Опубликовано: Журнал №17
Эльбрус - великая приманка для всех горнолыжников, бывавших в районе Центрального Кавказа. Его вершины как на ладони - что Западная, что Восточная - две снежно-ледовые громадины-доминанты, определяющие красоту окрестного пейзажа. Видны все кулуары, все ледовые поля и все снежники. Практически нет особо крутых мест, а уж «No fall zone» можно конечно найти, но надо очень постараться. Казалось бы все просто - одеваешься потеплей, чтобы пронизывающий холодный ветер не пробрался под куртку, встаешь пораньше, чтобы не ехать вниз по раскисшей «каше» и чтобы вернуться обратно к обеду, и вперед - наверх, ножками до любой из вершин. Желаемая цель, надежно сидящая в подсознании, до которой подать рукой.
Однако, однако, однако... восхождение на Эльбрус - не так просто, как видится издалека, маршрут этот сложен многими факторами и пройти его можно только тогда когда сильно «везет».
В июле 2000 года группа российских горнолыжников совершила успешное восхождение по Северному склону Эльбруса на Восточную вершину и спустилась оттуда на горных лыжах. По данным Кавказского Горного общества это был первый достоверно зарегистрированный спуск на лыжах по Северным склонам российских горнолыжников. В прошлом году аналогичный маршрут, несколько отличающийся от нашего, был пройден американцами, командой Уоррена Миллера. В состав нашей группы входили: Евгений Любимов, Александр Захаров, Николай Веселовский (г. Москва), Игорь Комаров (г. Пятигорск), Илья Гаврилов (г. Кисловодск).
Дальше дорога становится веселей. Собственно, заканчивается само напоминание о дороге и начинается что-то похожее на козьи тропы. Сверху фактически постоянно «идут» камни и полотно этой дороги имеет еще и небольшой наклон в сторону долины. Повороты настолько короткие, что машина не всегда вписывается в них с первого раза и вот тут начинается самое веселое: такое ощущение, что для ребят из МЧС, ведущих свои машины по этим дорогам, «Camel Trophy» - просто постоянная, ежедневная работа. Проехав два брода через реки, пару перевалов, один из которых лежит уже на высоте 1800 м, наша машина, преодолев последний головокружительный спуск, въехала в долину Сурх.
Поляна Сурх - огромная плоскость порядка двух километров длиной и с километр шириной, по которой течет река Малка. Со всех сторон это пространство - зона альпийских лугов - окружено горами, поэтому ветра нет, и погода, как правило, хорошая. Проезжаем мимо памятного знака, расположенного на том месте, на котором стояла экспедиция генерала Эммануэля и после которого начинается последний брод через Малку. Машина въезжает в горную реку и метров сто едет по течению реки. Ощущение такое, как будто участвуешь в сплаве на машине ГАЗ - 66. Наш водитель - Леша - судя по всему, опытный «сплавщик» и хорошо знает особенности передвижения на машине по горным рекам, поэтому это наше приключение заканчивается благополучно. Выезжаем на противоположный берег и тут нам открывается удивительная картина - зеленая поляна, на которой как бабочки расселись десяток разноцветных палаток и большой шатер спасслужбы. Ребята из спасслужб размещают нас в своей палатке, поскольку на утро мы выходим наверх.
Постепенно кончается зона лугов и начинаются огромные каменные завалы. По этим завалам иногда просто приходилось лезть, используя элементы скалолазной техники. Вылезаем на скальный гребень, откуда уже виден сам Эльбрус, его ледники. Зрелище поистине великолепное - огромные трещины, ледниковые поля. Дальше путь идет по этому самому гребню - крутому и продуваемому пронизывающим ветром. Лезть по гребню все тяжелей. Погода ухудшается... Через некоторое время налетает снежный шквал – собственно, идет не сам снег, а снежная крупа, похожая на пенопласт. Горизонт затянут грозовыми тучами и лыжи, которые привязаны сзади к рюкзаку начинают бить искрой по затылку. Понимаем, что надо идти как можно быстрее. Где-то через шесть часов такой ходьбы-лазанья по хребту и убегания от грозы выходим на морену, которая находится на высоте 3.700 м. На этой морене приютилось с десяток палаток, которые продуваются холодным ветром и где уже чувствуется близость холодных ледников Эльбруса.
