Опубликовано: Журнал №17
Признаюсь, вопрос редактора «Лыжного спорта» о том, что я думаю об использовании новых карвинговых лыж на буграх, поставил меня в тупик. Будучи тренером по горным лыжам, а не по фристайлу, я об этом просто не задумывался. Единственное применение бугров для нас заключалось в насильственном катании по ним молодых спортсменов. При этом их главной задачей всегда было просто устоять, спускаясь по склону на максимально возможной скорости. В технику мы особенно не вдавались. В общем, специалистом в этом вопросе техники я себя не считаю и решил обратиться к своим коллегам по фристайлу. Вопрос их тоже озадачил, но кое-какие мнения они все-таки высказали. Целиком их здесь приводить не буду, но полагаю, они бы разочаровали многих любителей горных лыж в России, где, как сказала Елизавета Кожевникова, «катание по буграм - наш национальный вид спорта». Вместо этого приведу еще одно высказывание Елизаветы, которое, пожалуй, суммирует все сказанное опрошенными мною специалистами по фристайлу. А сказала она следующее: «Как это ни странно звучит, но попытки изобразить резанный поворот на бугристом склоне - самоубийственны». Получается парадокс: основное предназначение карвов - именно резаный поворот без проскальзывания. Тем не менее в России еще очень мало склонов хорошо заглаженных и обработанных, и наоборот - еще очень много бугристых. Но как же использовать лыжи с современной геометрией при катании на российских склонах, если все «попытки самоубийственны»?
Что же, значит «резать» повороты на буграх не рекомендует даже известная чемпионка и призерка двух Олимпиад по фристайлу? Сам собой напрашивается ответ: карвинговые лыжи для бугров не подходят совершенно, - для них, вероятно, нужны лыжи, предназначенные специально для езды по буграм. Понимаю, что такой ответ любителей горных лыж в России не удовлетворит. Ведь хочется на своих свежекупленных «карвах» сначала по гладенькому, свежему склону пролететь, потом по буграм, потом опять по гладенькому, а там, глядишь, и ко второй половине дня уже и везде бугры. Как же тут быть, ведь в подавляющем большинстве на курорт с собой люди везут только одну пару лыж?
Интересно, что подобная проблема не чужда в определенной мере и любителям лыж в Америке, где по сравнению с Россией гораздо больше мест для катания и разнообразней склоны. В последнее время на страницах американских журналов «SKI» и «Skiing» появились статьи, описывающие «новые» методы езды по буграм на карвах. Все это, на мой взгляд напоминает изобретение велосипеда с овальными колесами, с примерно таким же результатом.
Что же все-таки может помочь нашим любителям бугров и карвов? Не претендуя на то, что действительно знаю ответ на поставленный вопрос, попытаюсь пролить все же немного света на катание по буграм и использование при этом карвов, базируясь на опыте многолетнего катания.
Прежде всего хочу рассмотреть четыре основных способа катания по буграм. Елизавета Кожевникова в статье «Школа горных лыж. Шаг за шагом» (в № 16 журнала) приводит два. Моя градация принципиально не отличается, а просто разделяет один из указанных ею методов.
Понимаю, что очень немногие любители могут проехать больше трех, в лучшем случае - пяти бугров в таком стиле. Тем не менее, хочу заметить, что те, кто могут или, по крайней мере, пытаются серьезно овладеть этим способом, вряд ли будут иметь преимущество на карвах. Даже напротив, карвы скорее только будут мешать. Почему?
Во-первых, потому что они «не любят» идти плоско, особенно на скорости и будут цепляться кантами и дергать лыжника во все стороны.
Во-вторых, карвы гораздо жестче в носках и пятках, то есть будут зарываться в бугор носками и выстреливать с пяток при малейшей потере равновесия. Единственным их преимуществом может являться небольшая длина, и как следствие - лучшая маневренность, но это ни в коей мере не компенсирует отмеченных недостатков. К тому же длина специальных лыж для фристайла тоже уменьшилась за последние несколько лет.
