Опубликовано: Журнал №17
Каждого, кто собирается отправиться на любой горнолыжный курорт, ожидают три периода времени: время перед поездкой, сама поездка и время после того, как уже съездил, но впечатления еще не стерлись из памяти. Каждый из этих периодов хорош по-своему: первый - волнением выбора и ожидания, второй - просто потому, что ты уже тут, в горах, а третий - возможностью вспомнить и пережить еще раз наиболее яркие моменты отдыха. Как же сделать так, чтобы второй (и, соответственно, третий) периоды не омрачились досадными мелочами? Ответ один - попробовать все предусмотреть еще на этапе подготовки к поездке.
Подготовка к поездке на один из курортов России довольно проста: купить путевку, билет и - вперед. Места все знакомы, путевки продают одна-две турфирмы, да и у кого-то из друзей можно узнать все подробности о выбранном для отдыха месте. А вот если планируется поездка за рубеж, вопросов возникает масса: выбор страны, конкретного курорта, где жить...Да и выбор турфирмы тоже оказывается не самым простым делом - вон сколько рекламы в любом издании, посвященном туризму, не говоря уже о газетах бесплатных объявлений. Выбор страны и курорта - тема отдельного разговора, а здесь речь пойдет о том, что необходимо выяснить при визите в турфирму.
Прежде всего надо узнать, есть ли у данной компании лицензия, и давно ли данная компания занимается организацией туров, и в частности - есть ли опыт организации именно горнолыжных туров. Горнолыжники народ своеобразный - им ведь не достаточно того, что отель хороший и вид из окна красивый, а в ванне есть горячая вода. Им ведь еще и катание подавай, и на все связанные с этим катанием дополнительные вопросы вам должны в туристической компании ответить, и весьма подробно.
Учитывая, что туристических компаний, занимающихся организацией горнолыжных туров, достаточно много и каждая из этих компаний с радостью организует для вас поездку, имеет смысл ожидать от менеджера максимально подробного и компетентного ответа на все интересующие вас вопросы. А вот если на какие-то вопросы ответов менеджер не знает и начинает вести беседу в том направлении, что "...я сейчас запишу вопросы, перезвоню и выясню, а вам потом сообщу...", это является первым признаком того, что опыта у компании маловато и скорее всего горнолыжными турами всерьез здесь еще не занимались.
Может возникнуть вопрос: "А зачем, собственно, все эти выяснения, уточнения?". Расскажу о нескольких реальных случаях. Как-то раз при поездке в Италию за ночь до отлета, при получении документов, выяснилось, что летим мы вовсе не до Венеции, как планировалось и было обещано, а до Римини. Мало того: это оказался чартерный рейс, ориентированный на "челноков"... Поездку отменять было уже поздно, и мы полетели. В аэропорту Римини обменного пункта не оказалось, представитель турфирмы отсутствовал, с водителем найти общего языка и договориться об остановке не удалось вплоть до какого-то маленького ресторанчика, в котором обмен валюты тоже отсутствовал и доллары не принимались. Кроме вышеперечисленного, по дороге туда проблема была ещё только одна - шесть часов в автобусе вместо планировавшихся трех.
Приехали на курорт поздно, ужин в одиноко стоящем на отшибе отеле нам никто не подал и, поменяв немного денег в отеле, десять уставших, злых и голодных россиян отправились в ночь на поиски еды. Перекусили в уютном кафе, доползли до номеров и упали спать. Утром в отеле деньги нам поменять отказались, поскольку в кассе не оказалось нужного количества наличных денег, и мы отправились в город покупать пропуска. Как и следовало ожидать, в воскресенье банки оказались закрыты. Мало этого, пропуска на подъемники продавались только за лиры, а обмен отсутствовал. В результате мы вынуждены были ждать открытия офиса по туризму, в котором нам наконец удалось обменять проклятые зеленые бумажки на разноцветные купюры с надписями на итальянском языке. До склонов мы в этот день добрались часам к 12.
В ходе катания выяснилось, что на автобусе, который останавливается прямо перед отелем, можно доехать только до трех регионов катания, а поскольку приобретенные нами ски-пассы обещали катание в нескольких десятках регионов, мы взяли машину напрокат. Кстати, только благодаря тому, что у нас была машина, мы смогли купить кое-какие горнолыжные мелочи (точилку для лыж, повязочку, очки, тоненькую полартековую водолазку), поскольку выяснилось, что в том городке, где мы жили, магазинов, мягко говоря, не очень много, и до горнолыжного с необходимым ассортиментом пришлось идти от отеля минут тридцать-сорок, да и закрыт он уже оказался, когда мы до него в первый раз добрались...
К обратной дороге в автобусе мы приготовились, поэтому переезд новых неприятностей не принес. А вот в аэропорту началось...
Прежде всего с нас попытались взять плату за провоз лыж несмотря на
то, что оплата была произведена еще при оформлении билетов. Упорная
позиция всех горнолыжников и какая-то закорючка на билетах, которую
мы убежденно выдавали за отметку об оплате багажа, взяли верх, и
денег с нас получить не удалось. Затем мы провели добавочных 3
(три) часа в аэропорту Римини в ожидании, пока все "челноки" сдадут
в багаж свое барахло, а затем еще три часа - в Москве в ожидании
своих лыж из багажа. К счастью, таможня дала добро на проход
измотанных горнолыжников в 3 часа утра без очереди, а то добавилось
бы еще часов несколько.
Приведу еще один пример. В Андорре по приезду в отель категории 4
звезды выяснилось, что окна номеров выходят в ... закрытый колпаком
вентиляционный колодец. Попытка поменять номера ни к чему не
привела, и на протяжении всей недели для обеспечения вентиляции
номера с целью просушки хотя бы полотенец пришлось держать двери
номера открытыми - кондиционер не справлялся. Понятно, что вопрос о
виде из окна вообще не поднимался - шторы были закрыты
круглосуточно. Питание в отеле настолько не отличалось
разнообразием, что иногда оплаченный ужин просто приходилось
заменять неоплаченным дополнительным питанием. А завтрак был
настолько "плотным", что дополнительное питание требовалось
немедленно после прибытия на склон. Арендованную машину запарковать
около отеля было просто негде.
Также в Андорре в отеле 3 звезды выяснилось что, третий в номере
ребенок будет спать на матрасе, положенном на пол.
Еще об Андорре. Несмотря на утверждения, что из Андорра ла Вэлла
рейсовым автобусом можно добраться до любого региона катания,
выяснилось, что теоретически так оно и есть, но... с пересадками, и
время в пути до региона катания может составить часика два в один
конец. Да и автобусы ходят один раз в час, так что если опоздал, то
жди следующего еще часок...
В чем же мораль этой статьи? В том, что существует один и очень проверенный способ избавиться от неожиданных проблем во время отпуска - задавать вопросы в турагентстве. Какие и сколько? Чем больше - тем лучше, но все таки, чтобы сэкономить ваше время, я предлагаю список из ста вопросов, ответы на которые в максимальной степени сделают ваш отдых по-настоящему отдыхом - без вопросов! Лучше ведь думать до поездки, чем столкнуться с непредвиденными проблемами во время тура, а по возвращении заниматься выяснением отношений с турагентством.
И еще один, дополнительный, вопрос: Что еще вы мне забыли рассказать?