Ставим палатку, бросаем в нее груз и не дожидаясь нового грозового заряда быстро сваливаем вниз. Когда спустились вниз и посмотрели на часы, поняли, что заброска заняла ровно одиннадцать часов. Сил осталось только на то, чтобы поесть на скорую руку и завалиться спать с одной мыслью: «Интересно, а что заставит тебя пройти этот путь снова?».
Постепенно продвигаемся вперед. Высота, недостаток акклиматизации постепенно дают себя знать - дыхание идет тяжелое, ноги наливаются свинцом. С высоты 4.577 м (нижняя скала Ленца) назад поворачивает Женя Любимов. Дальше просто нет сил идти... Поднимаемся чуть выше, до высоты 4.659 м - до так называемых «нижних ночевок». Здесь есть небольшая площадочка, укрытая со всех сторон скалами, есть вода... но высота дает себя знать - на этой высоте Коля Веселовский говорит, что дальше не пойдет - тяжелая черепно-мозговая травма, полученная Колей несколько лет назад в Приэльбрусье, дает себя знать головными болями + простуда, полученная где-то по дороге... Коля понимает, что гора для него закрыта...
Спускаемся до морены на лыжах по достаточно пологому, раскисшему от жаркого солнца снежному склону. Около десятка трещин, которые легко проходятся по снежным мостам, промаркированы ребятами из спасслужбы. Единственное: проходя над трещинами, весь становишься какой-то невесомый и хочется просто взлететь.
Вниз с нами едет Леша (спасатель) - тот самый водитель, который вел ГАЗ - 66 по дороге в лагерь и использовал его как средство сплава для преодоления водных преград. Ко всем достоинствам Леши добавилось еще и то, что он оказывается, неплохой лыжник.
Спускаемся вниз и силы прибывают просто на глазах, да так, что очень удивляешься: где ж они были, когда шел наверх?
Проявляется тот же эффект, что и на подходах – во второй день идти гораздо легче, видимо, все-таки нарабатывается акклиматизация при такой тактике: выход наверх с лыжами и быстрые спуски на них вниз. Где-то к трем часам дня достигаем высоты 4.804 м. На этой отметке в скалах Ленца можно поставить небольшой лагерь, что мы и делаем при великолепной штилевой погоде. Сняв ботинки, ходим босиком. Илья, задумчиво глядя на все это «блаженство», говорит, что такая погода бывает здесь десять дней в году. И подтверждением тому тот факт, что всего несколько дней назад ребята из МЧС были вынуждены заночевать в этом месте, и сильный южный ветер разорвал у них палатку в клочья, обеспечив «холодную» ночевку. Поэтому, слушая Илью, понимаю, что нам действительно очень повезло.
Поужинав и поговорив «за жизнь», где-то часов в десять ложимся спать. Надо сказать, что сон на этой высоте практически отсутствует, зато замечательно принимается радиостанции FM из города Кисловодска. Поэтому практически всю ночь лежу с радиоплеером, с наушничками и слушаю музыку. К утру, похоже, все-таки немного заснул, поскольку будят меня голоса двух людей, судя по всему - ветеранов советского альпинизма - одному лет пятьдесят, другому - шестьдесят, которые расположились в соседней палатке и фактически живут на этой высоте. Им здесь очень нравится и они каждый день ходят на разные вершины Эльбруса. Причем одному из них в предыдущий день двух вершин не хватило - он сначала сходил на Восточную, потом - на Западную и поскольку еще осталось время сходил еще раз на Восточную и спустился вниз. Он ходит в валенках, к которым привязаны «кошки», поэтому оставляет на горе следы, похожие на следы медведя - большой «лапоть» со следами от «когтей».