Заключение: для профессионалов и тех любителей, которые хотят кататься по линии падения воды, лучше всего брать специальные лыжи для фристайла или мягкие, слаломные лыжи классического профиля.
Заключение: правильно подобранные и не слишком короткие карвы с не самым радикальным боковым вырезом могут облегчить «покорение» бугров способом разгрузки и поворота на вершине.
Заключение: карвы вполне подходят для езды по «половинкам», однако при возрастании скорости и приближении к первому способу уже недостаточны и теряют все свои преимущества.
Суть способа в том, что лыжник сам выбирает радиус поворота и старается его придерживаться на протяжении всего спуска по бугристому склону. Желаемый результат может быть достигнут двумя путями или их сочетанием.
Первый – это отталкивание от верхушки бугра, так, чтобы перелетев через одну или несколько вершин и приземлившись (ударившись) об очередную вершину, снова от нее оттолкнуться.
Второй, на мой взгляд, более технически сложный путь заключается в постоянном контакте со склоном и обработке-«проглатывании» бугров за счет мягкой работы ног при максимальной амплитуде их сгибания и разгибания. В исполнении спортсменов-горнолыжников (не фристайлистов) высокого класса это выглядит, как будто лыжник просто идет большими дугами по ровному склону. Безусловно, что скорости здесь могут быть даже выше, чем при езде по линии падения склона. Лучше всего этот способ применим на средних, не очень жестких буграх, на широких склонах умеренной крутизны. Любителям среднего уровня, как и первый способ, спуск большими дугами мало доступен, хотя пару таких дуг может выполнить каждый. Дальше скорость сильно возрастает и требует от лыжника незаурядной физической и технической подготовки.
В этом способе карвы также не очень хорошо применимы. Их небольшая длина, излишняя цепкость кантов и жесткость пяток никоим образом не облегчают езду по буграм этим технически сложным способом, особенно в случае «проглатыванья» бугров без потери контакта со склоном.
Техника такой езды обеспечивает самую высокую скорость и выходит, на мой взгляд, за грани физических навыков большинства любителей-горнолыжников в разряд искусства. Самые лучшие лыжи для этого способа – спортивные лыжи для гиганта или даже супер-гиганта.
Заключение: карвы могут быть применимы (без каких-либо преимуществ) для езды большими дугами техникой «перелетов» с верхушки на верхушку бугров и совершенно не годятся для техники «проглатывания».
В качестве общего вывода могу сказать, что, на мой взгляд, никакой принципиально новой техники езды по буграм карвы не принесли. Никаких вариантов настоящего резанного поворота (на буграх) они тоже не предлагают. Любителям бугров по-прежнему подойдут обычные, не слишком жесткие и не слишком длинные лыжи. Все выше описанные способы работают на средних и даже больших буграх. Первый и третий способ лучше всего применимы на относительно симметричных и не очень жестких буграх. «Второй» придет вам на помощь почти всегда, пожалуй за исключением жестких полутораметровых «изваяний» с отвесной задней стенкой. Заметьте, что даже мастера фристайла держатся от них подальше. В их понимании это уже не бугры, а устройства для разрыва связок. Я лично предпочитаю на скорости спуститься по нормальным буграм используя третий способ, чем со скрипом спускаться по обледеневшим ступеням.
Общее резюме от редакции: «комфортный» режим для карвов при катании по бугристым склонам - повороты на вершине и на боковых стенках бугров на малой и средней скорости. Так как в настоящее время для массового потребителя практически не выпускаются «не карвы», мы рекомендуем горнолыжникам-любителям, которых большинство, использовать при катании по большим буграм на высокой скорости лыжи с геометрией, максимально приближенной к классической или специальные лыжи для фристайла, которые выпускает ряд производителей. Для более «щадящих» условий подойдут и мягкие слаломные лыжи.
Специальные лыжи для фристайла в коллекциях сезона 2000 - 2001
года, которые рекомендует наша редакция:
Rossignol Pow’air
Elan Airtwist
Fischer Lunar
Atomic Beta Free Zone Bump
Автор благодарит Георгия Дубенецкого за помощь при подготовке статьи