать все так же как делают прорайдеры так как все мы катаемся по-разному, потому что мы все разные от природы, надо найти себя. Если ты почувствовал кайф, пройдя этот отрезок, прочувствовал полет и не устал, значит ты все сделал верно, шагнул вверх в познании и ощущении себя и природы.

Конечно, важно иметь хорошую базу, поучившись на начальном этапе у инструктора, но не надо останавливаться на достигнутом. Иногда видишь на склоне горнолыжника в современной экипировке, с рюкзаком и в шлеме, но не владеющего элементарной техникой катания, а считающего себя экстремалом и фрирайдером, и становится страшно, так как он может быть опасен не только для себя, но и для других, спускаясь, и не контролируя скорость и траекторию. Особенно опасны лыжники и сноубордисты, соблазнившиеся красивыми следами и склонами, решившие, что могут спускаться вне трасс, не представляющие себе местность и возможные препятствия в виде скал, узких крутых кулуаров, и лавинных участков. К сожалению, красивая реклама экстрима и захватывающие своей безбашенностью экстремальные ТВ программы искривляют правильное понимание экстремального катания, где надо учитывать все: и свою техническую и физическую подготовленность, и сложность рельефа, и погодные факторы.

Я считаю, что фрирайд - не экстрим, как думают многие, а просто свободный спуск (которому можно научиться), красивый гармоничный след на белоснежном склоне, картина природы, в которую вписался и ты.

А дополнить этот рассказ мы попросили одного из участников программы, Дмитрия Василевского

Два года назад, после покупки своих первых лыж и первой поездки в горы, радости моей не было предела. Но в следующую поездку радости поубавилось. Выяснилось что кроме накатанных трасс в солнечную погоду бывают снегопады, целина, снежная корка, бугры и т.д. Конечно, всё это кроме страданий и разочарования в своих способностях (которых, как выяснилось, было не густо) не приносило не капли удовольствия. Наконец в один из таких "чудесных дней", прокляв не поворачивающие лыжи , снег которым после постоянного кувыркания я был набит как снежная баба и видимость, в которой не было видно ничего (молоко) и никого (обычно в такую погоду все нормальные лыжники пьют глинтвейн и кое что покрепче) кроме спин удаляющейся группы лыжников, пришло понимание того, что надо учиться, учиться и учиться. В этот же день в холле гостинницы "Чегет" я отыскал тех, кто катается всегда. На следующий день я уже погибал на склоне в составе "школы фрирайда" которая к тому моменту уже отработала часть своей программы. Худшим из группы и продолжающим проклинать всё на свете был я.

Затем были ещё две "школы" и осмысление пройденного, катание в Москве и, что немаловажно - физическая подготовка (со слабыми ногами далеко не уедешь).

Страх от крутых горок прошёл. Целина, скорость, контроль над лыжами заставляют душу петь. Бугры, корка, наст до сих пор не до конца освоены, но - не всё сразу. Главное - не остаться на уровне ковыряния склона, увидеть огромные снежные просторы, лежащие за пределами размеченной (и разбитой) трассы.

Если есть желание научиться, то учителя у нас в стране есть - испытано на собственной шкуре. Одно только зрелище того, что можно делать на лыжах, многого стоит, а эти ребята умеют многое. Большое спасибо им и всем тем, с кем мы вместе катались в школе фрирайда.

В последнее время интерес к активному отдыху неуклонно растет, и у любителей горных лыж, которые не хотят расставатсья с горами и снегом даже летом, появилась еще одна возможность открыть для себя новые места - с этого года Слава и Кирилл организуют летнюю программу "фрирайд-бэккантри в Приэльбрусье".

Рейтинг: 0 0 0