От скал Ленца путь идет наверх по кулуару, зажатому между двух скальных гряд. Выходим к вершине в том же порядке, что и вчера: я иду за Ильей, за нами идут Игорь с Женей. Идем по правой части кулуара. Первые сто метров идется очень тяжело - настолько тяжело, что вообще возникает сомнение: а дойду ли до вершины, хотя она - вот, совсем рядом, видна как на ладони. Через сто метров «расходимся» и дальше идется уже полегче. Идти за Ильей доставляет истинное удовольствие - великолепный проводник, хороший темп, хороший шаг, очень грамотный выбор маршрута, идем точно в ногу. Такое движение обладает медитативными свойствами, и через некоторое время впадаешь в прострацию, когда время и пространство просто исчезают, и ты просто идешь, просто идешь, думая о чем-то - о чем, собственно, и не знаешь.
Через некоторое время выходим на верх скал Ленца. Высота 5.183 м - практически высота седловины Эльбруса. Здесь останавливаемся на перекур. Илья лениво раскуривает «Нашу марку», расположившись в камнях, погода хорошая, ветра нет. Командир спасателей так «вкусно» покуривает, что глядя на него, самому хочется закурить, но понимаю, что это удовольствие лучше оставить немного на потом - кислорода здесь и так не хватает.
Снизу подходят спасатели - Данила, «Доктор», «Титаник». Они тащат наверх радиоретранслятор, который вместе с солнечной батареей хотят установить на вершине Эльбруса.
Отдыхаем достаточно долго, где-то, наверное, минут двадцать, ждем пока подойдут Женя и Игорь. Через некоторое время они выходят на скалы - вид у Жени очень уставший. Собственно говоря, на такой высоте бодрых вообще не бывает, ну а «сильно уставший» - тоже немного не то словосочетание. Но вершина уже совсем рядом, ощущение такое, что еще пятнадцать минут, и ты уже наверху. А на самом деле - еще два часа пути, Женя этого не знает и это очень хорошо. Илья разгружает его, берет Женины лыжи и мы выходим наверх - к вершине. Игорь с Женей остаются отдыхать дальше.
Погода великолепная - на востоке хорошо виден Казбек, чуть дует западный ветерочек...
Где - то за сто метров до вершины высота начинает сказываться очень сильно - я теряю темп и отстаю от Ильи. В такой ситуации лучше не останавливаться и лучше просто сбавить темп и идти помедленнее. Я уже вижу, что Илья вышел на ригель кратера. В 11 часов я тоже выхожу на ригель кратера, потратив на подъем в общей сложности где-то около четырех часов. Высота 5.584 м
Илья со спасателями поднимаются на скалу, замыкающую кратер, чтобы установить там ретранслятор, а я решил пересечь кратер по прямой, чтобы выйти непосредственно на вершину. Вершинный знак Восточной вершины отсюда очень хорошо виден - пирамида из нержавеющей стали, которая блестит на солнце и видна издалека.
При пересечении кратера в какой-то момент у меня проваливается правая нога, и первая мысль, пришедшая в голову: «Откуда здесь сугроб вообще?!». В следующий момент проваливается вторая нога и я по пояс проваливаюсь в трещину. Внезапно появляется энергия и я очень быстро выскакиваю оттуда, используя специальные рукоятки палок с «клювами». Дальше не рискую - выхожу на гребень и иду уже по камушкам. Выхожу на вершину Эльбруса и здесь зрелище совершенно необычное – первое, что я вижу - флаг Военно-Воздушных Сил и нескольких ребят в десантных голубых беретах, которые фотографируются на фоне этого флага. Оказывается, в это время с южной стороны проходила военная «Эльбрусиада» и поэтому на вершине Эльбруса было достаточно много народа. Я в первый раз видел такое «многолюдье» на вершине. Совершенно удивительная встреча: Миша Калинкин, мой старинный знакомый, известный своими «горнолыжными» песнями бард, поднялся на Эльбрус с юга в то же время что и мы, и здесь, в самом центре Кавказа, на высоте больше 5.000 метров мы с ним и встретились.
Сделав несколько фотографий, надеваю лыжи и начинаю спуск вниз. Стартуя от самого вершинного знака, по прямой пересекаю кратер, опасаясь трещин. На противоположной стороне кратера - контруклон, по которому еще больше разгоняюсь - набранная скорость позволяет мне доехать до края кратера. В это время вижу, что на ригель кратера выходят Женя Любимов и Игорь Комаров. Все-таки они дошли и теперь нас уже трое!
Немного отдохнув, надеваем лыжи и начинаем спуск. В верхней части спуск проходит практически по пути подъема. Склон крутизной порядка двадцати градусов, покрытый застругами, поэтому все время приходится ехать очень аккуратно, выбирая дорогу и объезжая эти заструги. Краем глаза вижу поднимающуюся группу альпинистов Кавказского горного общества. Замечаешь в тех глазах, которые еще что-то выражают на такой высоте, огромную зависть к человеку, едущему на лыжах. Мне до лагеря - несколько минут спуска, а им - тяжелый подъем наверх, а потом еще тяжелый спуск вниз.
Через некоторое время по узкому проходу шириной буквально в лыжу заходим в кулуар между двумя скальными грядами. В прошлом году американцы то ли не нашли этого захода, то ли не попали, но они вышли на склон, лежащий левее скал Ленца и попали в зону ледовых разломов и трещин, и спуск, судя по всему, у них был достаточно проблематичным, напряженным и связанным с большим риском.
Путь, выбранный нами, был более естественным, безопасным и в какой-то мере более живописным, потому что мы спускались по кулуару шириной метров сто - двести, зажатому между двумя скальными грядами, а не пробирались «на ощупь» между трещинами.
По линии спуска доходим до места предыдущей ночевки. Дальше начинаются скальные сбросы, поэтому приходится отворачивать налево и уезжать от скал Ленца на открытую зону. Здесь уже надо ехать гораздо осторожнее, так как на пути можно наткнуться на трещины. Игорь и Женя останавливаются для того, чтобы снять «гортексовые» куртки, поскольку в нижней части уже становится достаточно жарко. Я же не останавливаюсь, чтобы сохранить цельное впечатление от спуска.
Склон становится постепенно все более мягким, заструги мельче и после скал Ленца переходит в огромные поля откисшего фирна, скользить по которому - настоящее удовольствие. Крутизна здесь несколько уменьшается и единственное, что еще держит в напряжении - встречающиеся на пути трещины. Интересно, что за последние два дня была достаточно теплая погода и из-под снега открылось еще больше трещин, которых мы не видели по пути наверх. Ехать приходится очень аккуратно, постоянно глядя далеко вперед. Преодолевать снежные мосты приходится на «разгрузке» лыж, чтобы не обрушить подтаявшие и просевшие снежные мосты.
Через некоторое время подъезжаю к нашей морене, поворачиваю, чтобы поглядеть на свой след и вижу, как Игорь и Женя рисуют на мягком склоне великолепные округлые «восьмерки» километровой длины. Зрелище очень красивое и воистину необычное для этих мест. Все, мы спустились!
Вниз мы спустились уже достаточно вымотанные. Но каково же было наше удивление и наслаждение, когда зайдя в палатку спасателей, мы увидели там встречающего нас Лешу с накрытым столом и огромную кастрюлю борща. Приятно, что ребята ждали нас...
Вечером было своеобразное награждение участников. Посидели у костра, попели песни...
После брода через Малку поднимаемся на машине на перевал и бросаем последний взгляд на поляну Сурх. Гора приняла и гора отпустила... Спасибо.
Мы использовали лыжи фрирайдовых серий:
Ботинки:
Все координаты, нитку маршрута мы отслеживали по системе спутниковой ориентации GPS Magellan. Вещь очень удобная, существенно увеличивающая безопасность прохождения маршрута.
В заключение хочу поблагодарить фирму Salomon, в частности Максима Иванова за предоставленные для экспедиции лыжи, палатку и часть снаряжения. Огромная благодарность спасателям Кисловодского МЧС. Эти ребята помогали нам в забросках грузов, в обустройстве и установке лагеря, помогали на спуске. Спасибо вам! Я называю людей так, как их принято называть на горе: Командир, Леха, Титаник, Док, Данила, Старый, спасибо вам еще раз!
Отдельная огромная благодарность руководству Кавказского горного общества, которое помогало нам в организации нашей экспедиции и приютило нас в своем лагере. Особенно хочется отметить Матиенко Н. И. и Запорожченко Э.В.